От изучения виртуального к цифровому: методологические возможности и ограничения подходов
От изучения виртуального к цифровому: методологические возможности и ограничения подходов
Аннотация
Код статьи
S0020183-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бархатова Лариса Александровна 
Должность: преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая шкала экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
62-70
Аннотация

В статье анализируются методологические возможности и ограничения подходов к изучению виртуального. Показывается, как переозначивание базовых понятий применительно к онлайн-контекстам отражается на методологическом инструментарии. На основе таких подходов, как виртуальная этнография и этнография виртуальных миров, которые становятся для исследователей отправной точкой в изучении виртуального, в статье рассматриваются принципы и процедуры проведения исследования в онлайн-пространстве. Выделяются различия относительно того, как в каждом из подходов трактуется и анализируется офлайн-контекст и как учитываются специфические особенности онлайн-среды. В статье критически обсуждается соотношение понятий виртуального и цифрового, а также показывается, почему понятие цифрового более релевантно для описания современных онлайн-контекстов.

Ключевые слова
виртуальная этнография, этнография виртуальных миров, виртуальная реальность, цифровая этнография, онлайн-сообщества
Классификатор
Получено
15.05.2022
Дата публикации
15.03.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
55
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1

Введение.

2 Растущая диджитализация повседневной жизни привела к расширению области исследований. Социальные науки не могут развиваться без учета онлайн-пространства, в том числе и современная этнография [Hallett, Barber, 2014]. В отличие от полевых исследований, предполагающих посещение физических пространств, изучая виртуальные культуры, социолог или этнограф находится на интерактивных веб-сайтах, просматривает тексты и изображения на экране компьютера [Garcia et al., 2009; Boellstorff et al., 2012]. Большая часть наблюдения, опросов и интервью происходит через такие каналы, как электронная почта, чаты, окна сообщений, интерфейсы виртуального мира и профили в социальных сетях, вследствие чего значительные изменения претерпевают базовый концептуальный аппарат и инструментарий исследования [Abidin, de Seta, 2020]. Ключевые концепты этнографии – поле, сообщество, наблюдение, включенность и др. – переозначиваются в силу специфики онлайн-среды.
3 Это способствовало развитию разнообразных методологических подходов этнографического исследования в онлайн-пространстве. Считается, что одной из первых исследовательниц, заявивших о своем опыте в области этнографии в Интернете, была К. Хайн, которая ввела в оборот термин «виртуальная этнография» (virtual ethnography) и подход, который впоследствии получил широкую поддержку в исследовательском сообществе [Bengtsson, 2014]. Сегодня можно встретить и другие, самые разнообразные названия: цифровая этнография (digital ethnography) [Murthy, 2008; Hjorth et al., 2016]; нетнография (netnography) [Kozinets, 2010]; расширенная этнография (expanded ethnography) [Beneito-Montagut, 2011]; этнография виртуальных миров (ethnography of virtual worlds) [Boellstorff et al., 2012] и др. Некоторыми авторами эти термины используются как синонимы, однако не всегда их отождествление корректно [Caliandro, 2014; Hampton, 2017]. Каждый подход поддерживает собственный диалог с устоявшейся традицией и по-разному формулирует отношение к ней [Domínguez et al., 2007].
4 Обратимся к анализу виртуальных этнографических подходов, которые, несмотря на их методологическое разнообразие, становятся для многих исследователей исходной точкой изучения Интернета как иного, виртуального поля. Цель статьи – обозначить методологические возможности и ограничения виртуальных этнографических подходов, на примерах виртуальной этнографии К. Хайн и этнографии виртуальных миров Т. Белльсторфа.
5

Виртуальная этнография.

6 Первые этнографические исследования, которые проводились в онлайн-среде, основывались на представлении виртуальных миров как локальности, находящейся за пределами телесного взаимодействия [Bell, 2001]. Получены отрицательные заключения экспертов. Многие исследования того периода имели недостаточно проработанный инструментарий, из-за чего на выходе получались скорее журналистские репортажи, нежели этнографические описания [Hampton, 2017]. Часто они делались с двух крайних позиций, несовместимых с базовыми принципами этнографии: постороннего наблюдателя, не погруженного в сообщество, или инсайдера – исследователь погружался в сообщества настолько, что не мог отделить наблюдение от своего восприятия (в литературе эта проблема называется риском going native)1.
1. Обозначенные проблемы свойственны не только виртуальному пространству. С ними можно столкнуться и в классических полевых исследованиях.
7 Позднее восприятие виртуального и реального трансформируется в понимание того, что онлайн- и офлайн-практики тесно переплетены. Фокусом исследований онлайн-среды становятся различия онлайн и офлайн-реальностей, социальные связи, идентичности и взаимодействия [Turkle, 1997; Markham, 1998].
8 Ответом на подобную концептуализацию стало появление подхода виртуальной этнографии, разработанного американским социологом К. Хайн [Hine, 2000]. Этот подход опирается на два теоретических представления, которые она называет «Интернет как культура» и «Интернет как культурный артефакт» [Hine, 2000: 14]. С одной стороны, Интернет представляет собой пространство, в котором создается и воспроизводится культура. С другой стороны, сам Интернет может рассматриваться как продукт культуры. Таким образом, онлайн-реальность может изучаться офлайн, и наоборот [Caliandro, 2018].
9 Соответственно, целостный этнографический подход должен сочетать анализ в двух регистрах: онлайн и офлайн. Методологически это воплощается в адаптации традиционного этнографического инструментария к онлайн-среде через сочетание виртуальных методов и приемов с их привычными офлайн-аналогами (как правило, включенным наблюдением и интервью). Например, в исследовании интернет-обсуждений дела Луизы Вудворд – няни из Великобритании, которую Бостонский суд обвинил в непреднамеренном убийстве американского ребенка, К. Хайн регулярно проводила наблюдение за веб-сайтами, связанными с этим делом, читала новости и обсуждения в группах и форумах, проводила интервью по электронной почте с разработчиками некоторых веб-сайтов, с участниками групп на самих форумах [Hine, 2000]. Важным элементом полевой работы были заметки, в которых К. Хайн записывала свои мысли и наблюдения.
10 Можно заметить некоторую схожесть виртуальной этнографии с многофокусной этнографией (multi-sited ethnography), которая предполагает проведение сбора данных в нескольких локациях [Marcus, 1995]. В онлайн-пространстве в качестве таких локаций для анализа выступают онлайн-сообщества, в которых перемещаются участники и за которыми, следовательно, должен наблюдать исследователь [Baym, 2000]. По мнению А. Калиандро, виртуальную этнографию можно рассматривать как естественное продолжение многофокусной этнографии [Caliandro, 2018]. Он выделяет два основных аргумента: (1) виртуальная и многофокусная этнография предполагают перенос в онлайн-пространство традиционных этнографических понятий, таких как участник, сообщество и пр.; (2) для обоих подходов необходима адаптация традиционных методов.
11 Сама К. Хайн видит виртуальную этнографию в большей степени мобильной (mobile ethnography), нежели многофокусной [Hine, 2000: 64]. Так, в исследовании популярного телевизионного шоу Antiques Roadshow, она показывает, что исследователю может быть полезно следовать за объектом изучения, перемещаясь на разные онлайн-платформы, что дает возможность сравнивать смыслы, которые ему придают разные онлайн-аудитории [Hine, 2011].
12 В более поздней книге «Этнография для Интернета: укорененная, воплощенная и повседневная» К. Хайн возвращается к вопросу концептульных основ виртуальной коммуникации [Hine, 2015a]. Она выделяет три ключевых свойства Интернета: укорененность (embeddedness), воплощенность (embodiedness) и повседневность (everyday), называя их триадой свойств E. Под укорененностью К. Хайн понимает связь онлайн-практик с культурным контекстом, который невозможно рассматривать в отрыве от офлайн-среды. Воплощенность пользовательского опыта в конкретных ситуациях делает опыт отдельного индивида уникальным. Повседневность автор предлагает рассматривать не столько как привычность, а как инфраструктуру, которая управляет взаимодействиями. Описанные свойства напрямую не наблюдаемы, их сложно контролировать, что создает определенные методологические вызовы для исследователей онлайн-сообществ.
13 В качестве решения обозначенных проблем К. Хайн формулирует восемь основных принципов, соблюдение которых, по ее мнению, позволит комплексно изучить социальный и культурный контекст онлайн-взаимодействий [Hine, 2015a: 87–88]:
14 - эксплораторный характер этнографического исследования, открытость исследователя новым поворотам в развитии исследования и отсутствие четких теоретических представлений об изучаемом объекте до погружения в поле;
15 - текучесть и эмерджентность поля: онлайн-сообщества могут быть сосредоточены одновременно в онлайн- и офлайн-пространствах, анализировать которые можно как культурный артефакт или локальный пример культурной практики;
16 - отсутствие четкой границы между онлайн-сообществами: они могут располагаться на нескольких онлайн-площадках; между ними могут наблюдаться не только связи, но и разрывы;
17 - важность рефлексии результатов и инструментов этнографического анализа, которая должна фиксироваться в дневниках наблюдения и полевых заметках;
18 - сложный характер онлайн-коммуникации, сочетающий в себе разные уровни дискурса о декларируемом и обыденном социальном опыте;
19 - разнообразность и множественность онлайн-феноменов, укорененных в культуре и расположенных на разных онлайн-платформах;
20 - неопределенность этнографического поля и, как следствие, отсутствие объективных критериев создания интерпретаций;
21 - ответственная, рефлексивная позиция исследователя в процессе создания этнографии из множества «культурных нитей».
22 Через раскрытие этих принципов К. Хайн еще раз подтверждает свой тезис, что изучение виртуальной среды не будет достаточно полным без учета офлайн-контекста. Для понимания онлайн-медиа и сообществ интерес представляют во многом сами социокультурные смыслы, которые производятся во взаимодействии через онлайн и офлайн [Белоруссова, 2021].
23

Этнография виртуальных миров.

24 Важным примером адаптации этнографического инструментария к цифровой контекстам является этнография виртуальных миров, предложенная Т. Белльсторфом и его коллегами. Авторы определяют виртуальные миры как технологически опосредованные пространства, обладающие следующими качествами: 1) они дают возможность пользователям взаимодействовать друг с другом; 2) по своей природе они являются многопользовательскими и существуют как социальные среды с синхронной коммуникацией; 3) они долговечны и продолжают существовать, даже если пользователи выходят из сети; 4) в этих мирах пользователи воплощают себя через аватары [Boellstorff et al., 2012: 7].
25 Виртуальные миры можно назвать культурными артефактами, которые представляют собой, с одной стороны, технологические объекты, созданные совместным трудом различных пользователей, с другой – социальные пространства, определяемые переплетением взаимодействий внутри них [Caliandro, 2014]. Классическим примером виртуальных миров являются многопользовательские компьютерные игры, например, Second Life, World of Warcraft и др. Несмотря на своеобразие и отличие опыта, проживаемого пользователями в виртуальной среде, от офлайн-реальности, виртуальные миры реальны, поскольку происходящее имеет реальное значение для участников [Taylor, 2006]. По этой причине Т. Белльсторф считает, что реальность и виртуальность не нужно рассматривать как дихотомию. В виртуальной среде существуют иные способы выражения себя, некоторые из которых недоступны в обычной жизни, но виртуальность сама по себе присуща человеческой культуре [Boellstorff, 2008].
26 Средой, которая делает возможным погружение в виртуальные миры, является аватар. Поскольку именно через аватар пользователи воплощают себя в виртуальных средах, его выбор крайне важен для исследователей виртуальных миров. Т. Тейлор в исследовании онлайн-игры Everquest пишет о том, что в качестве своего первого аватара для погружения в игру она выбрала гнома, который выглядел непритязательным и совершенно неагрессивным, что способствовало спонтанному взаимодействию и общению с другими игроками [Taylor, 2006].
27 Проводя наблюдение виртуальных миров, исследователь сам в той или иной степени участвует в них. Б. Нарди, изучая многопользовательскую онлайн-игру World of Warcraft, описывает свой опыт как участвующее включенное наблюдение, объясняя это тем, что невозможно погрузиться, не участвуя в ней в качестве самостоятельного игрока [Nardi, 2010]. В силу специфики виртуальных миров опыт взаимодействия в них не может быть полностью схвачен через офлайн-среду без непосредственного участия исследователя в происходящем. Поэтому, отмечает Т. Бельсторф, именно включенное наблюдение представляет собой «сердце и душу» этнографического метода в виртуальных мирах. Оно может дополняться другими онлайн- и офлайн-методами: интервью, опросами или фокус-группами [Boellstorff, 2008]. Так, С. Пирс в исследовании компьютерной игры Uru, наряду с включенным наблюдением, проводила внутриигровые интервью и опросы, изучала онлайн-форумы, связанные с тематикой игры [Pearce, 2009]. Б. Нарди, помимо участвующего наблюдения в World of Warcraft, проводила интервью и наблюдения за игроками в домах, общежитиях и интернет-кафе [Nardi, 2010].
28 Т. Белльсторф описывает свой опыт изучения игры Second Life как более десяти тысяч страниц полевых заметок, основанных на включенном наблюдении, интервью и фокус-группах, а также еще десять тысяч страниц документов, таких как веб-сайты, блоги и информационные бюллетени [Boellstorff, 2008: 75]. Анализируя составляющие проделанной полевой работы, исследователь оценил свое офлайн-поле как недостаточно эффективное из-за того, что многие респонденты отказывались от участия в фокус-группах и опросах. При этом в виртуальном пространстве такой проблемы не возникало: при проведении внутриигровых опросов и фокус-групп пользователи, напротив, были открыты и расположены к участию в исследовании.
29 Сравнивая этнографию виртуальных миров и виртуальную этнографию, можно отметить наличие определенного методологического разрыва между ними. Виртуальная этнография исходит из укоренности онлайн-среды в повседневных офлайн-практиках, в то время как этнография виртуальных миров рассматривает онлайн- и офлайн-практики как непересекающиеся [Мясникова, 2017]. Из-за этих расхождений в концептуализации виртуальной среды в современных социологических исследованиях описанные подходы применяются для решения разных задач. Фокус виртуальной этнографии направлен на изучение культурных переплетений между онлайн- и офлайн-практиками, что находит отражение в разнообразных по тематике исследованиях онлайн-сообществ (см., напр.: [Domínguez et al., 2007; Zani, 2021; Dai, Hu, 2022]). Этнография виртуальных миров, в свою очередь, реализуется преимущественно для изучения взаимодействий пользователей в компьютерных играх, где нет существенных переплетений с офлайн-средой [Nardi, 2010; Taylor, 2006; Gabriels, De Backer, 2016; Feldon, Kafai, 2008].
30

От виртуального к цифровому.

31 В современной исследовательской практике виртуальные этнографические подходы предполагают анализ многопользовательских компьютерных игр, анонимных форумов и других площадок, где пользователи идентифицируют себя иначе, не так, как в офлайн-мире [Колозариди и др., 2018]. Д. Мёрфи выражает мнение, что основная проблема виртуальной этнографии состоит в том, что ей не хватает полевой работы лицом-к-лицу [Murthy, 2011]. Во многом это связано с тем, что в виртуальных мирах категории речи технически опосредованы (через тексты, голосовые сообщения, картинки, видео и др.), что, отмечает Дж. Гобо, ставит под сомнение этнографичность исследования [Gobo, 2008].
32 Другое направление критики виртуальных этнографических подходов заключается в том, что для погружения в поле исследователи обычно выбирают конкретные сайты, действуя так, будто к Интернету можно применять физические границы [Beneito-Montagut, 2011]. При этом пользователи как действующие лица могут сидеть на нескольких сайтах одновременно, пользоваться несколькими приложениями. Они многозадачны онлайн и офлайн, тогда как в работе исследователей есть искусственно сконструированное ограничение полевой работы. В результате критически важным становится определение сеттинга исследования, нередко существующего в более непривычных для исследователя реалиях [Garcia et al., 2009]. Виртуальная этнография предпринимает попытку приспособить традиционные аспекты полевой работы к Интернету, однако из-за специфики онлайн-среды многие из них переозначиваются. Так, ряд исследователей ставит под сомнение понятие сообщества как традиционного объекта этнографического исследования [Мясникова, 2017].
33 Современная методическая литература исходит из представления, что ландшафт онлайн-среды, состоящей из множества платформ социальных сетей, – это гораздо более подвижный и рассредоточенный социокультурный контекст, чем виртуальные сообщества. Соответственно, модель сообщества оказывается применимой далеко не ко всему спектру онлайн-взаимодействий [Postill, 2008]. Как отмечает М. Андреджевик, чем шире виртуальная коммуникация, тем больше социальные взаимодействия, происходящие в онлайн-пространстве, становятся эфемерными и рассредоточенными [Andrejevic, 2013]. Оказывается, что большая часть онлайн-взаимодействий не создает плотных и устойчивых социальных форм коммуникации. Такие формы коммуникации А. Калиандро предлагает называть онлайн-толпой – аффективным объединением относительно синхронизованной в своих действиях публики в онлайн-пространстве [Caliandro, 2018].
34 В результате подобной концептуализации рождается подход цифровой этнографии (digital ethnography), направленный на изучение того, как цифровая среда формирует поведение пользователей, их взаимодействие и производит новые культурные смыслы. Отличительные качества Интернета как комплексного взаимосвязанного пространства, доступного для поиска, созданного в результате деятельности множества участников, открывают возможности изучения, не предусмотренные предыдущими методами [Hine, 2015b].
35 Т. Белльсторф считает концепцию цифрового особой техникой исследования, которая позволяет обращаться к виртуальному исследованию в его собственных терминах [Boellstorff, 2020]. В книге «Конец виртуального: цифровые методы» Р. Роджерс разграничивает понятия виртуального и цифрового на уровне методов исследования, которые они предполагают [Rogers, 2009]. Если виртуальные методы предполагают адаптацию традиционного этнографического инструментария к онлайн-среде, то цифровые методы больше сосредоточены на специфических особенностях и возможностях цифровой среды. Предполагается, что цифровая этнография может выходить за рамки изучения виртуальных культур, например, диагностировать социальные и культурные изменения через Интернет. Представляя общество через сеть, цифровая этнография анализирует то, как цифровой сеттинг структурирует потоки информации и коммуникации, что дает более широкий фокус исследования, нежели виртуальная этнография. Таким образом, по мнению Р. Роджерса, необходим не столько перенос традиционных методов в цифровую среду, сколько разработка цифровых методов, предполагающих новый способ осмысления и измерения цифровых феноменов [Rogers, 2013].
36 Цифровая этнография актуализирует существенные изменения, которые претерпевает сама цифровая среда. Большинство онлайн-взаимодействий в настоящее время происходит на «жидких» мета-полях, таких как лента новостей или поиск по заданным ключевым словам и хэштегам в социальных сетях [Airoldi, 2018]. В результате перед исследователем встает задача проинтерпретировать массивный по объему неорганизованный поток комментариев, лайков и ретвитов. Концептуальный заход через понятие цифрового дает возможность применения стратегии смешивания методов (mixed method research) [Hine, 2015b]. Многие фрагменты онлайн-общения (сообщения, комментарии, лайки, хэштеги и пр.) архивируются в огромные массивы данных, которые имеют удобную форму для анализа количественными методами. В результате, помимо наблюдения за взаимодействиями в цифровой среде, исследователи сегодня все активнее обращаются к анализу такого архивного контента (см., напр.: [Akemu, Abdelnour, 2020; Laaksonen et al., 2014; Berthod et al., 2017; Cottica et al., 2020]).
37

Заключение.

38 Развитие компьютерно-опосредованной коммуникации способствовало существенной методологической перестройке социологических и этнографических исследований. Наличие концептуальной неопределенности относительно принципов, процедур и результатов изучения цифровых контекстов способствовало формированию разнообразных подходов, выбор которых во многом будет определять логику исследования.
39 Виртуальная этнография остается актуальной для анализа социокультурных пересечений между онлайн- и офлайн-средами, позволяя связать взаимодействия внутри онлайн-сообществ с более широким офлайн-контекстом. Этнография виртуальных миров сегодня реализуется преимущественно в исследованиях специфических контекстов, таких как многопользовательские компьютерные игры, которые не имеют значимых пересечений с офлайн-пространством. С переходом от виртуальной к цифровой этнографии методология все больше опирается на программное обеспечение и цифровые инструменты. Концептуализация, которую предлагает цифровая этнография, встраивается в современные исследования как относительно «устойчивых» по своей форме онлайн-площадок, так и «жидких» мета-полей: стримов, хэштегов, поисковых запросов и пр.
40 Несмотря на разнообразие принципов, задач и методологических приспособлений, виртуальные подходы (преимущественно виртуальная этнография) и цифровая этнография могут использоваться совместно в социологических исследованиях. Рассматривая виртуальность как отдельную составляющую цифровой этнографии, исследователи конструируют комплексные методологические стратегии, в которых каждый из подходов может быть направлен на решение разных задач2. Однако в полной мере это не снимает вопрос концептуальных противоречий между виртуальной и цифровой этнографией сегодня.
2. См., напр.: [Murthy, 2011; Bunce et al., 2018; Azarova et al., 2022].

Библиография

1. Белоруссова С.Ю. Киберэтнография: методология и технология // Этнография. 2021. Т. 3. № 13. С. 123–145. [Belorussova S. (2021) Сyberethnography: Methodology and Technology. Ethnografia [Ethnography]. Vol. 3. No. 13: 123–145. (In Russ.)] DOI: 10.31250/2618-8600-2021-3(13)-123-145.

2. Колозариди П., Щетвина А., Соколова Е. Метод: цифровая этнография. 2018. URL: http://mmbook-hse.ru/books/47/sections/558/ (дата обращения: 20.01.2022). [Kolozaridi P., Shchetvina A., Sokolova E. (2018) Method: Digital Ethnography. URL: http://mmbook-hse.ru/books/47/sections/558/ (accessed 20.01.2022). (In Russ.)]

3. Мясникова М.Л. Онлайн этнографический подход к исследованию интернет-сообществ: методологические разногласия и базовые принципы. Рецензия на книгу: Hine C. Ethnography for the Internet: Embedded, Embodied and Every day. Bloomsbury Academic, 2015 – 240 с. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Т. 20. № 1. С. 199–207. [Myasnikova M.L. (2017) Online Ethnographic Approach to the Study of Internet Communities: Methodological Differences and Basic Principles. Book review: Hine C. Ethnography for the Internet: Embedded, Embodied and Every day. Bloomsbury Academic, 2015 – 240 p. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology]. Vol. 20. No. 1: 199–207. (In Russ.)] DOI: 10.31119/jssa.2017.20.1.13.

4. Abidin C., de Seta G. (2020) Private Messages From the Field: Confessions on Digital Ethnography and its Discomforts. Journal of Digital Social Research. Vol. 2. No. 1: 1–19. DOI: 10.33621/jdsr.v2i1.35.

5. Airoldi M. (2018) Ethnography and the Digital Fields of Social Media. International Journal of Social Research Methodology. Vol. 21. No. 6: 661–673. DOI: 10.1080/13645579.2018.1465622.

6. Akemu O., Abdelnour S. (2020) Confronting the Digital: Doing Ethnography in Modern Organizational Settings. Organizational Research Methods. Vol. 23. No. 2: 296–321. DOI: 10.1177/1094428118791018.

7. Andrejevic M. (2013) Infoglut: How Too Much Information is Changing the Way We Think and Know. New York: Routledge. DOI: 10.4324/9780203075319.

8. Azarova M., Hazoglou M., Aronoff-Spencer E. (2022) Just Slack It: A Study of Multidisciplinary Teamwork Based on Ethnography and Data from Online Collaborative Software. New Media & Society. Vol. 24. No. 6: 1435–1458. DOI: 10.1177/1461444820975723.

9. Baym N. (2000) Tune in Log on: Soaps, Fandom, and Online Community. Thousand Oaks: Sage. DOI: 10.4135/9781452204710.

10. Bell D. (2001) An Introduction to Cybercultures. London: Routledge.

11. Bengtsson S. (2014) Faraway, so Сlose! Proximity and Distance in Ethnography Online. Media, Culture & Society. Vol. 36. No. 6: 862–877. DOI: 10.1177/0163443714531195.

12. Beneito-Montagut R. (2011) Ethnography Goes Online: Towards a User-Centred Methodology to Research Interpersonal Communication on the Internet. Qualitative Research. Vol. 11. No. 6: 716–735. DOI: 10.1177/1468794111413368.

13. Berthod O., Grothe-Hammer M., Sydow J. (2017) Network Ethnography: A Mixed-method Approach for the Study of Practices in Interorganizational Settings. Organizational Research Methods. Vol. 20. No. 2: 299–323. DOI: 10.1177/1094428116633872.

14. Boellstorff T. (2008) Coming of Age in Second Life: An Anthropologist Explores the Virtually Human. New York: Princeton University Press. DOI: 10.2307/j.ctvc77h1s.

15. Boellstorff T., Nardi B., Pearce C., Taylor T.L. (2012) Ethnography and Virtual Worlds: A Handbook of Method. Princeton: Princeton University Press. DOI: 10.2307/j.cttq9s20.

16. Boellstorff T. (2020) Rethinking Digital Anthropology. In: Horst H.A., Miller D. (eds) Digital Anthropology. London: Routledge: 39–61. DOI: 10.4324/9781003085201.

17. Bunce M., Wright K., Scott M. (2018) ‘Our Newsroom in the Cloud’: Slack, Virtual Newsrooms and Journalistic Practice. New Media & Society. Vol. 20. No. 9: 3381–3399. DOI: 10.1177/1461444817748955.

18. Caliandro A. (2014) Ethnography in Digital Spaces: Ethnography of Virtual Worlds, Netnography, and Digital Ethnography. In: Denny R., Sunderland P. (eds) Handbook of Anthropology in Business. New York: Routledge: 658–680. DOI: 10.4324/9781315427850.

19. Caliandro A. (2018) Digital Methods for Ethnography: Analytical Concepts for Ethnographers Exploring Social Media Environments. Journal of Contemporary Ethnography. Vol. 47. No. 5: 551–578. DOI: 10.1177/0891241617702960.

20. Cottica A., Hassoun A., Manca M., Vallet J., Melançon G. (2020) Semantic Social Networks: A Mixed Methods Approach to Digital Ethnography. Field Methods. Vol. 32. No. 3: 274–290. DOI: 10.1177/1525822X20908236.

21. Dai R., Hu L. (2022) Inclusive Communications in COVID-19: A Virtual Ethnographic Study of Disability Support Network in China. Disability & Society. Vol. 37. No. 1: 3–21. DOI: 10.1080/09687599.2021.1933388.

22. Domínguez D., Beaulieu A., Estalella A., Gómez E., Schnettler B., Read R. (2007) Virtual Ethnography. Forum Qualitative Sozialforschung / Forum: Qualitative Social Research. Vol. 8. No. 3. DOI: 10.17169/fqs-8.3.274.

23. Gabriels K., De Backer C.L.S. (2016) Virtual Gossip: How Gossip Regulates Moral Life in Virtual Worlds. Computers in Human Behavior. Vol. 63: 683–693. DOI: 10.1016/j.chb.2016.05.065.

24. Garcia A.C., Standlee A.I., Bechkoff J., Cui Y. (2009) Ethnographic Approaches to the Internet and Computer Mediated Communication. Journal of Contemporary Ethnography. Vol. 38. No. 1: 52–84. DOI: 10.1177/0891241607310839.

25. Gobo G. (2008) Doing Ethnography. Los Angeles: Sage. DOI: 10.4135/9780857028976.

26. Feldon D.F., Kafai Y.B. (2008) Mixed Methods for Mixed Reality: Understanding Users’ Avatar Activities in Virtual Worlds. Education Tech Research Dev. No. 56: 575–593. DOI: 10.1007/s11423-007-9081-2.

27. Hallett R.E., Barber K. (2014) Ethnographic Research in a Cyber Era. Journal of Contemporary Ethnography. Vol. 43. No. 3: 306–330. DOI: 10.1177/0891241613497749.

28. Hampton K.N. (2017) Studying the Digital: Directions and Challenges for Digital Methods. Annual Review of Sociology. Vol. 43: 167–188. DOI: 10.1146/annurev-soc-060116-053505.

29. Hine C. (2000) Virtual Ethnography. London: Sage. DOI: 10.4135/9780857020277.

30. Hine C. (2011) Towards Ethnography of Television on the Internet: A Mobile Strategy for Exploring Mundane Interpretive Activities. Media, Culture & Society. Vol. 33. No. 4: 567–582. DOI: 10.1177/0163443711401940.

31. Hine C. (2015a) Ethnography for the Internet: Embedded, Embodied and Everyday. London: Bloomsbury Publishing. DOI: 10.4324/9781003085348.

32. Hine C. (2015b) Mixed Methods and Multimodal Research and Internet Technologies. In: Hesse-Biber S.N., Johnson R.B. (eds) The Oxford Handbook of Multimethod and Mixed Methods Research Inquiry. New York: Oxford University Press: 503–521. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199933624.001.0001.

33. Hjorth L., Horst H., Galloway A., Bell G. (2016) The Routledge Companion to Digital Ethnography. New York: Routledge. DOI: 10.4324/9781315673974.

34. Kozinets R.V. (2010) Netnography: Doing Ethnographic Research Online. London: Sage.

35. Laaksonen S.M, Nelimarkka M., Tuokko M., Marttila M., Kekkonen A., Villi M. (2017) Working the Fields of Big Data: Using Big-Data-Augmented Online Ethnography to Study Candidate–Candidate Interaction at Election Time. Journal of Information Technology & Politics. Vol. 14. No. 2: 110–131. DOI: 0.1080/19331681.2016.1266981.

36. Marcus G.E. (1995) Ethnography in/of the World System: The Emergence of Multi-Sited Ethnography. Annual Review of Anthropology. Vol. 24: 95–117. DOI: 10.1146/annurev.an.24.100195.000523.

37. Markham A.N. (1998) Life Online: Researching Real Experience in Virtual Space. Walnut Creek: Altamira Press.

38. Murthy D. (2008) Digital Ethnography: An Examination of the Use of New Technologies for Social Research. Sociology. Vol. 42. No. 5: 837–855. DOI: 10.1177/0038038508094565.

39. Murthy D. (2011) Emergent Digital Ethnographic Methods for Social Research. In: Hesse-Biber S.N. (ed) The Handbook of Emergent Technologies in Social Research. New York: Oxford University Press: 158–180.

40. Nardi B.A. (2010) My Life as a Night Elf Priest: An Anthropological Account of World of Warcraft. University of Michigan Press. DOI: 10.3998/toi.8008655.0001.001.

41. Pearce C. (2009) Communities of Play: Emergent Cultures in Online Games and Virtual World. Cambridge: MIT Press. DOI: 10.7551/mitpress/8039.001.0001.

42. Postill J. (2008) Localizing the Internet beyond Communities and Networks. New Media & Society. Vol. 10. No. 3: 413–431. DOI: 10.1177/1461444808089416.

43. Rogers R. (2009) The End of the Virtual: Digital Methods. Amsterdam: Amsterdam University Press. DOI: 10.5117/9789056295936.

44. Rogers R. (2013) Digital Methods. Cambridge: MIT Press. DOI: 10.7551/mitpress/8718.001.0001.

45. Taylor T.L. (2006) Play between Worlds: Exploring Online Game Culture. Cambridge: MIT Press. DOI: 10.7551/mitpress/5418.001.0001.

46. Turkle S. (1997) Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. New York: Simon & Schuster.

47. Zani B. (2021) Shall WeChat? Switching between Online and Offline Ethnography. Bulletin of Sociological Methodology/Bulletin de Méthodologie Sociologique. Vol. 152. No. 1: 52–75. DOI: 10.1177/07591063211040229.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести