Доиспанская история мексиканской Калифорнии. Путь в Месоамерику, который так и не был пройден
Доиспанская история мексиканской Калифорнии. Путь в Месоамерику, который так и не был пройден
Аннотация
Код статьи
S0044748X0015307-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Баглай Валентина Ефимовна 
Аффилиация: Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского
Адрес: Российская Федерация, Краснодар
Выпуск
Страницы
69-82
Аннотация

Статья посвящена изучению древнейших культур Калифорнийского полуострова. Анализ основан на исследовании археологических памятников материальной и духовной культуры, отраженной в наскальной росписи, петроглифах и геоглифах. Первые следы пребывания поселенцев на территории мексиканской Калифорнии имеют возраст 14 тыс. лет (культура Кловис) и связаны с Аридоамерикой. Культуры проникали с севера непрерывно, хотя последовательность этого процесса еще только предстоит выяснить. Здесь сформировалась культура кочевых и полукочевых групп (культура стоянок-кончеро), занимавшихся сбором моллюсков, растений и плодов, прибрежным рыболовством и охотой на морских и наземных млекопитающих. Географическая изолированность полуострова не позволила калифорнийцам установить связи с районами месоамериканских культур.

Ключевые слова
Аридоамерика, археология доисторических культур полуострова Калифорния, наскальная роспись, петроглифы, геоглифы
Классификатор
Получено
15.02.2021
Дата публикации
02.07.2021
Всего подписок
17
Всего просмотров
1666
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Полуостров Калифорния — особый регион Мексики. Он — самый северный и отдаленный от центра страны, а в наши дни из-за соседства с США — и самый немексиканский. Особенности географии полуострова, отсутствие прямых связей с материковой доиспанской Мексикой, областями месоамериканских цивилизаций делают его самым немексиканским и в этом смысле.
2 Общеизвестно, административно полуостров Калифорния, получивший название Нижняя Калифорния (в отличие от американской Калифорнии), в 30-х годах XX в. был разделен почти поровну на штаты Северная Нижняя Калифорния и Южная Нижняя Калифорния. Вместе с тем, как историко-культурная и географическая область юга Северной Америки Калифорния в доевропейский период представляла собой единое целое (независимо от современных государственных или внутренних административных границ), поэтому изучение конкретных ранних культур происходит здесь на основе общей истории и параметров.
3

Старый Свет открывает полуостров Калифорния

4 Европейцы появились на территории полуострова в середине XVI в., когда в 1539 г. соратник Эрнана Кортеса испанский мореплаватель Франсиско де Ульоа провел первичное обследование западного и восточного побережий полуострова. Однако до конца XVII в. эти территории мало привлекали испанцев, пока здесь не появились миссионеры — сначала иезуиты, а затем францисканцы и доминиканцы.
5 К моменту появления европейцев на юге полуострова жили кочими, монки, гуайкура и перику, а на севере — племена разного происхождения: киливи, пайпаи (пай паи), кумеяй, кокопа и квечаны (юма). Кочуя по полуострову, они занимались охотой и собирательством, развивали экономику, связанную с морем. Вместе с тем на севере полуострова климат был более мягкий, поэтому населявшие эту территорию племена киливи, пайпаи и кумеяй вели оседлый образ жизни, также занимаясь охотой и собирательством, а кокопа и квечаны — позже и земледелием в пойме в то время полноводной реки Колорадо [1, pp. 16-23]. В наши дни культуру коренных народов (1% от всего населения) представляют только потомки кочими, гуйакура, перику.
6 Считается, что перечисленные выше народы не связаны, по крайней мере напрямую, с древними культурами полуострова. Но о древнейшем прошлом коренных калифорнийцев можно судить на основе использования двух источников: материальные артефакты разного рода, касающиеся характера занятий, повседневной жизни древних поселенцев, собранные в результате археологических исследований; калифорнийская наскальная роспись (живопись), в меньшей степени петроглифы, отражающие к тому же духовную культуру.
7 На полуострове происходило временнóе и пространственное перемещение культур: в одной археологической зоне встречаются артефакты, принадлежащие разным носителям, что делает важным и одновременно очень сложным их разделение.
8

Археология мексиканской Калифорнии

9 Археология и история мексиканской Калифорнии изучалась не столь активно как регионы знаменитых культур доколумбовой Мексики. Тем не менее первым исследованиям культуры древних поселенцев уже более 130 лет. Они связаны с деятельностью голландского антрополога Германа Тен Кате и североамериканца Лаймана Белдинга, которые в 1883 г. изучили пещерные погребения, а также наскальную роспись. В 1889 г. полуостров исследовал французский инженер Леон Диге. Кстати, благодаря их энтузиазму в Музее Человека в Париже и Национальном музее в Вашингтоне появились первые артефакты, принадлежащие культуре калифорнийцев.
10

Новый этап археологических исследований относится к концу 1920-х годов, когда американский археолог Малкольм Дж.Роджерс собрал в прибрежной зоне некоторое количество артефактов и выделил на их основе черты исторической и культурной схожести между смежными территориями в районе границы США и мексиканской Калифорнии [2, pp. 32-39]. Однако археологические памятники более последовательно стали изучать и научно регистрировать только с 1990-х годов [3, pp. 32-39; 4, pp. 28-33]. К настоящему времени на полуострове зафиксировано 1525 археологических памятников (2017 г.) [4, pp. 14-29]. Понятно, что на формирование особенностей культуры доколониальной мексиканской Калифорнии оказала влияние природа. Здесь сухой средиземноморский климат с редкими дождями, береговая линия со скалами вулканического происхождения перемежается песчаными пляжами. Внутренние территории полуострова характеризуются гористым рельефом, пустынями, плодородными долинами, ущельями с редкой растительностью (низкий кустарник, агава). Кстати, из-за специфики климата и очертаний полуостров получил в народе название «Сухая рука» [3, pp. 28-33]*.

* Специальное исследование, посвященное изучению влияния природно-геогра-фических условий на характер древних культур [5].
11 Следы пребывания первых поселенцев на территории мексиканской Калифорнии имеют возраст около 14 тыс. лет. Сегодня уже установлено, что историческое прошлое полуострова, как и мексиканский Северо-Запад, связаны с Аридоамерикой, включающей юг древней Северной Америки. Как известно, термин Аридоамерика введен американистом П.Кирк-хоффом для обозначения северных и западных областей Мексики, не входящих в культурную сферу Месоамерики. Это — хорошо известная археологическая культура Кловис (11500—10900 гг. до н.э.), культура первых поселенцев Северной и частично Южной Америки. Кстати, генетические исследования погребений, связанные с этой культурой, показали, что ее носители родственны не только современным индейцам, но и некоторым народам Чукотки и Сибири. Культуру Кловис обычно связывают с охотой на плейстоценовую мегафауну, артефактами которой являются каменные наконечники метательных орудий. Позже ее сменила культура Фолсом — охота на бизонов, — когда плейстоценовая мегафауна вымерла.
12 Двигаясь вдоль тихоокеанского побережья, первые кочевые группы как носители археологических культур Аридоамерики принесли с собой сначала в северные районы полуострова Калифорния артефакты, родственные древнему археологическому комплексу в районе озера Мохаве (11000—8000 гг. до н.э.), США. В мексиканской Калифорнии они представлены каменными орудиями (наконечники, ножи, скребки, топоры) [6, pp. 285; 3, pp. 28-33].
13 В связи с исчезновением мегафауны как объекта охоты древние поселенцы стали искать новые источники для выживания. Двигаясь вдоль по-бережья, они обустраивали стоянки, предназначенные для эксплуатации прибрежных и морских ресурсов. На побережье центральной и южной Ка-лифорнии (США), особенно на северных островах Канала Санта Барбара, были обнаружены следы палеокостров, которые подтверждают использование ресурсов морской береговой линии в период 12200—11200 гг. до н.э. На двух исследованных стоянках в Бахамар (Хатай, район Тихуаны в Северной Нижней Калифорнии) были обнаружены фрагментированные палеоиндейские каменные артефакты, которые, вероятно, были изготовлены во внутренних районах и затем обменены поселенцами полуострова в качестве ценных предметов и орудий. К данной группе древних поселений относится так называемое Укрытие Скорпионов, расположенное в 95 км к югу от г. Энсенада в штате Северная Нижняя Калифорния. Данные, полученные еще в 2006 г., доказывают использование кострищ для приготовления моллюсков.
14 Археологические исследования доказывают наличие признаков древних сезонных и временных стоянок, начиная приблизительно с 9000 г. до н.э. и вплоть до прихода испанцев. Обычно они характеризуются наличием фрагментированных раковин (исп. concha), поэтому древние стоянки получили название кончеро, а связанная с этим древняя традиция стала известна как культура кончеро. Это — кочевые и полукочевые группы, экономика которых опирались на сбор моллюсков, растений и плодов, прибрежное рыболовство и охоту на морских и наземных млекопитающих. Проведенные в последнее время раскопки показывают, что эти стоянки устраивались и использовались, начиная с архаического времени, как на территории современных США, так и Мексики. Примером является комплекс, известный как Ла-Хойя на территории Калифорнии (США) [3, pp. 28-33]. В Ла-Хойе в 1976 г. были найдены два человеческих скелета (мужской и женский) возраст которых — не менее 9 500 лет.
15 Из недавних археологических исследований в мексиканской Калифорнии следует отметить раскопки в районе побережья у г. Росарито на границе с США. На побережье на глубине около 30 см ученые нашли значительное число фрагментов моллюсков, а также различные литические материалы в количестве 202 единиц, имеющих форму ядра, скребка, и др. Было также обнаружено четыре фрагмента костей млекопитающих. Малакологический анализ останков мягкотелых (моллюсков) позволил предположить, что эксплуатация морских ресурсов осуществлялась в двух вариантах и экосистемах — песчаного пляжа и морской фауны, приносимой приливной волной [4, pp. 14-29].
16

Илл. 1. Овальный шлифовальный камень. Ла Торре

17 Кроме исследования морского побережья были проведены и археологические раскопки в районе Ла-Торре в 10 км к востоку от побережья и г. Росарито. Здесь также была открыта стоянка-кончеро, а среди найденных на месте археологических материалов — кости животных (которые не смогли идентифицировать из-за их плохой сохранности), фрагменты моллюсков, шлифовальные камни, измельчители, скребки [4, pp. 14-29]. Всего было найдено 1723 фрагмента литических материалов, при этом основным использовавшимся древними сырьем был андезит, который можно было собирать на месторождениях вокруг участка, а халцедон, риолит и дацит — за его пределами, что свидетельствует о том, что в поисках нужного сырья группы перемещались за пределы побережья (илл. 1).
18 Другой заметный археологический проект последних лет реализован у залива Сан-Квентин в 250 км к югу от границы с США в муниципалитете Энсена--да [7]. Здесь на границе дюн функционировали уже три экосистемы, в которых жили поселенцы. Помимо уже указанных (песчаный пляж, ресурсы приливной волны) это также окрестности вокруг залива. Археологи обнаружили кости баклана и пеликана, другие менее ясные орнитологические останки. Впрочем, еще предстоит определить, связано ли их наличие с антропогенными причинами, или они являются собственной фауной этих мест, где науке сейчас известно порядка 150 видов птиц (например, на о. Коронадо).
19 Археомастозоологические останки представлены главным образом костями морского волка (в бȯльшем количестве) и морской выдры (в меньшем). Выявлено также наличие некоторых наземных млекопитающих, среди которых были и кролики [7].
20 Результаты фаунистического анализа позволяют восстановить картину взаимосвязи ранних поселенцев с морской и наземной экосистемами. Согласно радиоуглеродной датировке артефактов, установлено, что у залива Сан-Квентин поселенцы появились 8 212 лет назад (6 263 года до н. э.), т.е. на тысячу лет раньше, чем считалось ранее. Наиболее активно освоение территории шло в Архаический период (8000—1500 лет до н. э.), а последние свидетельства полукочевого образа жизни датируются 263 г. до н. э.
21 В первой половине 2016 г. в г. Ла-Ховита в 35 км к северу от города и порта Энсенада были проведены археологические раскопки (как продолжение работ 1991 г. и 2004—2005 гг.). Раскопанный в Ла-Ховита участок, идентифицированный как кончеро, имеет длину 90 м и ширину 30 м и расположен на естественной террасе вулканического происхождения. Раскопки на этом участке показали культурный слой на глубину до 60 см.
22

Сформировавшийся в результате непрерывного использования кончеро и его окрестности обживались в Среднем и Позднем Архаическом периоде (около 5500 — около 1500 г. до н. э.). В то же время в секторе, расположенном к северу от зоны Ла-Ховита, были обнаружены фрагменты глиняных изделий, свидетельствующие, что эти территории были заняты в течение следующего длительного периода, а именно, с 1500 г. до н.э. и вплоть до прихода миссионеров в конце XVII в. [8].

23

Илл. 2. Чакуак из Сьерры де лас Пинтас

24 В дополнение к выявленным областям деятельности и разнообразию извлеченных артефактов археологи обнаружили два первичных человеческих захоронения в виде детского и взрослого погребения. Останки были найдены в отличном состоянии, а похоронены они были в соответствии с погребальной традицией, как и в упомянутом выше археологическом комплексе Ла-Хойя Архаического периода (где они были найдены в позе эмбриона в положении на боку) [8].
25 Как указывалось выше, археологические работы на полуострове Калифорния начались еще в конце XIX в. с исследования Г.Тен Кате и Л.Диге, в том числе погребений. Изучая морфологию останков, ученые пришли к выводу, что для анатомии древних калифорнийцев были характерны удлиненные черепа с высоким сводом. Ученые проявили особый интерес к своеобразной погребальной традиции. Г.Тен Кате и Л.Диге отметили различие между похоронными практиками в северной части полуострова (кремация) и обычаями в остальных районах (трупоположение). Естественно, что изучение погребальной традиции продолжилось и продолжается до сих пор. В этом отношении интересны погребения в кончеро и пещерах на юге полуострова Калифорния в Эль-Кабо. Таковым является погребение в Эль-Кончалито (район г. Ла-Пас). Здесь известно, по меньшей мере, 60 мест погребений. Однако народы, населявшие район залива Ла-Пас (перику и гуайкура), также делали здесь захоронения, поэтому важно определить, кому они принадлежат и каков их возраст [9, pp. 40, 42]. Кроме того, здесь производились и вторичные захоронения (останки выкапывали и хоронили заново с характерными для эпохи погребальными дарами). Эта погребальная практика, возникнув примерно 2300 лет назад, прослеживалась и после испанского завоевания [10].
26 С точки зрения анализа археологической картины мексиканской Калифорнии интересными артефактами исследований последнего времени являются каменные курительные трубки, которые выделяются среди традиционных предметов этой древней эпохи. Так, во время археологических раскопок 2016—2017 гг., проведенных в Сьерре-де-лас-Пинтас (муниципалитет Мехикали) в лагере-кончеро была обнаружена каменная курительная трубка, известная под названием чакуак(о) (исп. chacuaco). Чакуак, изготовленный из мягкой породы базальта с пузырчатой структурой, имеет длину 10,5 см, ширину 7 см и толщину дымового канала — от 2 до 2,5 см (илл. 2).
27 Подобные каменные трубки во время археологических раскопок были найдены по всему полуострову Калифорния. В частности, на тихоокеанском побережье в Сьерре-де-Хуарес радиоуглеродная датировка в отолитах (слуховых каналах) древних рыб, также обнаруженных здесь, позволила косвенно датировать трубку между 1916—1606 гг. до н.э.: возраст в более 3500 лет делает ее одной из старейших из найденных на полуострове.
28 Трубки-чакуаки часто упоминались в сообщениях испанских миссионеров, американских и английских авторов, включая XIX в. Их описывают как повседневную, терапевтическую и ритуальную атрибутику почти всех коренных жителей полуострова Калифорния. Использовались чакуаки и позже. Так, этнографические исследования, предпринятые в первой половине XX в. в районе, связанном с индейцами юма (квечаны), подтвердили широкое распространение трубок, правда, с использованием тростника или глины. Ученые полагают, что глиняные трубки распространились после появления в этих землях францисканцев и доминиканцев, установления связей и культурного обмена между ранее изолированными группами [11]. Керамические трубки, возраст которых может составлять от 100 до 1000 лет, использовались аборигенным населением и в районах, граничащих с североамериканскими штатами Калифорниия, Аризона и мексиканской Сонорой. В отделе археологии музея г. Мехикали хранятся экземпляры трубок, найденных в разных местах региона, однако именно чикуака из Сьерры-де-лас-Пинтас по форме и «возрасту» до сих пор рассматривается как одна из наиболее интересных.
29 Таким образом, после того, как кочевые группы расселились на полуострове Калифорния, характер занятий, который был свойственен собирателям и охотникам на мегафауну, изменился, и они стали охотниками и собирателями морской фауны. Здесь сформировалась культура калифорнийских поселенцев, с некоторыми изменениями существовавшая вплоть до XVIII в. [12].
30

Древнее наскальное искусство

31 Вторая группа памятников и, соответственно, направление исследований в мексиканской Калифорнии — это древняя живопись, сохранившаяся на поверхности вулканических и гранитных скал, стенах пещер [13, pp. 80-81]. Из 1525 упомянутых выше археологических памятников 272 связаны с графическими наскальными рисунками [4, p. 14-29]. Наскальная живопись полуострова Калифорния создавалась в разное время на протяжении более 7 тыс. лет [14, pp. 46-51]. Было установлено, что изображение одной из человеческих фигур в росписи, находящееся в пещере Сан-Борхитас в Сьерра-де-Гуадалупе, было создано 7500 лет назад (т.е. около 5500 г. до н.э.). Это делает его одним из самых древних из известных на сегодняшний день в Америке [14, pp. 46-51]. О наскальных рисунках европейцам впервые стало известно из сообщений иезуитов [4, p. 14], но первое научное исследование относится к периоду 1889—1913 гг. и связано с именем упомянутого выше Л.Диге [3, pp. 33-34]. Кстати, интерес к этим древностям проявил известный американский автор детективных романов Эрл Стенли Гарднер: несколько лет он изучал рисунки, нашел даже ранее неизвестные, а в 1962 г. опубликовал статью о них в популярном журнале Life. С тех пор о наскальной живописи написано множество работ.
32

Илл. 3. Эль Солстицио (Эль Диаболито). Румороза

33 Из всех археологических объектов полуострова наскальная живопись является наиболее хрупкой. Но в целом для своего возраста она сохранилась хорошо, чему способствуют государственные охранные мероприятия, а также нахождение, как правило, в труднодоступных местах, что предотвращает возможный вандализм [14, pp. 46-51]. Роспись расположена неравномерно, она встречается как в отдельных местах обоих штатов, так и компактно большим массивом, тем не менее, в историко-культурном отношении все ее образцы представляют собой единое целое.
34 Пример первой группы — наскальная роспись, расположенная в биосферном заповеднике Эль-Вискаино и датируемая периодом 1100 г. до н.э. — 1300 г. н.э. [15]. В Северной Нижней Калифорнии в Руморозе муниципалитета Текате находится роспись, известная Вальесито, которая представляет собой несколько десятков групп наскальных рисунков [16, p. 54]. Эти росписи созданы примерно 3 тыс. лет назад и известны под характерными местными названиями, часть из которых весьма красноречива: Эль Тибурон («Акула»), Ла Куэва дель Индио («Индейская пещера»), Эль Караколь («Раковина»), Лос Селитос (на языке индейцев кумеяй — Wittinñur, «Раскрашенный камень»), Эль Хомбре Энрайсадо («Человек с корнями», здесь антропоморфная фигура дополнена изображением на руках и ногах деталей, напоминающих свисающие корни). Наибольший интерес вызывает роспись, известная как Эль Солстицио («Солнцестояние»), или Эль Диаблито («Дьяволенок»). Здесь наряду с другими изображениями представлена небольшая антропоморфная фигура. Исследователи полагают, что данный рисунок особенно учитывался в ритуальной практике народа кумеяй. Считается, когда 22 декабря солнечные лучи, проникая в пещеру, падали на фигуру, это было маркером солнцестояния, указанием на начало зимы в северном полушарии [17] (илл.3).
35 Еще один пример — роспись у г. Ранчо Кодорнисес, расположенного в муниципалитете Энсенада в Северной Нижней Калифорнии. Это ранчо находится на высоте 500 м над уровнем моря в пустынной части штата. Здесь в сравнительно благоприятных для жизни условиях (сезонные дожди, произрастание кактусов, плоды которых использовались в пищу, и пр.) древними поселенцами оставлена одно-двухцветная роспись с изображением морской и наземной фауны [18].
36 Следует отметить, что любая живопись, которая встречается на полуострове, так или иначе сравнивается с наскальными рисунками, объединенными под названием Великая (Большая) наскальная живопись (Великая наскальная мураль, Great Mural Rock Art), расположенная на границе обоих штатов в срединной (центральной) части полуострова. Великую наскальную живопись составляет целый ряд мест с собственными названиями: Куэва-де-Пальма, Сан-Грегорио, Санта-Тереза, Сьерра-де-Гваделупе, Сьерра- де-Сан-Франциско, Кабо Пульмо, Сан-Хуан, Сан-Борха и др. Впервые о ней сообщил иезуит Франсиско Хавьер в XVIII в. [19, pp. 44-45].
37

Илл. 4. Наскальная живопись. Сьерра-де-Сан-Франсиско

38 Благодаря своим монументальным масштабам, качеству исполнения, однородному стилю, большому количеству мест, в которых находится Великая наскальная роспись, и хорошей сохранности, она входит в пятерку самых важных доисторических художественных памятников в мире; ее справедливо сравнивают с алжирским Тасили. Одна из наиболее известных росписей внутри Великой наскальной живописи — участок наскальных рисунков в Сьерра-де-Сан-Франциско. В 1993 г. ЮНЕСКО объявило эту роспись объектом всемирного наследия [14, p. 51]. Время создания этих рисунков относят к периоду 1300—1100 гг. до н.э. (илл. 4).
39 Рисунки делятся на четыре основные категории: антропоморфные (97% изображений), зооморфные, фитоморфные и геометрические [4, p. 14-29]. Иногда на наскальных рисунках изображены животные и люди больше их натуральной величины (размер фигур — до четырех метров). Нередко новые изображения наносились поверх предыдущих. Реже это делалось с целью изменить, уточнить образ, чаще новые изображения просто наносились на прежние, что в итоге свидетельствует о разновременности их создания.
40 Наиболее распространенные образы росписей — люди, черепахи, олени, однако встречаются также кролики, птицы, рыбы, змеи, киты и др. Разумеется, есть и обычные для ритуальных росписей фантастические образы. Люди, черепахи, птицы и рыбы нарисованы как в анфас, так и в профиль. Большинство животных запечатлены в движении (например, в момент охоты). На части росписей как люди, так и животные изображены ранеными метательными дротиками (так называемые атлатль).
41 Здесь можно увидеть как образцы, выполненные с большим мастерством, так и более примитивные. Но и в последнем случае более сложная живописная работа видна в деталях убранства фигур (например, в особых стилизованных головных уборах), указывающих на взаимосвязь образов и очевидной символики, содержащейся в них [14, pp. 46-51]. Изображения являются большей частью силуэтными, но при этом контуры фигур заполнялись орнаментом, к примеру, разноцветными полосами. Некоторые фигурки людей имеют четко выраженные признаки пола. Среди рисунков есть как монохромные, так и многоцветные; в последнем случае преобладают красный и черный цвета, однако встречаются также белый, розовый, оранжевый и зеленый. Все перечисленное позволяет сделать вывод о наличии стилевых особенностей изображений [14, p. 48; 4, pp. 14-29].
42 Закономерен вопрос, кем были древние художники мексиканской Калифорнии? Поскольку роспись встречается в сотнях мест, а на них изображены тысячи фигур, появившиеся в разное время, часто разной стилистики, можно предположить, что создатели рисунков постоянно перемещались с места на место. Это как раз и соответствует образу жизни групп полуоседлых охотников и собирателей морской фауны и плодов растений. Определить этническую принадлежность создателей наскальной живописи чрезвычайно сложно, хотя в некоторых публикациях такие попытки предпринимаются. В частности, некоторые археологи связывали, например, наскальные рисунки в комплексе Комонду на границе обоих штатов с кочими, поскольку наскальные рисунки находятся на территории, где исторически эта народность жила длительное время. Есть предположение, что рисунки упомянутой выше Вальесито сделали юма (кечаны), которые проникали в регион полуострова Калифорния с территории современных США.
43

Илл. 5. Петроглиф с антропоморфной фигурой и декоративными мотивами. Пьедрас Пинтас

44 Попытки собрать данные об авторах, например, традиции Великой наскальной росписи, были предприняты иезуитами, однако населявшие в то время регион индейцы-кочими категорически отрицали свое авторство [20, pp. 62-67]. Индейцы обычно приписывали живопись людям очень большого роста, жившим в горах. Это отсылает нас к широко распространенному мифу о гигантах (великанах), что вполне логично, поскольку некоторые росписи очень большого размера. Чтобы создать подобные огромные фрески, иногда необходимо было взобраться на высоту до десяти метров, что как раз под силу только великанам [20, pp. 62-67]. Кочими утверждали, что между великанами были постоянные конфликты, которые в конце концов привели их к взаимному истреблению, а окончательное уничтожение завершили предки кочими. Кстати, как указывалось выше, многие человеческие фигуры изображены пораженными стрелами и копьями [14, pp. 46-51]. Это, впрочем, свидетельствует об обычных для того исторического периода конфликтах в борьбе за территории. Очевидно, что наскальная роспись создавалась различными группами в разное время на протяжении не менее 7 тыс. лет. Из-за различий в образах и стилистике определить принадлежность тех или иных памятников подобного рода можно лишь приблизительно [14, p. 46; 21].
45 На полуострове Калифорния представлены и характерные для доисторического времени петроглифы. Учеными Национального Института антропологии и истории (г. Мехико) по данным на 2019 г., зарегистрировано 16 зон с петроглифами [22; 23; 24; 25]. Так, в Южной Нижней Калифорнии в горном районе Сьерра-де-ла-Гиганта, расположенном на высоте до 1600 м, на всем его многокилометровом протяжении, где археологи зарегистрировали около 150 различных памятников, находятся и петроглифы. Там же, в Каньяда-де-ла-Монтоса в 22 км от побережья моря Кортеса, на небольшой площади (30 м х 20 м) высечено несколько десятков петроглифов [26]. Одно из мест, где их особенно много — так называемый Пинтас-де-Крус, где петроглифы встречаются на протяжении до 1,5 км. Примером подобных артефактов являются и петроглифы Пьедрас Пинтас [27, p. 50] (илл.5).
46 В целом тематика петроглифов во многом схожа с тем же в наскальной живописи. Тем не менее они не всегда расположены в одном и том же месте, поскольку их создавали, по-видимому, с определенными целями. Петроглифы часто находятся у источников воды, они чаще представляют образы, связанные с морской фауной. Как и в случае с наскальной живописью, качество петроглифов разное, равно как и стилистика изображения. Образы, отраженные в петроглифах, бывают абстрактные, геометрические (линии, круги, сетки, звезды), но есть и реалистические изображения (кролики, рыбы) [2].
47 Датировать петроглифы еще сложнее, чем роспись, поскольку они не содержат органического материала. Их возраст возможно определить путем изучения повторного окисления базальта в канавках, формирующих сам петроглиф. Это процесс очень медленный и зависит, в частности, от содержания железа в базальте, скорости, с которой он окисляется, и количества влаги в окружающей среде. По оценкам экспертов, на полуострове Калифорния повторное окисление в засушливых районах может занять до 3 тыс. лет [14, p. 46-51]. С учетом этого возраст петроглифов, например, в одном из мест, где их особенно много, а именно, в Пинтас-де-Крус, составляет по меньшей мере полторы тысячи лет [27, p. 50].
48 Как и в случае с наскальной живописью, возникает вопрос об авторстве петроглифов. Сейчас невозможно определить, были ли они созданы теми же группами, что оставили наскальную живопись, хотя это вполне вероятно.
49 Еще больше проблем в мексиканской Калифорнии возникает с геоглифами. Из-за больших размеров их, как правило, можно обнаружить только с помощью специальных средств. К сожалению, из-за слабой изученности, информации о геоглифах не так много. А те сведения, которые появляются, еще необходимо уточнять [28]. Так, есть сообщение о геоглифе в сотне километров от Мехикали [29]. В 1987 г. Марвин Петчен во время полета над г. Эль-Мармоль, район г. Энсенада, обнаружил геоглиф. В 1989 г. до него, наконец, добрались по земле, а в 1991 г. вся история его открытия была представлена в одной из публикаций [30].
50

Итак, калифорнийцы жили в эпоху раннего общества (кочевого или полукочевого) даже к моменту прихода европейцев, не говоря уже о более ранней эпохе. Их материальная культура, основанная на присваивающем типе хозяйства, диктовала те способы добычи средств существования, которые характерны именно для данного типа общества. Эта материальная культура, в частности, способствовала формированию культуры кончеро. В музее г. Тихуана среди характерного для подобного рода регионального (краеведческого) материала есть раздел с довольно точным, по сути, названием — «Калифорния до Калифорнии»: посвящен как историческим народам, с которыми встретились испанские завоеватели, так и археологическим культурам — молчаливым свидетелям древнейшего прошлого [31, p. 55]. Набор артефактов, обнаруженных во временных поселениях-кончеро, однообразен, здесь нет никаких следов древних городов. Калифорнийцы, находясь в фактической географической изоляции, не испытали внешнего влияния знаменитых древних культур. Словом, полуостров Калифорния — «Сухая рука» — так и не дотянулся до Месоамерики*.

* Впрочем, в Месоамерику не проникли и культуры других регионов Мексики, в частности, cеверо-западных областей, но они, по крайней мере, имели некоторые опосредованные связи с месоамериканскими культурами [32, 33].

Библиография

1. Leon-Portilla M., Historia y formas de la vida en Baja California. Arqueología mexicana. México, 2003, vol. XI, N 62, pp 16-23.

2. Dahl F.R. Historia de la arqueología en la península de Baja California. Аrqueología mexicana. México, 2003, vol. XI, N 62, рp. 33-39.

3. García L.R.F., Ovilla G.J. R. Arqueología de la Costa del Pacífico Norte de Baja California. Arqueología Mexicana. México, 2017, septiembre-octubre, N 147. Available at: https://arqueologiamexicana.mx/mexico-antiguo/arqueologia-de-la-costa-del-pacifico-norte-de-baja-california (accessed 01.04.2021).

4. Ibarra E.M.F., García J.F.A. De estilos y fronteras: manifestaciones gráfico-rupestres de Baja California. Arqueología Mexicana. INAH, México, 2019, N 56, enero (segunda época). Available at: http://mediateca.inah.gob.mx/repositorio/islandora/object/articulo%3A20033 (accesed 01.04.2021).

5. Beltran C.F. La arqueología del holoceno en el corredor costero Colnett – El Rosario (Baja California, México): un análisis orientado a la gestiȯn. Ensenada, Baja California, noviembre del 2009. Available at: cm.ens.uabc.mx/jatay/tesis/posgrado/medio_ambiente_desarrollo/doctorado/Dr C Figueroa.pdf (accessed 05.04.2021).

6. Fuhita H., Ainis A. Traditions of Early Human Groups in Baja California and Possible Routes for the Peopling of the Peninsula. Western North American Naturalist Provo, Utah, 2018, 78(3). Available at: https://www.researchgate.net/publication/329439929Traditions_of_Early_Human_Groups_in_Baja_California_and_Possible_Routes_for_the_Peopling_of_ the_Peninsula (accessed 03.04.2021).

7. Ibarra E.F., Ramírez A.G. Nota de investigación arqueológica: Salvamento arqueológico. La Chorera, San Quintín, Baja California, 11 junio, 2018. Available at: https://arqueologia.inah.gob.mx/?p=1982 (accessed 14.09.2020).

8. Ibarra E.F., Navarro J.Z. Nota de investigación arqueológica: Salvamento Arqueológico Acueducto Rosarito. El Florido, B.C. septiembre, 2020. Available at: https://arqueologia.inah.gob.mx/?p=2626 (accessed 06.12.2020).

9. Fuhita H. Enterramientos en concheros y cuevas de de Baja California. Аrqueología Mexicana. México, 2003, vol. XI, N 62, pp. 40-43; Skeletons Shed Light on Ancient Mesoamerican Burial Rituals. Available at: https://www.telesurenglish.net/new s/Skeletons-Shed-Light-on-Ancient-Mesoamerican-Burial-Rituals-20180418-0033.html, published 18 April, 2018 (accessed 03.04.2021).

10. Conchalito. Ancient Village or Settlement in Mexico. Available at: https://www.megalithic.co.uk/article.php?sid=24953 (accessed 03.04.2021).

11. Michelini A. P. Nota de investigación arqueológica: Una pipa arqueológica de la Sierra de las Pintas Baja California 5 septiembre, 2017. Available at: https://arqueologia.inah.gob.mx/?p=1923 (accessed 07.09.2020).

12. Fuhita H., Ainis A. Traditions of Early Human Groups in Baja California and Possible Routes for the Peopling of the Peninsula. Western North American Naturalist, Provo, Utah, 78(3), 2018. Available at: https://www.researchgate.net/publication/329439929_Traditions _of_Early_Human_Groups_in_Baja_California_and_Possible_Routes_for_the_Peopling_of_the_ Peninsula (accessed 03.04.2021).

13. Dahl F.R., Baja California Sur. Аrqueología Mexicana. México, 2003., vol. XI, N 62, pp. 80-81.

14. Hambleton E., Lienzo de Piedra. Arqueología mexicana. México, 2003, vol. XI, N 62, pp. 46-51.

15. Pinturas rupestres de La Sierra de San Francisco, Baja California Sur. Available at: https://arqueologiamexicana.mx/mexico-antiguo/pinturas-rupestres-de-la-sierra-de-san-francisco-baja-california-sur (accessed 29.11.2019).

16. . González J.S. El Vallecito, Baja California. Аrqueología mexicana. México, 2003, vol. XI, N 62, p. 54; El Vallecito. Mediateca. INAH, 1999. Available at: https://mediateca.inah.gob.mx/repositorio/islandora/object/guia%3A32 (accessed 01.04.2021).

17. El Vallecito. Mediateca. INAH, 1999. Available at: https://mediateca.inah.gob.mx/repositorio/islandora/object/guia%3A32 (accessed 01.04.2021).

18. Michelini A.P. Rancho Codornices: Entre el Estilo Gran Mural y el Abstracto Peninsular de Baja California. Available at: https://arqueologia.inah.gob.mx/?p=1364 (accessed 28.10.2019).

19. Martínez L.G. El Estilo Gran Mural en la Sierra de Guadalupe, B.C.S. Arqueología mexicana. México, 2003, vol. XI, N 62, pp. 44-45.

20. Patterson J. B. Las misiones de la península de Baja California. Аrqueología mexicana. México, 2003, vol. XI, N 62, рp. 62-67.

21. Hambleton E. Lienzo de Piedra. Available at: https://arqueologiamexicana.mx/mexico-antiguo/lienzos-de-piedra (accessed 29.11.2019).

22. Hallan 16 sitios con misteriosos petroglifos de hace 3 mil años en Baja California. Available at: https://www.elsoldemexico.com.mx/cultura/hallan-16-sitios-con-misteriosos-petroglifos-de-hace-3-mil-anos-en-baja-california-6295503.html (accessed 06.04.2021).

23. Encuentran 16 sitios con misteriosos petroglifos de hace 3 mil años en Baja California. Available at: https://elcomentario.ucol.mx/encuentran-16-sitios-con-misteriosos-petroglifos-de-hace-3-mil-anos-en-baja-california/ (accessed 06.04.2021).

24. Hallados más de 100 petroglifos indígenas en el estado mexicano de Baja California Sur. Available at: https://www.ancient-origins.es/noticias-historia-arqueologia/hallados-m%C3%A1s-100-petroglifos-ind%C3%ADgenas-el-estado-mexicano-baja-california-sur-003905 (accessed 06.04.2021).

25. Hallan 200 sitios con petroglifos y pintura estilo Gran Mural en el valle de Los Cirios, BC. Available at: https://www.proceso.com.mx/cultura/2019/4/10/hallan-200-sitios-con-petroglifos-pintura-estilo-gran-mural-en-el-valle-de-los-cirios-bc-223142.html (accessed 06.04.2021).

26. Mariló T.A. Hallados más de 100 petroglifos indígenas en el estado mexicano de Baja California Sur. Available at: https://www.ancient-origins.es/noticias-historia-arqueologia/hallados-m%C3%A1s-100-petroglifos-ind%C3%ADgenas-el-estado-mexicano-baja-california-sur-003905 (accessed 01.04.2021).

27. Petroglifos en Baja California. Arqueología mexicana. México, 2003, vol. XI, N 62, p. 50.

28. Registran en Baja California 16 zonas con petroglifos. El Siglo de Torreon, jueves, 28 de enero, 2021. Available at: https://www.elsiglodetorreon.com.mx/noticia/1824338.registran-en-baja-california-16-zonas-con-petroglifos.html (accessed 01.04.2021).

29. Mettler T. Geoglifos de Macahui en el desierto de Mexicali, publicado 21 junio, 2017. Available at: http://www.esascosas.com/geoglifos-de-macahui/ (accessed 08.04.2021).

30. D. Kier. Petroglyphs, Pictographs, and Geoglyphs. Available at: https://www.bajabound.com/bajaadventures/bajatravel/petroglyphs_pictographs_geoglyphs.php (accessed 02.04.2021).

31. Cotés G.C.A. Centro cultural Tijuana. Аrqueología mexicana. México, 2003, vol. XI, N 62, р. 55.

32. Баглай В.Е. Исторический Дуранго: между Месоамерикой и американским Юго-Западом? Латинская Америка. М., 2018, № 8, c. 77-93 [Baglay V.E. Istoricheskij Durango: mezhdu Mesoamerikoj i amerikanskim Yugo-Zapadom? [Historical Durango: between Mesoamerica and the American southwest?]. Latinskaya Amerika. Moscow, 2018, N 8, p .77-93 (In Russ.).

33. Баглай В.Е. Археология Соноры: древние культуры северной Мексики и их роль в становлении связей Месоамерики и американского Юго-Запада. Гуманитарные и юридические исследования. Научно-теоретический журнал. СКФУ, Ставрополь, 2018, выпуск № 3, 2018, сс. 35-41.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести