Освобождение без свободы: узники нацистских концентрационных лагерей в послевоенной Европе и проблема возмездия
Освобождение без свободы: узники нацистских концентрационных лагерей в послевоенной Европе и проблема возмездия
Аннотация
Код статьи
S013038640008190-7-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Якеменко Борис Григорьевич 
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
110-126
Аннотация

В статье идет речь о психическом и ментальном состоянии узников после освобождения из нацистских концентрационных лагерей и проблемах, которые узникам пришлось пережить. «Концентрационный мир» (в терминологии французского писателя Давида Руссе) нацизма стал уникальным явлением, местом, где история уступала место мифологии, где воскрешались архаические, пралогические (дологические) формы мышления и действия, где упразднялись правила и законы, на которых держалась европейская цивилизация. В основе этого мира лежали насилие и смерть. Именно этот мир и стал высшей, абсолютной точкой тоталитаризма, местом, где была сделана попытка в кратчайшие сроки путем беспрецедентного морального и физического давления создать физически и духовно принципиально нового человека. Через систему нацистских концентрационных лагерей прошли миллионы людей, значительная часть которых не смогла выжить. Как «концентрационный мир», так и выход из него означали кризис или крах системы ценностей узника. Вставала проблема возмездия за пережитые страдания и адаптация в послевоенном обществе. Выжившие узники нацистских концентрационных лагерей остались в значительной степени непонятыми как окружающими, так и самими собой, что привело большую часть выживших к нежеланию рассказывать о прошлом. Сегодня можно утверждать, что то, что современники слышат от живых или слышали от уже ушедших из жизни узников о «концентрационном мире», — это совсем не то, что бывшие узники хотели или хотят сказать миру. В статье подробно анализируются причины, по которым ожидаемое возмездие, с точки зрения узника, не состоялось, а также психологические и социальные проблемы самоидентификации узника как достоверного свидетеля пережитого. Делается попытка ответить на вопросы, почему узники так и не встретили понимания в послевоенном обществе и с чем связано возникновение тезиса о “кающейся нации” послевоенной Германии.

Ключевые слова
концентрационный лагерь, узник, освобождение, возмездие, понимание, забвение
Классификатор
Получено
24.10.2019
Дата публикации
24.01.2020
Всего подписок
45
Всего просмотров
2276
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S013038640008190-7-1 Дата внесения исправлений в статью - 16.01.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Абкович Иосиф о концлагере Освенцим-Биркенау. - https://teatr.audio/abkovich-iosif-o- konclagere-osvencim-birkenau (дата обращения 6.04.2019).

2. Адорно Т. Негативная диалектика. М., 2014.

3. АмериЖ. По ту сторону преступления и наказания. Попытки одоленного одолеть. М., 2015.

4. Арендт Х. Опыты понимания. 1930-1954. Становление, изгнание и тоталитаризм. М., 2018.

5. Арендт Х. Скрытая традиция. М., 2008.

6. Бауман З. Актуальность Холокоста. М., 2013.

7. Беттельхейм Б. Просвещенное сердце. — Человек, 1992, № 3, с. 35.

8. Борозняк А. И. Жестокая память. Нацистский рейх в восприятии немцев второй половины ХХ и начала XXI века. М., 2014.

9. Быков В. Свидетельство эпохи. — http://lib.ru/PROZA/BYKOW/publicsm.txt (дата обращения 03.2019).

10. Вахсман Н. КЛ. История нацистских концлагерей. М., 2017.

11. Визель Э. Ночь. М., 2017.

12. Градовский З. В сердцевине ада. Записки, найденные в пепле возле печей Освенцима. М., 2011.

13. Гулей А. «В лагере меня из человека превратили в чучело номер 61369 — вот кем я была». http://fakty.ua/212161-uznica-osvencima-anastasii-gulej-v-lagere-menya-iz-cheloveka-prevratili-v- chuchelo-nomer-61369—vot-kem-ya-tam-byla (дата обращения 17.06.2019).

14. Жития святых Димитрия Ростовского. Т. 6. Февраль. М., 2008, с. 56—58.

15. Зебальд В. Естественная история разрушения. М., 2015.

16. Знак не сотрется. Судьбы остарбайтеров в письмах, воспоминаниях и устных рассказах. М., 2016, с. 318, 364-365.

17. Кантор М. Медленные челюсти демократии. М., 2008.

18. Кёниг Х. Память о национал-социализме, Холокосте и Второй мировой войне в политическом сознании ФРГ. - http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ke11.html (дата обращения 02.06.2019).

19. Коуэн Д. М. Я выжил в Холокосте. М., 2016.

20. Леви П. Передышка. М., 2016.

21. Левинский Д. Мы из сорок первого. Воспоминания. — http://iknigi.net/avtor-dmitriy- levinskiy/86477-my-iz-sorok-pervogo-vospominaniya-dmitriy-levinskiy/read/page-18.html (дата обращения 7.08.2019).

22. Лихачев Д. С. Воспоминания. СПб., 1995.

23. Нитхаммер Л. Вопросы к немецкой памяти. Статьи по устной истории. М., 2012.

24. Ницше Ф. К генеалогии морали. — Ницше Ф. Сочинения в 2-х т., т. 2. М., 1990.

25. Рис Л. Холокост. Новая история. М., 2018.

26. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996.

27. Сонтаг С. Сознание, прикованное к плоти. Дневники и записные книжки 1964—1980. М., 2014.

28. Франкл В. Воспоминания. М., 2018.

29. Bloch H. A. Personality of Inmates of Concentration Camps. — American Journal of Sociology, 1947, 52(4), р. 337—339.

30. FelixL. Sparks. Dachau and its liberation. — http://45thinfantrydivision.com/index14.htm (дата обращения 7.03.2019).

31. Levi P. The black hole of Auschvitz. Cambrige, 2016.

32. Porat D. The Fall of a Sparrow: The Life and Times of Abba Kovner. Stanford, 2009.

33. Rousset D. L’Univers concentrationnaire. Paris, 1965.

34. Stangneth B. Eichmann vor Jerusalem — Das unbehelligte Leben eines Massenmorders. Hamburg, 2011.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести