Дополнительные библиографические источники и материалы
1. Хуайнань-цзы. Дисин-сюнь: [Трактат о земных формах]. URL: http://ctext.org/huainanzi/di-xingxun (дата обращения: 16.10.2016).
2. Ши цзи: [Исторические записки]: Фэн шань шу: [Трактат о жертвах небу и Земле]. URL: http://ctext.org/shiji/feng-chan-shu/zh (дата обращения: 16.10.2016). Хань шу: [История Хань]: Цзяо сы чжи: [Повествование о жертвоприношениях в предместьях]. URL: http://ctext.org/hanshu/jiao-si-zhi-shang/zh (дата обращения: 16.10.2016).
3. Ли Даоюань. Шуй цзин чжу сяо ши: [Канон водных путей с комментариями. Критическое издание с глоссами] / сост. Чэнь Цяои. Ханчжоу, 1999. С. 207.
4. Шэнь Ко. Мэнси би тань: [Записи бесед в Мэнси]. Пекин, 2014 (цифровое издание). С. 149.
5. Цянь Куньюй, Доу Янь. Сай бэй чжи цзунь — Хэншань: [Старейшина северных рубежей — гора Хэншань]. Чанша, 2015 (цифровое издание).
6. О зале Дэнин подробнее см. Steinhardt, Nancy S. The Temple to the Northern Peak in Quyang // Artibus Asiae 58.1–2 (1998): 69–90.
7. Аллюзия на фразу из «Канона Перемен», как правило, употребляющуюся для обозначения милостей государя по отношению к народу.
8. См., например: Чжан Цзиньхуэй (сост.). Гуцзинь гуши цзицзинь: [Собрание лучших историй древности и современности]. Баодин, 2006, II-8 — II-11.
9. Чжунго миншэн цыдянь: [Словарь достопримечательностей Китая]. Шахай, 1984.
10. См., например: Ню Цзинфэй. Цун Цюйян дао Хуньюань: Бэй юэ и сы гочэн бу као: [От Цюйяна в Хуньюань: дополнительные разыскания, связанные с перемещением жертвоприношений Северному пику] // Чжунго лиши дили лунь цун. Цз. 24. Вып. 4 (окт. 2004 г.). С. 62–70.
11. Авторитет конфуцианских канонов и комментариев к ним столь силен, что и в наши дни по инерции иногда пишут, будто Шунь приносил жертвы Пяти священным горам. См., например: Гао Сяоцзин. Гу Бэй юэ Хэншань цзисы вэньхуа цяньси: [Краткое исследование культуры жертвоприношений Хэншань — древнему Северному пику] // Вэньу чуньцю. 2006., № 1. С. 3–23.
12. См.: Чжан Лянь. Сыдянь юй сюйши: чун тань Мин Цин Бэй юэ и сы цзи ци кунцзянь исян: [Ритуалы и нарратив: новый взгляд на перемещение жертвоприношений Северному пику и на связанные с этим пространственные образы во время династий Мин и Цин] // Ханьсюэ яньцзю. Цз. 32. Вып. 1 (март 2014 г.). С. 135–172.
13. Перевод выполнен по изданию: Гу Тинлинь ши вэнь цзи: [Собрание стихов и прозы Гу Тинлиня]. Пекин, 1983 (2-е изд.). С. 7–9.
14. Т.е. г. Суншань.
15. «Юй шу»: «Юйские писания», первая часть «Канона истории» («Шу цзин»), повествующая об установлениях мифических правителей древности — Яо, Шуня и Юя.
16. «Чжоу ли»: «Чжоуские ритуалы» (IV—III вв. до н.э.?), один из конфуцианских канонов, описывающий идеальные обязанности чиновников различных ведомств в чжоуские времена.
17. В течение некоторого времени горы Хэншань и округ Хэншань носили название Чаншань, поскольку иероглиф «хэн» был табуирован: он совпадал с личным именем ханьского императора Вэнь-ди (правил с 180 по 157 г. до н.э.).
18. «Фэн су тун»: «Общее описание обычаев и нравов» (II—III века), энциклопедическое сочинение, в котором приводится описание верований, традиций, ритуальных и религиозных практик позднеханьского Китая, а также содержатся обширные сведения в области исторической географии.
19. «Цзюнь го чжи»: «Описание округов и княжеств», один из разделов «Сюй Хань шу» («Продолжения истории династии Хань»), написанной Сыма Бяо (?- ок.306).
20. Тайлао — торжественное жертвоприношение, в ходе которого закалывали быка, барана и борова.
21. У Куань (ум. 1504) — ученый и политик, служил по ведомству ритуалов.
22. Сыма Цянь.
23. Имеется в виду «Новая история Тан» («Синь Тан шу»).
24. Чжан Цзячжэнь (665–729) — государственный деятель, один из первых министров при императоре Сюань-цзуне, в течение своей неспокойной карьеры не только занимал места в центральном правительственном аппарате, но и успел побывать главой нескольких областей.
25. «Эръя» («Приближение к классике») — древнейший китайский толковый словарь.
26. Ни Юэ (ум. в 1501) — государственный деятель, служивший преимущественно по ведомству
ритуалов. Интересно, что с подачи его отца, Ни Цяня, тоже главы ведомства ритуалов, были возобновлены жертвоприношения духу Северного пика; самого Ни Юэ назвали так в честь духа этой горы (юэ — «пик», «священная гора»).
27. Речь идет о сделанном в 1586 г. предложении о переносе храма Северного пика в Хуньюань, который находился на территории, подведомственной в то время Ху Лайгуну. Шэнь Ли (ум. 1615) — в то время глава ведомства ритуалов.
Комментарии
Сообщения не найдены