Идеология и проблемы сакральной географии в «Рассуждении о Северном пике» Гу Яньу
Идеология и проблемы сакральной географии в «Рассуждении о Северном пике» Гу Яньу
Аннотация
Код статьи
S0131-28120000489-2-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
153-161
Аннотация
В работе анализируется сочинение видного историка и философа XVII в. Гу Яньу, посвященное некоторым аспектам исторической географии. Для Гу Яньу, идеолога противодействия маньчжурским захватчикам, официальный перенос места культа Северного пика стал свидетельством того, что при новой династии Цин Китай приходит в упадок из-за отхода от древних традиций.
Ключевые слова
Сакральная география, Гу Яньу, жертвоприношения, идеология императорского Китая.
Классификатор
Дата публикации
01.03.2017
Всего подписок
4
Всего просмотров
851
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0131-28120000489-2-1 Дата внесения исправлений в статью - 20.10.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Хуайнань-цзы. Дисин-сюнь: [Трактат о земных формах]. URL: http://ctext.org/huainanzi/di-xingxun (дата обращения: 16.10.2016).
2. Ши цзи: [Исторические записки]: Фэн шань шу: [Трактат о жертвах небу и Земле]. URL: http://ctext.org/shiji/feng-chan-shu/zh (дата обращения: 16.10.2016). Хань шу: [История Хань]: Цзяо сы чжи: [Повествование о жертвоприношениях в предместьях]. URL: http://ctext.org/hanshu/jiao-si-zhi-shang/zh (дата обращения: 16.10.2016).
3. Ли Даоюань. Шуй цзин чжу сяо ши: [Канон водных путей с комментариями. Критическое издание с глоссами] / сост. Чэнь Цяои. Ханчжоу, 1999. С. 207.
4. Шэнь Ко. Мэнси би тань: [Записи бесед в Мэнси]. Пекин, 2014 (цифровое издание). С. 149.
5. Цянь Куньюй, Доу Янь. Сай бэй чжи цзунь — Хэншань: [Старейшина северных рубежей — гора Хэншань]. Чанша, 2015 (цифровое издание).
6. О зале Дэнин подробнее см. Steinhardt, Nancy S. The Temple to the Northern Peak in Quyang // Artibus Asiae 58.1–2 (1998): 69–90.
7. Аллюзия на фразу из «Канона Перемен», как правило, употребляющуюся для обозначения милостей государя по отношению к народу.
8. См., например: Чжан Цзиньхуэй (сост.). Гуцзинь гуши цзицзинь: [Собрание лучших историй древности и современности]. Баодин, 2006, II-8 — II-11.
9. Чжунго миншэн цыдянь: [Словарь достопримечательностей Китая]. Шахай, 1984.
10. См., например: Ню Цзинфэй. Цун Цюйян дао Хуньюань: Бэй юэ и сы гочэн бу као: [От Цюйяна в Хуньюань: дополнительные разыскания, связанные с перемещением жертвоприношений Северному пику] // Чжунго лиши дили лунь цун. Цз. 24. Вып. 4 (окт. 2004 г.). С. 62–70.
11. Авторитет конфуцианских канонов и комментариев к ним столь силен, что и в наши дни по инерции иногда пишут, будто Шунь приносил жертвы Пяти священным горам. См., например: Гао Сяоцзин. Гу Бэй юэ Хэншань цзисы вэньхуа цяньси: [Краткое исследование культуры жертвоприношений Хэншань — древнему Северному пику] // Вэньу чуньцю. 2006., № 1. С. 3–23.
12. См.: Чжан Лянь. Сыдянь юй сюйши: чун тань Мин Цин Бэй юэ и сы цзи ци кунцзянь исян: [Ритуалы и нарратив: новый взгляд на перемещение жертвоприношений Северному пику и на связанные с этим пространственные образы во время династий Мин и Цин] // Ханьсюэ яньцзю. Цз. 32. Вып. 1 (март 2014 г.). С. 135–172.
13. Перевод выполнен по изданию: Гу Тинлинь ши вэнь цзи: [Собрание стихов и прозы Гу Тинлиня]. Пекин, 1983 (2-е изд.). С. 7–9.
14. Т.е. г. Суншань.
15. «Юй шу»: «Юйские писания», первая часть «Канона истории» («Шу цзин»), повествующая об установлениях мифических правителей древности — Яо, Шуня и Юя.
16. «Чжоу ли»: «Чжоуские ритуалы» (IV—III вв. до н.э.?), один из конфуцианских канонов, описывающий идеальные обязанности чиновников различных ведомств в чжоуские времена.
17. В течение некоторого времени горы Хэншань и округ Хэншань носили название Чаншань, поскольку иероглиф «хэн» был табуирован: он совпадал с личным именем ханьского императора Вэнь-ди (правил с 180 по 157 г. до н.э.).
18. «Фэн су тун»: «Общее описание обычаев и нравов» (II—III века), энциклопедическое сочинение, в котором приводится описание верований, традиций, ритуальных и религиозных практик позднеханьского Китая, а также содержатся обширные сведения в области исторической географии.
19. «Цзюнь го чжи»: «Описание округов и княжеств», один из разделов «Сюй Хань шу» («Продолжения истории династии Хань»), написанной Сыма Бяо (?- ок.306).
20. Тайлао — торжественное жертвоприношение, в ходе которого закалывали быка, барана и борова.
21. У Куань (ум. 1504) — ученый и политик, служил по ведомству ритуалов.
22. Сыма Цянь.
23. Имеется в виду «Новая история Тан» («Синь Тан шу»).
24. Чжан Цзячжэнь (665–729) — государственный деятель, один из первых министров при императоре Сюань-цзуне, в течение своей неспокойной карьеры не только занимал места в центральном правительственном аппарате, но и успел побывать главой нескольких областей.
25. «Эръя» («Приближение к классике») — древнейший китайский толковый словарь.
26. Ни Юэ (ум. в 1501) — государственный деятель, служивший преимущественно по ведомству
ритуалов. Интересно, что с подачи его отца, Ни Цяня, тоже главы ведомства ритуалов, были возобновлены жертвоприношения духу Северного пика; самого Ни Юэ назвали так в честь духа этой горы (юэ — «пик», «священная гора»).
27. Речь идет о сделанном в 1586 г. предложении о переносе храма Северного пика в Хуньюань, который находился на территории, подведомственной в то время Ху Лайгуну. Шэнь Ли (ум. 1615) — в то время глава ведомства ритуалов.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести