ООНСоциологические исследования Sotsialogicheski issledovania

  • ISSN (Print) 0132-1625
  • ISSN (Online) 3034-6010

Китайский опыт продвижения норм и ценностей путем регулирования социальных медиа

Код статьи
S013128120019294-4-
DOI
10.31857/S013128120019294-4
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск №2
Страницы
97-110
Аннотация

С начала пандемии COVID-19 и применения практики локдаунов для предотвращения новых вспышек заболеваемости во многих странах стало активнее использоваться интернет-пространство, дополнительный толчок к развитию получили различные информационные технологии, сервисы, заметно повысилась роль блогеров в создании и продвижении новостного, образовательного и life-style контента. КНР не стала исключением: начиная с 2005 г. блоггинг в стране активно развивается параллельно с системой цензурирования и модерирования контента.

В рамках данного исследования автор на примере китайских лидеров мнений (инфлюенсеров) в интернет-пространстве анализирует регулирование социальных медиа в контексте продвижения определенных норм и ценностей. В работе выделяются и рассматриваются основные факторы (технологический и экономический), влияющие на развитие блогосферы в Китае, определяются ведущие блогеры на наиболее популярных платформах, анализируются основные нормативные акты и нарушения со стороны лидеров мнений, а также технологические инновации в регулировании социальных медиа.

Целью исследования является выявление роли инфлюенсеров в КНР в процессе продвижения норм и ценностей и особенностей регулирования социальных медиа. В качестве основных ценностных ориентиров рассматриваются «сердцевинные социалистические ценностные воззрения», провозглашенные в 2012 г., а возможность ретрансляции данных установок опирается на теорию двухступенчатого потока информации Э. Каца, где первичным потоком информации выступает, по мнению автора, государство или СМИ, а лидером общественного мнения — ведущие блогеры.

 

В результате автор приходит к выводу, что в ходе директивного регулирования социальных медиа прослеживается продвижение определенных ценностных ориентиров в несколько расширенной версии, включая визуальное содержание контента. Продвигаются преимущественно общественные и индивидуальные ценности, а также внедряются инновационные технологии, позволяющие косвенно влиять на формирование общественного мнения.

Ключевые слова
Блоггинг, инфлюенсеры, социальные медиа, китайские социальные сети, Douyin, Китай
Дата публикации
19.04.2022
Год выхода
2022
Всего подписок
13
Всего просмотров
1482

Библиография

  1. 1. Афонина Л.А. Система партийной пропаганды в Китае // Новая эпоха: Китай после XIX съезда КПК: Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН, Москва, 14–16 марта 2018 года. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук, 2018.
  2. 2. Ибрагимова Г.Р. Стратегия КНР в киберпространстве: вопросы управления интернетом и обеспечения информационной безопасности // Индекс безопасности. 2013. Т. 19. № 1(104).
  3. 3. Лексютина Я.В. Политика китайского руководства в вопросах контроля и регулирования Интернета // Общество и государство в Китае. 2015. Т. 45. № 1.
  4. 4. Ломанов А.В. Общий знаменатель нации // Россия в глобальной политике. 2015. № 5. URL: https://globalaffairs.ru/articles/obshhij-znamenatel-naczii/ (дата обращения: 01.12.2021).
  5. 5. Трощинский П.В. Цифровой Китай до и в период коронавируса: особенности нормативно-правового регулирования // Право и цифровая экономика. 2021. № 1(11). DOI: 10.17803/2618–8198.2021.11.1.044–058
  6. 6. Трощинский П.В., Молотников А.Е. Особенности нормативно-правового регулирования цифровой экономики и цифровых технологий в Китае // Правоведение. 2019. Т. 63. № 2. DOI: 10.21638/spbu25.2019.207
  7. 7. Katz E. The Two-Step Flow of Communication: An Up-To-Date Report on an Hypothesis // The Public Opinion Quarterly. 1957. Vol. 21 (1).
  8. 8. KisselT.K. License to Blog: Internet Regulation in the People's Republic of China // Indiana International & Comparative Law Review. 2007. Vol. 17(1).
  9. 9. Kurt D.H. & de Seta G. Through the Looking Glass: Twenty Years of Chinese Internet Research // The Information Society. 2015. Vol. 31(1). DOI: 10.1080/01972243.2014.976688
  10. 10. MacKinnon R. Flatter world and thicker walls? Blogs, censorship and civic discourse in China // Public Choice. 2008. No. 134. DOI: 10.1007/s11127–007–9199–0
  11. 11. Poell T., Nieborg D.B., Duffy E.B. Platforms and Cultural Production. United Kingdom: Polity Press, 2021.
  12. 12. Repnikova M., Fang K. Digital Media Experiments in China: “Revolutionizing” Persuasion under Xi Jinping // The China Quarterly. 2019. Vol. 239. DOI: 10.1017/S0305741019000316
  13. 13. Zhao Y., Kou G., Peng Y., Chen Y. Understanding influence power of opinion leaders in e-commerce networks // Information Sciences. 2018. Vol. 426. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ins.2017.10.031
  14. 14. 微博客信息服务管理规定(Положения управления информационными услугами микроблога) //中华人民共和国国家互联网信息办公室. 02.02.2018. URL: http://www.cac.gov.cn/2018–02/02/c_1122358726.htm (дата обращения: 10.12.21).
  15. 15. 第47次《中国互联网络发展状况统计报告》(全文)(47 й «Статистический отчет о развитии Интернета КНР») // 中华人民共和国国家互联网信息办公室. 03.02.2021. URL: http://www.cac.gov.cn/2021–02/03/c_1613923423079314.htm (дата обращения: 20.12.2021).
  16. 16. 互联网传媒直播电商行业:风口正盛,未来去往何方?(Интернет СМИ. Стримминговые продажи: Расцвет тренда и его будущее) // Tianfeng Securities Co. 16.09.2021.URL: https://pdf.dfcfw.com/pdf/H3_AP202109161516581932_1.pdf?1632336054000.pdf (дата обращения: 29.12.2021).
  17. 17. 国家互联网信息办公室关于《互联网信息服务算法推荐管理规定(征求意见稿)》公开征求意见的通知(Положения об управлении рекомендациями алгоритмов информационных служб Интернета (проект запроса комментариев)) // 中华人民共和国国家互联网信息办公室. 27.08.2021. URL: http://www.cac.gov.cn/2021–08/27/c_1631652502874117.htm (дата обращения: 08.12.2021).
  18. 18. 国家广播电视总局办公厅关于进一步加强 文艺节目及其人员管理的通知 (Уведомление Канцелярии Государственного управления по делам телевидения и радиовещания КНР о дальнейшем усилении управления культурными программами и их персоналом) // 国家广播电视总局. 02.09.2021. URL: http://www.nrta.gov.cn/art/2021/9/2/art_113_57756.html (дата обращения: 09.12.2021).
  19. 19. 关于进一步加强娱乐明星网上信息规范相关工作的通知 (Уведомление о дальнейшем усилении работы, связанной с регулированием онлайн-информации для звезд индустрии развлечений) // 中华人民共和国国家互联网信息办公室. 23.11.2021. URL: http://www.cac.gov.cn/2021–11/22/c_1639177815325970.htm (дата обращения: 10.12.2021).
  20. 20. 迈向万亿市场的直播电商 (Навстречу триллионному рынку стриминговой коммерции) // KPMG. 2020. URL: https://home.kpmg/cn/zh/home/insights/2020/10/live-streaming-e-commerce-towards-trillion-market.html (дата обращения: 20.12.2021).
  21. 21. 网络短视频内容审核标准细则(2021)(Подробные правила по проверке стандартов содержания коротких видео в Интернете) // 国家广播电视总局. 15.12.2021. URL: http://www.nrta.gov.cn/art/2021/12/15/art_113_58926.html?fbclid=IwAR0wQvCBXoK2-O91vLP6PH-qUzUdVsgzMGNekLEz_Vnc_hxzz6E4fji_AJE (дата обращения: 10.12.2021).
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека