ООНСоциологические исследования Sotsialogicheski issledovania

  • ISSN (Print) 0132-1625
  • ISSN (Online) 3034-6010

ЭТНОЯЗЫКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ РОССИЙСКИХ РЕСПУБЛИК (НА ПРИМЕРЕ БАШКОРТОСТАНА)

Код статьи
S0132-16250000331-0-1
DOI
10.7868/S50000331-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Аннотация
Статья посвящена анализу этноязыковых проблем в сфере образования в специфическом правовом контексте российских республик. На материале общероссийского опроса выявлена высокая значимость этнического маркера языка в идентичности россиян. Рассмотрены основные трансформации языковой политики в постсоветской России в целом и в ряде входящих в ее состав национальных республик. Показано, что изменения в общегосударственном и региональном законодательстве привели в 2000-х гг. к смещению фокуса этноязыковых проблем с признания конституционных прав в сфере языка на положение этнических языков в системе образования. С опорой на данные массового опроса, а также экспертных и глубинных интервью, анализируются ключевые противоречия в сфере школьного образования, связанные с функционированием государственных и родных языков в Республике Башкортостан. Выявлены основные отличия башкортостанской ситуации от ситуации в соседнем Татарстане. Особое внимание было уделено двум ключевым дискурсам в изучении и обсуждении этноязыковых проблем - защитному и выбора языка.
Ключевые слова
этноязыковая ситуация, русский язык, государственный язык, родной язык, Башкортостан, Татарстан, образовательная сфера
Дата публикации
19.10.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
8
Всего просмотров
347

Библиография

QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека