СОЦИОЛОГИЯ В ЭПОХУ «ИСКУССТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ»: ПОИСК НОВЫХ ОСНОВАНИЙ
СОЦИОЛОГИЯ В ЭПОХУ «ИСКУССТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ»: ПОИСК НОВЫХ ОСНОВАНИЙ
Аннотация
Код статьи
S0132-16250000617-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Работа ориентирована на развитие дискуссии в профессиональном социологическом сообществе о новых феноменах, определяющих характер взаимосвязей людей в условиях «искусственной социальности». Авторы характеризуют «искусственную социальность» как эмпирический факт вхождения агентов, наделенных искусственным/имитационным мышлением, в социальные взаимодействия в качестве их участников и/или активных посредников. Рассмотрев представленные в литературе точки зрения «за» и «против» развития онлайн-технологий, авторы формулируют критику представления о социологии как науке, не поспевающей за технологическими изменениями, выделяют концептуальные ресурсы классической и современной социологии, применимые для объяснения феноменов искусственной социальности. Обсуждается вопрос о возможных формах влияния искусственной социальности на развитие социологии как науки.
Ключевые слова
искусственная социальность, искусственный интеллект, онлайн-технологии, социальное взаимодействие, общение людей и машин
Классификатор
Дата публикации
04.01.2020
Всего подписок
12
Всего просмотров
364
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. Мир общения в социологическом измерении. М.: Университетская книга,
  2. 2017. [Rezaev A.V., Tregubova N.D. (2017) The World of Social Intercourse in a Sociological Perspective.
  3. Moscow: Universitetskaya kniga. (In Russ.)]
  4. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. «Искусственный интеллект», «онлайн-культура», «искусственная социальность»: определение понятий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 35–47. [Rezaev A.V., Tregubova N.D. (2019) ‘Artificial Intelligence’,
  5. ‘Online Culture’, ‘Artificial Sociality’: Definition of the Terms. Monitoring obshchestvennogo mneniya:
  6. ekonomicheskie i sotsialnye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes].
  7. No. 6: 35–47. (In Russ.)]
  8. Резаев А.В. и др. Социология в эпоху «искусственной социальности»... 11
  9. Тённис Ф. Общность и общество // Социологический журнал. 1998. № 3/4. С. 207–229. [Tönnies F. (1998)
  10. Community and Society. Sotsiologicheskiy zhurnal [Sociological Journal]. No. 3/4: 207–229. (In Russ.)]
  11. Dreyfus H.L. (2009) On the Internet. 2nd ed. New York: Routledge.
  12. Esposito E. (2017) Artificial Communication? The Production of Contingency by Algorithms. Zeitschrift für
  13. Soziologie. Vol. 46. No. 4: 249–265.
  14. Fox J., Moreland J.J. (2015) The Dark Side of Social Networking Sites: An Exploration of the Relational
  15. and Psychological Stressors Associated with Facebook Use and Affordances. Computers in Human
  16. Behavior. Vol. 45: 168–176.
  17. International Telecommunication Union, CT Facts and Figures. (2017) URL: www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/
  18. Documents/facts/ICTFactsFigures2017.pdf (accessed 17.12.18).
  19. Latour B., Jensen P., Venturini T., Grauwin S., Boullier D. (2012) “The Whole is Always Smaller than its Parts”:
  20. A Digital Test of Gabriel Tardes’ Monads. British Journal of Sociology. Vol. 63. No. 4: 590–615.
  21. Leiner D. J., Kobilke L., Rueß C., Brosius H.-B. (2018) Functional Domains of Social Media Platforms:
  22. Structuring the Uses of Facebook to Better Understand its Gratifications. Computers in Human
  23. Behavior. Vol. 83: 194–203.
  24. Malsch T. (2005) Kommunikationsanschlüsse. Zur Soziologischen Differenz von Realer und Künstlicher
  25. Sozialität. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften.
  26. Malsch T. (ed.) (1998) Sozionik: Soziologische Ansichten über Künstlicher Sozialität. Berlin: Edition Sigma.
  27. Pak J. (2018) How Does China's Social Credit System Work? Marketplace. URL: www.marketplace.org/
  28. 2018/02/13/world/qa-china-s-social-credit-system (accessed 17.12.18).
  29. Pariser E. (2011) The Filter Bubble: How the New Personalized Web Is Changing What We Read and How
  30. We Think. New York: Penguin.
  31. Rezaev A.V., Tregubova N.D. (2018) Are Sociologists Ready for ‘Artificial Sociality’? Current Issues and Future
  32. Prospects for Studying Artificial Intelligence in the Social Sciences. Monitoring obshchestvennogo
  33. mneniya: tkonomicheskie i sotsialnye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social
  34. Changes]. No. 5: 91–108.
  35. Ruppert E., Law J., Savage M. (2013) Reassembling Social Science Methods: The Challenge of Digital
  36. Devices. Theory, Culture & Society. Vol. 30. Iss. 4: 22–46.
  37. Russell S.J., Norvig P. (2016) Artificial Intelligence: A Modern Approach. 3rd ed. New Jersey: Pearson Education.
  38. Shirky C. (2008) Here Comes Everybody: The Power of Organizing without Organizations. London: Allen
  39. Lane.
  40. Snyder T. (2017) On Tyranny: Twenty Lessons from the Twentieth Century. London: Tim Duggan Books.
  41. Suchman L. (2007) Human-Machine Reconfigurations. Plans and Situated Actions. 2nd ed. Cambridge:
  42. Cambridge University Press.
  43. Turkle S. (2005) The Second Self: Computers and the Human Spirit. 20th anniversary ed. Cambridge: MIT
  44. Press.
  45. Turkle S. (2011) Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less from Each Other.
  46. New York: Basic Books.
  47. Turner J. (2002) Face to Face: Toward a Sociological Theory of Interpersonal Behavior. Redwood City:
  48. Stanford University Press.
  49. Twenge J.M. (2006) Generation Me: Why Today's Young Americans are More Confident, Assertive, Entitled –
  50. and More Miserable than Ever Before. New York: Free Press.
  51. Twenge J.M. (2017) iGen: Why Today’s Super-Connected Kids Are Growing Up Less Rebellious, More
  52. Tolerant, Less Happy – and Completely Unprepared for Adulthood – and What That Means for the
  53. Rest of Us. New York: Atria Books.
  54. Wolfe A. (1993) The Human Difference: Animals, Computers, and the Necessity of Social Science. Berkley:
  55. University of California Press

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести