- Код статьи
- S013216250000171-1-1
- DOI
- 10.31857/S013216250000171-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 7
- Страницы
- 81-86
- Аннотация
В статье анализируется влияние социальной поддержки на гражданское поведение, которая трактуется как совокупность социально-психологических вкладов индивидуумов, составляющих окружение конкретного индивида, в удовлетворение потребности в принадлежности к обществу или к организации и необходимости в самореализации. Социальная поддержка представлена действиями коллег, семьи и человека, имеющего особое значение для данного индивида. Гражданское поведение олицетворяет ролевое поведение индивида вне должностных инструкций; его добровольный вклад в развитие организации и отношений с коллегами вне формальной роли. В настоящем исследовании гражданское поведение измерено по отношению к коллегам и по отношению к организации. Показана положительная корреляция между социальной поддержкой и гражданским поведением, также позитивное влияние социальной поддержки на гражданское поведение.
- Ключевые слова
- социальная поддержка, гражданское поведение, социально-психологический баланс, конструктивность социальных взаимоотношений, организационная приверженность
- Дата публикации
- 22.08.2018
- Год выхода
- 2018
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 606
Современные изменения трудовой деятельности обусловлены прежде всего интеллектуальным, творческим потенциалом, исполнительностью и активностью работников. Субъектность работника стала базисом для осмысления и изучения социально-психологической составляющей ее эффективности как симбиоза конструктивности социальных взаимоотношений внутри организации (социальной поддержки) и добровольных действий работников, направленных на достижение поставленных целей (гражданского поведения).
Социальная поддержка определяется как информация, вселяющая в индивида уверенность в том, что он небезразличен, его ценят, любят, а также что он включен в коммуникационные связи и взаимные обязательства [Cobb, 1976; Вассерман, Трифонова, 2012: 5]. Данная информация рождается, приумножается и перевоплощается в процессе социальных взаимодействий, формируя восприятие окружающей среды и реакции на агентов поддержки. Более полное определение социальной поддержки подразумевает эмоциональную, информационную и практическую помощь со стороны других людей (члены семьи, друзья, коллеги) [Nurullah, 2012: 173; Thoits, 2010: 46].
Социальная поддержка - результат социальных интеракций и их когнитивно-эмоциональной переработки [Метелина, 2012: 3]. Она может быть реализована в форме совета, зависимости от других, уверенности в себе, социального принятия, эмоциональной привязанности и взаимности [Foster, 2012: 39].
Гражданское поведение подразумевает действия сотрудников, не входящие в их должностные обязанности, за которые не предусмотрено материального вознаграждения, но которые направлены на благо организации, поддерживают ее психологическое и социальное функционирование и тем самым способствуют повышению ее эффективности [Гулевич, 2013: 79]. Активное участие сотрудников в жизни организации предполагает оказание помощи и поддержки коллегам, сопричастность с деятельностью трудового коллектива, осознание своих прав и обязанностей, ориентацию на ее интересы [Баринов, 2011: 11].
Наиболее распространенная классификация гражданского поведения - пятифакторная модель, предложенная Органом в 1988 году [Zhang, 2011: 9]. Она включает нижеследующие факторы гражданской активности: альтруизм (помощь коллегам); добросовестность (соблюдение норм организации, согласие с ее политикой и существующими процедурами); «спортивное» поведение - преодоление препятствий, которые встают на пути сотрудника; учтивость (вежливость и уважение по отношению к коллегам); гражданская добродетель (участие в общественных мероприятиях, идущих на благо организации) [Гулевич, 2013: 79].
Данная классификация гражданского поведения была распределена Вильямсом и Андерсоном (1991) на две группы: гражданское поведение по отношению к сотрудникам (альтруизм и учтивость) и по отношению к организации (добросовестность, «спортивное» поведение, гражданская добродетель). Социальная поддержка и гражданское поведение - взаимодополняющие компоненты внутриорганизационного социально-психологического баланса, обусловленного самоэффективностью сотрудников, их интересом и доверием к коллегам и организации в целом.
Генеральная совокупность, выборка и методы исследования.
Генеральная совокупность исследования - персонал деревообрабатывающего предприятия «Кастамону Энтегре» г. Кастамону (Турция) в количестве 290 чел. Для определения выборки использован метод удобной выборки как разновидность нерепрезентативной выборки. Исследование проводилось в 2016 г. Были опрошены 235 респондентов, в т.ч. 210 — мужчины, 185 респондентов женаты или замужем. Наибольшее количество опрошенных респондентов - в возрасте 40 лет. Большинство имеют среднее специальное и высшее образование, средний рабочий стаж – 10 лет. 150 работают в отделе производства; 25 – в департаменте обслуживания; 23 - занимают административные посты; 14 работают в отделе финансов и бухгалтерского учета; 23 – в подразделении дополнительных услуг.
Анкета состояла из трех структурных частей. Первая часть включала вопросы, выявляющие социально-демографические характеристики. Вторая часть образована на основе опросника социальной поддержки Фостера (2012), состоящего из характеристики поддержки коллег, поддержки семьи и поддержки человека, имеющего особое значение для данного индивида. Третья часть анкеты - опросник гражданского поведения, разработанный Ченом (2011). Он характеризует гражданское поведение как по отношению к коллегам, так и по отношению к организации.
Коэффициент альфа Кронбаха для 11-пунктного опросника социальной поддержки составил 0,895. Факторные нагрузки пунктов опросника социальной поддержки находились в пределах от 0,549 до 0,882. Мера адекватности выборки Кайзера–Мейера–Олкина (KMO) оказалась равна 0,841, значимость коэффициента сферичности Бартлетта (p=,000) указала на существенные корреляционные взаимосвязи. Три фактора социальной поддержки объясняют 71,21% общей дисперсии.
Коэффициент альфа Кронбаха для 15-пунктного опросника гражданского поведения был идентифицирован как 0,882. Факторные нагрузки утверждений опросника варьировались от 0,405 до 0,827. Показатель меры адекватности выборки Кайзера–Мейера–Олкина (KMO) составил 0,918, коэффициент сферичности Бартлетта (p=,000) был выявлен значимым. Два фактора гражданского поведения объясняют 54,53% общей дисперсии.
В табл. 1 приведена статистика факторов социальной поддержки и гражданского поведения.
Таблица 1 Описательная статистика факторов исследования
Факторы | Средн. знач. | Станд. опл. | N |
Гражданское поведение по отношению к коллегам | 3,63 | ,785 | 235 |
Гражданское поведение по отношению к организации | 3,77 | ,740 | 235 |
Поддержка семьи | 4,03 | ,887 | 235 |
Поддержка коллег | 3,78 | ,878 | 235 |
Поддержка человека, имеющего особое значение для индивида | 3,63 | 1,028 | 235 |
Гражданское поведение в общем смысле | 3,77 | ,740 | 235 |
Социальная поддержка в общем смысле | 3,81 | ,780 | 235 |
___________
Источник: расчеты авторов.
Данные табл. 1 указывают, что средние значения факторов варьируют в пределах от 3,63 до 4,03, где наиболее высокое значение имеет поддержка семьи. В ходе анализа были вычислены соотношения социально-демографических данных респондентов и применены методы факторного, корреляционного и регрессионного анализов.
Гипотезы исследования и их апробация.
На основе анализа характеристик социальной поддержки и гражданства были выдвинуты следующие гипотезы: H1: Между аспектами социальной поддержки и гражданского поведения существует положительная корреляция; Н2: Аспекты социальной поддержки имеют положительное влияние на гражданское поведение; H3: Между социальной поддержкой и гражданским поведением в общем смысле имеется положительная взаимосвязь.
В табл. 2 показаны результаты корреляционного анализа взаимосвязи социальной поддержки на рабочем месте и гражданского поведения.
Таблица 2 Взаимосвязь между социальной поддержкой и гражданским поведением
Гражданское поведение по отношению к коллегам | Гражданское поведение по отношению к организации | Гражданское поведение в общем смысле | ||
Поддержка семьи | r | ,470** | ,564** | |
p | ,001 | ,001 | ||
Поддержка коллег | r | ,443** | ,530** | |
p | ,001 | ,001 | ||
Поддержка человека, имеющ. особое значение для индивида | r | ,271** | ,351** | |
p | ,001 | ,001 | ||
Социальная поддержка в общем смысле | r | ,567 | ||
p | ,001 |
___________
Источник: расчеты авторов.
Эти данные фиксируют позитивную взаимосвязь между поддержкой семьи, поддержкой коллег, поддержкой человека, имеющего особое значение для индивида и гражданским поведением по отношению к коллегам при уровне значимости 0,01. Между социальной поддержкой и гражданским поведением в общем смысле установлена умеренная (r=,567) позитивная взаимосвязь. Таким образом, можно утверждать: при росте социальной поддержки увеличивается значимость и роль гражданского поведения.
В табл. 3 представлены результаты регрессионного анализа влияния социальной поддержки и соответствующих факторов на гражданское поведение и интерпретирующие его факторы.
Таблица 3 Влияние социальной поддержки на гражданское поведение
Модель 1: Зависимая переменная - гражданское поведение по отношению к организации | Бета | T | P | R2 | F | P | |
Фиксированное значение | 1,461 | 6,57 | ,001 | ,352 | 43,41 | ,001 | |
Поддержка семьи | ,362 | 5,02 | ,001 | ||||
Поддержка коллег | ,263 | 3,65 | ,001 | ||||
Поддержка человека, имеющего особое значение для индивида | ,052 | ,817 | ,414 | ||||
Модель 2: Зависимая переменная - гражданское поведение по отношению к коллегам | Бета | T | P | R2 | F | P | |
Фиксированное значение | 1,711 | 7,545 | ,000 | ,244 | 26,11 | ,001 | |
Поддержка семьи | ,319 | 4,094 | ,000 | ||||
Поддержка коллег | ,242 | 3,106 | ,002 | ||||
Поддержка человека, имеющего особое значение для индивида | -,013 | -,186 | ,853 |
Данные табл. 3 свидетельствуют о значимости моделей. Согласно модели 1, поддержка семьи и коллег по работе позитивно влияет на гражданское поведение по отношению к организации; поддержка человека, имеющего особое значение для индивида, не влияет на гражданское поведение по отношению к организации. Модель 2 констатирует: поддержка семьи и коллег позитивно влияет на гражданское поведение по отношению к коллегам; поддержка человека, имеющего особое значение для индивида, негативно влияет на его гражданское поведение по отношению к коллегам. В табл. 4 представлены результаты гипотез исследования.
Таблица 4 Результаты гипотез исследования
Гипотезы | Результат гипотезы |
H1: Между аспектами социальной поддержки и гражданского поведения существует положительная корреляция. | Подтверждена. |
H2: Аспекты социальной поддержки имеют положительное влияние на аспекты гражданского поведения. | Частично подтверждена. |
H3: Между социальной поддержкой и гражданским поведением в общем смысле имеется положительная взаимосвязь. | Подтверждена. |
Заключение.
Результаты исследования выявили положительную корреляцию между социальной поддержкой и гражданским поведением. Социальная поддержка может считаться важной составляющей гражданского поведения, так как является ключевым условием конструктивных предложений, инициативной деятельности, добровольного выполнения обязанностей, облегчения адаптивности индивидуума к внутриорганизационным требованиям, повышения сопротивляемости к возможному негативному воздействию окружающей среды, тем самым благоприятствуя эффективному функционированию организации.
Итоги исследования указывают на позитивное влияние поддержки семьи и коллег по работе на гражданское поведение. Поддержка семьи и коллег способствует пробуждению и укреплению у сотрудника веры в то, что он обладает уникальными личностными особенностями, ценностями и социальными установками, одобряемыми в организации. В то же время было установлено: поддержка человека, имеющего особое значение для индивида, негативно влияет на гражданское поведение по отношению к коллегам. Единоличная поддержка индивидуума подразумевает в большей степени персональную вложенность в его функционирование, добровольное растворение в деятельности объекта поддержки, что в одностороннем контексте может не содействовать отождествлению индивида с коллегами и активной ориентированности на эффективное функционирование трудового коллектива.
Сотрудники с повышенной активностью, направленной на благо организации начинают рассматривать подобную активность как социально желательную и даже обязательную. Это способствует увеличению стабильности результата, достигнутого организацией, способности организации адаптироваться к меняющимся условиям, экономии ресурсов для достижения дополнительных целей [Гулевич, 2013: 80]. В этой связи важно разрабатывать осознанную стратегию развития концепции взаимопомощи и информативно-социальных интеракций членов организации в контексте реализации ее целей.
Библиография
- 1. Баринов Д.А. Организационно-гражданственное поведение сотрудников в управлении организацией. Канд. дисс... М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Ф-т гос. упр., 2011.
- 2. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А. Социально-психологические факторы в формировании сферы здоровья личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2012. №2. С. 3-8.
- 3. Гулевич О.А.Гражданское поведение в организации: условия и последствия // Организационная психология. 2013. №3. С. 78-96.
- 4. Метелина А.А. Специфика социальных связей подростков и старших школьников в условиях кадетской школы-интерната // Психологическая наука и образование. 2012. №1. C. 1-10.
- 5. Chen H. Work Ethic and Workplace Behavior: Essays on Direct and Moderated Relationships Across National Cultures: Doct. Diss... Texas: The University of Texas at Dallas, 2011.
- 6. Cobb S. Social Support as a Moderator of Life Stress // Psychosomatic Medicine. 1976. Vol. 38: 300-314.
- 7. Foster P.J. Leader-Member-Exchange and The Workplace Bully: Doct. Diss... Manhattan, Kansas: Kansas State University, 2012.
- 8. Nurullah A.S. Received and Provided Social Support: A Review of Current Evidence and Future Directions // American Journal of Health Studies. 2012. No. 27(3). P. 173-188.
- 9. Thoits P.A. Stress and Health: Major Findings and Policy Implications // Journal of Health and Social Behavior. 2010. No. 51 (Special Issue). P. 41-53.
- 10. Williams, L.J., Anderson, S.E. Job Satisfaction and Organizational Commitment as Predictors of Organizational Citizenship and Inrole Behavior // Journal of Management. 1991. No. 17. P. 601-617.
- 11. Zhang D. Organizational Citizenship Behavior. PSYCH761 White Paper (OCB), 4629332, 2011.