- Код статьи
- S013216250000188-9-1
- DOI
- 10.31857/S013216250000188-9
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 7
- Страницы
- 152-157
- Аннотация
Результаты ряда эмпирических исследований последнего десятилетия показывают противоречивую динамику: с одной стороны, отмечается рост значения здоровья как инструментальной ценности, с другой, деятельность по здоровьесбережению носит избирательный характер, а представления различных социальных групп о ЗОЖ и способах здоровьесбережения существенно различаются. В наших исследованиях выявлена положительная динамика в отношении студентов к здоровому образу жизни.
- Ключевые слова
- молодежь, студенты, здоровый образ жизни, социальные представления
- Дата публикации
- 22.08.2018
- Год выхода
- 2018
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 896
В современном обществе здоровье приобретает все большую ценность [Белова, 2008; Варламова, 2010; 2005; George, 2014]. Здоровый образ жизни понимается как концепция социальной политики, основанная на признании высокой значимости здоровья, ответственности за его сохранение со стороны государства, индивида, социальной группы и общества в целом и утверждающая необходимость принятия мер, направленных на создание безопасной и благоприятной среды обитания [Никулина, 2015]. Здоровый образ жизни молодежи - это осознанное и целенаправленное поведение молодых людей, которое предусматривает каждодневные социальные практики, направленные на сохранение и укрепление их здоровья, продиктованные ценностными ориентациями, установками, мотивами здоровьесберегающей деятельности) [Белова, 2008: 84-86].
Здоровый образ жизни охватывает духовную, социально-культурную и правовую составляющие развития и деятельности человека, которые дополняют экологическая и предметная среда обитания индивида, на их совершенствование оказывают влияние экономические, коммуникационные факторы, социальные представления различных групп, в т.ч. этнических [Абдуллаева и др., 2016; Вялых, 2015; Орлова, 2009]. Совместное конструирование здоровьесберегающего поведения может являться ядром представлений социальных групп – к примеру, лиц с ограниченными возможностями здоровья [Патраков и др., 2015], этнических и религиозных сообществ [Крестьянова и др., 2016]. Можно говорить о наличии в студенческой среде парадокса в отношении к здоровью: с одной стороны, в массовом сознании здоровье воспринимается как ценность, с другой, подавляющее большинство может не проявлять активности в здоровьесбережении [Белова, 2008: 84-86; Пить и др., 2015].
Центром социально-политических исследований Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета в 2016 г. было проведено социологическое исследование «Противоречия и парадоксы социализации студенческой молодежи в условиях транзитивности современного российского общества» (научный руководитель − В.И. Филоненко). В стратифицированную выборку вошли четыре федеральных университета (Казанский, Северо-Кавказский, Уральский, Южный), двенадцать вузов (и их филиалы) юга России, Национальный Союз организаций по подготовке кадров в области управления персоналом. Опрошено 4387 студентов, 1122 эксперта (проректоры и заместители деканов по социально-воспитательной работе, кураторы учебных групп, деканы и заведующие кафедрами, штатные преподаватели общенаучных, социально-гуманитарных и выпускающих кафедр), 526 работодателей (руководители предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители управлений, отделов по работе с персоналом по основным отраслям промышленности, строительства, транспорта и связи, здравоохранения и социальной сферы, культуры и науки, образования) из регионов России. Исследование проводилось в 19-ти субъектах Российской Федерации методом анкетирования.
Отношение студентов к здоровому образу жизни.
Сравнение результатов исследований 2006, 2011 и 2016 г. показало, что в естественно-гуманитарных вузах популярность ЗОЖ увеличилась в 1,7 раза, в инженерно-технических вузах - в 2,3 раза (табл.1).
Таблица 1 Отношение студентов к здоровому образу жизни (в % к числу опрошенных)
Популярна ли, на ваш взгляд, в настоящее время в студенческой среде идея здорового образа жизни? | Тип вуза | ||||||||
естественно-гуманитарные | инженерно-технические | сельскохозяйственные | |||||||
2006 | 2011 | 2016 | 2006 | 2011 | 2016 | 2006 | 2011 | 2016 | |
Очень популярна | 31,7 | 32,6 | 54,5 | 22,4 | 37,6 | 52,1 | 18,3 | 38,3 | 68,7 |
Не очень популярна | 44,3 | 48,8 | 30,9 | 52,8 | 45,7 | 30,7 | 50,1 | 40,3 | 21,1 |
Совсем не популярна | 7,2 | 8,1 | 3,5 | 8,1 | 7,2 | 4,9 | 10,3 | 7,7 | 4,3 |
Затрудняюсь ответить | 14,7 | 9,1 | 11,0 | 16,2 | 7,8 | 12,3 | 21,2 | 13,7 | 5,8 |
Сравнение ответов на вопрос «Как Вы оцениваете сегодня состояние своего здоровья?» с 2006 и 2011 гг. показывает уменьшение оценки хорошего самочувствия студентами естественно-гуманитарных и инженерно-технических направлений и увеличение положительных ответов студентов сельскохозяйственных направлений (табл. 2).
Таблица 2 Оценка студентами состояния своего здоровья (в % к числу опрошенных)
Как вы оцениваете свое положение сегодня: Состояние здоровья | Тип вуза | ||||||||
естественно-гуманитарные | инженерно-технические | сельскохозяйственные | |||||||
2006 | 2011 | 2016 | 2006 | 2011 | 2016 | 2006 | 2011 | 2016 | |
Хорошо | 68,3 | 58,6 | 57,2 | 68,3 | 58,6 | 62,6 | 45,6 | 54,9 | 60,7 |
Удовлетворительно | 30,2 | 34,5 | 36,2 | 30,2 | 34,5 | 32,0 | 46,2 | 39,1 | 33,8 |
Плохо | 1,2 | 6,1 | 6,6 | 1,2 | 6,1 | 5,3 | 7,4 | 6,0 | 5,5 |
Сравнение отношения студентов к курению в 2006, 2011, 2016 гг. позволяет говорить об устойчивой тенденции снижения курения в молодежной студенческой среде. Заметнее выросло число некурящих среди студентов инженерно-технических и сельскохозяйственных направлений, где существенно снизился процент заядлых курильщиков (табл. 3).
Таблица 3 Отношение студентов к курению (в % к числу опрошенных)
Курите ли вы? | Тип (вид) вуза | ||||||||
естественно-гуманитарные | инженерно-технические | сельскохозяйственные | |||||||
2006 | 2011 | 2016 | 2006 | 2011 | 2016 | 2006 | 2011 | 2016 | |
Нет, не курю | 73,9 | 80,8 | 86,5 | 67 | 78,2 | 84 | 58,6 | 75,2 | 85,3 |
Да, несколько сигарет в день | 13,6 | 11,3 | 7,8 | 15,5 | 11,5 | 9 | 14,6 | 10 | 8,9 |
Да, до 10 в день | 6,6 | 4,3 | 2,9 | 10,1 | 5,3 | 3,9 | 11,9 | 8,9 | 3,2 |
Да, до пачки в день | 4,9 | 3,7 | 2,8 | 7 | 5 | 3,1 | 14,6 | 5,9 | 2,6 |
В федеральных университетах (КФУ, СКФУ, УрФУ, ЮФУ) в сравнении с вузами Ростовской области и вузами ЮФО мы констатируем наибольший процент некурящих студентов, но и наибольшее кличество курящих более 1 пачки сигарет в день (табл. 4).
Таблица 4 Отношение студентов к курению в зависимости от месторасположения и уровня вуза (в % к числу опрошенных)
Вузы Ростовской области в целом | Вузы ЮФО в целом | Федеральные вузы в целом | ||
Курите ли вы? | Нет, не курю | 84,8% | 85,3% | 85,8% |
Да, несколько сигарет в день | 8,4% | 8,5% | 7,8% | |
Да, до 10 в день | 3,5% | 3,3% | 3,1% | |
Да, до пачки в день | 3,3% | 2,9% | 3,4% |
Сравнение результатов опроса 2016 г. с результатами 2006 и 2011 гг. показывает, что более чем в 2 раза увеличилось число студентов, ведущих трезвый образ жизни в естественно-гуманитарных и инженерно-технических вузах, в 4,7 раза – в сельскохозяйственных вузах. Сократилось число употребляющих алкоголь по праздникам, несколько раз в месяц, несколько раз в неделю (табл. 5).
Таблица 5 Отношение студентов к алкоголю (в % к числу опрошенных)
Употребляете ли вы спиртные напитки? | Тип вуза | ||||||||
естественно-гуманитарные | инженерно-технические | сельскохозяйственные | |||||||
2006 | 2011 | 2016 | 2006 | 2011 | 2016 | 2006 | 2011 | 2016 | |
Нет | 20,3 | 31,2 | 42,1 | 18 | 29,7 | 37,8 | 10,3 | 21 | 48,6 |
Употребляю редко, т.е. по большим праздникам | 56,6 | 51,9 | 43,7 | 45,4 | 50,8 | 45,8 | 41,6 | 58,2 | 41,4 |
Несколько раз в месяц | 17,9 | 14,4 | 12,1 | 29 | 15,4 | 13,3 | 36,6 | 17,4 | 9,1 |
Несколько раз в неделю | 4,9 | 2,5 | 2,1 | 7,2 | 4,1 | 3 | 11,1 | 3,4 | 0,9 |
Важным фактором укрепления здоровья для студентов остаются университетские и самостоятельные занятия физической культурой. Сравнительный анализ ответов на вопрос об удовлетворенности занятиями физкультурой и спортом в 2006, 2011 и 2016 г. подтверждает положительную динамику (табл. 6). Отвечая на вопрос: «Чем Вы обычно занимаетесь в свободное время?», 37,9% студентов ответили – «посещаю спортклубы, секции, тренировки».
Таблица 6 Удовлетворенность занятиями физкультурой и спортом (в % к числу опрошенных)
В какой мере вы удовлетворены: Занятия физкультурой и спортом | Тип вуза | ||||||||
естественно-гуманитарные | инженерно-технические | сельскохозяйственные | |||||||
2006 | 2011 | 2016 | 2006 | 2011 | 2016 | 2006 | 2011 | 2016 | |
Вполне удовлетворен | 54,7 | 52,7 | 56,1 | 66,7 | 66,1 | 61,7 | 56,5 | 67,4 | 78,1 |
Отчасти удовлетворен | 26,4 | 31,1 | 29,1 | 20,4 | 23,6 | 28,2 | 26,5 | 23,6 | 17,5 |
Не удовлетворен | 17,5 | 16,2 | 14,8 | 9,9 | 10,3 | 10,2 | 14,3 | 9 | 4,4 |
Пропагандировать здоровый образ жизни стали многие молодежные субкультуры [Плотницкий, 2011: 113–118]. Позитивное отношение к жизни и здоровью, приверженность экстремальным видам спорта, отказ от наркотиков – идеология стрейтэджа, скейтеров/роллеров, трейсеров (паркур), воркаута. Среди студенческой молодежи эти субкультуры пользуются популярностью и одобряются. Наивысшую оценку полезности получили стрейтэйджеры (табл. 7).
Таблица 7 Распределение ответов на вопрос: «Какие из субкультур, на ваш взгляд, конструктивны, приносят пользу молодёжи и обществу в целом?» в зависимости от направления подготовки (в % к числу опрошенных)
Какие из субкультур, на ваш взгляд, конструктивны, приносят пользу молодёжи и обществу в целом? | Направление подготовки | |||||||
Социально-гуманитарное | Естественнонаучное | Инженерно-технологическое | Психолого-педагогическое | Архитектура и дизайн | Экономическое | Сельскохозяйственное | Медицинское | |
Скейтеры / Роллеры | 21,8 | 15,7 | 17,2 | 24,3 | 25,7 | 14,9 | 37,1 | 17,2 |
Трейсеры (Паркур) | 16,9 | 16,7 | 18,2 | 21,6 | 16,2 | 12,1 | 35,4 | 13,9 |
Воркаут (Турники) | 34,5 | 31,8 | 37,2 | 37,3 | 32,4 | 30,6 | 34,2 | 29,8 |
Стрейтэйджеры (Здоровый образ жизни) | 52,6 | 50 | 48,7 | 56,5 | 56,2 | 51,6 | 47 | 54,3 |
Качественная характеристика здорового образа жизни и здоровья в целом – питание. (табл. 8).
Таблица 8 Оценка студентами своего питания (в % к числу опрошенных)
Как вы оцениваете свое положение сегодня: Питаетесь | Направление подготовки | |||||||
Социально-гуманитарное | Естественнонаучное | Инженерно-технологическое | Психолого-педагогическое | Архитектура и дизайн | Экономическое | Сельскохозяйственное | Медицинское | |
Хорошо | 69,4 | 67,4 | 71,4 | 74,4 | 70,9 | 80,4 | 75,5 | 75,8 |
Удовлетворительно | 26,2 | 27,4 | 23,8 | 24 | 28,2 | 17,3 | 21,7 | 20,8 |
Плохо | 4,4 | 5,3 | 4,8 | 1,6 | 1 | 2,3 | 2,9 | 3,4 |
Выводы.
Исследование показало, что у большинства студентов нет потребности в систематической заботе о собственном здоровье в силу нежелания прикладывать усилия. Представления студентов о здоровье сводится к физическому благополучию, добиться которого можно отказом от вредных привычек, двигательной активностью и правильным питанием. Установлено, что психологический компонент здоровья представлен незначительно. Причины пассивного поведения студентов по сохранению и восстановлению здоровья видятся в низкой культуре здоровья, недостатке умений и навыков ведения здорового образа жизни. Не отвергая значимости здорового образа жизни, студенты ставят под сомнение его необходимость в студенческий период жизни. Мы констатируем положительную динамику в формировании здорового образа жизни, в отказе от вредных привычек.
Библиография
- 1. Абдуллаева С. Г.К., Патраков Э.В., Гордеева Е.Е. О ценностях гуманных межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С.128-132.
- 2. Белова Н.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи // Социологические исследования. 2008. № 4. С. 84–86.
- 3. Варламова С.Н., Седова Н.Н. Здоровый образ жизни – шаг вперед, два назад // Социологические исследования. 2010. № 4. С. 75 – 88.
- 4. Вялых Н.А. Стратегии потребления медицинской помощи: социологический анализ: монография. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015.
- 5. Орлова В.В. Ценностные приоритеты молодежи в сибирском регионе // Социологические исследования. 2009. № 6. С. 95–99.
- 6. Пить В.В., Захарченко А.А., Порядин М.Е. Общественное мнение о здоровом образе жизни в молодежной среде: на примере социологического опроса, проведенного в г. Муравленко // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015.T. 7. № 2. С.149-156.
- 7. Плотницкий В.В. Роль спортивных субкультур в процессе социализации подрастающего поколения // Актуальные проблемы молодежной субкультуры: сб. статей / Под общ. ред. О.К. Поздняковой. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2011. Т. 5. С. 113–118.
- 8. George S., Hanson J., Jackson J.L. Physician, heal thyself: a qualitative study of physician health behaviors // Academic Psychiatry. 2014. V. 38. № 1. P. 19–25.