- Код статьи
- S013216250000189-0-1
- DOI
- 10.31857/S013216250000189-0
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 7
- Страницы
- 146-151
- Аннотация
Анализируются данные представительных опросов жителей Уральского федерального округа (УФО) в 2014–2016 гг. Отмечается корреляция между оценкой материального положения и объективными показателями уровня жизни, в частности размером среднедушевых доходов. На основе самооценки защищенности от ряда социальных опасностей дана характеристика социального самочувствия жителей, протестной и политической активности. Выявлена взаимосвязь между уровнем потенциальной протестной активности и эффективностью региональных практик управления. Если в регионе выстроен формат диалога между властью и обществом, то ответственность руководителей и чиновников всех рангов за реализацию принятых законов, программ и обязательств приводит к большей удовлетворенности жизнью населения.
- Ключевые слова
- Уральский федеральный округ • социально-экономический кризис • материальное положение •социальное самочувствие • протестная активность • и политическая активность • социальная адаптация
- Дата публикации
- 22.08.2018
- Год выхода
- 2018
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 617
Начавшийся в 2014 г. социально-экономический кризис затронул практически все слои российского общества. Среди его следствий отмечаются не только рост цен, участившиеся увольнения, но и такие серьезные тенденции, как изменение взаимоотношений работников и работодателей в сторону усиления бесправного положения работающих, противоречивые тенденции в настроениях людей – от консолидационных до индивидуалистических [Горшков, 2017: 8–10]. Исследование, проведенное в Уральском федеральном округе, имело целью анализ тенденций в положении жителей под влиянием кризиса. Опросы проводились в шести городах - административных центрах территориальных образований (Курган, Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Ханты-Мансийск, Салехард) в марте 2014 и марте 2016 гг. методом формализованного интервью по месту жительства. Выборка каждой волны опроса (N=2800) репрезентативная, квотная, соответствует основным социально-демографическим характеристикам взрослого городского населения. В Кургане опрошено 200, в Екатеринбурге – 989, в Тюмени – 322, в Челябинске – 800, в Ханты-Мансийске – 365, в Салехарде – 124 чел. Во всех опросах обеспечена статистическая погрешность не более 3 %. Организация выборочного отбора и полевого этапа проводилась на основе методики Центра социологических исследований МГУ, разработанной С.В. Тумановым и А.А. Ионовым [Ионов, 2010].
С одной стороны, УФО относится к экономически благополучным регионам, с другой, в 2000-е гг. наблюдался рост межрегиональных различий в доходах населения, в том числе по показателю прожиточного минимума (ПМ). Снижение доли населения с доходами ниже этого показателя обусловлено главным образом манипулированием величиной ПМ, которая не связана со среднедушевыми доходами и величиной зарплаты в регионе. Так, в 2011 г. самый низкий уровень ПМ был установлен в ХМАО-Югре, регионе с высоким уровнем заработной платы и валовым региональным продуктом. Такое поведение региональных властей понятно, если учесть, что регион кормит себя сам и дотации бедным выплачивает самостоятельно. Дотационные регионы завышают величину ПМ в расчете на трансферты из федерального бюджета. Например, в Курганской области величина ПМ одна из самых высоких в УФО. По данным 2000 г., 50% её населения имели доходы с уровнем ниже величины ПМ, в 2005 г. – 30%, а в 2009 г. 17–18% [Ромашкина, 2015: 23]. По данным статистики, в 2016 г. лидерами по денежным доходам населения в УФО были ЯНАО – 67 521 руб. на человека, что обусловлено не только нефтегазовыми доходами, но и северными надбавками к оплате труда, и ХМАО-Югра – 44 162 руб., где северный коэффициент несколько ниже. Самый низкий уровень среднедушевого дохода населения зафиксирован в Курганской и Челябинской областях – 20 443 и 23 466 руб. соответственно [Российский статистический…, 2017: 142].
Анализ самооценок материального положения зафиксировал наибольшие значения в ЯНАО (69%), ХМАО-Югре (66,4%) и Тюменской области (49%), что вполне коррелирует с объективными показателями уровня жизни, в частности размером среднедушевых доходов. В остальных субъектах УФО значения этого показателя изменялись незначительно, в пределах статистической погрешности. Негативные процессы в регионе, в том числе зависящие от общероссийских неудач в экономической и социальной политике, создают определенный фон социальной напряженности, ибо ухудшение материального положения в отдельных случаях приводит к формированию «очагов беспокойства» с рисками нарастания социальной напряженности. Наибольшую обеспокоенность большинства населения УФО в марте 2016 г. вызывал «рост цен на товары и услуги, опережающий рост доходов» – 73% (табл. 1). Эта проблема стала еще более актуальной по сравнению с 2014 г. При этом у жителей Курганской области из года в год первенство удерживает «низкий уровень доходов, плохое материальное положение» – 66% (рост на 4,5%). В более благополучных субъектах РФ (ХМАО-Югра и ЯНАО) к росту цен добавляются острые проблемы с ЖКХ.
Таблица 1 Проблемы, которые респонденты считали наиболее важными и требующими первоочередного решения в 2014 и 2016 гг. (в %)
2016201420162014201620142016Вариант ответа | В среднем по УФО | Курганская обл. | Свердловская обл. | Тюменская обл. | Челябинская обл. | ХМАО | ЯНАО | 2014 | 2016 | 2014 | 2016 | 2014 | ||
Рост цен на товары и услуги20162014 | 68,3 | 73,0 | 68,5 | 63,3 | 71,8 | 75,3 | 58,8 | 72,5 | 71,3 | 74,0 | 55,7 | 71,0 | 72,0 | 70,0 |
Низкий уровень доходов | 57,5 | 52,8 | 70,0 | 65,5 | 61,3 | 52,2 | 49,3 | 47,8 | 62,5 | 60,8 | 37,7 | 35,0 | 34,3 | 34,0 |
Низкий уровень мед. обслуживания | 45,9 | 44,8 | 40,7 | 36,5 | 58,2 | 47,3 | 32,5 | 35,5 | 46,8 | 51,0 | 23,7 | 37,0 | 29,0 | 38,0 |
Рост наркомании, алкоголизма | 45,5 | 42,0 | 41,5 | 45,8 | 50,8 | 42,0 | 38,8 | 33,3 | 46,8 | 49,3 | 32,7 | 31,7 | 47,3 | 30,7 |
Плохие жилищные условия | 45,2 | 41,5 | 37,5 | 36,5 | 53,7 | 44,5 | 33,5 | 30,5 | 39,5 | 40,8 | 50,7 | 42,7 | 38,3 | 57,0 |
Коррупция власти | 39,0 | 33,6 | 33,5 | 31,0 | 41,7 | 34,2 | 25,5 | 28,3 | 47,0 | 39,5 | 24,0 | 25,3 | 44,3 | 27,3 |
Недостаточная соц. защита | 36,4 | 31,3 | 32,7 | 28,2 | 46,8 | 32,7 | 19,3 | 25,3 | 37,0 | 35,5 | 21,7 | 26,0 | 27,3 | 24,7 |
Кризис нравственности | 33,4 | 28,6 | 3,5 | 22,2 | 36,3 | 28,7 | 27,3 | 26,5 | 32,8 | 29,8 | 30,7 | 34,0 | 41,3 | 23,7 |
Плохая экология | 32,4 | 28,5 | 19,7 | 20,8 | 36,3 | 27,3 | 19,8 | 14,3 | 42,2 | 43,2 | 20,7 | 17,3 | 21,7 | 17,0 |
Высокий уровень преступности | 23,0 | 23,2 | 21,7 | 28,8 | 26,3 | 23,3 | 15,8 | 25,8 | 24,8 | 23,0 | 14,0 | 14,3 | 24,7 | 28,3 |
Безработица | 21,3 | 16,0 | 32,2 | 14,3 | 18,5 | 13,8 | 23,3 | 14,5 | 23,2 | 23,0 | 17,0 | 10,3 | 18,0 | 9,0 |
Проблемы теплоэнергоснабжения | 10,7 | 10,8 | 7,7 | 4,0 | 12,0 | 7,8 | 8,0 | 11,5 | 14,5 | 8,8 | 3,3 | 31,0 | 3,7 | 11,0 |
Национальные и религиозные конфликты | 10,6 | 8,1 | 7,5 | 6,2 | 8,8 | 7,0 | 10,5 | 8,3 | 9,2 | 8,5 | 14,0 | 11,7 | 35,7 | 8,7 |
Несвоевременная выплата зарплаты | 7,0 | 7,1 | 10,5 | 12,0 | 6,5 | 5,2 | 5,8 | 11,3 | 9,0 | 8,2 | 3,0 | 4,7 | 4,0 | 3,0 |
Угроза терроризма | 6,9 | 6,0 | 5,8 | 5,7 | 8,2 | 6,2 | 6,5 | 8,3 | 6,3 | 5,3 | 5,3 | 5,3 | 7,7 | 5,0 |
Актуальность этих проблем для населения фиксируется и другими исследованиями. О росте цен как факторе ухудшения жизни говорили 65% россиян [Лежнина, 2016: 57]. Другая компонента воздействия кризиса на материальное положение россиян – сокращение доходов, спровоцированное проблемами на предприятиях – затронула в основном жителей Москвы (44%) и Санкт-Петербурга (23–28%). Распространенность иных форм влияния кризиса на благосостояние граждан России (потеря работы, задержки выплаты заработной платы, неоплачиваемые отпуска) в течение 2015 г. практически не изменилась [Горшков, 2016: 31–32]. Таким образом, примерно для двух третей населения материальный блок жизненных проблем можно назвать доминирующим в условиях кризиса. Падение реальных доходов населения в этой группе оказалось весьма ощутимым, что отразилось и на увеличении доли бедных слоев: по России этот показатель вырос с 11,2% в 2014 г. до 13,5% в 20162.
Исследование показало: если волнующие население региона проблемы не будут решаться, то, по заявлению более трети респондентов, они сами постараются изменить условия своей жизни. При этом доля готовых принять участие в различных акциях протеста среди жителей УФО с 2014 по 2016 гг. колебалась в пределах 15-12 %. (более всего выражено это колебание в Свердловской области – с 19 до 13%, табл. 2).
Таблица 2 Возможные действия населения в условиях нерешенности проблем (в %)
2016201420162014201620142016Вариант ответа | В среднем по УФО | Курганская обл. | Свердловская обл. | Тюменская обл. | Челябинская обл. | ХМАО | ЯНАО | 2014 | 2016 | 2014 | 2016 | 2014 | ||
Сам изменю условия своей жизни20162014 | 36,3 | 38,3 | 27,7 | 33,5 | 37,8 | 38,2 | 37,0 | 41,8 | 37,0 | 40,2 | 35,0 | 35,3 | 35,0 | 34,0 |
Ничего не буду предпринимать | 26,7 | 22,8 | 31,8 | 23,3 | 32,5 | 25,5 | 14,3 | 18,3 | 27,3 | 23,8 | 17,0 | 16,0 | 16,0 | 19,0 |
Приму участие в различных протестах | 15,0 | 12,0 | 17,0 | 15,7 | 19,3 | 13,0 | 6,0 | 6,3 | 15,0 | 12,5 | 8,7 | 9,0 | 12,0 | 9,3 |
Ограничусь словесным возмущением | 8,2 | 6,8 | 7,5 | 8,0 | 12,2 | 9,2 | 3,5 | 4,3 | 6,7 | 5,8 | 3,7 | 3,7 | 8,7 | 4,7 |
Ничего не смогу предпринять | 9,5 | 7,3 | 8,5 | 7,5 | 10,3 | 6,7 | 7,3 | 10,5 | 11,5 | 7,5 | 6,3 | 6,7 | 4,3 | 3,3 |
Обращусь за помощью в местные органы власти | 7,0 | 6,5 | 7,8 | 4,7 | 5,8 | 5,0 | 17,0 | 11,0 | 3,3 | 5,5 | 7,0 | 8,3 | 16,3 | 15,0 |
Обращусь за помощью в аппарат полномочного представителя Президента РФ | 4,7 | 4,9 | 6,0 | 6,8 | 4,8 | 5,8 | 3,5 | 2,8 | 4,5 | 3,3 | 4,3 | 4,7 | 7,0 | 9,7 |
Буду использовать личные связи и вознаграждения | 4,0 | 4,3 | 3,8 | 3,8 | 3,3 | 4,0 | 9,5 | 7,0 | 3,7 | 4,3 | 1,3 | 2,7 | 4,3 | 6,0 |
Обращусь за помощью в областную, республиканскую, краевую администрацию | 4,0 | 3,7 | 6,7 | 4,2 | 3,0 | 3,5 | 6,5 | 5,0 | 2,8 | 1,0 | 5,3 | 7,3 | 6,3 | 12,3 |
На наш взгляд, снижение уровня потенциальной протестной активности связано с ростом положительных оценок населением Свердловской области деятельности органов государственной власти и президента РФ: согласно данным опроса, отношение к В.В. Путину в марте 2016 г., по сравнению с 2014 г., выросло на 35%. Обнаружены тенденции зависимости снижения потенциальной протестной активности в Курганской области от действий, что может быть вызвано отставкой непопулярного губернатора улучшением в сфере ЖКХ.
Одним из индикаторов социального самочувствия можно рассматривать ответы на вопрос: «Какова нынешняя экономическая ситуация лично для вас?» (табл. 3).
Таблица 3 Оценка экономической ситуации респондентами в 2014 и 2016 гг. (в %)
2016201420162014201620142016Вариант ответа | В среднем по УФО | Курганская обл. | Свердловская обл. | Тюменская обл. | Челябинская обл. | ХМАО | ЯНАО | 2014 | 2016 | 2014 | 2016 | 2014 | ||
Благоприятная20162014 | 4,7 | 5,2 | 2,7 | 4,0 | 1,5 | 2,6 | 14,5 | 13,8 | 2,2 | 3,0 | 11,3 | 12,3 | 13,0 | 5,7 |
Вполне терпимая | 35,5 | 39,2 | 26,3 | 37,3 | 29,5 | 32,8 | 44,0 | 44,5 | 33,0 | 38,5 | 53,7 | 53,4 | 57,7 | 58,6 |
Терпимая с трудом | 42,8 | 40,8 | 47,2 | 43,0 | 46,8 | 46,2 | 30,3 | 30,3 | 48,2 | 43,5 | 29,7 | 29,0 | 24 | 25,3 |
Нетерпимая | 12,7 | 9,6 | 18,2 | 10,8 | 16,3 | 12,0 | 6,3 | 7,2 | 14,2 | 10,8 | 2,3 | 1,7 | 1,7 | 4,0 |
Затрудняюсь ответить | 4,3 | 5,2 | 5,6 | 4,9 | 5,9 | 6,4 | 4,9 | 4,2 | 2,4 | 4,2 | 3,0 | 3,6 | 3,6 | 6,4 |
Разность положительных и отрицательных оценок | -15,3 | -6,0 | -36,4 | -12,5 | -32,1 | -22,8 | 21,9 | 20,8 | -27,2 | -12,8 | 33,0 | 35,0 | 45,0 | 35,0 |
В целом можно говорить о консервации различий между субъектами УФО. Положительные значения удовлетворенности жизнью по-прежнему характерны для регионов, население которых располагает более высоким уровнем доходов (Тюменская область и автономные округа). Подобный консерватизм в оценках экономической ситуации скорее всего связан с тем, что за время кризиса не произошло изменений, связанных с качественным ухудшением имеющегося у жителей данных регионов «запаса прочности». Как показывают общероссийские исследования, показатели уровня владения недвижимостью и имуществом, наличия сбережений и кредитов, характер основных источников доходов россиян продемонстрировали в целом устойчивость. С другой стороны, такой «запас прочности» не был высок даже в достаточно стабильные с точки зрения социально-экономического развития предкризисные годы и, тем более, не вырос в кризисный период [Горшков, 2016: 32].
В то же время произошло значимое увеличение удовлетворенности экономической ситуацией в таких регионах, как Курганская, Челябинская и Свердловская область, хотя значение этого показателя остается негативным. Если говорить о Челябинской и Курганской областях, то скорее всего это обусловлено структурой экономики данных субъектов УФО: в них более 20 и 16% основных фондов соответственно сосредоточено в обрабатывающей промышленности [Ромашкина, 2015: 20]. Между тем, по данным всероссийских исследований, сокращение зарплат из-за кризиса в первую очередь коснулось именно «индустриальной России» [Тихонова, 2015: 24].
Таким образом, улучшение оценки экономической ситуации его жителями объясняется и объективными, и субъективными факторами. В то же время этот показатель связан именно с оценкой перспектив ее развития, так как показатели самооценки материального положения и удовлетворенности положением дел в УФО существенно не изменились. Accepted: 26.02.18
Библиография
- 1. Горшков М.К. Российский социум в условиях кризисного развития: контекстный подход (статья 1) // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 26–34.
- 2. Ионов А.А. Методические требования к выборке и организации эмпирического исследования в регионе // Программа и типовой инструментарий Социокультурный портрет региона России (Модификация – 2010). Институт философии РАН Москва, 2010. С. 88–102.
- 3. Лежнина Ю.П. Социально-экономический кризис на пространстве России: проблемы населения и «очаги беспокойства» // Социологические исследования. 2016. № 10. С. 54–65.
- 4. Ромашкина Г.Ф. Процессы модернизации в регионах Уральского Федерального Округа // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 19-26.
- 5. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб. / ред. А.Е. Суринов и др.; Росстат. М., 2017.
- 6. Тихонова Н.Е. Явные и неявные последствия экономических кризисов для россиян // Социологические исследования. 2015. № 12.С. 16–27.