- Код статьи
- S013216250003755-3-1
- DOI
- 10.31857/S013216250003755-3
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 1
- Страницы
- 139-144
- Аннотация
Статья посвящена рассмотрению места социологии права в подготовке будущих социологов. Анализируется специфика данной отрасли социологической науки и положение социологии права как учебной дисциплины в образовательных программах российских вузов. Отмечается невостребованность социологии права в обучении будущих социологов. Обсуждаются причины, определяющие положение социологии права как учебной дисциплины. Одной из важных названа сложность развития отраслевой социологии на междисциплинарном уровне изучения общественных отношений и правовых явлений и феноменов. Это и определяет сложность преподавания данной дисциплины, которая должна способствовать усвоению юридических понятий, теории и практики. Показаны преимущества включения социологии права в планы подготовки будущих социологов. Подчеркивается важность прикладного исследования правовой жизни человека и общества.
- Ключевые слова
- социология права, отрасль права, учебная дисциплина, ценности, нормы, правовая система, правовая жизнь, обучение социологов, образовательные программы
- Дата публикации
- 15.03.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 89
- Всего просмотров
- 709
Постановка проблемы.
Социология права, в числе других отраслей социологической науки, имеет авторитетных исследователей, свою историю и необходимый для получения значимых результатов арсенал методик и подходов. И если социология права как отрасль развивается продуктивно, то как учебная дисциплина она редкий предмет в учебных планах подготовки будущих социологов. И если в главных вузах страны (МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский госуниверситет) данная дисциплина заняла прочное место, то в других вузах она не попала в зону внимания разработчиков образовательных программ. Такая картина наблюдается в Высшей школе экономики, РАНХиГС, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Новосибирском и Томском госуниверситетах, Сибирском и Южном федеральных университетах и т.д. В Алтайском университете социология права также отсутствует в планах подготовки бакалавров, но активно развивается в рамках подготовки магистров по профилю «социология права». Конечно, от того, что студенты-социологи отдалены от изучения правовой жизни человека и общества, сама социология права не перестала развиваться и наращивать свой теоретико-методологический потенциал. Однако для повышения качества соответствующих исследований включение социологии права в планы подготовки крайне желательно.
Почему социология права оказалась не в первой линии предметных областей, необходимых в обучении будущих социологов. Самый очевидный ответ связан с необходимостью хорошо ориентироваться именно в юридическом знании, а подготовка бакалавров социологии на этом сосредоточиться в полной мере не может. По мысли В.В. Волкова, социология права представляет собой «синтетическое междисциплинарное направление, которое сочетает в себе методы сбора и анализа эмпирических данных (качественные и количественные), характерные для социальных наук, объяснительные модели, взятые из социологии, криминологии, экономики и критической теории, а также большой объем специализированного юридического знания» [Волков, 2017: 34]. В этом отношении социология права предстает как узконаправленная область знаний для социологов, и необходимость овладения правовыми знаниями не подлежит сомнению. Вместе с тем широкий срез актуальных социально-правовых проблем, попадающих в поле зрения социологии права, может быть изучен и без знания юридических тонкостей. Речь идет, например, о проблематике верховенства закона, коррупции, бюрократии, социальной ответственности, юридической справедливости и т.д. Очевидно, в данных вопросах исследователь прежде должен быть социологом, а затем уже, насколько позволяет его подготовка, юристом. В эпоху междисциплинарных отношений различных наук и отраслей знаний рассчитывать, что социология будет находиться в стороне от других сфер познания мира вряд ли возможно. Поэтому социология права здесь выступает как образец сотрудничества наук.
Другая причина «невнимания» к социологии права в подготовке будущих социологов – гибридизация самой социологии. Согласуясь с интересами какого-либо исследователя, научной школы или направления, социология прирастает новыми отраслями. Поэтому может показаться, что социология права, юридическая социология, социология правовой жизни и другие тому подобные вариации – это, по сути, одно и то же. Дискуссии на этот счет не утихают [Лапаева, 2008; Попов, 2012б и др.], и потому ракурс оценки права, правовой жизни человека и общества всякий раз подлежит корректированию. Этот неустоявшийся статус социологии права в ряду других наук, изучающих право, влияет на ее закрепление как учебной дисциплины, так как приходится обосновывать преимущества или недостатки юридической социологии перед социологией права, и наоборот. Между тем история свидетельствует: «В конце XIX – начале XX в. в европейской социальной науке наблюдалось параллельное развитие социологии права и социологической юриспруденции. В США формированию социологии права предшествовало распространение социологической юриспруденции, которая была частью правоведения» [Масловская, 2010: 70].
Выбор в пользу социологии права как учебной дисциплины весьма важен. Подкрепленная достаточным количеством учебников, она формирует не столько знания норм права и возможности их применения в той или иной ситуации, сколько открывает для будущих социологов перспективы исследования феноменов и явлений, далеко не всегда попадающих в объектив изучения правоведов. В американской социологии права уже в начале 2000-х гг. предпринимались попытки оценить опыт таких исследований. В связи с этим отмечалась выраженная ориентация социологов на изучение традиционно философско-правовых феноменов, таких как правовое государство, справедливость, добро и зло, свобода и т.д. [Christy, 2002: 17–18]. Это не означает, что удел социологии права – конкурировать с философией за исследование указанных феноменов. Но уметь анализировать социально-правовые механизмы, к примеру, сквозь призму социальной справедливости социологу явно не помешало. При этом акценты в осмыслении этих феноменов в целях обучения студентов могут существенно разниться у социологов и юристов. Допустим, первые будут сосредоточены на понимании справедливости как факторе консолидации общества и механизмах ее достижения, а вторые – как способе применения той или иной нормы права при осуществлении правосудия.
Социология права в вузах.
Преподавание социологии права для будущих социологов необходимо начинать с утверждения двух важных обстоятельств: 1) данная отрасль социологии обладает достаточными эвристическими возможностями для исследования актуальных социально значимых проблем, а не только узких правовых вопросов; 2) в социологии права нужно акцентировать внимание на эмпирическом исследовании правовой жизни человека и общества в ее связи с нормами права и правилами поведения.
Некоторые учебники по социологии права избирают именно такую тактику, что в значительной степени может обеспечить успех в освоении обучающимся этой дисциплины. Один из таких учебников в качестве «основного вопроса социологии права» рассматривает социальную обусловленность права. Это акцентирует исследование правовых проблем не на формальных нормах закона, а на социальном содержании права [Сырых, 2012: 7]. В другом учебнике показана не только специфика прикладных исследований правовых явлений и процессов, но и акцентировано внимание на использовании социологических методов в различных отраслях юридической науки [Корнев, 2015]. Заметный вклад в изучение социологии права в вузах внес учебник В.В. Лапаевой. Он акцентирует внимание на эмпирических социологических исследованиях права и теории права, следуя тенденции сближения социологии и юриспруденции [Лапаева, 2011].
Для закрепления социологии права в программах подготовки социологов особо значима не юридическая проблематика, а социальная, рассматриваемая в этой учебной дисциплине. И если правовые нюансы изучаемых явлений и процессов могут вызвать сложности при их интерпретации социологами, то осмысление концепций «общество и право», «государство и право» будет стимулировать интерес социологов. Другие специалисты полагают, что «социологию права можно рассматривать не только как дисциплину с жестко заданным предметом, а еще и как некое поле, совокупность научных знаний по теме “право и общество”» [Бирюков, 2015: 117]. Для социологов, таким образом, более предметной сферой исследований становится не норма права как таковая, формализованная и закрепленная в правовых актах, а скорее «как гуттаперчевая субстанция» («русское право неопределенно и эластично») [Пастухов, 2011: 168]. Такая субстанция будет более податлива для социологических измерений и наблюдений, а значит, целая отрасль социологии права станет еще более привлекательной с точки зрения эвристического потенциала и возможности получить любопытные данные в изучении темы «общество и право».
Также следует отметить в преподавании социологии права проблему дифференциации собственно социологии права и философии права. В этом случае есть соблазн пофилософствовать и потеоретизировать о правовых вопросах. Поскольку тематика правосознания, правовых ценностей и антиценностей, свободы, справедливости и т.д. уходит в глубины философской мысли и содержит богатейший исторический материал, на его основе можно построить самостоятельный учебный курс.
Важно в этой связи провести демаркацию названных предметных областей, настроив будущих социологов на восприятие важнейших критериев именно социологии права, а не иной области знания. Если этого не сделать, то велика вероятность длительное время пребывать в пространстве философии права или даже юриспруденции и, таким образом, еще более отдалиться от социологии. К таким критериям можно отнести ряд соображений: во-первых, социология права – это отрасль социологии, а не юридической науки; во-вторых, основное направление исследований в социологии права — это обширная проблематика «общество и право», обсуждаемая в аспекте социально-правового регулирования. В-третьих, социология права предполагает применение эмпирических методов исследования, позволяющих разделить теоретическую рефлексию философии права и прикладную ориентацию отрасли социологии. В-четвертых, именно социология права наиболее близка к разработке различных индексов правовой жизни человека и общества, таких как индексы коррупциогенности в обществе и органах власти, а также законов и других нормативно-правовых актов, индекс рисков отклоняющегося правосознания и т.д. Будущему социологу важно показать, что одно и то же юридическое по смыслу понятие в разных контекстах получает различные коннотации, указывающие путь их дальнейшего исследования. Так, понятие нормы права, традиционное для юриспруденции, в философии права будет рассматриваться как отражение правовых ценностей и антиценностей, принятых в данном обществе (см.: [Попов, 2015: 63–64]), а в социологии права уже как интегратор или дезинтегратор общественных отношений и в целом развития общества. В силу этого норма права может расцениваться как фактор повышения социальной напряженности в обществе, когда население в целом не высказывает доверия данной норме, а также может интерпретироваться как угроза консолидации общества (например, нормы, связанные с регламентацией политических прав и свобод человека).
Практический ресурс социологии права.
Чтобы понять прикладной потенциал социологии права, приведем несколько показательных примеров. Первый из них связан с проведением судебных социологических экспертиз, которые все чаще проводятся по заданию органов прокуратуры. В этом случае такую экспертизу лучше всего осуществлять именно социологу права, владеющему и прикладными методами социологического исследования, и теоретической базой в познании социальных процессов и правовой реальности. В Уголовном кодексе РФ содержится более десятка составов преступлений (например, умышленное причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью; истязание; хулиганство; вандализм и т.д.), где в качестве одного из квалифицирующих признаков выступает направленность этих умышленных действий на причинение преступного вреда в связи с мотивами политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти, или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Поэтому от социолога требуется установить границы социальной группы, указать на ее отличительные признаки, оценить характер влияния преступных действий на формирование общественного мнения и др. (см.: [Попов, 2012а]).
С другой стороны, социология права дает возможность участвовать социологу в экспертизах, проводимых органами власти и местного самоуправления, для подготовки тех или иных нормативно-правовых актов.
Итак, если в бакалавриате социологии дисциплина «социология права» не всегда преподается, то в магистратуре, напротив, она может существовать и даже активно развиваться (в АлтГУ она действует уже более десяти лет). Особенности подготовки магистров социологии, как известно, связаны с ориентацией студентов на научно-исследовательскую работу. Проведению исследований, связанных с социологией права, способствует знакомство с дисциплинами, укрепляющими именно социологический, а не юридической или философской статус подготовки. Они также направляют студентов по пути изучения отдельных отраслей права, социальных и социокультурных аспектов развития правовой системы. Например, учебный курс «Правовые системы мира» (он изучается и на юридических факультетах) нацелен вовсе не на глубокое познание юридической специфики (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.), она акцентирует возможности социолога установить специфику отечественной системы права, обратившись к характеристике общественных отношений и общественного мнения, возникающего по поводу тех или иных «популярных» или «непопулярных» законов. В другом случае в рамках курса «Правовая аксиология» магистранты-социологи знакомятся с ценностными основаниями права и приоритетами социологии, чтобы понять, как общество и человек реагируют на правовые новации, как мнение населения влияет на закрепление в обществе конкретных ценностей или антиценностей.
Для подготовки магистров с учетом специфики социологии права первостепенное значение имеет обучение студентов «социологическому чутью» на актуальные социально-правовые проблемы. В их решении социологи могут указать верное направление, а юристы, в свою очередь, уже не ошибутся с выбором конкретной нормы права, регламентирующей определенный круг общественных отношений. Кроме того, будущим социологам необходимо иметь представления о специфике правосудия, поскольку развитие современного общества, государства и человека тесным образом связано с отправлением правосудия. На этот счет существует мнение, что «особое место в сфере изучения эффективности действия права заняли исследования, тяготеющие к научному направлению, которое в западной науке обозначается как социология правосудия» [Лапаева, 2018: 100]. Очевидно: для магистрантов изучение данной отрасли социологической науки (социологии правосудия) позволит от теории права перейти к практической стороне реализации юридических норм и изучению правоприменительной практики. Это особенно важно, когда конкретное эмпирическое исследование затрагивает взаимодействие институтов государства и социальных институтов, а также ставит задачу оценить положение человека в процессе такого взаимодействия.
Важное направление развитию профиля социологии права придало обучение в социологической магистратуре бакалавров – выпускников юридического факультета БЮИ МВД России. Профессиональные юристы поступили в магистратуру по социологии, намереваясь применить свои правовые знания для изучения социальной реальности. Юристам сложно сразу вникнуть в социологическую проблематику, но они целенаправленно и с интересом изучали социологию права. Опыт сотрудничества социологов и юристов в магистратуре привел к тому, что студентам стали предлагаться для изучения и подготовки дипломных работ довольно сложные правовые проблемы. Это позволило применить на практике весь арсенал методического обеспечения эмпирических исследований наряду с серьезной теоретической проработкой темы, а также продемонстрировать глубокие познания в сфере права. Так появился ряд научных тем, которые были раскрыты студентами на высоком уровне: «Роль публичных слушаний в развитии местного самоуправления в современном российском городе»; «Защита трудовых прав преподавателей вузов: социально-правовой подход»; «Социально-правовой механизм охраны природы как публичного блага»; «Образ современного регионального (или городского) парламентария в оценках населения»; «“Прямая линия президента с народом” как социально-правовая технология» и т.д. При обобщении полученных эмпирических данных важно уйти от политологического анализа. Он чаще других заявляет о себе «при изучении отношения населения к органам власти и принимаемым ими решениям, степени легитимности власти и т.д.; реже – в рамках теоретических конструкций общесоциологического профиля: в контексте идей и теоретических моделей конфликтологии; социологии девиантного поведения; социального контроля; социализации; социальной интеграции и т.п.» [Лапаева, 1999: 48]. В то же время о неразвитости теории социологических исследований вопросов права в рамках общей социологии можно судить по учебной социологической литературе, поскольку в специальных научных трудах наших социологов проблематике социологии права уделено недостаточно внимания [там же].
Некоторые обобщения.
Как видим, социология права дает ощутимые преимущества в осмыслении важных общественных и государственных процессов и явлений, затрагивающих интересы каждого человека и в целом всего общества. Таким образом, социология права как учебная дисциплина в подготовке социологов должна занимать прочное место, поскольку открывает новые возможности в исследовании правовой жизни человека и общества. Социологам в этом вопросе предстоит сосредоточиться на раскрытии содержания и механизмов действия правовых ценностей и антиценностей, а также обратить внимание на связь норм и ценностно-нормативной системы человека и общества.
Библиография
- 1. Бирюков С.В. О структуре социологии права (направления исследований в отечественной науке) // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 111–120.
- 2. Волков В.В. Эмпирическая социология права в условиях междисциплинарного синтеза // Социологические исследования. 2017. № 4. С. 34–42.
- 3. Корнев А.В. Социология права: учебник. М.: Проспект, 2015.
- 4. Лапаева В.В. Социология права. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.
- 5. Лапаева В.В. Социология права в России: послесталинский, перестроечный и постсоциалистический периоды // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 98–112.
- 6. Лапаева В.В. Социология права: история и современность // Социологические исследования. 2008.№ 6. С. 145–154.
- 7. Лапаева В.В. Социология права как юридическая дисциплина? // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 47–57.
- 8. Масловская Е.В. Эволюция западных концепций социологии права и гражданской сферы // Социологические исследования. 2010. № 12. С. 70–79.
- 9. Пастухов В.Б. Бес права. Русское право как ускользающая реальность // ПОЛИС. Политические исследования. 2011. № 2. С. 162–171.
- 10. Попов Е.А. Правовые ценности и антиценности как маркеры общественных отношений // Вопросы правоведения. 2015. № 6. С. 61–72.
- 11. Попов Е.А. Проблема использования специальных понятий в судебной социологической экспертизе // Право и политика. 2012. № 2. С. 288–293
- 12. Попов Е.А. Социология права в системе наук об обществе и праве // Социологические исследования. 2012. № 3. С. 28–32.
- 13. Сырых В.М. Социология права: учебник. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Юстицинформ, 2012.
- 14. Christy N. Sociology of Law at the Modern University. N.Y.: New York politics, 2002.