Employment and the Situation of SVO’ Graduates on the Labor Market
Table of contents
Share
QR
Metrics
Employment and the Situation of SVO’ Graduates on the Labor Market
Annotation
PII
S013216250005794-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Galina A. Cherednichenko 
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Institute of Sociology Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
67-77
Abstract

Еmployment and position on the labor market of 2010-2015 Secondary Vocational Education graduates is analyzed by two groups of education: "mid-level specialists", "skilled workers and employees" on the 2016 materials of the representative all-Russian poll. It  is stated that a quite high proportion of graduates find their first job, while a large number of them find employment in the first six months after graduation, most often with a help of relatives and friends. As a result of disparities between the supply-demand structure in the labor market, almost a 2/5 of graduates receive jobs that do not correspond to the specialty obtained as a result of learning; only less than 2/3 of first and over 70% of second group of employed graduates find jobs, which correspond by status to the level of qualification formally provided by their diplomas. Those who work on the specialty and those who do not differ significantly in their statuses. Their position on the labor market in 2016 is being characterized as follows: employment and unemployment rates are higher than the national average; unemployment is higher in ages corresponding to graduation and first-job search; average salaries are below the national and skilled workers and employees’ ones are less than mid-level specialists.

Keywords
SVO’ graduates, work during study, first employment, work on specialty, employment status, position on the labor market, salary
Received
15.07.2019
Date of publication
16.07.2019
Number of purchasers
89
Views
599
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1

Вопросы обеспеченности российской экономики квалифицированными кадрами, отвечающими требованиям современного развития, а также новым запросам общества и инновационных секторов производства и услуг, остаются в повестке обсуждения на самых разных уровнях на протяжении последних двух десятилетий. Однако связям между подготовкой в СПО и трудоустройством ее выпускников уделяется меньше внимания в сравнении с высшем образованием. Между тем, реальный сектор экономики испытывает потребность в рекрутинге массовых профессий и специальностей в такие сектора экономики, как промышленность средств производства и потребительских товаров, наземный транспорт, строительство, экономика1; есть запрос на кадры среднего профессионального звена и у работодателей высокотехнологичных секторов экономики, где соответствующие рабочие места пока занимают выпускники вузов [Анализ..., 2018]. Отметим, что СПО — значительный сегмент российского профессионального образования: в 2016 г. в нем обучалось без малого 3 млн человек (в сравнении с 4,4 млн студентов вузов) [Индикаторы..., 2018: 143, 149, 159]. Изучение проблематики трудоустройства и положения на рынке труда выпускников СПО актуально для обеспечения современного развития и модернизации этого уровня образования.

1. По данным общероссийского опроса работодателей, использующих труд работников массовых профессий и специальностей, в 2014–2015 гг. 29% предприятий нанимали выпускников ППССЗ и 31% предоставили работу выпускникам ППКРС (треть предприятий трудоустроили недавних выпускников вузов) [Анализ..., 2017: 18].
2 Цель данной статьи – на основе опроса Росстата РФ выпускников СПО 2010–2015 гг. проанализировать основные показатели их первого трудоустройства и положения на рынке труда в 2016 г., фиксируя различия/сходство между выпускниками программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) и программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС). В частности, такие показатели, как предварительное – еще в процессе учебы – включение в трудовую деятельность, поиск и получение первого рабочего места, зависимость структуры обретаемых статусов от степени работы по специальности, уровни занятости и безработицы, зарплата.
3

Данные репрезентативного на общероссийской выборке исследования трудоустройства выпускников позволяют восполнить образовавшуюся нишу в ряду актуальных тем, посвященных изучению СПО. Подобные исследования активизировались только в последние 4-5 лет. Одни из них вскрывают проблемы развития самой системы СПО, усиления дисфункции между структурой подготовки по профессиям (особенно по ППССЗ) и спросом рынка труда, разрабатывают прогнозы развития и модернизации [Беляков и др., 2018; Клячко, 2016; Основные..., 2018]. Другие посвящены социологическим исследованиям учащихся – мотивациям, стратегиям обучения, карьерным планам, удовлетворенности качеством подготовки [Константиновский, Попова, 2018; Александров и др., 2015; Травкин, 2018; Результаты..., 2015]. Третьи на базе мониторинговых опросов работодателей характеризуют вопросы найма, потребности в работниках, оценки деятельности принятых выпускников СПО, готовность компаний участвовать в их модернизации и др. [Анализ..., 2017; Как удовлетворяется..., 2018; Анализ..., 2018].

4 Вместе с тем анализ ограничен параметрами опубликованной статистической разработки материалов опроса Росстата, которые не позволяют дифференцированно рассмотреть ряд вопросов. Поэтому целесообразно предварительно представить на данных государственной статистики ряд характеристик выпускников СПО 2010–2015 гг., которые значимо проявились в описываемых показателях их трудоустройства.
5 Динамика численности выпускников 2010–2015 гг. складывалась в условиях резкого спада численности возрастных когорт молодежи. Выпуск по ППССЗ уменьшился с 572,1 до 445,9 тыс. чел., т.е. на 22,1%, а по ППКРС спад был более резким – соответственно с 580,5 до 346,5 тыс. чел. или на 40,3%2 [Образование..., 2014: 299, 321]. В результате численность выпуска ППССЗ уменьшалась слабее, чем число сверстников и охват молодежи 15–19 лет этим видом обучения продолжал расти (25,8% в 2010 г. и 32,4% в 2015 г.). В то время, как сильное снижение подготовки по ППКРС сопровождалось понижением охвата молодежи 15–17 лет этим обучением с 20,9 до 13,6%. В выпуске по ППССЗ в 2010 и в 2015 гг. на государственные и муниципальные образовательные организации приходилось соответственно 95,3 и 93,2%, доля обучавшихся очно увеличивалась (74,2 и 80,1%), существенно возрос удельный вес молодежи, приходящей с основным общим образованием (с 53,1 до 68,5% от числа принятых), процент женщин среди студентов стабильно составлял половину. Обучение квалифицированных рабочих и служащих осуществлялось практически полностью очно, на бюджетной основе государственными и муниципальными образовательными организациями; доля женщин среди учащихся понизилась с 36,2 до 32,5% [Индикаторы..., 2018: 143–145, 150, 151].
2. Расчеты автора на основе первичных статистических данных сайта Министерства образования и науки РФ. URL: http:// минобрнауки. рф/министерство/статистика (дата обращения 21.02.19).
6 Подготовка в СПО, особенно по ППССЗ, для многих оказывается промежуточным этапом образования. В последние 10–15 лет большое распространение получила траектория «основная школа – ППССЗ – вуз». По данным Мониторинга экономики образования НИУ–ВШЭ в 2010–2014 гг. в среднем 31% выпускников ППССЗ в год окончания учебы сразу же поступали в вузы [Среднее..., 2016: 1]. Есть оценки экономистов, что «еще примерно 35% делали это в течение 5 лет после окончания учебы» [Клячко, 2016]. По данным госстатистики, лица с подготовкой ППССЗ среди принятых в вуз в 2017 г. составляли одну десятую на очных отделениях и 59,1% на заочных3. Как показывают социологические исследования, этот трек служит альтернативным, безопасным каналом социальной мобильности для групп молодежи с ограниченными социальными ресурсами [Александров и др., 2015; Константиновский, Попова, 2018]. Этот феномен заставляет корректировать интерпретацию тех данных о трудоустройстве выпускников ППССЗ, которые будут приводиться ниже: речь будет идти о той их части (безусловно, большей), которая вышла и осталась на рынке труда с полученной подготовкой.
3. Расчеты автора на основе первичных статистических данных сайта Министерства образования и науки РФ. URL: http:// минобрнауки. рф/министерство/статистика (дата обращения: 21.02.19)
7

Характеристика массива опрошенных.

8 Опрос трудоустройства выпускников СПО – часть выборочного наблюдения трудоустройства выпускников средних профессиональных и высших учебных учреждений, которое проводилось Росстатом РФ как дополнительный модуль к выборочному обследованию рабочей силы (ОРС)4 во всех субъектах РФ с апреля по сентябрь 2016 г. по адресам домашних хозяйств ОРС. Объем выборки – более 100 тыс. домашних хозяйств, 36 тыс. человек или около 0,3% от общей численности выпускников 2010–2015 гг. Выпускники со средним профессиональным образованием составляют 39,2%, из них выпускники ППССЗ – 28,4% и выпускники ППКРС – 10,9%. Сравним выборку с данными государственной статистики. При суммировании за 2010–2015 гг. численности выпуска по всем вузам, по ППССЗ, по ППКРС соотношение выпускников вузов и СПО составляет 59,0 к 41,0%, а выпускников ППССЗ и ППКРС – 21,1% к 19,9%. То есть пропорции выборки в первом случае очень близки реальному соотношению выпускников ВО и СПО, а во втором – оказались скошенными, главным образом, за счет уменьшения доли выпускников ППКРС [Образование..., 2014: 299, 321, 360; Министерство]. В выборке меньше, чем по данным госстатистики, доля выпускников, получивших подготовку за счет бюджета (69,3% по ППССЗ и 84,4% по ППКРС), при этом гендерный состав – очень близок реальному положению дел: соотношение мужчин и женщин по ППССЗ составляет 48,7 к 51,3%, а по ППКРС – 62,0 к 38,0%.
4. Материалы на сайте Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html (дата обращения: 21.02.19).
9

Период обучения и трудоустройство.

10

Число учащихся СПО, совмещающих очную учебу и работу, в последнее время растет. Возможности такой практики предоставляет современный рынок труда, благодаря росту гибкости рыночных позиций и отношений, постоянному изменению структуры рабочих мест, развитию нетрадиционных видов занятости, новых видов трудовой деятельности и пр. Обследования в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» НИУ ВШЭ фиксируют, что совмещали работу и учебу в 2015 г. среди учащихся ППКРС 40% (в т.ч. 6% на постоянной работе) и среди студентов ППССЗ – 43% (соответственно 2–8%) [Среднее..., 2016: 4]; по другой выборке (получающих массовые профессии в СПО) имели опыт работы от 39,4% учащихся по направлению «Экономика и управление» до 58,9% по направлению «Техника и технологии строительства» [Карьерные..., 2018: 2]. Известно, что такая практика стала основным способом приобрести к окончанию обучения опыт работы, который оценивается работодателями гораздо выше, чем характеристики диплома. Обследование Росстата РФ (таб. 1) выявило более низкие показатели совмещения учебы и работы выпускниками СПО. (Можно полагать, что это связано с более узкими или специальными выборками Мониторинга). Работали в период обучения 28,5% выпускников ППССЗ, в том числе 14,9% постоянно и 13,6% – время от времени; среди первых более, чем у половины, работа была связана с получаемой во время обучения профессией (среди вторых – менее, чем у половины). Среди выпускников ППКРС доля совмещавших учебу и работу ниже (18,7%), главным образом за счет того, что здесь существенно меньше работающих постоянно. Более короткие сроки обучения профессии и более широкий спрос на рынке труда, видимо, не так сильно, как студентов ППССЗ, стимулируют обучающихся рабочим специальностям приобретать заблаговременно трудовой опыт.

11 Таблица 1. Наличие работы у выпускников ППССЗ и ППКРС в период обучения (% по столбцу)
Показатели ППССЗ ППКРС
Работали постоянно, 14,9 6,2
в том числе работа была связана с получаемой профессией (специальностью) 8,9 3,8
Работали время от времени, 13,6 12,5
в том числе работа была связана с получаемой профессией (специальностью) 6,1 6,5
Не работали 71,5 81,3
12

Проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций связывают прежде всего с несогласованностью развития системы образования и рынка труда: тенденцией несоответствия имеющегося количества и качества подготавливаемых специалистов разного уровня квалификации структуре спроса, предъявляемого работодателями [Ключарев, 2015]; перекосом в структуре подготовки кадров по специальностям в системе ППССЗ (частично ориентированной на переход выпускников в высшую школу) [Беляков и др., 2018: 12]; сложившимся дисбалансом между подготовкой в высшей школе и в СПО («перепроизводство» кадров коммерческим сектором и заочной формой обучения в вузах оборачивается вытеснением выпускниками вузов специалистов среднего звена с предназначенных для них рабочих мест) [Клячко, 2016]. Эти процессы и еще многие другие обстоятельства проявляются в тех тенденциях трудоустройства выпускников СПО, которые представлены ниже.

13

Распределение выпускников ППССЗ и ППКРС в процессе их трудоустройства представлено в таб. 2. Прежде всего, преобладающее большинство (86,4%) и тех, и других получили работу по окончании обучения. Показатели, характеризующие долю получивших рабочее место и нет, долю искавших работу и нет, аналогичны или очень схожи в обоих группах. Еще ряд параметров трудоустройства обеих групп схожи: сроки и используемые способы поиска места работы, трудности, с которыми сталкивались.

14 Таблица 2. Распределение выпускников ППССЗ и ППКРС после окончания обучения (% по столбцу)
Показатели ППССЗ ППКРС
Трудоустроились (всего) из них: 86,4 86,4
искавшие работу 65,3 68,3
не искавшие работу 21,1 18,1
Не трудоустроились (всего) из них: 13,6 13,6
искавшие работу 5,5 5,4
не искавшие работу 8,1 8,3
15 Те выпускники, которые искали работу (70,8% ППССЗ и 73,7% ППКРС), довольно быстро находили ее – 4/5 в первый год с момента окончания обучения. Потратили на поиски менее месяца соответственно по двум типам подготовки 33,1 и 37,6%, от 1 до 3 месяцев – 15,0 и 14,2%, от 3 до 6 месяцев – 19,1 и 16,8%, от 6 до 9 месяцев – 9,4 и 9,2%; так и не смогли трудоустроиться 7,7 и 7,3%. Среди искавших работу и те, и другие выпускники прежде всего и равным образом (64,4 и 64,9%) обращались к друзьям, родственникам, знакомым. Вместе с тем выпускники-специалисты среднего звена в сравнении с квалифицированными рабочими проявляли несколько большую самостоятельную активность: в просмотре объявлений о вакансиях (58,0 и 53,7%), в обращении непосредственно к работодателю (42,5 и 40,8%) или в государственную и коммерческую службы занятости (22,9 и 19,3%), в подаче объявлений, в участии в ярмарках вакансий. В целом обе группы выпускников, искавших работу, по большей части (75,5% ППССЗ и 71,7% ППКРС) сталкиваются с трудностями при поисках. Специалисты отмечают несколько чаще, нежели рабочие/служащие, в качестве основного препятствия «отсутствие опыта работы» (52,2 и 48,3%), а также то, что «не могут найти работу по специальности» (17,6 и 12,7%) и «отсутствуют подходящие рабочие места» (23,7 и 20,5%). Между тем, практически с одинаковой частотой (29,5 и 30,2%) и те, и другие апеллируют к низкому уровню предлагаемой зарплаты.
16 Не искали работу после окончания обучения в целом 29,2% выпускников ППССЗ и 26,4% ППКРС. Из их числа продолжили работать на том же месте, что и во время обучения, первые гораздо чаще, чем вторые (37,3 и 19,8%), что лишний раз подтверждает большую важность для специалистов, нежели рабочих/служащих, обретения предварительного трудового опыта. Довольно много выпускников-рабочих/служащих не ищут трудоустройства, т.к. их призывают в Вооруженные Силы (24,3%), еще 17,3% указывают на «семейные обстоятельства»; выпускники-специалисты отмечают эти обстоятельства гораздо реже – 10,7 и 11,0%. Не ищут работы по таким основаниям, как (в сумме): распределение, уже имевшийся договор/контракт или предложение работодателя, наличие собственного бизнеса – 18,8 и 17,1% выпускников первой и второй групп.
17

Степень соответствия специальности и уровню квалификации.

18 Показателем эффективности подготовки и использования кадров на рынке труда может выступать соответствие выполняемой ими работы специальности обучения. В экономическом исследовании эффективности деятельности организации СПО указывается, что 60% обучавшихся в них не работают по специальности [Беляков, 2018: 6]. Обследование Росстата выявляют несколько иную картину. Из числа трудоустроившихся устроились на работу, связанную с полученной профессией, 61,4% выпускников ППССЗ и 59,5% ППКРС. Т.е. рабочие места вне рамок полученной профессии заняла большая – 2/5 – часть выпускников СПО. В качестве причин большинство указывает «отсутствие вакансий по полученной специальности» (56,7% ППССЗ и 46,3% ППКРС), а также «низкий уровень предлагаемой зарплаты» (18,1 и 19,5% соответственно) и близкую причину – «не устроили условия, предложенные работодателем» (10,9% и 14,5% соответственно). Таким образом, выходящие на рынок труда специалисты среднего звена сталкиваются прежде всего и чаще, чем квалифицированные рабочие, с несоответствием структуры подготовки кадров по специальностям потребностям рынка труда. Указанное препятствие значимо и для выпускников ППКРС, вместе с тем, им чаще, чем специалистам, приходится встречать недооценку работодателем полученной ими квалификации, а также существующую дифференциацию зарплат и условий труда внутри профессиональных групп (например, при сравнении успешных и убыточных предприятий).
19 Трудоустроившиеся по специальности/и нет по-разному распределяются по статусу занятий. В таб. 3 приведены данные относительно выпускников ППССЗ.
20 Таблица 3. Зависимость статуса от степени соответствия работы полученной специальности среди трудоустроившиеся выпускников ППССЗ (% по столбцу)
Группы занятий Работа связана с полученной специальностью Работа не связана с полученной специальностью
Руководители 1,9 1,7
Специалисты высшего уровня квалификации 19,1 4,8
Специалисты среднего уровня квалификации 44,0 13,7
Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием 3,4 5,4
Работники сферы обслуживания, торговли, охраны 11,3 34,0
Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства 0,5 0,8
Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта 12,7 12,9
Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители 7,1 12,7
Неквалифицированные рабочие 14,0
Итого 100,0 100,0
21 Очень малочисленная группа руководителей, видимо, отражает пропорцию открывших собственное дело. Распределение по группам занятий тех, кто начал работать в соответствии с полученной по ППССЗ специальностью, гораздо успешнее, чем у получивших работу вне связи с профессией подготовки. Среди первых наибольшую часть (44%) составляют получившие рабочее место в полном соответствии с уровнем квалификации по диплому – специалиста среднего звена. Более того, почти каждый пятый устроился на рабочее место, требующее более высокого – вузовского – уровня квалификации, что обнаруживает гибкость современного рынка труда, где работодатель может высоко оценить дополнительные компетенции претендента, либо проявить неформальные отношения. Еще одна пятая обрела статусы рабочих, в т.ч. 12,7% – квалифицированных. Можно полагать, что определенная часть последних как раз и заняла рабочие места, которые формально требуют подготовки ППССЗ.
22 Очень малая доля трудоустроившихся не по специальности (13,8%) заняли рабочие места, соответствующие уровню квалификации специалиста среднего звена, что более, чем в три раза меньше, чем у работающих по специальности. В этой подгруппе наиболее часто получают занятия рабочих (39,6% в сумме), в т.ч. только 12,9% – квалифицированных. То, что 12,7% становятся обученными и 14% неквалифицированными рабочими – тревожный знак деквалификации подготовленных специалистов. Вторую по численности долю специалистов, устроившихся работать не по специальности, составили получившие занятия работников торговли и сферы обслуживания (34,0%) – сектора труда, весьма быстро развивающегося и рекрутирующего кадры очень широкого веера квалификаций.
23 В целом, среди всех трудоустроившихся выпускников ППССЗ, получили «беловоротничковые» рабочие места 51,9% и еще 12,8% места квалифицированных рабочих. Сумма этих показателей может служить примерной (несколько завышенной) оценкой доли использующих полученный уровень квалификацию при трудоустройстве. Таким образом, дисбаланс рынка образования и рынка труда, который выражается в том, что без малого 2/5 трудоустраивающихся выпускников ППССЗ на первой работе не получает рабочего места по специальности, обостряется тем, что близкая часть работников с подготовкой ППССЗ не нашла на рынке труда позиций, соответствующих уровню квалификации по диплому.
24 В таб. 4 приведены аналогичные данные относительно выпускников, подготовленных в качестве квалифицированных рабочих и служащих. Распределение по статусам работающих по специальности и занятых не по специальности в самом общем виде схожи: больше половины первых (56,6%) и вторых (55,1%) в сумме получают позиции рабочих, треть и тех, и других – позицию работников торговли и сферы обслуживания, небольшая часть (6 и 8,8%) оказывается на рабочих местах, предполагающих наличие более высокого уровня квалификация, нежели ППКРС. Существенное различие обнаруживается в том, что у занятых по специальности большая часть статусов рабочих приходится на квалифицированных (34,2%), а неквалифицированных насчитываются единицы (1,4%). В то время как при трудоустройстве не по специальности, значительная доля (более трети) выпускников ППКРС фактически деквалифицируется, в т. ч. 23,3% заняты как неквалифицированные рабочие.
25 Таблица 4. Зависимость статуса от степени соответствия работы полученной специальности среди трудоустроившиеся выпускников ППКРС (% по столбцу)
Группы занятий Работа связана с полученной специальностью Работа не связана с полученной специальностью
Руководители 0,4 1,3
Специалисты высшего уровня квалификации 0,9 1,0
Специалисты среднего уровня квалификации 4,7 6,5
Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием 3,5 2,4
Работники сферы обслуживания, торговли, охраны 33,8 32,1
Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства 0,2 1,7
Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта 34,2 17,0
Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители 21,0 14,8
Неквалифицированные рабочие 1,4 23,3
26 Относительно всех трудоустроившихся выпускников ППКРС 71,3% получили рабочие места не ниже уровня их квалификации. Таким образом, с этим типом подготовки, несколько чаще, чем с ППССЗ, на рынке труда находят рабочие места в соответствии с уровнем квалификации по диплому, и на этот факт работа не по специальности оказывает меньшее воздействие.
27

Положение на рынке труда.

28 Важной его характеристикой являются показатели уровней участия в составе рабочей силы, занятости, безработицы. На момент опроса в 2016 г. среди выпускников ППССЗ и ППКРС уровень участия в рабочей силе составлял соответственно 88 и 87,5%, уровень занятости – 80,9 и 78,7%, уровень безработицы – 8,1 и 10,1%. Сравнение с населением в возрасте 15–72 лет (69,5, 65,7, 5,5 соответственно)5 свидетельствует о том, что для выпускников СПО характерны более высокая трудовая активность и одновременно более высокие, чем в среднем, показатели безработицы.
5. Обследование рабочей силы. 2016. URL: >>>> (дата обращения: 12.01.2018).
29 Как можно было и ожидать, самый высокий уровень безработицы в самой младшей возрастной группе: у 15–19-летних – 31,2% по ППССЗ и 17,5% ППКРС. Это негативное положение компенсируется малочисленностью тех, кто к указанному возрасту успели закончить учебу (4,4 и 5,8% всех безработных). Большая их часть приходится на группу 20–24-летних (67,1 и 74,2%), когда главным образом завершают подготовку в СПО и сталкиваются с проблемами трудоустройства. Здесь уровень безработицы составляет соответственно 10,4 и 11,9%, что вдвое больше, чем в среднем для населения и для выпускников высшей школы. (Последнее является одним из стимулов, побуждающим выпускников ППССЗ к поступлению в вузы). Далее с возрастом уровень безработицы снижается до средних и более низких показателей. В качестве общего правила известно, что уровень безработицы у мужчин несколько меньше, чем у женщин и существенно меньше у городских, нежели сельских жителей. Данные опроса подтверждают общую тенденцию, за одним исключением. Среди специалистов среднего звена у мужчин уровень безработицы выше, чем у женщин (9,0 и 7,2%), что, видимо, связано с различиями в структуре получаемых теми и другими специальностей, которые в свою очередь предоставляют не одинаковые возможности успешного трудоустройства.
30 Если на первое рабочее место после окончания СПО трудоустроились 86,4% выпускников обеих групп, то на момент опроса к 2016 г. их положение на рынке труда несколько изменилось: имели занятие 80,9% выпускников ППССЗ и 78,7% – ППКРС. Снижение показателя работающих у специалистов среднего звена главным образом связано с тем, что 14,7% из них учились, причем подавляющая часть (96,5%) в вузах, подтверждая показанную выше на данных статистики тенденцию. Из числа выпускников ППКРС существенно меньшая часть училась (6,2%, из них 71% в вузах), другие или оставили место работы первого трудоустройства и ныне не работают (10,8%) или, видимо, перешли в неформальный сектор, стали самозанятыми.
31 Важнейшим показателем положения работника на рынке труда является его заработная плата. По общему правилу она зависит от квалификации работника, определяющей его производительность; более производительный труд должен выше оплачиваться. Однако в реальности уровень и структура заработной платы складываются в условиях различий между секторами, регионами, отраслями, предприятиями и организациями, профессиональными группами и др.; в них проявляется структура спроса на труд и его предложение, оказывают влияние институты рынка труда. Все это сказывается на оценке рынком труда качества человеческого капитала выпускников ППССЗ и ППКРС.
32 В табл. 5 представлены сведения о зарплатах на основе ответа на вопрос анкеты: «Какую заработную плату вы получили «на руки» по основному месту работы за последний месяц?» Нет возможности корректно сравнить эти результаты с данными государственной статистики, поскольку она представляет номинальную начисленную зарплату работников. Можно обратиться к данным, рассчитанным по предложениям работодателей на ведущих российских сервисах поиска работы. По такому расчету в 2015 г. средняя зарплата по России составляла порядка 24270 руб.6 Материалы опроса показывают, что в целом занятые с подготовкой специалиста среднего звена получали среднюю зарплату в размере 21088 руб., а с подготовкой квалифицированных рабочих и служащих – 20589 руб., т. е. ниже средних по стране. Это соответствует имеющимся данным госстатистики о дифференциации зарплат работников по уровням образования: в 2011 г. первые получали в 1,2 раза меньше среднего показателя, а вторые – в 1,4 раза меньше7.
6. Данные собраны по предложениям от работодателей на ведущих российских сервисах поиска работы: job,ru, hh.ru, rabota.ru, superjob.ru. Средние зарплаты по России. URL: >>>> (дата обращения: 15.03.19).

7. Дифференциация заработной платы работников по профессиональным группам // Статбюллетень. 2012, № 06 (187) URL: >>>> style="text-decoration: underline;"> (дата обращения: 29.03.19).
33 Таблица 5. Средняя заработная плата отдельных групп выпускников ППССЗ и ППКРС, руб.
Среднемесячная заработная плата ППССЗ ППКРС
Все 21 088 20 589
в т. ч. по возрасту, лет:
15-19 15 161 16 889
20-24 19 916 19 699
25-29 22 671 22 565
30-34 22 488 23 023
35-39 20 676 23 556
в т. ч. по полу:
Мужчины 23 895 22 615
Женщины 18 210 16 481
в т. ч. по месту жительства:
Город 21 736 21 345
Село 18 747 18 372
34 Средняя заработная плата выпускников СПО различается по возрасту. Экономические исследования фиксируют, что в целом по России в профилях средних зарплат в зависимости от возраста происходит резкое нарастание к 25–29 годам и пик заработков в 35–39 лет [Российский рынок..., 2017: 117]. Этой тенденции соответствует эволюция зарплат у работающих с подготовкой ППССЗ и ППКРС: резко растет от самой младшей возрастной группы к группе 25–29-летних – соответственно на 50 и 34 % (в более старших возрастных группах из-за их малочисленности данные не представительны). Повышение вознаграждения с возрастом и ростом трудового опыта оказывается большим у тех, у кого выше уровень профессиональной подготовки – у специалистов. Зарплаты ниже у женщин, чем мужчин, причем различие сильнее у работающих с подготовкой ППКРС, чем ППССЗ. Вознаграждение сельских жителей уступает городским, вне зависимости от программы подготовки в СПО.
35

Выводы.

36 Преобладающая часть выпускников СПО находит работу. Однако эти показатели ниже, чем у выпускников вузов. Большая часть выпускников обоих программ подготовки достаточно быстро трудоустраивается – более двух третьих в первые шесть месяцев после окончания обучения. Предварительное, еще во время учебы, участие в трудовой деятельности, показатели которого выше у обучавшихся в ППССЗ, чем в ППКРС, помогает (в большей степени первым, чем вторым) при трудоустройстве. Преобладающим каналом трудоустройства является помощь друзей, родственников и знакомых, а роль различных организаций остается очень незначительной. Дисбалансы связей системы профессионального образования и рынка труда: несоответствие между количеством и качеством подготавливаемых специалистов и работников разного уровня квалификации и структурой спроса, в частности, перекосы в структуре подготовки кадров по специальностям СПО и низкое качество подготовки, когда уровень присвоенной квалификации не признается работодателем и пр. – ведут к тому, что около двух пятых выпускников обоих программ обучения трудоустраивается на работу, не соответствующую полученной специальности, а более трети с подготовкой ППССЗ и 1/3–1/4 с подготовкой ППКРС обретает статусы занятий, которые не требуют наличия подготовки, формально предоставляемой соответствующими дипломами.
37 Выходящие на рынок труда специалисты среднего звена несколько чаще, чем квалифицированные рабочие/служащие испытывают издержки несогласованности структуры полученных специальностей и спроса на них на рынке труда. Трудоустраиваются не по специальности преимущественно из-за отсутствия таких вакансий. Подавляющее большинство занятых не по специальности имеют статусы рабочих мест, где не нужен полученный ими уровень квалификации. У выходящих на рынок труда квалифицированных рабочих/служащих, в сравнении со специалистами, несколько выше признание их уровня квалификации, и оно менее кардинально варьирует в зависимости от степени использования полученной специальности.
38 Особенностью положения на рынке труда выпускников СПО являются их более высокие уровни участия в рабочей силе и занятости по отношению ко всему населению и одновременно – более высокий уровень безработицы, особенно в тех возрастах, на которые, главным образом, приходится окончание обучения. Размеры средней заработной платы выпускников и ППССЗ, и ППКРС ниже уровня средних по стране показателей, рассчитанных на основе предложений работодателей. При этом с увеличение возраста их заработная плата растет аналогично общим тенденциям, выявленным в экономических исследованиях.
39 Данные опроса о переходе части выпускников ППССЗ на учебу в высшую школу, о высокой доле трудоустраивающихся не по специальности или на рабочие места ниже уровня квалификации по диплому – дополнительные подтверждения того факта, что определенная часть функционирования ППССЗ перестала служить выполнению ее основного назначения – снабжать экономику и общество специалистами среднего уровня квалификации. Это одна из множества претензий работодателей к существующей структуре СПО. Основными упреками работодателей к подготовке по ППКРС является низкий уровень умений и навыков, которым в реальности наделяют часть выпускников, отставание обучения от потребностей рынка по востребованным и перспективным профессиям, недостатками в организации взаимодействия с работодателями и пр. Таким образом, самым актуальным вызовом практики к системе образования сегодня становится потребность в сглаживании диспропорций между структурой подготовки кадров в системе образования и структурой спроса на рынке труда. Важным фактором снижения существующей здесь напряженности выступает модернизация и реформирование системы образования. Последнее невозможно без систематического информирования стрейкхолдеров с помощью специальных исследований о том, как молодежь реально использует полученную подготовку, в частности в СПО, при трудоустройстве на рынке труда.

References

1. Alexandrov D., Tenisheva K., Savelyeva S. (2015) No-Risk Mobility: Through College to University. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies. Moscow]. No. 3: 66–91. (In Russ.)

2. Analysis of the interaction of the system of secondary vocational education and employers who use the labor of workers of mass professions and specialties (2017). Monitoring ekonomiki obrazovaniya NIU-VShE [Monitoring of education markets and organizations HSE-NRU]. No. 6 (105). (In Russ.)

3. Analysis of the interaction of the system of secondary vocational education and employers of high-tech sectors of the economy (2018). Monitoring ekonomiki obrazovaniya NIU-VShE [Monitoring of education markets and organizations HSE-NRU]. No. 2 (122). (In Russ.)

4. Belyakov S.A., Klyachko T.L., Polushkina E.A. (2018) Secondary vocational education: state and forecast of development. Moscow: Publishing House «Delo» RANKhiGS. (In Russ.)

5. Career plans for students of professional educational organizations (2018). Monitoring ekonomiki obrazovaniya NIU-VShE [Monitoring of education markets and organizations HSE-NRU]. No. 3 (69). (In Russ.)

6. Education Indicators: 2018: statistical digest (2018). Moscow: HSE-NRU. (In Russ.)

7. Education in the Russian Federation — 2014: Statistical Digest (2014). Moscow: HSE-NRU. (In Russ.)

8. How is the demand for workers of mass professions and specialties satisfied: hiring graduates of SVE programs and possible alternatives for employers (2018). Monitoring ekonomiki obrazovaniya NIU-VShE [Monitoring of education markets and organizations HSE-NRU]. No. 7 (73). (In Russ.)

9. Klyachko T. (2016) Higher education: more, better, cheaper? Demoscop Weekly. No. 669-670. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0669/index.php (accessed 08.03.19). (In Russ.)

10. Kliucharev G.A. (2015) The "gap" in education and the labor market: the views of experts. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. No. 11: 49–56. (In Russ.)

11. Konstantinovskiy D., Popova E. (2018) Russian secondary vocational education: demand and specificity of choice. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. No. 3: 34–44. (In Russ.)

12. Russian Labor Market: Trends, Institutions, Structural Changes. Ed. by Gimpelson V., Kapelyushnikov R., Roshchina S. Moscow: HSE-NRU. URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2017/03/Doklad_trud.pdf (accessed 03.03.19). (In Russ.)

13. Secondary vocational education: status and challenges (2016). Monitoring ekonomiki obrazovaniya NIU-VShE [Monitoring of education markets and organizations HSE-NRU]. No. 26. (In Russ.)

14. The main aspects of the activities of professional educational organizations in the context of ongoing modernization of the field of secondary vocational education (2018). Monitoring ekonomiki obrazovaniya NIU-VShE [Monitoring of education markets and organizations HSE-NRU]. No. 5 (125). (In Russ.)

15. The Results of a Sociological Study of satisfaction with the quality of Secondary Vocational Education. Comp. by M.Yu. Limonova (2015). Tambov: TOIPKRO. (In Russ.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate