- Код статьи
- S013216250005795-7-1
- DOI
- 10.31857/S013216250005795-7
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 7
- Страницы
- 78-89
- Аннотация
На материалах проведенного в 2018 г. опроса студентов изучены их социальные представления о репродуктивных установках и репродуктивном поведении. Выбран метод виньеток c включением пяти факторов-ценностей, описывающих репродуктивное поведение и жизненную траекторию обучающихся. Использование методологии определения структуры социальных представлений позволило выделить четыре группы, существенно различающиеся по представлениям о репродуктивном поведении и построении карьеры. Чаще всего (более 60%) поддерживают поведение тех сверстников, которые во время обучения нашли спутника жизни (создали семью), начали работать и планируют профессиональную карьеру. Рациональным считается, по мнению 47–58% респондентов, также нацеленность на завершение обучения, с отложенным созданием семьи и рождением ребенка, и началом работы после окончания вуза. Менее приемлемое для студентов развитие событий (поддержано от 30 до 44% респондентов) – жизнь в период обучения в вузе без определенной стратегии, когда предполагается поступать спонтанно в зависимости от обстоятельств. Наименее желательное развитие событий для студента (поддержали менее трети) связано с отсутствием ценности высшего образования. Определена связь между характеристиками респондента, репродуктивными установками и представлениями о них: студенты, имеющие установки создать семью и родить детей, ожидаемо чаще поддерживают рождение ребенка у своих сверстников, обучающихся в вузе. Представители славянских этнических групп, прежде всего девушки, считают, что создание семьи в студенчестве следует отложить. Аборт поддерживают две трети студентов, если рождение ребенка препятствует продолжению обучения, вступлению в брак, развитию партнерских отношений.
- Ключевые слова
- репродуктивные установки, социальные представления, студенты, семья, брак, виньетки
- Дата публикации
- 16.07.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 89
- Всего просмотров
- 840
Демографическая ситуация в России характеризуется уменьшением числа браков и низким уровнем рождаемости на фоне старения населения. Отмечаются изменения в обществе, связанные с новыми социальными представлениями о семье: социально приемлемым стало разделение супружества, отцовства и материнства [Синельников, 2015], отрицается норма отношения к ребенку как к главной семейной ценности [Безрукова, 2017]. Указанные проблемы затронули разные поколения и социальные группы. Совсем молодое поколение (подростки) ориентируются на просемейно-чувственные и автономно-прагматичные цели, а рождение и воспитание детей не относят к жизненным приоритетам [Безрукова, 2014].
В среде наиболее образованных молодых людей – студентов – сформировался тип (порядка 10% этой социальной группы), представители которого не следуют традиционным ценностям в вопросах брака и семьи [Назарова, Зеленская, 2017а]. Наличие постоянного партнера без регистрации брака является приоритетом для каждого четвертого студента; треть студенток считают, что для начала сексуальных отношений достаточно наступления совершеннолетия [Буркина, Прокопенко, 2013]; более половины молодых людей откладывают официальное оформление отношений, предпочитая сожительство [Пятунина, Шубина, 2016], которое рассматривается в качестве репетиции семейной жизни [Калачикова, 2011; Сергеев, 2010]. Готова создать неполную семью каждая вторая студентка [Пышкина и др., 2011].
Государство принимает формальные меры для улучшения демографической ситуации: с одной стороны, оно продекларировало формирование образа благополучной молодой российской семьи, живущей в зарегистрированном браке, ориентированной на рождение и воспитание нескольких детей, занимающейся их воспитанием и развитием на основе традиционной для России системы ценностей1; с другой стороны, оно запустило программы финансовой поддержки для семей с детьми.
Репродуктивное поведение граждан в последние годы изменилось: с 2007 г. прирост суммарного коэффициента рождаемости стал более значительным, хотя главным образом в отношении вторых и последующих рождений. В то же время «по первым рождениям, вероятно, будет иметь место уменьшение среднего числа рожденных детей, т.е. некоторое повышение доли женщин, не имеющих рожденных детей» [Архангельский, Зинькина и др., 2017]. При этом фактор финансовой обеспеченности очень важен, но не влияет на репродуктивные планы супругов [Гурко, 2014]. Таким образом, материальных стимулов для рождения первого ребенка недостаточно. В то же время зафиксированы некоторые сдвиги в общественном мнении в пользу традиционных ценностей, которые происходят очень медленно. Например, доля граждан, считающих аборт недопустимым, за 20 лет выросла с 12 до 35%2.
Важным фактором, связанным с воспроизводством населения и развитием семьи, являются репродуктивные установки – предиктор репродуктивного поведения. Установки можно рассматривать в качестве комплекса поведенческих актов, суждений, оценок и позиций личности, выражающих ее поведенческое, эмоциональное и сознательное отношение к рождению детей и опосредствующих принятие соответствующих решений в зависимости от собственных потребностей, возможностей и представлений о нормах, традициях, интересах общества [Бойко, 1985]. Репродуктивные установки формируются в определенной социальной среде, где важную роль играют традиции, социальные представления (общественное мнение) о том, что есть правильно или неправильно (ценности) и каким образом следует поступать в конкретном случае (иерархия ценностей). Следовательно, важным является изучение не только установок, но и контекста их формирования.
Наиболее полную картину происходящего и возможного будущего в отношении создания и развития семьи, планирования рождения детей можно представить, изучив в молодежной среде: 1) репродуктивные установки; 2) социальные (обыденные) представления о реализации репродуктивных установок и поведения; 3) уровень консенсуса молодежи относительно того, каким должно быть поведение юношей и девушек, когда они начинают встречаться, строить планы на будущее; 4) связи между репродуктивными установками, мнением в отношении репродуктивного и брачного поведения и характеристиками молодых людей.
Методология исследования.
Для анализа планов в отношении создания семьи и рождения детей в 2018 г. было опрошено 404 студента бакалавриата и специалитета (россиян) – 124 (31%) юноши и 280 (69%) девушек – одного из московских вузов3.
Студенты – молодежь, отличающаяся целеустремленностью в получении высокого уровня образования, знаний; нацеленная на самосовершенствование, реализацию карьерных планов, в том числе связанных с завершением обучения (продолжительностью четыре, пять или шесть/девять лет в зависимости от уровня обучения – от бакалавриата до аспирантуры). Желание получить высшее образование и факторы, его ограничивающие (продолжительность обучения в вузе и требования, предъявляемые к обучающимся в совокупности с другими условиями), могут влиять на репродуктивные установки и репродуктивное поведение. Например, студенты могут откладывать оформление брака и рождение детей. Таким образом, студентам приходится решать задачу выбора или совмещения ролей (обучающегося, супруга, родителя).
Планы в отношении репродуктивных установок являются слабыми предикторами будущего образа жизни, но они важны для понимания процесса развития студентов, поскольку в период обучения принимаются важные решения, связанные с текущим и будущим обучением, трудовой деятельностью, социальной жизнью, что может влиять на карьеру и планирование семьи [Straits, 1985]. Особенность исследуемой социальной группы в том, что молодые люди в ходе опроса должны были высказаться в отношении ситуаций, по которым они во многих случаях не имели жизненного опыта.
В качестве метода исследования был выбран опрос из двух частей:
- исследование репродуктивных установок с использованием закрытых и открытых вопросов и получение информации о социально-экономических и демографических характеристиках респондентов;
- изучение обыденного представления студентов о репродуктивных установках и репродуктивном поведении (ответственности за поступки в межличностном пространстве, взаимоотношениях между молодыми людьми, вступлении в брак, создании семьи, обсуждения с родителями вопросов брака и рождения ребенка, принятия решения о рождении ребенка и других вопросов, касающихся основы построения жизненной траектории).
Эмпирические исследования ценностей, убеждений и норм сложны в методологическом плане и усугубляются ограничениями формулировок, кодирования вопросов и грубых шкал измерения [Alexander, Becker, 1978]. Поэтому в исследовании представлений студентов использовались виньетки – краткие истории – описания гипотетических студентов (юношей и девушек), находящихся в определенных личных отношениях и обстоятельствах4. Тем самым изучалась социетальная реакция студентов на репродуктивное и брачное поведение ровесников, таких же студентов – потенциальных одногруппников, однокурсников или обучающихся в другом российском вузе. Вопрос о гипотетических героях и ситуациях в виньетках дает возможность избежать отсылки к личным отношениям респондентов и узнать их мнение по интимным вопросам, что также позволяет снять ограничения, наложенные личным опытом и обстоятельствами [Finch, 1987].
Исследование социальных представлений предполагает выявление их содержания и структуры, состоящей из двух основных частей – ядра и периферии. Ядро – это представления большинства (60% и более), по которому можно судить о гомогенности группы [Rateau, Moliner, 2011]. Периферию составляют представления, которые разделяются меньшинством. Уточняя эту структуру, Н.И. Лапин провел в разные годы несколько исследований, направленных на определение уровня консенсуса российского общества в вопросах ценностей, и предложил более подробную структуру представлений респондентов: 1) интегрирующее ядро – ценности, разделяемые большинством (группа консенсуса) – порядка 60% одобрительных ответов; 2) интегрирующий резерв – одобрение 45–57% опрошенных; 3) оппонирующий дифференциал – поддержка не менее трети участников исследования; 4) конфликтная периферия – то, с чем согласны менее 30%. Ядро и конфликтная периферия устойчивы (относящиеся к ним люди имеют трудно изменяемое мнение), в то время как средние слои подвижны и склонны присоединяться к ядру или конфликтной периферии [Лапин, 2003].
В нашем исследовании в каждой виньетке присутствуют герои, парень и девушка, – студенты, находящиеся в близких (но не семейных) отношениях, развивающихся позитивно, негативно или нейтрально.
Анализ литературы5 и интервью (предварявшее опрос), проведенное со студентами, определили выбор пяти основных факторов-ценностей для включения в виньетки. Факторы-ценности, на наш взгляд, определяют развитие брачного и репродуктивного поведения студентов (и, по большому счету, жизненную траекторию): 1) вступление в брак (отношение к развитию отношений и созданию семьи); 2) получение высшего образования (продолжение, завершение обучения в вузе или отказ от обучения); 3) работа (наличие или отсутствие работы, подработки); 4) согласие с родителями (по вопросам создания семьи, рождения ребенка, обучения в вузе); 5) рождение ребенка (принятие решения о рождении ребенка или отказ от рождения, в том числе – аборт).
В результате составлены 32 истории (действия – ситуации), описывающие все возможные комбинации отобранных факторов как для девушки, так и для юноши. В каждой истории поступки героев могут быть похожими или разными: например, оба героя принимают решение о том, что надо начать подрабатывать, или один из героев начинает подрабатывать, а второй сосредоточен на учебе и подрабатывать не собирается.
После каждой истории задавались два набора вопросов – правильно ли в указанной ситуации 1) поступила девушка и 2) поступил молодой человек. В итоге получилось 64 «вопроса – ответа» относительно поведения юношей и девушек. В отношении действий каждого героя респондент давал ответ «да, правильно» («1») или «нет, не правильно» («0») или «зависит от обстоятельств». В последнем случае респондента просили уточнить (открытый вопрос), от каких обстоятельств это может зависеть6.
Характеристика студентов.
Студенты бакалавриата, участвовавшие в исследовании, преимущественно были следующего возраста: 17–21 год – 84,4%, остальные – старше. Москвичи составили 58,7%, из Подмосковья – 20,8%, из других регионов – 20,5%. Студенты, представляющие славянские национальности (например, русские, украинцы, белорусы), составили 77,2%. Более половины (57,6%) проживают с родителями. Значительная часть студентов (39,3%) достаточно самостоятельны: каждый пятый (23,0%) проживает в общежитии, каждый десятый (13,1%) – на съемной квартире, незначительная часть – у родственников, у супруга или друга (в том числе сожительство). Каждый третий (30,8%) – единственный ребенок в семье, у остальных есть брат и (или) сестра.
На момент опроса половина студентов ни с кем не встречались (53,1%), другие «имели отношения»: встречались – треть (36,2%), 5,5% – жили вместе, но брак не оформили, еще 1,7% состояли в браке. На 1-м курсе встречаются с парнем/девушкой 28,3% студентов, на 2-м – 37,3%, на 3-м и 4-м – 44,3%.
Среди опрошенных хотели бы жениться или выйти замуж 86,6% молодых людей, остальные 13,4% брак не планируют. Хотели бы вступить в брак в возрасте 23–25 лет 44% респондентов, не позднее 22 лет – каждый десятый, треть (28,4%) – в более зрелом возрасте (26–30 лет).
Большинство мечтают не только найти спутника жизни, но и создать полную семью, в которой обязательно должны быть дети (84,4%), 15,6% респондентов – «чайлдфри», т.е. детей в свой будущей жизни не планируют (юноши чаще, чем девушки). Не всегда одни и те же люди не желают вступать в брак и не иметь детей, хотя таких большинство – 79,6%; из тех же, кто хочет выйти замуж (жениться), только 5,7% заявили, что не хотят иметь детей. Идеальная модель семьи у молодых людей не всегда совпадает с ожидаемой: желают детей несколько чаще, чем ожидают (например, желают одного ребенка 13,4%, а предполагают, что родится именно один ребенок – 17,3%; желают двоих детей – 40,4%, предполагают – 42,3%; желают троих и более детей 30,6%, предполагают – 24,3%).
Описанные результаты сопоставимы с результатами недавних исследований, проведенных в других российских университетах [Назарова, Зеленская, 2017б] или в целом в России [Аналитический отчет, 2013].
Обыденные представления и структура консенсуса в студенческой среде.
Респонденты показали как положительную, так и отрицательную реакцию на поступки героев. Ранжирование ответов по положительной реакции (одобрение поступков юноши и девушки) позволило распределить истории (поступки молодых людей) в зависимости от уровня консенсуса (табл. 1, графы 2-4). В результате выявились четыре основные группы студентов с определенным мнением: 1) ядро – максимальное одобрение поступков героев, соответствует высокому уровню консенсуса среди ответивших (более 59%); 2) интегрирующий резерв – 45–59% одобрений; 3) оппонирующий дифференциал – 30–44,9%; 4) конфликтная периферия – менее 30%. Одобрение большинства получили 7 вариантов поступков юношей и 6 вариантов поступков девушек. Действия юношей и девушек, героев виньеток, соответствовали факторам-ценностям, заложенным в описание историй (табл. 1, графа 5).
В качестве триангуляции была использована методика расчета значения индексов для каждой виньетки (в том числе в гендерном разрезе) по формуле (1), что показало картину, аналогичную распределению ответов по четырем группам, описанную выше.
где n полож – число положительных реакций респондентов на данную виньетку, n отриц – число отрицательных реакций на виньетку.
Полученный индекс изменяется от –1 до 1: принимает значение «1», если реакция на виньетку полностью положительна, «–1» – если реакция полностью отрицательна, и «0» – если число положительных и отрицательных реакций равно (нейтральная позиция).
Приведем пример расчета индекса для виньетки с максимальным одобрением респондентов (виньетка 4 – первая в табл. 1; 321 положительный ответ – 81,3%, 74 отрицательных ответа – 18,7%, 9 отказов от ответа по вопросу виньетки в отношении поступка юноши):
Формула 2
Величина значения индекса для первой группы принимается за единицу, поскольку его значение положительное (находится в диапазоне от 0,18 до 0,63). Во второй группе преимущественно значение индекса равно «0», положительных ответов больше, чем отрицательных. Третья и четвертая группы ответов характеризуются отрицательным значением индекса.
Группа 1 – основная: ядро консенсуса – «за» представителей молодых людей, ориентированных на традиционные российские ценности, т.е. вступление в брак и создание семьи. Безусловным лидером одобрения поступка юноши (81,3%) и поступка девушки (81%) является история, в которой героям удалось совместить главные компоненты жизни (получение образования с перспективой работы, создание семьи, рождение ребенка, согласие родителей): «Света и Валера учатся в престижном вузе и планируют карьеру. Блестящее образование позволит найти престижную работу. Влюблены и хотят быть вместе. Развитие событий: решают пожениться и родить ребенка, совмещать его воспитание с обучением в магистратуре. Родители готовы во всем поддержать». Скорее всего, это самая позитивная история в данном исследовании, где присутствуют все выбранные для включения в виньетку факторы и предположение о вероятно благополучном развитии событий.
Респонденты преимущественно согласны с тем, что при наличии благоприятных обстоятельств студенты способны сочетать учебу в вузе, создание семьи, рождение ребенка и работу. В ядро положительных ответов респондентов вошли истории, в которых обучение в вузе является безусловным обстоятельством в жизни молодого человека, т.е. образованием ни при каких обстоятельствах жертвовать нельзя. Чаще всего, по мнению респондентов, можно даже обойтись без помощи родственников и постараться решить свои проблемы самостоятельно, найти работу (подработку). В рамках данного сценария также можно (целесообразно) отложить рождение ребенка.
Группа консенсуса в целом разделяет семейные ценности и нацелена на учебу и карьеру, но готова жертвовать ради карьеры возможностью вступить в брак и родить ребенка.
В данной группе наблюдается одно существенное разногласие между респондентами по гендерному признаку (порядка 10%, табл. 1, графа 6): девушки позитивнее относятся к юноше-максималисту, который стремится все успеть (жениться, планировать ребенка во время обучения, учиться и подрабатывать).
Группа 2 – промежуточная: интегрирующий резерв – «за» студентов, нацеленных на получение высшего образования. Это – основная характеристика представителей данной группы и признак близости с ядром. Для них в некоторой степени важна поддержка родителей и возможность рождения ребенка (одобрены виньетки, в половине из которых присутствуют данные факторы). В этой группе можно отметить безусловное пренебрежение возможностью создания семьи и наличием работы.
Отдаление от ядра характеризуется появлением молодых людей, которые одобряют отказ от получения высшего образования (2 случая из 11). В группе присутствуют два очевидных разногласия между юношами и девушками. В первой истории (табл. 1, № 14) парень и девушка женятся, родители готовы помочь, но студенты бояться ответственности и отказываются от рождения ребенка, девушка делает аборт и продолжает учится, а парень идет работать (поступок девушки в данном случае получил больше одобрения со стороны юношей – 64,2 против 54,5%). Во втором случае (табл. 1, № 15) речь идет о молодых людях, которые расстаются, парень продолжает обучение, а девушка рожает ребенка «для себя» и переводится на заочное обучение (поступок героини чаще одобряют девушки – 61,7 против 45%).
Группа 3 – промежуточная: оппонирующий дифференциал – «за» сомневающихся студентов. Представители группы одобрили все варианты развития событий в зависимости от обстоятельств, причем в половине случаев оправдывается отказ от обучения, отказ от создания семьи, ребенка, работы и помощи родителей. Наибольшее разногласие (18,7 п.п) вызвал поступок студента (табл. 1, № 27), который женился, прекратил обучение, несмотря на отличную успеваемость, и пошел работать (родители студенческий брак не поддержали). Более половины юношей поддержали поступок молодого человека несмотря на то, что неотложной необходимости уйти из университета не было.
Группа 4 – оппозиционная: конфликтная периферия – «за» «случайных студентов». Наиболее яркая характеристика, которая отличает представителей группы периферии, – отсутствие ценности высшего образования. Из 24 виньеток, герои которых получили поддержку, 21 связана с отказом от получения высшего образования в силу разных обстоятельств (а иногда и без необходимости).
В двух последних группах отсутствие согласия по гендерному признаку по поводу действий героев виньеток встречается чаще.
Таблица 1 . Положительная реакция респондентов на описание поступка героя виньетки (ранжирование по столбцу «Всего»)
Примечание. *Поступок: Ю-юноши, Д-девушки.
Окончание табл. 1
Примечание. *Поступок: Ю-юноши, Д-девушки.
Наибольший консенсус юношей и девушек проявился в части осуждения поступка девушки, которая ради карьеры (продолжения обучения и работы за рубежом) отказалась от своего молодого человека (создания семьи) и готова была оставить ему ребенка на воспитание (табл. 1, № 49).
Связь характеристик студентов с репродуктивными установками и представлениями.
Использование логистической регрессии позволило проверить наличие связи между характеристиками студентов, их установками и представлениями о репродуктивных установках (табл. 2).
Таблица 2. Коэффициенты логистической регрессии для зависимых переменных (факторов) «вступление в брак/создание семьи», «рождение ребенка»
Примечание. ***p
В качестве зависимых были выбраны переменные, характеризующие представления студентов о создании семьи и рождении ребенка в период обучения в вузе: 1) переменная – индекс «поддержка студентами создания семьи» – многократное одобрение героев, которые стремятся создать семью (1 – одобряют; 0 – не одобряют); 2) переменная – индекс «поддержка студентами рождения ребенка» – многократное одобрение героев, которые решаются на рождение ребенка в период обучения в вузе (1 – одобряют; 0 – не одобряют). В качестве независимых были выбраны: 1) социально-демографические характеристики респондентов – пол, этничность (славянская), регион, из которого прибыл студент на обучение (не Москва и не Московская область), наличие брата и (или) сестры; 2) характеристики репродуктивных установок студентов – индекс, определяющий желание вступить в брак и иметь детей (равен одновременному положительному ответу на два вопроса – о желании создать семью и иметь детей).
На первом этапе в модель были включены все указанные переменные, кроме пола. В результате выявлено, что студенты славянской национальности на 39% реже готовы одобрить создание студенческой семьи. При контроле переменной пола разница становится меньше: представители славянской национальности на 24% реже одобряют студенческие семьи. Студенты, чьи репродуктивные установки связаны с созданием семьи и рождением ребенка, в 1,2 раз чаще готовы одобрить рождение ребенка в период обучения в вузе у своих сверстников, а при контроле переменной пола эта поддержка становится еще больше. При этом девушки реже склонны одобрять создание студенческой семьи и на 22% реже юношей, одобряют рождение ребенка в период обучения в вузе.
Таким образом, установки на рождение ребенка и создание семьи в целом связаны с представлениями молодых людей в отношении репродуктивного поведения студентов – готовности родить ребенка в период обучения в университете. Юноши лояльнее относятся к своим ровесникам, которые в период получения высшего образования решились на создание семьи, рождение ребенка.
Выводы.
Метод виньеток позволил исследовать социальные представления студентов о репродуктивных установках и репродуктивном поведении сверстников в совокупности с жизненными ориентирами на получение образования, включая занятость и коммуникации с близкими людьми (родителями, партнером). Использование методологии определения структуры социальных представлений позволило выявить четыре основные группы студентов, существенно различающиеся мнениями об отношениях молодых людей с противоположным полом в части брака и сожительства, рождения ребенка в браке или вне брака (в том числе о допустимости аборта), а также о взаимоотношениях с родителями по поводу планирования личных отношений и выстраивания карьеры, о готовности быть самостоятельным (отвечать за свои поступки, судьбу близких людей, ответственно относиться к учебе и при необходимости найти работу).
В зависимости от ситуаций и участников ситуаций студенты готовы поддерживать/осуждать поступки сверстников, в том числе, связанные с репродуктивным поведением. Приоритетной ценностью является получение высшего образования. Ради него и ради карьеры студенты готовы жертвовать многим, в том числе отказываться от построения близких отношений с возможным брачным партнером, делать аборт. Аборт во многих случаях не рассматривается как девиация, иногда даже одобряется, если рождение ребенка препятствует продолжению обучения, вступлению в брак, развитию отношений с партнером.
Наиболее благоприятное развитие событий, по мнению большинства студентов бакалавриата, – получить диплом и во время обучения найти спутника жизни (создать семью), найти работу (начать работать, планировать карьерную траекторию и получать доход). Рационально и иное развитие событий (поддержала значительная часть участников исследования, 46,5–57,5%) – это, прежде всего, нацеленность на завершение обучения с отложенным созданием семьи и рождением ребенка, с включением в занятость после обучения, поскольку как семья, так и работа могут помешать успешному обучению. Приемлемое развитие событий (от 30,4 до 44,4% положительных ответов респондентов, которые часто отказываются от ценностей семьи, рождения ребенка и построения личных отношений) – жизнь в период обучения в вузе без определенных планов, когда поступки часто спонтанны, зависят от обстоятельств и/или не обоснованы.
Менее трети респондентов поддержали действия студентов, которые, возможно, случайно попали в вуз, не нацелены на получение высшего образования или инфантильны, не выбрали свой путь в жизни и могут прекратить обучение без всяких причин, теряются в непредвиденных обстоятельствах, не знают, как поступить в том или ином случае и, скорее всего, нуждаются в помощи близких. Для большинства участников исследования это – нежелательное развитие событий.
Очевидно, студенты славянской этничности (девушки реже) готовы одобрить создание семьи в студенческие годы. Рождение ребенка в период обучения в вузе чаще поддерживают студенты с репродуктивными установками создать семью и родить детей.
В целом большинство студентов планируют свою жизнь в соответствии с традиционными ценностями – вступить в брак, создать семью, воспитывать детей. Студенты также в большинстве случаем одобряют поведение сверстников, демонстрирующих приверженность традиционным ценностям, т.е. ответственность за близких, детей (в том числе будущих), стремление создать семью.
Библиография
- 1. Аналитический отчет по итогам выборочного наблюдения репродуктивных планов населения в 2012 году (опубликовано 24.01.2013 г.). URL: http://www.gks.ru/free_doc/2012/demo/orp.doc (дата обращения: 08.02.2019).
- 2. Архангельский В.Н., Зинькина Ю.В., Коротаев А.В., Шульгин С.Г. Современные тенденции рождаемости в России и влияние мер государственной поддержки // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 43–50.
- 3. Безрукова О.Н. Ценности детей и родительства: межпоколенческая динамика // Социологический журнал. 2017. № 1. С. 88–110.
- 4. Безрукова О.Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 85–97.
- 5. Бойко В.В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. М.: Мысль, 1985.
- 6. Буркина О.В., Прокопенко Л.А. Современные тенденции сексуального поведения девушек студенческого возраста // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 96–98.
- 7. Гурко Т.А. Репродуктивные планы супругов // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 77–85.
- 8. Калачикова О.Н. Некоторые аспекты репродуктивного поведения студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2012. №3. С. 132–136.
- 9. Калачикова О.Н., Шабунова А.А. Возможности и резервы повышения рождаемости в России // Проблемы развития территории. 2013. № 6 (68). С. 66–72.
- 10. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 78–87.
- 11. Назарова И.Б., Зеленская М.П. Исследование репродуктивных установок студенческой молодежи: ценностный аспект (обзорная статья) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017а. Т. 17. № 4. С. 555–567.
- 12. Назарова И.Б., Зеленская М.П. Исследование репродуктивных установок студенческой молодежи (обзорная статья) // Ежегодник под ред. В.И. Герасимова. Ч. 3. Вып. 12. ИНИОН РАН. Отд. науч. сотр-ва, 2017б. С. 523–525.
- 13. Пузанова Ж.В., Тертышникова А.Г. Метод виньеток в социологических исследованиях: методологические принципы и методические решения // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. 2015. Т. 15. № 4. C. 44–56.
- 14. Пышкина А.С., Жабина У.В., Османов Э.М., Ведищев С.И. К вопросу о репродуктивных установках современной студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. 2011. Т. 16. № 6–1. С. 1532–1534.
- 15. Пятунина О.И., Шубина О.А. Формирование традиционных семейных ценностей у современной студенческой молодежи // Педагогика и современность. 2016. № 1(21). С. 71–74.
- 16. Синельников А.Б. Супружество, отцовство и материнство в российском обществе // Социологический журнал. 2015. № 4. С. 132–148.
- 17. Alexander C.S., Becker H.J. The Use of Vignettes in Survey Research // The Public Opinion Quarterly. 1978. Vol. 42. No. 1. P. 93–104.
- 18. Finch J. The Vignette Technique In Survey Research // Sociology. Vol. 21. 1987. No. 1. P. 105–114.
- 19. Ganong L.H., Coleman M. Multiple Segment Factorial Vignette Designs // Journal of Marriage and Family. 2006. Vol. 68. No. 2. P. 455–468.
- 20. Rateau P., Moliner P., Guimelli C., Abric J.-C. Social Representation Theory // P. Van Lange, A. Kruglanski T. Higgins (Eds.), Handbook of Theories of Social Psychology. London, Thousand Oaks, CA: Sage. 2011. Vol. 2. P. 478–498.
- 21. Straits B.C. Factors Influencing College Women's Responses to Fertility Decision-Making Vignettes // Journal of Marriage and Family. 1985. Vol. 47. No. 3. P. 585–596.