Rediscovering the Lost: on Nikolai Kareev’s Little Known Essay
Table of contents
Share
QR
Metrics
Rediscovering the Lost: on Nikolai Kareev’s Little Known Essay
Annotation
PII
S013216250006168-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Marina V. Lomonosova 
Occupation: Assoc. Prof. of the Chair of Theory and History of Sociology
Affiliation: St. Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Edition
Pages
96-100
Abstract

The article touches upon a difficult and crucial period in the history not only of Russian sociology, but also of the country: the period after the Russian Revolution of 1917. Under conditions of a new ideology formation, the work of many scientists and publishing houses was interrupted. Many manuscripts of scientific works have not been published, as evidenced by historical facts and the results of scientific research. Work in the Russian State Archive of Literature and Art (RGALI) has made it possible to identify a lost manuscript of Nikolai Ivanovich Kareev «William Godwin and his “Political Justice”: An Essay of the History of Anarchism». The article presents an analysis of the main provisions of Kareev's work in connection with the preparation for publication of the full text of the manuscript. The need for this is dictated not only by the reconstruction of the history of Russian sociology, but also by the urgency of studying and rethinking its intellectual traditions. In addition, the article draws the attention of readers to the name of the forerunner of anarchism – William Godwin – and his scientific heritage.

Keywords
Nikolai Kareev, RGALI, William Godwin, anarchism, history of Russian sociology, history of anarchism, «William Godwin and his “Political Justice”»
Acknowledgment
The research and article were prepared with support from the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project No. 18-011-01168 А.
Received
09.08.2019
Date of publication
12.08.2019
Number of purchasers
89
Views
604
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1 В последние десятилетия XX в. в России произошли не только серьезные политические, экономические и социальные трансформации. Изменились также ценностные и мировоззренческие ориентации нашего общества, что с неизбежностью повлекло за собой ломку старых теоретических конструкций в сфере социальной мысли и смену методологической парадигмы в целом. Все это актуализировало интерес россиян к политической истории страны, в частности к истории Октябрьской революции, обсуждение которой давно вышло за пределы академических. В возникшем противостоянии науки и публицистики успех оказался на стороне последней, и под ее влиянием в обыденном сознании утвердилось представление о революции как о случайном и преимущественно негативном явлении. Кроме того, глобальные экономические реалии и распространение либеральной идеологии способствовали дискредитации многих социально-философских идей, легших в основу идеологических систем XX в., в том числе и анархизма, существующего уже более двух сотен лет.
2 Современный анархизм как философская и социально-политическая концепция включает в себя множество течений и направлений, зачастую различающихся взглядами по целому ряду вопросов: от политических до морально-нравственных. Теоретические дискуссии между их сторонниками ведутся на страницах научных книг и журналов, порождая все новые идеи и направления. А тем временем на практике, в политике, анархизм становится идейным фактором объединения людей из самых разных странах мира, сферой поиска ответов на острые вызовы и проблемы современности: от экологических угроз (зеленый анархизм) до гендерного неравенства (анархо-феминизм) и цифровой безопасности (криптоанархизм). Однако, глядя на теоретическое и практическое разнообразие современных проявлений анархизма, сложно понять его идейное ядро и базовые положения. Для этого необходимо погрузиться в историю. И одной из работ, позволяющих прикоснуться к истокам анархизма, можно считать очерк российского социолога и историка Н.И. Кареева «Вильям1 Годвин и его “Политическая справедливость”», написанный спустя несколько лет после Октябрьской революции.
1. Приводя названия рукописного очерка и подготовленной на его основании статьи 1929 г., мы здесь сохраняем оригинальную, «авторскую» транслитерацию имени «William» на русский язык – «Вильям». Однако на данный момент эта версия написания имени английского мыслителя устарела и не соответствует современным нормам и правилам транслитерации имен собственных. По этой причине в настоящей статье вне названий упомянутых очерка и статьи, а также в републикуемой следом статье Н.И. Кареева о Годвине имя «William» передано как «Уильям».
3

У. Годвин как родоначальник анархизма.

4 Термин «анархизм» произошел от греческого слова, означающего «безначалие», «безвластие». Хотя некоторые идеи, сегодня интерпретируемые как анархические, встречаются уже у античных авторов, одна из первых попыток систематически изложить политические и экономические основы анархизма была предпринята лишь в конце XVIII в. английским философом и писателем Уильямом Годвином (William Godwin). В его книге «Исследование о политической справедливости...» (1793) впервые концептуализировалось и теоретически обосновывалось понятие «общество без государства». Именно он, а также философ-младогегельянец Макс Штирнер, автор «Единственного и его собственности» (1844), обозначили исходные контуры анархического мировоззрения – жесткая критика общества и экономики, опирающихся на эксплуатацию человека человеком, и утверждение общественной собственности в качестве основы процветания, творческого развития и свободы каждой отдельной личности.
5 По мнению У. Годвина, труд, и только он, должен являться единственным источником дохода и богатства. Английский мыслитель придавал решающее значение коллективному началу в экономической жизни общества и выступал за всеобщую обязательность труда для всех его членов. При этом, однако, он был склонен различать характер труда, который должен быть общественным, и форму организации трудового процесса, которую надлежит сделать сугубо индивидуалистической. Именно Годвину принадлежит ставшее впоследствии популярным среди анархистов высказывание: «Государство есть зло». Говоря так, он имел в виду прежде всего современное ему государство, служащее механизмом для подавления и подчинения неимущих трудящихся масс и, как следствие, признавал за народом безусловное право сопротивляться «злонамеренной» власти. По сути, «Годвин одним из первых в политической науке попытался поставить и теоретически обосновать вопрос о власти, лишенной политического авторитета. Общество, по Годвину, это та форма человеческого общежития, которая предусмотрена самой природой и которая могла бы существовать вечно, основываясь на взаимопомощи всех его членов и на подчинении авторитету мудрейших» [Костюченко, 1970: 20].
6 В отличие от классиков анархизма XIX в. – М. Штирнера, П.-Ж. Прудона, М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина – Годвин центральное место в своей утопии отводил не политическим институтам, а человеку. Рассуждая о его природе, английский мыслитель отмечал присущую ему амбивалентность и двойственность. Руководствуясь не только разумом, но и чувствами, человек способен совершать как благочестивые, так и преступные деяния. В этой ситуации система воспитания и образования приобретает первостепенное значение, и поэтому необходимо прилагать все усилия для создания такого общественного устройства, при котором человек будет воспитываться в соответствии с нормами естественного права и морали: «В идеальном обществе не должно быть надзора, принуждения, регламентации, каждый должен заботиться о благе другого, как о своем личном благе, важным элементом данного общества должна стать автоматизация процесса производства. Развитие техники... будет способствовать интеллектуальному совершенствованию и нравственному освобождению человека» [Левашева, 2006: 19].
7 «Вильям Годвин и его “Политическая справедливость”» Н.И. Кареева – пример глубокого историко-социологического исследования, которое не ограничивается анализом «социологической системы», представленной в «Политической справедливости». В нем уделяется достаточно внимания и истории создания «социологического трактата» У. Годвина, и интеллектуальному, социально-политическому и культурному контексту, в котором жил английский мыслитель и который повлиял на его взгляды, и философским течениям XVII и XVIII вв., ставшим идейными предтечами годвиновского анархизма. Кроме того, Н.И. Кареев подробно рассматривает реакцию современников на «Политическую справедливость», появившуюся в разгар Французской революции, прослеживает дальнейшую биографию У. Годвина, разбирает причины утраты им былой популярности и безразличного отношения читающей публики к его последующим работам.
8 До недавнего времени считалось, что российские социологи и философы прошлого и настоящего не уделяли достаточно внимания работам У. Годвина, их обсуждению и анализу2. Однако обнаружение в РГАЛИ3 в фонде А.А. Борового4 неопубликованной рукописи «Вильям Годвин и его “Политическая справедливость”. Очерк из истории анархизма» [Кареев, 1920-е] заставляет пересмотреть данный тезис. Советский период в жизни и творчестве Н.И. Кареева (1850–1931) выдался наиболее сложным. На ученого оказывалось постоянное идеологическое давление, ему приходилось писать преимущественно «в стол». В своих воспоминаниях он печально перечисляет следовавшие одну за другой неудачи: «Московское научное издательство взялось напечатать второе издание моей “Истории Западной Европы в начале XX века”, но без подстрочных примечаний, и печатание этой книги затянулось на два с половиной года. Другое издательство заказало мне общий очерк истории Франции, получило рукопись в десять листов, но так ее и не напечатало. То же случилось с рукописью книжки “Секуляризация духовной культуры в Западной Европе”, взятой другим издательством (“Огни”). Две большие рукописи были приняты издательской фирмой “Задруга”, но тоже остались там лежать» (цит. по: [Долгова, 2012: 77]). С большой долей уверенности можно предположить, что одной из упомянутых в воспоминаниях больших рукописей, переданных в «Задругу», и был очерк о У. Годвине и его «Политической справедливости». Судя по ссылкам на используемую литературу, работу над ним Кареев завершил к концу 1921 или в начале 1922 г., после чего направил в издательство. Оттуда, скорее всего, рукопись попала на рецензию к А.А. Боровому как специалисту по теории анархизма, да так и осталась у него вследствие ареста основателя и председателя правления «Задруги» С.П. Мельгунова в мае 1922 г. и последовавшего за этим прекращения деятельности самого издательства. Это объясняет, почему машинопись очерка Н.И. Кареева с его авторской правкой в идеальном состоянии сохранилась в фонде А.А. Борового.
2. Если У. Годвин и был известен отечественным читателям середины XX в., то преимущественно (или даже исключительно) как автор романа «Калеб Уильямс» (1794), который между 1949 и 1961 г. выдержал в нашей стране несколько переизданий, в том числе и на английском языке (1959). Популярность этого произведения была обусловлена тем, что в нем пропагандировались идеи политической справедливости, созвучные государственной идеологии СССР. В XXI в. данный роман, как и имя самого автора, оказались практически полностью забыты.

3. Российский государственный архив литературы и искусства, Москва.

4. Алексей Алексеевич Боровой (1875–1935) – публицист, журналист, историк, философ и теоретик анархизма.
9

Наши дальнейшие изыскания позволили установить, что в 1929 г. Н.И. Карееву все же удалось опубликовать статью о Годвине в одном из выпусков сборника «Ученые записки», издававшегося Институтом истории РАНИОН5 [Кареев, 1929]. Сверка текстов начала 1920-х и 1929 гг. показала, что версия из сборника отличается от архивной рукописи лишь значительными сокращениями, которые, возможно, были обусловлены как ограничениями на размер статьи, так и причинами идеологического и цензурного характера. Однако, даже будучи опубликованной, работа Н.И. Кареева вскоре исчезает из научного оборота. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, имя самого ученого после его смерти надолго перестает упоминаться в рамках советской историко-философской науки по идеологическим соображениям. Во-вторых, тираж «Ученых записок» был настолько мал, что сборник довольно быстро стал библиографической редкостью, и сейчас его экземпляры можно найти лишь в ряде крупнейших библиотеках страны. В-третьих, с 1929 г. до настоящего момента очерк ни разу не переиздавался, а его название не упоминалось в работах, посвященных жизни и творчеству Н.И. Кареева. Пример тому – фундаментальный труд [Ученый в эпоху..., 2015], где лишь указывается, что в течение какого-то времени Н.И. Кареев работал над рукописью по истории анархизма, но не раскрывается, в чем заключалась суть его исследования и кому именно оно было посвящено.

5. Институт истории РАНИОН – научно-исследовательское учреждение, существовавшее в 1921–1929 гг. в Москве.
10

Заключение.

11 По нашему мнению, очерк Н.И. Кареева о У. Годвине имеет большое значение для понимания путей и направлений развития и европейской, и отечественной социологической и социально-политической мысли. Он свидетельствует, что российская социальная наука по своей тематике не только не отставала, но и в чем-то предвосхищала западную. Однако в наши дни эта работа практически неизвестна ни исследователям творчества самого российского ученого, ни специалистам по истории социологии и истории анархизма. А ведь очерк Н.И. Кареева представляет сегодня не только историческую ценность, но и может быть полезен при осмыслении проблем и состояния современного российского общества. Некоторые его фрагменты звучат особо актуально: «Человек способен переносить тягчайшие лишения, когда он видит, что они разделяются всем обществом, но когда он видит себя одиноким или почти одиноким перед роскошью и высокомерием богатых, им овладевает чувство угнетения и он видит в обществе как бы состояние войны, как бы установление не для защиты прав каждого и обеспечения за ним существования, а для предоставления всех выгод небольшому числу людей с обречением остальных на нужду, зависимости и нищету. Такое положение дел увековечивается законодательством, судебными порядками, способом распределения собственности. Все делается в пользу богатых против бедных. Правительства менее всего озабочены справедливостью» [Кареев, 1920-е: 47].

References

1. Dolgova E.A. (2012) The Documentary Sources to Research the Biography of the Historian N.I. Kareev 1917–1931. Otechestvennye arkhivy [Domestic Archives] No. 2: 75–82. (In Russ.)

2. Dolgova E.A. (auth.-comp.), Soloviev K.A. (ed.) (2015) Scientist in the Epoch of Changes: N.I. Kareev in 1914–1931. Research and Documents. Moscow: ROSSPEN. (In Russ.)

3. Kareev N.I. (1929) William Godwin and His «Political Justice». In: Institute of History. Scientific Notes. Vol. 3. Moscow: RANION: 327–340. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/31649-vyp-3-1929#mode/inspect/page/329/zoom/4 (accessed 27.01.2019). (In Russ.)

4. Kareev N.I. (1920s) William Godwin and His «Political Justice». An Essay of the History of Anarchism. The Russian State Archive of Literature and Arts (RGALI). Fond 1023. List of files 1. Archival unit. 912. 96 p. (Unpublished.) (In Russ.)

5. Kostyuchenko L.G. (1970) William Godwin as a Representative of Utopian Socialism and Communism in England. Dissertation of candidate of philosophical Sciences. Moscow. (In Russ.)

6. Levasheva Y.A. (2006) English Utopias of the 18th Century. Dissertation of candidate of historical Sciences. Samara. (In Russ.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate