- Код статьи
- S013216250006178-8-1
- DOI
- 10.31857/S013216250006178-8
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 8
- Страницы
- 150-156
- Аннотация
Сегодня во всех школах России вводятся единые образовательные стандарты уроков религиозного воспитания для учащихся начальных и средних классов, однако общественное мнение по вопросу изменения стандартов светского общего образования до сих пор не изучено. Для преодоления этого пробела проведены опросы. В качестве места их проведения выбраны наиболее сложные и разнообразные в этническом, религиозном и культурном аспектах регионы, которые благодаря своим особенностям являются и самыми информативными с точки зрения столкновения религиозных интересов – республики Северного Кавказа. Проведённые ранее исследования показали высокое уважение к представителям всех монотеистических религий со стороны подавляющего большинства жителей республик СКФО РФ, однако вопросы преподавания основ своей и чужих религий в общеобразовательных школах остры и потенциально конфликтны. Выявлены значительные различия в отношении к урокам религиозного образования в различных республиках. Делается вывод о необходимости учета общественного мнения для адекватной корректировки изменения стандартов общего образования на Северном Кавказе и в других субъектах России с высокой поликонфессиональностью.
- Ключевые слова
- общеобразовательная школа, федеральные образовательные стандарты, преподавание основ религии, Северный Кавказ, религиозное возрождение
- Дата публикации
- 12.08.2019
- Всего подписок
- 89
- Всего просмотров
- 588
Постановка задачи и эмпирическая база исследования.
Сегодня Россия и большинство стран мира испытывают период так называемого «религиозного ренессанса», который влияет на ключевые сферы общества. Перед современными государствами стоит задача обеспечения духовно-нравственного образования и воспитания школьников – в России этой цели служит широкое внедрение учебных курсов «Основы религиозных культур и светской этики» (для начального общего образования) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Введение религиозной, по сути, дисциплины в федеральный образовательный стандарт вызывает опасения и споры среди специалистов. Так, Д.С. Лебедев подчёркивает, что преподавание конфессионально ориентированных религиоведческих дисциплин в российской школе остаётся по сути экспериментальным проектом и «на практике связано с целым комплексом латентных противоречий культурного характера, ставящих под вопрос позитивный образовательный эффект» [Лебедев, 2014: 85].
Ещё в начале 2000-х гг. в научной среде звучали категорические суждения в пользу религиозного образования в школах: сам факт отделённости от церкви «совершенно не означает, что из школ должна быть исключена всякая религиозная тематика. Это просто недопустимо, поскольку без обращения к наследию христианства мы рискуем быть отрезанными от своих исторических и культурных корней, оказаться вне как мировой, так и отечественной культуры и истории» [Михалкин, 2004: 72]. Высказывались и противоположные точки зрения – например, об опасности «…появления в светских образовательных учреждениях таких предметов, как «Основы православной культуры», тем более дисциплин по своему названию откровенно клерикальных» [Кондратьев, 2007: 72]. В этой же работе М.Ю. Кондратьев высказывал опасения, что подобные уроки со временем перестанут быть факультативными, и сегодня мы наблюдаем, как они стали оправдываться. В этой связи актуально определить общественный запрос, чтобы скорректировать в соответствии с ним процесс внедрения элементов религиозного образования в программу средней школы.
Для решения этих задач использовались материалы этносоциологического опроса, проведенного летом 2016 г. в республиках Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации (в Республике Северная Осетия – Алания (РСО-А), Чеченской Республике (ЧР), Карачаево-Черкесской Республике (КЧР), Республике Ингушетия (РИ), Республике Дагестан (РД) и Кабардино-Балкарской Республике (КБР)). Объем выработки составил 1200 человек, предельная ошибка выборки не превышает 1,4%. Объём выборки составил 200 респондентов в каждой республике. Опрос репрезентативен по возрасту, полу, уровню образования, этнической принадлежности1 и типу поселения.
В Республике Дагестан титульные этносы представляли аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, агулы и цахуры, они объединены в группу «Народы Дагестана» и составили 86,0% среди респондентов республики. В Республике Ингушетии 77,2% опрошенных отнесли себя к ингушам. В Кабардино-Балкарской республике было 55,3% кабардинцев и 11,6% балкарцев. В Карачаево-Черкесской республике опрошены 38,5% карачаевцев и 11,2% черкесов. 62,6% респондентов в Республике Северная Осетия – Алания назвали себя осетинами. В Чеченской Республике доля чеченцев составила 93,4%. Респонденты, назвавшие себя русскими или представителями других некавказских этносов, объединены в группу «Русские и русскоязычные», которая составила 14,0% в РД, 22,8% в РИ, 33,1% в КБР, 50,3% в КЧР, 37,4% в РСО-А, 6,6% в ЧР, в среднем по всем республикам – 27,4%.
Результаты исследования.
По данным опроса, православными себя считают большинство осетин, а также русских и русскоязычных жителей всех республик СКФО РФ, мусульманами – более 90% представителей титульных этносов в других (помимо РСО-А) республиках региона (табл. 1).
Таблица 1. Вы считаете себя (в %)
Первый вопрос, заданный респондентам, касался самой распространенной в регионе религии – ислама. Сегодня ислам является для представителей мусульманских республик не просто религией, а средством этнической самоидентификации. Изучение основ ислама в школах особо важно для мусульман. Предложение преподавать основы ислама в общеобразовательных школах региона нашло положительный отзыв у большинства представителей титульных этносов республик с доминированием мусульман (табл. 2).
Таблица 2. Представьте, что мусульмане захотят преподавать основы ислама в общеобразовательных школах нашего города/района (в %)
Наибольшее количество положительных ответов, полученных от представителей титульного этноса в Республике Ингушетия, может быть связано с наибольшей долей мусульман именно среди ингушей (см. табл. 1). В целом высокий процент готовых разрешить преподавание ислама в республиках с доминированием исламской конфессиональности свидетельствует о важности религии для населения, желании передать религиозные знания детям в рамках семьи, религиозной общины, через светский институт общеобразовательных школ.
Другой показатель, на который хотелось бы обратить внимание, – это доходящее до 30,3% число желающих запретить преподавание основ ислама среди представителей мусульманских народов. Мнение этой части коренных жителей республик также следует учитывать при решении такого деликатного вопроса, как образование и воспитание детей. Примирить интересы сторонников противоположных взглядов можно путем перенесения акцента с религиозного на культурологический и исторический аспекты образования.
Следующим был вопрос о преподавании основы православной веры – второй по популярности в регионе религии (табл. 1) в общеобразовательных школах республик (табл. 3).
Таблица 3. Представьте, что православные захотят преподавать основы православной веры в общеобразовательных школах нашего города / района (в %)
Как видим, среди представителей республик с доминированием исламской конфессиональности получено примерно на 20 п.п. меньше положительных ответов, когда речь зашла о православии. Среди этносов с преимущественно христианской идентификацией разница в ответах не так сильно зависит от предлагаемой религии: русскими, русскоязычными и осетинами предложение ввести преподавание основ православия в школе встречено положительно на 10,4 и 13,3 п.п. чаще, чем преподавание ислама, однако не достигло даже половины в обоих случаях.
В целом можно говорить о скорее положительном отношении к преподаванию основ религии школьникам среди представителей титульных этносов, которая не связана прямо с конфессиональной принадлежностью респондентов.
На фоне общей картины по региону привлекает внимание Республика Чечня, где наблюдается наибольшая разница в ответах в отношении ислама и христианства. Данные таблиц 2 и 3 заставляют задуматься: чем объясняется такая дифференциация ответов – негативным отношением среди чеченцев только к православию или к преподаванию любой, кроме ислама, религии? Для получения ответа мы включили в анкету вопрос о преподавании в школах основ иудаизма и новых западных религий, проповедники-распространители которых активизировали деятельность сразу после распада СССР и продолжают ее до сих пор.
Иудаизм и новые западные религии, по данным табл. 1, можно назвать непопулярными в регионе, поэтому исследование мнения жителей о распространении этих религий в школах позволит более объективно оценить отношение населения к преподаванию религии без привязки к религиозной самоидентификации (табл. 4, 5).
Таблица 4. Теперь представьте, что иудеи захотят преподавать основы иудаизма в общеобразовательных школах нашего города / района (в %)
Таблица 5. Представьте, что новая западная церковь захочет преподавать основы своей веры в общеобразовательных школах нашего города / района (в %)
Хотя нравственные и религиозные ценности мусульман, христиан и иудеев во многом совпадают, только ингуши разрешили бы преподавание основ иудаизма более чем в половине случаев. Среди представителей других народов с исламской самоидентификацией согласие на такие занятия дали только треть опрошенных, русские и русскоязычные респонденты дали около четверти положительных ответов, осетины – незначительное количество. Преподавание основ новых западных религий одобрили только 9,3% опрошенных.
Обращает на себя внимание мнение чеченцев в отношении неисламских религий: в отличие от остальных народов, которые допускали преподавание основ иудаизма в школах примерно на 20 п.п. реже, чем православия, у чеченцев разница составила всего 6,6 п.п., хотя в целом только треть чеченцев допустили преподавание как христианства, так и иудаизма. Наибольшее число затруднившихся ответить на вопросы о преподавании немусульманских религий среди чеченцев (от 15,2 до 18,7%) говорит о потенциальной возможности повлиять на мнение значительного числа жителей республики в отношении немусульманских религий. В целом же мы видим неготовность чеченцев к преподаванию в школах иных религий, кроме ислама.
Наиболее положительно восприняли преподавание религии в общеобразовательных школах коренные жители Республики Ингушетия: преподавание ислама одобрили 95,7% опрошенных, с каждым следующим вопросом (о преподавании основ православия и иудаизма) число согласившихся почти равномерно уменьшалось на 20 п.п., преподавание основ новых западных религий одобрили только 18,9% респондентов. Таким образом, представители титульного этноса Республики Ингушетия показали наивысший уровень одобрения преподавания в школах любой религии.
Следующей по количеству одобривших преподавание основ ислама стала Чеченская Республика – «за» высказались 85,4% опрошенных, одобривших преподавание основ православия почти на 50 п.п. меньше, основ иудаизма – ещё на 6 п.п. меньше, новые западные религии – всего 7,6%.
Близкие показатели получены в Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике и Кабардино-Балкарской Республике: одобрили преподавание основ ислама около 70% опрошенных, основ православия – около 50%, основ иудаизма – около 35%, заметная разница обнаружилась только в отношении основ новых западных религий (среди респондентов в РД и КБР около 12% одобрили преподавание основ таких религий, в КЧР – всего 6,1%).
Представители титульного этноса Республики Северная Осетия – Алания показали максимальное неодобрение преподавания любых религий в школах: только четверть опрошенных одобрили преподавание основ православия, каждый десятый – основ ислама, каждый 30-й – основ иудаизма, новые западные религии были отвергнуты почти единогласно.
Русские и русскоязычные жители республик заняли промежуточную позицию между «христианской» (Республики Северная Осетия – Алания) и «исламскими» республиками: половина опрошенных представителей нетитульных этносов региона согласны на преподавание основ православия в школах, 4 из 10 – основ ислама, 3 из 10 – основ иудаизма, каждый 15-й – основ новых западных религий.
Выводы.
На основе проведённых исследований общественного мнения обнаружено несоответствие между проводящийся единой политикой по введению элементов религиозного образования в систему общего образования России и общественным запросом граждан. Отношение общественности к введению религиозного образования неоднозначно и меняется от одной республики к другой. Исторически сложившийся полиэтнический и поликонфессиональный состав региона не располагает к единому подходу при решении вопроса преподавания основ той или иной религии в общеобразовательных учреждениях. Напротив, расхождения в общественном мнении должны повлечь адекватную реакцию по выработке особенного подхода для каждой республики. Следует учесть мнение и тех этнических групп, проживающих на территории региона, представители которых негативно настроены на преподавание основ любой религии в общеобразовательных школах.
Представленное исследование ещё раз показывает важность изучения общественного мнения для корректировки изменения стандартов общего образования. Даже с учётом того, что опрошенные в целом положительно относятся к введению основ религиозного образования в общеобразовательных школах, реализация этого нововведения не может быть единой для многоэтнической и полирелигиозной страны, требуя предварительного и текущего изучения общественного мнения в каждом регионе, особенно в национальных республиках.
Библиография
- 1. Кондратьев М.Ю. Психология и религия: параллельные проблемные предметные плоскости // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 2. С. 65–73.
- 2. Лебедев С.Д. Образовательная рефлексия религии: к социологической интерпретации // Социологический журнал. 2014. № 2. С. 72–88.
- 3. Михалкин В.С. Содержание образования и целостность мировоззрения личности в современных условиях // Интеграция образования. 2004. № 2. С. 69–72.