English
English
en
Русский
ru
О журнале
Archive
Контакты
Везде
Везде
Author
Title
Text
Keywords
Искать
Home
>
Issue 11
>
OECD/EU. Settling In 2018: Indicators of Immigrant Integration. (2018) Paris/European Union, Brussels: Izd-vo OECD. 306 p. Reviewed by V.I. Mukomel
OECD/EU. Settling In 2018: Indicators of Immigrant Integration. (2018) Paris/European Union, Brussels: Izd-vo OECD. 306 p. Reviewed by V.I. Mukomel
Table of contents
Annotation
Estimate
Publication content
References
Comments
Share
Metrics
OECD/EU. Settling In 2018: Indicators of Immigrant Integration. (2018) Paris/European Union, Brussels: Izd-vo OECD. 306 p. Reviewed by V.I. Mukomel
11
OECD/EU. Settling In 2018: Indicators of Immigrant Integration. (2018) Paris/European Union, Brussels: Izd-vo OECD. 306 p. Reviewed by V.I. Mukomel
Vladimir I. Mukomel
Annotation
PII
S013216250007453-1-1
Publication type
Review
Source material for review
Урегулирование 2018: индикаторы интеграции иммигрантов. ОЭСР/ЕС. Париж/Европейский Союз, Брюссель: Изд-во ОЭСР, 2018. 30
Status
Published
Authors
Vladimir I. Mukomel
Send message
Occupation: Chief researcher, Head of the Department for the Integration and Migration Studies
Affiliation:
Institute of Sociology of FCTAS RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Issue 11
Pages
172-174
Abstract
Received
06.11.2019
Date of publication
02.12.2019
Number of purchasers
70
Views
472
Readers community rating
0.0
(0 votes)
Cite
Download pdf
GOST
Mukomel V. OECD/EU. Settling In 2018: Indicators of Immigrant Integration. (2018) Paris/European Union, Brussels: Izd-vo OECD. 306 p. Reviewed by V.I. Mukomel // Sotsialogicheski issledovania. – 2019. – Issue 11 C. 172-174 . URL: https://socisras.ru/s013216250007453-1-1/?version_id=14078. DOI: 10.31857/S013216250007453-1
MLA
Mukomel, Vladimir I "OECD/EU. Settling In 2018: Indicators of Immigrant Integration. (2018) Paris/European Union, Brussels: Izd-vo OECD. 306 p. Reviewed by V.I. Mukomel."
Sotsialogicheski issledovania.
11 (2019).:172-174. DOI: 10.31857/S013216250007453-1
APA
Mukomel V. (2019). OECD/EU. Settling In 2018: Indicators of Immigrant Integration. (2018) Paris/European Union, Brussels: Izd-vo OECD. 306 p. Reviewed by V.I. Mukomel.
Sotsialogicheski issledovania.
no. 11, pp.172-174 DOI: 10.31857/S013216250007453-1
Publication content
1
Публикация очередного доклада ОЭСР
1
– хороший повод осмыслить эволюцию подхода крупнейшей международной организации к методологии исследований интеграции мигрантов, организации исследований и презентации их результатов.
1. OECD/EU (2018)
Settling
In
2018: Indicators of Immigrant Integration
, OECD Publishing, Paris/European Union, Brussels.
Публикация очередного доклада ОЭСР<sup>1</sup> – хороший повод осмыслить эволюцию подхода крупнейшей международной организации к методологии исследований интеграции мигрантов, организации исследований и презентации их результатов.
Публикация очередного доклада ОЭСР<sup>1</sup> – хороший повод осмыслить эволюцию подхода крупнейшей международной организации к методологии исследований интеграции мигрантов, организации исследований и презентации их результатов.
1. OECD/EU (2018) <em>Settling </em><em>In</em><em> 2018: Indicators of Immigrant Integration</em>, OECD Publishing, Paris/European Union, Brussels.
2
Основная миссия ОЭСР
2
– содействие экономическому росту стран-участниц и повышению их вклада в глобальный экономический рост и развитие, снижение бедности в странах, не являющихся членами организации. Поэтому не удивительно, что ОЭСР уделяет пристальное внимание миграции: сотни публикаций по этим вопросам
,
43 выпуска основного доклада
«
Международная миграционная перспектива
»
.
2. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) включает 36 государств, на которые приходится более 60% мирового ВВП. ОЭСР сотрудничает с Бразилией, Китаем, Индией, Индонезией, Южной Африкой с учетом их возможного будущего членства. Процесс вступления РФ в ОЭСР приостановлен в марте 2014 г.
Основная миссия ОЭСР<sup>2</sup> – содействие экономическому росту стран-участниц и повышению их вклада в глобальный экономический рост и развитие, снижение бедности в странах, не являющихся членами организации. Поэтому не удивительно, что ОЭСР уделяет пристальное внимание миграции: сотни публикаций по этим вопросам<em>, </em>43 выпуска основного доклада<em> «</em>Международная миграционная перспектива<em>»</em><em>.</em>
Основная миссия ОЭСР<sup>2</sup> – содействие экономическому росту стран-участниц и повышению их вклада в глобальный экономический рост и развитие, снижение бедности в странах, не являющихся членами организации. Поэтому не удивительно, что ОЭСР уделяет пристальное внимание миграции: сотни публикаций по этим вопросам<em>, </em>43 выпуска основного доклада<em> «</em>Международная миграционная перспектива<em>»</em><em>.</em>
2. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) включает 36 государств, на которые приходится более 60% мирового ВВП. ОЭСР сотрудничает с Бразилией, Китаем, Индией, Индонезией, Южной Африкой с учетом их возможного будущего членства. Процесс вступления РФ в ОЭСР приостановлен в марте 2014 г.
3
Однако было бы преувеличением утверждать, что исследования проблем интеграции мигрантов носили системный и сколько-нибудь политически-ориентированный характер. Перелом случился в 2010 г., когда министрами стран ЕС в Сарагосской декларации
3
были зафиксированы индикаторы интеграции по направлениям: занятость, образование, социальная инклюзия и гражданское участие. Одновременно указывались источники данных для ключевых индикаторов
4
, а также обозначены показатели, которые большинство или все государства-члены ЕС считали важными для мониторинга и реализованными позднее (доля сверхквалифицированных сотрудников, самозанятых, знание языка, опыт дискриминации, доверие к общественным институтам, участие в выборах среди имеющих на это право, чувство принадлежности к принимающему обществу; только для первых двух параметров имелась статистика обследований рабочей силы — LFS). Базирующийся на Сарагосской декларации подход активно реализуется ОЭСР, которая анализирует положение различных социально-демографических групп мигрантов и их потомков в сравнении с местным населением, фиксируя расхождения в социально-экономических достижениях и обозначая возможные направления вмешательства со стороны национальных акторов.
3. Conclusions of the Council and the Representatives of the Governments of the Member States on Integration as a Driver for Development and Social Cohesion. Council of the European Union. Brussels. 4 May 2010, 9248/10.
4. Labour Force Survey (LFS), EU Survey on Income and Living Conditions (EU-SILC), переписи населения, Programme of International Student Assessment (PISA), European Social Survey (ESS), European Value Survey (EVS) и Eurobarometer.
Однако было бы преувеличением утверждать, что исследования проблем интеграции мигрантов носили системный и сколько-нибудь политически-ориентированный характер. Перелом случился в 2010 г., когда министрами стран ЕС в Сарагосской декларации<sup>3</sup> были зафиксированы индикаторы интеграции по направлениям: занятость, образование, социальная инклюзия и гражданское участие. Одновременно указывались источники данных для ключевых индикаторов<sup>4</sup>, а также обозначены показатели, которые большинство или все государства-члены ЕС считали важными для мониторинга и реализованными позднее (доля сверхквалифицированных сотрудников, самозанятых, знание языка, опыт дискриминации, доверие к общественным институтам, участие в выборах среди имеющих на это право, чувство принадлежности к принимающему обществу; только для первых двух параметров имелась статистика обследований рабочей силы — LFS). Базирующийся на Сарагосской декларации подход активно реализуется ОЭСР, которая анализирует положение различных социально-демографических групп мигрантов и их потомков в сравнении с местным населением, фиксируя расхождения в социально-экономических достижениях и обозначая возможные направления вмешательства со стороны национальных акторов.
Однако было бы преувеличением утверждать, что исследования проблем интеграции мигрантов носили системный и сколько-нибудь политически-ориентированный характер. Перелом случился в 2010 г., когда министрами стран ЕС в Сарагосской декларации<sup>3</sup> были зафиксированы индикаторы интеграции по направлениям: занятость, образование, социальная инклюзия и гражданское участие. Одновременно указывались источники данных для ключевых индикаторов<sup>4</sup>, а также обозначены показатели, которые большинство или все государства-члены ЕС считали важными для мониторинга и реализованными позднее (доля сверхквалифицированных сотрудников, самозанятых, знание языка, опыт дискриминации, доверие к общественным институтам, участие в выборах среди имеющих на это право, чувство принадлежности к принимающему обществу; только для первых двух параметров имелась статистика обследований рабочей силы — LFS). Базирующийся на Сарагосской декларации подход активно реализуется ОЭСР, которая анализирует положение различных социально-демографических групп мигрантов и их потомков в сравнении с местным населением, фиксируя расхождения в социально-экономических достижениях и обозначая возможные направления вмешательства со стороны национальных акторов.
3. Conclusions of the Council and the Representatives of the Governments of the Member States on Integration as a Driver for Development and Social Cohesion. Council of the European Union. Brussels. 4 May 2010, 9248/10.<br><br>4. Labour Force Survey (LFS), EU Survey on Income and Living Conditions (EU-SILC), переписи населения, Programme of International Student Assessment (PISA), European Social Survey (ESS), European Value Survey (EVS) и Eurobarometer.
4
В первом докладе 2012 г.
5
анализировалась ситуация с интеграцией мигрантов и их потомков во всех странах ОЭСР за некоторыми изъятиями, связанными с отсутствием информации по определенным параметрам в отдельных странах. Второй доклад 2015 г.
6
стал совместной публикацией ОЭСР и Европейской комиссии. В нем впервые сравнивались все страны ЕС и ОЭСР по степени интеграции иммигрантов и их детей посредством показателей, характеризующих занятость, образование и навыки, социальную интеграцию (включая жилье и здоровье), гражданское участие и социальную сплоченность
.
Две специальные главы были посвящены конкретным группам: молодым иммигрантам и гражданам третьих стран в ЕС (последние являются целевой группой интеграционной политики ЕС).
5. OECD (2012),
Settling
In
: OECD Indicators of Immigrant Integration 2012
, OECD Publishing, Paris.
6. OECD/EU (2015),
Indicators of Immigrant Integration 2015: Settling
In
, OECD Publishing, Paris/EU, Brussels.
В первом докладе 2012 г.<sup>5</sup> анализировалась ситуация с интеграцией мигрантов и их потомков во всех странах ОЭСР за некоторыми изъятиями, связанными с отсутствием информации по определенным параметрам в отдельных странах. Второй доклад 2015 г.<sup>6</sup> стал совместной публикацией ОЭСР и Европейской комиссии. В нем впервые сравнивались все страны ЕС и ОЭСР по степени интеграции иммигрантов и их детей посредством показателей, характеризующих занятость, образование и навыки, социальную интеграцию (включая жилье и здоровье), гражданское участие и социальную сплоченность<em>.</em> Две специальные главы были посвящены конкретным группам: молодым иммигрантам и гражданам третьих стран в ЕС (последние являются целевой группой интеграционной политики ЕС).
В первом докладе 2012 г.<sup>5</sup> анализировалась ситуация с интеграцией мигрантов и их потомков во всех странах ОЭСР за некоторыми изъятиями, связанными с отсутствием информации по определенным параметрам в отдельных странах. Второй доклад 2015 г.<sup>6</sup> стал совместной публикацией ОЭСР и Европейской комиссии. В нем впервые сравнивались все страны ЕС и ОЭСР по степени интеграции иммигрантов и их детей посредством показателей, характеризующих занятость, образование и навыки, социальную интеграцию (включая жилье и здоровье), гражданское участие и социальную сплоченность<em>.</em> Две специальные главы были посвящены конкретным группам: молодым иммигрантам и гражданам третьих стран в ЕС (последние являются целевой группой интеграционной политики ЕС).
5. OECD (2012), <em>Settling </em><em>In</em><em>: OECD Indicators of Immigrant Integration 2012</em>, OECD Publishing, Paris.<br><br>6. OECD/EU (2015), <em>Indicators of Immigrant Integration 2015: Settling </em><em>In</em>, OECD Publishing, Paris/EU, Brussels.
5
Доклад 2018 г. – новый шаг ОЭСР в сотрудничестве с Еврокомиссией в исследовании интеграции мигрантов. Публикация представляет всеобъемлющий свод сопоставлений результатов интеграции иммигрантов и их детей по всем странам ЕС и ОЭСР, а также некоторым странам G20 (включая Россию) с привлечением показателей, характеризующих основные направления интеграции. В докладе содержатся подробные характеристики иммигрантов и семей. Три профильных главы посвящены изучению гендерных вопросов, молодежи с миграционным бэкграундом, а также мониторингу “индикаторов Сарагосы" ЕС для граждан третьих стран.
Доклад 2018 г. – новый шаг ОЭСР в сотрудничестве с Еврокомиссией в исследовании интеграции мигрантов. Публикация представляет всеобъемлющий свод сопоставлений результатов интеграции иммигрантов и их детей по всем странам ЕС и ОЭСР, а также некоторым странам G20 (включая Россию) с привлечением показателей, характеризующих основные направления интеграции. В докладе содержатся подробные характеристики иммигрантов и семей. Три профильных главы посвящены изучению гендерных вопросов, молодежи с миграционным бэкграундом, а также мониторингу “индикаторов Сарагосы" ЕС для граждан третьих стран.
Доклад 2018 г. – новый шаг ОЭСР в сотрудничестве с Еврокомиссией в исследовании интеграции мигрантов. Публикация представляет всеобъемлющий свод сопоставлений результатов интеграции иммигрантов и их детей по всем странам ЕС и ОЭСР, а также некоторым странам G20 (включая Россию) с привлечением показателей, характеризующих основные направления интеграции. В докладе содержатся подробные характеристики иммигрантов и семей. Три профильных главы посвящены изучению гендерных вопросов, молодежи с миграционным бэкграундом, а также мониторингу “индикаторов Сарагосы" ЕС для граждан третьих стран.
6
За сравнительно короткий период ОЭСР достигла впечатляющих успехов в исследованиях интеграции мигрантов и можно только представить, какой ценой. Во-первых, нет единства государств-участников по поводу организации в понимании ключевых дефиниций и индикаторов интеграции вследствие разницы в национальных законодательствах (вплоть до различий в определении «мигранта»). Во-вторых, сохраняются существенные различия на национальном уровне в сборе и обработке статистической информации, проведении обследований. И если в рамках ЕС эти проблемы постепенно решаются путем сближения национальных законодательств и унификации методологии сбора и обработки информации, в рамках других государств-участников ОЭСР прогресс не столь заметен.
За сравнительно короткий период ОЭСР достигла впечатляющих успехов в исследованиях интеграции мигрантов и можно только представить, какой ценой. Во-первых, нет единства государств-участников по поводу организации в понимании ключевых дефиниций и индикаторов интеграции вследствие разницы в национальных законодательствах (вплоть до различий в определении «мигранта»). Во-вторых, сохраняются существенные различия на национальном уровне в сборе и обработке статистической информации, проведении обследований. И если в рамках ЕС эти проблемы постепенно решаются путем сближения национальных законодательств и унификации методологии сбора и обработки информации, в рамках других государств-участников ОЭСР прогресс не столь заметен.
За сравнительно короткий период ОЭСР достигла впечатляющих успехов в исследованиях интеграции мигрантов и можно только представить, какой ценой. Во-первых, нет единства государств-участников по поводу организации в понимании ключевых дефиниций и индикаторов интеграции вследствие разницы в национальных законодательствах (вплоть до различий в определении «мигранта»). Во-вторых, сохраняются существенные различия на национальном уровне в сборе и обработке статистической информации, проведении обследований. И если в рамках ЕС эти проблемы постепенно решаются путем сближения национальных законодательств и унификации методологии сбора и обработки информации, в рамках других государств-участников ОЭСР прогресс не столь заметен.
7
ОЭСР последовательно расширяет количество индикаторов интеграции (если в докладе 2015 г. их было 27, то в докладе 2018 г. – 74), формулирует их четкие дефиниции и контингент, применительно к которому они могут использоваться, последовательно расширяет число баз данных, в которых фиксируются эти индикаторы
7
.
7. "Data warehouse",
OECD.Stat
(database)URL:
>>>>
(accessed 19.08.2019); "International migration database",
OECD International Migration Statistics
(database). URL:
>>>>
(accessed 19.08.2019).
ОЭСР последовательно расширяет количество индикаторов интеграции (если в докладе 2015 г. их было 27, то в докладе 2018 г. – 74), формулирует их четкие дефиниции и контингент, применительно к которому они могут использоваться, последовательно расширяет число баз данных, в которых фиксируются эти индикаторы<sup>7</sup>.
ОЭСР последовательно расширяет количество индикаторов интеграции (если в докладе 2015 г. их было 27, то в докладе 2018 г. – 74), формулирует их четкие дефиниции и контингент, применительно к которому они могут использоваться, последовательно расширяет число баз данных, в которых фиксируются эти индикаторы<sup>7</sup>.
7. "Data warehouse", <em>OECD.Stat</em> (database)URL: <a target=_blank href="https://doi.org/10.1787/data-00900-en">>>>></a> (accessed 19.08.2019); "International migration database", <em>OECD International Migration Statistics</em> (database). URL: <a target=_blank href="https://doi.org/10.1787/data-00342-en">>>>></a> (accessed 19.08.2019).
8
Особо стоит отметить растущий интерес к сочетанию количественных и качественных методов анализа и включение индикаторов интеграции в выборочные обследования. Если в 2015 г. использовались такие инструменты, как ESS, LFS, PISA, Programme for the International Assessment of Adult Competences (PIAAC), то в 2018 г. в дополнении к ним использованы Adult Education Survey (AES), Eurobarometer, European Working Conditions Survey (EWCS), European Union Minorities and Discrimination Survey (EU-MIDIS), World Value Survey (WVS). Наряду с перечисленными обследованиями, проводимыми под эгидой ЕС или ОЭСР, список индикаторов интеграции пополнился за счет ряда национальных обследований.
Особо стоит отметить растущий интерес к сочетанию количественных и качественных методов анализа и включение индикаторов интеграции в выборочные обследования. Если в 2015 г. использовались такие инструменты, как ESS, LFS, PISA, Programme for the International Assessment of Adult Competences (PIAAC), то в 2018 г. в дополнении к ним использованы Adult Education Survey (AES), Eurobarometer, European Working Conditions Survey (EWCS), European Union Minorities and Discrimination Survey (EU-MIDIS), World Value Survey (WVS). Наряду с перечисленными обследованиями, проводимыми под эгидой ЕС или ОЭСР, список индикаторов интеграции пополнился за счет ряда национальных обследований.
Особо стоит отметить растущий интерес к сочетанию количественных и качественных методов анализа и включение индикаторов интеграции в выборочные обследования. Если в 2015 г. использовались такие инструменты, как ESS, LFS, PISA, Programme for the International Assessment of Adult Competences (PIAAC), то в 2018 г. в дополнении к ним использованы Adult Education Survey (AES), Eurobarometer, European Working Conditions Survey (EWCS), European Union Minorities and Discrimination Survey (EU-MIDIS), World Value Survey (WVS). Наряду с перечисленными обследованиями, проводимыми под эгидой ЕС или ОЭСР, список индикаторов интеграции пополнился за счет ряда национальных обследований.
9
До появления докладов серии «Индикаторы интеграции иммигрантов»
основным источником сведений по данной теме служили ежегодные доклады ОЭСР «Международная миграционная перспектива»
.
Отныне это место заняли доклады «Индикаторы интеграции иммигрантов»
,
а серия «Международная
миграционная перспектива»
преимущественно фокусируется на
трансформации в политиках интеграции в странах ОЭСР, где с 2016 г. выделяется соответствующий раздел
«
Произошедшие изменения в политиках интеграции в странах ОЭСР».
До появления докладов серии «Индикаторы интеграции иммигрантов»<em> </em>основным источником сведений по данной теме служили ежегодные доклады ОЭСР «Международная миграционная перспектива»<em>. </em>Отныне это место заняли доклады «Индикаторы интеграции иммигрантов»<em>, </em>а серия «Международная<em> </em>миграционная перспектива»<em> </em>преимущественно фокусируется на<em> </em>трансформации в политиках интеграции в странах ОЭСР, где с 2016 г. выделяется соответствующий раздел<em> «</em>Произошедшие изменения в политиках интеграции в странах ОЭСР».
До появления докладов серии «Индикаторы интеграции иммигрантов»<em> </em>основным источником сведений по данной теме служили ежегодные доклады ОЭСР «Международная миграционная перспектива»<em>. </em>Отныне это место заняли доклады «Индикаторы интеграции иммигрантов»<em>, </em>а серия «Международная<em> </em>миграционная перспектива»<em> </em>преимущественно фокусируется на<em> </em>трансформации в политиках интеграции в странах ОЭСР, где с 2016 г. выделяется соответствующий раздел<em> «</em>Произошедшие изменения в политиках интеграции в странах ОЭСР».
10
Доклады ОЭСР/ЕС «Индикаторы интеграции иммигрантов»
становятся базовыми, «якорными», для дальнейших исследований и публикаций. Во-первых, отдельные параметры интеграции мигрантов приводятся в смежных сериях публикаций ОЭСР
8
.
Во-вторых, на их основе проводятся углубленные исследования по конкретным проблемам
9
. В-третьих, и это самое важное, на их базе выстраивается стройная исследований на разных территориальных уровнях. Так, в 2018 г. ОЭСР выпустила доклад, посвященный интеграции мигрантов и беженцев на локальном уровне «Работать вместе для локальной интеграции мигрантов и беженцев»
10
.
Доклад основан на статистике о результатах интеграции мигрантов на местном уровне в 72 городах и опросах, проведенных в девяти крупных европейских городах (Амстердам, Афины, Барселона, Берлин, Глазго, Гетеборг, Париж, Рим, Вена) и одном небольшом городе в Германии. В результате была подготовлена «Памятка для общественных действий по интеграции мигрантов на местном уровне», наряду с конкретными примерами действий, которые могли бы быть реализованы, а также серия публикаций с дальнейшей детализацией плана возможных действий в каждом городе. В 2019 г. предпринята попытка спуститься еще на уровень ниже: в публикации из серии территориальных обзоров анализируются процессы интеграции в двух небольших районах Швеции. Учитывая, что интеграция проходит в локальных сообществах и основная тяжесть реализации политики ложится на органы местного самоуправления и местные сообщества, можно не сомневаться, что данная публикация – лишь первая в ряду подобных. Накопленный ОЭСР опыт организации исследований, разработки и имплементации политики интеграции на разных территориальных уровнях трудно переоценить. Конечно, не все столь безоблачно: ОЭСР, не входящая с систему организаций ООН, не всегда координирует свои индикаторы с соответствующими подразделениями ООН.
8. Напр.:
OECD Regions and Cities at a Glance 2018
, OECD Publishing, Paris, 2018.
9. Напр.:
T
he Road to Integration: Education and Migration (2019)
,
How Immigrants Contribute to Developing Countries' Economies (2018).
10. Working Together for Local Integration of Migrants and Refugees, OECD Publishing, Paris, 2018.
Доклады ОЭСР/ЕС «Индикаторы интеграции иммигрантов»<em> </em>становятся базовыми, «якорными», для дальнейших исследований и публикаций. Во-первых, отдельные параметры интеграции мигрантов приводятся в смежных сериях публикаций ОЭСР<sup>8</sup>.<em> </em>Во-вторых, на их основе проводятся углубленные исследования по конкретным проблемам<sup>9</sup>. В-третьих, и это самое важное, на их базе выстраивается стройная исследований на разных территориальных уровнях. Так, в 2018 г. ОЭСР выпустила доклад, посвященный интеграции мигрантов и беженцев на локальном уровне «Работать вместе для локальной интеграции мигрантов и беженцев»<sup>10</sup><em>.</em> Доклад основан на статистике о результатах интеграции мигрантов на местном уровне в 72 городах и опросах, проведенных в девяти крупных европейских городах (Амстердам, Афины, Барселона, Берлин, Глазго, Гетеборг, Париж, Рим, Вена) и одном небольшом городе в Германии. В результате была подготовлена «Памятка для общественных действий по интеграции мигрантов на местном уровне», наряду с конкретными примерами действий, которые могли бы быть реализованы, а также серия публикаций с дальнейшей детализацией плана возможных действий в каждом городе. В 2019 г. предпринята попытка спуститься еще на уровень ниже: в публикации из серии территориальных обзоров анализируются процессы интеграции в двух небольших районах Швеции. Учитывая, что интеграция проходит в локальных сообществах и основная тяжесть реализации политики ложится на органы местного самоуправления и местные сообщества, можно не сомневаться, что данная публикация – лишь первая в ряду подобных. Накопленный ОЭСР опыт организации исследований, разработки и имплементации политики интеграции на разных территориальных уровнях трудно переоценить. Конечно, не все столь безоблачно: ОЭСР, не входящая с систему организаций ООН, не всегда координирует свои индикаторы с соответствующими подразделениями ООН.
Доклады ОЭСР/ЕС «Индикаторы интеграции иммигрантов»<em> </em>становятся базовыми, «якорными», для дальнейших исследований и публикаций. Во-первых, отдельные параметры интеграции мигрантов приводятся в смежных сериях публикаций ОЭСР<sup>8</sup>.<em> </em>Во-вторых, на их основе проводятся углубленные исследования по конкретным проблемам<sup>9</sup>. В-третьих, и это самое важное, на их базе выстраивается стройная исследований на разных территориальных уровнях. Так, в 2018 г. ОЭСР выпустила доклад, посвященный интеграции мигрантов и беженцев на локальном уровне «Работать вместе для локальной интеграции мигрантов и беженцев»<sup>10</sup><em>.</em> Доклад основан на статистике о результатах интеграции мигрантов на местном уровне в 72 городах и опросах, проведенных в девяти крупных европейских городах (Амстердам, Афины, Барселона, Берлин, Глазго, Гетеборг, Париж, Рим, Вена) и одном небольшом городе в Германии. В результате была подготовлена «Памятка для общественных действий по интеграции мигрантов на местном уровне», наряду с конкретными примерами действий, которые могли бы быть реализованы, а также серия публикаций с дальнейшей детализацией плана возможных действий в каждом городе. В 2019 г. предпринята попытка спуститься еще на уровень ниже: в публикации из серии территориальных обзоров анализируются процессы интеграции в двух небольших районах Швеции. Учитывая, что интеграция проходит в локальных сообществах и основная тяжесть реализации политики ложится на органы местного самоуправления и местные сообщества, можно не сомневаться, что данная публикация – лишь первая в ряду подобных. Накопленный ОЭСР опыт организации исследований, разработки и имплементации политики интеграции на разных территориальных уровнях трудно переоценить. Конечно, не все столь безоблачно: ОЭСР, не входящая с систему организаций ООН, не всегда координирует свои индикаторы с соответствующими подразделениями ООН.
8. Напр.: <em>OECD Regions and Cities at a Glance 2018</em>, OECD Publishing, Paris, 2018.<br><br>9. Напр.: <em>T</em><em>he Road to Integration: Education and Migration (2019)</em>, <em>How Immigrants Contribute to Developing Countries' Economies (2018). </em><br><br>10. Working Together for Local Integration of Migrants and Refugees, OECD Publishing, Paris, 2018.
11
Достижения ОЭСР в области мониторинга и анализа процессов интеграции мигрантов, разработке предложений по повышению эффективности политики интеграции базируются не только на четкой формулировке целей и хорошей организации работ, но и на транспарентности исследований, на тесном сотрудничестве со специалистами, которые активно привлекаются к исследованиям. Важную роль играют публикации «второго уровня» – по конкретным проблемам интеграции мигрантов, по отдельным регионам. Авторы такого рода публикаций более свободны в подходах к проблемам и инструментарии анализа, все интенсивнее используют методы математического моделирования. (Последние, кстати, заметно чаще используются и в ежегодных или периодических докладах ОЭСР).
Достижения ОЭСР в области мониторинга и анализа процессов интеграции мигрантов, разработке предложений по повышению эффективности политики интеграции базируются не только на четкой формулировке целей и хорошей организации работ, но и на транспарентности исследований, на тесном сотрудничестве со специалистами, которые активно привлекаются к исследованиям. Важную роль играют публикации «второго уровня» – по конкретным проблемам интеграции мигрантов, по отдельным регионам. Авторы такого рода публикаций более свободны в подходах к проблемам и инструментарии анализа, все интенсивнее используют методы математического моделирования. (Последние, кстати, заметно чаще используются и в ежегодных или периодических докладах ОЭСР).
Достижения ОЭСР в области мониторинга и анализа процессов интеграции мигрантов, разработке предложений по повышению эффективности политики интеграции базируются не только на четкой формулировке целей и хорошей организации работ, но и на транспарентности исследований, на тесном сотрудничестве со специалистами, которые активно привлекаются к исследованиям. Важную роль играют публикации «второго уровня» – по конкретным проблемам интеграции мигрантов, по отдельным регионам. Авторы такого рода публикаций более свободны в подходах к проблемам и инструментарии анализа, все интенсивнее используют методы математического моделирования. (Последние, кстати, заметно чаще используются и в ежегодных или периодических докладах ОЭСР).
12
Поневоле остается завидовать зарубежным авторам, остро ощущая, чего лишены их отечественные коллеги. Обидно, что в документах ОЭСР информация о России по различным индикаторам зияет многочисленными многоточиями. Хорошо еще, что Россия участвует в компаративных межстрановых исследованиях, подобных ESS, PISA или WVS. Но в случаях, когда приводятся конкретные данные, источниками которых является Росстат, к ним возникают вопросы. К иммигрантскому контингенту, например, ОЭСР относит всех граждан, родившихся в бывших союзных республиках, но ныне проживающих в России. А ведь на этой основе рассчитываются показатели, характеризующие социально-демографические профили мигрантов. Приходится только потом удивляться их образованности, возрастному составу, длительности проживания в России и т.п. Другой пример: в нынешнем году Росстатом запускается специальный модуль по миграции в рамках Обследования рабочей силы, но его методика, не согласованная с ОЭСР, столь самостийна, что аналитические возможности его использования близки к нулю. Все это – результат недостаточного взаимодействия Росстата с ОЭСР. Остается надеяться, что конструктивное сотрудничество нашей страны с ОЭСР все-таки возобновится…
Поневоле остается завидовать зарубежным авторам, остро ощущая, чего лишены их отечественные коллеги. Обидно, что в документах ОЭСР информация о России по различным индикаторам зияет многочисленными многоточиями. Хорошо еще, что Россия участвует в компаративных межстрановых исследованиях, подобных ESS, PISA или WVS. Но в случаях, когда приводятся конкретные данные, источниками которых является Росстат, к ним возникают вопросы. К иммигрантскому контингенту, например, ОЭСР относит всех граждан, родившихся в бывших союзных республиках, но ныне проживающих в России. А ведь на этой основе рассчитываются показатели, характеризующие социально-демографические профили мигрантов. Приходится только потом удивляться их образованности, возрастному составу, длительности проживания в России и т.п. Другой пример: в нынешнем году Росстатом запускается специальный модуль по миграции в рамках Обследования рабочей силы, но его методика, не согласованная с ОЭСР, столь самостийна, что аналитические возможности его использования близки к нулю. Все это – результат недостаточного взаимодействия Росстата с ОЭСР. Остается надеяться, что конструктивное сотрудничество нашей страны с ОЭСР все-таки возобновится…
Поневоле остается завидовать зарубежным авторам, остро ощущая, чего лишены их отечественные коллеги. Обидно, что в документах ОЭСР информация о России по различным индикаторам зияет многочисленными многоточиями. Хорошо еще, что Россия участвует в компаративных межстрановых исследованиях, подобных ESS, PISA или WVS. Но в случаях, когда приводятся конкретные данные, источниками которых является Росстат, к ним возникают вопросы. К иммигрантскому контингенту, например, ОЭСР относит всех граждан, родившихся в бывших союзных республиках, но ныне проживающих в России. А ведь на этой основе рассчитываются показатели, характеризующие социально-демографические профили мигрантов. Приходится только потом удивляться их образованности, возрастному составу, длительности проживания в России и т.п. Другой пример: в нынешнем году Росстатом запускается специальный модуль по миграции в рамках Обследования рабочей силы, но его методика, не согласованная с ОЭСР, столь самостийна, что аналитические возможности его использования близки к нулю. Все это – результат недостаточного взаимодействия Росстата с ОЭСР. Остается надеяться, что конструктивное сотрудничество нашей страны с ОЭСР все-таки возобновится…
Comments
No posts found
Write a review
Translate
Sign in
Email
Password
Войти
Forgot your password?
Register
Via social network
Comments
No posts found