Докторов Б.З. Foster city – это и есть моя Америка. Социографические очерки. М.: ЦСПиМ, 2019. 164 с.
Докторов Б.З. Foster city – это и есть моя Америка. Социографические очерки. М.: ЦСПиМ, 2019. 164 с.
Аннотация
Код статьи
S013216250007736-2-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
Докторов Б.З. Foster city – это и есть моя Америка. Социографические очерки. М.: ЦСПиМ, 2019. 164 с.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Зборовский Гарольд Ефимович 
Должность: профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления
Аффилиация: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Амбарова Полина Анатольевна
Должность: профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления
Аффилиация: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Выпуск
Страницы
153-156
Аннотация

        

Классификатор
Получено
29.11.2019
Дата публикации
11.12.2019
Всего подписок
70
Всего просмотров
525
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Наши размышления по поводу новой книги Б. Докторова1 – это попытка понять новую ипостась творчества известного отечественного социолога, живущего уже четверть века в США. До сих пор мы знали его как исследователя социологических методов, истории изучения рекламы и общественного мнения, отечественной социологии постхрущевского периода, специалиста по методологии и практикам биографического метода; многим знакомы его 200 биографических интервью с российскими социологами2.
1. См.: >>>>

2. Докторов Б.З. Биографические интервью с коллегами-социологами. 4 доп. изд. М.: ЦСПиМ, 2014-2017. >>>>
2 Б. Докторов сам прокладывает свою дорогу в социологии. Он не получает ни от кого никаких заданий и в этом смысле является независимым исследователем. Но то, о чем он пишет, в полной мере отвечает запросам современной отечественной социологии. В новой книге Б. Докторов находит направление исследований, которое практически не имеет аналогов в России – социографическое описание повседневной жизни небольшого американского городка Фостер-сити, что недалеко от Сан-Франциско.
3 В книге 30 очерков, четыре раздела: «В новом социокультурном пространстве», «Школьные годы», «Встречи неожиданные и вынужденные», «В моем и соседних городках». Разные по объему они в равной степени способны вызвать интерес не только у социологов. Каждый из разделов содержит социологическую рефлексию наблюдений феноменов американской повседневности: отношений между людьми, их деятельности, темпоритмов городской жизни, еды и напитков, запахов и вкусов, обучения и воспитания и многого другого. У каждого раздела есть внутренний стержень: в качестве центральной проблемы первого раздела нами выделена социокультурная адаптация, второго – образование, третьего – взаимоотношения и взаимодействия между людьми, четвертого – жизнь в небольших калифорнийских городах и сами эти города как пространства жизни разных типов людей.
4 Книге предшествует предисловие петербургского социолога О. Крокинской с симптоматичным названием «Америка с ленинградским лицом: социографическое открытие». Заголовок задает установку читателю: не забывайте – вслед за автором или самостоятельно – сравнивать, как устроена повседневная жизнь «у них» и «у нас». Такой кросскультурный подход – проявление высшего «социологического пилотажа». При этом отметим ненавязчивость сравнения: на фоне встречающихся у переехавших в США россиян крайних оценок американской повседневности (от восторгов до яростной критики) спокойная авторская позиция принимается сразу и безоговорочно.
5 Социографические очерки — редкий жанр отечественной социологии; в них синтез документальности наблюдаемых феноменов и рефлексии. В каждом очерке читатель, знакомясь с явлением, задумывается над общим, типичным. Содержательную и смысловую нагрузку несет вводный текст автора. И хоть он называется и «Предисловие к написанному более десяти лет назад», включает в себя, помимо истории замысла, элементы сугубо научного исследования: цели книги (этнографическая, обзорно-критическая, образовательная), ее объект и предмет, жанр.
6 Предваряя рассмотрение содержания, опишем авторский метод. Именно в нем, на наш взгляд, с очевидностью проявляется новизна, оригинальность и проникновенность книги. Социография как метод включает в себя моменты субъективизма, которые в книге превращаются в автобиографическую рефлексию. Обращение к такому методу и написание книги вызваны обстоятельствами личной и творческой биографии Б. Докторова – необходимостью переключиться на что-то «легкое» после утомительного мониторинга избирательной компании Б. Обамы (2008), написания книги «Явление Барака Обамы» (2009), активного ведения биографических интервью с российскими социологами. «Что-то легкое» (автор назвал это повестушками о своей американской жизни) превратилось в социографическое исследование длиною в несколько лет, а в формате книги – в серьезную социологическую публицистику.
7 Суть авторского метода в следующем: «Я ни в коей мере не противопоставляю мои наблюдения жизни в Foster City широким, многоохватным, динамическим социологическим исследованиям американского общества и населения страны. Но мне дороги и картинки, фотографии моего микро-микромира, в них есть та правда, которая открывается только человеку, погруженному в происходящее» (с. 159–160). Ключевыми принципами своего метода Б. Докторов обозначил биографичность, краткость и позитивность, не отступив от них ни в одном из очерков. Обратимся к их содержательному рассмотрению.
8 Как отмечено выше, первой проблемой является социокультурная адаптация к повседневной жизни в Фостер-Сити. «Моя деревня», – говорит об этом городке с юмором Б. Докторов в личном общении. Но, конечно, это далеко не «деревня». Из авторского описания видно, что стать полноправным членом этого городского сообщества совсем не просто.
9 В очерке «Правый поворот на красный свет светофора» Б. Докторов излагает основы повседневной американской «философии», используя «дорожно-социальную» метафору. Принцип американской рациональности раскрывается в одном из правил дорожного движения: машина, движущаяся по ближайшей к тротуару полосе, может на красном свете светофора поворачивать направо. Правила рекомендуют делать маневр, а решение принимает водитель. В этом конкретном случае автор видит проявление главной идеи организации повседневности – минимизация запретов, стремление к здравому смыслу, простой разумности, что вовсе не означает отсутствие табу. Если стоит знак «STOP», остановка обязательна. Это касается не только ПДД, но и поведения на работе, исполнения служебных обязанностей, отношений с соседями. Нарушение правил не будет сопровождаться скандалом. Нарушителю принципа «STOP» просто, спокойно и даже с улыбкой на работе скажут «Бай», соседи вызовут полицию, а те безжалостно выпишут штраф.
10 Описывая американскую повседневность, автор никогда не забывает, что он – социолог. В очерке «Утренний кофе в стане американских демократов» от рассуждений о популярности сети кафе «Старбакс» он незаметно переходит к анализу статистики и данных социологических исследований. Причем делает это столь незаметно, что читатель, расположившийся с автором книги за столиком с кофе, вдруг оказывается в эпицентре исследований электоральных предпочтений американцев: «Социолог – он социолог всегда и всюду».
11 Вторая проблема, вызывающая большой интерес, – образование в американской школе. Б. Докторов пишет о нем не как сторонний наблюдатель, а как непосредственный участник. Его внучка блестяще прошла курс школьного обучения и поступила в Университет Беркли. Описание деталей обучения в частной американской школе невероятно информативно и познавательно («Годовая «Одиссея». Об одной необычной американской школе»). В школе «Одиссея» ставятся две основные задачи: максимально развивать способности учеников и научить их самостоятельности. Особый интерес вызывает еженедельный урок «Понимание себя»: ученики встречаются небольшими группами с преподавателем, оценивают свое состояние от «1» (совсем плохо) до «10» (все прекрасно) и обсуждают волнующие лично их проблемы. Девиз школы – «Мы учим тому, что надо делать, когда не знаешь, что делать». Обратим внимание на следующее суждение Б. Докторова: «…американцы, в том числе и дети, много чувствительнее, чем россияне, к подавлению свободы личности, ее прав. Но никто не воспринимает ограничение на время работы компьютеров, посещение преподавателями семей, обсуждение наболевшего с консультантами как контроль или как подавление личной свободы. Во всем этом видится приветствуемое разумное. В США нет российской практики оглашения оценок, получаемых учениками, каждый знает лишь свои достижения. Нет и родительских собраний, когда одних восхваляют, других – зло ругают, а третьих – не замечают» (с. 94).
12 Своеобразным продолжением школьного образования являются летние кэмпы – краткосрочные летние школы (очерк «Летние кэмпы»). Их программы нацелены на то, чтобы за короткий период научить чему-либо конкретному (а не учить вообще), главное в них – достижение цели, получение конечного результата, создание готового продукта, повышение самооценки.
13 Третьим сквозным сюжетом книги является HiTech и связанные с ними социальные явления – будущее, скорость, открытые коммуникации. «Крошечный городк Foster City» расположен в северной оконечности Кремниевой («Силиконовой») долины – одного из флагманов американской модернизации, почти по соседству с домом автора находится несколько высокотехнологических фирм всемирной известности – Visa International, Gilead Sciences, Oracle Corporation, а помимо этого многоэтажные офисные здания, крупные сетевые магазины, общенациональный «хайвей-101» и т.п. В стиле «повестушек» автор замечает, что рядом с ним живут, работают, прогуливаются и проезжают «небожители» высокотехнологичного мира (очерк «Подъехал парень на велосипеде…». Это был Сергей Брин – основатель компании «Google»). Социографический метод в этом случае проявляет особый художественный эффект – казалось бы, объективно-бесстрастное повествование-документирование на самом деле доказывает обыденность многочисленных фактов «вживления» высоких технологий в повседневные практики жителей городка. Об этом – очерки «Меняющиеся здания «Оракла» и убегающий Смольный собор», «Солярис-101», «Два дня, прожитых в XXI веке», «Дела библиотечные», «Sand Hill Road – новая дорога между будущим и прошлым». Социография показывает, как с помощью новых технологий быстро и легко доставляются книги из другой части большой страны. Почти фантастической российскому читателю покажется «фармацевтическая» история о практике электронного заказа лекарств. Случай с нарушением правил дорожного движения становится для нас многогранным кейсом, демонстрирующим обыденность HiTech. Но, пожалуй, самым ярким и парадоксальным является очерк «Sand Hill Road…». В нем точность социографического описания деталей мира высоких технологий сочетается с социологическими метафорами и воображением, выводящими эмпирические наблюдения на уровень теоретических обобщений в виде категорий прошлого, настоящего, будущего, патриархальной общинности и традиций. Серия этих очерков может служить своеобразным «пособием» по управлению, поскольку содержит описание социальных технологий, повышающих качество повседневной жизни. Каждый из них – учебный кейс анализа социальной действительности и социографии как социологического метода, который позволяет «вживую» увидеть социальные эффекты от внедрения технологий.
14 «Вкусными» получились очерки, посвященные пище людей. В них социология повседневности получила наиболее полное воплощение, а метод социографии продемонстрировал весь спектр выразительных средств – от визуальных изображений, описания вкусов и запахов до фиксации поведенческих реакций на них. В этой сюжетной линии нашли отражение политические, социальные, культурные смыслы американской жизни, увидеть и распознать которые мог тонко настроенный глаз социолога.
15 Кафе «Старбакс» стало для Б. Докторова многолетним исследовательским полем. Будничное утро в кафе – время наблюдения за образом жизни деловых американцев: «Двери впускают и выпускают посетителей, которые там почти не задерживаются: покупают стакан кофе, какую-нибудь выпечку – и быстро в машину… их утро началось давно, дома завтракать не было времени» (с. 40). Субботнее утро – время наблюдений за прогуливающимися с собаками, одиночными посетителями, парами, молодыми родителями с детьми.
16 В другом кейсе (очерк «День независимости») с едой сопряжен образ главного национального праздника: «Ставили палатки, выставляли барбекюшницы, выгружали из машин наполненные льдом ящики с водой, пивом, коробки с едой. Готовились к работе продавцы еды и питья. Обычное американское: гамбургеры с индейкой, рис, всякие дрессинги, красное и белое вино, сода, орешки, сласти для детей. Все было тихо, спокойно, размеренно» (с. 54). В очерках «ABC Sea Food», «У Фандорина», «После празднования для рождения», «Трейдер Джо», «Capрucсino», как в гранях магического кристалла, читатель видит и американский мультикультурализм, и ностальгические эмигрантские мельхиор и хрусталь, и неожиданные встречи настоящего и прошлого («Когда я зашел в «Kobe», я увидел там себя с кульком снетков»), и свидетельства современного американского маркетинга и системы социальной помощи. Одновременно за этими документальными фиксациями – глубокий анализ политического поведения американцев, их уровня жизни, потребления, стиля одежды, взаимоотношений и вывод автора: «Америка – удивительная страна. Всем [эмигрантам], кому раньше, кому позже, даны пенсии, специальные программы для жилья, медицинские страховки, возможность учиться. И главное – возможность сохранять привычный образ жизни, например, в еде, в одежде, в общении и вместе с тем – адаптироваться к американской среде» (с. 63).
17 В заключение скажем о Б. Докторове как об обществоведе и человеколюбе (так он был назван в одном из отзывов друзей на текст). Это очень точное и емкое определение качеств автора (и героя) книги, без которых она не состоялась бы. Он – идеальный коммуникатор, устанавливающий связи между социологами и людьми в повседневности. Первое он доказал своими биографическими интервью с коллегами, отношения и переписка со многими из которых продолжаются по сей день. Второе (коммуникации с обычными и самыми разными людьми) хорошо видно из книги, и не только из нее – из жизни социолога в целом.
18 Знакомство с книгой Б. Докторова вызывает ряд предложений. Первое – о превращении ее электронного издания, созданного стараниями московского социолога Ф. Шереги, в печатное. Не сомневаемся: оно будет принято не только социологами, но и теми, кто интересуется сравнительным анализом российского и американского обществ. Второе предложение адресовано отечественным социологам, включая руководство ФНИСЦ и социологических сообществ – РОС, Общества им. М. Ковалевского, Сообщества профессиональных социологов: почему бы не учредить у нас в стране премию за лучшую социологическую литературно-публицистическую работу? Социологическая публицистика – значимый и крайне редко используемый отечественными учеными жанр научного творчества. Публикации такого рода могли бы послужить популяризации социологии намного активнее, чем многие сугубо научные труды. Мы уверены, если бы такая премия существовала, новая книга Б. Докторова заслуженно могла бы претендовать на ее получение.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести