Русский
English
en
Русский
ru
О журнале
Архив
Контакты
Везде
Везде
Автор
Заголовок
Текст
Ключевые слова
Искать
Главная
>
Номер 1
>
Островская Е.А. Социология религии: Введение. СПб.: Петербургское востоковедение, 2018.
Островская Е.А. Социология религии: Введение. СПб.: Петербургское востоковедение, 2018.
Оглавление
Аннотация
Оценить
Содержание публикации
Библиография
Комментарии
Поделиться
Метрика
Островская Е.А. Социология религии: Введение. СПб.: Петербургское востоковедение, 2018.
1
Островская Е.А. Социология религии: Введение. СПб.: Петербургское востоковедение, 2018.
Тимур Бадмацыренов
Аннотация
Код статьи
S013216250008339-5-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
Островская Е.А. Социология религии: Введение. СПб.: Петербургское востоковедение, 2018.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бадмацыренов Тимур Баторович
Связаться с автором
Должность: доцент кафедры политологии и социологии
Аффилиация:
Бурятский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Улан-Удэ
Выпуск
Номер 1
Страницы
161-164
Аннотация
Классификатор
Получено
18.02.2020
Дата публикации
10.03.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
603
Оценка читателей
0.0
(0 голосов)
Цитировать
Скачать pdf
Скачать JATS
ГОСТ
Бадмацыренов Т. Б. Островская Е.А. Социология религии: Введение. СПб.: Петербургское востоковедение, 2018. // Социологические исследования. – 2020. – Номер 1 C. 161-164 . URL: https://socisras.ru/s013216250008339-5-1/?version_id=14117. DOI: 10.31857/S013216250008339-5
MLA
Badmatsyrenov, Timur "Ostrovskaya E.A. Sociology of Religion: Introduction. SPb.: Petersburgskoe vostokovedenie, 2018. 320 c. Revieved by T.B. Badmatsyrenov.."
Sotsialogicheski issledovania.
1 (2020).:161-164. DOI: 10.31857/S013216250008339-5
APA
Badmatsyrenov T. (2020). Ostrovskaya E.A. Sociology of Religion: Introduction. SPb.: Petersburgskoe vostokovedenie, 2018. 320 c. Revieved by T.B. Badmatsyrenov..
Sotsialogicheski issledovania.
no. 1, pp.161-164 DOI: 10.31857/S013216250008339-5
Содержание публикации
1
Трудно найти сколько-нибудь крупного социолога-теоретика, не занимавшегося изучением религии. Однако общесоциологическая теория, в самом начале своего развития широко используя религию в своих построениях, к середине ХХ в. практически забросила, как казалось, за ненадобностью, изучение религиозной жизни. XXI в., несмотря на давние прогнозы «отмирания религиозного», стал временем «возвращения» религии в политику, международные отношения, повседневную жизнь. Возникновение новых глобальных религиозных проектов, реорганизация прежних сообществ и идеологий, формирование нового – цифрового – медийного пространства религии, вызвало к жизни разные интерпретации от «возрождения» и «ревитализации» религии до «десекуляризации» общества, культуры и политики. Современные проявления религии настолько многообразны и текучи, что не всегда объяснимы с устоявшихся научных позиций и, кроме того, многообразие концептуальных моделей затрудняет обмен научной информацией между исследователями и коллективами разных отраслей и направлений.
Трудно найти сколько-нибудь крупного социолога-теоретика, не занимавшегося изучением религии. Однако общесоциологическая теория, в самом начале своего развития широко используя религию в своих построениях, к середине ХХ в. практически забросила, как казалось, за ненадобностью, изучение религиозной жизни. XXI в., несмотря на давние прогнозы «отмирания религиозного», стал временем «возвращения» религии в политику, международные отношения, повседневную жизнь. Возникновение новых глобальных религиозных проектов, реорганизация прежних сообществ и идеологий, формирование нового – цифрового – медийного пространства религии, вызвало к жизни разные интерпретации от «возрождения» и «ревитализации» религии до «десекуляризации» общества, культуры и политики. Современные проявления религии настолько многообразны и текучи, что не всегда объяснимы с устоявшихся научных позиций и, кроме того, многообразие концептуальных моделей затрудняет обмен научной информацией между исследователями и коллективами разных отраслей и направлений.
Трудно найти сколько-нибудь крупного социолога-теоретика, не занимавшегося изучением религии. Однако общесоциологическая теория, в самом начале своего развития широко используя религию в своих построениях, к середине ХХ в. практически забросила, как казалось, за ненадобностью, изучение религиозной жизни. XXI в., несмотря на давние прогнозы «отмирания религиозного», стал временем «возвращения» религии в политику, международные отношения, повседневную жизнь. Возникновение новых глобальных религиозных проектов, реорганизация прежних сообществ и идеологий, формирование нового – цифрового – медийного пространства религии, вызвало к жизни разные интерпретации от «возрождения» и «ревитализации» религии до «десекуляризации» общества, культуры и политики. Современные проявления религии настолько многообразны и текучи, что не всегда объяснимы с устоявшихся научных позиций и, кроме того, многообразие концептуальных моделей затрудняет обмен научной информацией между исследователями и коллективами разных отраслей и направлений.
2
Книга известного исследователя религии проф. СПбГУ Е.А. Островской представляет собой довольно редкий в современной России пример научно-популярного изложения социологии религии. Очевидно, что потребность в такой книге назрела давно. В российском обществе (да и не только в нем) происходят активные, а подчас и бурные процессы ревитализации религии. Налицо повышенный интерес и к литературе по религиозной тематике со стороны разных читателей, обращающихся к ней как в поисках жизненного смысла, так и ответов на вопросы о современном состоянии религии в обществе. Огромный потенциал рецензируемой книги состоит в ее просветительском посыле, дающем возможность читателю, запутанному хитросплетениями около/квази/религиозных «писателей» и «исследователей», четкую и ясную перспективу по настоящему научного взвешенного подхода.
Книга известного исследователя религии проф. СПбГУ Е.А. Островской представляет собой довольно редкий в современной России пример научно-популярного изложения социологии религии. Очевидно, что потребность в такой книге назрела давно. В российском обществе (да и не только в нем) происходят активные, а подчас и бурные процессы ревитализации религии. Налицо повышенный интерес и к литературе по религиозной тематике со стороны разных читателей, обращающихся к ней как в поисках жизненного смысла, так и ответов на вопросы о современном состоянии религии в обществе. Огромный потенциал рецензируемой книги состоит в ее просветительском посыле, дающем возможность читателю, запутанному хитросплетениями около/квази/религиозных «писателей» и «исследователей», четкую и ясную перспективу по настоящему научного взвешенного подхода.
Книга известного исследователя религии проф. СПбГУ Е.А. Островской представляет собой довольно редкий в современной России пример научно-популярного изложения социологии религии. Очевидно, что потребность в такой книге назрела давно. В российском обществе (да и не только в нем) происходят активные, а подчас и бурные процессы ревитализации религии. Налицо повышенный интерес и к литературе по религиозной тематике со стороны разных читателей, обращающихся к ней как в поисках жизненного смысла, так и ответов на вопросы о современном состоянии религии в обществе. Огромный потенциал рецензируемой книги состоит в ее просветительском посыле, дающем возможность читателю, запутанному хитросплетениями около/квази/религиозных «писателей» и «исследователей», четкую и ясную перспективу по настоящему научного взвешенного подхода.
3
Елена Александровна взяла на себя ответственность за очень сложную тему – введение в особую научную отрасль – социологию религии. Не секрет, что в сегодняшней российской социологической реальности сосуществуют группы, транслирующие различающееся видение будущего как нашей дисциплины, так и ее предметной области. Перед исследователями религиозной жизни стоят сложные проблемы, для решения которых требуется высокий уровень научной эрудиции, теоретико-методологической подготовки и исследовательской интуиции. Автор ставит перед читателями вопросы, формулирует свою научную и мировоззренческую позицию и предлагает альтернативные варианты. Это требует гражданского мужества, учитывая все возрастающую поляризацию российского общества и обостряющуюся тональность общественной и научной дискуссии, особенно в полемике о религии.
Елена Александровна взяла на себя ответственность за очень сложную тему – введение в особую научную отрасль – социологию религии. Не секрет, что в сегодняшней российской социологической реальности сосуществуют группы, транслирующие различающееся видение будущего как нашей дисциплины, так и ее предметной области. Перед исследователями религиозной жизни стоят сложные проблемы, для решения которых требуется высокий уровень научной эрудиции, теоретико-методологической подготовки и исследовательской интуиции. Автор ставит перед читателями вопросы, формулирует свою научную и мировоззренческую позицию и предлагает альтернативные варианты. Это требует гражданского мужества, учитывая все возрастающую поляризацию российского общества и обостряющуюся тональность общественной и научной дискуссии, особенно в полемике о религии.
Елена Александровна взяла на себя ответственность за очень сложную тему – введение в особую научную отрасль – социологию религии. Не секрет, что в сегодняшней российской социологической реальности сосуществуют группы, транслирующие различающееся видение будущего как нашей дисциплины, так и ее предметной области. Перед исследователями религиозной жизни стоят сложные проблемы, для решения которых требуется высокий уровень научной эрудиции, теоретико-методологической подготовки и исследовательской интуиции. Автор ставит перед читателями вопросы, формулирует свою научную и мировоззренческую позицию и предлагает альтернативные варианты. Это требует гражданского мужества, учитывая все возрастающую поляризацию российского общества и обостряющуюся тональность общественной и научной дискуссии, особенно в полемике о религии.
4
Основная проблема, по мнению автора, как можно заключить по прочтению книги, состоит в отрыве исследований религии от основного поля социологии, как в на теоретическом уровне, так и в конкретных исследованиях. Действительно, в социологических исследованиях религиозных явлений часто можно наблюдать недостаточную теоретико-методологическую рефлексию, ограниченную набором ритуального цитирования трудов классиков. Автор «возвращает» социологию религии в «большую» социологию, предлагая ставить религиоведческие вопросы в контексте актуальной общесоциологической проблематики. Вся структура книги построена вокруг перехода от обсуждения устоявшихся тем к постановке новых актуальных вопросов. Так, от классических теорий Е.А. Островская переходит к современным концепциям, от привычного прочтения социальных форм религии – к новым понятиям и типологиям. Что особо важно, автор щедро делится своим исследовательским опытом, дает возможность пройти с ней путь от замысла исследования и теоретических моделей к конкретным кейсам ее собственных работ. В книге представлена вся палитра основных социологических подходов в исследовании религии – от классических до возникших сравнительно недавно. Елена Александровна начинает с детального анализа теоретической проблематики отцов-основателей – К. Маркса и Ф. Энгельса, М. Вебера, Э. Дюркгейма и Т. Парсона. Часто в отраслевых изданиях теоретики-классики пересказываются в виде обязательных тезисов, вне исторического и политического контекста их творчества, что затрудняет понимание и использование их работ. Здесь представлен более продуктивный подход, в котором концепции религии представлены в рамках развития общей социологической теории, что представляется важным для начинающего исследователя, выстраивающего стратегию собственного исследования.
Основная проблема, по мнению автора, как можно заключить по прочтению книги, состоит в отрыве исследований религии от основного поля социологии, как в на теоретическом уровне, так и в конкретных исследованиях. Действительно, в социологических исследованиях религиозных явлений часто можно наблюдать недостаточную теоретико-методологическую рефлексию, ограниченную набором ритуального цитирования трудов классиков. Автор «возвращает» социологию религии в «большую» социологию, предлагая ставить религиоведческие вопросы в контексте актуальной общесоциологической проблематики. Вся структура книги построена вокруг перехода от обсуждения устоявшихся тем к постановке новых актуальных вопросов. Так, от классических теорий Е.А. Островская переходит к современным концепциям, от привычного прочтения социальных форм религии – к новым понятиям и типологиям. Что особо важно, автор щедро делится своим исследовательским опытом, дает возможность пройти с ней путь от замысла исследования и теоретических моделей к конкретным кейсам ее собственных работ. В книге представлена вся палитра основных социологических подходов в исследовании религии – от классических до возникших сравнительно недавно. Елена Александровна начинает с детального анализа теоретической проблематики отцов-основателей – К. Маркса и Ф. Энгельса, М. Вебера, Э. Дюркгейма и Т. Парсона. Часто в отраслевых изданиях теоретики-классики пересказываются в виде обязательных тезисов, вне исторического и политического контекста их творчества, что затрудняет понимание и использование их работ. Здесь представлен более продуктивный подход, в котором концепции религии представлены в рамках развития общей социологической теории, что представляется важным для начинающего исследователя, выстраивающего стратегию собственного исследования.
Основная проблема, по мнению автора, как можно заключить по прочтению книги, состоит в отрыве исследований религии от основного поля социологии, как в на теоретическом уровне, так и в конкретных исследованиях. Действительно, в социологических исследованиях религиозных явлений часто можно наблюдать недостаточную теоретико-методологическую рефлексию, ограниченную набором ритуального цитирования трудов классиков. Автор «возвращает» социологию религии в «большую» социологию, предлагая ставить религиоведческие вопросы в контексте актуальной общесоциологической проблематики. Вся структура книги построена вокруг перехода от обсуждения устоявшихся тем к постановке новых актуальных вопросов. Так, от классических теорий Е.А. Островская переходит к современным концепциям, от привычного прочтения социальных форм религии – к новым понятиям и типологиям. Что особо важно, автор щедро делится своим исследовательским опытом, дает возможность пройти с ней путь от замысла исследования и теоретических моделей к конкретным кейсам ее собственных работ. В книге представлена вся палитра основных социологических подходов в исследовании религии – от классических до возникших сравнительно недавно. Елена Александровна начинает с детального анализа теоретической проблематики отцов-основателей – К. Маркса и Ф. Энгельса, М. Вебера, Э. Дюркгейма и Т. Парсона. Часто в отраслевых изданиях теоретики-классики пересказываются в виде обязательных тезисов, вне исторического и политического контекста их творчества, что затрудняет понимание и использование их работ. Здесь представлен более продуктивный подход, в котором концепции религии представлены в рамках развития общей социологической теории, что представляется важным для начинающего исследователя, выстраивающего стратегию собственного исследования.
5
Автор ставит теоретические проблемы в прямой связи с потребностями эмпирических исследований, для нее теоретический поиск – это ответы на вопросы, которые возникают перед любым ученым, будь то уже состоявшийся исследователь, или тот, кто только начинает свой путь в науке. Особый интерес представляет часть, посвященная новым концепциям религии – работам Т. Лукмана и Н. Лумана. В ней развернуты основные темы, ставшие ключевыми в последующих главах книги. Автор оговаривает, что ограничивается этими двумя теоретиками ввиду того, что многие современные исследования продолжают их концептуальные модели. За интригующими названиями «Кровавая цена компромисса», «Невидимая религия», «А трансценденция – это, простите, что?» скрывается переход от рассказа автора о прослушанной лекции Т. Лукмана к насыщенному переводу его сложных теоретических построений на понятный язык. Еще один пример устремленности автора на приложение теории к исследовательской практики представлен в части посвященной системно-функциональной концепции Н. Лумана. Не соглашаясь с тем, что сложное лумановское теоретизирование имеет «слабую возможность применения в конкретных полевых исследованиях» (с. 83), Островская предлагает взгляд на него именно через призму исследования полевого.
Автор ставит теоретические проблемы в прямой связи с потребностями эмпирических исследований, для нее теоретический поиск – это ответы на вопросы, которые возникают перед любым ученым, будь то уже состоявшийся исследователь, или тот, кто только начинает свой путь в науке. Особый интерес представляет часть, посвященная новым концепциям религии – работам Т. Лукмана и Н. Лумана. В ней развернуты основные темы, ставшие ключевыми в последующих главах книги. Автор оговаривает, что ограничивается этими двумя теоретиками ввиду того, что многие современные исследования продолжают их концептуальные модели. За интригующими названиями «Кровавая цена компромисса», «Невидимая религия», «А трансценденция – это, простите, что?» скрывается переход от рассказа автора о прослушанной лекции Т. Лукмана к насыщенному переводу его сложных теоретических построений на понятный язык. Еще один пример устремленности автора на приложение теории к исследовательской практики представлен в части посвященной системно-функциональной концепции Н. Лумана. Не соглашаясь с тем, что сложное лумановское теоретизирование имеет «слабую возможность применения в конкретных полевых исследованиях» (с. 83), Островская предлагает взгляд на него именно через призму исследования полевого.
Автор ставит теоретические проблемы в прямой связи с потребностями эмпирических исследований, для нее теоретический поиск – это ответы на вопросы, которые возникают перед любым ученым, будь то уже состоявшийся исследователь, или тот, кто только начинает свой путь в науке. Особый интерес представляет часть, посвященная новым концепциям религии – работам Т. Лукмана и Н. Лумана. В ней развернуты основные темы, ставшие ключевыми в последующих главах книги. Автор оговаривает, что ограничивается этими двумя теоретиками ввиду того, что многие современные исследования продолжают их концептуальные модели. За интригующими названиями «Кровавая цена компромисса», «Невидимая религия», «А трансценденция – это, простите, что?» скрывается переход от рассказа автора о прослушанной лекции Т. Лукмана к насыщенному переводу его сложных теоретических построений на понятный язык. Еще один пример устремленности автора на приложение теории к исследовательской практики представлен в части посвященной системно-функциональной концепции Н. Лумана. Не соглашаясь с тем, что сложное лумановское теоретизирование имеет «слабую возможность применения в конкретных полевых исследованиях» (с. 83), Островская предлагает взгляд на него именно через призму исследования полевого.
6
В главе «Социальные формы религии» представлен развернутый анализ ключевых тем для социологии религии. Некоторые из них, ставшие уже традиционными, требуют, по мнению автора, коренного пересмотра. Так, с большим скепсисом она относится к теориям секуляризации, поскольку «это направление уже давно нерелевантно магистральным направлениям развития социологии» (с. 96). Можно согласиться с автором, что главный их тезис – в сокращении сферы религиозного, преобладании в ней личного выбора и исчезновении ее в современном обществе – не отражает реальных процессов, которые зачастую демонстрируют прямо противоположные тенденции. Вместе с тем можно поспорить с автором в том, что теория десекуляризации не вносит новый вклад в концептуальное поле, поскольку все же она является одним из наиболее перспективных направлений социологического изучения современной религиозной жизни. Сегодня в научной литературе концепт десекуляризации успешно работает как методологическая рамка для выявления многих аспектов проблематики социологии религии.
В главе «Социальные формы религии» представлен развернутый анализ ключевых тем для социологии религии. Некоторые из них, ставшие уже традиционными, требуют, по мнению автора, коренного пересмотра. Так, с большим скепсисом она относится к теориям секуляризации, поскольку «это направление уже давно нерелевантно магистральным направлениям развития социологии» (с. 96). Можно согласиться с автором, что главный их тезис – в сокращении сферы религиозного, преобладании в ней личного выбора и исчезновении ее в современном обществе – не отражает реальных процессов, которые зачастую демонстрируют прямо противоположные тенденции. Вместе с тем можно поспорить с автором в том, что теория десекуляризации не вносит новый вклад в концептуальное поле, поскольку все же она является одним из наиболее перспективных направлений социологического изучения современной религиозной жизни. Сегодня в научной литературе концепт десекуляризации успешно работает как методологическая рамка для выявления многих аспектов проблематики социологии религии.
В главе «Социальные формы религии» представлен развернутый анализ ключевых тем для социологии религии. Некоторые из них, ставшие уже традиционными, требуют, по мнению автора, коренного пересмотра. Так, с большим скепсисом она относится к теориям секуляризации, поскольку «это направление уже давно нерелевантно магистральным направлениям развития социологии» (с. 96). Можно согласиться с автором, что главный их тезис – в сокращении сферы религиозного, преобладании в ней личного выбора и исчезновении ее в современном обществе – не отражает реальных процессов, которые зачастую демонстрируют прямо противоположные тенденции. Вместе с тем можно поспорить с автором в том, что теория десекуляризации не вносит новый вклад в концептуальное поле, поскольку все же она является одним из наиболее перспективных направлений социологического изучения современной религиозной жизни. Сегодня в научной литературе концепт десекуляризации успешно работает как методологическая рамка для выявления многих аспектов проблематики социологии религии.
7
Критический анализ представлен и в части, посвященной религиозности и стратегиям ее социологического исследования. На фоне демонстрации примеров различных концепций и отдельных исследований автор не дает готовых решений или программ, но предлагает сравнить альтернативные варианты в широком спектре количественных и качественных методик.
Критический анализ представлен и в части, посвященной религиозности и стратегиям ее социологического исследования. На фоне демонстрации примеров различных концепций и отдельных исследований автор не дает готовых решений или программ, но предлагает сравнить альтернативные варианты в широком спектре количественных и качественных методик.
Критический анализ представлен и в части, посвященной религиозности и стратегиям ее социологического исследования. На фоне демонстрации примеров различных концепций и отдельных исследований автор не дает готовых решений или программ, но предлагает сравнить альтернативные варианты в широком спектре количественных и качественных методик.
8
В целом автор убедительно описывает современное состояние социологии религии, ее проблемное предметное поле и концептуальное развитие. Исследования в этой отрасли за последние два десятилетия проделали большой путь в изучении самых разных вопросов, что особенно ярко отражено в третьей главе, посвященной религии в глобальном и медиапространстве идеологий. Возникновение в XXI в. нового глобального медийного пространства развития религии потребовало нетривиального социологического осмысления. Автор анализирует траектории социологии религии в новом тысячелетии и прослеживает процесс «преодоления консервативных рамок, расширения концептуального пространства за счет привлечения идей и тезисов из глобальной социологии, социологии миграций, теоретической социологии и проч.» (с. 198).
В целом автор убедительно описывает современное состояние социологии религии, ее проблемное предметное поле и концептуальное развитие. Исследования в этой отрасли за последние два десятилетия проделали большой путь в изучении самых разных вопросов, что особенно ярко отражено в третьей главе, посвященной религии в глобальном и медиапространстве идеологий. Возникновение в XXI в. нового глобального медийного пространства развития религии потребовало нетривиального социологического осмысления. Автор анализирует траектории социологии религии в новом тысячелетии и прослеживает процесс «преодоления консервативных рамок, расширения концептуального пространства за счет привлечения идей и тезисов из глобальной социологии, социологии миграций, теоретической социологии и проч.» (с. 198).
В целом автор убедительно описывает современное состояние социологии религии, ее проблемное предметное поле и концептуальное развитие. Исследования в этой отрасли за последние два десятилетия проделали большой путь в изучении самых разных вопросов, что особенно ярко отражено в третьей главе, посвященной религии в глобальном и медиапространстве идеологий. Возникновение в XXI в. нового глобального медийного пространства развития религии потребовало нетривиального социологического осмысления. Автор анализирует траектории социологии религии в новом тысячелетии и прослеживает процесс «преодоления консервативных рамок, расширения концептуального пространства за счет привлечения идей и тезисов из глобальной социологии, социологии миграций, теоретической социологии и проч.» (с. 198).
9
Представлен анализ самых актуальных работ по изучению глобализированных религий, транснациональных религиозных пространств, медиатизации религии и медиапространств религиозных идеологий. Все эти тематики отражают возрастающую сложность религиозных процессов, разворачивающихся в контексте глобальных социокультурных, политических и экономических изменений. Социологи разных стран обращаются к этим проблемам и обнаруживают религиозные сообщества и практики в самых разных ультрасовременных проявлениях, таких как новые медиа, цифровая религия или артхаусное кино. Огромный интерес представляет видение автором развития исследовательских моделей в новых областях социологии религии. Так, она выявляет условия и причины формирования этих новых концепций и выделяет три этапа социологического обсуждения глобализации религии. Если суммировать выводы, то автор видит уход от жестких рамок «методологического национализма», существенно ограничивающего на первом этапе горизонты изучения глобальных религиозных трансформаций, и обусловленного им институционализированного в конкурирующих научных отраслях видения глобального пространства через национально-политические территориальные структуры. На втором этапе, который обозначился в 1980-е гг. в связи с переформатированием территориальных и национальных границ функционирования религиозных идеологий, возникают такие концепции, как «новые движения и культы», «рынок религий», «вернакулярная/народная религия» и «религиозная конверсия». С конца 1990-х гг. происходит огромный рывок в направлении синтеза концептуальных инноваций этносоциологии, социологии миграций и социологии международных отношений. Наиболее принципиальным, по мнению Островской, выступает сформулированный в работах этого периода методологический тезис об ограниченности применимости концептуальной схемы «приватизация/деприватизация религии» и теорий глобализации религии преимущественно к западным обществам. Европо/христиано/центристские модели и теоретизирование о глобализации уступает место конкретным прикладным исследованиям религиозных коммуникаций транслокальных акторов, интегрированных в транснациональные сети диаспоральных и внетерриториальных этнорелигиозных сообществ.
Представлен анализ самых актуальных работ по изучению глобализированных религий, транснациональных религиозных пространств, медиатизации религии и медиапространств религиозных идеологий. Все эти тематики отражают возрастающую сложность религиозных процессов, разворачивающихся в контексте глобальных социокультурных, политических и экономических изменений. Социологи разных стран обращаются к этим проблемам и обнаруживают религиозные сообщества и практики в самых разных ультрасовременных проявлениях, таких как новые медиа, цифровая религия или артхаусное кино. Огромный интерес представляет видение автором развития исследовательских моделей в новых областях социологии религии. Так, она выявляет условия и причины формирования этих новых концепций и выделяет три этапа социологического обсуждения глобализации религии. Если суммировать выводы, то автор видит уход от жестких рамок «методологического национализма», существенно ограничивающего на первом этапе горизонты изучения глобальных религиозных трансформаций, и обусловленного им институционализированного в конкурирующих научных отраслях видения глобального пространства через национально-политические территориальные структуры. На втором этапе, который обозначился в 1980-е гг. в связи с переформатированием территориальных и национальных границ функционирования религиозных идеологий, возникают такие концепции, как «новые движения и культы», «рынок религий», «вернакулярная/народная религия» и «религиозная конверсия». С конца 1990-х гг. происходит огромный рывок в направлении синтеза концептуальных инноваций этносоциологии, социологии миграций и социологии международных отношений. Наиболее принципиальным, по мнению Островской, выступает сформулированный в работах этого периода методологический тезис об ограниченности применимости концептуальной схемы «приватизация/деприватизация религии» и теорий глобализации религии преимущественно к западным обществам. Европо/христиано/центристские модели и теоретизирование о глобализации уступает место конкретным прикладным исследованиям религиозных коммуникаций транслокальных акторов, интегрированных в транснациональные сети диаспоральных и внетерриториальных этнорелигиозных сообществ.
Представлен анализ самых актуальных работ по изучению глобализированных религий, транснациональных религиозных пространств, медиатизации религии и медиапространств религиозных идеологий. Все эти тематики отражают возрастающую сложность религиозных процессов, разворачивающихся в контексте глобальных социокультурных, политических и экономических изменений. Социологи разных стран обращаются к этим проблемам и обнаруживают религиозные сообщества и практики в самых разных ультрасовременных проявлениях, таких как новые медиа, цифровая религия или артхаусное кино. Огромный интерес представляет видение автором развития исследовательских моделей в новых областях социологии религии. Так, она выявляет условия и причины формирования этих новых концепций и выделяет три этапа социологического обсуждения глобализации религии. Если суммировать выводы, то автор видит уход от жестких рамок «методологического национализма», существенно ограничивающего на первом этапе горизонты изучения глобальных религиозных трансформаций, и обусловленного им институционализированного в конкурирующих научных отраслях видения глобального пространства через национально-политические территориальные структуры. На втором этапе, который обозначился в 1980-е гг. в связи с переформатированием территориальных и национальных границ функционирования религиозных идеологий, возникают такие концепции, как «новые движения и культы», «рынок религий», «вернакулярная/народная религия» и «религиозная конверсия». С конца 1990-х гг. происходит огромный рывок в направлении синтеза концептуальных инноваций этносоциологии, социологии миграций и социологии международных отношений. Наиболее принципиальным, по мнению Островской, выступает сформулированный в работах этого периода методологический тезис об ограниченности применимости концептуальной схемы «приватизация/деприватизация религии» и теорий глобализации религии преимущественно к западным обществам. Европо/христиано/центристские модели и теоретизирование о глобализации уступает место конкретным прикладным исследованиям религиозных коммуникаций транслокальных акторов, интегрированных в транснациональные сети диаспоральных и внетерриториальных этнорелигиозных сообществ.
10
В заключение хотелось бы отметить живой образный язык, которым написана книга. Он не наскучит даже далекому от социологии и научного изучения религии человеку. Не все читатели могут разобраться в сложных вопросах, но в этой книге они найдут яркое, увлекательное и детальное описание сложных проблем с разных ракурсов. Напротив, хочется надеяться, что увлекательный стиль поможет будущим исследователям найти смысл своих поисков, ведь во многом в этом и состоит цель этой книги.
В заключение хотелось бы отметить живой образный язык, которым написана книга. Он не наскучит даже далекому от социологии и научного изучения религии человеку. Не все читатели могут разобраться в сложных вопросах, но в этой книге они найдут яркое, увлекательное и детальное описание сложных проблем с разных ракурсов. Напротив, хочется надеяться, что увлекательный стиль поможет будущим исследователям найти смысл своих поисков, ведь во многом в этом и состоит цель этой книги.
В заключение хотелось бы отметить живой образный язык, которым написана книга. Он не наскучит даже далекому от социологии и научного изучения религии человеку. Не все читатели могут разобраться в сложных вопросах, но в этой книге они найдут яркое, увлекательное и детальное описание сложных проблем с разных ракурсов. Напротив, хочется надеяться, что увлекательный стиль поможет будущим исследователям найти смысл своих поисков, ведь во многом в этом и состоит цель этой книги.
Комментарии
Сообщения не найдены
Написать отзыв
Перевести
Авторизация
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация
Войти через
Комментарии
Сообщения не найдены