Донати П. Реляционная теория общества: социальная жизнь с точки зрения критического реализма / Cост. Е.А. Кострова. М.: ПСТГУ, 2019. 312 с.
Донати П. Реляционная теория общества: социальная жизнь с точки зрения критического реализма / Cост. Е.А. Кострова. М.: ПСТГУ, 2019. 312 с.
Аннотация
Код статьи
S013216250008504-7-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
Донати П. Реляционная теория общества: социальная жизнь с точки зрения критического реализма / Cост. Е.А. Кострова. М.: ПСТГУ, 2019. 312 с.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Мальцева Дарья Васильевна 
Должность: зам. зав. Международной лаборатории прикладного сетевого анализа
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
169-171
Аннотация

       

Классификатор
Получено
27.02.2020
Дата публикации
16.03.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
523
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Книга является сборником переводов работ Пьерпаоло Донати – итальянского социолога, профессора Болонского университета, одного из основоположников оригинального подхода к изучению социума — реляционной социологии (relational sociology) или реляционной теории общества (relational theory of society).
2 Важно отметить, что сам подход и ученые, разрабатывающие его, мало знакомы отечественному академическому сообществу. Как следует из названия, которое является калькой с английского “relational sociology”, особое внимание реляционная социология уделяет понятию отношений (от англ. “relation”) – не просто отношениям, а взаимодействиям, транзакциям между социальными сущностями как динамическим процессам. Развитие этого подхода стало своеобразным ответом быстро развивающемуся с 1970-х гг. направлению структурного анализа социальных сетей (structural social network analysis): «культурный поворот» 1980-х гг. в социальных науках пробудил критику и проблематизацию того, что сетевой анализ принимает во внимание только структурные компоненты отношений (рассматривает «сетевые снимки»), тогда как их культурные аспекты (локальные практики, смыслы, дискурсы, репертуары и нормы) чаще всего остаются за пределами анализа.
3 Помимо работ П. Донати российским исследователям могут быть знакомы имена двух американских социологов, работающих в ключе реляционного подхода: Х. Уайта, предложившего в начале 1990-х гг. оригинальную теорию социального действия, и М. Эмирбайера, провозгласившего в своей программной статье-манифесте 1997 г. необходимость движения к реляционной социологии. Отметим, что с самого начала формирование теоретико-методологических подходов, имеющих реляционную направленность, шло в нескольких интеллектуальных центрах, под руководством ряда знаковых фигур, таких как Г. Баджойт, С. Лафламм, Н. Кроссли, М. Арчер. В связи с этим в настоящее время направление реляционной социологии в целом представляет собой «лоскутное» одеяло представлений о социальных отношениях (рассматриваемых как динамичные и изменяющиеся процессы), имеющих общие основания, но в то же время по-разному понимающих предмет своего исследования. На это указывает и сам П. Донати : «…термин «реляционная социология» используется сейчас в самых разных значениях и во многих случаях становится практически пустым ярлыком» (с.11).
4 Рецензируемая работа представляет собой изложение основных идей реляционной социологии в версии П. Донати. По словам итальянского социолога, при внешней схожести с другими ветвями реляционной социологии (связанной как с общим названием, так и с противопоставлением методологическому индивидуализму и методологическому холизму), предлагаемый им подход значительно отличается, поскольку понимает социальные отношения не как транзакции (взаимодействия, обмены, взаимозависимости), а как эмерджентные эффекты (нечто «третье», с. 32), происходящие из процессов, в которых и субстанции, и отношения одинаково реальны. Поскольку отношения, по автору, это реальность sui generis, реляционный подход нужно отличать от реляционистского, где отношения понимаются как продукт смешения индивидуальных действий и социальных структур: «Моя теория трактует социальные отношения как реальность, которая переплетает элементы, порожденные природой, с эффектами, порожденными сетями, которые соединяют агентов/акторов» (с. 18). Отсюда и цель реляционной теории общества – «понять и объяснить связь между социальным морфогенезом отношений, составляющих общество, и эмерджентными структурами, которые характеризуют конкретное общество с точки зрения его отличия от других обществ» (с.23).
5 Задача составителя сборника – представить основные идеи реляционной социологии П. Донати – успешно решается посредством логичного структурирования текстов, отобранных для перевода. Первая часть сборника посвящена теоретическим основаниям направления: здесь реляционная социология представлена в виде «новой теории общества», а ее центральный концепт – социальные отношения – как «молекула социального», претерпевающая значительные изменения в эпоху «трансмодерна» (гл. 1). Схема морфогенеза этой «социальной молекулы» заключается в соединении компонентов взаимодействий определенным образом, в результате производится эмерджентный эффект и возникают новые социальные структуры. Обсуждая связь реляционной теории общества с критическим реализмом (гл. 2), автор сообщает, что общество, или социальная реальность, состоит из социальных отношений (а не «содержит» или «включает» их в себя). Из связи с критическим реализмом возникает и новый взгляд на социологическое изучение социальной реальности – необходимость «охватывать социальные факты как эмерджентные эффекты , связанные с онтологической реальностью и ее внешними проявлениями на эмпирическом уровне» (с. 61). Отдельно, на примере изучения социального капитала, рассматривается (гл. 3) и такое ключевое для П. Донати понятие, как добавленная ценность социальных отношений – «эмерджентный эффект агентивной, интерактивной и системной рефлексивности социальных сетей, когда они рассматриваются и используются как возможности и ресурсы , а не как рамки и ограничения, сдерживающие акторов» (с. 88).
6 Важной особенностью подхода П. Донати является связь теоретических построений с конкретными прикладными вопросами - он приводит примеры практик из жизни, которые значимо меняются в современном обществе. При этом в рамках рассмотрения каждого практического примера автор не только указывает на имеющиеся в нем проблемы, но и обозначает вопросы, связанные с его изучением методами реляционной социологии. Так, в рамках описания проблем нового гражданского общества и гражданской демократии (гл. 4) внимание уделяется вопросам реляционных благ (представляющих собой выход за пределы традиционной дихотомии «публичные – частные блага») и генерирующих их субъектов. Обсуждение института семьи и семейных политик (гл.5 ) указывает на необходимость перехода к реляционному видению семьи как связующего элемента между индивидом и обществом. При описании религиозной жизни (гл. 6) автор выходит на рассуждения о важности теологической матрицы общества не только для развития взаимоотношений Я и Бога, но и как основы гражданственности в обществе. В этом смысле интересно отметить, что преимущества отдаются теологической рамке христианства как религиозного направления, способного ставить различающиеся сущности в отношения друг с другом – в отличие от теологических матриц других направлений, основанных на диалектической и бинарной семантике разъединения и противопоставления элементов. Обсуждая любовь в терминах социальных отношений и социального блага (гл. 7), автор провозглашает ее принципом социальной организации, способным действовать в различных сферах жизни общества – экономике, политике, публичной сфере, семье: «от чувств и страстей любовь должна перейти к заботе о социальных отношениях как таковых, в соответствии с собственным значением, которое отношения принимают в каждой сфере жизни и в ситуативном контексте, в столкновении знакомых и незнакомых людей» (с. 224). Наконец, реляционный взгляд на взаимодействия между культурой и коммуникацией в современном обществе (гл. 8) позволяет по-новому смотреть на многие формы социального участия: гражданство, этническая принадлежность, участие в общественных организациях и др. (подчеркивая и важность отношений, с одной стороны, и связь с культурными характеристиками – с другой).
7 После обращения к ряду примеров сборник завершается работой (гл.9), объединяющей ряд тезисов, обозначенных в других главах, связанных с размышлениями о сути социального отношения, его «загадке». По словам П. Донати, «загадка человеческих социальных отношений состоит именно в этом: они создаются индивидами, но не из индивидов» (с. 252). Современная неспособность западного общества решить эту загадку («неспособность помочь разным культурам вступить в диалог», с. 270) ведет к кризису. Разрешить это – то есть признать важность социальных отношений как отдельной реальности sui generis и их эмерджентных свойств – и предлагает автор с помощью своего подхода.
8 В последние годы в России начинает складываться сообщество исследователей, занимающихся разработкой и применением направления анализа социальных сетей. Однако в век «больших данных» и больших возможностей их анализа довольно просто увлечься сугубо «структурными» характеристиками сетей, не задумываясь о том, какие процессы производят и воспроизводят сети, на чем строятся отношения акторов внутри сети, насколько реальны эти отношения, несут ли они в себе способность создавать нечто большее, в чем состоит их смысл, как формируются идентичности агентов отношений. На мой взгляд, этот сборник и другие работы такого характера позволяют выводить теоретико-методологические разговоры о сетях на качественно другой уровень. Да, такое чтение – не самая простая работа, оно требует наличия социологического бэкграунда, знания философского тезауруса, сосредоточенности и вовлеченности. Редакторы и переводчики сборника постарались сделать эту работу более простой и доступной – самим переводом, а также важными пояснениями и комментариями, оставленными в тексте. Остается поблагодарить их за работу над сборником и приступить к чтению – вдумчивому, неторопливому и рефлексивному.
9 Книга обращена к специалистам в области анализа социальных сетей, социологам и социальным исследователям, широкому кругу читателей, заинтересованных в обсуждении развития современного общества.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести