Русский
English
en
Русский
ru
О журнале
Архив
Контакты
Везде
Везде
Автор
Заголовок
Текст
Ключевые слова
Искать
Главная
>
Номер 3
>
Современная молодежь: множественность и различие
Современная молодежь: множественность и различие
Оглавление
Аннотация
Оценить
Содержание публикации
Библиография
Комментарии
Поделиться
Метрика
Современная молодежь: множественность и различие
3
Современная молодежь: множественность и различие
Юлия Епанова
Аннотация
Код статьи
S013216250008786-7-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Епанова Юлия Валентиновна
Связаться с автором
Должность: менеджер Центра молодежных исследований
Аффилиация:
Научно-исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Номер 3
Страницы
151-153
Аннотация
Классификатор
Получено
13.03.2020
Дата публикации
16.03.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
523
Оценка читателей
0.0
(0 голосов)
Цитировать
Скачать pdf
ГОСТ
Епанова Ю. В. Современная молодежь: множественность и различие // Социологические исследования. – 2020. – Номер 3 C. 151-153 . URL: https://socisras.ru/s013216250008786-7-1/?version_id=14153. DOI: 10.31857/S013216250008786-7
MLA
Epanova, Yulia V "Youth: Multiplicity and Difference."
Sotsialogicheski issledovania.
3 (2020).:151-153. DOI: 10.31857/S013216250008786-7
APA
Epanova Y. (2020). Youth: Multiplicity and Difference.
Sotsialogicheski issledovania.
no. 3, pp.151-153 DOI: 10.31857/S013216250008786-7
Содержание публикации
1
В Научно-исследовательском университете «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге 18-19 октября 2019 г. состоялась международная конференция, посвященная десятилетию Центра молодежных исследований. В своей работе Центр стремится преодолеть проблематизирующий, маргинализирующий и генерализирующий подход к пониманию молодежи. Поэтому в рамках конференции исследователям предлагалось посмотреть на множественность молодежи, ее практик, ценностей, форм участия и жизненных стратегий.
В Научно-исследовательском университете «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге 18-19 октября 2019 г. состоялась международная конференция, посвященная десятилетию Центра молодежных исследований. В своей работе Центр стремится преодолеть проблематизирующий, маргинализирующий и генерализирующий подход к пониманию молодежи. Поэтому в рамках конференции исследователям предлагалось посмотреть на множественность молодежи, ее практик, ценностей, форм участия и жизненных стратегий.
В Научно-исследовательском университете «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге 18-19 октября 2019 г. состоялась международная конференция, посвященная десятилетию Центра молодежных исследований. В своей работе Центр стремится преодолеть проблематизирующий, маргинализирующий и генерализирующий подход к пониманию молодежи. Поэтому в рамках конференции исследователям предлагалось посмотреть на множественность молодежи, ее практик, ценностей, форм участия и жизненных стратегий.
2
На конференции были представлены результаты исследования Центра, в т. ч. пятилетнего исследовательского проекта «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» (РНФ), проведенного в шести городах – Казань, Махачкала, Санкт-Петербург, Улан-Уде, Ульяновск и Элиста. В пленарном докладае
Е.Л. Омельченко
(НИУ ВШЭ – СПб) раскрыты основные тренды развития молодежных культурных сцен и разделяемые ценностные профили молодого поколения. Она отметила, что в современных российских городах наблюдается все большая периферизация «классических» субкультурных групп, место которых занимают фоновые буферные сообщества, характеризуемые разнообразием оснований солидаризации, ситуативностью участия и все большим разнообразием разделяемых культурных практик. Говоря о ценностях молодого поколения, докладчик выделила дискуссионные точки, по которым отмечаются наибольшие различия молодежи из разных регионов: вопросы гендера, сексуальности, здорового образа жизни и отношение к религии.
Ю.В. Андреева
(НИУ ВШЭ – СПб, НИЦ «Регион») рассмотрела сходства и различия российских молодежных культурных сцен Казани и Махачкалы. Несмотря на ряд общих черт, локальные молодежные сцены в двух городах оказались разными по своему культурному наполнению. Что, по мнению докладчика, ставит важный методологический вопрос об ограниченности возможностей генерализации выводов и необходимости учета локального контекста.
А.Р.
Гарифзянова
(КФУ) рассказала об образе города в казанском рэпе. Она отметила, что на музыкальной рэп-сцене Казани выстраивается имидж Казани как города с активно развитыми группировками. В самих текстах рэп музыкантов, как на татарском, так и на русском языке присутствует образ города как пространства испытаний, одиночества и трудностей. В докладе
И.Г.
Ясавеева
(НИУ ВШЭ – СПб) и
Н.В. Гончаровой
(НИУ ВШЭ – СПб, НИЦ «Регион») рассматривались смыслы поисковой работы в России, формируемые участниками экспедиций и российскими властями, поддерживающими поисковое движение. Докладчики отметили дискурсивное противопоставление проблематизации войны государственной милитаристской риторике в поисковом движении.
Э.М.
Ариф
(НИУ ВШЭ – СПб) описала жизненный стиль участников уличной культуры города Улан-Удэ. Обращаясь к концепции продвинутой и нормальной молодежной культурной стратегии, она сделала вывод, что жизненный стиль уличной молодежи можно рассмотреть как промежуточный, определив его как «стиль нормальных продвинутых пацанов». Их «продвинутость» проявляется в высоком символическом статусе культурного потребления, а «нормальность» – в наличии постоянной компании и приверженности традиционным гендерным установкам.
А.А. Выговская
(НИУ ВШЭ – СПб) и
А.В.
Раднаева
(НИУ ВШЭ) анализировали особенности этнической самоидентификации молодых в Улан-Удэ в связке с миграционными установками и планами. Высокий уровень гордости за свою национальность у респондентов соседствует с высоким уровнем лояльности к мигрантам и ориентацией на космополитизм. При этом в Улан-Удэ отмечается высокий уровень миграционных установок, ощущение гордости за свою этническую принадлежность не является основаниям для того, чтобы оставаться в регионе.
А.Н. Кравцова
(НИУ ВШЭ – СПб) представила кейс танцевальной сцены Улан-Удэ, участники которой декларируют принципы открытости своего сообщества, однако на практике транслируют множество ограничений и правил для новых участников. Кроме того, сцена пронизана линиями конфликтных отношений, у учеников есть разделение на «свой»/«чужой» (танцующий/не танцующий) в городе, и на самой сцене социальных танцев (уже относительно принадлежности к определенной школе). Выступление
С.И. Полякова
(НИУ ВШЭ – СПб) было посвящено картографированию молодежных сцен Махачкалы, где «классические» субкультуры занимают маргинальное положение, а в тренде форматы, связанные со здоровым образом жизни, социальной активностью, освоением городского пространства, геймификацией реальности. Важным источником и драйвером культурных активностей выступает государство. Различие между «нормальными» и «продвинутыми»/«неформалами» сохраняется, однако «продвинутая» сцена фрагментирована. При этом в повседневной жизни и те и другие тесно общаются друг с другом.
На конференции были представлены результаты исследования Центра, в т. ч. пятилетнего исследовательского проекта «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» (РНФ), проведенного в шести городах – Казань, Махачкала, Санкт-Петербург, Улан-Уде, Ульяновск и Элиста. В пленарном докладае <strong>Е.Л. Омельченко</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) раскрыты основные тренды развития молодежных культурных сцен и разделяемые ценностные профили молодого поколения. Она отметила, что в современных российских городах наблюдается все большая периферизация «классических» субкультурных групп, место которых занимают фоновые буферные сообщества, характеризуемые разнообразием оснований солидаризации, ситуативностью участия и все большим разнообразием разделяемых культурных практик. Говоря о ценностях молодого поколения, докладчик выделила дискуссионные точки, по которым отмечаются наибольшие различия молодежи из разных регионов: вопросы гендера, сексуальности, здорового образа жизни и отношение к религии. <strong>Ю.В. Андреева</strong> (НИУ ВШЭ – СПб, НИЦ «Регион») рассмотрела сходства и различия российских молодежных культурных сцен Казани и Махачкалы. Несмотря на ряд общих черт, локальные молодежные сцены в двух городах оказались разными по своему культурному наполнению. Что, по мнению докладчика, ставит важный методологический вопрос об ограниченности возможностей генерализации выводов и необходимости учета локального контекста. <strong>А.Р. </strong><strong>Гарифзянова</strong> (КФУ) рассказала об образе города в казанском рэпе. Она отметила, что на музыкальной рэп-сцене Казани выстраивается имидж Казани как города с активно развитыми группировками. В самих текстах рэп музыкантов, как на татарском, так и на русском языке присутствует образ города как пространства испытаний, одиночества и трудностей. В докладе <strong>И.Г. </strong><strong>Ясавеева</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) и <strong>Н.В. Гончаровой</strong> (НИУ ВШЭ – СПб, НИЦ «Регион») рассматривались смыслы поисковой работы в России, формируемые участниками экспедиций и российскими властями, поддерживающими поисковое движение. Докладчики отметили дискурсивное противопоставление проблематизации войны государственной милитаристской риторике в поисковом движении. <strong>Э.М. </strong><strong>Ариф</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) описала жизненный стиль участников уличной культуры города Улан-Удэ. Обращаясь к концепции продвинутой и нормальной молодежной культурной стратегии, она сделала вывод, что жизненный стиль уличной молодежи можно рассмотреть как промежуточный, определив его как «стиль нормальных продвинутых пацанов». Их «продвинутость» проявляется в высоком символическом статусе культурного потребления, а «нормальность» – в наличии постоянной компании и приверженности традиционным гендерным установкам. <strong>А.А. Выговская</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) и <strong>А.В. </strong><strong>Раднаева</strong> (НИУ ВШЭ) анализировали особенности этнической самоидентификации молодых в Улан-Удэ в связке с миграционными установками и планами. Высокий уровень гордости за свою национальность у респондентов соседствует с высоким уровнем лояльности к мигрантам и ориентацией на космополитизм. При этом в Улан-Удэ отмечается высокий уровень миграционных установок, ощущение гордости за свою этническую принадлежность не является основаниям для того, чтобы оставаться в регионе. <strong>А.Н. Кравцова</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) представила кейс танцевальной сцены Улан-Удэ, участники которой декларируют принципы открытости своего сообщества, однако на практике транслируют множество ограничений и правил для новых участников. Кроме того, сцена пронизана линиями конфликтных отношений, у учеников есть разделение на «свой»/«чужой» (танцующий/не танцующий) в городе, и на самой сцене социальных танцев (уже относительно принадлежности к определенной школе). Выступление <strong>С.И. Полякова</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) было посвящено картографированию молодежных сцен Махачкалы, где «классические» субкультуры занимают маргинальное положение, а в тренде форматы, связанные со здоровым образом жизни, социальной активностью, освоением городского пространства, геймификацией реальности. Важным источником и драйвером культурных активностей выступает государство. Различие между «нормальными» и «продвинутыми»/«неформалами» сохраняется, однако «продвинутая» сцена фрагментирована. При этом в повседневной жизни и те и другие тесно общаются друг с другом.
На конференции были представлены результаты исследования Центра, в т. ч. пятилетнего исследовательского проекта «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» (РНФ), проведенного в шести городах – Казань, Махачкала, Санкт-Петербург, Улан-Уде, Ульяновск и Элиста. В пленарном докладае <strong>Е.Л. Омельченко</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) раскрыты основные тренды развития молодежных культурных сцен и разделяемые ценностные профили молодого поколения. Она отметила, что в современных российских городах наблюдается все большая периферизация «классических» субкультурных групп, место которых занимают фоновые буферные сообщества, характеризуемые разнообразием оснований солидаризации, ситуативностью участия и все большим разнообразием разделяемых культурных практик. Говоря о ценностях молодого поколения, докладчик выделила дискуссионные точки, по которым отмечаются наибольшие различия молодежи из разных регионов: вопросы гендера, сексуальности, здорового образа жизни и отношение к религии. <strong>Ю.В. Андреева</strong> (НИУ ВШЭ – СПб, НИЦ «Регион») рассмотрела сходства и различия российских молодежных культурных сцен Казани и Махачкалы. Несмотря на ряд общих черт, локальные молодежные сцены в двух городах оказались разными по своему культурному наполнению. Что, по мнению докладчика, ставит важный методологический вопрос об ограниченности возможностей генерализации выводов и необходимости учета локального контекста. <strong>А.Р. </strong><strong>Гарифзянова</strong> (КФУ) рассказала об образе города в казанском рэпе. Она отметила, что на музыкальной рэп-сцене Казани выстраивается имидж Казани как города с активно развитыми группировками. В самих текстах рэп музыкантов, как на татарском, так и на русском языке присутствует образ города как пространства испытаний, одиночества и трудностей. В докладе <strong>И.Г. </strong><strong>Ясавеева</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) и <strong>Н.В. Гончаровой</strong> (НИУ ВШЭ – СПб, НИЦ «Регион») рассматривались смыслы поисковой работы в России, формируемые участниками экспедиций и российскими властями, поддерживающими поисковое движение. Докладчики отметили дискурсивное противопоставление проблематизации войны государственной милитаристской риторике в поисковом движении. <strong>Э.М. </strong><strong>Ариф</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) описала жизненный стиль участников уличной культуры города Улан-Удэ. Обращаясь к концепции продвинутой и нормальной молодежной культурной стратегии, она сделала вывод, что жизненный стиль уличной молодежи можно рассмотреть как промежуточный, определив его как «стиль нормальных продвинутых пацанов». Их «продвинутость» проявляется в высоком символическом статусе культурного потребления, а «нормальность» – в наличии постоянной компании и приверженности традиционным гендерным установкам. <strong>А.А. Выговская</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) и <strong>А.В. </strong><strong>Раднаева</strong> (НИУ ВШЭ) анализировали особенности этнической самоидентификации молодых в Улан-Удэ в связке с миграционными установками и планами. Высокий уровень гордости за свою национальность у респондентов соседствует с высоким уровнем лояльности к мигрантам и ориентацией на космополитизм. При этом в Улан-Удэ отмечается высокий уровень миграционных установок, ощущение гордости за свою этническую принадлежность не является основаниям для того, чтобы оставаться в регионе. <strong>А.Н. Кравцова</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) представила кейс танцевальной сцены Улан-Удэ, участники которой декларируют принципы открытости своего сообщества, однако на практике транслируют множество ограничений и правил для новых участников. Кроме того, сцена пронизана линиями конфликтных отношений, у учеников есть разделение на «свой»/«чужой» (танцующий/не танцующий) в городе, и на самой сцене социальных танцев (уже относительно принадлежности к определенной школе). Выступление <strong>С.И. Полякова</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) было посвящено картографированию молодежных сцен Махачкалы, где «классические» субкультуры занимают маргинальное положение, а в тренде форматы, связанные со здоровым образом жизни, социальной активностью, освоением городского пространства, геймификацией реальности. Важным источником и драйвером культурных активностей выступает государство. Различие между «нормальными» и «продвинутыми»/«неформалами» сохраняется, однако «продвинутая» сцена фрагментирована. При этом в повседневной жизни и те и другие тесно общаются друг с другом.
3
Пленарные доклады во второй день конфернции
Д.
Декин
(Ун-т Манчестера, Великобритания) и
П.
Хонкатукиа
(Ун-т Тампере, Финляндия) были посвящены опыту использования партисипаторного подхода к изучению молодежи, в основе – идея необходимости активного вовлечения молодых людей в исследования не только в качестве информантов, но в качестве со-исследователей. Докладчики подчеркнули, что, несмотря на неизбежные сложности в реализации такого подхода, он необходим современным молодежным исследованиям, так как подчеркивает агентность молодых людей.
Пленарные доклады во второй день конфернции <strong>Д. </strong><strong>Декин</strong> (Ун-т Манчестера, Великобритания) и <strong>П. </strong><strong>Хонкатукиа</strong> (Ун-т Тампере, Финляндия) были посвящены опыту использования партисипаторного подхода к изучению молодежи, в основе – идея необходимости активного вовлечения молодых людей в исследования не только в качестве информантов, но в качестве со-исследователей. Докладчики подчеркнули, что, несмотря на неизбежные сложности в реализации такого подхода, он необходим современным молодежным исследованиям, так как подчеркивает агентность молодых людей.
Пленарные доклады во второй день конфернции <strong>Д. </strong><strong>Декин</strong> (Ун-т Манчестера, Великобритания) и <strong>П. </strong><strong>Хонкатукиа</strong> (Ун-т Тампере, Финляндия) были посвящены опыту использования партисипаторного подхода к изучению молодежи, в основе – идея необходимости активного вовлечения молодых людей в исследования не только в качестве информантов, но в качестве со-исследователей. Докладчики подчеркнули, что, несмотря на неизбежные сложности в реализации такого подхода, он необходим современным молодежным исследованиям, так как подчеркивает агентность молодых людей.
4
Также на конференции обсуждались вопросы труда и занятости молодежи.
Н.А. Нартова
(НИУ ВШЭ – СПб) рассматривала вопросы транзиции во взрослость молодых предпринимателей, работающих в рамках креативной экономики. Она отметила, что информанты демонстрируют «взрослые» рабочие паттерны, однако при этом не признают себя взрослыми. Специфика экономики, где предпринимательство зачастую вырастает из хобби и не всегда приносит регулярный доход, проблематизирует транзицию во взрослость, ставя вопрос о возможности формирования нового жизненного курса как неполного перехода во взрослость.
Э.М.
Ариф
и
Т.А. Кузьминовой
(НИУ ВШЭ – СПб) сфокусировали внимание на молодых предпринимателях в креативных кластерах и тому, как некоммерческие активности вписаны в их предпринимательский проект. Они показали, что некоммерческие практики получают все большее распространение в среде предпринимателей, что связано с популяризацией этики ответственного потребления среди молодежи. Поэтому предприниматели начинают разделять эти ценности и вынуждены включать их в бизнес, ориентируясь на запросы потребителей.
А.А. Саблина, А.А. Выговская
и
Я.Н. Крупец
(НИУ ВШЭ – СПб) представили результаты опроса молодежи четырех российских регионов, проведенного ЦМИ в 2017 г. при поддержке World Bank. Они отметили, что молодежь является одной из самых уязвимых групп на современном рынке труда. Несмотря на растущую нормализацию прекарности и нестабильности рынка труда, молодые респонденты по-прежнему демонстрируют ориентацию на поиск стабильного рабочего места. При этом была обнаружена значимая корреляция между уровнем трудовой мобильности и ростом доходов. В докладе
С.Ю. Демиденко
(ГАУГН) на основе биографических интервью с городскими представителями NEET-молодежи показывается индивидуальное восприятие периодов без работы и без учебы. Исследователи часто говорят о том, что попадание в данную группу повышает риски маргинализации, бедности и социального исключения. Результаты исследования показывают, что молодежь излишне не проблематизирует факт отсутствия работы, хотя и отмечает серьезные трудности с ее поиском. Подчеркнув временность NEET-статуса для российской молодежи, она отметила, что это своеобразная форма адаптации к рынку, свойственная в большей степени тем, кто обеспечен финансовой поддержкой близких. Однако нигилистические настроения, неудовлетворенность современным образованием и отсутствие работы, отвечающей повышенным запросам молодых, приводят к тому, что нахождение в группе может увеличиваться.
Также на конференции обсуждались вопросы труда и занятости молодежи. <strong>Н.А. Нартова </strong>(НИУ ВШЭ – СПб) рассматривала вопросы транзиции во взрослость молодых предпринимателей, работающих в рамках креативной экономики. Она отметила, что информанты демонстрируют «взрослые» рабочие паттерны, однако при этом не признают себя взрослыми. Специфика экономики, где предпринимательство зачастую вырастает из хобби и не всегда приносит регулярный доход, проблематизирует транзицию во взрослость, ставя вопрос о возможности формирования нового жизненного курса как неполного перехода во взрослость. <strong>Э.М. </strong><strong>Ариф</strong><strong> </strong>и <strong>Т.А. Кузьминовой</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) сфокусировали внимание на молодых предпринимателях в креативных кластерах и тому, как некоммерческие активности вписаны в их предпринимательский проект. Они показали, что некоммерческие практики получают все большее распространение в среде предпринимателей, что связано с популяризацией этики ответственного потребления среди молодежи. Поэтому предприниматели начинают разделять эти ценности и вынуждены включать их в бизнес, ориентируясь на запросы потребителей. <strong>А.А. Саблина, А.А. Выговская</strong> и <strong>Я.Н. Крупец</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) представили результаты опроса молодежи четырех российских регионов, проведенного ЦМИ в 2017 г. при поддержке World Bank. Они отметили, что молодежь является одной из самых уязвимых групп на современном рынке труда. Несмотря на растущую нормализацию прекарности и нестабильности рынка труда, молодые респонденты по-прежнему демонстрируют ориентацию на поиск стабильного рабочего места. При этом была обнаружена значимая корреляция между уровнем трудовой мобильности и ростом доходов. В докладе <strong>С.Ю. Демиденко</strong> (ГАУГН) на основе биографических интервью с городскими представителями NEET-молодежи показывается индивидуальное восприятие периодов без работы и без учебы. Исследователи часто говорят о том, что попадание в данную группу повышает риски маргинализации, бедности и социального исключения. Результаты исследования показывают, что молодежь излишне не проблематизирует факт отсутствия работы, хотя и отмечает серьезные трудности с ее поиском. Подчеркнув временность NEET-статуса для российской молодежи, она отметила, что это своеобразная форма адаптации к рынку, свойственная в большей степени тем, кто обеспечен финансовой поддержкой близких. Однако нигилистические настроения, неудовлетворенность современным образованием и отсутствие работы, отвечающей повышенным запросам молодых, приводят к тому, что нахождение в группе может увеличиваться.
Также на конференции обсуждались вопросы труда и занятости молодежи. <strong>Н.А. Нартова </strong>(НИУ ВШЭ – СПб) рассматривала вопросы транзиции во взрослость молодых предпринимателей, работающих в рамках креативной экономики. Она отметила, что информанты демонстрируют «взрослые» рабочие паттерны, однако при этом не признают себя взрослыми. Специфика экономики, где предпринимательство зачастую вырастает из хобби и не всегда приносит регулярный доход, проблематизирует транзицию во взрослость, ставя вопрос о возможности формирования нового жизненного курса как неполного перехода во взрослость. <strong>Э.М. </strong><strong>Ариф</strong><strong> </strong>и <strong>Т.А. Кузьминовой</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) сфокусировали внимание на молодых предпринимателях в креативных кластерах и тому, как некоммерческие активности вписаны в их предпринимательский проект. Они показали, что некоммерческие практики получают все большее распространение в среде предпринимателей, что связано с популяризацией этики ответственного потребления среди молодежи. Поэтому предприниматели начинают разделять эти ценности и вынуждены включать их в бизнес, ориентируясь на запросы потребителей. <strong>А.А. Саблина, А.А. Выговская</strong> и <strong>Я.Н. Крупец</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) представили результаты опроса молодежи четырех российских регионов, проведенного ЦМИ в 2017 г. при поддержке World Bank. Они отметили, что молодежь является одной из самых уязвимых групп на современном рынке труда. Несмотря на растущую нормализацию прекарности и нестабильности рынка труда, молодые респонденты по-прежнему демонстрируют ориентацию на поиск стабильного рабочего места. При этом была обнаружена значимая корреляция между уровнем трудовой мобильности и ростом доходов. В докладе <strong>С.Ю. Демиденко</strong> (ГАУГН) на основе биографических интервью с городскими представителями NEET-молодежи показывается индивидуальное восприятие периодов без работы и без учебы. Исследователи часто говорят о том, что попадание в данную группу повышает риски маргинализации, бедности и социального исключения. Результаты исследования показывают, что молодежь излишне не проблематизирует факт отсутствия работы, хотя и отмечает серьезные трудности с ее поиском. Подчеркнув временность NEET-статуса для российской молодежи, она отметила, что это своеобразная форма адаптации к рынку, свойственная в большей степени тем, кто обеспечен финансовой поддержкой близких. Однако нигилистические настроения, неудовлетворенность современным образованием и отсутствие работы, отвечающей повышенным запросам молодых, приводят к тому, что нахождение в группе может увеличиваться.
5
В рамках конференции также были представлены результаты проекта «Диалог о радикализации и равенстве» (ЦМИ НИУ ВШЭ – СПб является одним из его участников), его цель – понять как радикализация влияниет на молодых людей в разных странах, как молодые люди отвечают на призывы к радикализации.
Х.
Пилкингтон
(рук. проекта, Ун-т Манчестера, Великобритания) представила его основные направления, а также остановилась на вопросах поляризации общества и экстремизма. Докладчик отметила, что политическая и экономическая поляризация общества может вести к распространению радикальных идей среди молодежи, но молодежная среда содержит и потенциал для противостояния им.
Р. Франк
(Ин-т социальных наук Иво Пилар, Хорватия) рассказала о результатах комплексного анализа на тему радикализации и неравенства. Показано, что не существует однозначной прямой связи между радикализацией и неравенством, однако субъективное неравенство в большей степени может привести к радикализации, чем объективное социально-экономическое.
М.
Дешезне
(Лейденский ун-т, Нидерланды) сфокусировался на этнографических кейс-стади (не)радикальных милье (сообществ), проводимых в девяти странах. А сотрудники ЦМИ рассказали о предварительных результатах российских кейсов.
А.А. Саблина
(НИУ ВШЭ – СПб) говорила о формировании представлений и конструировании образов (не)радикального в нарративах молодых (нео)казаков Санкт-Петербурга. Докладчик указала, что правый радикализм часто «исчезает» из нарративов респондентов, поскольку он практически не представлен в публичном дискурсе, а также из-за негативных коннотаций, которыми наделена концепция «радикального». В результате правый радикализм маркируется как «патриотичная» активистская деятельность.
С.И. Поляков и Ю.В.
Епанова
(НИУ ВШЭ – СПб) продолжили эту тему, рассмотрев представления о радикализме, распространенные в среде второго поколения северокавказской городской молодежи. Они показали, что по мнению большинства информантов «радикализм» и «радикальный» – категории, производимые государством и СМИ для обоснования жесткого контроля мусульманской молодежи, особенно на Северном Кавказе.
В рамках конференции также были представлены результаты проекта «Диалог о радикализации и равенстве» (ЦМИ НИУ ВШЭ – СПб является одним из его участников), его цель – понять как радикализация влияниет на молодых людей в разных странах, как молодые люди отвечают на призывы к радикализации. <strong>Х. </strong><strong>Пилкингтон</strong> (рук. проекта, Ун-т Манчестера, Великобритания) представила его основные направления, а также остановилась на вопросах поляризации общества и экстремизма. Докладчик отметила, что политическая и экономическая поляризация общества может вести к распространению радикальных идей среди молодежи, но молодежная среда содержит и потенциал для противостояния им. <strong>Р. Франк </strong>(Ин-т социальных наук Иво Пилар, Хорватия) рассказала о результатах комплексного анализа на тему радикализации и неравенства. Показано, что не существует однозначной прямой связи между радикализацией и неравенством, однако субъективное неравенство в большей степени может привести к радикализации, чем объективное социально-экономическое. <strong>М. </strong><strong>Дешезне</strong> (Лейденский ун-т, Нидерланды) сфокусировался на этнографических кейс-стади (не)радикальных милье (сообществ), проводимых в девяти странах. А сотрудники ЦМИ рассказали о предварительных результатах российских кейсов. <strong>А.А. Саблина</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) говорила о формировании представлений и конструировании образов (не)радикального в нарративах молодых (нео)казаков Санкт-Петербурга. Докладчик указала, что правый радикализм часто «исчезает» из нарративов респондентов, поскольку он практически не представлен в публичном дискурсе, а также из-за негативных коннотаций, которыми наделена концепция «радикального». В результате правый радикализм маркируется как «патриотичная» активистская деятельность. <strong>С.И. Поляков и Ю.В. </strong><strong>Епанова</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) продолжили эту тему, рассмотрев представления о радикализме, распространенные в среде второго поколения северокавказской городской молодежи. Они показали, что по мнению большинства информантов «радикализм» и «радикальный» – категории, производимые государством и СМИ для обоснования жесткого контроля мусульманской молодежи, особенно на Северном Кавказе.
В рамках конференции также были представлены результаты проекта «Диалог о радикализации и равенстве» (ЦМИ НИУ ВШЭ – СПб является одним из его участников), его цель – понять как радикализация влияниет на молодых людей в разных странах, как молодые люди отвечают на призывы к радикализации. <strong>Х. </strong><strong>Пилкингтон</strong> (рук. проекта, Ун-т Манчестера, Великобритания) представила его основные направления, а также остановилась на вопросах поляризации общества и экстремизма. Докладчик отметила, что политическая и экономическая поляризация общества может вести к распространению радикальных идей среди молодежи, но молодежная среда содержит и потенциал для противостояния им. <strong>Р. Франк </strong>(Ин-т социальных наук Иво Пилар, Хорватия) рассказала о результатах комплексного анализа на тему радикализации и неравенства. Показано, что не существует однозначной прямой связи между радикализацией и неравенством, однако субъективное неравенство в большей степени может привести к радикализации, чем объективное социально-экономическое. <strong>М. </strong><strong>Дешезне</strong> (Лейденский ун-т, Нидерланды) сфокусировался на этнографических кейс-стади (не)радикальных милье (сообществ), проводимых в девяти странах. А сотрудники ЦМИ рассказали о предварительных результатах российских кейсов. <strong>А.А. Саблина</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) говорила о формировании представлений и конструировании образов (не)радикального в нарративах молодых (нео)казаков Санкт-Петербурга. Докладчик указала, что правый радикализм часто «исчезает» из нарративов респондентов, поскольку он практически не представлен в публичном дискурсе, а также из-за негативных коннотаций, которыми наделена концепция «радикального». В результате правый радикализм маркируется как «патриотичная» активистская деятельность. <strong>С.И. Поляков и Ю.В. </strong><strong>Епанова</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) продолжили эту тему, рассмотрев представления о радикализме, распространенные в среде второго поколения северокавказской городской молодежи. Они показали, что по мнению большинства информантов «радикализм» и «радикальный» – категории, производимые государством и СМИ для обоснования жесткого контроля мусульманской молодежи, особенно на Северном Кавказе.
6
Доклад
И.В. Лисовской
(НИУ ВШЭ – СПб) был посвящен на коммуникативным практикам в специальных учебно-воспитательных учреждениях. Она выделила четыре режима взаимоотношений между воспитанниками и педагогами: «формальный контроль и опека»; «демократичный контроль и опека»; «гиперопека и контроль» и «наставничество и опека».
Е.Н.
Кузинер
(НИУ ВШЭ – СПб) рассказала, как молодые бездомные женщины попадают на улицу, адаптируются к этим условиям и с какими проблемами сталкиваются. Механизмы адаптации к бездомности зависят в целом от накопленного социального капитала, однако им проще обратиться за помощью к знакомым, приятелям, чем к ближайшим родственникам. Женщина также может вступить в партнерские отношения с человеком, имеющим жилье, либо уже находясь на улице или во временном жилье, найти себе мужчину/компаньона для обеспечения безопасности.
Доклад <strong>И.В. Лисовской</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) был посвящен на коммуникативным практикам в специальных учебно-воспитательных учреждениях. Она выделила четыре режима взаимоотношений между воспитанниками и педагогами: «формальный контроль и опека»; «демократичный контроль и опека»; «гиперопека и контроль» и «наставничество и опека». <strong>Е.Н. </strong><strong>Кузинер</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) рассказала, как молодые бездомные женщины попадают на улицу, адаптируются к этим условиям и с какими проблемами сталкиваются. Механизмы адаптации к бездомности зависят в целом от накопленного социального капитала, однако им проще обратиться за помощью к знакомым, приятелям, чем к ближайшим родственникам. Женщина также может вступить в партнерские отношения с человеком, имеющим жилье, либо уже находясь на улице или во временном жилье, найти себе мужчину/компаньона для обеспечения безопасности.
Доклад <strong>И.В. Лисовской</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) был посвящен на коммуникативным практикам в специальных учебно-воспитательных учреждениях. Она выделила четыре режима взаимоотношений между воспитанниками и педагогами: «формальный контроль и опека»; «демократичный контроль и опека»; «гиперопека и контроль» и «наставничество и опека». <strong>Е.Н. </strong><strong>Кузинер</strong> (НИУ ВШЭ – СПб) рассказала, как молодые бездомные женщины попадают на улицу, адаптируются к этим условиям и с какими проблемами сталкиваются. Механизмы адаптации к бездомности зависят в целом от накопленного социального капитала, однако им проще обратиться за помощью к знакомым, приятелям, чем к ближайшим родственникам. Женщина также может вступить в партнерские отношения с человеком, имеющим жилье, либо уже находясь на улице или во временном жилье, найти себе мужчину/компаньона для обеспечения безопасности.
7
Одной из особенностей работы Центра молодежных исследований является продвижение и популяризация социологического исследовательского кино как инструмента научной рефлексии и распространения результатов исследований. В рамках проекта «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» была создана серия фильмов «Истории /не/ обычной молодежи», две серии из которых были представлены режиссером
Д.А. Омельченко
(НИУ ВШЭ – СПб).
Одной из особенностей работы Центра молодежных исследований является продвижение и популяризация социологического исследовательского кино как инструмента научной рефлексии и распространения результатов исследований. В рамках проекта «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» была создана серия фильмов «Истории /не/ обычной молодежи», две серии из которых были представлены режиссером <strong>Д.А. Омельченко</strong> (НИУ ВШЭ – СПб).
Одной из особенностей работы Центра молодежных исследований является продвижение и популяризация социологического исследовательского кино как инструмента научной рефлексии и распространения результатов исследований. В рамках проекта «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» была создана серия фильмов «Истории /не/ обычной молодежи», две серии из которых были представлены режиссером <strong>Д.А. Омельченко</strong> (НИУ ВШЭ – СПб).
8
Конференция показала необходимость отказа от генерализующего подхода при изучении современной молодежи. А также продемонстрировала широкий спектр методологических подходов, большое внимание в которых уделялось возможности «предоставления голоса» самой молодежи.
Конференция показала необходимость отказа от генерализующего подхода при изучении современной молодежи. А также продемонстрировала широкий спектр методологических подходов, большое внимание в которых уделялось возможности «предоставления голоса» самой молодежи.
Конференция показала необходимость отказа от генерализующего подхода при изучении современной молодежи. А также продемонстрировала широкий спектр методологических подходов, большое внимание в которых уделялось возможности «предоставления голоса» самой молодежи.
Комментарии
Сообщения не найдены
Написать отзыв
Перевести
Авторизация
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация
Войти через
Комментарии
Сообщения не найдены