О жизни православного прихода (социологический очерк)
О жизни православного прихода (социологический очерк)
Аннотация
Код статьи
S013216250008800-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пронина Татьяна Сергеевна 
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Алейников Владимир Александрович
Должность: магистрант
Аффилиация: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Адрес: Российская Федерация, Тамбов
Выпуск
Страницы
143-147
Аннотация

Рассматриваются несколько православных приходов Тамбовской области: функции, виды служений, представлены обобщенные портреты разных категорий прихожан, характер внутриобщинных отношений. Основное внимание уделяется приходу храма во имя Преображения Господня в поселке Демьян Бедный, история которого связана с социальными трансформациями, пережитыми Россией в XX в. Анализируются факторы, позволившие возродить приходскую жизнь, состав прихожан, динамика численности, причины посещения ими этого прихода, а также роль личностного фактора в существовании прихода.

Ключевые слова
православный приход, община верующих, состав прихожан
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект №16-03-00387.
Классификатор
Получено
13.03.2020
Дата публикации
16.03.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
487
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Слова исследователя приходской жизни А.А. Папкова вполне можно отнести к современности: «Почему такая храмина, как православный приход, находится в упадке» [Папков, 1903]. В его понимании, община сосредотачивается вокруг «совершения общественной молитвы и для выполнения христианских обязанностей» [там же]. Эти составляющие остаются важнейшими и необходимыми признаками жизнедеятельности прихода. Как формируется и развивается православный приход сегодня рассмотрим на примере прихода храма во имя Преображения Господня в поселке Демьян Бедный Тамбовской области, который возобновляет свое существование в 1990-е гг. и сравним ситуацию с другими приходами.
2 Качественные методы, которые легли в основу данного исследования [Пронина, 2015: 193–194], представляются наиболее релевантными при изучении конкретных религиозных сообществ, в чем мы солидарны с рядом коллег [Бабич, Хоменко, 2013]. В ходе исследования использовались глубинное полуструктурированное интервью, неформализованное включенное наблюдение и биографический метод. В четырех приходах – двух городских и двух сельских, проведено анкетирование. Исследование проводилось в 2017 г., анкетированием охвачено четыре православных прихода, 50 прихожан, участвующих в различных видах деятельности в приходе. Социально-демографический портрет прихожанина претерпевает определенные изменения в сравнении с 1990–2000-ми гг.: преобладание женщин сохраняется (43), однако возрастные категории в составе прихожанок представлены почти равномерно (26–35 лет – семь человек, 36–45 лет – семь человек, 46–55 лет – восемь человек, 55–65 лет – семь человек, старше 65 лет – 12 человек), тогда как до 2000-го г. наблюдалось преобладание возрастных категорий старше 55 лет. Весьма малочисленна возрастная категория 18–25 лет, в нашем исследовании таковых всего двое прихожанки. Более половины прихожанок замужем (30), восемь вдов, пять не замужем. С точки зрения профессиональной деятельности: 15 составляют пенсионерки, восемь – представители гуманитарной интеллигенции, трое – сфера услуг, торговля, остальные – самозанятые. Мужчин среди активных прихожан оказалось немного: 18–25 лет – 3 человека, 26–35 лет – два человека, 56–65 лет – два человека. С точки зрения социальных занятий – преобладают представители рабочих профессий.
3 Внимание исследователей было сосредоточено на следующих позициях: когда приняли крещение, какие религиозные практики и как регулярно исполняют, почему посещают именно этот храм, в какой деятельности, кроме богослужебной, занимаются в приходе, общаются ли с другими прихожанами вне церкви, что бы хотели изменить в жизни прихода, что нужно сделать, чтобы люди активнее участвовали в приходской жизни и др.
4 Отличия приходской жизни сегодня связаны с местоположением в сельской или городской местности, особенностями окружающей инфраструктуры. Так, церковь в честь Новомученников и Исповедников (освящена в 2000 г.) расположена в стороне от жилых кварталов и является кладбищенской, что существенно влияет на состав общины – он практически не зависит от территориального принципа проживания – верующие приезжают с разных концов города и из пригородных районов.
5 В целом, расположение при кладбище формирует специфический набор наиболее часто исполняемых религиозных практик и взаимодействий священников с прихожанами. Например, приход Троицкого храма (освящен в 2010 г.) расположен в густо населенном городском жилом массиве и является единственным в районе. В приходе сформировалось ядро – около 50 человек, которые по активности и регулярности религиозных практик отличаются от «несистемно практикующих» православных. В праздничные дни количество участников богослужений доходит до 5 тыс. В составе общины много молодежи, людей среднего возраста, семей с детьми.
6 За прошедшее столетие приход как объединение верующих тоже эволюционировал: в городе он все более уходит от территориального принципа существования, в сельской местности эта тенденция менее выражена. По мнению Дж. Шулера, изучавшего католические приходы в США, уход приходов от территориального принципа негативно влияет на формирование внутриобщинной солидарности прихожан [Schuyler, 1960: 112]. С этим выводом можно согласиться, но лишь отчасти. В ситуации индивидуального выбора в религии более значимым для посещения религиозного сообщества становится схожесть интересов, ценностных ориентиров с другими членами сообщества. Это общая тенденция в развитии христианских приходов: французский социолог Ив Ламбер, исследуя сельский приход в провинции Бретань, делает вывод о потере интереса у верующих к участию в жизни прихода, и, как следствие, к упадку приходской модели организации религиозной жизни [Lambert, 1989: 314]. На аналогичные процессы в Великобритании указывает Дж.А. Бекфорд: «В современном супермаркете веры, потребитель стремится выбирать и смешивать религиозные предметы, чтобы они соответствовали его предпочтению и интересу» [Beckford, 2004].
7

Возрождение и формирование прихода.

8 История прихода в поселке Демьян Бедный связана с основанным в этом месте в начале ХХ-го века монастырем. В 1920-х гг. он был закрыт. Инициатива по возвращению храма верующим принадлежала местным жителям. Летом 1991 г. в поселок был направлен первый настоятель – иеромонах Феофан (Ряжских). Он относился к тем священникам, которые центром своего служения считали литургию, часто завершающуюся далеко за полдень. До момента причастия выходить из церкви можно было только в крайнем случае. Младенцев, как и взрослых, причащали натощак. Строгостью отличалась и исповедь. На примере о. Феофана мы наблюдаем процессы формирования субкультур внутри современного российского православия – религиозное новотворчество обнаруживается в особенностях богослужений, обрядовых действий, религиозно-мистической доктрине. Так, отец Феофан практиковал так называемую «генеральную исповедь» – покаяние за всю прожитую жизнь, начиная с семи лет. Многие, прошедшие «генеральную исповедь», отзывались об этом, как о чем-то очень значительном в своей жизни, и кого-то именно такая строгость религиозной жизни привлекла в данный приход.
9 В этот период (1991–2000-е гг.) количество прихожан увеличивается. Примечательно, что основное ядро составляли приезжавшие из других населенных пунктов специально к отцу Феофану как к своему духовному наставнику, чья практика религиозной жизни соответствовала их представлениям о христианском образе жизни. Важной составляющей, привлекающей верующих к отцу Феофану, были также его религиозные идеи, эсхатологические ожидания, характерные для определенного сегмента православных. Постепенно вокруг отца Феофана собираются люди, которые пристально интересуются всем, что связно с «концом света», в происходящих событиях – эпидемиях, болезнях, войнах, нравственных проблемах и др. – усматривают признаки «конца мира». Усваивая определенную концепцию спасения, такие верующие стараются строго придерживаться необходимых для спасения предписаний и решительно выступают против того, что им представляется опасным в сотериологической перспективе.
10 Акцентированность на эсхатологии приводит к снижению интереса к реальной жизни, к отказу от участия в жизни социума, к изменениям в иерархии значимого для верующих. Это подкрепляется формированием почти безусловного авторитета настоятеля в решении не только религиозных, но и мирских вопросов прихожан. Таким образом, постепенно община приобретает черты фундаменталистского религиозно-центрированного типа религиозности. Представителям такого типа свойственны буквальная трактовка религиозных истин и «правильного» религиозного поведения, отрицательное отношение к рациональной дискуссии, строгое исполнение религиозных предписаний, запретов и требование того же от других, а также жесткое отстаивание истинности собственного понимания религии и негативное отношение к другим версиям. Обнаруживаются и черты религиозной «интроверсии». Мы используем здесь типологию религиозных сообществ, предложенную Б. Уилсоном [Wilson, 1959: 3–4]. Представители интроверсионистского подтипа сосредоточены на избранничестве, святости и превосходстве своего вероисповедания. Мир вне общины оценивался отрицательно, как погрязший в грехах. Появляется специфический язык, по которому единомышленники узнают друг друга: особые фразы при приветствии, прощании, определенные выражения используются как присказки. Со временем даже возникает термин, обозначающий тех, кто являлся прихожанами отца Феофана – «феофановские».
11 После перевода отца Феофана с 2005 по 2007 г. обязанности настоятеля временно исполнял священник, который был одновременно настоятелем другого такого же сельского прихода. Отец Александр совершал богослужения в Спасо-Преображенском храме не часто, в среднем два, иногда три раза в месяц. Такой периодичности хватало, чтобы поддерживать религиозные потребности прихожан. Он реализовывал иную модель руководства приходом, предполагающую вертикальный принцип организации, с минимумом инициатив снизу и максимальным сосредоточением власти, ресурсов в руках настоятеля. С уходом отца Феофана количество прихожан значительно уменьшилось – на воскресном богослужении нередко собиралось около десяти прихожан из местных жителей. В приходе остались лишь местные жители и немногие из близлежащих сел, стали преобладать пожилые прихожане.
12 В 2007 г. настоятелем Спасо-Преображенского храма назначен иерей Владимир Алейников. Новый настоятель включился в работу по нескольким направлениям: практически заново собирал приход, открыл Воскресную школу, выполнял неотложные строительные работы и многое другое. Постепенно в храме стали появляться новые прихожане. Таким образом, приход благополучно развивался, открывая новые направления деятельности и привлекая прихожан. Их большая часть на сегодняшний день – это местные жители, которых настоятелю удалось объединить вокруг общего дела – восстановления их храма.
13 Состав прихожан с точки зрения их участия в приходской жизни неоднороден. Во-первых, назовем тех, чьи религиозные практики ограничиваются участием в богослужениях, чаще всего, праздничных, они исполняют обряды жизненного цикла, соблюдают некоторые религиозные предписания: время от времени исповедуются и причащаются, придерживаются определенных ограничений в период Великого поста; иногда выполняют разовые поручения, но не стремятся к более активному участию. Таковых большинство. Во-вторых, выделим «активных прихожан»: религиозная идентичность которых имеет религиозно-центрированный тип – системно и регулярно (не реже раза в неделю) участвуют в обрядово-культовой деятельности, исполняют предписанные обряды, посты, запреты, участвуют в жизни общины. Для них религиозные представления, нормы являются важным мотивирующим фактором и во внерелигиозной деятельности: идентичность не сегментирована по интересам; все жизненные интересы центрируется религиозной установкой. Ведут различную внебогослужебную деятельность в приходе и составляют общину, для них приход имеет многоуровневое содержание: участие в богослужении, обрядах, удовлетворение «потребности в святыне», изучение вероучения, религиозное воспитание детей, сообщество единомышленников, место приложения жизненных сил и способностей, возможность реализации творческого потенциала. Так происходит совпадение общины и учреждения, т.е реализация модели прихода как одновременно гражданской и религиозной единицы.
14 Результаты исследования свидетельствуют, что в основе существования активного прихода лежат три начала: общая молитва, благотворительность и коммуникация. В рассматриваемых приходах данные факторы также стали началами возрождения приходской жизни. Большинство прихожан имеют цель посетить богослужение, исполнить требы. Лишь немногие готовы участвовать в жизнедеятельности общины. Среди факторов, влияющих на формирование приходской общины, решающими являются личность священника и возможность для верующих удовлетворить свои запросы в сообществе единомышленников, участвовать в социальной работе, приобрести духовного наставника, чье представление о религиозной жизни соответствует их ожиданиям. Постепенно формируется комплекс направлений внебогослужебной деятельности на приходе.

Библиография

1. Бабич Н.С., Хоменко В.И. Логические и практические трудности многомерного подхода к измерению религиозности // Социологический журнал. 2013. № 2. С. 89–96. DOI: 10.19181/socjour.2013.2.384. [Babich N.S., Homenko V.I. (2013) Logical and Practical Difficulties of Multidimensional Scaling of Religiosity. Sotsiologicheskiy zhurnal [Sociological Journal]. No. 2: 89–96. DOI: 10.19181/socjour.2013.2.384. (In Russ.)]

2. Папков А.А. Необходимость обновления православного церковно-общественного строя. СПб.: Типо-литография В.В. Комарова, 1903. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papkov/neobhodimost-obnovlenija-pravoslavnogo-tserkovno-prihodskogo-stroja/ (дата обращения: 12.03.2017). [Papkov A.A. (1903) The Necessity of Updating the Orthodox Church-social Order. Saint Petersburg: Tipo-litografiya V.V. Komarova. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papkov/neobhodimost-obnovlenija-pravoslavnogo-tserkovno-prihodskogo-stroja/ (аccessed 12.03.2017). (In Russ.)]

3. Пронина Т.С. Типология религиозной идентичности: аналитика религиозности современного российского общества. Дис. ... докт. филос. наук. СПб., 2015. [Pronina T.S. (2016) Typology of Religious Identity: Analytics of Modern Russian Society Religiosity. Dr. Sci. (Philos.) Dissertation. Saint Petersburg. (In Russ.)]

4. Beckford J.A. (2004) Why Britain Doesn't Go to Church // BBC News. 17 February. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/programmes/wtwtgod/3475483.stm (accessed 29.10.2017).

5. Lambert Y. (1989) From Parish to Transcendent Humanism in France. In: Beckford J.A., Luckmann T. (eds) The Changing Face of Religion. Newbury, CA: Sage Publications: 49–63.

6. Schuyler J.B. (1960) Northern Parish. A Sociological and Pastoral Study. Chicago: Loyola University Press.

7. Wilson В.R. (1959) An Analysis of Sect Development. American Sociological Review. Vol. 24. No. 1: 3–15. DOI: 10.2307/2089577.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести