- Код статьи
- S013216250009162-1-1
- DOI
- 10.31857/S013216250009162-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 4
- Страницы
- 149-153
- Аннотация
Представлены данные исследования динамики профессиональных предпочтений, намерений, выбора уровня образования выпускников школ г. Кызыла, проведенного коллективом Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (ноябрь 2010 г. и декабрь 2019 г.). Выявлены новые тенденции в профессиональных ориентациях и планах: рост стремления поступать в средние учебные заведения, ориентированности на получение инженерно-технических профессии, нацеленности на работу за пределами своей республики. Это свидетельствует об ухудшении условий трудоустройства: напряженности ситуации на рынке труда, невозможности удовлетворять потребности молодых специалистов в работе и приемлемом качестве жизни.
- Ключевые слова
- профессиональная ориентация, самоопределение, профессиональное образование, выпускные классы школы
- Дата публикации
- 27.04.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 28
- Всего просмотров
- 630
Для Республики Тыва (Тува) изучение проблем молодежи на рынке труда, вопросов профессиональной ориентации особенно важно по ряду причин. Во-первых, молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет составляют две трети населения региона (на 1.01. 2019 г. – 63 433 чел., или 19,6% жителей республики), при этом наиболее многочисленная группа – учащиеся общеобразовательных школ. Во-вторых, основной контингент населения, занятого в экономике, пополняется в основном за счет местных ресурсов, и темпы роста численности трудовых ресурсов определяет коренное население. В-третьих, в силу не очень благоприятных климатических условий невелика вероятность массового притока трудовых мигрантов в Туву.
В пополнении трудовых ресурсов региона важен момент профессионального выбора (уровня образования, вида профессиональной деятельности) молодыми людьми после окончания школы – первый шаг к определенности в социально-профессиональной сфере [Рассадина, 2014: 295]. Ежегодно более 70% выпускников общеобразовательных школ республики продолжают образование в высших и средних профессиональных учебных заведениях страны и за рубежом. В учебных заведениях этого уровня в самой республике обучаются 13,4 тыс. студентов, что составляет 21,2% от общего количества тувинской молодежи. [Республика Тыва…, 2018: 39].
Уровень занятости молодежи в последние годы довольно высок: по данным выборочного обследования рабочей силы в возрастной группе 20–24 года в экономике республики в 2018 г. были заняты 20,5% девушек и 32% юношей; в группе 25–29 летних – 71,3 и 64,% соответственно. В то же время устремления и интересы будущих молодых специалистов приходят в конфликт с потребностями рынка труда: остается острой проблемой невостребованность кадров из-за несоответствия объемов, профилей и качества подготовки профессионального образования. Положение осложняется нескоординированностью рынков образовательных услуг и труда: хотя меняются структура, спектр специальностей, предлагаемых учреждениями образования, баланса между спросом на определенные профессии и предложением со стороны выпускников профессиональной школы нет.
Мы рассматриваем выпускников общеобразовательных школ как основную группу пополнения трудовых ресурсов и важный фактор изменения социально-профессиональной структуры населения республики, в том числе через профессиональную ориентацию школьников, учет их интересов [Ойдуп, Кылгыдай, 2011]. Результаты проведенных Тувинским институтом комплексного освоения природных ресурсов СО РАН социологических исследований в 9-х и 11-х классах общеобразовательных школ г. Кызыла в ноябре 2010 г. и декабре 2019 г. позволяют рассмотреть тенденции в планах относительно будущей профессии.
При расчете выборки были учтены следующие параметры: место расположения школы (по районам города), количество 9-х и 11-х классов, численный состав выпускных классов, а также национальный состав учащихся, пол. В опросе 2010 г. выборочная совокупность составила 311 человек – по 196 и 115 учеников 9-х и 11-х классов соответственно (в первом случае 49,0% юношей и 51,0% девушек, во втором – 35,7 и 64,3% соответственно). Выборочная совокупность репрезентативна, отклонения выборочной совокупности не превышает 5%. В опросе 2019 г. выборка составила 321 человек –192 и 129 учеников 9-х и 11-х классов соответственно (в первом случае соотношение юношей и девушек составило 53,1 и 46,9%, во втором – 47,3 и 52,7%).
Основная задача нашего исследования – отслеживание динамики отношения респондентов к различным профессиям: школьники отвечали на ряд вопросов, связанных с их желаниями и намерениями относительно будущей профессии, вида деятельности. Полученные данные показывают достаточно однородную картину в планах выпускников школ: высокую ориентацию на получение дальнейшего образования, прежде всего в вузе (табл.1). При этом почти в два раза увеличилась доля выпускников школ, которые собирались поступать в средние учебные заведения (с 12,2% в 2010 г. до 24% в 2019 г.), и доля тех, кто планирует сочетать работу с учебой (с 14,5 до 29,7%).
Таблица 1. Динамика планов выпускников после окончания школы в 2010 и 2019 гг. (в %)
Очевидно резкое снижение доли желающих работать в родной республике: в 2010 г. о намерении работать в республике заявили 39,2%, а в 2019 г. – всего 15,9% опрошенных. Больше половины планируют трудоустроиться за пределами республики – 58,3% по результатам опроса 2019 г. (в 2010 г. – 35,1%). Высокая ориентированность на работу за пределами республики, скорее всего, мотивирована продолжительной напряженной ситуацией на рынке труда Тувы, кризисом в экономике [Социальная многоликость…, 2010: 139]. По результатам наших опросов, предпринимательство не было привлекательным для выпускников школ в 2010 г., лишь единицы выбрали вариант ответа «начать свой бизнес» и в 2019 г.
Появилась тенденция смещения профессиональных предпочтений в сторону инженерно-технических специальностей: выбирающих профессию инженера стало в три раза больше (2,6% в 2010 г., 9% в 2019 г.), предпочитающих технические специальности – в 1,8 раза больше, строителя – в 2,6 раза, выросло число желающих стать программистами (табл. 2). Снижается ориентация в отношении профессий социальной сферы: стало меньше желающих стать врачом, юристом, психологом, журналистом.
Таблица 2. Предпочитаемые специальности выпускников 9 и 11 классов (в %)
Доля респондентов, выбравших медицину в качестве своей будущей профессиональной деятельности в 2019 г., снизилась в 1,2 раза. Снижение интереса к медицинской профессии, возможно, связано с низким уровнем заработной платы в республике, не выдерживающими конкуренции с другими регионами, недостаточными мерами социальной поддержки молодых специалистов (обеспечение жильем, местами в дошкольных учреждениях и т.д.).
Вырос интерес к профессиям, связанным с силовым структурам (ФСБ, МВД, МЧС, военного (в табл. 2 этот вариант ответа включен в «другое» – школьники указывали желаемые профессии, не предложенные в списке таблицы, в их числе службу в ФСБ, МВД, МЧС и других военных и силовых структурах), его проявили 12,4% школьников в 2019 г., в то время как в 2010 г. – 9,4%. Привлекательной как для девушек, так и для юношей стала профессия военного (в 2010 г. – 4,2%, в 2019 г. – 5,8%). Немаловажную роль в этом сыграло, по нашему мнению, формирование в Туве военного подразделения в 2015 г. Привлекательность этих профессий в глазах школьников, скорее всего, связана с возможностями высокого заработка, получения (приобретения) жилья, социальных гарантий. Кроме того, обучение в указанных учебных заведениях дает гарантированное трудоустройство.
Профессиональные интересы и склонности молодежи формируются под воздействием разных объективных и субъективных факторов. По данным наших исследований, при выборе будущей профессии наиболее сильный мотив – стремление реализовать мечту (табл. 3). Далее следуют ориентации на высокую заработную плату, престижность профессии, гарантированное трудоустройство после получения диплома, а также преемственность поколений. Лишь для немногих (0,6%) будущая профессия – это выбор и желание их родителей.
Таблица 3. Динамика ответов выпускников школ о мотивах выбора будущей профессии (в %)
Итак, сравнение данных 2010 и 2019 гг. зафиксировало новые тенденции в планах учеников выпускных классов общеобразовательных школ Кызыла. Одна из них свидетельствует о росте стремления поступать в средние учебные заведения, при том что поступление в вуз остается наиболее привлекательным для большинства. Меняется структура предпочитаемых профессий: хотя в целом наиболее предпочтительными остаются профессии медицинского работника и юриста, выпускники чаще говорят об ориентированности на инженерно-технические профессии, меньше – на работу в медицинской сфере. Растет стремление работать в силовых структурах.
Другая тенденция весьма тревожна: молодые люди все больше нацеливаются на работу за пределами республики. Очевидно давление условий, сложившихся в ней: кризиса, диспропорций на рынке труда, невозможности удовлетворять потребности молодых специалистов в работе и качестве жизни.
Библиография
- 1. Ойдуп Ч.К., Кылгыдай А.Ч. Профессиональные предпочтения учащихся выпускных классов общеобразовательных школ г. Кызыла (по результатам социологического исследования) // Новые исследования Тувы. 2011. № 1. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_9/3026-oydup-kylgyday.html (дата обращения: 19.12.2019).
- 2. Рассадина Т.А. Профессиональный выбор молодежи как индикатор институциональных проблем в системе школа–вуз–рынок труда // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 2. С. 295–303.
- 3. Республика Тыва в цифрах 2018: Стат. сб. / Красноярскстат. Кызыл, 2018.
- 4. Социальная многоликость Сибири в период общественных перемен / Под ред. З.И. Калугиной. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2003.