Модели многодетности в современном российском обществе (результаты нарративного интервью)
Модели многодетности в современном российском обществе (результаты нарративного интервью)
Аннотация
Код статьи
S013216250009563-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Костина Светлана Николаевна 
Должность: доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления
Аффилиация: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Зайцева Екатерина Васильевна
Должность: доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления
Аффилиация: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Выпуск
Страницы
92-102
Аннотация

В современный период демографического кризиса становится актуальным изучение репродуктивного поведения, приводящего к многодетности. Авторами была предпринята попытка на основе анализа нарративных интервью с многодетными родителями описать особенности их репродуктивного поведения. В ходе анализа авторы пришли к выводу, что детерминирующими факторами перехода к многодетности (рождении детей в целом) выступают, во-первых, динамичность репродуктивных установок матерей под влиянием особенностей жизненных ситуаций, и, во-вторых, особенности контрацептивного поведения матерей (партнеров). Было выявлено, что современная многодетность не является следствием только «высоких» установок детности матерей в начале репродуктивного периода, а может возникать как ответ на определенные жизненные события (брачные, стрессовые, репродуктивные и др.). На основании критериев «начальные репродуктивные установки» и «темпорально-осознанное отношение к планированию рождений» были сконструированы четыре модели многодетности (традиционная, осознанная, спонтанная, трансформирующаяся многодетность).

Ключевые слова
семья, многодетность, многодетная семья, многодетная мать, мотивация многодетности, модели многодетности, репродуктивные установки, установки детности, репродуктивное поведение, контрацептивно-абортивного поведение, жизненная ситуация, нарративное интервью
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-11-00566А.
Классификатор
Получено
21.03.2021
Дата публикации
26.03.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
63
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1

К постановке проблемы.

2 Несмотря на значительное количество исследований, посвященных проблемам рождаемости, механизм принятия решения о рождении первого и последующих детей остается не до конца изученным. Дискуссионным остается вопрос и о влиянии различных факторов на репродуктивное поведение населения и рождаемость в целом. В основном исследования касаются рождения первого и второго ребенка, а переход к третьим и последующим рождениям остается малоизученным [Борисова, 2019]. Поэтому актуальным становится выделение моделей многодетности на основе разных форм репродуктивного поведения.
3 В современных работах наблюдается тенденция построения многофакторных моделей, описывающих принятие решения о рождении определенного количества детей. В качестве основных детерминант выступают особенности матримониального, контрацептивно-абортивного поведения, установки детности и др. Можно говорить о том, что произошел переход от экономической модели многодетности к социально-психологической. В результате смещения семейных ценностей и отношения к рождению детей наблюдается отказ от таких экономических атрибутов репродуктивного поведения, как доход от детей или финансовые инвестиции в них, что в свою очередь ограничивает возможности экономических исследований факторов репродуктивного поведения. На первый план выходят социологические и психологические исследования, так как именно они объясняют плюралистичность моделей семьи реализацией индивидуальных целей родителей [Данина, 2016].
4 Однако научных работ, в которых бы анализировались типы современного перехода к многодетности, немного, что связано во многом с представлениями о нетипичности таких семей, отношению к ним как находящимся в ситуации «эксклюзии» (уязвимости). Например, М.А. Беляева выделяет такой тип многодетности как асоциальный. Такая многодетность, по ее мнению, обусловлена низкой репродуктивной культурой и базируется на экономических мотивах (преимущественно получения помощи от государства). Асоциальная многодетность характеризуется асоциальным образом жизни родителей, предопределяющим их нежелание и неспособность исполнять родительские обязанности, отвечать за воспитание и развитие своих детей [Беляева, 2012]. Попытки выделить современные типы многодетности связаны также с анализом их генезиса, где важной детерминантой является брачное состояние родителей. Так, например, в исследовании Т.В. Пермяковой и А.А. Красноперовой описана получившая распространение «многодетность в последующих браках». Ее отличает ситуация, когда супруги (мать) принимают решение о рождении совместного ребенка уже при наличии детей в семье от других браков, при этом изначально у таких родителей низкие или средние репродуктивные установки [Пермякова, 2019].
5 Попытка создания комплексной модели типов многодетности предпринята О.Н. Борисовой и И.В. Павлюткиным. На основе результатов проведенного опроса многодетных супругов они выделили несколько типов современных многодетных семей в зависимости от таких их характеристик, как уровень образования, религиозность, социально-экономическое положение и социальная сеть семьи: «традиционные многодетные», «новые религиозные многодетные», «планирующие многодетные», «многодетные во втором браке», «формальные многодетные» [Борисова, 2019]. Продолжая исследования, О.Н. Борисова и И.В. Павлюткин на основе анализа глубинного интервью с многодетными родителями (как женщинами, так и мужчинами), сделали попытку конструирования типов родительских переходов к многодетности, которые характеризуются разными мотивами, форсирующими факторами и результирующими признаками семей: случайный (в результате незапланированной беременности), планируемый (в единственном браке), формальный (в результате ряда родительских союзов), естественный (в результате отказа от препятствий к деторождению), совместный (под влиянием социального окружения) [Павлюткин, 2020].
6

Методология исследования.

7 Выделим ряд социально-психологических факторов, влияние которых на мотивацию рождений в фокусе современных исследований – особенности родительской семьи (количество детей в родительских семьях супругов), отношений в браке (стабильность супружеских союзов, роль мужчины-отца), особенности социального окружения, образования и религиозности супругов [Борисова, 2019], тип реакции на меры государственной поддержки и экономические кризисы [Клупт, 2020], социокультурный тип семьи и родительства [Гурко, 2017], ценности и установки родителей [Окольская, 2020].
8 Именно ценностная сфера наиболее часто связывается с изменениями рождаемости. Во-первых, это присущие обществу и его отдельным общностям (например, молодежи) семейные ценности, связанные с родством, супружеством и родительством, включая представления о желаемом типе и размере семьи, а также о ценности самих детей [Костина, Зайцева, 2019]. Во-вторых, это особенности репродуктивного поведения родителей. Именно этот теоретический конструкт лежит в основе значительной части российских исследований мотивации рождаемости.
9

Данное исследование также опирается на теорию репродуктивных установок, приведем ее основные положения. Репродуктивные установки рассматриваются как совокупность представлений и настроений субъекта, отражающих его готовность (предрасположенность) реализовывать определённые типы репродуктивного поведения [Антонов, 1996]. Их структура включает три компонента: когнитивный компонент предполагает установки детности – количественные (выражаются в ориентации на то или иное число детей, на интервалы между рождениями) и качественные (на предпочитаемый пол ребенка); эмоциональный – вбирает в себя весь диапазон чувств от положительных до отрицательных, в отношении рождения детей, их численности; поведенческий компонент проявляется в готовности к действиям, направленным на рождение очередного ребенка или отказ от рождения.

10 Доминирующий в отечественной науке подход к изучению репродуктивных установок исходит из того, что при планировании деторождения индивиды руководствуются установками детности, в рамках которых измеряется идеальное (гипотетическое), желаемое (предпочитаемое) и ожидаемое (планируемое) число детей. На этом теоретическом фундаменте построены многочисленные эмпирические исследования, в том числе мониторинговые, которые проводятся Росстатом, НИУ ВШЭ и др. В последние годы наметилась ревизия данного подхода, связанная как с усилением внимания к ситуационной составляющей репродуктивных установок, их изменчивостью в процессе деторождения, так и с попыткой отхода от их количественного измерения [Костина, 2020].
11 В основе авторской модели типологии многодетности лежит идея о ситуационном характере (изменчивости) репродуктивных установок (поведения) матерей на протяжении репродуктивного периода. Согласно диспозиционной теории В.А. Ядова, установки формируются под влиянием определенной социальной среды или социальной ситуации, т.е. имеют изменчивый характер. Изменения репродуктивных установок могут происходить под влиянием различных факторов (жизненных обстоятельств). О.Н. Калачикова методом «дерева решений» выявила ряд факторов («узлов принятия решений»), которые влияют на принятие решения о том или ином виде репродуктивного поведения (стратегии репродуктивного поведения). К ним относятся точки принятия решений о заключении брака, прерывании беременности, количестве детей [Калачикова, 2018]. Изменение репродуктивных установок (ценности детей) под влиянием жизненных обстоятельств описывается и в других современных исследованиях. Например, А.И. Антонов и М.А. Гусева доказывают влияние появления в семьях онкологически больного ребенка на изменение ценностей и репродуктивных установок супругов [Антонов, 2019].
12 Авторами выделены следующие исследовательские вопросы: во-первых, выявление репродуктивных установок и характера их изменений в ходе жизненного пути матери, во-вторых, анализ факторов, которые оказали влияние на репродуктивное поведение в целом и на принятие решения о рождении третьего и последующих детей. В качестве гипотезы проверялось влияние таких факторов как особенности родительской семьи многодетной матери (и/или супруга), репродуктивные установки партнера (супруга), религиозность матери (и/или супруга), материальное положение и его изменение матери (семьи в целом), трудовой путь (образование и занятость) матери. Исследование проводилось методом нарративного интервью, использование которого позволяет не только описать состояние репродуктивных установок (поведения) многодетных матерей, но и получить информацию об их особенностях и изменениях на протяжении репродуктивного периода матери.
13 Объектом исследования выступили многодетные матери, проживающие на территории Уральского федерального округа (Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа). В качестве многодетных рассматривались семьи с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет (или до 23 лет, если ребенок получал очное образование), либо если мать беременна третьим ребенком.
14 В июле–октябре 2019 г. была проведена серия нарративных интервью с многодетными матерями, проживающими в различных типах населенных пунктов (крупный, средний, малый город, сельский населенный пункт) и находящихся в различных экономических условиях (доход на члена семьи выше или ниже прожиточного минимума, N=501). При формировании выборки использовалось сочетание «удобной выборки», предполагающей установление контактов с «удобными» для исследователя единицами выборки – лицами или группами лиц, отобранными для участия в исследовании, когда контакты респондентов давали органы местного самоуправления и общественные организации; метода «снежного кома», когда респондент делится контактами друзей, коллег, знакомых, подходящих под условия отбора и имеющих возможность принять участие в опросе. Использование данных видов выборки обусловлено особенностями самого метода, предполагающего длительность проведения интервью и относительную «доверительность» со стороны респондентов. Проведение нарративного интервью предполагало аудиозапись устного рассказа респондентов как ответа на вопрос «Как вы стали многодетной семьей и как протекает ваша жизнь в настоящее время?» с последующим транскрибированием и оформлением стенограммы. Использование нарративного интервью позволяет раскрыть основные варианты перехода к многодетности. При помощи открытого кодирования выделены смысловые фрагменты текстов, которые на следующем этапе анализа объединялись в тематические категории, представляющие собой описание жизненных ситуаций рождения детей. Также использовался метод постоянных сравнений, который позволил выделить сходства и различия в жизненных ситуациях перехода к рождению новых детей.
1. Возраст опрошенных многодетных матерей составил от 24 до 49 лет, при этом пять человек – в возрасте до 30 лет, десять человек – от 31 до 35 лет, пятнадцать – до 40 лет, шестнадцать – от 41 до 45 лет, четыре человека – старше 45 лет. Количество детей у респонденток варьировалось от трех до десяти: У большинства опрошенных трое детей (включая приемных детей) – (35 человек), девять человек имели четверых детей, трое – пятерых детей (еще трое – от шести до десяти детей). Возраст первых детей у многодетных матерей варьировался от 3-х до 27 лет, последних – от 3-х месяцев до 11 лет. Опрошены многодетные матери практически всех основных социальных групп, чьи особенности могут детерминировать мотивацию рождений. Во-первых, это матери с различным брачным статусом – находящиеся в единственном браке (30 человек), серийно моногамные (13 человек – находящиеся во втором и пять – в третьем браке), не состоящие в браке (2 респондентки). В основном опрошены женщины с высшим образованием (32 чел.), со средним общим (семь человек), средним профессиональным (10 респонденток), имеют ученую степень одна мама. По материальному положению у 29 информантов доход семьи составляет 70 тыс. руб. в месяц, 14 чел. – до 130 тыс. и семь – имеют более 130 тыс. рублей совокупного ежемесячного дохода. Пропорционально представлены матери, проживающие в различных типах поселений – мегаполисе, крупном городе, среднем и малом городе, сельской местности.
15 Во многом «жизненные истории», аргументация респондентами своего поведения, интерпретация прошлого опыта носят субъективных характер. «Репрезентируемые» респондентами мотивы являются социально обусловленными, т.е. выбранными из «словаря мотивов» – набора актуальных в конкретной социально-исторической ситуации понятий, посредством которых индивиды интерпретируют свое поведение [Миллс, 2011]. В ходе анализа авторы пришли к выводу, что детерминирующими факторами перехода к многодетности (рождении детей в целом) выступают, во-первых, динамичность репродуктивных установок матерей под влиянием особенностей жизненных ситуаций, и, во-вторых, особенности контрацептивного поведения матерей (партнеров). Под последним мы понимаем отношение к контрацепции и ее использование, отношение к абортам у женщины и ее партнера. Определяется оно социально-психологическими характеристиками матерей и отцов, в том числе их религиозностью (но не только). Этот фактор в нашем теоретическом конструкте получил название темпорально-осознанного характера ориентации матери (родителей) на рождение детей или «плановости» появления детей.
16 В итоге теоретический конструкт предполагал три измерения: начальные репродуктивные установки, особенности контрацептивного поведения, факторы, влияющие на репродуктивные и контрацептивные установки. По нашему мнению, данный конструкт позволяет учесть и обобщить сложившиеся в современных исследованиях представления об особенностях репродуктивного поведения и в то же время избежать их недочетов.
17 Например, в подходе О.Н. Борисова и И.В. Павлюткина в основании типологии лежат разные факторы – брачность (типы планируемой и формальной многодетности), особенности репродуктивного поведения как результата контрацептивного поведения (отказа от препятствий к деторождению или отказа от абортов), внешнее давление социального окружения. По нашему мнению, данные типы частично перекрывают друг друга – например, совместный тип многодетности (под влиянием социального окружения) может быть реализован как первом (единственном), так и повторном браках (что будет соответствовать планируемой и формальной многодетности).
18

Особенности репродуктивных установок многодетных.

19 Применение качественного метода исследования позволило сделать выводы о репродуктивном поведении многодетных матерей в темпоральном измерении. Во-первых, описаны репродуктивные установки многодетных матерей. Отмечено, что многодетные матери в ряде случаев акцентировали внимание на «отправных», «начальных» для рождения детей репродуктивных установках (далее – НРУ), которые либо реализовывались (подтверждались), либо трансформировались под влиянием жизненных событий. Также отметим, что не все многодетные матери четко формулировали отношение к деторождению, что, по нашему мнению, говорит о несформированности установок, их неустойчивом характере, либо о низкой степени саморефлексии, что ставит под сомнение ценность количественного измерения установок. В целях концептуализации начальные репродуктивные установки многодетных родителей мы условно разделили на два уровня: «низкие», ориентированные на малодетность, и «высокие», ориентированные на «большую семью» или многодетность. В первом случае матери отмечали, что изначально не ориентировались на многодетность: «…многодетной стали совершенно незаметно для нас. Никаких планов по поводу многодетности никогда не строили…» (Евгения, 44 года, четверо детей); «…даже и не думали когда-то, что будем многодетными, еще чего-то…» (Юлия, 36 лет, пятеро детей). Отмечали, что количество рожденных детей превысило количество ожидаемых: «А так, в принципе, я планировала, что будет только один ребенок. А тут на тебе и трое…» (Ольга, 31 год, трое детей); «…сейчас у нас четверо детей, вот думала двое там ну трое мечтала, вот так вот. Но и то трое - это максимальное количество там…» (Анастасия, 38 лет, четверо детей).
20 Во втором случае матери отмечали свое желание иметь «большую семью»: «Да, я всегда знала, что у меня будет трое. Почему-то вот так вот…» (Юлия, 37 лет, трое детей); «Хотелось, конечно, большую семью хотелось…» (Лиона, 27 лет, трое детей); «…Поэтому, когда мы уже женились, у меня были четкие представления, что я хочу четверых детей…» (Елена, 39 лет, трое детей). В отдельных случаях НРУ включала ориентацию не только на количество, но и пол детей: «…Еще в детстве, мама потом вспоминала, что у меня установки были на создание семьи однозначно с самого раннего детства. Во-первых, я сколько себя помню, я точно знала, что первого ребенка у меня будут звать Саша, то есть, я однозначно знала, что у меня будут дети. У меня никогда не было в этом сомнений, у меня однозначно была установка, я всегда хотела, значит, мальчика, желательно двух близнецов и потом через несколько лет девочку…» (Анна, 29 лет, пятеро детей).
21 В ряде исследований отмечается роль репродуктивных установок отца, а также общих семейных установок на рождение детей. В ходе интервью многодетные матери отмечали и совпадение НПР у себя и супруга, и отличия. Во-первых, это могут быть низкие НПР у женщины и высокие у мужчины: «Вообще не хотела детей, я боялась, вдруг я не смогу их полюбить, тогда я им испорчу жизнь. Муж всегда представлял какую он хочет жену, детей, всегда говорил, что он очень семейный человек» (Наталья, 35 лет, трое детей); «Никогда не предполагала, что у меня столько детей будет. У меня когда родился первый ребенок, я еще лет семь спустя, долгое время говорила: «Нет, никогда у меня больше детей не будет, мне одного ребенка очень даже достаточно»... Муж то всегда был за, всегда говорил: «Ты что, большая семья – это хорошо, это замечательно» (Ксения, 41 год, пятеро детей). Встречаются и противоположные ситуации, а также ситуации, когда НПР совпадали. При этом, например, при низких НПР у супругов в итоге реальное количество детей было выше: «…мы просто когда разговаривали, кто сколько хотел бы детей, помню, что муж сказал – двоих…Я в своей семье была одна, и я, конечно, испытала на себе все эти прелести одиночества, я, конечно, хотела двое детей, двое, как минимум. Но я не думала, что четверо там будет…» (Анастасия, 38 лет, четверо детей).
22 Второй выделенный нами аспект репродуктивного поведения многодетных касался темпорально-осознанного характера ориентации матери (родителей) на рождение детей. Речь идет о «планировании» появления детей. С этой точки зрения можно говорить о «планируемом» и «непланируемом» характере многодетности, обусловленным во многом особенностями контрацептивно-абортивного поведения. Так, «непланируемые» рождения, в основном, являются следствием «традиционного» репродуктивного поведения, связанного с отказом от контрацепции или ее непостоянным характером, либо неприятием абортов как выхода из репродуктивной ситуации беременности. При этом надо отметить, что многодетные матери в ходе описания контрацептивно-абортивного поведения, говорили не только о себе, но и о супруге: «…я ему говорю: «Надо предохраняться», а он говорил: «Что будет, то будет, ничего страшного, дети – это радость» (Ольга, 31 год, трое детей); «…Но он говорит: «Если вдруг забеременеешь, будем делать аборт». Я ему сказала нет, абортов делать не буду, так что делай все, чтобы я не забеременела, раз ты не хочешь детей. Если я забеременею, я рожу…» (Ольга, 39 лет, четверо детей). В итоге часто при «непланируемом» характере многодетности появление детей описывается в терминологии «так получилось»: «Так получилось, что встретила мужа, у нас нечаянно получился ребенок…» (Ирина, 30 лет, четверо детей).
23 «Непланируемый» характер рождений описывается следующим образом: «Не решали, все само собой… Забеременела, родила, все» (Наталья, 36 лет, четверо детей); «Ну, планировать не планировали. Ну, если получилось, значит, дано. Не отказывались…» (Ольга, 45 лет, десять детей); «…Потом видать в силу того, что это деревня, мало какой-то информированности, я тут же получается забеременела второй дочкой…» (Мария, 33 года, трое детей); «…Не запланировали, не ожидали, но появился на свет… То есть не появился, а я забеременела, узнала, что я беременна…» (Юлия, 36 лет, пятеро детей).
24 Также «непланируемая» многодетность может быть следствием повторного брака уже имеющих детей супругов: «…И с рождением ребенка, получилось так, что у меня сразу получилось три ребенка, фактически. Да, то есть, свой младенец, еще постарше ребенок и еще старший ребенок (два ребенка дети мужа от первого брака – примечание автора)» (Анна, 29 лет, семеро детей).
25 «Планируемый» характер рождений предполагает наличие длящихся во времени желаний и (или) усилий матери (родителей) по появлению первого и последующих детей: «…Мы даже не думали, мы сразу знали, что как только первого подрастем, мы родим второго... Мы планировали. И третьего мы планировали…» (Юлия, 37 лет, трое детей).
26 Кроме этого, необходимо отметить, что и темпорально-осознанный аспект репродуктивного поведения также носит непостоянный характер, и может меняться в отношении рождения последующих детей: «…Ну второй вот ребенок оказался у нас запланированным. Мы его ждали. Первый ребенок у нас случайным оказался. Вернее, мы его не планировали…» (Ксения, 41 год, пятеро детей); «…Первого ребенка мы не планировали, были еще молодыми, так получилось. Второй тоже… не вовремя, как сказать… А третьего малыша мы планировали…» (Евгения, 44 года, четверо детей); «Поэтому у нас первый ребенок был очень осознанный, скажем так. Очень такой запланированный... Рождение следующего ребенка было большой неожиданностью, если честно сказать. Потому что… я поняла, что беременна, когда там было уже месяцев шесть. (смеется). И понятно, что это было таким сюрпризом и шоком одновременно. Не могу сказать, что я была в восторге вообще от этого (смеется) состояния. Но времени на раздумье было мало, поэтому стали готовиться к тому, чтобы стать родителями во второй раз. Последующие дети также не скажу, что были очень запланированными в нашей семье…» (Елена, 48 лет, пятеро детей).
27 Темпорально-осознанный аспект рождений касается не только принятия решения о количестве детей, но и тайминга рождений, и подготовки к рождению детей. Некоторые матери указывали на то, что четко рассчитывали время рождений детей на протяжении всего репродуктивного периода, например: «…Я сознательно делала так, чтобы расстояние между детьми было не больше двух лет, так как считаю, что детям так лучше расти, ведь они будут близки по возрасту» (Анна, 32 года, трое детей) или «…. себе года наметила, на какое время, то есть, чтобы где-то два с половиной, три с половиной года был пропуск, потому что я на своем опыте поняла, что, когда дети идут подряд, это не очень благоприятно. И это, во-первых, родителям тяжело, что сразу двое детей маленьких, во-вторых, детям тяжело вот в эти первые годы» (Елена, 39 лет, трое детей). Часть матерей не планировала время рождений из-за разных причин: начиная от того, что никогда не задумывалась об этом, до причин религиозных – «сколько Бог даст». Планируемый характер рождений проявился, например, в попытке зачатия ребенка определенного пола: «… хотели уже мальчика. И… мы высчитывали дни, чтоб получился именно мальчик, желанный у нас был третий» (Евгения, 44 года, четверо детей); «Мы вот все, если честно, прям высчитывали, подгадывали там по календарям, чтобы был мальчик» (Юлия, 36 лет, пятеро детей). Также многодетные матери говорили и о здоровьесберегающих практиках в ходе подготовки к беременности и рождению, но в основном, не первенца, а последующих детей: «…вот когда к Мише, я ничего не планировала. Сейчас к этой да, готовилась. И УЗИ, и анализы, а с теми как-то пошло…» (Анастасия, 33 года, четверо детей).
28 Третьим конпептуальным аспектом выступает ситуационная составляющая репродуктивных установок. Возникает вопрос, под влиянием каких жизненных ситуаций произошло изменение репродуктивной установки с «низкой» на «высокую» у многодетных матерей. По нашему мнению, можно выделить несколько «ключевых» событий, влияющих на репродуктивные установки матерей (родителей): репродуктивные, брачные, стрессовые и др. Рассмотрим их более подробно. Во-первых, это репродуктивные события, к которым можно отнести, прежде всего, беременность. Наступление незапланированной беременности вынуждает принимать решение о рождении ребенка или отказе от него: «…Вот когда забеременела, решила, что надо нам все-таки…» (Мансура, 43 года, трое детей). Это решение также не всегда носит «планируемый» характер: «…Ну вот я думала оставлять мне третьего ребенка или нет, я даже сходила и записалась на аборт. Ну у нас вот такая система медицины, что меня так долго проволындали туда-сюда. Муж сказал, что я тебе денег не дам. Хочешь – делай бесплатно… А пока меня проволындали…поезд ушел, опоздали…» (Ксения, 41 год, пятеро детей).
29 Во-вторых, это брачные события (вступление в сожительства, браки, в том числе повторные). Матримониальное поведение многодетных матерей носит разнообразный характер. Большая часть принявших участие в интервьюировании живут в первом и единственном браке, который, в основном, ранний: «…Мы с ним (с настоящим мужем – примечание автора) встретились, когда нам было по 17,5 лет. Мы начали вместе в общежитии жить…» (Евгения, 44 года, четверо детей); «Муж мой жил в этом же городе, но познакомились мы с ним только в старших классах и в общем так получилось, что, заканчивая школу, я уже была беременна» (Наталья, 41 год, трое детей); «Познакомились мы за год до свадьбы, мне 21, ему 22. И вот уже 15 лет как мы живем» (Наталья, 35 лет, трое детей). Однако присутствуют и другие практики, например, серийной моногамии – это многодетные семьи, в которых у некоторых (или каждого) из детей могут быть разные отцы. Это происходит в ситуации, когда многодетная мать неоднократно вступала в официальный или фактический брак, в результате которого появлялся еще один ребенок или дети: «…Потом так получилось, что мы развелись с мужем. Я вышла замуж второй раз. Ну и соответственно родила третьего ребенка, мальчика…» (Мария, 33 года, трое детей); «…а потом как-то один за одним и второй (ребенок – прим. автора) появился, потом мы с ним (мужем – примечание автора) поругались, уехал на вахту, там нашел другую, ну я с горя с соседом начала жить. С ним третий родился, тех воспитывает, тот за первую платит алименты, а второй на меня записан … Все дети записаны на меня. Каждый ребенок от каждого мужчины записан на меня. И этот ребенок. …. Он хотел на себя его записать. Я говорю, нет, официального брака нет, я буду записывать на себя. Официальный брак он (третий, отец последнего ребенка – прим. автора) не хочет…» (Лиона, 27 лет, трое детей). Влияние вступления брак на принятие решения о рождении ребенка описано, например, в исследованиях О.Н. Калачиковой и А.В. Короленко. Точка принятия решения о вступлении в брак и отношение к заключению брака выделены авторами в качестве «узла» дерева решений, описывающего репродуктивное поведение населения [Калачикова, 2018].
30 В-третьих, на готовность к деторождению могут оказывать влияние «стрессовые» жизненные события. Чаще всего толчком для пересмотра репродуктивных установок становилось заболевание ребенка, которое имело постоянный и/или неизлечимый характер, приводило к инвалидности или возможности ранней смерти ребенка: «…Когда дочка родилась с таким диагнозом, я думала вообще больше не буду рожать. Потом как бы посмотрела на то, что раз первый ребенок больной вот так получилось, нужно попробовать второго…» (Кристина, 36 лет, трое детей); «Но когда в 15 с Никитой случилось, он закончил девятый класс и у него (кома – прим. автора) Вот именно в этот момент пришло понимание, что все настолько зыбко и что нам вот непременно обязательно нужно еще детей» (Наталья, 41 год, трое детей).
31 Формирование (изменение) репродуктивных установок связано с ценностно-мотивационной системой родителей. Отслежено, что повышение уровня религиозности (или приход к религии) оказал значительное влияние на репродуктивное поведение одного (обоих) родителей, прежде всего, на его темпорально-осознанный характер: «…И врачи спрашивают: будешь еще рожать, я говорю...ну, как Бог даст. На рожон лезть не будем, скажем так, но если Бог даст, то родим еще…» (Анастасия, 38 лет, четверо детей). Религиозные многодетные матери зачастую демонстрируют отказ от контрацептивного и абортивного поведения: «… Мы повенчались, мы планировали не то что много детей, но мы не противились, делать аборты у нас даже не вставало об этом...» (Евгения, 44 года, четверо детей).
32

Модели многодетности.

33 Анализ интервью показал различие сценариев прихода к многодетности. Итоговая модель многодетности сконструирована на основе двух пар дихотомий: «высокие начальные репродуктивные установки – низкие начальные репродуктивные установки» и «планируемая многодетность – не планируемая многодетность». Их сочетание позволило выделить четыре модели многодетности: «традиционная», «спонтанная», «трансформирующаяся» и «осознанная».
34 «Традиционная» многодетность предполагает «высокие» начальные репродуктивные установки, а также «непланируемый» характер рождений. Такой тип многодетности свойственен семьям, где в основании репродуктивного поведения лежат ценности «большой семьи» одного или обоих супругов с одновременным отказом от абортов и/или постоянной контрацепции. «Традиционный» тип многодетности среди принявших участие встречался достаточно редко. Модель «трансформирующейся» («изменяющейся») многодетности основывается, во-первых, на изначально «низких» репродуктивных установках матери, которые в течении репродуктивного периода претерпевают изменения, и, во-вторых, предполагает «осознанный», плановый характер рождений. Наиболее ярким примером такого типа многодетности может служить принятие решения о рождении последующих детей в ситуации болезни ребенка. Также такой характер многодетности проявляется в случаях планирования совместных детей в повторных браках: «…У меня был первый муж, двое детей, мы с ним прожили в принципе-то 12 лет. Ну разошлись. Сейчас вот у меня второй муж. Как бы вот третий ребенок будет, на 8 месяце я…потому что у второго мужа нету детей…» (Наталья, 31 год, беременна третьим ребенком); либо планирования рождения ребенка определенного пола: «…супругу захотелось дочку. Он мне постоянно смс-ки отправлял, хочу дочку, подари мне Машеньку» (Диана, 35 лет, трое детей).
35 Достаточно часто матери демонстрировали модель многодетности, который мы назвали «спонтанная» многодетность. Он характеризуется низкими начальными репродуктивными установками и непланируемым характером рождений. Этот сценарий наиболее свойственен религиозным матерям, которые появление детей отдают на волю «высших сил». В то же нельзя сказать, что данный тип многодетности присутствует только у религиозных матерей. Он также присущ матерям, проживающим в небольших (сельских) населенных пунктах, с низким уровнем образования, невысоким достатком, и коррелирует опять же с опорой на случай или «высшие силы», а также отсутствием планируемого контрацептивного поведения. Третий вариант такой модели многодетности проявляется в случае наступления непланируемой беременности с отказом от абортивного поведения либо его невозможностью (например, из-за позднего срока беременности или медицинских противопоказаний).
36 «Осознанная» многодетность предполагает высокие начальные репродуктивные установки матери (родителей) и планируемый характер рождения детей. Один из типичных портретов представителей данной группы – когда оба супруга имеют высшее образование, занимаются высококвалифицированным трудом, имеют средний или средневысокий доход. Можно сказать, что они целенаправленно реализуют свои представления о «большой семье», в том числе рассчитывают тайминг рождений. В такой модели поведения рождение и воспитание детей становится для матери практически профессиональной деятельностью с отказом от традиционной трудовой карьеры и часто совмещается с общественной деятельностью. Это, на наш взгляд, наиболее перспективный с точки зрения воспроизводства населения тип многодетности.
37

Итоговые замечания.

38 Вопрос о детерминантах принятия решения о рождении большего количества детей, чем обосновано распространенными на данном этапе развития общества нормами детности, является одним из ключевых при определении демографической политики государства. Проведенное исследование позволило сделать выводы о том, что современная многодетность не является только следствием реализации матерями изначально высоких установок детности (выраженные в репродуктивных установках – желаемом количестве детей). Нами установлено детерминирующее влияние жизненных ситуаций на изменение паттерна репродуктивного поведения как в сторону снижения, так в сторону увеличения реального количества детей.
39 Анализ результатов нарративного интервью показал, что стратегии поведения женщин (родителей), приводящие к многодетности, достаточно разнообразны. В итоге репродуктивное поведение многодетных можно описать в формате двух пар дихотомий: во-первых, по отношению к начальным репродуктивным установкам матери (родителей) – высокие или низкие, и, во-вторых, относительно темпорально-осознанного характера многодетности – планируемая или не планируемая. Их сочетание в итоге дает четыре основных типа многодетности – традиционную, осознанную, спонтанную и трансформирующуюся. Другой вопрос, возникший из вывода о несовпадении реального количества рожденных детей с начальными репродуктивными установками матери (родителей), связан определением тех факторов, которые оказали влияние на изменение данных установок. К ним можно отнести ряд «ключевых» событий – репродуктивных (ситуация беременности), стрессовых (болезнь ребенка), матримониальных (вступление в сожительство или брак), ценностно-этических (повышение религиозности).

Библиография

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: МГУ, МУБУ («Братья Карич»), 1996.

2. Антонов А.И., Гусева М.А. Диспозиционная регуляция репродуктивного и самосохранительного поведения в нетипичных семьях с больным ребенком // Социальные аспекты здоровья населения. 2019. №1 (65). С. 2–31. DOI: https://dx.doi.org/10.21045/2071-5021-2019-65-1-2

3. Беляева М.А. Девиантное родительство в контексте репродуктивной культуры современной семьи // Знание. Понимание. Умение. 2012. №3. С 207–212.

4. Борисова О.Н., Павлюткин И.В. Вариативность моделей современной городской многодетности: возрождение традиции, новые браки или сетевые эффекты? // Мир России. Социология. Этнология. 2019. №4. С.128–151.

5. Данина М.М., Голзицкая А.А., Куминская Е.А., Маркова С.В., Карпинский К.В., Колышко А.М. Современное состояние исследований в области регуляции репродуктивного поведения супругов // Национальный психологический журнал. 2016. № 2 (22). С. 73–83.

6. Гурко Т. А. Новые семейные формы: тенденции распространения и понятия // Социологические исследования. 2017. №11. С. 99–110. DOI: 10.7868/S0132162517110113

7. Калачикова О.Н., Короленко А.В. Модели репродуктивного поведения населения (на материалах Вологодской области) // Народонаселение. 2018. № 4. С.109-120. DOI: 10.26653/1561-7785-2018-21-4-10

8. Клупт М. А. Влияние семейной политики и нормативных представлений о семье на рождаемость: компаративный анализ // Социологические исследования. 2020. №3. С. 40–50. DOI: 10.31857/S013216250008812-6

9. Костина С.Н., Банных Г.А. Мотивация рождаемости: перспективы развития теории // XXII Уральские социологические чтения. Национальные проекты и социально-экономическое развитие Уральского региона: материалы Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2020.

10. Костина С.Н., Зайцева Е.В., Банных Г.А. Дети как ценность: современные подходы в фамилистике // Вестник экономики, права и социологии. 2019. №3. С.117–122.

11. Миллс Ч.Р., Корбут А., Баньковская С. Ситуативные действия и словари мотивов // Социологическое обозрение. 2011. №3. С. 98–109.

12. Окольская Л.А. Индивидуалистические и социально ориентированные родительские ценности в российских регионах // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 93–105. DOI: 10.31857/S013216250009298-0

13. Павлюткин И. В., Голева М. А. Как создаются семьи с большим числом детей: типы жизненных переходов родителей // Социологические исследования. 2020. №7. С. 106–117. DOI: 10.31857/S013216250009564-3

14. Пермякова Т.В., Красноперова А.А. Многодетная семья в оценках жителей Екатеринбурга // Социально-экономические и демографические аспекты реализации национальных проектов в регионе: сборник статей X Уральского демографического форума: в 2-х т. Т. II. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2019. С. 235–243.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести