- PII
- S013216250009565-4-1
- DOI
- 10.31857/S013216250009565-4
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume / Issue 11
- Pages
- 149-156
- Abstract
The paper presents results of the sociological study “Prospects and problems of teaching foreign citizens in Russian institutions of higher education”, devoted, in particular, to adaptation problems of foreign citizens to both the learning process at Russian universities and life in Russia. Attention is paid to the importance for many countries of a focused policy to increase the export of higher education, also within the implementation of academic excellence initiatives. The main projects and programs that have been implemented in recent years in the Russian Federation aiming to attract foreign citizens to study at Russian universities are discussed. The adaptation of foreign citizens studying at Russian universities is considered within the scope of the level of proficiency in Russian, adaptation to the educational process at the university, satisfaction with living conditions, and financial opportunities. Results of the study indicate effectiveness of the measures to adapt foreign students. This is evidenced by the rather effective interaction of universities at the stage of attracting and admitting foreign citizens, high satisfaction with studying at a Russian university, favorable living conditions, and also the desire of a significant part of foreign students to find work in the Russian Federation in the future. At the same time, main problems for the social group under discussion remain difficulties with finding a job (part-time job) while studying, in a significant number of cases, low proficiency in English by university staff, as well as periodic manifestations of everyday nationalism.
- Keywords
- higher education, university, public policy, export of education, adaptation of foreign students, academic excellence initiatives, Project 5-100
- Date of publication
- 22.12.2020
- Year of publication
- 2020
- Number of purchasers
- 4
- Views
- 89
Об исследовании.
Адаптация иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, – многосторонний процесс, который проходит не только в рамках обучения и привыкания к новому языку, кругу общения, но и на бытовом уровне, в периоды отдыха и досуга, предполагает погружение в новую реальность с ее институциональными и социально-экономическими особенностями [Арефьев, Шереги, 2015].
Опрос иностранных студентов в рамках социологического исследования «Перспективы и проблемы обучения иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования» проведен ФГАНУ «Социоцентр» в сентябре-октябре 2019 г. Статистическая погрешность не превышает 2%. Метод исследования – личные интервью с иностранными гражданами по формализованной анкете, которая содержала все типы вопросов: закрытые, полузакрытые и открытые. В опросе прияли участие 4039 иностранных граждан из 116 стран, в том числе 3589 иностранных студентов (бакалавриат, специалитет, магистратура) и 450 слушателей подготовительных отделений 86 российских вузов. Были отобраны учебные заведения: 21 вуз, участвующий в Проекте повышения конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100) и/или консорциуме вузов приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (40 вузов в том числе 13 участников Проекта 5-100); университеты с наибольшим количеством иностранных граждан. Следующая ступень выборки предполагала квотный отбор иностранных граждан в обозначенных университетах в соответствии с их распределением по странам, из которых они приехали на обучение. В опросе приняли участие студенты, представляющие следующие регионы: страны СНГ и Балтии – 58,2%, Азии – 22,3%, Африки (кроме Северной) – 11,5%, Ближнего Востока и Северной Африки – 4,7%, Европы (Западной, Восточной, Северной, Балканские страны) – 2,0%, Латинской Америки – 1,3%.
Уровень владения русским языком.
Несмотря на усилия российских вузов по формированию англоязычной среды для образовательного процесса и неформального общения [Муха, Можаева, Лысенко, 2018], подавляющее большинство участников опроса обучается на русском языке (89,9%). Данный показатель чуть ниже среди представителей стран дальнего зарубежья – 77,9% (т.е. более пятой части данной группы опрошенных обучаются на иностранном, преимущественно английском, языке). Среди респондентов из стран СНГ доля обучающихся на русском приближается к 100% (98,6%). Слушатели подготовительных отделений обучаются на иностранном языке несколько чаще (14%) в сравнении со студентами (9,5%).
Большинство респондентов владеет русским языком на уровне, достаточном в процессе обучения и в быту (рис. 1). Наиболее серьезные трудности из-за плохого знания/незнания русского языка испытывает часть иностранных граждан из стран дальнего зарубежья и слушатели подготовительных отделений. Самые большие сложности возникают при оформлении документов, взаимодействии с органами власти для 26,9% респондентов из стран дальнего зарубежья, причем 30% - для выходцев из Западной и Северной Европы, стран Ближнего Востока и Северной Африки, для слушателей подготовительных отделений – 37,6%1.
Рис. 1. Уровень знания русского языка иностранными гражданами, обучающимися в российских вузах, %
Адаптация к учебному процессу в университете.
Исследование показало, что в основном иностранные студенты целенаправленно выбирали обучение в российских вузах. Среди главных причин – более качественное образование, что является наиболее весомым аргументом для граждан ближнего зарубежья, а также желание учиться именно в России, характерное для всех респондентов (табл. 1).
Таблица 1. Причины выбора иностранными гражданами российского высшего образования, %
Российские вузы активно выстраивают коммуникации с потенциальными иностранными студентами [Пимонова, Фомина, 2018; Масич, 2015]. Не сталкивались с трудностями при поступлении в российский вуз 2/3 (64,2%) респондентов. Вместе с тем среди выходцев из дальнего зарубежья таковых только 57,5% (среди респондентов из ближнего зарубежья – 70,1%). Наиболее значительна доля студентов, которые говорили о проблемах на этапе поступления, среди представителей стран Центральной и Южной Африки (47,4%), Латинской Америки (49,0%).
Основная трудность была связана с длительным ожиданием ответа о зачислении (от нескольких месяцев до полугода) (41,4%). Кроме того, почти каждый третий респондент из дальнего зарубежья отмечал, что сотрудники российских вузов не слишком хорошо владеют английским языком (29,5%).
Сам процесс обучения в российских вузах у подавляющего большинства иностранных граждан вызывает в основном положительные эмоции: 53,7% удовлетворены им полностью; 43,8% респондентов в целом устраивает вуз, но есть некоторые проблемы. Среди таковых – избыток непрофильных дисциплин, недостаток практических занятий и отсутствие преподавания на иностранном языке. В первую очередь нехватку преподавания на английском отмечали участники опроса из стран Западной и Северной Европы, Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, а также Центральной и Южной Африки) (табл. 2)2.
Таблица 2. Причины, влияющие на снижение степени удовлетворенности иностранных студентов обучением в российском вузе, %
По сравнению с 2015 г. оценки различных направлений деятельности вузов не претерпели существенных изменений. Намного больше положительных мнений сложилось в отношении только одного параметра – состояния учебных аудиторий.
Важный индикатор адаптации иностранных студентов к учебному процессу – оценка соответствия качества обучения первоначальным ожиданиям. Он складывается на основе погружения в образовательный процесс, зависит от того, насколько комфортно студенту учиться, взаимодействовать с педагогами и студентами, воспринимать преподаваемый материал. Для подавляющего большинства респондентов реальность совпала с их чаяниями, правда, для выходцев из ближнего зарубежья – в большей степени, чем для гостей из дальних стран. Среди иностранных студентов, обучающихся по различным специальностям, чаще указывали на полное соответствие качества обучения ожиданиям слушатели естественнонаучных направлений, энергетического профиля, социальных и гуманитарных наук (за исключением русского языка, филологии, лингвистики, экономики, управления, права) (рис. 2).
Рис. 2. Соответствие качества обучения в российском вузе личным ожиданиям иностранных граждан, %
Удовлетворенность бытовыми условиями.
Значительную часть времени иностранные студенты проводят за пределами вуза [Петров и др., 2019]. Возможно, в связи с этим основные трудности, на которые указывали респонденты, напрямую не связаны ни с процессом обучения, ни с бытом, ни с другими сферами жизнедеятельности, на которые возможно каким-либо образом повлиять. В основном их тяготит климат и удаленность от родины, семьи, друзей [Корнева, Плотникова, 2015]. Трудности также обусловлены низким владением русским языком, бытовыми проблемами, наиболее актуальны они для представителей дальнего зарубежья, для слушателей подготовительных отделений. Такие факторы, как условия проживания в общежитии (3/4 респондентов проживает в общежитии), размер медицинской страховки не вызывают у превалирующей части рассматриваемой группы каких-либо серьезных нареканий.
Что касается безопасности, мнение о ее низком уровне в России у потенциальных студентов формируется в том числе под влиянием личного опыта других иностранных слушателей. В рамках проведенного опроса практически каждый четвертый отметил, что за время обучения в вузе сталкивался с проявлениями недружественных чувств (24,1%). Это самый низкий с 2015 г. показатель «уровня недружелюбности». При этом представители дальнего зарубежья, особенно стран Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, Центральной и Южной Африки, Латинской Америки чаще сталкиваются с проявлениями бытового национализма (66,2%3).
Оценка финансовых возможностей.
По данным опроса, 60,9% респондентов, вне зависимости от страны, характеризуют доход своей семьи как средний, 23,4% – как высокий. Более половины иностранных граждан, получающих образование в российских вузах, тем или иным способом оплачивают свое обучение. Наибольшая доля обучающихся бесплатно отмечена среди представителей ближнего зарубежья (табл. 3).
Таблица 3. Источники оплаты обучения иностранных студентов в российских университетах, %
Подавляющее большинство участников опроса оценивает уровень оплаты обучения как приемлемый (58%) или невысокий (32%) – несмотря на ее увеличение по сравнению с 2015 г. Более того, доля респондентов, для которых данная сумма очень высока, за рассматриваемый период времени сократилась.
Кроме платы за учебу, у иностранных студентов много других издержек: наиболее значительны ежемесячные расходы на питание (37%), одежду и обувь (16%) и жилье (13%). Улучшить материальное положение и одновременно адаптироваться в стране проживания студенты могут с помощью подработок. При этом 7,4% респондентов имеют постоянную работу, время от времени подрабатывают еще более четверти участников опроса (27%). Практически каждый второй иностранный гражданин, обучающийся в российском вузе, не работает, но хотел бы (46,3%). Половина представителей стран дальнего зарубежья солидарна с данной позицией, среди выходцев из стран Ближнего Востока, Северной Центральной и Южной Африки этот показатель незначительно превышает 50%, среди участников опроса из стран ближнего зарубежья – 43,6% (при этом доля имеющих ту или иную работку/подработку в данной группе несколько выше).
Перспективы дальнейшего трудоустройства.
По результатам проведенного исследования практически половина респондентов рассматривает возможность трудоустройства в России (47,7%). В сравнении с 2015 г. данный показатель увеличился в 2 раза (с 23,9%). Среди представителей стран СНГ желающих больше половины (59,3%) против 26,7% среди опрошенных из стран дальнего зарубежья.
Рис. 3. Страны, в которых намерены трудоустроиться иностранные студенты после окончания обучения, %
Выводы.
Результаты исследования показали: представители стран дальнего зарубежья труднее адаптируются к процессу обучения в российских университетах, к жизни в России в целом. Наибольшие трудности возникают из-за незнания русского языка, что приводит к проблемам в университете и за его пределами. В дальнейшем происходит их эскалация за рамки вузовского общения и усвоения учебного материала в сферу взаимодействия с официальными структурами при оформлении документов, трудоустройстве, в быту, при неформальных коммуникациях и т.д. Представители некоторых стран, в первую очередь Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, Центральной и Южной Африки, Латинской Америки часто сталкиваются с проявлениями недружественных чувств по отношению к себе, что является серьезным барьером для их адаптации к учебному процессу к жизни в России в целом.
Увеличение количества иностранных студентов в российских вузах, с одной стороны, свидетельствует о росте привлекательности российского высшего образования на мировой арене, с другой, требует более серьезной работы по их адаптации. Российские университеты справляются с данной работой на достаточно высоком уровне [Веревкин, Дмитриев, 2015]. Об этом свидетельствует эффективное взаимодействие вузов на стадии привлечения и поступления иностранных граждан, и высокая удовлетворенность обучением в российском вузе, и созданные достаточно благоприятные бытовые условия, и желание значительной части иностранных студентов в дальнейшем трудоустроиться на территории Российской Федерации.
Исследование не учитывает последствия всемирной пандемии COVID-19 2020 г., которые коснулись практических всех сфер жизни человечества. Мобильность и образовательный процесс в рамках этих изменений сегодня претерпевают серьезнейшие подвижки и подвергаются переформатированию. Ученые и практики пытаются переосмыслить возможности дистанционного обучения, оценить не только преимущества, но также риски и угрозы полного переходя на онлайн-платформы, найти компромисс между «реальным» образованием и его виртуальными аналогами, так как в столь турбулентных условиях необходимо иметь готовые планы действий для любых сценариев.
Пандемия сильно повлияла и на человеческую мобильность, в том числе миграционную и образовательную, кардинально изменив ее карту и интенсивность. Где и как учиться? Об этом сегодня думают молодые люди во всех странах. К размышлениям присоединяется еще более обострившийся вопрос: чему учиться в меняющемся мире? Все эти темы – вызовы и стимулы к скорейшим действиям для глобальной системы образования и России в отдельности.
References
- 1. Arefyev A. L., Sheregi F. E. (2015) Educating foreign citizens in higher education institutions of the Russian Federation. Statistics Database. Vol. 12. Moscow: Centr sociologicheskih issledovaniy. (In Russ.).
- 2. Korneva О.Yu., Plotnikova I.V. (2015) Student academic mobility: social issues. Sotsiologicheskie Issledovaniia [Sociological Studies]. No. 6: 111–115. (In Russ.)
- 3. Masich V. (2015) Science and education as the instruments of “soft power”. Vestnik RGGU: serija «Politologija. Istorija. Mezhdunarodnye otnoshenija. Zarubezhnoe regionovedenie. Vostokovedenie» [RGGU Bulletin: Series Political Science. History. International Relations. Area Studies. Oriental Studies]. No. 1: 117–125. (In Russ.)
- 4. Mukha V.N., Mozhaeva E.Yu., Lysenko A.I. (2018) Peculiarities of foreign students primary adaptation in Russian universities (on example of KUBSTU). Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl' [Historical and Social-Educational Idea]. Vol. 10 (No. 2-2): 120–126. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-120-126.
- 5. Petrov V.N., Rakachev V.N., Rakacheva Ya.V., Vashchenko A.V. (2009) Specifics of Adaptation of International Students. Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Studies]. No. 2: 117–121. (In Russ.)
- 6. Pimonova S.A., Fomina E.M. (2018) Growing attractiveness of Russian universities for international students. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis]. Vol. 22 (No. 4): 97–109. (In Russ.)
- 7. Verevkin O.L., Dmitriyev N.M. (2015) Foreign students in higher education centers of Russian federation: cost and profitability? Sociologija obrazovanija [Sociology of education]. No. 10: 32–42 (In Russ.)