- Код статьи
- S013216250009565-4-1
- DOI
- 10.31857/S013216250009565-4
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 11
- Страницы
- 149-156
- Аннотация
Статья основана на результатах социологического исследования «Перспективы и проблемы обучения иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования». Адаптация иностранных граждан рассматривается как комплексный процесс, предполагающий работу по направлениям: повышение уровня владения русским языком, адаптация к учебному процессу в университете, удовлетворенность бытовыми условиями, оценка финансовых возможностей. Подобный комплексный подход способствует адаптации иностранных граждан к процессу обучения в российских университетах и к жизни в России в целом. Результаты исследования свидетельствуют о результативной работе вузов на стадии привлечения и поступления иностранных граждан, о высокой удовлетворенности обучением в российском вузе, созданных благоприятных бытовых условиях, а также о желании значительной части иностранных студентов в дальнейшем трудоустроиться на территории Российской Федерации. При этом основными проблемами для обозначенной социальной группы остаются трудности с трудоустройством (подработкой) во время обучения и в значительном числе случаев низкое владение английским языком сотрудниками вузов.
- Ключевые слова
- высшее образование, университет, государственная политика, экспорт образования, адаптация иностранных студентов, инициативы академического превосходства, Проект 5-100
- Дата публикации
- 22.12.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 4
- Всего просмотров
- 88
Об исследовании.
Адаптация иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, – многосторонний процесс, который проходит не только в рамках обучения и привыкания к новому языку, кругу общения, но и на бытовом уровне, в периоды отдыха и досуга, предполагает погружение в новую реальность с ее институциональными и социально-экономическими особенностями [Арефьев, Шереги, 2015].
Опрос иностранных студентов в рамках социологического исследования «Перспективы и проблемы обучения иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования» проведен ФГАНУ «Социоцентр» в сентябре-октябре 2019 г. Статистическая погрешность не превышает 2%. Метод исследования – личные интервью с иностранными гражданами по формализованной анкете, которая содержала все типы вопросов: закрытые, полузакрытые и открытые. В опросе прияли участие 4039 иностранных граждан из 116 стран, в том числе 3589 иностранных студентов (бакалавриат, специалитет, магистратура) и 450 слушателей подготовительных отделений 86 российских вузов. Были отобраны учебные заведения: 21 вуз, участвующий в Проекте повышения конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100) и/или консорциуме вузов приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (40 вузов в том числе 13 участников Проекта 5-100); университеты с наибольшим количеством иностранных граждан. Следующая ступень выборки предполагала квотный отбор иностранных граждан в обозначенных университетах в соответствии с их распределением по странам, из которых они приехали на обучение. В опросе приняли участие студенты, представляющие следующие регионы: страны СНГ и Балтии – 58,2%, Азии – 22,3%, Африки (кроме Северной) – 11,5%, Ближнего Востока и Северной Африки – 4,7%, Европы (Западной, Восточной, Северной, Балканские страны) – 2,0%, Латинской Америки – 1,3%.
Уровень владения русским языком.
Несмотря на усилия российских вузов по формированию англоязычной среды для образовательного процесса и неформального общения [Муха, Можаева, Лысенко, 2018], подавляющее большинство участников опроса обучается на русском языке (89,9%). Данный показатель чуть ниже среди представителей стран дальнего зарубежья – 77,9% (т.е. более пятой части данной группы опрошенных обучаются на иностранном, преимущественно английском, языке). Среди респондентов из стран СНГ доля обучающихся на русском приближается к 100% (98,6%). Слушатели подготовительных отделений обучаются на иностранном языке несколько чаще (14%) в сравнении со студентами (9,5%).
Большинство респондентов владеет русским языком на уровне, достаточном в процессе обучения и в быту (рис. 1). Наиболее серьезные трудности из-за плохого знания/незнания русского языка испытывает часть иностранных граждан из стран дальнего зарубежья и слушатели подготовительных отделений. Самые большие сложности возникают при оформлении документов, взаимодействии с органами власти для 26,9% респондентов из стран дальнего зарубежья, причем 30% - для выходцев из Западной и Северной Европы, стран Ближнего Востока и Северной Африки, для слушателей подготовительных отделений – 37,6%1.
Рис. 1. Уровень знания русского языка иностранными гражданами, обучающимися в российских вузах, %
Адаптация к учебному процессу в университете.
Исследование показало, что в основном иностранные студенты целенаправленно выбирали обучение в российских вузах. Среди главных причин – более качественное образование, что является наиболее весомым аргументом для граждан ближнего зарубежья, а также желание учиться именно в России, характерное для всех респондентов (табл. 1).
Таблица 1. Причины выбора иностранными гражданами российского высшего образования, %
Российские вузы активно выстраивают коммуникации с потенциальными иностранными студентами [Пимонова, Фомина, 2018; Масич, 2015]. Не сталкивались с трудностями при поступлении в российский вуз 2/3 (64,2%) респондентов. Вместе с тем среди выходцев из дальнего зарубежья таковых только 57,5% (среди респондентов из ближнего зарубежья – 70,1%). Наиболее значительна доля студентов, которые говорили о проблемах на этапе поступления, среди представителей стран Центральной и Южной Африки (47,4%), Латинской Америки (49,0%).
Основная трудность была связана с длительным ожиданием ответа о зачислении (от нескольких месяцев до полугода) (41,4%). Кроме того, почти каждый третий респондент из дальнего зарубежья отмечал, что сотрудники российских вузов не слишком хорошо владеют английским языком (29,5%).
Сам процесс обучения в российских вузах у подавляющего большинства иностранных граждан вызывает в основном положительные эмоции: 53,7% удовлетворены им полностью; 43,8% респондентов в целом устраивает вуз, но есть некоторые проблемы. Среди таковых – избыток непрофильных дисциплин, недостаток практических занятий и отсутствие преподавания на иностранном языке. В первую очередь нехватку преподавания на английском отмечали участники опроса из стран Западной и Северной Европы, Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, а также Центральной и Южной Африки) (табл. 2)2.
Таблица 2. Причины, влияющие на снижение степени удовлетворенности иностранных студентов обучением в российском вузе, %
По сравнению с 2015 г. оценки различных направлений деятельности вузов не претерпели существенных изменений. Намного больше положительных мнений сложилось в отношении только одного параметра – состояния учебных аудиторий.
Важный индикатор адаптации иностранных студентов к учебному процессу – оценка соответствия качества обучения первоначальным ожиданиям. Он складывается на основе погружения в образовательный процесс, зависит от того, насколько комфортно студенту учиться, взаимодействовать с педагогами и студентами, воспринимать преподаваемый материал. Для подавляющего большинства респондентов реальность совпала с их чаяниями, правда, для выходцев из ближнего зарубежья – в большей степени, чем для гостей из дальних стран. Среди иностранных студентов, обучающихся по различным специальностям, чаще указывали на полное соответствие качества обучения ожиданиям слушатели естественнонаучных направлений, энергетического профиля, социальных и гуманитарных наук (за исключением русского языка, филологии, лингвистики, экономики, управления, права) (рис. 2).
Рис. 2. Соответствие качества обучения в российском вузе личным ожиданиям иностранных граждан, %
Удовлетворенность бытовыми условиями.
Значительную часть времени иностранные студенты проводят за пределами вуза [Петров и др., 2019]. Возможно, в связи с этим основные трудности, на которые указывали респонденты, напрямую не связаны ни с процессом обучения, ни с бытом, ни с другими сферами жизнедеятельности, на которые возможно каким-либо образом повлиять. В основном их тяготит климат и удаленность от родины, семьи, друзей [Корнева, Плотникова, 2015]. Трудности также обусловлены низким владением русским языком, бытовыми проблемами, наиболее актуальны они для представителей дальнего зарубежья, для слушателей подготовительных отделений. Такие факторы, как условия проживания в общежитии (3/4 респондентов проживает в общежитии), размер медицинской страховки не вызывают у превалирующей части рассматриваемой группы каких-либо серьезных нареканий.
Что касается безопасности, мнение о ее низком уровне в России у потенциальных студентов формируется в том числе под влиянием личного опыта других иностранных слушателей. В рамках проведенного опроса практически каждый четвертый отметил, что за время обучения в вузе сталкивался с проявлениями недружественных чувств (24,1%). Это самый низкий с 2015 г. показатель «уровня недружелюбности». При этом представители дальнего зарубежья, особенно стран Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, Центральной и Южной Африки, Латинской Америки чаще сталкиваются с проявлениями бытового национализма (66,2%3).
Оценка финансовых возможностей.
По данным опроса, 60,9% респондентов, вне зависимости от страны, характеризуют доход своей семьи как средний, 23,4% – как высокий. Более половины иностранных граждан, получающих образование в российских вузах, тем или иным способом оплачивают свое обучение. Наибольшая доля обучающихся бесплатно отмечена среди представителей ближнего зарубежья (табл. 3).
Таблица 3. Источники оплаты обучения иностранных студентов в российских университетах, %
Подавляющее большинство участников опроса оценивает уровень оплаты обучения как приемлемый (58%) или невысокий (32%) – несмотря на ее увеличение по сравнению с 2015 г. Более того, доля респондентов, для которых данная сумма очень высока, за рассматриваемый период времени сократилась.
Кроме платы за учебу, у иностранных студентов много других издержек: наиболее значительны ежемесячные расходы на питание (37%), одежду и обувь (16%) и жилье (13%). Улучшить материальное положение и одновременно адаптироваться в стране проживания студенты могут с помощью подработок. При этом 7,4% респондентов имеют постоянную работу, время от времени подрабатывают еще более четверти участников опроса (27%). Практически каждый второй иностранный гражданин, обучающийся в российском вузе, не работает, но хотел бы (46,3%). Половина представителей стран дальнего зарубежья солидарна с данной позицией, среди выходцев из стран Ближнего Востока, Северной Центральной и Южной Африки этот показатель незначительно превышает 50%, среди участников опроса из стран ближнего зарубежья – 43,6% (при этом доля имеющих ту или иную работку/подработку в данной группе несколько выше).
Перспективы дальнейшего трудоустройства.
По результатам проведенного исследования практически половина респондентов рассматривает возможность трудоустройства в России (47,7%). В сравнении с 2015 г. данный показатель увеличился в 2 раза (с 23,9%). Среди представителей стран СНГ желающих больше половины (59,3%) против 26,7% среди опрошенных из стран дальнего зарубежья.
Рис. 3. Страны, в которых намерены трудоустроиться иностранные студенты после окончания обучения, %
Выводы.
Результаты исследования показали: представители стран дальнего зарубежья труднее адаптируются к процессу обучения в российских университетах, к жизни в России в целом. Наибольшие трудности возникают из-за незнания русского языка, что приводит к проблемам в университете и за его пределами. В дальнейшем происходит их эскалация за рамки вузовского общения и усвоения учебного материала в сферу взаимодействия с официальными структурами при оформлении документов, трудоустройстве, в быту, при неформальных коммуникациях и т.д. Представители некоторых стран, в первую очередь Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, Центральной и Южной Африки, Латинской Америки часто сталкиваются с проявлениями недружественных чувств по отношению к себе, что является серьезным барьером для их адаптации к учебному процессу к жизни в России в целом.
Увеличение количества иностранных студентов в российских вузах, с одной стороны, свидетельствует о росте привлекательности российского высшего образования на мировой арене, с другой, требует более серьезной работы по их адаптации. Российские университеты справляются с данной работой на достаточно высоком уровне [Веревкин, Дмитриев, 2015]. Об этом свидетельствует эффективное взаимодействие вузов на стадии привлечения и поступления иностранных граждан, и высокая удовлетворенность обучением в российском вузе, и созданные достаточно благоприятные бытовые условия, и желание значительной части иностранных студентов в дальнейшем трудоустроиться на территории Российской Федерации.
Исследование не учитывает последствия всемирной пандемии COVID-19 2020 г., которые коснулись практических всех сфер жизни человечества. Мобильность и образовательный процесс в рамках этих изменений сегодня претерпевают серьезнейшие подвижки и подвергаются переформатированию. Ученые и практики пытаются переосмыслить возможности дистанционного обучения, оценить не только преимущества, но также риски и угрозы полного переходя на онлайн-платформы, найти компромисс между «реальным» образованием и его виртуальными аналогами, так как в столь турбулентных условиях необходимо иметь готовые планы действий для любых сценариев.
Пандемия сильно повлияла и на человеческую мобильность, в том числе миграционную и образовательную, кардинально изменив ее карту и интенсивность. Где и как учиться? Об этом сегодня думают молодые люди во всех странах. К размышлениям присоединяется еще более обострившийся вопрос: чему учиться в меняющемся мире? Все эти темы – вызовы и стимулы к скорейшим действиям для глобальной системы образования и России в отдельности.
Библиография
- 1. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: стат. сб. Вып. 12 / Минобрнауки РФ. М.: ЦСИ, 2015.
- 2. Веревкин О.Л., Дмитриев Н.М. Иностранные студенты в вузах России: издержки или рентабельность? // Социология образования. 2015. № 10. С. 32–42.
- 3. Корнева О.Ю., Плотникова И.В. Студенческая академическая мобильность: социальные проблемы // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 111–115.
- 4. Масич В.А. Наука и образование как инструменты «мягкой силы» // Вестник РГГУ: серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». 2015. №1. С. 117–125.
- 5. Муха В.Н., Можаева Е.Ю., Лысенко А.И. Особенности первичной адаптации иностранных студентов в российском вузе (на примере КубГТУ) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10 (№2-2). С. 120–126. DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-120-126.
- 6. Петров В.Н., Ракачев В.Н., Ракачева Я.В., Ващенко А.В. Особенности адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2009. № 2. С. 117–121.
- 7. Пимонова С.А., Фомина Е.М. Повышение привлекательности российских вузов для иностранных студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Том 22 (№4). С. 97–109.