RAS Social ScienceСоциологические исследования Sotsialogicheski issledovania

  • ISSN (Print) 0132-1625
  • ISSN (Online) 3034-6010

New Consumer Practices in the Context of Civil Society Digitalization: Theoretical and Methodological Aspects (Paper 1)

PII
S013216250010204-7-1
DOI
10.31857/S013216250010204-7
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue 11
Pages
16-26
Abstract

Russian civil society (CS) has been repeatedly referred to as weak. However, this conclusion usually takes into account only the NGO sector while leaving out of consideration formally non-organized forms of civic participation. At the same time, the latter sphere has been expanding over the past few years, for the most part, owing to various kinds of civic engagement on consumer goods and resources. The Internet has served as a powerful impetus to their development. The author centers her attention on the new practices of consumer self- organization and peer-to- peer (P2P) cooperation within online communities, ranging from donating of excess food and things to strangers and/or receiving these from strangers to collaborative consumption of goods on the basis of a temporary access (P2P online renting of physical items and housing for those who travel, carpooling). These practices are conceptualized in the context of CS changing qualitative characteristics in the digital era. To this end, the theoretical and methodological section (Paper 1) discusses the phenomenon of consumer power enhancement in the digital era, its factors, barriers and risks. A hypothetical concept is proposed to elucidate the nature of juxtaposition between online technologies and offline CS as well as the ensuing enhancement of CS social and economic role owing to the development of online P2P consumer practices. Paper 2 deals with testing the hypotheses. Based on the results of the all-Russia representative survey (N=2011, 2019), the paper for the first time presents the data on the actual and potential levels of Russians’ involvement in various types of P2P practices and evaluates the relationship between the probability of involvement in these practices, on one hand, and consumers’ prosocial characteristics and their online activity, on the other. It is shown that the development of online consumer practices cannot be solely attributed to Internet technologies. It is oftentimes a synthesis of Internet technologies development and extensive, though not always discernable, shifts in the non-digital environment: the development of CS, both formally organized and informal. However, the “social awakening” effect sparked by the Internet is also apparent and it cannot be viewed as an unlikely occurrence. 

Keywords
peer-to-peer consumer practices, Internet, civil society, collaborative consumption, sharing, social solidarity, social cooperation, social innovations
Date of publication
22.12.2020
Year of publication
2020
Number of purchasers
4
Views
59

Постановка проблемы.

Гражданское общество (ГО) в России устойчиво характеризуется как слабое. Однако в таких оценках принимается во внимание в первую очередь сектор некоммерческих организаций, в то время как формально неорганизованные формы гражданского участия остаются за кадром. Между тем в последние годы сфера неорганизованного ГО постепенно расширяется – в значительной степени за счет разных видов гражданского участия по поводу потребительских благ и ресурсов – от традиционных денежных пожертвований и добровольческого труда (которые до 65–70% осуществляются в том числе или сугубо вне формально организованных структур) до новых потребительских практик. Репрезентативные исследования феномена этичного (социально ответственного, устойчивого) потребления в России (2014, 2017 гг.) свидетельствуют о том, что весьма заметная часть потребителей (30%) уже «голосовала деньгами» за те или иные социальные атрибуты товаров, отражающие экологическую и социальную ответственность компаний-производителей, добровольно вносит коррективы в привычные модели личного потребления и утилизации бытовых отходов [Шабанова, 2015, 2017, 2019]. Сильный импульс дальнейшему развитию новых видов гражданского участия в пространстве потребительских благ дает Интернет. Различные интернет-площадки создают благоприятные возможности для развития разных видов кооперации и самоорганизации потребителей, будь то передача ненужных вещей или продуктов питания хорошего качества незнакомым людям (вместо их выбрасывания) или разнообразные практики совместного потребления с незнакомыми людьми, не предполагающие передачу прав собственности (обмен жильем на несколько дней / недель при путешествиях, передача в аренду или аренда у незнакомых лиц (вне организаций) временно ненужных им вещей (вместо их покупок и единоличного владения) самостоятельные объединения граждан для совместных покупок или поездок; и пр.).

Эти виды онлайн-самоорганизации заслуживают внимания как из-за их положительных (экологических и социальных) эффектов, так и по менее очевидной причине. Проникновение Интернета в разные сферы позволяет раскрыть «дремлющий» в обществе социальный потенциал, расширить зону персональной ответственности, пусть пока главным образом в социально-экономическом поле. Новые виды онлайн-кооперации и взаимопомощи (усиленные Интернетом или превращенные благодаря ему из потенциальной возможности в действительность) ставят вопрос об изменении границ и/или качественных характеристик современного ГО, игнорировать которые при оценке его социально-экономической роли остается все меньше оснований.

Между тем степень и потенциал соприкосновения этих практик с ГО в разных институциональных и культурных средах пока изучены мало и фрагментарно: в России, несмотря на стремительное проникновение Интернета в повседневные социально-экономические практики, репрезентативных исследований в этой области нет. Каков уровень и потенциал включения россиян в новые виды кооперации и взаимопомощи на основе онлайн-коммуникаций с незнакомыми людьми в пространстве потребительских благ? Какие из этих практик в настоящее время получили наибольшее, а какие – наименьшее распространение? В какой степени пересекается состав участников разных практик? И каковы факторы включения россиян в них? Цель данной работы – выявить уровень включения россиян в новые peer-to-peer (P2P) практики онлайн кооперации и взаимопомощи в пространстве потребительских благ, а также оценить связи между вероятностью включения в них, с одной стороны, и просоциальными характеристиками и интернет-активностью потребителей - с другой. На этой основе предполагается уточнить представление о современном пространстве ГО в России, а также потенциале сектора НКО в повышении его экономической и социальной роли.

Теоретико-методологические основания и результаты исследований.

Для осмысления становления новых потребительских практик в условиях цифровизации экономики и общества продуктивной представляется методология деятельностно-структурного анализа, увязывающая сдвиги на макро- и микроуровнях социальной реальности через многосубъектный блок – массовые трансформационные процессы, или изменение социальных практик [Заславская, 2002 (1985); Sztompka, 1996 (1991)]. Хотя уровни субъектов (акторов) и структур рассматриваются в тесной связи друг с другом, за каждым из них признается определенная степень автономности. Каждый уровень анализируется в двух ипостасях – в потенциальной возможности и в действительности, а вектору изменений придается вероятностный характер. Достоинством российской версии этого подхода является введение в рассмотрение не однородных субъектов, а акторов разных уровней и типов с различными интересами и ресурсами. В случае с трансформацией потребительских практик среди них окажутся потребители, бизнес, НКО, власть и др. Однако подход вполне применим и к акторам одного уровня и типа, как в нашем случае – к взаимодействующим друг с другом потребителям с разным набором доступных ресурсов, включая недоиспользуемые активы.

В новых условиях среди центральных оказывается и внешний по отношению к собственно социальному механизму элемент – интернет-технологии. Они существенно меняют характер взаимодействий между разными типами акторов и внутри этих типов, что со временем – по мере расширения и укрепления новых P2P-практик, – способно воздействовать на оба уровня социальной реальности: как на институциональные трансформации (изменение границ и роли института ГО, характера связей и соотношения сил между потребителями и бизнесом, развитие новых способов производства и потребления), так и на человеческий и социальный капиталы индивидов.

Интернет расширяет влияние потребителей (consumer power)1, расширяя возможности для новых форм их взаимодействий как с производителями товаров и услуг, так и друг с другом. Современные практики шеринга, совместного производства и потребления в разных сферах, краудфандинг, этичные покупки и бойкоты и пр. аккумулируют эффекты, по сути, всех каналов влияния, по которым эволюционировало наращивание силы потребителей в цифровую эпоху. Сегодня все они сосуществуют, взаимно дополняют и усиливают друг друга [Labrecque et al., 2013: 259].

1. В данном случае власть понимается как асимметричная способность контролировать (влиять на) людей или ценные ресурсы в социальных онлайн-взаимодействиях [Labrecque et al., 2013: 258].

Исторически первый – влияние со стороны спроса (demand-based power). Интернет существенно облегчил доступ потребителей к предложению со стороны самых разных производителей, расширив до небывалых размеров географические границы и спектр выбора потребителей. Последние становятся более информированными, разборчивыми и требовательными. Второй канал – информационная власть (information-based power). С приходом эры Web 2.0 пользователи получают возможность не только потреблять контент о том или ином товаре (компании), но и самостоятельно его производить, оперативно транслировать информацию другим потребителям (собственные вебсайты, блоги и пр.). Эта не всегда желательная для бизнеса информация снижает информационную асимметрию и контроль маркетологов за потребителями [Labrecque et al., 2013]. Обмен информацией между многими потребителями увеличивает опыт каждого отдельного потребителя, снижая риски стать жертвой мошенничества или недобросовестных маркетинговых трюков.

Третий – сила сетевых связей (network-based power) проявляется в прибавлении новой ценности к исходному контенту (его пополнении, модификации или простом распространении влиятельными блогерами) прежде всего за счет вовлечения ресурса личной репутации в онлайн-сообществах. Сила и количество социальных связей в сети того или иного потребителя существенно увеличивают его возможности влиять на других [Labrecque et al., 2013: 263], порождая, впрочем, немало этических проблем и рисков (как у потребителей, так и у производителей). И наконец, четвертый канал влияния, подготовленный тремя первыми и непосредственно связанный с предметом нашего исследования, – краудинговая сила (crowd-based power) – способность объединять, мобилизовывать и структурировать ресурсы в интересах отдельных лиц или групп [Labrecque et al., 2013:264]. Эта сила поднимает на новый уровень потребительские возможности (и силу влияния) тех или иных групп/сообществ, идет ли речь о создании новых P2P торговых площадок в Интернете или краудсорсинге, краудфандинге, развитии на новом витке шеринга, совместного творческого труда (например, создание открытого программного обеспечения или энциклопедий) и других видов Р2Р производства и потребления (см.: [Benkler, 2004; Belk, 2014; Schor, Fitzmaurice, 2015]).

Таким образом, в цифровую эпоху незнакомые лично потребители все чаще взаимодействуют друг с другом, а не с компаниями по поводу обеспечения теми или иными товарами/услугами, совместного решения проблем. Потребители предлагают друг другу не только уникальный набор материальных благ, которого нет у компаний, вроде домика на деревьях или воде, но и делятся друг с другом знаниями и умениями, а также временем, обмениваются уникальным культурным опытом и впечатлениями, сочетающимися с более эффективным использованием денежных и прочих ресурсов. Интернет-технологии, разумеется, целиком не предопределяют уровень развития P2P потребительских практик, но существенно расширяют возможности и сферу их эффективного приложения [Benkler, 2004]. Последние в различных институциональных и культурных средах могут быть разными: сказываются уровень доверия, готовность сотрудничать, степень распространения норм взаимности и социальной ответственности.

Важное условие перетекания онлайн-P2P-взаимодействий потребителей в реальный мир – наличие определенного уровня доверия к незнакомым людям. Исследования, проведенные в разных странах и на разных онлайн-платформах, свидетельствуют о том, что сами интернет-технологии активно используются в конструировании доверия к незнакомым людям, в построении и поддержании репутации в онлайн-среде. Возникли новые феномены: «цифровая репутация» (digital reputation), которая отделяется от классической [Farmer, 2011: 15; Masum, Zhang, 2004], «цифровое доверие» (digital trust) и «диджитализация доверия» (the digitization of trust) [Mazzella et al., 2016], «Интернет доверия» [Laughton 2016] и пр. Предметом исследований становится повышение надежности систем онлайн-репутации [Jøsang et al., 2007], а также инструменты, с помощью которых успешные интернет-платформы конструируют высокий уровень доверия [Mazzella et al., 2016; Ert et al., 2016; Masum, Zhang, 2004]2.

2. Среди основных: заполнение профиля с рассказом о себе, система отзывов и рейтингов, предоплата перед совершением сделки, предыдущая активность (число удачных сделок/поездок, быстрота реагирования и пр.), проверка подлинности документов, банковских карт и других сведений сторонними организациями, ссылки на социальные сети, где зарегистрирован пользователь и пр. [Mazzella et al., 2016: 27]. Значимым для включения во взаимодействия фактором признается размещение персональных фотографий [Ert et al., 2016]. Повышается роль сертификации товаров (как формальной, так и неформальной), тем более что доступ к информации о ней – опять же благодаря Интернету - становится проще [Masum, Zhang, 2004].

Как свидетельствуют эмпирические исследования, правильный выбор инструментов построения доверия позволяет воссоздать такой его уровень, который сопоставим с уровнем доверия к друзьям и намного превосходит уровень доверия к коллегам, с которыми люди встречаются практически каждый день, не говоря уже о соседях [Mazzella et al., 2016]. В одном из самых крупномасштабных исследований (платформа BlaBlaCar, 18 289 опрошенных пользователей, 2015 г., 11 европейских стран, включая Россию) оценили в 4–5 баллов уровень своего доверия членам сообщества BlaBlaCar с полностью заполненным профилем 88% пользователей, в то время как к друзьям – 92%, коллегам – 58%, соседям – 42% [Mazzella et al., 2016: 29–30]. Рост уровня доверия в рамках совместного потребления (в частности, краткосрочной Р2Р-аренды) связывается с развитием Интернета вещей (Internet of Things, IoT): эксперты ожидают, что камеры и датчики, фиксирующие события в режиме реального времени, дадут арендодателям достаточные гарантии бережного использования их вещей арендаторами [Laughton, 2016]. Обратная сторона повышения надежности онлайн-систем доверия и репутации – проблема конфиденциальности в Р2Р-соглашениях, выступающая сдерживающим фактором: здесь по сравнению с традиционными В2С-транзакциями потребители часто вынуждены раскрывать больше личной информации, чем им хотелось бы [Karlsson et al., 2017].

В отношении влияния других характеристик ГО на развитие онлайн-Р2Р-практик пока много неясного. В принципе, какое-то знание можно почерпнуть из данных о мотивах включения (намерениях включиться) в разные практики (см., напр.: [Schor, Fitzmaurice, 2015; Hamari et al., 2016; Böcker, Meelen 2017; Hawlitschek et al., 2018]. Но сведения о роли проэкологических (забота об окружающей среде) и социальных мотивов (принадлежность к сообществу Р2Р-потребителей, социальный престиж и репутация, современный образ жизни и пр.) противоречивы. В одних исследованиях они признаются значимыми (напр., [Hawlitschek et al., 2018; Tussyadiah, Pesonen, 2018], хотя в разных практиках в неодинаковой мере [Böcker, Meelen, 2017], в других – играющими второстепенную роль [Hamari et al., 2016] или вообще не имеющими значения [Möhlmann, 2015]. Если Р2Р-фудшеринг и безвозмездная передача ненужных вещей незнакомым людям продвигаются в значительной степени просоциальными и проэкологическими мотивами [Veen, 2019], то во многих практиках совместного потребления (райдшеринг, Р2Р-аренда жилья во время путешествий, краткосрочная аренда вещей пр.) важная роль отводится экономическим мотивам [Böcker, Meelen 2017; Möhlmann, 2015]3.

3. Хотя получение дохода или экономия затрат часто не единственная или даже не первичная цель.

Словом, в разных практиках (и у разных участников в рамках одной практики) просоциальные, экологические и экономические мотивы играют неодинаковую роль [Böcker, Meelen, 2017]. Но даже если Р2Р-практики продвигаются преимущественно личным экономическим интересом, можно назвать несколько оснований против исключения их из поля зрения как находящихся вне пространства ГО при осмыслении его потенциала и реальной роли. Во-первых, чтобы реализовались эти горизонтальные взаимодействия, необходимы какие-то усилия (навыки) по самоорганизации и кооперации потребителей в достижении общих и/или личных целей, готовность объединяться и действовать сообща. В этом смысле развитие этих практик – индикатор расширения экономической роли ГО. Во-вторых, степень выраженности эгоистических мотивов у разных участников неодинакова и со временем может меняться. Поэтому исключать практику из пространства ГО только по этому основанию вряд ли правомерно. Наконец, даже в случае продвижения сугубо личным экономическим интересом та или иная практика может иметь бесспорные внешние просоциальные и проэкологические эффекты и заслуживать внимания со стороны НКО.

Формирование обобщенного представления об усиления власти самоорганизующихся потребителей и укреплении их статуса как экономических субъектов ГО в цифровую эпоху сдерживается также закономерной (из-за новизны предмета исследования) фрагментарностью накопленного знания. Эмпирические исследования потребительских Р2Р-онлайн-практик, проведенные в разных странах, за редким исключением [Böcker, Meelen 2017; Möhlmann, 2015], как правило, касаются какой-либо одной практики или платформы, будь то фудшеринг, передача (продажа) вещей и других предметов, кооперация с незнакомыми людьми для совместных поездок, P2P-аренда жилья во время путешествий и пр. Степень и перспективы пересечения состава участников разных практик остаются за кадром, а в тех редких исследованиях, где присутствуют, привязаны к какой-нибудь одной практике, которая находилась в центре внимания авторов [Mazzella et al., 2016]. Это сдерживает осмысление сдвигов в общем уровне влияния потребителей в цифровую эпоху, а также в механизмах и факторах его трансформации, включая характеристики онлайн потребителей как акторов ГО (реальных и потенциальных) в нецифровой среде.

Гипотетическое представление о роли интернет-технологий и офлайн ГО в развитии онлайн-Р2Р-практик потребителей.

С учетом сказанного выше прояснение связей в пространстве «потребительские практики – интернет-технологии – гражданское общество» требует дополнительных изысканий, выходящих за пределы знаний о мотивах и условиях включения потребителей в отдельные новые практики. Центральный вопрос, который возникает в этой связи, – в какой степени интернет-технологии выступают в роли «автономного эффектора» развития новых онлайн-практик потребления, подталкивая к самоорганизации и кооперации потребителей, социально пассивных в офлайн среде? А в какой – в роли «помощника нецифрового ГО» (реального и потенциального, организованного и неорганизованного), способствуя укреплению и расширению сферы деятельности офлайн-акторов ГО?

В принципе Интернет может: а) облегчать (и/или расширять) реализацию просоциальных устремлений тех потребителей-граждан, которые уже социально активны в «нецифровой среде»; б) пробуждать просоциальную активность у социально индифферентных, как и у тех, кто, хотя и разделяет просоциальные ценности, но в нецифровой среде их практически не реализует, и не будь цифровых технологий, еще долгое время пребывал бы в «спящем состоянии»; в) активизировать Р2Р-практики, которые хотя и направлены на извлечение личной выгоды, но имеют просоциальные и проэкологические эффекты и (что в данном случае особенно важно) нередко социально «подготавливаются» (уровень доверия к незнакомым людям, репутация в онлайн-сообществах, готовность объединятся с другими, если интересы совпадают и пр.); г) открывать новое поле деятельности для сектора НКО в содействии самоорганизации и кооперации потребителей и противодействии недобросовестным практикам со стороны компаний и влиятельных блогеров. Игнорирование этих связей обедняет научное представление о трансформации пространства и роли ГО в цифровую эпоху.

Прежде чем обозначить наши гипотезы, отметим три принципиальных обстоятельства, которые на данном этапе останутся «за кадром», но без которых исходное теоретическое представление о трансформации силы потребителей в цифровой среде, а вместе с ней и роли ГО, будет неполным. Первое связано с тем, что Интернет усиливает не только конструктивную, но и деструктивную силу потребителей (пиратское скачивание и нелегальная передача друг другу музыкальных файлов, фильмов, книг и пр.) (см. напр.: [Dejean, 2009; Aguiar et al., 2018]). Второе касается негативной адаптации компаний к новым условиям. Получая благодаря Интернету доступ к информации о предпочтениях потребителей, отслеживая их поисковую и покупательную активность, компании могут использовать эти данные в своих целях – как маркетинговые трюки. Другие проявления негативной адаптации – подкуп маркетологами влиятельных блогеров для восстановления некоторого контроля над потребителями [Labrecque et al., 2013: 264], искажение положительной обратной связи, покупка репутации [Tadelis, 2016], накручивание рейтингов как многомиллиардный бизнес и поле постоянных атак со стороны спамеров и хакеров [Farmer, 2011: 16]. Последнее обстоятельство также актуализирует присутствие НКО в этой сфере с целью снижения рисков у потребителей (информирование, независимая сертификация продукции и др.). Наконец, в условиях нынешнего доминирования власти над ГО и сужения пространства для гражданско-правовой активности в России, успешная самоорганизация и P2P-кооперация граждан в социально-экономическом поле препятствует формированию комплекса «социальной слабости» (если получилось в чем-то одном, получится и в другом), повышает социальную ответственность и уровень доверия к незнакомым людям. Не случайно в ходе уже отмечавшегося исследования пользователей платформы BlaBlaCar установлено, что успешный опыт райдшеринга, по мнению почти половины пользователей, сделал их в принципе более открытыми к другим людям и повышает вероятность включения в другие виды совместного потребления (в большей степени миллениалов, но разрыв от не-миллениалов – и это также заслуживающий внимания результат, – невелик) [Mazzella et al., 2016: 31].

Поскольку терминология в отношении новых Р2Р-потребительских онлайн-практик еще не сложилась, то, не вдаваясь в дискуссию о границах совместного потребления, включая его соотношение с шерингом (см. напр.: [Benkler, 2004; Bardhi, Eckhardt, 2012; Belk, 2014; Böcker, Meelen, 2017; Hawlitschek et al., 2018]), отметим, что в центре нашего внимания будут находиться две группы практик, олицетворяющих отношения между потребителями (P2P) по поводу передачи (окончательной или временной, на безвозмездной или возмездной основе) недоиспользуемых активов, а также получения их в дар или на условиях временного доступа. Первая включает четыре Р2Р-онлайн-практики, связанные со сменой прав собственности. Две из них олицетворяют «невзаимное просоциальное поведение», которым некоторые авторы ограничивают шеринг, отделяя его от совместного потребления [Benkler, 2004; Belk, 2014]. В нашем случае это безвозмездная передача ненужной еды/продуктов питания хорошего качества (P2P-фудшеринг) или ненужных вещей в хорошем состоянии незнакомым людям – членам интернет-сообществ. Кроме того, мы рассматриваем и практики включения в бесплатное получение еды /продуктов питания, а также принятия в дар вещей в хорошем состоянии от незнакомых лиц – членов интернет-сообществ.

Во вторую группу входят четыре практики, относимые большинством авторов к совместному потреблению. В их рамках потребители самостоятельно «координируют приобретение и распределение ресурса за вознаграждение или другую компенсацию» [Belk, 2014: 1597]. Это поиск через Интернет попутчиков для совместного найма такси (частного водителя) для поездки на дальнее расстояние (потребители самоорганизуются и координируют приобретение услуги, дабы получить ее за более низкую стоимость); обмен жильем на несколько дней или недель при путешествиях по России или за рубеж (хотя Belk исключает одну из разновидностей такого обмена – каучсерфинг – из совместного потребления по причине его бесплатности, неденежная компенсация весьма распространена: подарки хозяевам, приготовление еды и на них, встречный прием и пр.); аренда у незнакомых лиц (вне организаций) каких-нибудь предметов, которые временно ими не используются (горные лыжи, камеры, палатки, лодки, свадебные платья, костюмы и пр.) и/или передача во временное пользование (за плату) не использующихся в данный момент предметов незнакомым людям с хорошей репутацией в интернет-сообществах. Последние практики характеризуют потребление на основе доступа (“access-based consumption”): вместо покупки и владения вещами потребители выбирают временный доступ к ним за определенную плату [Bardhi, Eckhardt, 2012].

Для осмысления связи между включением индивидов в P2P-практики, с одной стороны, и их интернет- и просоциальной активностью, материальным статусом и прочими статусными характеристиками, с другой, тестируются следующие гипотезы.

Н1: Чем чаще потребители пользуются Интернетом, тем выше вероятность их включения в новые Р2Р-онлайн-практики – как с безвозмездной передачей прав собственности, так и с временным доступом к вещам на возмездной основе.

Мы исходим из того, что осуществление каких-либо действий на онлайн P2P-платформах требует определенных технических навыков, которых больше у активных интернет-пользователей. Кроме того, участие в некоторых практиках (например, фудшеринге) требует высокой оперативности, а следовательно, частого присутствия в онлайн-пространстве.

Н2: В обе группы онлайн-практик чаще включаются индивиды с более высокой готовностью объединяться с другими, доверием к незнакомым людям, просоциальными ценностями и установками (т.е. с более высоким потенциалом гражданского участия). Но в случае с безвозмездной передачей еды/вещей эта связь сильнее.

Одни практики (передача продуктов/вещей) непосредственно продвигаются просоциальными и проэкологическими мотивами. Но и P2P арендные платформы разных видов сегодня активно позиционируют себя как сообщества экодружественных и социально ответственных потребителей. Если первые содействуют более полному использованию имеющихся ресурсов, делая выбор в пользу безвозмездной передачи незнакомым людям ненужных вещей или продуктов питания (вместо их выбрасывания), то вторые – включаясь в краткосрочную аренду временно простаивавших вещей (предметов). Во всех случаях можно ожидать большего отклика со стороны потребителей с более сильными просоциальными ценностями и установками.

Н3: Чем выше включенность индивидов в организованные структуры ГО в «нецифровой среде», тем выше вероятность их включения в онлайн Р2Р потребительские практики всех видов.

Потребители с опытом сотрудничества с общественными организациями и прочими НКО в «нецифровой среде», весьма вероятно, уже преодолели барьер недоверия к незнакомым людям, включили их в зону своей моральной (социальной) ответственности, преумножили навыки сотрудничества с другими людьми, разделяющими схожие просоциальные ценности, почувствовали свою принадлежность к этим сообществам; возможно, получили удовольствие от действий во имя общего блага и пр. Поэтому можно ожидать, что этот накопленный социальный опыт облегчит их взаимодействия с незнакомыми людьми и в цифровой среде.

Н4: Между включением индивидов в традиционные социально-экономические солидарности (добровольческий труд, денежные пожертвования) и новые онлайн-практики по поводу потребительских благ существует значимая положительная связь.

Исследователи фиксируют наличие большого разрыва между установками на включение и реальным включением в те или иные практики (см., напр.: [Hamari et al., 2016]). Можно ожидать, что если потребители уже преодолели этот разрыв в «нецифровой среде», причем сделали это в пространстве потребительских благ и ресурсов и часто вне организованных структур, то они активнее включатся и в онлайн Р2Р практики социально-экономического характера.

Н5: Чем выше материальный статус, тем выше вероятность участия в передаче вещей/продуктов питания и ниже в практиках получения их в дар, а также в совместном потреблении без передачи прав собственности.

Мы исходим из того, что владение тем или иным благом связывается с обретением независимости и, кроме того, в отношении ряда благ считается более престижным, чем аренда [Hawlitschek et al., 2018: 149–150], что, вероятно, отрицательно влияет на включение лиц с высоким материальным статусом в совместное потребление. Кроме того, чем выше материальный статус, тем выше потребительская активность, а следовательно, образуется больше ненужных вещей в хорошем состоянии, которые могут быть переданы другим.

Н6: Социально-демографический состав участников разных практик неодинаков: женщины активнее включаются в практики передачи и получения в дар вещей/продуктов питания, а мужчины – в совместное потребление без передачи прав собственности. Во всех видах онлайн практик активнее участвуют представители молодых поколений.

Более высокая социальная и экологическая ответственность потребительского поведения женщин зафиксирована во многих исследованиях (см., напр.: [Diamantopoulos et al., 2003, Lee, 2009; Starr, 2009; Böcker, Meelen, 2017; Шабанова, 2015, 2017, 2019]). Активное же участие мужчин в P2P совместном потреблении может быть связано как с более высокими рисками, так и со спецификой предметов, по поводу которых возникают взаимодействия (инструменты, спортивные снаряды, палатки и пр.). Что касается молодежи, то она не только больше представлена в Интернете, но больше открыта новому: с поколениями Y и Z связываются многие из новых потребительских трендов, включая совместное потребление, смену моделей потребления и образа жизни (предпочтение доступа по сравнению с владением на рынках жилья и транспортных средств, ценность новых впечатлений и др.) [Eastman, Liu, 2012; Valentine, Powers,2013; Xiang Z. et al., 2015; Lissitsa, Kol, 2016; Francis, Hoefel, 2018; Amaro et al, 2019; Радаев, 2019].

Данные и методы. Анализ базируется на данных всероссийского репрезентативного опроса (2011 чел., 2019 г.)4. Наряду с дескриптивным анализом, направленным на выявление уровня включения россиян в новые потребительские практики в рамках интернет-сообществ, а также степени пересечения состава их участников, для оценки связей между разными факторами и вхождением индивидов в отдельные практики используется аппарат бинарной логит-регрессии. Зависимая переменная принимает два возможных значения: 1 – участник того или иного вида практик (безвозмездной передачи вещей/продуктов питания, получения в дар вещей/продуктов питания, совместного потребления без передачи прав собственности), 0 – остальные индивиды. Кроме того, для прояснения связей в пространстве «потребительские практики – Интернет – ГО» оцениваются средние вероятности включения в разные онлайн-практики активных (ежедневных) интернет-пользователей с фиксированными характеристиками гражданского участия в нецифровой среде при сохранении наблюдаемых значений остальных характеристик. Речь идет об активном включении в организованные и неорганизованные структуры ГО, потенциальной готовности (наличии потенциала) гражданского участия или абсолютной социальной пассивности. На этой основе определяются эффекты «вторжения» интернет-технологий в ГО: укрепление его изнутри за счет облегчения/расширения сферы деятельности офлайн активных; расширение ГО за счет активизации потенциала гражданского участия и «пробуждения» офлайн пассивных и индифферентных.

4. Выборка - многоступенчатая стратифицированная территориальная случайная, ошибка выборки не превышает 2,6%, метод - формализованное интервью.

Результаты эмпирического исследования представлены в статье 2.

References

  1. 1. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2002. [Zaslavskaya T.I. (2002) Societal Transformation of Russian Society. Activity-Structural Conception. Moscow: Delo. (In Russ.)]
  2. 2. Радаев В. Миллениалы: Как меняется российское общество. М.: ВШЭ, 2019. [Radaev V. (2019) Millennials: How the Russian Society Changes. Moscow: VSHSE. (In Russ.)]
  3. 3. Шабанова М.А. Этичное потребление в России: профили, факторы, потенциал развития // Вопросы экономики. 2015. №5. С. 78–102. [Shabanova M. (2015) Ethical Consumption in Russia: Profiles, Factors, and Perspectives. Voprosy ekonomiki [Economic Issues]. No. 5: 78–102. (In Russ.)]
  4. 4. Шабанова М.А. Социально ответственное потребление в России: факторы и потенциал развития рыночных и нерыночных практик // Общественные науки и современность. 2017. №3. С. 69–86. [Shabanova M. (2017) Socially Responsible Consumption in Russia: Factors and the Development Potential of Market-Oriented and Nonmarket Practices. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social Sciences and Contemporary World]. No. 3: 69–86. (In Russ.)]
  5. 5. Шабанова М.А. Социально-экономические практики населения как ресурс ослабления мусорной проблемы в России // Социологические исследования. 2019. №6. С. 50–63. [Shabanova M. (2019) Citizens’ socio-economic practices аs а resource to alleviate the waste problem in Russia. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 6: 50–63. (In Russ.)]
  6. 6. Aguiar L., Claussen J., Peukert C. (2018) Catch me if you can: Effectiveness and consequences of online copyright enforcement. Information Systems Research. Vol. 29. No. 3: 656–678.
  7. 7. Amaro S., Andreu L., Huang S. (2019) Millennials’ intentions to book on Airbnb. Current Issues in Tourism. Vol. 22. No. 18: 2284–2298.
  8. 8. Bardhi F., Eckhardt G. (2012). Access based consumption: The case of car sharing. Journal of Consumer Research. Vol. 39: 881–898.
  9. 9. Belk R. (2014) You are what you can access: Sharing and collaborative consumption online. Journal of Business Research. Vol. 67: 1595–1600.
  10. 10. Benkler Y. (2004) Sharing nicely: On shareable goods and the emergence of sharing as a modality of economic production. Yale Law Journal. Vol. 114. No. 2: 273–358.
  11. 11. Böcker L., Meelen T. (2017) Sharing for people, planet or profit? Analyzing motivations for intended sharing economy participation. Environmental Innovation and Societal Transitions. Vol. 23: 28–39.
  12. 12. Dejean S. (2009). What Can We Learn from Empirical Studies About Piracy? CESifo Economic Studies. Vol. 55. No. 2: 326–352.
  13. 13. Diamantopoulos A., Schlegelmilch В., Sinkovics R., Bohlen G. (2003) Can sociodemographics still play a role in profiling green consumers? A review of the evidence and an empirical investigation. Journal of Business Research. Vol. 56. No. 6: 465–480.
  14. 14. Eastman J.K., Liu J. (2012) The impact of generational cohorts on status consumption: An exploratory look at generational cohort and demographics on status consumption. Journal of Consumer Marketing. Vol. 29. No. 2: 93–102.
  15. 15. Ert E., Fleischer A., Magen N. (2016). Trust and reputation in the sharing economy: The role of personal photos in Airbnb. Tourism Management. Vol. 55: 62–73.
  16. 16. Farmer R. Web Reputation Systems and the Real World. In: Masum, H., & Tovey, M. (eds) (2011). The reputation society: How online opinions are reshaping the offline world. Cambridge, MA: MIT Press:13–24.
  17. 17. Francis T, Hoefel F. (2018) ‘True Gen’: Generation Z and its implications for companies. Consumer Packaged Goods. November 12. URL: https://www.mckinsey.com/industries/consumer-packaged-goods/our-insights/true-gen-generation-z-and-its-implications-for-companies (accessed 14.06.2020).
  18. 18. Jøsang A., Ismail R., Boyd C. (2007) A survey of trust and reputation systems for online service provision. Decision Support Systems. Vol. 43. No. 2: 618–644.
  19. 19. Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A. (2016) The sharing economy: Why people participate in collaborative consumption. Journal of the Association for Information Science and Technology. 2016. Vol. 67. No. 9: 2047–2059.
  20. 20. Hawlitschek F., Teubner T., Gimpel H. (2018). Consumer motives for peer-to-peer sharing. Journal of Cleaner Production. Vol. 204: 144–157.
  21. 21. Labrecque L. I., vor dem Esche J., Mathwick С., Novak T. P., Hofacker C. F. (2013) Consumer Power: Evolution in the Digital Age. Journal of Interactive Marketing. Vol. 27: 257–269.
  22. 22. Laughton R. (2016) The 'Internet of Trust': How IoT will Help Grow the Sharing Economy. Fresh Business Thinking. Bits & Bytes. November. URL:: https://www.freshbusinessthinking.com/the-internet-of-trust-how-iot-will-help-grow-the-sharing-economy/ (accessed 30.03.2020).
  23. 23. Lee K. (2009). Gender differences in Hong Kong adolescent consumers' green purchasing behavior. Journal of Consumer Marketing. Vol. 26. No. 2: 87–96.
  24. 24. Lissitsa S., Kol O. (2016) Generation X vs. Generation Y – A decade of online shopping. Journal of Retailing and Consumer Services. Vol. 31: 304–312.
  25. 25. Karlsson L., Kemperman A., Dolnicar S. (2017). May I sleep in your bed? Getting permission to book. Annals of Tourism Research. Vol. 62: 1–12.
  26. 26. Masum H., Zhang Y.-C. (2004) Manifesto for the Reputation Society. First Monday. 2004. Vol. 9. Nо. 7. URL: https://journals.uic.edu/ojs/index.php/fm/article/view/1158/1078 (accessed 30.03.2020).
  27. 27. Mazzella F., Sundararajan A., D'Espous V. B., Möhlmann M. (2016) How Digital Trust Powers the Sharing Economy: The Digitization of Trust. Third Quarter. No. 30: 24–31.
  28. 28. Möhlmann M. (2015) Collaborative consumption: Determinants of satisfaction and the likelihood of using a sharing economy option again. Journal of Consumer Behaviour. Vol. 14. No. 3: 193–207.
  29. 29. Schor J. B., Fitzmaurice C.J. Collaborating and connecting: the emergence of the sharing economy. In: Reisch L.A. & Thøgersen J. (eds) (2015). Handboor of Research on Sustainable Consumption. The online content platform for Edward Elgar Publishing. DOI: http://dx.doi.org/10.4337/9781783471270. рр. 410–425.
  30. 30. Starr M.A. (2009). The social economics of ethical consumption: Theoretical considerations and empirical evidence. Journal of Socio-Economics. Vol. 38. No. 6: 916–925.
  31. 31. Sztompka P. (1996 (1991) The sociology of social change. Oxford: Blackwell.
  32. 32. Tadelis S. (2016) Reputation and Feedback Systems in Online Platform Market. Annual Review of Economics. No. 8: 321–340.
  33. 33. Tussyadiah I.P., Pesonen J. (2018). Drivers and barriers of peer-to-peer accommodation stay - an exploratory study with American and Finnish travellers. Current Issues in Tourism. Vol. 21. No. 6: 703–720.
  34. 34. Valentine D.B., Powers T.L. (2013) Generation Y values and lifestyle segments. Current Issues in Tourism. Vol. 17. No. 10: 872–909.
  35. 35. Veen E.J. (2019) Fostering community values through meal sharing with strangers. Sustainability (Switzerland). Vol. 11. No.7_2121: 1–14.
  36. 36. Xiang Z., Magnini V.P., Fesenmaier D.R. (2015) Information technology and consumer behavior in travel and tourism: Insights from travel planning using the internet. Journal of Retailing and Consumer Services. Vol. 22: 244–249.
QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library