- Код статьи
- S013216250010306-9-1
- DOI
- 10.31857/S013216250010306-9
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 11
- Страницы
- 157-161
- Аннотация
Количество иностранных студентов в вузах разных стран, в том числе в российских, постоянно растет. При этом ряд аспектов образовательной миграции в России исследован недостаточно. Как и в мире в целом, в крупнейших отечественных научных и образовательных центрах актуализируется процесс социальной адаптации студентов-мигрантов. В статье представлены результаты исследования социальной адаптации, аккультурации образовательных мигрантов на примере студентов из Китая. Использовался метод полуформализованного интервью на основе комплексного подхода к исследованию аккультурации Дж. Берри. Установлено, что китайские студенты выбирают в основном два вида стратегий, предполагающих поддержание этнической идентичности: интеграция и сепарация. Авторы заключают, что аккультурации иностранных студентов в новой среде способствуют эффективная межкультурная коммуникация, разработка и реализация программ социальной адаптации.
- Ключевые слова
- образовательная миграция, социальная адаптация, аккультурация, студенты, мигранты, межкультурная коммуникация, образование
- Дата публикации
- 22.12.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 4
- Всего просмотров
- 88
Образовательная миграция – одна из значимых характеристик современного общества. По данным ЮНЕСКО, в середине 1980-х гг. число иностранных студентов вузов составляло 800 тыс. чел., к 1990 г. – более 1 млн, а в 2019 г. уже 7,5 млн1. Рынок образовательных услуг расширяется и в России: в 2007 г. зарегистрировано 147,6 тыс. иностранных студентов, в 2010 г. - 187,3 тыс., в 2018 г. – уже 334,5 тыс. [Регионы России..., 2019]. Больше всего желающих овладевать знаниями в РФ – из Азии, Африки и Латинской Америки (55%) и стран СНГ (33%). Выбор места учебы обусловлен как экономическими факторами, так и позициями университетов в международных рейтингах [Beine et al., 2014]. По статистике больше всего в России образовательных мигрантов из Китая: в 2005–2006 уч. г. – 13 тыс. (первое место среди студентов-иностранцев), на начало 2010–2011 уч. г. – 16 тыс. (третье место после Казахстана и Белоруссии). Общее число граждан КНР в российских вузах в 2017–2018 уч. г. составило 30 тыс. человек [Регионы России..., 2019].
Аккультурация и адаптация образовательных мигрантов.
Согласно теории аккультурации Берри, два фактора влияют на выбор адаптационной стратегии межэтнического взаимодействия: поддержание собственной этничности и участие в межкультурных контактах. В итоге формируется четыре стратегии адаптации: 1) ассимиляция (англ. assimilation) – вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь от собственных; 2) сепарация (англ. separation) – отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей; 3) маргинализация (англ. marginalization) – означает, с одной стороны, потерю своей культурной идентичности, с другой – отсутствие идентификации с культурой большинства; 4) интеграция (англ. integration) – идентификация как со старой, так и новой культурой [Berry, Sabatier, 2011].
Стратегия интеграции в наибольшей степени способствует социально-психологической адаптации мигрантов. Стратегии ассимиляции и сепарации обладают средним адаптивным потенциалом, маргинализация – наименее адаптивная [там же].
В ряде исследований подчеркивается роль совместной активности и коммуникации в социальной группе [Peshkovskaya et al., 2018; Peshkovskaya et al., 2019], а также общения в медиа-сообществах и положительного либо негативного влияния самоидентификации иностранных студентов в социальных сетях на процесс аккультурации и социализации в новой среде [Peshkovskaya et al., 2017; Myagkov et al., 2019].
Из четырех выделенных Берри стратегий аккультурации для сохранения психического здоровья и социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в целом наиболее благоприятна интеграция [Yoon, 2013]. При этом мнения исследователей расходятся по поводу воздействия на психику таких аспектов, как восприятие новой культуры и сохранение этнической идентичности.
Метод.
Для изучения социальной адаптации и аккультурации студентов – образовательных мигрантов из КНР – в Сибири проведено исследование (на базе кафедры социальной работы ТомГУ). Использовался метод полуформализованного интервью на основе комплексного подхода к исследованию аккультурации Дж. Берри. В период с 2017 г. по январь 2020 г. опрошено 32 студента из КНР. Их адаптационные барьеры рассматривались с учетом стратегий аккультурации, выделенных Берри, а также особенностей социокультурного, социокоммуникативного и социобытового аспектов адаптации.
Результаты.
Результаты полуформализованного интервью показали, что китайские студенты выбирают только два вида стратегий: интеграцию и сепарацию. Это связанно с тем, что эти практики предполагают поддержание этнической и культурной идентичности, которую сохраняют практически все образовательные мигранты из КНР. При этом они демонстрируют достаточно высокий уровень принятия российской культуры.
По итогам исследования выделилась группа учебных мигрантов с глубокой интеграцией в российскую среду: они имеют продолжительные социальные контакты, проявляют активность в обществе. Выбирая стратегию интеграции, китайские студенты сохраняют свою этническую идентичность и идентифицируют себя с новой культурой, принимают нормы и ценности новой культуры, на основе которых строится деятельность и общение с другими, соответственно, круг общения и интересов увеличивается.
Но в большинстве случаев они допускают интеграцию настолько, насколько она помогает в достижении цели временного пребывания в России. Они сохраняют свою этничность, гордятся своей культурой, одобряют заимствование русскими элементов китайской культуры. Как правило, эта группа студентов допускает возможность остаться в России на длительный срок, если найдут подходящую работу с хорошей зарплатой, но вероятность остаться жить в России навсегда отрицают. На вопрос о том, посоветовали бы они своим друзьям учиться в России или отправили бы эту страну своих детей, также отвечают отрицательно. Это может говорить о том, что сами они интегрированы в российское общество, но процесс адаптации происходит сложно. Респонденты признают, что в России можно учиться, но не жить постоянно, что связано с климатом, с другой культурой. Показателем интегрированности в российскую среду может выступать проведение свободного времени с русскими. Проявляется установка на формирование межкультурного диалога – если ты попал в новые условия, то должен уважать и понимать культуру других, делается акцент на активности и самостоятельности адаптантов.
К проблемам представители данной группы относят трудности начального периода адаптации, невозможность реализовать все свои потребности и увлечения, сохраняющееся самовосприятие как «чужого», «иностранца», акцент в преподавании на литературный русский язык и недостаточность разговорного. Реже называются неприемлемые черты в поведении русских: склонность оставлять дело «на потом», злоупотребление алкоголем. В целом характерно положительное отношение к России и Томску как новой социальной среде. Это скорее всего свидетельствует об отсутствии конфликтов с местным населением, в том числе на этнической почве, что способствует избранию стратегии интеграции.
Стратегия сепарации проявляется как замыкание, ограничение социальных взаимодействий с принимающим русским обществом. Сфера деятельности ограничивается университетом и общежитием. Свободное время иностранные учащиеся проводят в кругу своих земляков – гуляют по городу либо играют в компьютерные игры, что весьма распространено среди азиатских студентов. Они практически не посещают места культуры и отдыха, не проявляют социальной активности, не участвуют в общественной жизни вуза, в общественных организациях и т.д.
Складывается особый микромир китайских студентов, который поддерживается этнической идентичностью. Большую часть времени они проводят вместе, говорят на родном языке – в общежитии селятся с соотечественниками. Основные помощники и авторитетные советчики в адаптации – старшие китайские студенты. Такая стратегия выражается в соблюдении социокультурной дистанции учебных мигрантов из Китая с новой социальной средой. Формально положительно отзываясь о русских и других иностранцах, студенты из КНР признают, что не испытывают к ним «полного доверия». Как правило, они категорически отрицают возможность брака с иностранцем, негативно отзываются о вольном сексуальном поведении некитайцев, подчеркивают значимость семейных ценностей в родной культуре. Важным аспектом выбора стратегии сепарации может выступать привязанность к дому, к родителям, чувство долга перед ними. Респонденты считают, что это китайский культурный феномен, делают на нем акцент. В отличие от выбравших стратегию интеграции, данные студенты не имеют достаточных знаний для решения возникающих проблем, не знают, к кому обратиться за помощью в случае учебных и бытовых вопросов, ограничены в способах проведения свободного времени и реализации увлечений, у них более выражен языковой барьер.
Такие студенты больше подчеркивают различия характеров русских и китайцев, особенно в отношении открытости, общительности, стеснительности, манеры одеваться. К этой разнице они не могут привыкнуть. По сравнению со студентами, реализующими стратегию интеграции, они резко высказываются о российской климате, недостаточном разнообразии привычных для них продуктов питания. При этом ни разу не отмечались проблемы, связанные с этническими конфликтами и дискриминацией, а также опасения по этому поводу. Сепарационно настроенные студенты проявляют к России преимущественно экономический интерес, у них нет личного стимула узнать ее культуру, историю и т.д.
Отметим некоторые особенности адаптации китайских студентов в России. Образовательные мигранты из КНР в целом не придают большого значения различиям в нормах, ценностях и традициях страны пребывания и их родины. Позитивно оценивается дорожное движение, соблюдение правил движения и поведения на дорогах (по сравнению с Китаем). Преимущественно положительная оценка дается моральным нормам принимающего общества – уважительному отношению к старшим, добродушному, небезразличному отношению жителей Томска, особенно старшего возраста, к иностранным студентам. В отличие от моральных норм, правовые нормы и их соблюдение не упоминались китайцами вообще. Социокультурная разница обнаружилась во вкусах – манере одеваются, посещать кафе для общения, выборе непосредственного или виртуального общения. Изредка подчеркиваются различия в обычаях и традициях проведения праздников, а также в отношении к алкоголю.
Социокоммуникативные различия и трудности адаптации обнаруживались китайскими студентами прежде всего в отношении китайского и русского юмора. Отмечалось, в ряде случаев, отсутствие у русских желания общаться с иностранцами, что формировало у студентов чувство «чужих». При высокой оценке университетского образования в России, часто встречались жалобы на недостаточное формирование на занятиях навыков разговорного русского языка, акцент на литературном, менее востребованном варианте. Неформальные отношения у китайских студентов достаточно часто складываются с преподавателями, которые оказывают эмоциональную поддержку, выступают в роли помощников, отчасти компенсируя недостаток внимания со стороны русских студентов.
Проблемы социобытовой адаптации выделяются в первую очередь – это отсутствие видового разнообразия овощей и фруктов. Характерное для китайцев отсутствие установки на посещение увеселительных заведений обуславливает специфику проведения свободного времени преимущественно онлайн: посредством смартфона или компьютера. Для девушек-китаянок нередко оказывается неожиданностью совместное проживание в общежитии юношей и девушек (в КНР общежития раздельные). Низка удовлетворенность студентов-китайцев российской сферой обслуживания и амбулаторной медициной. В преодолении социобытовых проблем они чаще всего прибегают к стратегии сепарации для их совместного решения со своими земляками, обозначая четкую приверженность своим традициям и привычкам.
Таким образом, поддержание этнической идентичности становится важной детерминантой процесса адаптации, определяющей выбор соответствующих стратегий – интеграции и сепарации. Вместе с тем еще одним важным аспектом адаптации образовательных мигрантов является их психологическая адаптация к новому обществу, главным ресурсом которой служит психическое здоровье.
Заключение.
В целом, представленные результаты свидетельствуют о том, что восприятие новой культуры, этническая идентичность, особенности социальной поддержки являются важными факторами, определяющими эффективность процесса адаптации студентов-мигрантов в современном российском университете. Опрос студентов КНР показал, что поддержание этнической идентичности становится важной детерминантой процесса адаптации, определяющей выбор соответствующих стратегий – интеграции и сепарации.
Акцентируя значимость исследований в области этнокультуральных аспектов адаптационного процесса среди образовательных мигрантов, стоит отметить, что большое значение в работе с ними имеют организационные мероприятия, не только в университетах, но и на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, обмен опытом между специалистами, активное привлечение к работе студентов-волонтеров.
Библиография
- 1. Регионы России. Социально-экономические показатели: Статистический сборник. М.: Росстат, 2019. [Region of Russia. Socio-economic indicators. Statistical collection. (2019) Moscow: Rosstat. (In Russ.)]
- 2. Beine M. et al. (2014) Determinants of the international mobility of students. Economics of Education Review. Vol. 41. No. 3: 40–54. DOI: 10.1016/j.econedurev.2014.03.003
- 3. Berry J.W., Sabatier C. (2011) Variations in the assessment of acculturation attitudes: Their relationships with psychological wellbeing. International Journal of Intercultural Relations. Vol. 35. No. 5: 658–669. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2011.02.002
- 4. Myagkov M. et al. (2019) Distinguishing Features of the Activity of Extreme Right Groups under Conditions of State Counteraction to Online Extremism in Russia. Region: Regional Studies of Russia, Eastern Europe, and Central Asia. Vol. 8. No. 1: 41–74. DOI: 10.1353/reg.2019.0002
- 5. Peshkovskaya A. et al. (2017) The socialization effect on decision making in the Prisoner's Dilemma game: An eye-tracking study. PLoS ONE. Vol. 12. No. 4: e0175492. DOI: 10.1371/journal.pone.0175492
- 6. Peshkovskaya A. et al. (2018) Social context reveals gender differences in cooperative behavior. J. Bioecon. Vol. 20: 213–225. DOI: 10.1007/s10818-018-9271-5
- 7. Peshkovskaya A. et al. (2019) Gender effects and cooperation in collective action: A laboratory experiment. Rationality and Society. Vol. 31. No. 3: 337–353. DOI: 10.1177/1043463119858788
- 8. Yoon E. et al. (2013) A meta-analysis of acculturation/enculturation and mental health. Journal of Counseling Psychology. Vol. 60. No. 1: 15–30. DOI: 10.1037/a0030652