Источник: НИОР РГБ. Ф. 119. Н.И. Кареев. К. 39. Д. 7. Лл. 25об-32. Параграфы 304, 330-337. Автограф. Подлинник.
336. Указанным путем, который можно назвать рационалистическим, конечно, не решаются вопросы о происхождении права, о законах его развития, об отношении права к экономике, политике, морали, что может быть познано только другим методом, эмпирическим, и индуктивным, сравнительно-историческим. Рационалистический метод сближал то, что можно назвать философией права, когда этого термина еще не существовало, с метафизикой. Недаром рядом с положительным правом, данным в разных законодательствах, мыслилось еще некоторое неизменное и вечное естественное право, как общая основа всех отдельных случае положительного права и вместе с тем истинная их норма, так что // Л. 31. в понятии естественного права мыслилось только разумом, и нечто вместе с тем разумное, а потому и общеобязательное. В развитии положений естественного права все пользовались дедуктивным методом, стараясь даже иногда11 и вывести их из априорного этического закона нашего разума. Теперь это учение оставлено и если замечается возрождение естественного права, то [в] качестве не метафизического ноумена, а совокупности этических норм. От старого воззрения, однако, осталось в виде стремления к интуитивному познанию права, что уже относится более к творчеству идеала, чем к познанию реальности. Можно сказать, что будущее в теории права принадлежит не пережиткам метафизики, а направлению, ближе держащемуся юридической действительности, что не исключает, однако, ни чисто логических построений системы права, ни чисто12 этических устремлений к познанию идеального права. В обоих последних случаях одинаково имеется в виду не воспроизведение и объяснение13 действительности со всей пестротой и изменчивостью, а выработку известного общего построения, которое помогало бы нам ориентироваться в путанице общественных отношений и позволяло оценивать действующее право с точки зрения идеала.
337. От экономики и юриспруденции в их теоретических отделах перейдем к теоретическому государствоведению, которое может быть, кроме того, историческим, догматическим (в изучении действующего государственного права), статистическим. В теоретическом государствоведении опять два направления, смотря по тому, каково оно есть, или таким, каким оно должно быть. И снова в первом // Л. 32. отношении различны теоретические подходы к государству со стороны логики, абстрактных14 понятий или со стороны истории конкретных фактов, вследствие чего опять замечается15 или преобладание дедукции или пользование преимущественно индуктивным методом. Лучше всего можно видеть указываемое различие на примере вопроса о происхождении государства. В XVII–XVIII веках предполагалось, что раз государство имеет целью обеспечить безопасность, жизнь, свободу, достояние людей, то могло оно возникнуть только путем общественного договора, в силу которого были установлены общая власть и разные законы, а раз признавался такой договор, то принималось некоторое естественное состояние, когда люди жили вне всякого общения между собою. Таким образом, высказывалась гипотеза, которая казалась применимой без каких-либо доказательств как достаточно объясняющая происхождение государства из упомянутого психологического мотива путем сознательного и преднамеренного, так сказать, изобретения ради достижения определенной цели. В конце XVIII и начале XIX века это чисто16 рационалистическое сменилось другим, основывавшемся тоже на отвлеченном рассуждении, в основе которого лежало проведение аналогии между государством и естественным организмом, и оно оказалось верным, когда стали делать выводы из фактического материала истории, этнографии и позднее зоологии (изучение общественности у животных, в частности у антропоморфных).
Сообщения не найдены
Комментарии
Сообщения не найдены