RAS Social ScienceСоциологические исследования Sotsialogicheski issledovania

  • ISSN (Print) 0132-1625
  • ISSN (Online) 3034-6010

Will E-Health Make Medicine More Accessibile?

PII
S013216250010580-1-1
DOI
10.31857/S013216250010580-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue 11
Pages
68-75
Abstract

The paper is dedicated to a comprehensive research of digital technology in the Russian public healthcare system. Most attention is paid to the access to high-quality medical services for the population, personnel shortages, qualification and additional professional training of medical specialists. The author attempts to assess potential negative effects eventually expected in the short term due to educational strategy change of the Russian healthcare in view of the transition from certification to accreditation of specialists as part of the continuing medical education program. The use of telemedicine technology along with remote diagnostics is considered as an effective but slow and inactive implemented tool to solve the problem of people’s access to medical care in our country. The results of medical specialists surveys and opinion polls report a high degree of medical specialists’ awareness with low public awareness of telemedicine. The author suggests that the COVID-19 coronavirus pandemic allowed a new look at telemedicine technologies, has updated the adoption of additional legislative decisions to improve remote medical services in Russia.

Keywords
accessibility of medical services, quality of medical services, continuous medical education, electronic healthcare, telemedicine, remote medicine, online diagnostics
Date of publication
22.12.2020
Year of publication
2020
Number of purchasers
4
Views
80

Проблемы качества и доступности медицинской помощи в России.

Граждане не удовлетворены работой отечественной системы здравоохранения: стабильно более половины (2008 г. – 53%, 2014 г. – 59%, 2019 г. – 58%) уверены, что уровень развития медицины в России ниже, чем в передовых странах мира. Растет число тех, кто дает пессимистичный прогноз развития отечественного здравоохранения в десятилетней перспективе (2008 г. – 18%, 2014 г. – 24%, 2019 г. – 30%)1.

Недовольство россиян подтверждается результатами глобального исследования2, проведенного весной 2020 г. Наиболее высокие оценки получило здравоохранение Кореи (86%), Индии (79%), Англии (73%) и Германии (71%). Для России этот показатель составил 13%, половина респондентов воспринимают отечественное здравоохранение в целом отрицательно. Самые острые проблемы – высокие цены на лекарства (66%) и кадровый дефицит в госмедучреждениях: нехватка специалистов (59%), долгое ожидание помощи (39%), очереди и плохая организация приема пациентов (33%)3.

Одна из ключевых проблем первичного звена российского здравоохранения – дефицит кадров – неразрывно связан с вопросами медицинского образования; они постоянно находятся в центре внимания научного сообщества [Малов, 2017; Шейман, Сажина, 2018; Козуля, Лахно, 2019; и др.]. По результатам опроса российских работодателей4, профессия врача – в числе десяти наиболее дефицитных. Среди самых востребованных и медицинские сестры5. В то же время «доктор» традиционно входит в число наиболее желанных и престижных специальностей. Согласно результатам опроса российских соискателей6, это самая популярная профессия «детской мечты». По данным ВЦИОМ7, врач возглавляет народный рейтинг престижных профессий (26%): это наиболее предпочтительная квалификация для детей россиян. В зависимости от возраста от 25 до 31% россиян оценивают медицинскую специальность как одну из наиболее престижных и популярных для получения в вузе8. Поступать на медицинский факультет в 2020 г. планировали 12% выпускников российских школ9. Вместе с тем увеличение набора абитуриентов в медицинские вузы не способствует преодолению дефицита кадров: далеко не все выпускники пополняют штат государственных учреждений здравоохранения и работают по специальности.

Качество медицинских услуг по-прежнему остается острым вопросом. В первую очередь, это связано с уровнем квалификации работников здравоохранения и дополнительной профессиональной подготовкой. 77% медицинских кадров не удовлетворены подготовкой молодых врачей [Развитие…, 2019: 156]. Специалисты высшего и среднего звена10 считают, что профессионализм медиков зависит от опыта работы по специальности, качества профессионального образования и дополнительного образования.

Дополнительная профессиональная подготовка медицинских и фармацевтических специалистов осуществляется в рамках федеральных законов и приказов Минздрава11, предусматривающих переход от традиционной системы последипломной подготовки врачей (повышение квалификации 1 раз / 5 лет) – к новым образовательным практикам (непрерывное медицинское образование и профессиональное развитие с последующей реаккредитацией при прохождении пятилетнего цикла с 2016 до 2021 г.). При этом объем образовательной активности медика внутри цикла должен достигать индивидуального плана (не менее 250 ЗЕТ)12 и распределяться равномерно (ежегодно рекомендуется набирать по 50 ЗЕТ).

В целом медики неплохо проинформированы о программе непрерывного медицинского образования (НМО)13: половина уже работали с соответствующим порталом, 43% только слышали о нем. Интересно, что доля уверенных в значимости НМО для профессионального развития сопоставима с числом считающих его необходимым для аккредитации (49 и 40% соответственно). Наиболее существенные недостатки непрерывного образования – необходимость оплачивать курсы из собственного кармана (55%), низкая эффективность бесплатных программ, согласованных руководством (33%), большие временные затраты (38%), ограниченность образовательных мероприятий по отдельным специальностям (30%) и нежелание начальства содействовать в прохождении программ в рабочее время (28,5%).

По результатам опроса врачей городских поликлиник Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ), вне зависимости от профессионального стажа наиболее востребованной формой дополнительного обучения остается посещение специализированных деловых мероприятий (табл.). При этом среди специалистов с опытом менее 5 лет популярностью пользуется посещение конференций/конгрессов/форумов (20,7%), старшие коллеги предпочитают курсы повышения квалификации (со стажем 6-20 лет – 24%; более 21 года – 24,9%).

Таблица. Дополнительная профессиональная подготовка врачей за последние пять лет (%)14

Дополнительная профессиональная подготовка

Стаж

менее 5 лет

От 6 до 20 лет

От 21 года

Конференции, конгрессы, форумы

20,7

16,2

21,7

Курсы повышения квалификации

9,8

24

24,9

Разовые профессиональные лекции, семинары, тренинги

14,1

16,8

16,7

Самообразование

19,6

16,2

15,8

Консультации с коллегами

14,1

7,3

5,4

Курсы обучения работе на компьютере, иностранным языкам и др.

5,4

4,5

5

Переподготовка по новой специальности

3,3

7,3

6,8

Помощь наставника

7,6

2,2

0,5

Стажировка

2,2

1,7

2,7

Аспирантура и докторантура

2,2

2,8

0,0

Другое

0,0

0,0

0,5

Дополнительной подготовки не получали

1,1

1,1

0,0

Медики знают об НМО, но не заинтересованы менять привычные механизмы повышения квалификации ввиду недостаточной мотивации и недоверия к действиям регулятора отрасли [Богачевская и др., 2017].

Изменение системы допуска медиков к профессиональной деятельности, окончательный переход от сертификации к регулярной аккредитации к 1 января 2021 г. и скепсис самих белых халатов в отношении НМО вызывают обеспокоенность. Нехватка медицинских кадров в сложных эпидемиологических условиях усугубляется потенциальным отказом медперсонала пенсионного и предпенсионного возраста включаться в новые образовательные практики по окончанию действия актуальных сертификатов.

В числе ключевых факторов, в наибольшей степени детерминирующих удовлетворенность граждан системой здравоохранения, – самооценка актуального состояния здоровья и опыт использования услуг здравоохранения за последние 5 лет [Кислицына, 2020]. По результатам опросов общественного мнения15, за первые пять месяцев 2020 г. диспансеризацию в России прошли менее 1/5 граждан, в течение последних трех лет – менее половины, никогда не проходили диспансеризацию 21% жителей нашей страны. При этом «хорошим» или «очень хорошим» текущее состояние своего здоровья считают 39% респондентов, удовлетворительную оценку дают чуть более половины. В том, что их здоровье за последние 5 лет ухудшилось, убеждены 48% россиян, не изменилось – 47%16. Обращались за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские учреждения по полису ОМС в течение последних 5 лет 87% опрошенных17.

На удовлетворенность населения качеством медицинской помощи в значительной степени влияет коммерциализация медицины, распространенность потребления и востребованность платных медуслуг. В последние годы в России наблюдается существенная активизация частного сектора здравоохранения, особенно в крупных городах. Только в столице в 2019 г. доля частных медучреждений среди всех организаций здравоохранения Москвы составила 72%18. За период 2017–2019 гг. количество приемов «кассовой» медицины выросло в России на 4,8%, основные факторы – результаты оптимизации госучреждений (увеличение востребованности узких специалистов в частном сегменте), развитие внутреннего медицинского туризма, легализация телемедицины.

Граждане встревожены ростом доли платных медуслуг в государственном сегменте (29%)19. Более трети считают, что получение качественных медицинских услуг возможно только за деньги20. Выросла численность тех, кто, заболев, обращается в платное медучреждение: 2006–2015 гг. – 6-8%, 2017 г. – 11%, 2019 г. – 15%21.

Технологическая трансформация здравоохранения.

Вопросы, связанные с развитием информационных технологий в медицине, в последние годы приковывают внимание российских исследователей [Павленко, Петрова, 2016; Кубрик, 2017; Москвин, 2018; Шадеркин, 2019; Морозов и др., 2020].

Еще недавно телемедицина в нашей стране казалась чем-то диковинным и чуждым, а дистанционное оказание врачебной помощи было, фактически, вне закона, несмотря на то, что возможность получения врачебной консультации с применением телемедицинских технологий не противоречила базовому Федеральному закону № 323-ФЗ22. Так называемый «Закон о телемедицине»23 вступил в силу 1.01.2018 г., порядок ее организации и оказания утвержден Приказом Минздрава РФ № 965н24. В конце 2018 г. национальный проект «Здравоохранение»25 для информатизации государственного сегмента медицины предусмотрел реализацию федерального проекта «Единый цифровой контур»26 в 2019–2024 гг. Все это вывело дистанционное оказание медицинской помощи из тени в правовое поле.

По результатам опроса27 руководителей медицинских учреждений и врачей из разных регионов России, медики хорошо информированы о телемедицине. Три четверти врачей считают, что суть цифровизации здравоохранения в том, чтобы пациент мог получать онлайн-/дистанционные консультации28. Однако использует телемедицинские технологии в своей работе только четверть медиков29.

В то же время более 80% коммерческих медучреждений интегрированы в медицинскую информационную систему и ведут электронную медкарту30. Положительно оценили опыт телеконсультаций 69% опрошенных, о планах развивать телемедицинское направление заявили 67%. При этом в большинстве государственных и ведомственных медучреждений до сих пор не отказались от бумажной медицинской карты. По состоянию на март 2020 г.31, медики практически не использовали формат удаленных консультаций: 15% провели не более 10 дистанционных приемов за последний месяц, 81% – ни одного (без учета телефонных звонков).

Население все так же мало знает о телемедицине. Осенью 2017 г. 67% россиян признавались, что закон об этом направлении32 им неизвестен, сегодня о возможности получить консультацию врача в дистанционном формате информировано более половины33, однако пользовались ей лишь 8% из них. Россияне настороженно относятся к дистанционной медицине: по состоянию на июнь 2019 г.34, 54% никогда не обращались к таким услугам и не планируют. Почти половина тех, кто не собирается прибегать к услугам онлайн-диагностики, предпочитает общаться с врачом очно, а 40% полагают, что эффективная консультация невозможна через Интернет. Даже к мобильным приложениям для отслеживания базовых показателей здоровья (артериальное давление, масса тела и т.д.) часто или постоянно прибегает лишь пятая часть населения35.

Опыт применения телемедицинских технологий в Москве.

В 2019 г. был разработан проект «Московский стандарт +», который включает в себя повсеместную цифровизацию (доработка системы ЕМИАС36 и подключение стационаров к общей электронной системе) и техническое переоснащение медучреждений (замена устаревшей медтехники).

По данным опросов, 63% москвичей использовали государственные информационные системы столичного здравоохранения (ЕМИАС, mos.ru, «Активный гражданин» и др.), даже когда услуга предоставления результатов анализов через электронную почту только начала функционировать, а цифровые медицинские карты пока не получили широкого распространения37. Более 90% столичных медиков используют электронные информационные системы здравоохранения, в подавляющем большинстве случаев – ЕМИАС38.

С марта 2020 г. в Москве в тестовом режиме заработала специализированная служба телемедицинской помощи для пациентов с коронавирусной инфекцией, проходящих лечение на дому. Для дистанционной консультации через видео-прием гражданин регистрируется на специальной телемедицинской платформе ДЗМ39 (если невозможно подключиться к видеосвязи, консультация проводится по телефону). Все сведения по онлайн-приему вносятся в электронную медкарту40 больного, которая доступна для него и специалистов городских поликлиник Москвы. Также в ней зафиксированы протоколы осмотров с 2017 г., результаты лабораторных и радиологических (с 2019 г.), инструментальных (с 2020 г.) исследований и др. Количество возможных обращений в службу телемедицинской помощи не ограничено, центр работает круглосуточно. По состоянию на 20 мая 2020 г.41, специалисты телемедицинского центра провели более 170 тыс. консультаций пациентов с коронавирусом, под наблюдением находилось более 70 тыс. человек. В среднем, за смену на одного сотрудника центра приходилось порядка 50-60 обращений.

Заключение.

Пандемия коронавируса и режим социальной изоляции стали катализаторами развития телемедицины в нашей стране. Многие государственные и даже частные медучреждения были вынужденно перепрофилированы и до сих пор остаются недоступными для получения плановой медицинской помощи. В такой ситуации и с учетом «допандемийных» проблем доступности медпомощи и ее качества развитие телемедицинских сервисов и приобщение населения к их использованию – одно из наиболее адекватных решений. Пациенты могут своевременно получать медицинские рекомендации дистанционно, не дожидаясь стабилизации эпидемиологической обстановки и свободного талона, не сталкиваясь с географическими барьерами.

В марте-апреле 2020 г.42 телемедицинские сервисы фиксировали значительное увеличение онлайн-приемов по отношению к предыдущему месяцу (в некоторых случаях – в 2 раза). В первые три недели апреля продолжительность дистанционных консультаций выросла более чем в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом в марте. Существенная доля (21%) коммерческих клиник выразила желание оказывать телемедицинские услуги, связанные с консультированием по вопросам коронавирусной инфекции, 71% – вести дистанционный прием43.

Очевидно, что внедрение и развитие телемедицинских технологий имеет ряд позитивных социально-экономических эффектов, а сама телемедицина – значительный потенциал для модернизации социальной сферы в нашей стране. Однако сегодня ее ресурс вырабатывается не в полной мере из-за законодательных пробелов: медработники не вправе ставить диагноз, назначать терапию и оформлять больничные листы в рамках онлайн-консультаций44.

Однако при регулировании столь чувствительной отрасли необходима крайняя осторожность, ведь непродуманные и наспех принятые решения могут дополнительно и существенным образом снизить качество оказываемой в стране медицинской помощи. Вопрос о правомерности постановки первичного диагноза без очного приема остается открытым.

Приложение.

  1. Представления о современной медицине // ФОМ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  2. Международная аналитика Romir/GlobalNR: граждане оценили общее состояние национальных систем здравоохранения // РОМИР. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  3. Состояние здравоохранения и самые острые проблемы этой сферы // ФОМ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  4. Работодатели определили требования к кандидатам: топ-5 востребованных компетенций на российском рынке труда // ВЦИОМ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  5. Результаты исследования по актуализации перечня профессий рабочих и специалистов среднего звена, востребованных на рынке труда // Министерство труда и социальной защиты РФ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  6. Топ-20 профессий из детской и взрослой мечты // HeadHunter. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  7. Врач – самая важная профессия! // ВЦИОМ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  8. Колесникова К. Названы самые престижные специальности в вузах // Российская газета. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  9. Названы самые популярные среди российских абитуриентов факультеты // АНО «ТВ-Новости». 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  10. Что влияет на уровень профессионализма медиков? // ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  11. Нормативно-правовая база // Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020); Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (дата обращения: 17.06.2020); Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (дата обращения: 17.06.2020); Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 ноября 2017 г. № 926 «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года» (дата обращения: 17.06.2020); Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. № 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста» (дата обращения: 17.06.2020).
  12. Зачетная единица трудоемкости (кредит). Применяется для определения трудоемкости в системе НМО. 1 ЗЕТ = 1 академический час.
  13. Результаты опроса «Оценка медицинскими работниками внедрения системы непрерывного медицинского образования» // ОНФ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  14. «Развитие кадрового потенциала столичного здравоохранения»: дополнительная профподготовка врачей // ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  15. Здоровье – высшая ценность // ВЦИОМ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  16. Международная аналитика Romir/GlobalNR: граждане сравнили свое состояние здоровья сегодня и 5 лет назад // РОМИР. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  17. Качество медицинских услуг: запрос на жесткий контроль // ВЦИОМ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  18. Анализ рынка медицинских услуг в Москве в 2015-2019 гг., прогноз на 2020-2024 гг. // BusinesStat. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  19. Состояние здравоохранения и самые острые проблемы этой сферы // ФОМ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  20. Платные медуслуги // ФОМ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  21. Тяжкий труд, бедность и старость: три причины болезней в России // ВЦИОМ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  22. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (дата обращения: 17.06.2020).
  23. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» (дата обращения: 17.06.2020).
  24. Приказ Минздрава России от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» (дата обращения: 17.06.2020).
  25. Национальный проект «Здравоохранение» // Правительство РФ. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  26. Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» // Министерство здравоохранения РФ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  27. Опрос медицинского сообщества о цифровой медицине и автоматизации клиник // ONDOC. 2017. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  28. Индекс здоровья будущего 2019 Россия // Philips. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  29. Практическое применение медицинскими работниками цифровизации здравоохранения // ООО «Медицинские Информационные Решения». 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  30. Опрос топ-менеджеров частных клиник о телемедицине и автоматизации // ONDOC. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  31. Технологический прогресс вашей больницы // ООО «Медицинские Информационные Решения». 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  32. Россияне с крепким здоровьем заинтересованы в телемедицине // НАФИ. 2017. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  33. Телемедицина в России: сегодня и завтра // ВЦИОМ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  34. Телемедицина в России: перспективы и уровень доверия // ИОМ «Анкетолог». 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  35. Индекс здоровья будущего 2019 Россия // Philips. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  36. ЕМИАС – государственная Единая медицинская информационно-аналитическая система г. Москвы, направленная на повышение качества и доступности медицинской помощи, эффективности управления системой здравоохранения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
  37. Цифровые информационные системы здравоохранения. Мнение москвичей // ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  38. Цифровые информационные системы здравоохранения: мнение врачей // ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  39. Телемедицинский центр ДЗМ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  40. Моя электронная медицинская карта. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  41. Официальное сообщение от 20 мая 2020 г. // Департамент здравоохранения города Москвы. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  42. Просто спросить: коронавирус подстегнул спрос на онлайн-докторов в России // АО «Агентство экономической информации «ПРАЙМ». 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  43. Веденеева Н. Вирусные сервисы. Эпидемия вызвала взрывной рост рынка телемедицины // ComNews. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  44. Россияне с крепким здоровьем заинтересованы в телемедицине // НАФИ. 2017. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).

References

  1. 1. Aksenova E.I., Aleksandrova O.A., Yarasheva A.V. (eds) (2019) Development of Human Resource Potential in the Capital’s Healthcare. Moscow: NII OZMM DZM. (In Russ.)
  2. 2. Bogachevskaia S.A., Pchelina I.V., Semenov V.Yu. (2017) About a forming system of continuous medical education in Russia in opinions of doctors and health care managers in Far-East Federal Region. Tikhookeanskij meditsinskij zhurnal [Pacific Medical Journal]. No. 3: 85–89. (In Russ.)
  3. 3. Kislitsyna O.A. (2020) Determinants of healthcare system satisfaction among Russians. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia (setevoe izdanie) [Social aspects of population health (serial online)]. No. 66(2): 8. (In Russ.)
  4. 4. Kozulya S.V., Lakhno V.A., Lakhno D.M. (2019) Insuffi cient vocational guidance work as a reason of staff shortage in medicine. Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. No. 10(3): 36–41. (In Russ.)
  5. 5. Kubryk Ya.Yu. (2017) Awareness of medical community on digital medicine. ZHurnal telemeditsiny i ehlektronnogo zdravookhraneniya [Telemedicine Journal and e-Health]. No. 2: 87–91. (In Russ.)
  6. 6. Malov I.V. (2017) Modern trends of continuing medical and pharmaceutical education. Sibirskij meditsinskij zhurnal [The Siberian Medical Journal]. No. 2: 53–55. (In Russ.)
  7. 7. Morozov S.P., Vladzymyrskyy A.V., Simenyura S.S. (2020) The quality of primary direct-to-consumer telemedicine consultations (by results of testing telemedicine services). Vrach i informatsionnye tekhnologii [Doctor and Information Technologies]. No. 1: 52–62. (In Russ.)
  8. 8. Moskvin L.B. (2018) Digital future of Russia. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya [Socio-humanitarian knowledge]. No. 6: 18–30. (In Russ.)
  9. 9. Pavlenko E.V., Petrova L.E. (2016) Readiness of Russian doctors to use latest ICT in healthcare. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 4: 103–110. (In Russ.)
  10. 10. Shaderkin I.A. (2019) The role of artificial intelligence in telemedicine of Russia. Zhurnal telemeditsiny i ehlektronnogo zdravookhraneniya [Telemedicine Journal and e-Health]. No. 1–2: 38–40. (In Russ.)
  11. 11. Sheiman I.M., Sazhina S.V. (2018) Human Resource Policies in the System of Health Provision: Overcoming the Shortage of Physicians. Mir Rossii [Universe of Russia]. No. 27(3): 130–153. (In Russ.)
QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library