ООНСоциологические исследования Sotsialogicheski issledovania

  • ISSN (Print) 0132-1625
  • ISSN (Online) 3034-6010

Электронное здравоохранение сделает медицину доступнее?

Код статьи
S013216250010580-1-1
DOI
10.31857/S013216250010580-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 11
Страницы
68-75
Аннотация

Статья посвящена комплексному исследованию цифровых технологий в российской системе охраны здоровья граждан. Основное внимание уделено доступности качественной медицинской помощи для населения, дефициту кадров, уровню квалификации и дополнительной профессиональной подготовке медицинских специалистов. Автор попытался оценить потенциальные негативные эффекты, ожидаемые в краткосрочной перспективе, от смены образовательной стратегии в российском здравоохранении ввиду перехода от сертификации специалистов к аккредитации в рамках программы непрерывного медицинского образования. Применение телемедицинских технологий при удаленной диагностике рассматривается как эффективный, но медленно и неактивно реализующийся в нашей стране инструмент решения проблемы доступа населения к медицинской помощи. Результаты обследований среди медицинских работников и опросы общественного мнения фиксируют высокую степень информированности медиков и низкую осведомленность населения о телемедицине. Автор приходит к выводу, что пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 позволила по-новому взглянуть на телемедицинские технологии, актуализировала принятие дополнительных законодательных решений по совершенствованию дистанционной медицинской помощи в России.

Ключевые слова
доступность медицинской помощи, качество медицинской помощи, непрерывное медицинское образование, электронное здравоохранение, телемедицина, дистанционная медицина, онлайн-диагностика
Дата публикации
22.12.2020
Год выхода
2020
Всего подписок
4
Всего просмотров
76

Проблемы качества и доступности медицинской помощи в России.

Граждане не удовлетворены работой отечественной системы здравоохранения: стабильно более половины (2008 г. – 53%, 2014 г. – 59%, 2019 г. – 58%) уверены, что уровень развития медицины в России ниже, чем в передовых странах мира. Растет число тех, кто дает пессимистичный прогноз развития отечественного здравоохранения в десятилетней перспективе (2008 г. – 18%, 2014 г. – 24%, 2019 г. – 30%)1.

Недовольство россиян подтверждается результатами глобального исследования2, проведенного весной 2020 г. Наиболее высокие оценки получило здравоохранение Кореи (86%), Индии (79%), Англии (73%) и Германии (71%). Для России этот показатель составил 13%, половина респондентов воспринимают отечественное здравоохранение в целом отрицательно. Самые острые проблемы – высокие цены на лекарства (66%) и кадровый дефицит в госмедучреждениях: нехватка специалистов (59%), долгое ожидание помощи (39%), очереди и плохая организация приема пациентов (33%)3.

Одна из ключевых проблем первичного звена российского здравоохранения – дефицит кадров – неразрывно связан с вопросами медицинского образования; они постоянно находятся в центре внимания научного сообщества [Малов, 2017; Шейман, Сажина, 2018; Козуля, Лахно, 2019; и др.]. По результатам опроса российских работодателей4, профессия врача – в числе десяти наиболее дефицитных. Среди самых востребованных и медицинские сестры5. В то же время «доктор» традиционно входит в число наиболее желанных и престижных специальностей. Согласно результатам опроса российских соискателей6, это самая популярная профессия «детской мечты». По данным ВЦИОМ7, врач возглавляет народный рейтинг престижных профессий (26%): это наиболее предпочтительная квалификация для детей россиян. В зависимости от возраста от 25 до 31% россиян оценивают медицинскую специальность как одну из наиболее престижных и популярных для получения в вузе8. Поступать на медицинский факультет в 2020 г. планировали 12% выпускников российских школ9. Вместе с тем увеличение набора абитуриентов в медицинские вузы не способствует преодолению дефицита кадров: далеко не все выпускники пополняют штат государственных учреждений здравоохранения и работают по специальности.

Качество медицинских услуг по-прежнему остается острым вопросом. В первую очередь, это связано с уровнем квалификации работников здравоохранения и дополнительной профессиональной подготовкой. 77% медицинских кадров не удовлетворены подготовкой молодых врачей [Развитие…, 2019: 156]. Специалисты высшего и среднего звена10 считают, что профессионализм медиков зависит от опыта работы по специальности, качества профессионального образования и дополнительного образования.

Дополнительная профессиональная подготовка медицинских и фармацевтических специалистов осуществляется в рамках федеральных законов и приказов Минздрава11, предусматривающих переход от традиционной системы последипломной подготовки врачей (повышение квалификации 1 раз / 5 лет) – к новым образовательным практикам (непрерывное медицинское образование и профессиональное развитие с последующей реаккредитацией при прохождении пятилетнего цикла с 2016 до 2021 г.). При этом объем образовательной активности медика внутри цикла должен достигать индивидуального плана (не менее 250 ЗЕТ)12 и распределяться равномерно (ежегодно рекомендуется набирать по 50 ЗЕТ).

В целом медики неплохо проинформированы о программе непрерывного медицинского образования (НМО)13: половина уже работали с соответствующим порталом, 43% только слышали о нем. Интересно, что доля уверенных в значимости НМО для профессионального развития сопоставима с числом считающих его необходимым для аккредитации (49 и 40% соответственно). Наиболее существенные недостатки непрерывного образования – необходимость оплачивать курсы из собственного кармана (55%), низкая эффективность бесплатных программ, согласованных руководством (33%), большие временные затраты (38%), ограниченность образовательных мероприятий по отдельным специальностям (30%) и нежелание начальства содействовать в прохождении программ в рабочее время (28,5%).

По результатам опроса врачей городских поликлиник Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ), вне зависимости от профессионального стажа наиболее востребованной формой дополнительного обучения остается посещение специализированных деловых мероприятий (табл.). При этом среди специалистов с опытом менее 5 лет популярностью пользуется посещение конференций/конгрессов/форумов (20,7%), старшие коллеги предпочитают курсы повышения квалификации (со стажем 6-20 лет – 24%; более 21 года – 24,9%).

Таблица. Дополнительная профессиональная подготовка врачей за последние пять лет (%)14

Дополнительная профессиональная подготовка

Стаж

менее 5 лет

От 6 до 20 лет

От 21 года

Конференции, конгрессы, форумы

20,7

16,2

21,7

Курсы повышения квалификации

9,8

24

24,9

Разовые профессиональные лекции, семинары, тренинги

14,1

16,8

16,7

Самообразование

19,6

16,2

15,8

Консультации с коллегами

14,1

7,3

5,4

Курсы обучения работе на компьютере, иностранным языкам и др.

5,4

4,5

5

Переподготовка по новой специальности

3,3

7,3

6,8

Помощь наставника

7,6

2,2

0,5

Стажировка

2,2

1,7

2,7

Аспирантура и докторантура

2,2

2,8

0,0

Другое

0,0

0,0

0,5

Дополнительной подготовки не получали

1,1

1,1

0,0

Медики знают об НМО, но не заинтересованы менять привычные механизмы повышения квалификации ввиду недостаточной мотивации и недоверия к действиям регулятора отрасли [Богачевская и др., 2017].

Изменение системы допуска медиков к профессиональной деятельности, окончательный переход от сертификации к регулярной аккредитации к 1 января 2021 г. и скепсис самих белых халатов в отношении НМО вызывают обеспокоенность. Нехватка медицинских кадров в сложных эпидемиологических условиях усугубляется потенциальным отказом медперсонала пенсионного и предпенсионного возраста включаться в новые образовательные практики по окончанию действия актуальных сертификатов.

В числе ключевых факторов, в наибольшей степени детерминирующих удовлетворенность граждан системой здравоохранения, – самооценка актуального состояния здоровья и опыт использования услуг здравоохранения за последние 5 лет [Кислицына, 2020]. По результатам опросов общественного мнения15, за первые пять месяцев 2020 г. диспансеризацию в России прошли менее 1/5 граждан, в течение последних трех лет – менее половины, никогда не проходили диспансеризацию 21% жителей нашей страны. При этом «хорошим» или «очень хорошим» текущее состояние своего здоровья считают 39% респондентов, удовлетворительную оценку дают чуть более половины. В том, что их здоровье за последние 5 лет ухудшилось, убеждены 48% россиян, не изменилось – 47%16. Обращались за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские учреждения по полису ОМС в течение последних 5 лет 87% опрошенных17.

На удовлетворенность населения качеством медицинской помощи в значительной степени влияет коммерциализация медицины, распространенность потребления и востребованность платных медуслуг. В последние годы в России наблюдается существенная активизация частного сектора здравоохранения, особенно в крупных городах. Только в столице в 2019 г. доля частных медучреждений среди всех организаций здравоохранения Москвы составила 72%18. За период 2017–2019 гг. количество приемов «кассовой» медицины выросло в России на 4,8%, основные факторы – результаты оптимизации госучреждений (увеличение востребованности узких специалистов в частном сегменте), развитие внутреннего медицинского туризма, легализация телемедицины.

Граждане встревожены ростом доли платных медуслуг в государственном сегменте (29%)19. Более трети считают, что получение качественных медицинских услуг возможно только за деньги20. Выросла численность тех, кто, заболев, обращается в платное медучреждение: 2006–2015 гг. – 6-8%, 2017 г. – 11%, 2019 г. – 15%21.

Технологическая трансформация здравоохранения.

Вопросы, связанные с развитием информационных технологий в медицине, в последние годы приковывают внимание российских исследователей [Павленко, Петрова, 2016; Кубрик, 2017; Москвин, 2018; Шадеркин, 2019; Морозов и др., 2020].

Еще недавно телемедицина в нашей стране казалась чем-то диковинным и чуждым, а дистанционное оказание врачебной помощи было, фактически, вне закона, несмотря на то, что возможность получения врачебной консультации с применением телемедицинских технологий не противоречила базовому Федеральному закону № 323-ФЗ22. Так называемый «Закон о телемедицине»23 вступил в силу 1.01.2018 г., порядок ее организации и оказания утвержден Приказом Минздрава РФ № 965н24. В конце 2018 г. национальный проект «Здравоохранение»25 для информатизации государственного сегмента медицины предусмотрел реализацию федерального проекта «Единый цифровой контур»26 в 2019–2024 гг. Все это вывело дистанционное оказание медицинской помощи из тени в правовое поле.

По результатам опроса27 руководителей медицинских учреждений и врачей из разных регионов России, медики хорошо информированы о телемедицине. Три четверти врачей считают, что суть цифровизации здравоохранения в том, чтобы пациент мог получать онлайн-/дистанционные консультации28. Однако использует телемедицинские технологии в своей работе только четверть медиков29.

В то же время более 80% коммерческих медучреждений интегрированы в медицинскую информационную систему и ведут электронную медкарту30. Положительно оценили опыт телеконсультаций 69% опрошенных, о планах развивать телемедицинское направление заявили 67%. При этом в большинстве государственных и ведомственных медучреждений до сих пор не отказались от бумажной медицинской карты. По состоянию на март 2020 г.31, медики практически не использовали формат удаленных консультаций: 15% провели не более 10 дистанционных приемов за последний месяц, 81% – ни одного (без учета телефонных звонков).

Население все так же мало знает о телемедицине. Осенью 2017 г. 67% россиян признавались, что закон об этом направлении32 им неизвестен, сегодня о возможности получить консультацию врача в дистанционном формате информировано более половины33, однако пользовались ей лишь 8% из них. Россияне настороженно относятся к дистанционной медицине: по состоянию на июнь 2019 г.34, 54% никогда не обращались к таким услугам и не планируют. Почти половина тех, кто не собирается прибегать к услугам онлайн-диагностики, предпочитает общаться с врачом очно, а 40% полагают, что эффективная консультация невозможна через Интернет. Даже к мобильным приложениям для отслеживания базовых показателей здоровья (артериальное давление, масса тела и т.д.) часто или постоянно прибегает лишь пятая часть населения35.

Опыт применения телемедицинских технологий в Москве.

В 2019 г. был разработан проект «Московский стандарт +», который включает в себя повсеместную цифровизацию (доработка системы ЕМИАС36 и подключение стационаров к общей электронной системе) и техническое переоснащение медучреждений (замена устаревшей медтехники).

По данным опросов, 63% москвичей использовали государственные информационные системы столичного здравоохранения (ЕМИАС, mos.ru, «Активный гражданин» и др.), даже когда услуга предоставления результатов анализов через электронную почту только начала функционировать, а цифровые медицинские карты пока не получили широкого распространения37. Более 90% столичных медиков используют электронные информационные системы здравоохранения, в подавляющем большинстве случаев – ЕМИАС38.

С марта 2020 г. в Москве в тестовом режиме заработала специализированная служба телемедицинской помощи для пациентов с коронавирусной инфекцией, проходящих лечение на дому. Для дистанционной консультации через видео-прием гражданин регистрируется на специальной телемедицинской платформе ДЗМ39 (если невозможно подключиться к видеосвязи, консультация проводится по телефону). Все сведения по онлайн-приему вносятся в электронную медкарту40 больного, которая доступна для него и специалистов городских поликлиник Москвы. Также в ней зафиксированы протоколы осмотров с 2017 г., результаты лабораторных и радиологических (с 2019 г.), инструментальных (с 2020 г.) исследований и др. Количество возможных обращений в службу телемедицинской помощи не ограничено, центр работает круглосуточно. По состоянию на 20 мая 2020 г.41, специалисты телемедицинского центра провели более 170 тыс. консультаций пациентов с коронавирусом, под наблюдением находилось более 70 тыс. человек. В среднем, за смену на одного сотрудника центра приходилось порядка 50-60 обращений.

Заключение.

Пандемия коронавируса и режим социальной изоляции стали катализаторами развития телемедицины в нашей стране. Многие государственные и даже частные медучреждения были вынужденно перепрофилированы и до сих пор остаются недоступными для получения плановой медицинской помощи. В такой ситуации и с учетом «допандемийных» проблем доступности медпомощи и ее качества развитие телемедицинских сервисов и приобщение населения к их использованию – одно из наиболее адекватных решений. Пациенты могут своевременно получать медицинские рекомендации дистанционно, не дожидаясь стабилизации эпидемиологической обстановки и свободного талона, не сталкиваясь с географическими барьерами.

В марте-апреле 2020 г.42 телемедицинские сервисы фиксировали значительное увеличение онлайн-приемов по отношению к предыдущему месяцу (в некоторых случаях – в 2 раза). В первые три недели апреля продолжительность дистанционных консультаций выросла более чем в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом в марте. Существенная доля (21%) коммерческих клиник выразила желание оказывать телемедицинские услуги, связанные с консультированием по вопросам коронавирусной инфекции, 71% – вести дистанционный прием43.

Очевидно, что внедрение и развитие телемедицинских технологий имеет ряд позитивных социально-экономических эффектов, а сама телемедицина – значительный потенциал для модернизации социальной сферы в нашей стране. Однако сегодня ее ресурс вырабатывается не в полной мере из-за законодательных пробелов: медработники не вправе ставить диагноз, назначать терапию и оформлять больничные листы в рамках онлайн-консультаций44.

Однако при регулировании столь чувствительной отрасли необходима крайняя осторожность, ведь непродуманные и наспех принятые решения могут дополнительно и существенным образом снизить качество оказываемой в стране медицинской помощи. Вопрос о правомерности постановки первичного диагноза без очного приема остается открытым.

Приложение.

  1. Представления о современной медицине // ФОМ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  2. Международная аналитика Romir/GlobalNR: граждане оценили общее состояние национальных систем здравоохранения // РОМИР. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  3. Состояние здравоохранения и самые острые проблемы этой сферы // ФОМ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  4. Работодатели определили требования к кандидатам: топ-5 востребованных компетенций на российском рынке труда // ВЦИОМ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  5. Результаты исследования по актуализации перечня профессий рабочих и специалистов среднего звена, востребованных на рынке труда // Министерство труда и социальной защиты РФ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  6. Топ-20 профессий из детской и взрослой мечты // HeadHunter. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  7. Врач – самая важная профессия! // ВЦИОМ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  8. Колесникова К. Названы самые престижные специальности в вузах // Российская газета. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  9. Названы самые популярные среди российских абитуриентов факультеты // АНО «ТВ-Новости». 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  10. Что влияет на уровень профессионализма медиков? // ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  11. Нормативно-правовая база // Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020); Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (дата обращения: 17.06.2020); Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (дата обращения: 17.06.2020); Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 ноября 2017 г. № 926 «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года» (дата обращения: 17.06.2020); Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. № 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста» (дата обращения: 17.06.2020).
  12. Зачетная единица трудоемкости (кредит). Применяется для определения трудоемкости в системе НМО. 1 ЗЕТ = 1 академический час.
  13. Результаты опроса «Оценка медицинскими работниками внедрения системы непрерывного медицинского образования» // ОНФ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  14. «Развитие кадрового потенциала столичного здравоохранения»: дополнительная профподготовка врачей // ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  15. Здоровье – высшая ценность // ВЦИОМ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  16. Международная аналитика Romir/GlobalNR: граждане сравнили свое состояние здоровья сегодня и 5 лет назад // РОМИР. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  17. Качество медицинских услуг: запрос на жесткий контроль // ВЦИОМ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  18. Анализ рынка медицинских услуг в Москве в 2015-2019 гг., прогноз на 2020-2024 гг. // BusinesStat. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  19. Состояние здравоохранения и самые острые проблемы этой сферы // ФОМ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  20. Платные медуслуги // ФОМ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  21. Тяжкий труд, бедность и старость: три причины болезней в России // ВЦИОМ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  22. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (дата обращения: 17.06.2020).
  23. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» (дата обращения: 17.06.2020).
  24. Приказ Минздрава России от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» (дата обращения: 17.06.2020).
  25. Национальный проект «Здравоохранение» // Правительство РФ. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  26. Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» // Министерство здравоохранения РФ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  27. Опрос медицинского сообщества о цифровой медицине и автоматизации клиник // ONDOC. 2017. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  28. Индекс здоровья будущего 2019 Россия // Philips. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  29. Практическое применение медицинскими работниками цифровизации здравоохранения // ООО «Медицинские Информационные Решения». 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  30. Опрос топ-менеджеров частных клиник о телемедицине и автоматизации // ONDOC. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  31. Технологический прогресс вашей больницы // ООО «Медицинские Информационные Решения». 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  32. Россияне с крепким здоровьем заинтересованы в телемедицине // НАФИ. 2017. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  33. Телемедицина в России: сегодня и завтра // ВЦИОМ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  34. Телемедицина в России: перспективы и уровень доверия // ИОМ «Анкетолог». 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  35. Индекс здоровья будущего 2019 Россия // Philips. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  36. ЕМИАС – государственная Единая медицинская информационно-аналитическая система г. Москвы, направленная на повышение качества и доступности медицинской помощи, эффективности управления системой здравоохранения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
  37. Цифровые информационные системы здравоохранения. Мнение москвичей // ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  38. Цифровые информационные системы здравоохранения: мнение врачей // ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  39. Телемедицинский центр ДЗМ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  40. Моя электронная медицинская карта. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  41. Официальное сообщение от 20 мая 2020 г. // Департамент здравоохранения города Москвы. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  42. Просто спросить: коронавирус подстегнул спрос на онлайн-докторов в России // АО «Агентство экономической информации «ПРАЙМ». 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  43. Веденеева Н. Вирусные сервисы. Эпидемия вызвала взрывной рост рынка телемедицины // ComNews. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
  44. Россияне с крепким здоровьем заинтересованы в телемедицине // НАФИ. 2017. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).

Библиография

  1. 1. Богачевская С.А., Пчелина И.В., Семенов В.Ю. К вопросу о формируемой системе непрерывного медицинского образования в России во мнениях врачей и организаторов здравоохранения Дальневосточного федерального округа // Тихоокеанский медицинский журнал. 2017. № 3. С. 85–88.
  2. 2. Кислицына О.А. Факторы, оказывающие влияние на удовлетворенность россиян системой здравоохранения // Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание]. 2020. № 66 (2). С. 8.
  3. 3. Козуля С.В., Лахно В.А., Лахно Д.М. Недостаточная работа по профессиональной ориентации как причина кадрового «голода» в медицине // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 3. С. 36–41.
  4. 4. Кубрик Я.Ю. Информированность медицинского сообщества о цифровой медицине // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2017. № 2. С. 87–91.
  5. 5. Малов И.В. и др. Современные тенденции непрерывного медицинского и фармацевтического образования // Сибирский медицинский журнал. 2017. № 2. С. 53–55.
  6. 6. Морозов С.П., Владзимирский А.В., Сименюра С.С. Качество первичных телемедицинских консультаций «пациент-врач» (по результатам тестирования телемедицинских сервисов) // Врач и информационные технологии. 2020. № 1. С. 52–62.
  7. 7. Москвин Л.Б. Цифровое будущее России // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 6. С. 18–30.
  8. 8. Павленко Е.В., Петрова Л.Е. О готовности врачей к использованию новейших информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении // Социологические исследования. 2016. № 4. С. 103–110.
  9. 9. Развитие кадрового потенциала столичного здравоохранения / Отв. ред. Е.И. Аксенова, науч. ред. О.А. Александрова, А.В. Ярашева. М.: НИИ ОЗММ ДЗМ, 2019.
  10. 10. Шадеркин И.А. Роль искусственного интеллекта в телемедицине России // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2019. Выпуск № 1–2. С. 38–40.
  11. 11. Шейман И.М., Сажина С.В. Кадровая политика в здравоохранении: как преодолеть дефицит кадров // Мир России. 2018. Т. 27. № 3. С. 130–153.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека