- Код статьи
- S013216250010580-1-1
- DOI
- 10.31857/S013216250010580-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 11
- Страницы
- 68-75
- Аннотация
Статья посвящена комплексному исследованию цифровых технологий в российской системе охраны здоровья граждан. Основное внимание уделено доступности качественной медицинской помощи для населения, дефициту кадров, уровню квалификации и дополнительной профессиональной подготовке медицинских специалистов. Автор попытался оценить потенциальные негативные эффекты, ожидаемые в краткосрочной перспективе, от смены образовательной стратегии в российском здравоохранении ввиду перехода от сертификации специалистов к аккредитации в рамках программы непрерывного медицинского образования. Применение телемедицинских технологий при удаленной диагностике рассматривается как эффективный, но медленно и неактивно реализующийся в нашей стране инструмент решения проблемы доступа населения к медицинской помощи. Результаты обследований среди медицинских работников и опросы общественного мнения фиксируют высокую степень информированности медиков и низкую осведомленность населения о телемедицине. Автор приходит к выводу, что пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 позволила по-новому взглянуть на телемедицинские технологии, актуализировала принятие дополнительных законодательных решений по совершенствованию дистанционной медицинской помощи в России.
- Ключевые слова
- доступность медицинской помощи, качество медицинской помощи, непрерывное медицинское образование, электронное здравоохранение, телемедицина, дистанционная медицина, онлайн-диагностика
- Дата публикации
- 22.12.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 4
- Всего просмотров
- 76
Проблемы качества и доступности медицинской помощи в России.
Граждане не удовлетворены работой отечественной системы здравоохранения: стабильно более половины (2008 г. – 53%, 2014 г. – 59%, 2019 г. – 58%) уверены, что уровень развития медицины в России ниже, чем в передовых странах мира. Растет число тех, кто дает пессимистичный прогноз развития отечественного здравоохранения в десятилетней перспективе (2008 г. – 18%, 2014 г. – 24%, 2019 г. – 30%)1.
Недовольство россиян подтверждается результатами глобального исследования2, проведенного весной 2020 г. Наиболее высокие оценки получило здравоохранение Кореи (86%), Индии (79%), Англии (73%) и Германии (71%). Для России этот показатель составил 13%, половина респондентов воспринимают отечественное здравоохранение в целом отрицательно. Самые острые проблемы – высокие цены на лекарства (66%) и кадровый дефицит в госмедучреждениях: нехватка специалистов (59%), долгое ожидание помощи (39%), очереди и плохая организация приема пациентов (33%)3.
Одна из ключевых проблем первичного звена российского здравоохранения – дефицит кадров – неразрывно связан с вопросами медицинского образования; они постоянно находятся в центре внимания научного сообщества [Малов, 2017; Шейман, Сажина, 2018; Козуля, Лахно, 2019; и др.]. По результатам опроса российских работодателей4, профессия врача – в числе десяти наиболее дефицитных. Среди самых востребованных и медицинские сестры5. В то же время «доктор» традиционно входит в число наиболее желанных и престижных специальностей. Согласно результатам опроса российских соискателей6, это самая популярная профессия «детской мечты». По данным ВЦИОМ7, врач возглавляет народный рейтинг престижных профессий (26%): это наиболее предпочтительная квалификация для детей россиян. В зависимости от возраста от 25 до 31% россиян оценивают медицинскую специальность как одну из наиболее престижных и популярных для получения в вузе8. Поступать на медицинский факультет в 2020 г. планировали 12% выпускников российских школ9. Вместе с тем увеличение набора абитуриентов в медицинские вузы не способствует преодолению дефицита кадров: далеко не все выпускники пополняют штат государственных учреждений здравоохранения и работают по специальности.
Качество медицинских услуг по-прежнему остается острым вопросом. В первую очередь, это связано с уровнем квалификации работников здравоохранения и дополнительной профессиональной подготовкой. 77% медицинских кадров не удовлетворены подготовкой молодых врачей [Развитие…, 2019: 156]. Специалисты высшего и среднего звена10 считают, что профессионализм медиков зависит от опыта работы по специальности, качества профессионального образования и дополнительного образования.
Дополнительная профессиональная подготовка медицинских и фармацевтических специалистов осуществляется в рамках федеральных законов и приказов Минздрава11, предусматривающих переход от традиционной системы последипломной подготовки врачей (повышение квалификации 1 раз / 5 лет) – к новым образовательным практикам (непрерывное медицинское образование и профессиональное развитие с последующей реаккредитацией при прохождении пятилетнего цикла с 2016 до 2021 г.). При этом объем образовательной активности медика внутри цикла должен достигать индивидуального плана (не менее 250 ЗЕТ)12 и распределяться равномерно (ежегодно рекомендуется набирать по 50 ЗЕТ).
В целом медики неплохо проинформированы о программе непрерывного медицинского образования (НМО)13: половина уже работали с соответствующим порталом, 43% только слышали о нем. Интересно, что доля уверенных в значимости НМО для профессионального развития сопоставима с числом считающих его необходимым для аккредитации (49 и 40% соответственно). Наиболее существенные недостатки непрерывного образования – необходимость оплачивать курсы из собственного кармана (55%), низкая эффективность бесплатных программ, согласованных руководством (33%), большие временные затраты (38%), ограниченность образовательных мероприятий по отдельным специальностям (30%) и нежелание начальства содействовать в прохождении программ в рабочее время (28,5%).
По результатам опроса врачей городских поликлиник Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ), вне зависимости от профессионального стажа наиболее востребованной формой дополнительного обучения остается посещение специализированных деловых мероприятий (табл.). При этом среди специалистов с опытом менее 5 лет популярностью пользуется посещение конференций/конгрессов/форумов (20,7%), старшие коллеги предпочитают курсы повышения квалификации (со стажем 6-20 лет – 24%; более 21 года – 24,9%).
Таблица. Дополнительная профессиональная подготовка врачей за последние пять лет (%)14
|
Дополнительная профессиональная подготовка |
Стаж |
||
|
менее 5 лет |
От 6 до 20 лет |
От 21 года |
|
|
Конференции, конгрессы, форумы |
20,7 |
16,2 |
21,7 |
|
Курсы повышения квалификации |
9,8 |
24 |
24,9 |
|
Разовые профессиональные лекции, семинары, тренинги |
14,1 |
16,8 |
16,7 |
|
Самообразование |
19,6 |
16,2 |
15,8 |
|
Консультации с коллегами |
14,1 |
7,3 |
5,4 |
|
Курсы обучения работе на компьютере, иностранным языкам и др. |
5,4 |
4,5 |
5 |
|
Переподготовка по новой специальности |
3,3 |
7,3 |
6,8 |
|
Помощь наставника |
7,6 |
2,2 |
0,5 |
|
Стажировка |
2,2 |
1,7 |
2,7 |
|
Аспирантура и докторантура |
2,2 |
2,8 |
0,0 |
|
Другое |
0,0 |
0,0 |
0,5 |
|
Дополнительной подготовки не получали |
1,1 |
1,1 |
0,0 |
Медики знают об НМО, но не заинтересованы менять привычные механизмы повышения квалификации ввиду недостаточной мотивации и недоверия к действиям регулятора отрасли [Богачевская и др., 2017].
Изменение системы допуска медиков к профессиональной деятельности, окончательный переход от сертификации к регулярной аккредитации к 1 января 2021 г. и скепсис самих белых халатов в отношении НМО вызывают обеспокоенность. Нехватка медицинских кадров в сложных эпидемиологических условиях усугубляется потенциальным отказом медперсонала пенсионного и предпенсионного возраста включаться в новые образовательные практики по окончанию действия актуальных сертификатов.
В числе ключевых факторов, в наибольшей степени детерминирующих удовлетворенность граждан системой здравоохранения, – самооценка актуального состояния здоровья и опыт использования услуг здравоохранения за последние 5 лет [Кислицына, 2020]. По результатам опросов общественного мнения15, за первые пять месяцев 2020 г. диспансеризацию в России прошли менее 1/5 граждан, в течение последних трех лет – менее половины, никогда не проходили диспансеризацию 21% жителей нашей страны. При этом «хорошим» или «очень хорошим» текущее состояние своего здоровья считают 39% респондентов, удовлетворительную оценку дают чуть более половины. В том, что их здоровье за последние 5 лет ухудшилось, убеждены 48% россиян, не изменилось – 47%16. Обращались за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские учреждения по полису ОМС в течение последних 5 лет 87% опрошенных17.
На удовлетворенность населения качеством медицинской помощи в значительной степени влияет коммерциализация медицины, распространенность потребления и востребованность платных медуслуг. В последние годы в России наблюдается существенная активизация частного сектора здравоохранения, особенно в крупных городах. Только в столице в 2019 г. доля частных медучреждений среди всех организаций здравоохранения Москвы составила 72%18. За период 2017–2019 гг. количество приемов «кассовой» медицины выросло в России на 4,8%, основные факторы – результаты оптимизации госучреждений (увеличение востребованности узких специалистов в частном сегменте), развитие внутреннего медицинского туризма, легализация телемедицины.
Граждане встревожены ростом доли платных медуслуг в государственном сегменте (29%)19. Более трети считают, что получение качественных медицинских услуг возможно только за деньги20. Выросла численность тех, кто, заболев, обращается в платное медучреждение: 2006–2015 гг. – 6-8%, 2017 г. – 11%, 2019 г. – 15%21.
Технологическая трансформация здравоохранения.
Вопросы, связанные с развитием информационных технологий в медицине, в последние годы приковывают внимание российских исследователей [Павленко, Петрова, 2016; Кубрик, 2017; Москвин, 2018; Шадеркин, 2019; Морозов и др., 2020].
Еще недавно телемедицина в нашей стране казалась чем-то диковинным и чуждым, а дистанционное оказание врачебной помощи было, фактически, вне закона, несмотря на то, что возможность получения врачебной консультации с применением телемедицинских технологий не противоречила базовому Федеральному закону № 323-ФЗ22. Так называемый «Закон о телемедицине»23 вступил в силу 1.01.2018 г., порядок ее организации и оказания утвержден Приказом Минздрава РФ № 965н24. В конце 2018 г. национальный проект «Здравоохранение»25 для информатизации государственного сегмента медицины предусмотрел реализацию федерального проекта «Единый цифровой контур»26 в 2019–2024 гг. Все это вывело дистанционное оказание медицинской помощи из тени в правовое поле.
По результатам опроса27 руководителей медицинских учреждений и врачей из разных регионов России, медики хорошо информированы о телемедицине. Три четверти врачей считают, что суть цифровизации здравоохранения в том, чтобы пациент мог получать онлайн-/дистанционные консультации28. Однако использует телемедицинские технологии в своей работе только четверть медиков29.
В то же время более 80% коммерческих медучреждений интегрированы в медицинскую информационную систему и ведут электронную медкарту30. Положительно оценили опыт телеконсультаций 69% опрошенных, о планах развивать телемедицинское направление заявили 67%. При этом в большинстве государственных и ведомственных медучреждений до сих пор не отказались от бумажной медицинской карты. По состоянию на март 2020 г.31, медики практически не использовали формат удаленных консультаций: 15% провели не более 10 дистанционных приемов за последний месяц, 81% – ни одного (без учета телефонных звонков).
Население все так же мало знает о телемедицине. Осенью 2017 г. 67% россиян признавались, что закон об этом направлении32 им неизвестен, сегодня о возможности получить консультацию врача в дистанционном формате информировано более половины33, однако пользовались ей лишь 8% из них. Россияне настороженно относятся к дистанционной медицине: по состоянию на июнь 2019 г.34, 54% никогда не обращались к таким услугам и не планируют. Почти половина тех, кто не собирается прибегать к услугам онлайн-диагностики, предпочитает общаться с врачом очно, а 40% полагают, что эффективная консультация невозможна через Интернет. Даже к мобильным приложениям для отслеживания базовых показателей здоровья (артериальное давление, масса тела и т.д.) часто или постоянно прибегает лишь пятая часть населения35.
Опыт применения телемедицинских технологий в Москве.
В 2019 г. был разработан проект «Московский стандарт +», который включает в себя повсеместную цифровизацию (доработка системы ЕМИАС36 и подключение стационаров к общей электронной системе) и техническое переоснащение медучреждений (замена устаревшей медтехники).
По данным опросов, 63% москвичей использовали государственные информационные системы столичного здравоохранения (ЕМИАС, mos.ru, «Активный гражданин» и др.), даже когда услуга предоставления результатов анализов через электронную почту только начала функционировать, а цифровые медицинские карты пока не получили широкого распространения37. Более 90% столичных медиков используют электронные информационные системы здравоохранения, в подавляющем большинстве случаев – ЕМИАС38.
С марта 2020 г. в Москве в тестовом режиме заработала специализированная служба телемедицинской помощи для пациентов с коронавирусной инфекцией, проходящих лечение на дому. Для дистанционной консультации через видео-прием гражданин регистрируется на специальной телемедицинской платформе ДЗМ39 (если невозможно подключиться к видеосвязи, консультация проводится по телефону). Все сведения по онлайн-приему вносятся в электронную медкарту40 больного, которая доступна для него и специалистов городских поликлиник Москвы. Также в ней зафиксированы протоколы осмотров с 2017 г., результаты лабораторных и радиологических (с 2019 г.), инструментальных (с 2020 г.) исследований и др. Количество возможных обращений в службу телемедицинской помощи не ограничено, центр работает круглосуточно. По состоянию на 20 мая 2020 г.41, специалисты телемедицинского центра провели более 170 тыс. консультаций пациентов с коронавирусом, под наблюдением находилось более 70 тыс. человек. В среднем, за смену на одного сотрудника центра приходилось порядка 50-60 обращений.
Заключение.
Пандемия коронавируса и режим социальной изоляции стали катализаторами развития телемедицины в нашей стране. Многие государственные и даже частные медучреждения были вынужденно перепрофилированы и до сих пор остаются недоступными для получения плановой медицинской помощи. В такой ситуации и с учетом «допандемийных» проблем доступности медпомощи и ее качества развитие телемедицинских сервисов и приобщение населения к их использованию – одно из наиболее адекватных решений. Пациенты могут своевременно получать медицинские рекомендации дистанционно, не дожидаясь стабилизации эпидемиологической обстановки и свободного талона, не сталкиваясь с географическими барьерами.
В марте-апреле 2020 г.42 телемедицинские сервисы фиксировали значительное увеличение онлайн-приемов по отношению к предыдущему месяцу (в некоторых случаях – в 2 раза). В первые три недели апреля продолжительность дистанционных консультаций выросла более чем в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом в марте. Существенная доля (21%) коммерческих клиник выразила желание оказывать телемедицинские услуги, связанные с консультированием по вопросам коронавирусной инфекции, 71% – вести дистанционный прием43.
Очевидно, что внедрение и развитие телемедицинских технологий имеет ряд позитивных социально-экономических эффектов, а сама телемедицина – значительный потенциал для модернизации социальной сферы в нашей стране. Однако сегодня ее ресурс вырабатывается не в полной мере из-за законодательных пробелов: медработники не вправе ставить диагноз, назначать терапию и оформлять больничные листы в рамках онлайн-консультаций44.
Однако при регулировании столь чувствительной отрасли необходима крайняя осторожность, ведь непродуманные и наспех принятые решения могут дополнительно и существенным образом снизить качество оказываемой в стране медицинской помощи. Вопрос о правомерности постановки первичного диагноза без очного приема остается открытым.
Приложение.
- Представления о современной медицине // ФОМ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Международная аналитика Romir/GlobalNR: граждане оценили общее состояние национальных систем здравоохранения // РОМИР. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Состояние здравоохранения и самые острые проблемы этой сферы // ФОМ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Работодатели определили требования к кандидатам: топ-5 востребованных компетенций на российском рынке труда // ВЦИОМ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Результаты исследования по актуализации перечня профессий рабочих и специалистов среднего звена, востребованных на рынке труда // Министерство труда и социальной защиты РФ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Топ-20 профессий из детской и взрослой мечты // HeadHunter. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Врач – самая важная профессия! // ВЦИОМ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Колесникова К. Названы самые престижные специальности в вузах // Российская газета. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Названы самые популярные среди российских абитуриентов факультеты // АНО «ТВ-Новости». 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Что влияет на уровень профессионализма медиков? // ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Нормативно-правовая база // Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020); Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (дата обращения: 17.06.2020); Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (дата обращения: 17.06.2020); Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 ноября 2017 г. № 926 «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года» (дата обращения: 17.06.2020); Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. № 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста» (дата обращения: 17.06.2020).
- Зачетная единица трудоемкости (кредит). Применяется для определения трудоемкости в системе НМО. 1 ЗЕТ = 1 академический час.
- Результаты опроса «Оценка медицинскими работниками внедрения системы непрерывного медицинского образования» // ОНФ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- «Развитие кадрового потенциала столичного здравоохранения»: дополнительная профподготовка врачей // ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Здоровье – высшая ценность // ВЦИОМ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Международная аналитика Romir/GlobalNR: граждане сравнили свое состояние здоровья сегодня и 5 лет назад // РОМИР. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Качество медицинских услуг: запрос на жесткий контроль // ВЦИОМ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Анализ рынка медицинских услуг в Москве в 2015-2019 гг., прогноз на 2020-2024 гг. // BusinesStat. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Состояние здравоохранения и самые острые проблемы этой сферы // ФОМ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Платные медуслуги // ФОМ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Тяжкий труд, бедность и старость: три причины болезней в России // ВЦИОМ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (дата обращения: 17.06.2020).
- Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» (дата обращения: 17.06.2020).
- Приказ Минздрава России от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» (дата обращения: 17.06.2020).
- Национальный проект «Здравоохранение» // Правительство РФ. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» // Министерство здравоохранения РФ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Опрос медицинского сообщества о цифровой медицине и автоматизации клиник // ONDOC. 2017. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Индекс здоровья будущего 2019 Россия // Philips. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Практическое применение медицинскими работниками цифровизации здравоохранения // ООО «Медицинские Информационные Решения». 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Опрос топ-менеджеров частных клиник о телемедицине и автоматизации // ONDOC. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Технологический прогресс вашей больницы // ООО «Медицинские Информационные Решения». 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Россияне с крепким здоровьем заинтересованы в телемедицине // НАФИ. 2017. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Телемедицина в России: сегодня и завтра // ВЦИОМ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Телемедицина в России: перспективы и уровень доверия // ИОМ «Анкетолог». 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Индекс здоровья будущего 2019 Россия // Philips. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- ЕМИАС – государственная Единая медицинская информационно-аналитическая система г. Москвы, направленная на повышение качества и доступности медицинской помощи, эффективности управления системой здравоохранения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
- Цифровые информационные системы здравоохранения. Мнение москвичей // ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Цифровые информационные системы здравоохранения: мнение врачей // ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Телемедицинский центр ДЗМ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Моя электронная медицинская карта. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Официальное сообщение от 20 мая 2020 г. // Департамент здравоохранения города Москвы. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Просто спросить: коронавирус подстегнул спрос на онлайн-докторов в России // АО «Агентство экономической информации «ПРАЙМ». 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Веденеева Н. Вирусные сервисы. Эпидемия вызвала взрывной рост рынка телемедицины // ComNews. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
- Россияне с крепким здоровьем заинтересованы в телемедицине // НАФИ. 2017. URL: >>>> (дата обращения: 17.06.2020).
Библиография
- 1. Богачевская С.А., Пчелина И.В., Семенов В.Ю. К вопросу о формируемой системе непрерывного медицинского образования в России во мнениях врачей и организаторов здравоохранения Дальневосточного федерального округа // Тихоокеанский медицинский журнал. 2017. № 3. С. 85–88.
- 2. Кислицына О.А. Факторы, оказывающие влияние на удовлетворенность россиян системой здравоохранения // Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание]. 2020. № 66 (2). С. 8.
- 3. Козуля С.В., Лахно В.А., Лахно Д.М. Недостаточная работа по профессиональной ориентации как причина кадрового «голода» в медицине // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 3. С. 36–41.
- 4. Кубрик Я.Ю. Информированность медицинского сообщества о цифровой медицине // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2017. № 2. С. 87–91.
- 5. Малов И.В. и др. Современные тенденции непрерывного медицинского и фармацевтического образования // Сибирский медицинский журнал. 2017. № 2. С. 53–55.
- 6. Морозов С.П., Владзимирский А.В., Сименюра С.С. Качество первичных телемедицинских консультаций «пациент-врач» (по результатам тестирования телемедицинских сервисов) // Врач и информационные технологии. 2020. № 1. С. 52–62.
- 7. Москвин Л.Б. Цифровое будущее России // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 6. С. 18–30.
- 8. Павленко Е.В., Петрова Л.Е. О готовности врачей к использованию новейших информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении // Социологические исследования. 2016. № 4. С. 103–110.
- 9. Развитие кадрового потенциала столичного здравоохранения / Отв. ред. Е.И. Аксенова, науч. ред. О.А. Александрова, А.В. Ярашева. М.: НИИ ОЗММ ДЗМ, 2019.
- 10. Шадеркин И.А. Роль искусственного интеллекта в телемедицине России // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2019. Выпуск № 1–2. С. 38–40.
- 11. Шейман И.М., Сажина С.В. Кадровая политика в здравоохранении: как преодолеть дефицит кадров // Мир России. 2018. Т. 27. № 3. С. 130–153.