Особенности потребления алкоголя деловыми женщинами
Особенности потребления алкоголя деловыми женщинами
Аннотация
Код статьи
S013216250012081-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Позднякова Маргарита Ефимовна 
Должность: ведущий научный сотрудник, руководитель сектора социологии девиантного поведения
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Брюно Виктория Владимировна
Должность: старший научный сотрудник сектора социологии девиантного поведения
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
137-141
Аннотация

В статье на основании материалов количественных и качественных исследований Сектора социологии девиантного поведения Института социологии ФНИСЦ РАН рассмотрены некоторые особенности потребления алкоголя женщинами. Акцент сделан на руководителей высшего и среднего звена, владельцев бизнеса. Проанализированы регулярность и интенсивность употребления спиртного, структура потребляемых алкогольных напитков. Выявлены основные мотивы алкопотребления. Паттерны алкогольного поведения деловых женщин представляют собой одну из форм стратегической адаптации к изменившимся условиям жизни. 

Ключевые слова
алкоголизация, женское алкогольное поведение, женщины-руководители, мотивы употребления алкоголя, стигматизация, социальный статус
Классификатор
Получено
20.03.2021
Дата публикации
26.03.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
30
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1

Постановка проблемы.

2 Снижение алкогольного потребления практически во всех половозрастных группах фиксируется в последние годы во многих социологических исследованиях1, в том числе работах Сектора социологии девиантного поведения ФНИСЦ РАН. При этом с 2009 г. в некоторых социальных группах возросла доля женщин, употребляющих алкоголь с высоким риском2.
1. Данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (Russia Longitudinal Monitoring Survey of HSE, RLMS-HSE 1994-2019), результаты опросов ФОМ (2014 г.) ВЦИОМ (2009 г., 2018 г.).

2. Употребление спиртного от 1 до 7 раз в неделю, периодическое состояние сильного опьянения (более двух раз в год), периодическое опохмеление (более двух раз в год). Отметим, что в наших исследованиях речь идет не об алкоголиках с медицинским диагнозом, а об обычных потребителях спиртного с различной степенью интенсивности пития, некоторые из которых впоследствии могут стать проблемными потребителями.
3 Тема гендерных различий в потреблении спиртного раскрывается в основном в работах медиков, наркологов и психиатров [Альтшулер и др., 2016; Князева, Шапиро, 2015; Немцов, 2013; Шайдукова, Гореева, 2016], а также социологов [Демьянова, 2005; Котельникова, 2015; Радаев, Рощина, 2019; Тапилина, 2006; Шурыгина, 2010].
4

Эмпирическая база и методы исследования.

5 Данная работа опирается на материалы волн онлайн-опросов (см. URL: >>>> ) городского трудоспособного населения в возрасте 18–60 лет, проведенных по многоступенчатой квотной выборке (2009/2010 гг. N=12003; 2018 г. N=1406). Выборка представлена 13 крупными городами России, включая Москву и С.-Петербург4. При отборе городов учитывались региональные особенности распространения психоактивных веществ, связанные с географическим и экономическим положением региона, социально-демографической структурой населения5.
3. Исходя из целей и задач исследования массивы данных исследований за 2009 и 2010 гг были объединены. В исследованиях 2010 и 2018 гг. повторялись переменные 2009 г. в той же формулировке. Часть исследований была проведена при финансировании РГНФ: №09-03-00116а; №12-03-00523a и РФФИ: № 12-06-00117; № 16-03-00616-ОГН.

4. Респондентам из сформированной базы случайным образом были разосланы приглашения на участие в опросе по заданным параметрам (пол, возраст, город - Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Челябинск, Уфа, Сыктывкар, Архангельск, Краснодар, Казань, Екатеринбург, Омск, Тюмень, Пермь). Было опрошено примерно по 200 человек в Москве и Санкт-Петербурге, и по 80–90 человек в остальных городах. Ошибка выборки составляет не более 3% (с доверительной вероятностью 0,95). Все приведенные в работе значения являются статистически значимыми на уровне 95%.

5. Для оценки регионов по степени наркотизации и алкоголизации использовались данные государственного и регионального мониторингов (ФСКН-2013), данные местных городских служб, а также «Национальный рейтинг трезвости регионов России 2020», объединяющий статистические данные Росстата, МВД, Минздрава, Росалкогольрегулирования и др. Отобранные города представляют регионы с различной степенью алкоголизации населения: от высокой до умеренной.
6 В массивах данных была отдельно выделена группа женщин-руководителей высшего и среднего звена. Среди них: употребляющие часто (от 1 до 7 раз в неделю), употребляющие регулярно (от одного до 2–3 раз в месяц), употребляющие эпизодически (от 1 раза в 2–3 месяца до нескольких раз в год), употребляющие очень редко (раз в год и реже).
7 Для более глубокого анализа алкогольного поведения женщин были проведены полуструктурированные интервью (2018–2020) с женщинами – представителями деловых кругов. Выборка целеориентированная, дополненная методом «снежного кома». Критерии отбора респонденток: высшее образование, должность руководителя (или его заместителя) предприятия, подразделения или отдела (не менее года), вовлеченность в алкопотребление. Для анализа было отобрано 27 человек в возрасте 36–56 лет (сотрудники органов государственной власти, местного самоуправления, финансов, банковской сферы, строительства, торговли, телекоммуникации, сферы услуг, туристско-гостиничной сферы).
8

Результаты и выводы.

9 Онлайн-опросы показали, что разница в частоте употребления спиртного у женщин с различным уровнем образования незначительна (рис. 1).
10

Рис. 1. Частота употребления алкоголя женщинами с различным уровнем образования (2009/2010–2018 гг.), доля от ответивших в группе, %

11 Результаты наших исследований согласуются с данными мониторинга RLMS-HSE: повышенная частота употребления спиртного характерна для двух групп женщин – высокостатусных и низкостатусных (табл.1).
12

Таблица 1. Частота употребления спиртных напитков среди женщин с различным профессиональным статусом, доля от ответивших в каждой группе, %, 2018 г.

Частота употребления спиртного

Группы женщин

 

Руководители (N=89)

Специалисты с высшим образованием (N=256)

 

Служащие

(N=102)

 

Рабочие

(N=68)

Часто 

39

28

26

35

Регулярно

28

37

33

30

Эпизодически

26

27

35

32

Очень редко

4

5

5

1

Затруднились ответить

3

3

1

2

13 Обнаружена зависимость между типами потребляемого алкоголя и социальным статусом: с ростом последнего «в меню» появляется все больше сухих вин и напитков премиум-класса (ликеры, вермуты, а также коньяк). Опрос (2018) показал, что женщины-руководители, употребляющие крепкие напитки, водке предпочитают коньяк и виски. Чем ниже профессиональный статус, тем выше популярность водки и наливок (табл. 2).
14

Таблица 2. Структура спиртных напитков в различных группах женщин, % от группы (были допустимы множественные ответы), 2018 г.

Виды спиртных напитков

Группы женщин

 

Руководи

тели (N=89)

Специа

листы с высшим образованием (N=256)

 

Служащие

(N=102)

 

Рабочие

(N=68)

Сухое вино

42

38

27

21

Шампанское 

44

48

44

42

Сладкое, полусладкое вино

47

46

55

37

Вермут, мартини

32

25

25

5

Пиво

40

46

55

58

Водка

14

16

23

26

Коньяк

34

28

26

16

Виски

15

9

15

5

Ликеры

20

11

4

5

Готовые коктейли

5

7

10

11

Алкогольные коктейли домашнего приготовления 

12

10

16

16

Наливки

9

9

14

16

Самогон

2

2

3

5

15 Среди женщин с двумя вузовскими дипломами или ученой степенью меньше поклонниц крепких напитков (20 против 28% среди женщин со средним специальным образованием), однако в несколько раз выше доля любительниц сухого вина (60% среди женщин с двумя вузовскими дипломами или ученой степенью, 35% среди женщин с высшим или незаконченным высшим и 25% женщин со средним специальным образованием). Дело в том, что сладкие и полусладкие вина отличаются большим разбросом цен, в связи с чем недорогие марки оказываются более доступны малообеспеченным группам женщин.
16 Как показали полуструктурированные интервью с деловыми женщинами, употребление алкоголя – одно из проявлений «жесткой» деловой активности, показатель приверженности делу, и отчасти возможность быть с партнерами-мужчинами на равных.
17 Финансовый директор в одной из российских телекоммуникационных компаний (48 лет) отмечает: «…Если на встрече есть партнеры мужчины-любители выпить – а это почти всегда так – алкоголь будет. Приходится пить 2-3 бокала вина или хороший коньяк. Нужно уметь принимать такой вызов».
18 То есть женщины воспринимают горячительные напитки как необходимое «зло» в производственной деятельности и даже как «полезный навык».
19 При этом неумение «правильно выпивать» расценивается как «слабость». На бизнес-встречах может присутствовать и крепкий алкоголь. Важно уметь разбираться в таких напитках.
20 Директор по инвестициям в строительной фирме, 44 года: «Важно не просто хорошо разбираться в нем, но и знать свои возможности, свои реакции на разные напитки. Конечно, я уже эксперт поневоле ».
21 Роль спиртного в жизни женщин (особенно руководителей) многообразна: это специфический ресурс – своеобразный регулятор коммуникаций в профессиональной среде, который способствует поддержанию статуса, завязыванию новых социальных контактов. Он становится нормой делового общения, дает бизнесвумен некоторые преимущества. В то же время женщины, преуспевающие в профессиях, когда-то считавшихся прерогативой сильного пола с присущей им культурой «мужского общения», включающей потребление алкоголя, сталкиваются с «двойной нормой» и вынуждены постоянно балансировать между соответствием представлениям о женственном поведении и мужскими алкогольным практикам.
22 Одна из респонденток отмечает: «…Я не должна показывать слабость ни партнерам, ни конкурентам, ни даже коллегам-мужчинам. С другой стороны, не могу быть просто таким, как это говорят, «мужиком в юбке», должна оставаться в рамках представлений о женском поведении. очень сложный баланс».
23 Это вызывает у деловых женщин значительные трудности и приводит к дополнительному стрессу, справляться с которым им также «помогает» алкоголь.
24 « На самом деле нервы у меня почти всегда напряжены. – Продолжает рассказ интервьюируемая. – Поэтому добавлю дома. Но дома – это уже совсем другое хотя бы, чтоб заснуть нормально. Обычно еще одну-две порции».
25 Деловые женщины по многим показателям алкогольного поведения представляют собой группу повышенного риска. Они склонны к более частому употреблению спиртного и некоторым пагубным алкогольным привычкам, однако предпочтение отдают качественному и дорогому алкоголю. С одной стороны, они вынуждены следовать деловой культуре с присущей ей практикой потребления спиртного, пьют горячительное на дружеских и романтических встречах, в семейном кругу. С другой стороны, бизнесвумен стремятся нивелировать эмоциональный дискомфорт, вызванный как профессиональным стрессом, так и различными жизненными обстоятельствами.

Библиография

1. Альтшулер В. Б., Мохначев С. О., Кравченко С. Л. Гендерные аспекты наркологических заболеваний // Наркология. М.: Геотар-медиа, 2016. С. 458–468.

2. Демьянова А. А. Факторы и типы потребления алкоголя и табака в России // Электронный журнал «Экономическая социология». 2005. Т. 6. №1. С. 78–94. URL: https://ecsoc.hse.ru/2005-6-1/26592392.html (дата обращения: 24.02.2021).

3. Князева Т. М., Шапиро Ю. Г. Социо-клинический анализ женского алкоголизма // Вопросы наркологии. 2006. №3. С. 43–48.

4. Котельникова З. В. Взаимосвязь практик потребления алкоголя с социальной структурой современной России // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 105–112.

5. Немцов А. В. Вклад алкоголя в смертность мужчин и женщин // Демоскоп Weekly. 2013. 6–29 сентября, № 567–568.

6. Рощина Я. М., Мартыненко П. А. Структура потребления алкоголя как индикатор социальной группы в современных российских городах // Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 1. С. 20–42.

7. Шайдукова Л. К., Гареева Г. А. Современная проблематика алкоголизма у женщин: этнокультуральный, социально-демографический, наследственно-генетический, преморбидно-патохарактерологический аспекты // Наркология. 2016. Т. 15. № 1 (169). С. 73–78.

8. Шурыгина И. И. Изменение гендерных особенностей алкогольного поведения // Информационно-аналитический вестник. Социальные аспекты здоровья населения. 2010. №2. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/193/30/ (дата обращения: 11.12.2020).

9. Шурыгина И. И. Различия в потреблении алкоголя мужчинами и женщинами // Социологический журнал. 1996. № 1-2. С.169–175.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести