Women's Consumption of Spirits: Differences in Social Rank
Table of contents
Share
QR
Metrics
Women's Consumption of Spirits: Differences in Social Rank
Annotation
PII
S013216250012081-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Margarita E. Pozdniakova 
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Institute of Sociology of FCTAS RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Victoria V. Bryuno
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute of Sociology of FCTAS RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
137-141
Abstract

The article is focused on examining the characteristics of alcohol consumption among working women with high social and educational status. The aim of the work is to consider the features of alcoholic behavior of business women – top and middle managers and business owners. The choice of this social group of women is due to the fact that significant negative processes of change in alcoholic behavior occur precisely in this group of women, but in the most hidden way. The situation with the involvement of business women in alcohol consumption is analyzed on the basis of quantitative and qualitative studies conducted by the team of Sector of Sociology of Deviant Behavior of ISRAS – FCTAS RAS. The objectives of the study are to determine the regularity and intensity of alcohol consumption by business women, the structure of alcoholic beverages they consume, the nature of intoxication; to study factors contributing to the alcoholization of business women, attitudes towards alcohol, motives of consumption. It has been shown that business women, in terms of many indicators of alcohol behavior, represent a risk group, characterized by increased alcoholism. The factors contributing to alcoholization of business women are identified, the role of alcohol in their lives is considered, as well as the motives of consumption. 

The analysis made it possible to identify several social functions of alcohol consumed by business women: alcohol as a resource in professional activities, and alcohol as a way to cope with life difficulties, stress. New patterns of alcoholic behavior of business women represent a form of strategic adaptation to the changed conditions of life.

Keywords
alcoholization, female alcohol behavior, “quiet” alcohol consumption, female managers, women, motives for alcohol consumption, stigmatization, social status
Received
20.03.2021
Date of publication
26.03.2021
Number of purchasers
6
Views
34
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf Download JATS
1

Постановка проблемы.

2 Снижение алкогольного потребления практически во всех половозрастных группах фиксируется в последние годы во многих социологических исследованиях1, в том числе работах Сектора социологии девиантного поведения ФНИСЦ РАН. При этом с 2009 г. в некоторых социальных группах возросла доля женщин, употребляющих алкоголь с высоким риском2.
1. Данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (Russia Longitudinal Monitoring Survey of HSE, RLMS-HSE 1994-2019), результаты опросов ФОМ (2014 г.) ВЦИОМ (2009 г., 2018 г.).

2. Употребление спиртного от 1 до 7 раз в неделю, периодическое состояние сильного опьянения (более двух раз в год), периодическое опохмеление (более двух раз в год). Отметим, что в наших исследованиях речь идет не об алкоголиках с медицинским диагнозом, а об обычных потребителях спиртного с различной степенью интенсивности пития, некоторые из которых впоследствии могут стать проблемными потребителями.
3 Тема гендерных различий в потреблении спиртного раскрывается в основном в работах медиков, наркологов и психиатров [Альтшулер и др., 2016; Князева, Шапиро, 2015; Немцов, 2013; Шайдукова, Гореева, 2016], а также социологов [Демьянова, 2005; Котельникова, 2015; Радаев, Рощина, 2019; Тапилина, 2006; Шурыгина, 2010].
4

Эмпирическая база и методы исследования.

5 Данная работа опирается на материалы волн онлайн-опросов (см. URL: >>>> ) городского трудоспособного населения в возрасте 18–60 лет, проведенных по многоступенчатой квотной выборке (2009/2010 гг. N=12003; 2018 г. N=1406). Выборка представлена 13 крупными городами России, включая Москву и С.-Петербург4. При отборе городов учитывались региональные особенности распространения психоактивных веществ, связанные с географическим и экономическим положением региона, социально-демографической структурой населения5.
3. Исходя из целей и задач исследования массивы данных исследований за 2009 и 2010 гг были объединены. В исследованиях 2010 и 2018 гг. повторялись переменные 2009 г. в той же формулировке. Часть исследований была проведена при финансировании РГНФ: №09-03-00116а; №12-03-00523a и РФФИ: № 12-06-00117; № 16-03-00616-ОГН.

4. Респондентам из сформированной базы случайным образом были разосланы приглашения на участие в опросе по заданным параметрам (пол, возраст, город - Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Челябинск, Уфа, Сыктывкар, Архангельск, Краснодар, Казань, Екатеринбург, Омск, Тюмень, Пермь). Было опрошено примерно по 200 человек в Москве и Санкт-Петербурге, и по 80–90 человек в остальных городах. Ошибка выборки составляет не более 3% (с доверительной вероятностью 0,95). Все приведенные в работе значения являются статистически значимыми на уровне 95%.

5. Для оценки регионов по степени наркотизации и алкоголизации использовались данные государственного и регионального мониторингов (ФСКН-2013), данные местных городских служб, а также «Национальный рейтинг трезвости регионов России 2020», объединяющий статистические данные Росстата, МВД, Минздрава, Росалкогольрегулирования и др. Отобранные города представляют регионы с различной степенью алкоголизации населения: от высокой до умеренной.
6 В массивах данных была отдельно выделена группа женщин-руководителей высшего и среднего звена. Среди них: употребляющие часто (от 1 до 7 раз в неделю), употребляющие регулярно (от одного до 2–3 раз в месяц), употребляющие эпизодически (от 1 раза в 2–3 месяца до нескольких раз в год), употребляющие очень редко (раз в год и реже).
7 Для более глубокого анализа алкогольного поведения женщин были проведены полуструктурированные интервью (2018–2020) с женщинами – представителями деловых кругов. Выборка целеориентированная, дополненная методом «снежного кома». Критерии отбора респонденток: высшее образование, должность руководителя (или его заместителя) предприятия, подразделения или отдела (не менее года), вовлеченность в алкопотребление. Для анализа было отобрано 27 человек в возрасте 36–56 лет (сотрудники органов государственной власти, местного самоуправления, финансов, банковской сферы, строительства, торговли, телекоммуникации, сферы услуг, туристско-гостиничной сферы).
8

Результаты и выводы.

9 Онлайн-опросы показали, что разница в частоте употребления спиртного у женщин с различным уровнем образования незначительна (рис. 1).
10

Рис. 1. Частота употребления алкоголя женщинами с различным уровнем образования (2009/2010–2018 гг.), доля от ответивших в группе, %

11 Результаты наших исследований согласуются с данными мониторинга RLMS-HSE: повышенная частота употребления спиртного характерна для двух групп женщин – высокостатусных и низкостатусных (табл.1).
12

Таблица 1. Частота употребления спиртных напитков среди женщин с различным профессиональным статусом, доля от ответивших в каждой группе, %, 2018 г.

Частота употребления спиртного

Группы женщин

 

Руководители (N=89)

Специалисты с высшим образованием (N=256)

 

Служащие

(N=102)

 

Рабочие

(N=68)

Часто 

39

28

26

35

Регулярно

28

37

33

30

Эпизодически

26

27

35

32

Очень редко

4

5

5

1

Затруднились ответить

3

3

1

2

13 Обнаружена зависимость между типами потребляемого алкоголя и социальным статусом: с ростом последнего «в меню» появляется все больше сухих вин и напитков премиум-класса (ликеры, вермуты, а также коньяк). Опрос (2018) показал, что женщины-руководители, употребляющие крепкие напитки, водке предпочитают коньяк и виски. Чем ниже профессиональный статус, тем выше популярность водки и наливок (табл. 2).
14

Таблица 2. Структура спиртных напитков в различных группах женщин, % от группы (были допустимы множественные ответы), 2018 г.

Виды спиртных напитков

Группы женщин

 

Руководи

тели (N=89)

Специа

листы с высшим образованием (N=256)

 

Служащие

(N=102)

 

Рабочие

(N=68)

Сухое вино

42

38

27

21

Шампанское 

44

48

44

42

Сладкое, полусладкое вино

47

46

55

37

Вермут, мартини

32

25

25

5

Пиво

40

46

55

58

Водка

14

16

23

26

Коньяк

34

28

26

16

Виски

15

9

15

5

Ликеры

20

11

4

5

Готовые коктейли

5

7

10

11

Алкогольные коктейли домашнего приготовления 

12

10

16

16

Наливки

9

9

14

16

Самогон

2

2

3

5

15 Среди женщин с двумя вузовскими дипломами или ученой степенью меньше поклонниц крепких напитков (20 против 28% среди женщин со средним специальным образованием), однако в несколько раз выше доля любительниц сухого вина (60% среди женщин с двумя вузовскими дипломами или ученой степенью, 35% среди женщин с высшим или незаконченным высшим и 25% женщин со средним специальным образованием). Дело в том, что сладкие и полусладкие вина отличаются большим разбросом цен, в связи с чем недорогие марки оказываются более доступны малообеспеченным группам женщин.
16 Как показали полуструктурированные интервью с деловыми женщинами, употребление алкоголя – одно из проявлений «жесткой» деловой активности, показатель приверженности делу, и отчасти возможность быть с партнерами-мужчинами на равных.
17 Финансовый директор в одной из российских телекоммуникационных компаний (48 лет) отмечает: «…Если на встрече есть партнеры мужчины-любители выпить – а это почти всегда так – алкоголь будет. Приходится пить 2-3 бокала вина или хороший коньяк. Нужно уметь принимать такой вызов».
18 То есть женщины воспринимают горячительные напитки как необходимое «зло» в производственной деятельности и даже как «полезный навык».
19 При этом неумение «правильно выпивать» расценивается как «слабость». На бизнес-встречах может присутствовать и крепкий алкоголь. Важно уметь разбираться в таких напитках.
20 Директор по инвестициям в строительной фирме, 44 года: «Важно не просто хорошо разбираться в нем, но и знать свои возможности, свои реакции на разные напитки. Конечно, я уже эксперт поневоле ».
21 Роль спиртного в жизни женщин (особенно руководителей) многообразна: это специфический ресурс – своеобразный регулятор коммуникаций в профессиональной среде, который способствует поддержанию статуса, завязыванию новых социальных контактов. Он становится нормой делового общения, дает бизнесвумен некоторые преимущества. В то же время женщины, преуспевающие в профессиях, когда-то считавшихся прерогативой сильного пола с присущей им культурой «мужского общения», включающей потребление алкоголя, сталкиваются с «двойной нормой» и вынуждены постоянно балансировать между соответствием представлениям о женственном поведении и мужскими алкогольным практикам.
22 Одна из респонденток отмечает: «…Я не должна показывать слабость ни партнерам, ни конкурентам, ни даже коллегам-мужчинам. С другой стороны, не могу быть просто таким, как это говорят, «мужиком в юбке», должна оставаться в рамках представлений о женском поведении. очень сложный баланс».
23 Это вызывает у деловых женщин значительные трудности и приводит к дополнительному стрессу, справляться с которым им также «помогает» алкоголь.
24 « На самом деле нервы у меня почти всегда напряжены. – Продолжает рассказ интервьюируемая. – Поэтому добавлю дома. Но дома – это уже совсем другое хотя бы, чтоб заснуть нормально. Обычно еще одну-две порции».
25 Деловые женщины по многим показателям алкогольного поведения представляют собой группу повышенного риска. Они склонны к более частому употреблению спиртного и некоторым пагубным алкогольным привычкам, однако предпочтение отдают качественному и дорогому алкоголю. С одной стороны, они вынуждены следовать деловой культуре с присущей ей практикой потребления спиртного, пьют горячительное на дружеских и романтических встречах, в семейном кругу. С другой стороны, бизнесвумен стремятся нивелировать эмоциональный дискомфорт, вызванный как профессиональным стрессом, так и различными жизненными обстоятельствами.

References

1. Altshuler V. B., Mokhnachev S. O., Kravchenko S. L. (2016) Gender Aspects of Narcological Diseases. In: Narcology. Moscow: GEOTAR-Media: 458–468. (In Russ.)

2. Demyanova A. A. (2005) Factors and types of alcohol and tobacco consumption in Russia. Elektronnyy zhurnal «Ekonomicheskaya sotsiologiya» [Electronic journal «Economic Sociology»]. Vol. 6. No. 1: 78–94. (In Russ.)

3. Knyazeva T. M., Shapiro Yu. G. (2006) Socio-clinical analysis of female alcoholism. Voprosy narkologii [Questions of narcology]. No. 3: 43–48. URL: https://ecsoc.hse.ru/2005-6-1/26592392.html (accessed 11.04.2020). (In Russ.)

4. Kotel'nikova Z. V. (2015) Relationship of alcohol consumption with social structure of contemporary Russia. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 4: 105–112. (In Russ.)

5. Nemtsov A. V. (2013) The contribution of alcohol to the mortality of men and women. Demoskop Weekly [Demoscope Weekly]. No. 567–568 (In Russ.)

6. Roshchina Ya. M., Martynenko P. A. (2014) Patterns of alcohol consumption as a social group indicator in modern russian cities. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Journal of Economic Sociology]. Vol. 15 No.1: 20–42. (In Russ.)

7. Shaydukova L. K., Gareeva G. A. (2016) Modern problems of women's alcoholism: ethnic and cultural, social and demographic, genetic, premorbid personality disorders aspects. Narkologiya [Narcology]. Vol. 15. No.1: 73–78 (In Russ.)

8. Shurygina I. I. (1996) Differences in alcohol consumption by men and women. Sotsiologicheskii zhurnal [Sociological journal]. No. 1–2: 169–175. (In Russ.)

9. Shurygina I. I. (2010) Changing the gender characteristics of alcohol behavior. Informatsionno-analiticheskii vestnik. Sotsial’nye aspekty zdorov’ia naseleniia [Information and analytical bulletin. Social aspects of public health]. No. 2(14). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/193/30/ (accessed 11.04.2020). (In Russ.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate