- Код статьи
- S013216250012081-2-1
- DOI
- 10.31857/S013216250012081-2
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 3
- Страницы
- 137-141
- Аннотация
В статье на основании материалов количественных и качественных исследований Сектора социологии девиантного поведения Института социологии ФНИСЦ РАН рассмотрены некоторые особенности потребления алкоголя женщинами. Акцент сделан на руководителей высшего и среднего звена, владельцев бизнеса. Проанализированы регулярность и интенсивность употребления спиртного, структура потребляемых алкогольных напитков. Выявлены основные мотивы алкопотребления. Паттерны алкогольного поведения деловых женщин представляют собой одну из форм стратегической адаптации к изменившимся условиям жизни.
- Ключевые слова
- алкоголизация, женское алкогольное поведение, женщины-руководители, мотивы употребления алкоголя, стигматизация, социальный статус
- Дата публикации
- 26.03.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 68
Постановка проблемы.
Снижение алкогольного потребления практически во всех половозрастных группах фиксируется в последние годы во многих социологических исследованиях1, в том числе работах Сектора социологии девиантного поведения ФНИСЦ РАН. При этом с 2009 г. в некоторых социальных группах возросла доля женщин, употребляющих алкоголь с высоким риском2.
Тема гендерных различий в потреблении спиртного раскрывается в основном в работах медиков, наркологов и психиатров [Альтшулер и др., 2016; Князева, Шапиро, 2015; Немцов, 2013; Шайдукова, Гореева, 2016], а также социологов [Демьянова, 2005; Котельникова, 2015; Радаев, Рощина, 2019; Тапилина, 2006; Шурыгина, 2010].
Эмпирическая база и методы исследования.
Данная работа опирается на материалы волн онлайн-опросов (см. URL: >>>> ) городского трудоспособного населения в возрасте 18–60 лет, проведенных по многоступенчатой квотной выборке (2009/2010 гг. N=12003; 2018 г. N=1406). Выборка представлена 13 крупными городами России, включая Москву и С.-Петербург4. При отборе городов учитывались региональные особенности распространения психоактивных веществ, связанные с географическим и экономическим положением региона, социально-демографической структурой населения5.
4. Респондентам из сформированной базы случайным образом были разосланы приглашения на участие в опросе по заданным параметрам (пол, возраст, город - Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Челябинск, Уфа, Сыктывкар, Архангельск, Краснодар, Казань, Екатеринбург, Омск, Тюмень, Пермь). Было опрошено примерно по 200 человек в Москве и Санкт-Петербурге, и по 80–90 человек в остальных городах. Ошибка выборки составляет не более 3% (с доверительной вероятностью 0,95). Все приведенные в работе значения являются статистически значимыми на уровне 95%.
5. Для оценки регионов по степени наркотизации и алкоголизации использовались данные государственного и регионального мониторингов (ФСКН-2013), данные местных городских служб, а также «Национальный рейтинг трезвости регионов России 2020», объединяющий статистические данные Росстата, МВД, Минздрава, Росалкогольрегулирования и др. Отобранные города представляют регионы с различной степенью алкоголизации населения: от высокой до умеренной.
В массивах данных была отдельно выделена группа женщин-руководителей высшего и среднего звена. Среди них: употребляющие часто (от 1 до 7 раз в неделю), употребляющие регулярно (от одного до 2–3 раз в месяц), употребляющие эпизодически (от 1 раза в 2–3 месяца до нескольких раз в год), употребляющие очень редко (раз в год и реже).
Для более глубокого анализа алкогольного поведения женщин были проведены полуструктурированные интервью (2018–2020) с женщинами – представителями деловых кругов. Выборка целеориентированная, дополненная методом «снежного кома». Критерии отбора респонденток: высшее образование, должность руководителя (или его заместителя) предприятия, подразделения или отдела (не менее года), вовлеченность в алкопотребление. Для анализа было отобрано 27 человек в возрасте 36–56 лет (сотрудники органов государственной власти, местного самоуправления, финансов, банковской сферы, строительства, торговли, телекоммуникации, сферы услуг, туристско-гостиничной сферы).
Результаты и выводы.
Онлайн-опросы показали, что разница в частоте употребления спиртного у женщин с различным уровнем образования незначительна (рис. 1).
Рис. 1. Частота употребления алкоголя женщинами с различным уровнем образования (2009/2010–2018 гг.), доля от ответивших в группе, %
Результаты наших исследований согласуются с данными мониторинга RLMS-HSE: повышенная частота употребления спиртного характерна для двух групп женщин – высокостатусных и низкостатусных (табл.1).
Таблица 1. Частота употребления спиртных напитков среди женщин с различным профессиональным статусом, доля от ответивших в каждой группе, %, 2018 г.
Частота употребления спиртного |
Группы женщин |
|||
Руководители (N=89) |
Специалисты с высшим образованием (N=256) |
Служащие (N=102) |
Рабочие (N=68) |
|
Часто |
39 |
28 |
26 |
35 |
Регулярно |
28 |
37 |
33 |
30 |
Эпизодически |
26 |
27 |
35 |
32 |
Очень редко |
4 |
5 |
5 |
1 |
Затруднились ответить |
3 |
3 |
1 |
2 |
Обнаружена зависимость между типами потребляемого алкоголя и социальным статусом: с ростом последнего «в меню» появляется все больше сухих вин и напитков премиум-класса (ликеры, вермуты, а также коньяк). Опрос (2018) показал, что женщины-руководители, употребляющие крепкие напитки, водке предпочитают коньяк и виски. Чем ниже профессиональный статус, тем выше популярность водки и наливок (табл. 2).
Таблица 2. Структура спиртных напитков в различных группах женщин, % от группы (были допустимы множественные ответы), 2018 г.
Виды спиртных напитков |
Группы женщин |
|||
Руководи тели (N=89) |
Специа листы с высшим образованием (N=256) |
Служащие (N=102) |
Рабочие (N=68) |
|
Сухое вино |
42 |
38 |
27 |
21 |
Шампанское |
44 |
48 |
44 |
42 |
Сладкое, полусладкое вино |
47 |
46 |
55 |
37 |
Вермут, мартини |
32 |
25 |
25 |
5 |
Пиво |
40 |
46 |
55 |
58 |
Водка |
14 |
16 |
23 |
26 |
Коньяк |
34 |
28 |
26 |
16 |
Виски |
15 |
9 |
15 |
5 |
Ликеры |
20 |
11 |
4 |
5 |
Готовые коктейли |
5 |
7 |
10 |
11 |
Алкогольные коктейли домашнего приготовления |
12 |
10 |
16 |
16 |
Наливки |
9 |
9 |
14 |
16 |
Самогон |
2 |
2 |
3 |
5 |
Среди женщин с двумя вузовскими дипломами или ученой степенью меньше поклонниц крепких напитков (20 против 28% среди женщин со средним специальным образованием), однако в несколько раз выше доля любительниц сухого вина (60% среди женщин с двумя вузовскими дипломами или ученой степенью, 35% среди женщин с высшим или незаконченным высшим и 25% женщин со средним специальным образованием). Дело в том, что сладкие и полусладкие вина отличаются большим разбросом цен, в связи с чем недорогие марки оказываются более доступны малообеспеченным группам женщин.
Как показали полуструктурированные интервью с деловыми женщинами, употребление алкоголя – одно из проявлений «жесткой» деловой активности, показатель приверженности делу, и отчасти возможность быть с партнерами-мужчинами на равных.
Финансовый директор в одной из российских телекоммуникационных компаний (48 лет) отмечает: «…Если на встрече есть партнеры мужчины-любители выпить – а это почти всегда так – алкоголь будет. Приходится пить 2-3 бокала вина или хороший коньяк. Нужно уметь принимать такой вызов».
То есть женщины воспринимают горячительные напитки как необходимое «зло» в производственной деятельности и даже как «полезный навык».
При этом неумение «правильно выпивать» расценивается как «слабость». На бизнес-встречах может присутствовать и крепкий алкоголь. Важно уметь разбираться в таких напитках.
Директор по инвестициям в строительной фирме, 44 года: «…Важно не просто хорошо разбираться в нем, но и знать свои возможности, свои реакции на разные напитки. Конечно, я уже эксперт поневоле ».
Роль спиртного в жизни женщин (особенно руководителей) многообразна: это специфический ресурс – своеобразный регулятор коммуникаций в профессиональной среде, который способствует поддержанию статуса, завязыванию новых социальных контактов. Он становится нормой делового общения, дает бизнесвумен некоторые преимущества. В то же время женщины, преуспевающие в профессиях, когда-то считавшихся прерогативой сильного пола с присущей им культурой «мужского общения», включающей потребление алкоголя, сталкиваются с «двойной нормой» и вынуждены постоянно балансировать между соответствием представлениям о женственном поведении и мужскими алкогольным практикам.
Одна из респонденток отмечает: «…Я не должна показывать слабость ни партнерам, ни конкурентам, ни даже коллегам-мужчинам. С другой стороны, не могу быть просто таким, как это говорят, «мужиком в юбке», должна оставаться в рамках представлений о женском поведении. очень сложный баланс».
Это вызывает у деловых женщин значительные трудности и приводит к дополнительному стрессу, справляться с которым им также «помогает» алкоголь.
« На самом деле нервы у меня почти всегда напряжены. – Продолжает рассказ интервьюируемая. – Поэтому добавлю дома. Но дома – это уже совсем другое хотя бы, чтоб заснуть нормально. Обычно еще одну-две порции».
Деловые женщины по многим показателям алкогольного поведения представляют собой группу повышенного риска. Они склонны к более частому употреблению спиртного и некоторым пагубным алкогольным привычкам, однако предпочтение отдают качественному и дорогому алкоголю. С одной стороны, они вынуждены следовать деловой культуре с присущей ей практикой потребления спиртного, пьют горячительное на дружеских и романтических встречах, в семейном кругу. С другой стороны, бизнесвумен стремятся нивелировать эмоциональный дискомфорт, вызванный как профессиональным стрессом, так и различными жизненными обстоятельствами.
Библиография
- 1. Альтшулер В. Б., Мохначев С. О., Кравченко С. Л. Гендерные аспекты наркологических заболеваний // Наркология. М.: Геотар-медиа, 2016. С. 458–468.
- 2. Демьянова А. А. Факторы и типы потребления алкоголя и табака в России // Электронный журнал «Экономическая социология». 2005. Т. 6. №1. С. 78–94. URL: https://ecsoc.hse.ru/2005-6-1/26592392.html (дата обращения: 24.02.2021).
- 3. Князева Т. М., Шапиро Ю. Г. Социо-клинический анализ женского алкоголизма // Вопросы наркологии. 2006. №3. С. 43–48.
- 4. Котельникова З. В. Взаимосвязь практик потребления алкоголя с социальной структурой современной России // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 105–112.
- 5. Немцов А. В. Вклад алкоголя в смертность мужчин и женщин // Демоскоп Weekly. 2013. 6–29 сентября, № 567–568.
- 6. Рощина Я. М., Мартыненко П. А. Структура потребления алкоголя как индикатор социальной группы в современных российских городах // Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 1. С. 20–42.
- 7. Шайдукова Л. К., Гареева Г. А. Современная проблематика алкоголизма у женщин: этнокультуральный, социально-демографический, наследственно-генетический, преморбидно-патохарактерологический аспекты // Наркология. 2016. Т. 15. № 1 (169). С. 73–78.
- 8. Шурыгина И. И. Изменение гендерных особенностей алкогольного поведения // Информационно-аналитический вестник. Социальные аспекты здоровья населения. 2010. №2. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/193/30/ (дата обращения: 11.12.2020).
- 9. Шурыгина И. И. Различия в потреблении алкоголя мужчинами и женщинами // Социологический журнал. 1996. № 1-2. С.169–175.
2. Употребление спиртного от 1 до 7 раз в неделю, периодическое состояние сильного опьянения (более двух раз в год), периодическое опохмеление (более двух раз в год). Отметим, что в наших исследованиях речь идет не об алкоголиках с медицинским диагнозом, а об обычных потребителях спиртного с различной степенью интенсивности пития, некоторые из которых впоследствии могут стать проблемными потребителями.