Зеленые практики: подходы к изучению
Зеленые практики: подходы к изучению
Аннотация
Код статьи
S013216250012084-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Захарова Ольга Владимировна 
Должность: доцент кафедры государственного и муниципального управления
Аффилиация: Тюменский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Паюсова Татьяна Игоревна
Должность: доцент кафедры информационной безопасности
Аффилиация: Тюменский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Ахмедова Ирина Дмитриевна
Должность: доцент Института нефти и газа; заместитель директора НОЦ-кафедра ЮНЕСКО «Динамика окружающей среды и глобальные изменения климата»
Аффилиация:
Тюменский государственный университет
Югорский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Суворова Людмила Григорьевна
Должность: доцент кафедры философии
Аффилиация: Тюменский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Выпуск
Страницы
25-36
Аннотация

Острота экологических проблем ведет к появлению новых практик, направленных на гармонизацию отношений между обществом и природой. В данной статье мы фокусируемся на анализе повседневных зеленых практик горожан. Такие практики не локализованы, не имеют общепринятых характеристик и проявляют себя в ситуативной (проектной) деятельности, что создает методологические трудности их эмпирического изучения. В статье используются методы сбора интернет-данных без непосредственного взаимодействия с изучаемым объектом: поисковые системы, картографические сервисы и построение социальных графов по данным, выбираемым из социальной сети ВКонтакте. Зеленые практики были выявлены благодаря поисковым системам и картографическим сервисам, так как субъекты таких практик используют в позиционировании слова «экологичный», «натуральный», «био», «эко» и т.д. Треть выявленных практик имели группы во ВКонтакте, что позволило изучить их распространенность среди пользователей этой социальной сети и связи между практиками путем построения социального графа. Анализ графа позволил установить, что субъекты зеленых практик активно взаимодействуют не только с участниками своих сообществ, но и с участниками других групп в этой социальной сети. Об этом свидетельствует число общих участников, которое демонстрирует сплочение и удержание социальных связей. Социальный граф позволил увидеть кластеризацию практик вокруг наиболее важных, с точки зрения пользователей, тем: животные, экопитание, экомаркеты, раздельный сбор отходов. Полученные результаты могут быть использованы для принятия управленческих решений по территориальному развитию и организации взаимодействия всех заинтересованных лиц.

Ключевые слова
теория практик, зеленые практики, data mining, Social network analysis (SNA), социальный граф, ВКонтакте
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Тюменской области в рамках научного проекта № 20-410-720012.
Классификатор
Получено
21.04.2021
Дата публикации
04.05.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
45
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1

Теоретические основания.

2 С 1970-х гг. объяснения социальных явлений все чаще осуществляются с позиции научной школы «теории практик» [Hui et al., 2017; Shove et al., 2012; Волков, Хархордин, 2008; Ortner, 1984; Bourdieu, 1977], которая базируется на идеях Витгенштейна и Хайдеггера. С точки зрения школы «теории практик», практики представляют собой организованные наборы действий, которые связываются в более широкие комплексы действий, образующих «основную область изучения социальных наук» [Giddens, 1984]. Основные идеи научной школы «теории практик» объединяют между собой таких разных теоретиков, как П.Бурдье, Э.Гидденс, Т. Шацки, С. Герарди, А. Реквиц [Bourdieu, 1990; Giddens, 1979; Schatzki, 2002; Gherardi, 2013; Reckwitz, 2002] и др.
3 Теория практик использовалась для объяснения социальных явлений повседневной жизни в различных сферах: в антропологии; теории культуры, корпоративной культуре, в области повседневного языка и т.д. В нашем исследовании мы применяем термин практика к деятельности, которая позиционируется акторами как зеленая или экологическая. Это могут быть общественные движения (за права животных, например), просветительские лекции (об образе жизни «ноль отходов», например), реализация продаж товаров без пластиковой упаковки, протестные экологические акции и т.д. Позиционирование осуществляется в средствах массовой информации, социальных сетях, через логотипы и слоганы. Обращение к зеленым практикам, понятым так широко, предполагает междисциплинарный подход, включающих философские, социологические, экологические, эколого-экономические, математические теории и принципы, раскрывающие разные грани и предметные оптики интересующего нас объекта.
4 Интерес к зеленым практикам усилился в последние годы, что вызвано, с одной стороны, обострением экологических проблем, с другой стороны, усилением общественных экологических движений и экоактивизма [Каратуева, 2020, Ежов, 2019]. Экологические (или зелёные) инициативы можно разделить на две группы: 1) следующие за институциональной рамкой: трендами, стратегическими задачами, направлениями развития в мире, стране, регионе; 2) опирающиеся на ценности и жизненные идеалы самих граждан. При общей экологической направленности инициативы этих двух групп часто являются рассогласованными, а иногда даже противоречащими друг другу [Castells, 1997]. Для описания этой ситуации мы используем теорию Мишеля де Серто, который различал две группы практик: стратегические (деятельность собственников, предприятий, органов власти, научных учреждений) и тактические (действия домохозяек, офисных служащих, рыночных торговцев, читателей). Тактические практики противостоят стратегическим как практическое знание, смекалка, импровизированное творчество, которое противостоит схемам, шаблонам, принуждению, эксплуатации [Certeau, 1984]. М. де Серто впервые концептуально описал собственную логику, по которой развиваются тактические практики, логику, которая стирает пассивный смысл понятий потребитель, пользователь, исполнитель, и открывает бесчисленное число действий, «посредством которых пользователи вновь присваивают себе пространство, организованное методами социокультурного производства» [Certeau, 1984]. Этот подход мы применяем к анализу экологических практик. В данной статье мы фокусируемся на экологических практиках повседневной жизни, «низовых» инициативах и способах действий.
5

Постановка проблемы.

6 Актуальность изучения повседневных экологических практик связана с тем, что они являются важным ресурсом экологизации общества. Благодаря им формируется запрос к производителям на более экологичное производство, расширяются зеленые зоны в городах, организуется переработка отходов, формируется экологическая культура и т.д. Развитие условий для этих практик будет способствовать их тиражированию и перенесению в новые сферы. Чтобы развивать эти условия важно понимать логику их возникновения и функционирования, определить каналы и способы их распространения, выявить наиболее влиятельных акторов и масштаб распространения этих зеленых практик.
7 Однако изучение зеленых практик как привычных нерефлексируемых действий сталкивается с рядом методологических трудностей. В данной статье мы сосредоточились на трех. Первая сложность – выявление зеленых практик. Вторая – описание связей между ними. Третья – определение наиболее авторитетных акторов зеленых практик. Эти методологические трудности обусловлены характеристиками тактических практик, которые дает им М. де Серто:
8 - Конформность, когда прямое сопротивление неуместно, тактические хитрости скрываются за внешней приверженностью стратегическим практикам (например, продвижение экологичного образа жизни через продажу экопродукции в рамках законодательства о МСП);
9 - Мобильность, когда локализация практик отсутствует, их реализация зависит от момента, изменения образа действий (например, организация групп для экотуров);
10 - Гибкая организация, когда действия осуществляются не реально существующими сообществами, а символическими (например, группы в социальных сетях, где организуется сбор вторсырья);
11 - Манипулирование идентичностью, когда для достижения целей может использоваться чужая идентичность (например, совместные акции с известными организациями);
12 - Оппортунизм, когда список средств для достижения цели всегда остается открытым. При этом используется уже созданные на уровне стратегической практики средства, но в собственных целях (включение в экотовары экологичных масок в период пандемии).
13 В силу перечисленных особенностей исследовательский фокус оказывается размытым, поскольку объект исследования не локализован, не имеет общепризнанных характеристик, мобилен и проявляет себя в ситуативной (проектной) деятельности. Преодоление перечисленных методологических трудностей и исследование повседневных экологических практик только путем проведения опросов и интервью представляется нам трудоемким, а подчас и нереализуемым. Поэтому важен поиск адекватных методов исследования, сокращающих затраты финансовых и временных ресурсов. Мы прибегли к инструментам социального анализа, которые предоставляют информационные технологии: поисковые системы, картографические сервисы и построение социальных графов по данным, выбираемым из социальной сети. Такие методы сбора интернет-данных без непосредственного взаимодействия с изучаемым объектом получили название «нереактивных» [Девятко, 2012].
14 Поисковые системы базируются на совокупности алгоритмов поиска информации и компьютерных программ, которые позволяют собирать тематическую информацию по запросам из большого массива данных. Картографические сервисы являются комплексом приложений для картографии и навигации, но также содержат информацию о размещенных объектах и снабжены системой поиска информации. Социальный граф является одним из инструментов анализа больших данных (data mining). Построение графа позволяет выявлять связи (социальные взаимодействия) между разнообразными сущностями, определять участников со схожими интересами, единомышленников, находить лидеров мнений, устанавливать причинно-следственные цепочки, отслеживать изменения тех или иных процессов (политических, социальных, экономических и пр.).
15 Таким образом, целью статьи является выявление субъектов зеленых практик г. Тюмени, определение связей между ними и наиболее авторитетных групп путем сбора и анализа интернет данных.
16 Для проведения исследования были сформулированы три гипотезы:
17 Гипотеза №1. Предполагается что, если в основу определения зеленых практик положить позиционирование, то появится возможность выявить эти практики через информационные системы и картографические сервисы при помощи ключевых слов, связанных с экологической тематикой.
18 Гипотеза №2. Если выявленные субъекты зеленых практик имеют группы в социальных сетях, то социальный граф покажет тесные связи между ними.
19 Гипотеза № 3. Если будет получена информация о количестве участников зеленых групп, то можно будет определить наиболее авторитетные группы и наиболее востребованные виды повседневных зеленых практик.
20 Исследование проводилось междисциплинарной группой ученых Тюменского государственного университета с мая по сентябрь 2020 г. в Тюмени. Для проведения исследования использовалась поисковая система Яндекс, картографический сервис Гугл карты и открытые данные из социальной сети Вконтакте (ВК). В реестр было включено 204 зеленых практики, из них 68 имели группы или индивидуальные страницы в ВК. В социальный граф были включены 68 групп и индивидуальных страниц. Рассмотренные группы включали 131 819 участников, которые указали место проживания г. Тюмень.
21

Метод.

22 Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе был составлен реестр зеленых практик г. Тюмени. На втором этапе проводился структурно-социальный анализ зеленых сообществ в социальной сети ВК путем построения социального графа.
23 Основанием для составления реестра стало понимание зеленых практик, позиционирующих себя как экологические или зеленые. Позиционирование осуществляется в социальных сетях и медиа, поэтому может быть выявлено поисковыми системами, по ключевым словам, связанным с экологической проблематикой. Экспертами были отобраны ключевые слова для поиска зеленых практик г. Тюмени: «экологичный», «натуральный», «био», «эко» и т.д. После чего через поисковую систему Яндекс была собрана вся открытая информация, содержащаяся в справочниках, картографических сервисах, реестрах и базах данных органов исполнительной власти. Эта информация касалась всех субъектов зеленых практик, включая как организации, так и частные независимые экологические инициативы. Были собрана следующая информация: наименование организации (или экологической инициативы); организационная форма (ООО, ИП, НКО и т.д.); фамилия, имя, отчество руководителя (или инициатора); адрес, телефон; вид деятельности (характеристика); ОКВЭД (основной); электронный адрес организации; сайт (страница) организации (или экологической инициативы). В реестр вошли 204 субъекта (коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, благотворительные фонды, добровольческое объединение, частные независимые экологические инициативы, обучающие центры и пр.), которые позиционировали свою деятельность как экологическую. Из реестра были выделены зеленые практики, которые имели группы или индивидуальные страницы в ВК, на основе этой информации на следующем этапе было разработано программное обеспечение и построен социальный граф.
24 Для построения социальных графов зеленых практик была разработана программа на языке Python 3.8, среда разработки – PyCharm Community Edition 2019.3.3. Визуализация графов осуществлялась с помощью пакетов NetworkX 2.5, Matplotlib 3.3.1 и Numpy 1.19.1. Для доступа к открытым данным социальной сети использовался API ВК и пакет Vkontakte 1.3.5. Также было разработано Standalone-приложение в vk.com для получения защищённого ключа и сервисного ключа доступа.
25 Размер вершины графа зависит от количества участников в зеленой группе: чем больше участников, тем больше вершина. Вершины соединены ребром, если имеет место пересечение участников соответствующих групп. Для обнаружения пересечений участников применялся метод intersection. Толщина ребер графа определяется количеством пересекающихся участников.
26 При построении графа осуществлялась нормализация толщины ребер графа с помощью стандартизованной оценки (Standard Score) или Z-score, описываемой следующей формулой: , где - мощность множества пересекающихся участников двух групп G1 и G2 (узлов графа), между которыми отрисовывается ребро, - среднее арифметическое количества пересекающихся участников для всех групп, - среднеквадратичное отклонение количества пересекающихся участников для всех групп.
27 Расстояние между узлами графа регулировалось параметром k метода spring_layout пакета NetworkX.
28

Обсуждение.

29 Создание реестра зеленых практик и анализ социального графа подтверждают реальное существование зеленого сообщества, которое объединяется общими интересами, касающимися гармонизации отношений общество-природа.
30 Зеленые практики были выявлены благодаря поисковым системам и картографическим сервисам, так как субъекты таких практик используют в позиционировании слова «экологичный», «натуральный», «био», «эко» и т.д. Таким образом, гипотеза №1 подтвердилась и на основе позиционирования были выявлены зеленые практики. Треть из них имели группы в ВК, что позволило определить их распространенность среди пользователей этой социальной сети и связи между практиками путем построения социального графа. Рис. 1 отображает зеленое сообщество тюменских пользователей в ВК. На рисунке субъекты зеленых практик обозначены в соответствии с id пользователя или группы в ВК. Общее число участников этих групп – 330 120, число участников, которые указали место проживания г. Тюмень, в таких группах составило 131 819 человек. Наибольшее число участников состоит в 15 наиболее влиятельных группах – 260 645 участников вообще и 96 867 – тюменцев. Те субъекты зеленых практик, которые имеют страницы в ВК, активно взаимодействуют не только с участниками своих сообществ, но и с участниками других групп в этой социальной сети. Об этом свидетельствует сила связей между группами, отражающая число общих участников. Число общих участников демонстрирует сплочение и удержание социальных связей. Общие участники могут представлять собой каналы распространения информации об одной практике среди участников другой группы и влияния на мнение участников групп, в которые они включены. Таким образом, подтвердилась гипотеза № 2, о том, что связи между зелеными практиками могут выявлены путем построения социального графа.
31

Рис. 1. Социальный граф зеленых практик г.Тюмени на основе анализа социальной сети во Вконтакте

32 Социальный граф позволяет увидеть кластеризацию практик вокруг наиболее важных, с точки зрения пользователей, тем: животные, экопитание, экомаркеты, раздельный сбор отходов. Это демонстрирует величина кругов на рис. 1, а также социальный граф пятнадцати наиболее распространенных групп (рис. 2).
33

Рис. 2. Социальный граф 15 наиболее влиятельных зеленых групп г. Тюмени

34 Наибольшее распространение имеют социальные группы, объединенные заботой о домашних или бездомных животных (рис. 3) (например, public60469152 (Приют для животных МКУ «ЛесПаркХоз»); morda72; vetgausz; 72helpanimal72; zhivi_tmn; poteriashki). Полученные данные соответствуют общему интересу россиян к животным. Так, по данным ВЦИОМ в 2019 г. у 68% россиян были домашние животные, причем 20% из них завели животных по причине любви к ним1. Однако, выявленная в результате анализа популярность групп, занимающихся зоозащитой, свидетельствует о случаях безответственного отношения россиян к своим питомцам. Исследователями этой темы установлено, что зоозащитники объединяются в сообщества для устранения последствий бесконтрольного пребывания безнадзорных животных на улицах российских городов [Левченко, 2015].
1. ВЦИОМ. Россия – страна котов! №4111 | 26 Ноября 2019. Электронный ресурс. URL.: >>>> (дата обращения: 19.09.2020).
35

Рис. 3. Социальный граф групп, объединенных заботой о домашних или бездомных животных

36 Значительное число участников, согласно результатам анализа графа, состоит в группах, связанных с экопитанием (рис. 4) (например: sk_withlove; shashlikoff_tyumen; tarelka_life; vbor72; Vrindavan_cafe; garden_hotel; maximrest). Практики питания, вписаны в социальный контекст и характеризуют предпочтения людей, привычки, социальные нормы, являются маркерами социального неравенства и влияют на жизнь общества в целом. В статье анализируются кафе и рестораны позиционирующие себя как экологичные. Сразу отметим, что перечисленные в социальном графе кафе и рестораны не являются вегетарианскими (исключение вегетарианское кафе «Вриндаван» (Vrindavan_cafe)), но предлагают веганские или вегетарианские меню. Часть из них позиционируют себя как «эко» потому, что в разделе меню есть категория «продукты с фермы» или «экологически чистые продукты». Рис. 1 показывает, что эти группы имеют значительное число общих участников с другими зелеными группами, что подтверждает наличие экологических интересов у участников групп. Аналитический обзор «Питание: правильное и безопасное» от 3 декабря 2019 г. составленный ВЦИОМ выявил, что большинство опрошенных считают, что органические продукты (экологически чистые сельскохозяйственные продукты) не наносят вреда окружающей среде (69%). Покупая экологически чистые продукты люди ориентируются, прежде всего на безопасность и полезность данных продуктов для себя и надеются на минимизацию вреда природе.
37

Рис. 4. Социальный граф групп, объединенных темой экопитание

38 К наиболее влиятельным также можно отнести группы, связанные с организацией раздельного сбора отходов (рис. 5) (например, krugovorot_eco; paketanet; ecoworld72; anisshop; vkusnopolezzno72; vtor_service; ecoraz). В этих группах можно получить информацию о выездных акциях по приему вторсырья, о расписании работы пунктов приема, о способах вести себя более экологично, узнать о наборе волонтеров и т.д. Согласно социологическим опросам, лишь 16% россиян уже практикуют раздельный сбор отход, но еще 50% готовы это делать при наличии инфраструктуры для раздельного сбора у дома («Левада-центр»: у россиян нет места в квартирах на сортировку мусора 14.05.2020. >>>> Интерес жителей Тюмени к раздельному сбору отходов во многом обусловлен отсутствием в городе инфраструктуры раздельного сбора. Многочисленные организации активистов и предпринимателей организуют такой сбор своими силами. Предприниматели организуют прием вторсырья на платной основе, развивают бизнес расширяя охват населения. Волонтерские организации принимают отходы бесплатно, затем сдают собранное вторсырье и на полученные средства вновь организую сбор отходов или оплачивают аренду помещений для этих целей. Интересно, что группы, организующие прием отходов у населения бесплатно, пользуются не меньшей популярностью среди пользователей ВК, чем те, которые принимают вторсырье за деньги. Как правило, в волонтерских сообществах продвигают идею экологичного образа жизни и обучают простым повседневным зеленым практикам, тем самым формируя моду на экологичный образ жизни и демонстрируя ценности, на которые ориентируется данное сообщество. Мы можем предположить наличие высокого уровня мотивации участников таких сообществ [Ермолаева, 2019]. Участие в группах связанных с раздельным сбором отходов, в случае с Тюменью, отражает потребность горожан вести себя ответственно, даже если для этого не созданы условия. Ситуация, сложившаяся вокруг раздельного сбора мусора ярко демонстрирует теорию Де Серто: тактические практики формируют собственные ответы в пространствах неохваченном действием стратегических практик, организуются ситуативно, действуют на волонтерской основе.
39

Рис. 5. Социальный граф групп, связанных с организацией раздельного сбора отходов

40

Рис. 5. Социальный граф групп, связанных с организацией раздельного сбора отходов

41

К распространенным группам в ВК относятся экомаркеты (Рис. 6) (например, drevoeco; paketanet; honey_herbs_72; vrindavan72; mirotvorets_tmn; sortstation; vtormetservis_72). Это магазины, осуществляющие онлайн или оффлайн торговлю продуктами без упаковки, экологичными и натуральными товарами, секонд хенды и т.д. Как правило, экомаркеты также продвигают идеи экологичного образа жизни на своих страницах в ВК, организуют экофестивали для привлечения внимания покупателей к ной продукции, осуществляют благотворительные акции в поддержку других зеленых практик, например, приютов для домашних животных или раздельного сбора отходов. 

42

Рис. 6. Социальный граф групп экомаркетов

43 Широкая популярность экомаркетов наглядно отражает распространение идеологии зеленого (экологического, устойчивого, ответственного) потребления и зеленого (устойчивого, ответственного) производства [Kennedy, Givens, 2019, Balsiger et al., 2019]. Российское общество также не находится в стороне от мировых тенденций [Бобылев, 2017, Аутио и др., 2014], а экомаркет представляет собой место соединения зеленого производства и зеленого потребления. Продвижение экологичного образа жизни владельцами экомаркетов стимулирует спрос и поддерживает производство более экологичных товаров. Тема зеленого потребления чрезвычайно важна, поскольку играет существенную роль в формировании поведенческих моделей. Теоретической основой этого явления можно считать работы авторов об обществе потребления, которые показывают состояние общества и указывают на необходимость изменения практики потребления, призывают перейти от практики потребления к практике сохранения и восполнения утраченного [Ильин, 1990].
44 Таким образом, гипотеза № 3 была подтверждена: на основе анализа социального графа по числу участников групп удалось определить наиболее авторитетные группы и наиболее востребованные горожанами зеленые практики.
45 По результатам анализа графа выяснилось, что существуют группы в ВК, созданные субъектами зеленых практик, но никак не связанные с другими зелеными практиками. Можно предположить, что, несмотря на зеленое позиционирование, деятельность таких субъектов не предполагает экологичных действий, которые могли бы привлечь участников зеленого сообщества.
46 Поверхностный анализ характера деятельности выявленных групп позволяет предположить их реальное существование, поскольку эти группы целевые, то есть формируются на основе целенаправленной деятельности. Например, существуют группы организующие раздельный сбор отходов, и пользователи включаются в группу, чтобы узнать информацию о “плавающем” графике работы волонтеров. Другой пример, сообщества, объединенные заботой о животных. Пользователи присоединяются к этим группам с целями поиска хозяев для бездомных животных, помощи бездомным животным или предоставления “дома” для них. Однако, подтверждение реального, а не воображаемого существования этих групп требует проведения очного исследования.
47 Кроме того, анализ социального графа позволяет развивать исходную информацию, которая содержится в реестре зеленых практик г. Тюмени. Граф позволил выявить наиболее значимые для горожан практики: связанные с заботой о домашних или бездомных животных, с продажей экопитания, с организацией раздельного сбора отходов, с экомаркетами, торгующими экотоварами или организующими повторное использование вещей. Это стало основой для совершенствования структуры реестра по типам зеленой деятельности, что делает открытые данные из реестра более удобными в использовании и более востребованными. Кроме перечисленных разделов были выделены экособытия (куда вошли организуемые мероприятия просветительского характера и акции), экопроизводство (куда вошли организации оказывающие услуги в экологической сфере) и экообразование (куда вошли организации, регулярно реализующие программы экологического образования и просвещения).
48

Ограничения и будущие исследования.

49 Ограничения исследования связаны с тем, что большинство вошедших в реестр зеленых практик не имеют страниц в ВК, что не позволяет строить социальный граф, включающий всю совокупность практик. Кроме того, следует учитывать закрытость социальных данных, связанную с действием правил по обработке персональных данных в ВК и наличием пользователей, которые не открывают личную информацию. Кроме того, некоторые субъекты зеленых практик не создавали групп, а разместили всю информацию на личной странице, что затрудняло ее обработку из-за разницы в требованиях к обработке информации групп и пользователей.
50 Дальнейший анализ социального графа будет связан с изучением контента со страниц наиболее влиятельных пользователей, репостов, каналов поступления и передачи информации и определения наиболее эффективных каналов. В частности, анализ контента позволит сделать вывод о продвигаемых идеях, характере инициируемой деятельности, протестном контексте декларируемого мнения. Кроме того, социальный граф дает возможность определения численности пользователей заинтересованных вопросами зеленых практик или протестных акций, а также динамику их численности. На основе социального графа могут быть построены эгосети наиболее активных пользователей, показывающие их активность за пределами зеленого круга интересов, для определения возможных каналов распространения зеленых идей, взглядов и практик.
51 Предполагается включение в социальный граф страниц представителей зеленых практик из Инстаграма.
52

Выводы.

53 Используя методы сбора интернет-данных без непосредственного взаимодействия с изучаемым объектом – поисковые системы, картографические сервисы и построение социальных графов по данным, выбираемым из ВК – были выявлены субъекты зеленых практик г. Тюмени, определены связи между ними и наиболее наиболее распространенные среди горожан повседневные зеленые практики. Были сделаны следующие выводы:
54 1) Зеленые практики могут быть выявлены благодаря поисковым системам и картографическим сервисам, так как субъекты таких практик используют в позиционировании слова «экологичный», «натуральный», «био», «эко» и т.д. В г. Тюмени выявлено 204 зеленых практики (коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, благотворительные фонды, добровольческое объединение, частные независимые экологические инициативы, обучающие центры и пр.), 68 из них имеют группы во ВК.
55 2) Общее число участников этих групп – 330 120. Число участников, которые указали место проживания Тюмень, в таких группах составило 131 819 человек. Участники групп кластеризованы. Наибольшее число участников состоит в 15 наиболее влиятельных группах – 260 645 участников, из которых 96 867 – тюменцев.
56 3) Также практики кластеризованы вокруг наиболее важных, с точки зрения пользователей, тем: животные, экопитание, экомаркеты, раздельный сбор отходов. Между практиками сильные связи, даже если они из разных кластеров. Так, из наиболее влиятельных 15 групп все имеют общих участников от нескольких человек до нескольких тысяч человек.
57 4) По результатам анализа графа выяснилось, что существуют группы в ВК, созданные субъектами зеленых практик, но никак не связанные с другими зелеными практиками. Можно предположить, что, несмотря на зеленое позиционирование, деятельность таких субъектов не предполагает экологичных действий, которые могли бы привлечь участников зеленого сообщества.
58 5) В результате анализа графа было обосновано деление реестра по типам зеленой деятельности, что делает открытые данные из реестра более удобными в использовании и более востребованными.
59 Анализ социального графа может быть использован для выявления социальной активности зеленых групп в ВК, характеризующую гражданскую позицию, готовность к участию в изменении городской среды, в политической жизни.

Библиография

1. Аутио М., Хейсканен Е., Хейнонен В. Нарративы «зеленых» потребителей: антигерой, экогерой и анархист // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2014. №2. С. 19–34.

2. Бобылев С.Н. Устойчивое развитие: парадигма для будущего // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 3. С. 107–113.

3. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПБ.: ЕУ в СПб., 2008.

4. Девятко И.Ф. Инструментарий онлайн исследований: попытка каталогизации. Онлайн исследования в России 3.0. / Под ред. И.Ф. Девятко, А.В. Шашкина, С.Г. Давыдова. М.: OMI RUSSIA, 2012. С.17–30.

5. Ежов Д.А. Экологические протесты: реконструкция проблемного поля // Власть. 2019. Т. 27. № 6. С. 157–160.

6. Ермолаева Ю.В. Модернизация сектора обращения с отходами в России: поле экспертного анализа // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. № 3. С. 131–150.

7. Ильин В.И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса. Социальная структурация повседневности общества потребления. СПб.: Интерсоцис, 2007.

8. Каратуева Е.Н. Защита и использование окружающей среды как главные политические тренды современности // Вопросы политологии. 2020. №5 (57). С. 1354-1364. DOI: 10.35775/PSI.2020.57.5.004.

9. Левченко Н.В. Российские зоозащитники: кто они и как действуют? // Социологические исследования. 2015. № 2. С. 151–155.

10. Balsiger P., Lorenzini J., Sahakian M. How Do Ordinary Swiss People Represent and Engage with Environmental Issues? Grappling with Cultural Repertoires. Sociological Perspectives, 2019. 073112141985598. DOI:10.1177/0731121419855986

11. Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice. Cambridge University Press, 1977.

12. Bourdieu P. The Logic of Practice. Stanford University Press, 1990.

13. Castells M. Power of Identity. Malden (Ma.). (1997) Oxford, Blackwell Publishers, 1990.

14. Certeau M. de. The Practice of Everyday Life. University of California Press, Berkeley, 1984.

15. Commoner В. Making Peace with the Planet N.Y.: Pantheon Books, 1990.

16. Gherardi S. How to Conduct a Practice-based Study: Problems and Methods. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing, 2013.

17. Giddens A. Central Problems in Social Theory – Action, Structure and Contradiction in Social Analysis, Berkeley / Los Angeles: University of California Press, 1979.

18. Giddens A. The Constitution of Society, Berkeley/ Los Angeles: University of California Press, 1984.

19. Huddart Kennedy E., Givens J.E. Eco-habitus or Eco-powerlessness? Examining Environmental Concern across Social Class. Sociological Perspectives, 2019. DOI:10.1177/0731121419836966.

20. Hui A., Schatzki T., Shove E. The Nexus of Practices: Connections, constellations, practitioners. Routledge, 2017.

21. Ortner S. Theory in Anthropology Since the Sixties // Comparative Studies in Society and History. 1984. 26 (1): 126–166.

22. Reckwitz A. Towards a Theory of Social Practices // European Journal of Social Theory. 2002. Vol. 5. № 2: 243–63.

23. Schatzki T. The site of the social. University Park: Pennsylvania State University Press, 2002.

24. Shove E., Pantzar M., Watson M. The Dynamics of Social Practice: Everyday Life and How it Changes. SAGE Publications Ltd, 2012.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести