- Код статьи
- S013216250012608-1-1
- DOI
- 10.31857/S013216250012608-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 3
- Страницы
- 142-145
- Аннотация
Анализ анонимного анкетирования студентов 1-3 курсов Омского государственного медицинского университета выявил самые актуальные и волнующие их проблемы: организации учебного процесса, материальные трудности, непонимание со стороны преподавателей, неудовлетворительные условия проживания в общежитии. Исследованы успеваемость студентов, их представления о роли личности преподавателя в выборе будущей специальности. Определена связь между курсом обучения, успеваемостью, психологической зрелостью и представлениями о соответствии результатов ожиданиям. Изучены представления студентов о возможных способах улучшения образовательного процесса.
- Ключевые слова
- образовательный процесс, студенты медицинского вуза, результаты опроса
- Дата публикации
- 26.03.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 99
Формирование врача как специалиста и личности – одна из приоритетных задач современного общества, которая решается в рамках соответствующей образовательной среды [Фролова, 2012; Гетман, Зырянов, 2014; Решетников и др., 2017; Усачева, Гетман, 2014]. Эффективность и качество образовательного процесса определяется не столько уровнем преподавания и личностными качествами педагога, но и вовлеченностью самих субъектов обучения в него, в том числе путем создания и последующего развития каналов обратной связи [Балицкий, 2007; Рачипа, Янкина, 2012; Семенова и др., 2016]. Цель статьи - оценить степень соответствия образовательного процесса ожиданиям студентов-медиков.
Методология исследования. Весной 2020 г. проведено анонимное анкетирование 207 студентов Омского государственного медицинского университета первых трех курсов в возрасте от 19 до 25 лет. Использовался случайный способ отбора выборочной совокупности по таблицам случайных чисел. Задавались вопросы закрытого, полузакрытого и открытого типов, что позволило конкретизировать мнение каждого респондента. Анкета включала в себя социологический блок (возраст, профессия родителей, успеваемость и т.д.), а также вопросы, посвященные отношению к образовательному процессу (мнение о роли преподавателя в выборе будущей специальности, соответствии результатов обучения предшествующим ожиданиям и др.). Ответы использовались для установления причинно-следственных связей между социологическими характеристиками опрошенных и уровнем удовлетворенности обучения в вузе.
Для адекватной оценки качественных показателей проводился их альтернативный анализ; с целью выявления закономерностей варьирования учитываемого признака применялся вариационный анализ, для установления причинно-следственных связей использовался корреляционный анализ с определением степени статистической значимости полученных результатов. В изучаемых группах в качестве статистически значимых принимались различия р
Возрастная структура опрошенных респондентов была представлена следующим образом: 19 лет – 37,2%, 20-21 год –50,3%, 22-23 года – 5,0%, 24-25 лет – 7,5%. Во всех группах по численности преобладали лица женского пола от 61,6 до 72,4%. Только у 12,2% опрошенных к медицинским работникам относилась мать, у 20,2% респондентов – отец. Чаще мать являлась служащей (40,7%), либо работала по рабочей специальности (30,1%). Отцы в основном относились к разнорабочим (38,2%) или служащим (35,3%).
Результаты и обсуждение. Большая часть студентов (62%) придерживается мнения, что выпускник ОмГМУ – «это звучит гордо». Среди оставшихся 30% считают, что это, скорее, престижно а 5,4%, напротив, непрестижно, остальные 8% не видят ничего особенного в обучении в вузе.
При анализе побудительных мотивов для поступления в вуз оказалось, что сравнительно небольшая часть студентов (18 человек на 100 опрошенных) при выборе профессии, решила пойти по родительским стопам. Давая развернутые ответы, студенты по-разному обосновывали свой выбор. Так, один респондент связывает это с «желанием узнать, как функционирует человеческое тело, возникают болезни, как их лечить». Некоторые студенты первого курса, что с детства были увлечены медициной, даже не рассматривали для себя других вариантов будущей трудовой деятельности. Встречались и такие ответы, что решающим в выборе стала привлекательная цена за обучение в сочетании с положительными отзывами в Интернете.
Оказалось, что между возрастом опрошенных студентов и их профессиональной занятостью существует прямая корреляционная связь средней силы выраженности (rxy=0,327; p
В ходе анкетирования установлены, что более всего студентов-медиков волнуют проблемы организации учебного процесса (21%), материальные трудности (18,5%), отсутствие понимания со стороны преподавателей (14,3%), условия проживания в общежитии, не соответствующие требованиям студентов (9,2%). Некоторые респонденты (34,5%) ответили, что проблем нет. Встречались и такие варианты: «Хотелось бы грамотную расстановку приоритетов в плане распределений занятий по времени. Времени ни на что кроме учебы не хватает»; «Как успеть подготовиться ко всему? Особенно к более важным дисциплинам, и чтобы при этом осталось время на “веселую студенческую жизнь”?»
Среди 19-летних студентов зарегистрирована минимальная доля обучающихся на «хорошо» и «отлично» (40%) и максимальная – на «удовлетворительно» (40%), что можно объяснить большой учебной нагрузкой у первокурсников, сложностями адаптационных процессов, трудной и насыщенной сессией в этот период. У 24-летних студентов показатели успеваемости приближены к средним, а у самых взрослых (25 лет) наблюдается некоторое снижение всех показателей в сторону «троек» с уменьшением хороших и отличных оценок. Полученные данные могут быть обусловлены в том числе желанием заработать, что сокращает время на учебу.
Самый высокий авторитет преподавателя отмечался студентов 19 лет (60%). У опрошенных 20-24 лет уровень оценки роли преподавателя колебался незначительно в пределах от 44,4 до 55,6%. Для всех студентов старшей возрастной группы (25 лет) без исключения авторитет преподавателя имел среднее значение в выборе будущей специальности.
Только 24,4% респондентов ответили, что их ожидания от учебы полностью соответствуют реальности, у 55,6% – частично соответствуют, 9,2% затруднились, 6,8% заявили о том, что «частично не соответствуют», лишь у 3% студентов ожидания не оправдались. Среди респондентов, успевающих в основном на «удовлетворительно», отмечалась наиболее высокая доля студентов, ожидания которых частично не соответствуют (11,8%) или не соответствуют (6,6%), а также затруднившихся с ответом (11,8%). Среди отличников не было ни одного студента с несоответствующими ожиданиями.
То есть среди «хорошистов» и «отличников» - третьекурсников значительно больше студентов, удовлетворенных обучением, чем среди первокурсников, имеющих оценку «удовлетворительно». Часть опрошенных, независимо от возрастной принадлежности, обладает недостаточной психологической зрелостью, что в полной мере проявляется в их откровенных высказываниях. Приведем один из ответов: «Я полностью не удовлетворен принципом обучения в университете, когда все строится на самостоятельной подготовке студентов, а преподаватели редко что объясняют. Если студент не разобрался в вопросе, то ему сразу ставят двойку. Думаю, студенты лучше бы осваивали материал, если бы им сначала что-то объясняли преподаватели, а потом бы следовали контрольные и тесты, а не наоборот».
Так, изначальная установка, что занятия в вузе будут проходить, как в начальной школе, в конечном итоге привела к несоответствию завышенных ожиданий реальной действительности и, как следствие, возникновению чувства неудовлетворенности.
Встречались и такие ответы среди первокурсников: «Слишком много выделяется часов дисциплинам общего развития в ущерб профильным». Студент ожидает, что на первом курсе его будут обучать практическим медицинским навыкам по оказанию врачебной помощи. В действительности значительное количество часов программы посвящено изучению фундаментальных научных дисциплин (химия, физика, биология и др.), имеющих отдаленное, по мнению первокурсников, теоретическое отношение к медицине. Только на третьем году обучения вводятся специальные предметы, формирующие профессиональную компетентность и практические медицинские навыки, что полностью соответствует ожиданиям третьекурсников.
В ходе опроса студентам предлагалось выразить личное отношение к образовательному процессу. Не предъявляли особых претензий 31,9% опрошенных, что можно расценить, как высокий показатель удовлетворенности качеством обучения. А 57,1% считали, что количество выделяемых часов не соответствует значимости предмета; 17,6% думали, что изучаемые дисциплины не соответствуют получаемой специальности; 14,3% отметили, что были перегружены аудиторными занятиями; 5,9% не удовлетворены организацией зачетов и экзаменов. Студенты сетовали на отсутствие передышки, поэтому они не могу выспаться, поесть и т.д., на учебные перегрузки, а также на то, что по некоторым (важным!) дисциплинам занятия у некоторых преподавателей в основном к самообучению.
Оказалось, что 47,9% опрошенных считали необходимым за счет уменьшения количества лекционных часов, увеличить количество лабораторных и практических занятий (43,7%), наряду с этим повысить общую продолжительность практики (25,2%) и сделать более доступной консультативную помощь преподавателей (24,4%). Студенты также предлагали направить обучение на взаимосвязь преподавателя с каждым студентом; проводить бы все лекции в онлайн-формате; обновить форму проведения занятий (больше качественного интерактива), «даже если это видео с чужих каналов на ютюбе, чтобы теория не была сухой».
Библиография
- 1. Балицкий И.И. Модернизация как фактор реформирования России // Социально-гуманитарные знания. 2007. №1. С.180-187.
- 2. Белов А.А., Белова Е.В. Образовательный процесс в вузе глазами студентов // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2019. № 3 (38). С. 24-28.
- 3. Бухмин В.С., Габдрахманова Л.А., Кашина О.А., Соколова Е.А., Фатхуллова К.С. Социологические опросы в вузе: механизм функционирования обратной связи с потребителями образовательных услуг // Казанский педагогический журнал. 2010. № 4 (82). С. 85-92.
- 4. Гетман Н.А., Зырянов Б.Н. Подходы к проектированию индивидуального образовательного маршрута в последипломном образовании (на примере стоматологических специальностей) // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 80-84.
- 5. Денисова О.А., Дробышев В.В., Денисов А.П., Кун О.А. Влияние образовательной среды на формирование учебной и профессиональной мотивации студентов медицинского вуза // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 4 (25). С. 99-102.
- 6. Дробышев В.В., Сергеева В.С., Денисов А.П., Рассудова Л.А. Основы доказательной психологии и педагогики. Количественные и качественные методы. Омск, 2016. 192 с.
- 7. Меркулова, О.П. Проблемы оценивания учебного процесса студентами // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 18-24.
- 8. Новиков В. Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2012. №1. С. 110–120.
- 9. Рачипа А.В., Янкина И.А. Образовательный процесс глазами студентов: социологический подход // Казанская наука. 2012. № 9. С. 339-342.
- 10. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Микерова М.С.
- 11. Российский опыт профессиональной подготовки врачей по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" //
- 12. Проблемы здоровья и экологии. 2017. № 2 (52). С. 80-84.
- 13. Семенова Н.В., Денисов Ю.П., Вяльцин А.С., Василевская Е.С., Авдеев Д.Б. Восприятие потребителями образовательных услуг образа медицинского вуза в интернет-пространстве //
- 14. Современные наукоемкие технологии. 2016. № 11-1. С. 165-169.
- 15. В. А. Сухомлинский. Родительская педагогика. Питер. 2017. С.208.
- 16. Усачева Е.В., Гетман Н.А. Оценивание уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся медицинского ВУЗА // Омский научный вестник. 2014. № 2 (126). С. 160-163.
- 17. Фролова П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: монография. Омск: СибАДИ, 2012. 196 с.
- 18. Шапкин В.В., Александрова Н.М. Качество образовательного процесса вуза глазами студентов // Традиционное прикладное искусство и образование. 2019. № 2 (29). С. 24-27.