Русский
English
en
Русский
ru
О журнале
Архив
Контакты
Везде
Везде
Автор
Заголовок
Текст
Ключевые слова
Искать
Главная
>
Номер 4
>
Об актуальных вопросах этносоциального развития российских регионов
Об актуальных вопросах этносоциального развития российских регионов
Оглавление
Аннотация
Оценить
Содержание публикации
Библиография
Комментарии
Поделиться
Метрика
Об актуальных вопросах этносоциального развития российских регионов
4
Об актуальных вопросах этносоциального развития российских регионов
Гульнара Габдрахманова
;
Гузель Макарова
Аннотация
Код статьи
S013216250013756-4-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Габдрахманова Гульнара Фаатовна
Связаться с автором
Должность: зав. отделом этнологических исследований
Аффилиация:
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
Адрес: Российская Федерация, Казань
Макарова Гузель Ильясовна
ORCID:
0000-0002-3912-0961
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация:
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
Адрес: Российская Федерация, Казань
Выпуск
Номер 4
Страницы
156-157
Аннотация
Классификатор
Получено
21.04.2021
Дата публикации
04.05.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
56
Оценка читателей
0.0
(0 голосов)
Цитировать
Скачать pdf
Скачать JATS
ГОСТ
Габдрахманова Г. Ф. , Макарова Г. И. Об актуальных вопросах этносоциального развития российских регионов // Социологические исследования. – 2021. – Номер 4 C. 156-157 . URL: https://socisras.ru/s013216250013756-4-1/?version_id=94374. DOI: 10.31857/S013216250013756-4
MLA
Gabdrakhmanova, Gulnara F, Makarova, Guzel I "About Issues of Ethno-Social Development of the Russian Regions."
Sotsialogicheski issledovania.
4 (2021).:156-157. DOI: 10.31857/S013216250013756-4
APA
Gabdrakhmanova G., Makarova G. (2021). About Issues of Ethno-Social Development of the Russian Regions.
Sotsialogicheski issledovania.
no. 4, pp.156-157 DOI: 10.31857/S013216250013756-4
Содержание публикации
1
IV Всероссийская научно-практическая конференция «Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации», посвященная 100-летию образования ТАССР, состоялась в начале октября 2020 г. Организаторами выступили Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (ИИ АН РТ), Центр исследования межнациональных отношений ФНИСЦ РАН и Комитет этнической социологии РОС. Исследователи обсудили вопросы методологического характера и процессы современного этносоциального развития регионов России, интеграции страны.
IV Всероссийская научно-практическая конференция «Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации», посвященная 100-летию образования ТАССР, состоялась в начале октября 2020 г. Организаторами выступили Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (ИИ АН РТ), Центр исследования межнациональных отношений ФНИСЦ РАН и Комитет этнической социологии РОС. Исследователи обсудили вопросы методологического характера и процессы современного этносоциального развития регионов России, интеграции страны.
IV Всероссийская научно-практическая конференция «Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации», посвященная 100-летию образования ТАССР, состоялась в начале октября 2020 г. Организаторами выступили Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (ИИ АН РТ), Центр исследования межнациональных отношений ФНИСЦ РАН и Комитет этнической социологии РОС. Исследователи обсудили вопросы методологического характера и процессы современного этносоциального развития регионов России, интеграции страны.
2
В открывающем конференцию докладе тенденции этносоциального развития ТАССР в составе РСФСР и Республики Татарстан – в Российской Федерации - рассматривались через динамику социальной структуры и межнациональных (межэтнических) отношений. Оптимизирующими развитие факторами выступали поддерживаемый обществом и властью баланс интересов представителей основных контактирующих национальностей, общественные настроения, направленные на поддержание федерализма, создание возможностей для самореализации татарстанцев, внимание руководителей республики к поддержанию межнационального согласия (
Л.М.
Дробижева
, ИС ФНИСЦ РАН). Местным истеблишментом предпринимались специальные шаги по символизации территории как этнокультурной специфичной и включенной в пространство России, а также представляющей страну в тюркском и исламском мире (
Г.И. Макарова
, ИИ АН РТ), по регуляции реисламизации (
Л.В.
Сагитова
, ИИ АН РТ). Идея о подчиненности устремлений республики интересам страны продвигается в официальном дискурсе президента РТ Р.Н. Минниханова (
Г.Ф.
Габдрахманова
, ИИ АН РТ). Он содержит идеологемы общероссийской гражданской идентичности, высказанные президентом РФ В.В. Путиным ‒ общие ценности, патриотическое сознание, гражданская ответственность и солидарность, уважение к закону (
М.А. Евсеева
, ИС ФНИСЦ РАН).
В открывающем конференцию докладе тенденции этносоциального развития ТАССР в составе РСФСР и Республики Татарстан – в Российской Федерации - рассматривались через динамику социальной структуры и межнациональных (межэтнических) отношений. Оптимизирующими развитие факторами выступали поддерживаемый обществом и властью баланс интересов представителей основных контактирующих национальностей, общественные настроения, направленные на поддержание федерализма, создание возможностей для самореализации татарстанцев, внимание руководителей республики к поддержанию межнационального согласия (<strong>Л.М. </strong><strong>Дробижева</strong>, ИС ФНИСЦ РАН). Местным истеблишментом предпринимались специальные шаги по символизации территории как этнокультурной специфичной и включенной в пространство России, а также представляющей страну в тюркском и исламском мире (<strong>Г.И. Макарова</strong>, ИИ АН РТ), по регуляции реисламизации (<strong>Л.В. </strong><strong>Сагитова</strong>, ИИ АН РТ). Идея о подчиненности устремлений республики интересам страны продвигается в официальном дискурсе президента РТ Р.Н. Минниханова (<strong>Г.Ф. </strong><strong>Габдрахманова</strong>, ИИ АН РТ). Он содержит идеологемы общероссийской гражданской идентичности, высказанные президентом РФ В.В. Путиным ‒ общие ценности, патриотическое сознание, гражданская ответственность и солидарность, уважение к закону (<strong>М.А. Евсеева</strong>, ИС ФНИСЦ РАН).
В открывающем конференцию докладе тенденции этносоциального развития ТАССР в составе РСФСР и Республики Татарстан – в Российской Федерации - рассматривались через динамику социальной структуры и межнациональных (межэтнических) отношений. Оптимизирующими развитие факторами выступали поддерживаемый обществом и властью баланс интересов представителей основных контактирующих национальностей, общественные настроения, направленные на поддержание федерализма, создание возможностей для самореализации татарстанцев, внимание руководителей республики к поддержанию межнационального согласия (<strong>Л.М. </strong><strong>Дробижева</strong>, ИС ФНИСЦ РАН). Местным истеблишментом предпринимались специальные шаги по символизации территории как этнокультурной специфичной и включенной в пространство России, а также представляющей страну в тюркском и исламском мире (<strong>Г.И. Макарова</strong>, ИИ АН РТ), по регуляции реисламизации (<strong>Л.В. </strong><strong>Сагитова</strong>, ИИ АН РТ). Идея о подчиненности устремлений республики интересам страны продвигается в официальном дискурсе президента РТ Р.Н. Минниханова (<strong>Г.Ф. </strong><strong>Габдрахманова</strong>, ИИ АН РТ). Он содержит идеологемы общероссийской гражданской идентичности, высказанные президентом РФ В.В. Путиным ‒ общие ценности, патриотическое сознание, гражданская ответственность и солидарность, уважение к закону (<strong>М.А. Евсеева</strong>, ИС ФНИСЦ РАН).
3
Обсуждались вопросы, связанные с ролью субъектов федерации, а также муниципальных властей в регулировании этнокультурных процессов. Отмечалось, что при глубокой проработанности «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 г.» проблемы реализации национальной политики РФ на муниципальном уровне, полномочий и возможностей местных властей в ней недостаточно конкретизированы (
Ю.В. Попков
, ИФПР СО РАН).
Обсуждались вопросы, связанные с ролью субъектов федерации, а также муниципальных властей в регулировании этнокультурных процессов. Отмечалось, что при глубокой проработанности «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 г.» проблемы реализации национальной политики РФ на муниципальном уровне, полномочий и возможностей местных властей в ней недостаточно конкретизированы (<strong>Ю.В. Попков</strong>, ИФПР СО РАН).
Обсуждались вопросы, связанные с ролью субъектов федерации, а также муниципальных властей в регулировании этнокультурных процессов. Отмечалось, что при глубокой проработанности «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 г.» проблемы реализации национальной политики РФ на муниципальном уровне, полномочий и возможностей местных властей в ней недостаточно конкретизированы (<strong>Ю.В. Попков</strong>, ИФПР СО РАН).
4
Действия региональных элит могут оказываться в ряде случаев противоречивыми из-за увлечения конструированием этнокультурных идентичностей, что наблюдается, например, в Саранске (городские активисты пытаются противостоять «поглощению» городской идентичности региональной ‒ с акцентом на продвижение этнических кодов) (
О.А. Богатова
, МГУ им. Н. П. Огарева). В свою очередь, руководство Республики Алтай, стремясь выстроить этнокультурную стратегию с учетом сложного национального состава населения, сталкивается с двойственностью стоящих перед ним задач, направленных на объединение территории, с одной стороны, и обеспечение прав коренных малочисленных народов, с другой (
С.А.
Мадюкова
, ИФПР СО РАН). Затрудненность реагирования на разнонаправленные общественные запросы в плане развития национальных языков отмечалась в ходе анализа этноязыковой ситуации в Кабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике (
С.И.
Аккиева
, КБИГИ).
Действия региональных элит могут оказываться в ряде случаев противоречивыми из-за увлечения конструированием этнокультурных идентичностей, что наблюдается, например, в Саранске (городские активисты пытаются противостоять «поглощению» городской идентичности региональной ‒ с акцентом на продвижение этнических кодов) (<strong>О.А. Богатова</strong>, МГУ им. Н. П. Огарева). В свою очередь, руководство Республики Алтай, стремясь выстроить этнокультурную стратегию с учетом сложного национального состава населения, сталкивается с двойственностью стоящих перед ним задач, направленных на объединение территории, с одной стороны, и обеспечение прав коренных малочисленных народов, с другой (<strong>С.А. </strong><strong>Мадюкова</strong>, ИФПР СО РАН). Затрудненность реагирования на разнонаправленные общественные запросы в плане развития национальных языков отмечалась в ходе анализа этноязыковой ситуации в Кабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике (<strong>С.И. </strong><strong>Аккиева</strong>, КБИГИ).
Действия региональных элит могут оказываться в ряде случаев противоречивыми из-за увлечения конструированием этнокультурных идентичностей, что наблюдается, например, в Саранске (городские активисты пытаются противостоять «поглощению» городской идентичности региональной ‒ с акцентом на продвижение этнических кодов) (<strong>О.А. Богатова</strong>, МГУ им. Н. П. Огарева). В свою очередь, руководство Республики Алтай, стремясь выстроить этнокультурную стратегию с учетом сложного национального состава населения, сталкивается с двойственностью стоящих перед ним задач, направленных на объединение территории, с одной стороны, и обеспечение прав коренных малочисленных народов, с другой (<strong>С.А. </strong><strong>Мадюкова</strong>, ИФПР СО РАН). Затрудненность реагирования на разнонаправленные общественные запросы в плане развития национальных языков отмечалась в ходе анализа этноязыковой ситуации в Кабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике (<strong>С.И. </strong><strong>Аккиева</strong>, КБИГИ).
5
Польза теории адаптации была показана как при изучении приспособления иностранных студентов к новой социокультурной среде и к образовательному процессу в ВУЗах РФ (
А.П.
Фахретдинова
, НИ ТГУ), так и временно прибывших в страну на заработки. Также были рассмотрены различия между интеграцией и ассимиляцией, в частности приезжих, намеренных остаться жить в России (
Л.М.
Дробижева
, И.М. Кузнецов
, ИС ФНИСЦ РАН); решение проблем представительства интересов этнических общностей в регионах путем взаимодействия местных властей и НКО, а также учет интеграционного потенциала самих мигрантов, который, как и избираемые ими стратегии интеграции, заметно различается в разных этнических общинах (
Н.С.
Мухаметшина
, СамГТУ). Интегрированными при этом предложено было считать тех, кого местное сообщество принимает как своих.
Польза теории адаптации была показана как при изучении приспособления иностранных студентов к новой социокультурной среде и к образовательному процессу в ВУЗах РФ (<strong>А.П. </strong><strong>Фахретдинова</strong>, НИ ТГУ), так и временно прибывших в страну на заработки. Также были рассмотрены различия между интеграцией и ассимиляцией, в частности приезжих, намеренных остаться жить в России (<strong>Л.М. </strong><strong>Дробижева</strong><strong>, И.М. Кузнецов</strong>, ИС ФНИСЦ РАН); решение проблем представительства интересов этнических общностей в регионах путем взаимодействия местных властей и НКО, а также учет интеграционного потенциала самих мигрантов, который, как и избираемые ими стратегии интеграции, заметно различается в разных этнических общинах (<strong>Н.С. </strong><strong>Мухаметшина</strong>, СамГТУ). Интегрированными при этом предложено было считать тех, кого местное сообщество принимает как своих.
Польза теории адаптации была показана как при изучении приспособления иностранных студентов к новой социокультурной среде и к образовательному процессу в ВУЗах РФ (<strong>А.П. </strong><strong>Фахретдинова</strong>, НИ ТГУ), так и временно прибывших в страну на заработки. Также были рассмотрены различия между интеграцией и ассимиляцией, в частности приезжих, намеренных остаться жить в России (<strong>Л.М. </strong><strong>Дробижева</strong><strong>, И.М. Кузнецов</strong>, ИС ФНИСЦ РАН); решение проблем представительства интересов этнических общностей в регионах путем взаимодействия местных властей и НКО, а также учет интеграционного потенциала самих мигрантов, который, как и избираемые ими стратегии интеграции, заметно различается в разных этнических общинах (<strong>Н.С. </strong><strong>Мухаметшина</strong>, СамГТУ). Интегрированными при этом предложено было считать тех, кого местное сообщество принимает как своих.
6
В докладах отмечалась в целом благоприятная ситуация в межэтнических отношениях в регионах РФ. Однако выделялись и отдельные противоречивые тенденции. Так, об этнической структуре Башкортостана говорилось в контексте проблем как равенства, так и неравенства этнических групп (
Р.М.
Валиахметов
, БашГУ), а в качестве стимулирующего этническую напряженность фактора назвались переписные кампании, во время которых отдельные общественники выстраивают границы между местными башкирами и татарами (
И.М.
Габдрафиков
, ИЭИ УФИЦ РАН). Для Республики Марий Эл оказалось характерным некоторое снижение доли позитивно оценивающих межэтнические отношения (
Г.С.
Зеленеева
, МарНИИЯЛИ). В свою очередь, в Красноярском крае обеспокоенность вызывают студенты, более лояльно относящиеся к радикальным организациям, чем другие группы молодежи (
К.А. Дивеева
, СФУ). Наконец, трансформация традиционных транспортных коридоров, характерная для Обского Севера, стала одной из причин появления в регионе специфических миграционных потоков из числа представителей «новых» для него этнических групп (при том, что русские старожилы покидают эти места), что вызывает изменение поселенческой структуры населения (
Е.А. Ерохина,
ИФПР СО РАН).
В докладах отмечалась в целом благоприятная ситуация в межэтнических отношениях в регионах РФ. Однако выделялись и отдельные противоречивые тенденции. Так, об этнической структуре Башкортостана говорилось в контексте проблем как равенства, так и неравенства этнических групп (<strong>Р.М. </strong><strong>Валиахметов</strong>, БашГУ), а в качестве стимулирующего этническую напряженность фактора назвались переписные кампании, во время которых отдельные общественники выстраивают границы между местными башкирами и татарами (<strong>И.М. </strong><strong>Габдрафиков</strong>, ИЭИ УФИЦ РАН). Для Республики Марий Эл оказалось характерным некоторое снижение доли позитивно оценивающих межэтнические отношения (<strong>Г.С. </strong><strong>Зеленеева</strong>, МарНИИЯЛИ). В свою очередь, в Красноярском крае обеспокоенность вызывают студенты, более лояльно относящиеся к радикальным организациям, чем другие группы молодежи (<strong>К.А. Дивеева</strong>, СФУ). Наконец, трансформация традиционных транспортных коридоров, характерная для Обского Севера, стала одной из причин появления в регионе специфических миграционных потоков из числа представителей «новых» для него этнических групп (при том, что русские старожилы покидают эти места), что вызывает изменение поселенческой структуры населения (<strong>Е.А. Ерохина,</strong> ИФПР СО РАН).
В докладах отмечалась в целом благоприятная ситуация в межэтнических отношениях в регионах РФ. Однако выделялись и отдельные противоречивые тенденции. Так, об этнической структуре Башкортостана говорилось в контексте проблем как равенства, так и неравенства этнических групп (<strong>Р.М. </strong><strong>Валиахметов</strong>, БашГУ), а в качестве стимулирующего этническую напряженность фактора назвались переписные кампании, во время которых отдельные общественники выстраивают границы между местными башкирами и татарами (<strong>И.М. </strong><strong>Габдрафиков</strong>, ИЭИ УФИЦ РАН). Для Республики Марий Эл оказалось характерным некоторое снижение доли позитивно оценивающих межэтнические отношения (<strong>Г.С. </strong><strong>Зеленеева</strong>, МарНИИЯЛИ). В свою очередь, в Красноярском крае обеспокоенность вызывают студенты, более лояльно относящиеся к радикальным организациям, чем другие группы молодежи (<strong>К.А. Дивеева</strong>, СФУ). Наконец, трансформация традиционных транспортных коридоров, характерная для Обского Севера, стала одной из причин появления в регионе специфических миграционных потоков из числа представителей «новых» для него этнических групп (при том, что русские старожилы покидают эти места), что вызывает изменение поселенческой структуры населения (<strong>Е.А. Ерохина,</strong> ИФПР СО РАН).
7
Важным поворотом в заключительной части конференции стал вопрос, заданный Л.М. Дробижевой: каким в контексте анализируемых стратегий и процессов в субъектах РФ является соотношение российской, региональной и локальной идентичностей? В ходе его обсуждения участниками дискуссии было отмечено следующее: а) преобладает дополняющий, а не исключающий характер этого соотношения; б) для укрепления российской идентичности в регионах важно соблюдение принципа социальной справедливости, в том числе в распределении благ между столичными городами России (это касается, прежде всего, Москвы) и субъектами РФ; в) найти пути устранения некоторого диссонанса общественных запросов (на справедливость, порядок и др.) и приоритетов государственной политики; г) следует отслеживать происходящие в обществе этносоциальные изменения и концентрировать силы на выстраивании позитивного образа страны, что не может быть обеспечено только через артикуляцию врага; д) необходимо учитывать того, что формирование российской идентичности начинается с локального уровня ‒ с участия населения в развитии своего города/села, квартала, улицы или дома, и это ‒ реальный путь ее насыщения гражданскими установками.
Важным поворотом в заключительной части конференции стал вопрос, заданный Л.М. Дробижевой: каким в контексте анализируемых стратегий и процессов в субъектах РФ является соотношение российской, региональной и локальной идентичностей? В ходе его обсуждения участниками дискуссии было отмечено следующее: а) преобладает дополняющий, а не исключающий характер этого соотношения; б) для укрепления российской идентичности в регионах важно соблюдение принципа социальной справедливости, в том числе в распределении благ между столичными городами России (это касается, прежде всего, Москвы) и субъектами РФ; в) найти пути устранения некоторого диссонанса общественных запросов (на справедливость, порядок и др.) и приоритетов государственной политики; г) следует отслеживать происходящие в обществе этносоциальные изменения и концентрировать силы на выстраивании позитивного образа страны, что не может быть обеспечено только через артикуляцию врага; д) необходимо учитывать того, что формирование российской идентичности начинается с локального уровня ‒ с участия населения в развитии своего города/села, квартала, улицы или дома, и это ‒ реальный путь ее насыщения гражданскими установками.
Важным поворотом в заключительной части конференции стал вопрос, заданный Л.М. Дробижевой: каким в контексте анализируемых стратегий и процессов в субъектах РФ является соотношение российской, региональной и локальной идентичностей? В ходе его обсуждения участниками дискуссии было отмечено следующее: а) преобладает дополняющий, а не исключающий характер этого соотношения; б) для укрепления российской идентичности в регионах важно соблюдение принципа социальной справедливости, в том числе в распределении благ между столичными городами России (это касается, прежде всего, Москвы) и субъектами РФ; в) найти пути устранения некоторого диссонанса общественных запросов (на справедливость, порядок и др.) и приоритетов государственной политики; г) следует отслеживать происходящие в обществе этносоциальные изменения и концентрировать силы на выстраивании позитивного образа страны, что не может быть обеспечено только через артикуляцию врага; д) необходимо учитывать того, что формирование российской идентичности начинается с локального уровня ‒ с участия населения в развитии своего города/села, квартала, улицы или дома, и это ‒ реальный путь ее насыщения гражданскими установками.
Комментарии
Сообщения не найдены
Написать отзыв
Перевести
Авторизация
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация
Войти через
Комментарии
Сообщения не найдены