Об актуальных вопросах этносоциального развития российских регионов
Об актуальных вопросах этносоциального развития российских регионов
Аннотация
Код статьи
S013216250013756-4-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Габдрахманова Гульнара Фаатовна 
Должность: зав. отделом этнологических исследований
Аффилиация: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
Адрес: Российская Федерация, Казань
Макарова Гузель Ильясовна
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
Адрес: Российская Федерация, Казань
Выпуск
Страницы
156-157
Аннотация

       

Классификатор
Получено
21.04.2021
Дата публикации
04.05.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
56
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 IV Всероссийская научно-практическая конференция «Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации», посвященная 100-летию образования ТАССР, состоялась в начале октября 2020 г. Организаторами выступили Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (ИИ АН РТ), Центр исследования межнациональных отношений ФНИСЦ РАН и Комитет этнической социологии РОС. Исследователи обсудили вопросы методологического характера и процессы современного этносоциального развития регионов России, интеграции страны.
2 В открывающем конференцию докладе тенденции этносоциального развития ТАССР в составе РСФСР и Республики Татарстан – в Российской Федерации - рассматривались через динамику социальной структуры и межнациональных (межэтнических) отношений. Оптимизирующими развитие факторами выступали поддерживаемый обществом и властью баланс интересов представителей основных контактирующих национальностей, общественные настроения, направленные на поддержание федерализма, создание возможностей для самореализации татарстанцев, внимание руководителей республики к поддержанию межнационального согласия (Л.М. Дробижева, ИС ФНИСЦ РАН). Местным истеблишментом предпринимались специальные шаги по символизации территории как этнокультурной специфичной и включенной в пространство России, а также представляющей страну в тюркском и исламском мире (Г.И. Макарова, ИИ АН РТ), по регуляции реисламизации (Л.В. Сагитова, ИИ АН РТ). Идея о подчиненности устремлений республики интересам страны продвигается в официальном дискурсе президента РТ Р.Н. Минниханова (Г.Ф. Габдрахманова, ИИ АН РТ). Он содержит идеологемы общероссийской гражданской идентичности, высказанные президентом РФ В.В. Путиным ‒ общие ценности, патриотическое сознание, гражданская ответственность и солидарность, уважение к закону (М.А. Евсеева, ИС ФНИСЦ РАН).
3 Обсуждались вопросы, связанные с ролью субъектов федерации, а также муниципальных властей в регулировании этнокультурных процессов. Отмечалось, что при глубокой проработанности «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 г.» проблемы реализации национальной политики РФ на муниципальном уровне, полномочий и возможностей местных властей в ней недостаточно конкретизированы (Ю.В. Попков, ИФПР СО РАН).
4 Действия региональных элит могут оказываться в ряде случаев противоречивыми из-за увлечения конструированием этнокультурных идентичностей, что наблюдается, например, в Саранске (городские активисты пытаются противостоять «поглощению» городской идентичности региональной ‒ с акцентом на продвижение этнических кодов) (О.А. Богатова, МГУ им. Н. П. Огарева). В свою очередь, руководство Республики Алтай, стремясь выстроить этнокультурную стратегию с учетом сложного национального состава населения, сталкивается с двойственностью стоящих перед ним задач, направленных на объединение территории, с одной стороны, и обеспечение прав коренных малочисленных народов, с другой (С.А. Мадюкова, ИФПР СО РАН). Затрудненность реагирования на разнонаправленные общественные запросы в плане развития национальных языков отмечалась в ходе анализа этноязыковой ситуации в Кабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике (С.И. Аккиева, КБИГИ).
5 Польза теории адаптации была показана как при изучении приспособления иностранных студентов к новой социокультурной среде и к образовательному процессу в ВУЗах РФ (А.П. Фахретдинова, НИ ТГУ), так и временно прибывших в страну на заработки. Также были рассмотрены различия между интеграцией и ассимиляцией, в частности приезжих, намеренных остаться жить в России (Л.М. Дробижева, И.М. Кузнецов, ИС ФНИСЦ РАН); решение проблем представительства интересов этнических общностей в регионах путем взаимодействия местных властей и НКО, а также учет интеграционного потенциала самих мигрантов, который, как и избираемые ими стратегии интеграции, заметно различается в разных этнических общинах (Н.С. Мухаметшина, СамГТУ). Интегрированными при этом предложено было считать тех, кого местное сообщество принимает как своих.
6 В докладах отмечалась в целом благоприятная ситуация в межэтнических отношениях в регионах РФ. Однако выделялись и отдельные противоречивые тенденции. Так, об этнической структуре Башкортостана говорилось в контексте проблем как равенства, так и неравенства этнических групп (Р.М. Валиахметов, БашГУ), а в качестве стимулирующего этническую напряженность фактора назвались переписные кампании, во время которых отдельные общественники выстраивают границы между местными башкирами и татарами (И.М. Габдрафиков, ИЭИ УФИЦ РАН). Для Республики Марий Эл оказалось характерным некоторое снижение доли позитивно оценивающих межэтнические отношения (Г.С. Зеленеева, МарНИИЯЛИ). В свою очередь, в Красноярском крае обеспокоенность вызывают студенты, более лояльно относящиеся к радикальным организациям, чем другие группы молодежи (К.А. Дивеева, СФУ). Наконец, трансформация традиционных транспортных коридоров, характерная для Обского Севера, стала одной из причин появления в регионе специфических миграционных потоков из числа представителей «новых» для него этнических групп (при том, что русские старожилы покидают эти места), что вызывает изменение поселенческой структуры населения (Е.А. Ерохина, ИФПР СО РАН).
7 Важным поворотом в заключительной части конференции стал вопрос, заданный Л.М. Дробижевой: каким в контексте анализируемых стратегий и процессов в субъектах РФ является соотношение российской, региональной и локальной идентичностей? В ходе его обсуждения участниками дискуссии было отмечено следующее: а) преобладает дополняющий, а не исключающий характер этого соотношения; б) для укрепления российской идентичности в регионах важно соблюдение принципа социальной справедливости, в том числе в распределении благ между столичными городами России (это касается, прежде всего, Москвы) и субъектами РФ; в) найти пути устранения некоторого диссонанса общественных запросов (на справедливость, порядок и др.) и приоритетов государственной политики; г) следует отслеживать происходящие в обществе этносоциальные изменения и концентрировать силы на выстраивании позитивного образа страны, что не может быть обеспечено только через артикуляцию врага; д) необходимо учитывать того, что формирование российской идентичности начинается с локального уровня ‒ с участия населения в развитии своего города/села, квартала, улицы или дома, и это ‒ реальный путь ее насыщения гражданскими установками.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести