RAS Social ScienceСоциологические исследования Sotsialogicheski issledovania

  • ISSN (Print) 0132-1625
  • ISSN (Online) 3034-6010

The Image of the Great Patriotic War in the Views of Modern Russian Students

PII
S013216250013849-6-1
DOI
10.31857/S013216250013849-6
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue 5
Pages
148-149
Abstract

     

Keywords
Date of publication
28.06.2021
Year of publication
2021
Number of purchasers
6
Views
104

Социальные условия современного российского общества отличаются нестабильностью и могут оказывать разное влияние на оценочные суждения студенческой молодежи об исторических фактах, имевших в недавнем прошлом непоколебимые позиции в общественных оценках. Это обусловливает необходимость регулярного мониторинга, направленного на изучение отношения молодежи к событиям и процессам Великой Отечественной войны (ВОВ).

8 декабря 2020 г. в Ростове-на-Дону при участии представителей молодежных и общественных организаций юга России состоялось расширенное заседание Пленума Совета ректоров вузов Ростовской области по обсуждению результатов исследования «Образ Великой Отечественной войны в представлениях современного российского студенчества: проблемы гражданской идентификации и гражданско-патриотического воспитания». Дискуссию открыл Я.А. Асланов (ЮФУ) с докладом о методологии и методике проведения изыскания. В феврале-марте 2020 г. среди всех категорий учащихся 15 вузов и филиалов вузов были проведены исследования, в которых приняли участие около 2000 чел. Из 29 регионов РФ. Полученные данные показали, что с 86% в 2015 г. до 83% в 2020 г. уменьшилось число прямых потомков участников сражений ВОВ, с 7% до 10% увеличилась доля тех, кто ничего не знает об этом.

Когнитивно-эпистемологическим аспектам результатов исследования был посвящен доклад проф. В.И. Филоненко (ЮФУ). Сравнительный анализ результатов опроса учащихся вузов рассматривается им на основе теории «культурной травмы» Дж. Александера и «общества травмы» Ж.Т. Тощенко, когда травматические происшествия прошлого выступают для общества весомым аспектом развития его коллективной идентичности. Была выявлена тенденция ухудшения ситуации с патриотической самоидентификацией студенческой молодежи, причем, обозначенная тенденция впервые была определена еще в 2015 г. Отмечена парадоксальная ситуация, когда одобрение деятельности президента РФ молодежью существует на фоне весьма слабо выраженной позитивной оценки государства. Был зафиксирован ряд противоречий, свидетельствующих о недостатках в воспитании и обучении студентов вузов. Несмотря на то, что большинство представителей студенчества солидарны с необходимостью обращаться к истории Великой Отечественной войны, зафиксировано заметное уменьшение числа тех, кто понимает значимость памяти о событиях ВОВ для воспитания патриотических ценностей у молодежи и сохранения исторической памяти. Выявлен сдвиг в сторону восприятия необходимости помнить события ВОВ лишь с позиции общей памяти.

Главным источником знаний о событиях и персоналиях периода ВОВ для представителей молодого поколения по-прежнему выступает школа – 56%, затем – документальные фильмы (50,9%), которые молодежь может смотреть на учебных занятиях, либо в Интернете и по телевидению. Третьими по значимости в данной иерархии оказались рассказы родственников и знакомство с семейными «архивами» – этот вариант ответа указали более трети опрошенных. При этом сеть Интернет является важным источником данных о событиях ВОВ только для пятой части студентов.

Доклад А.С. Магранова (ЮФУ) был посвящен анализу результатов отношения студенческой молодежи к экстремистским практикам и протестной деятельности. Более половины респондентов так или иначе воспринимают акции протеста как одну из основных форм отстаивания своих прав. Всего 7,3% студентов полностью негативно относятся к протестам, считая подобную деятельность провокациями, а 20,5% не смогли дать однозначный ответ. Именно эти «неопределившиеся» молодые люди представляют собой своеобразный резерв, который может сыграть решающую роль в определенных условиях. Причем, с одной стороны, он может быть реализован для достижения социальной справедливости, но в то же время они могут стать объектом воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций. Главным мотивом участия молодежи в протестной деятельности, по мнению донского студенчества, являются факты проявления социальной несправедливости, вторым по значимости мотиватором стало ухудшение материального положения. Представители молодого поколения оказались весьма восприимчивы к фактам несправедливости, связанным с действиями властей, силовых структур, а также олигархов и чиновников.

Проф. В.Д. Верескун (РГУПС (РИИЖТ)) сфокусировался на причинах Второй мировой и Великой Отечественной войн, удовлетворении интереса современного студенчества к событиям 1941–1945 гг. самым противоположно-противоречивым по содержанию материалом. Проф. В.Х. Федоров (ДонГАУ) отметил специфику и особенности студентов из сельской местности: их близость к местам былых сражений, к оставшимся ветеранам Великой Отечественной – односельчанам, более низкий уровень материального обеспечения по сравнению с городской молодежью и пр.

Председатель Совета ректоров вузов Ростовской области Б.Ч. Месхи (ДГТУ) подчеркнул важность и необходимость дальнейшего социологического изучения гражданско-патриотического воспитания российского студенчества в условиях расширения цифровизации общественной жизни. Сложные, порой противоречивые социально-политические процессы, протекающие в приграничных, полиэтничных регионах Юга России, требуют от преподавателей кафедр социально-гуманитарных дисциплин, общественных и молодежных организаций поиска и внедрения новых технологий и методик преподавания обществоведческих курсов, развития общегражданской общности россиян.

References

QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library