Образ Великой Отечественной войны в представлениях современного российского студенчества
Образ Великой Отечественной войны в представлениях современного российского студенчества
Аннотация
Код статьи
S013216250013849-6-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Филоненко Виктор Иванович 
Должность: проф. Института философии и социально-политических наук, директор Центра социально-политических исследований
Аффилиация: Южный федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Ростов-на-Дону
Магранов Алексей Сергеевич
Должность: старший научный сотрудник Центра социально-политических исследований; ведущий научный сотрудник
Аффилиация:
Южный федеральный университет
Южно-Российский филиал ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Ростов-на-Дону
Выпуск
Страницы
148-149
Аннотация

      

Классификатор
Получено
25.05.2021
Дата публикации
28.06.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
46
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Социальные условия современного российского общества отличаются нестабильностью и могут оказывать разное влияние на оценочные суждения студенческой молодежи об исторических фактах, имевших в недавнем прошлом непоколебимые позиции в общественных оценках. Это обусловливает необходимость регулярного мониторинга, направленного на изучение отношения молодежи к событиям и процессам Великой Отечественной войны (ВОВ).
2 8 декабря 2020 г. в Ростове-на-Дону при участии представителей молодежных и общественных организаций юга России состоялось расширенное заседание Пленума Совета ректоров вузов Ростовской области по обсуждению результатов исследования «Образ Великой Отечественной войны в представлениях современного российского студенчества: проблемы гражданской идентификации и гражданско-патриотического воспитания». Дискуссию открыл Я.А. Асланов (ЮФУ) с докладом о методологии и методике проведения изыскания. В феврале-марте 2020 г. среди всех категорий учащихся 15 вузов и филиалов вузов были проведены исследования, в которых приняли участие около 2000 чел. Из 29 регионов РФ. Полученные данные показали, что с 86% в 2015 г. до 83% в 2020 г. уменьшилось число прямых потомков участников сражений ВОВ, с 7% до 10% увеличилась доля тех, кто ничего не знает об этом.
3 Когнитивно-эпистемологическим аспектам результатов исследования был посвящен доклад проф. В.И. Филоненко (ЮФУ). Сравнительный анализ результатов опроса учащихся вузов рассматривается им на основе теории «культурной травмы» Дж. Александера и «общества травмы» Ж.Т. Тощенко, когда травматические происшествия прошлого выступают для общества весомым аспектом развития его коллективной идентичности. Была выявлена тенденция ухудшения ситуации с патриотической самоидентификацией студенческой молодежи, причем, обозначенная тенденция впервые была определена еще в 2015 г. Отмечена парадоксальная ситуация, когда одобрение деятельности президента РФ молодежью существует на фоне весьма слабо выраженной позитивной оценки государства. Был зафиксирован ряд противоречий, свидетельствующих о недостатках в воспитании и обучении студентов вузов. Несмотря на то, что большинство представителей студенчества солидарны с необходимостью обращаться к истории Великой Отечественной войны, зафиксировано заметное уменьшение числа тех, кто понимает значимость памяти о событиях ВОВ для воспитания патриотических ценностей у молодежи и сохранения исторической памяти. Выявлен сдвиг в сторону восприятия необходимости помнить события ВОВ лишь с позиции общей памяти.
4 Главным источником знаний о событиях и персоналиях периода ВОВ для представителей молодого поколения по-прежнему выступает школа – 56%, затем – документальные фильмы (50,9%), которые молодежь может смотреть на учебных занятиях, либо в Интернете и по телевидению. Третьими по значимости в данной иерархии оказались рассказы родственников и знакомство с семейными «архивами» – этот вариант ответа указали более трети опрошенных. При этом сеть Интернет является важным источником данных о событиях ВОВ только для пятой части студентов.
5 Доклад А.С. Магранова (ЮФУ) был посвящен анализу результатов отношения студенческой молодежи к экстремистским практикам и протестной деятельности. Более половины респондентов так или иначе воспринимают акции протеста как одну из основных форм отстаивания своих прав. Всего 7,3% студентов полностью негативно относятся к протестам, считая подобную деятельность провокациями, а 20,5% не смогли дать однозначный ответ. Именно эти «неопределившиеся» молодые люди представляют собой своеобразный резерв, который может сыграть решающую роль в определенных условиях. Причем, с одной стороны, он может быть реализован для достижения социальной справедливости, но в то же время они могут стать объектом воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций. Главным мотивом участия молодежи в протестной деятельности, по мнению донского студенчества, являются факты проявления социальной несправедливости, вторым по значимости мотиватором стало ухудшение материального положения. Представители молодого поколения оказались весьма восприимчивы к фактам несправедливости, связанным с действиями властей, силовых структур, а также олигархов и чиновников.
6 Проф. В.Д. Верескун (РГУПС (РИИЖТ)) сфокусировался на причинах Второй мировой и Великой Отечественной войн, удовлетворении интереса современного студенчества к событиям 1941–1945 гг. самым противоположно-противоречивым по содержанию материалом. Проф. В.Х. Федоров (ДонГАУ) отметил специфику и особенности студентов из сельской местности: их близость к местам былых сражений, к оставшимся ветеранам Великой Отечественной – односельчанам, более низкий уровень материального обеспечения по сравнению с городской молодежью и пр.
7 Председатель Совета ректоров вузов Ростовской области Б.Ч. Месхи (ДГТУ) подчеркнул важность и необходимость дальнейшего социологического изучения гражданско-патриотического воспитания российского студенчества в условиях расширения цифровизации общественной жизни. Сложные, порой противоречивые социально-политические процессы, протекающие в приграничных, полиэтничных регионах Юга России, требуют от преподавателей кафедр социально-гуманитарных дисциплин, общественных и молодежных организаций поиска и внедрения новых технологий и методик преподавания обществоведческих курсов, развития общегражданской общности россиян.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести