«Мир труда» работающих пенсионеров: дилеммы и смыслы
«Мир труда» работающих пенсионеров: дилеммы и смыслы
Аннотация
Код статьи
S013216250013853-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Каз Михаил Семенович 
Должность: профессор
Аффилиация:
Томский государственный университет
Томский университет систем управления и радиоэлектроники
Адрес: Российская Федерация, Томск
Выпуск
Страницы
28-39
Аннотация

В статье на основе принципов когнтитивно-ценностного подхода проведено исследование «мира труда» работающих пенсионеров. С помощью контент-анализа сообщений, представленных на одном из наиболее часто посещаемых в российском сегменте интернет-форуме пенсионеров, и метода многомерного шкалирования данных удалось выявить основные смысловые единицы, формирующие образ трудовой деятельности данной категории сотрудников и его структуру. Показано, что она хорошо описывается вышеуказанной моделью, включающей четыре шкалы. Их содержание также обосновывается в статье. Опираясь на выявленные особенности «мира труда» работающих пенсионеров, обсуждаются меры, направленные на совершенствование деятельности и социального самочувствия лиц, находящихся на стадии «позднего развития карьеры», а также возможные направления будущих исследований.

Ключевые слова
трудовая деятельность, пенсия, когнитивно-ценностный подход, работающие пенсионеры
Классификатор
Получено
21.07.2021
Дата публикации
21.09.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
49
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

«Социология сама по себе есть рассказ, но смысл этого рассказа в том, что имеется гораздо больше вариантов рассказывания историй, чем это можно себе представить с позиций наших повседневных повествований…» [Бауман, 2005: 41]

2 Концепция и методы исследования. Согласно получающей распространение когнитивной парадигме, перед социогумантираным знанием стоит задача реконструировать и подвергнуть анализу те аспекты действительности, которые конкретный индивид или коллективный субъект признает наиболее существенными и значимыми [Лекторский, 2008]. В полной мере такая «субъектно-ориентированная» точка зрения правомерна и в отношении трудовой сферы. Это обуславливает формирование когнитивно-ценностного подхода к трудовой деятельности, предметом которого становится исследование «мира труда».
3 Ф. Знанецкий одним из первых среди социологов обратился к проблеме ценностей. Он писал: «Ценности более важны, чем вещи, так как они оказывают на жизнь человека, на его деятельность и содержание его стремлений гораздо большее влияние, чем вещи" [Znaniecki, 1971: 11]. В проведенных в 1960-е гг. Дж. Дизом, а затем и другими исследователями экспериментах было показано, что любое понятие может быть представлено через частотный ряд ассоциативных реакций на него. Построение «гнезд слов», имеющих похожие ассоциативные значения, позволило обнаружить, что в своем обыденном мышлении человек нередко опирается на иные, чем принятые в научном знании, основания классификации. Данный феномен был объяснен тем, что человеческое знание является «ценностно нагруженным». На базе критического осмысления результатов как этого, так и других подобных экспериментов сформировалась когнитивная концепция, согласно которой, человек действует в соответствии с тем, что видит, а потому особую важность приобретает исследование вопросов «познания» (cognitions, лат.) объекта субъектом.
4 Обратимся к исследованиям трудовой сферы. Взаимодействие субъекта и объекта (С–О) в них нередко представляют как опосредованное орудиями труда, в то время как субъект-субъектные отношения (С–С) – опосредованными знаковыми средствами. Однако очевидно, что взаимодействие субъекта с объектом также не может обойтись без знакового взаимодействия, а значит без связок С–СО (субъективация объекта) и С–ОС (объективация субъекта1). При таком подходе удается зафиксировать, что сформированные в сознании работника представления не тождественны внешнему миру. Благодаря наличию ценностной составляющей они обладают «пристрастным характером» или, следуя Ф. Знанецкому, содержат «человеческий коэффициент».
1. Объективация субъекта – овеществление деятельности субъекта как в материальных, так и в духовных результатах (к последнему, в частности, относятся мифы организации, ее герои, а также иные элементы корпоративной культуры).
5 Роль ценностного знания в формировании индивидом сугубо личностных представлений М. Хайдеггером была закреплена в понятии «картина мира». Он писал, что данное выражение означает теперь «конструкт опредмечивающего представления» [Хайдеггер, 1993: 52]. Это позволяет закрепить за рассматриваемым нами явлением понятие «мир труда». Обращаясь к роли ценностей в человеческой деятельности, Ф. Знанецкий отмечает, что «человеческий коэффициент» формирует «культурные данные». Сходные рассуждения присутствуют и в работах М. Хайдеггера. Поэтому, перефразируя известное высказывание Ф. Знанецкого относительно социального знания [Thomas, Znaniecki, 1918: 36], можно утверждать, что понятие «мир труда» фиксирует внимание на приоритетности анализа трудовой сферы (технической и организационной стороны труда) с социокультурной точки зрения [Каз, 2005; 2009].
6 Сузим поле нашего анализа до одной частной, но крайне важной и вместе с тем малоисследованной группы сотрудников – лиц, выходящих на пенсию, но продолжающих трудиться.
7 Как проникнуть в мир работающего пенсионера? Не преуменьшая роль интервью в социогуманитарном познании, следует согласиться, с тем, что интернет-пространство предоставляет внушительный поток социальной информации, который требует изучения и осмысления. Заметим также, что совершенствование техники работы с указанным массивом данных – важная самостоятельная задача.
8 Исследование «мира труда» работающих пенсионеров, результаты которого изложены в данной статье, проведено на основе материалов одной из рубрик («Работающие пенсионеры») сайта «Форум молодых пенсионеров», входящего в число наиболее посещаемых в российском сегменте Интернета по данной тематике. Для проведения исследования, были отобраны те из них, в которых посетители сайта обсуждали проблемы своей трудовой деятельности и личное отношение к ее завершению (183 сообщения).
9 Все больше исследователей соглашается с тем, что выход на пенсию следует рассматривать как длящийся во времени процесс, а не как дискретное событие с установленной законодательством датой [Wang, Shultz, 2010], поэтому было принято решение не исключать из массива данных высказывания лиц, относящихся к предпенсионному возрасту. Таким образом, указанный массив был сформирован из сообщений посетителей форума, которые находятся в сходной жизненной ситуации: в процессе перехода от работы к пенсии с полным прекращением работы.
10 При проведении исследования мы исходили из понимания, что информация по данной теме, содержащаяся в сообщениях пользователей, безусловно, дает представление о «мире работающего пенсионера», однако это представление весьма приблизительное. Тем более оно не может удовлетворить исследовательский интерес, если стоит более сложная задача: анализ проблем, доминирующих в сознании указанной группы лиц.
11 Действительно, с позиций когнитивно-ценностного подхода каждый индивид конструирует собственную систему представлений о трудовой сфере, действуя так же, как исследователь (формулируя гипотезы о внешней среде, проверяя их и отбрасывая ошибочные). Поэтому методике, которая позволит «взглянуть на мир глазами другого», должны быть присущи «ненавязчивость»; «неструктурированность»; «чувствительность к контексту» [Krippendorff, 2013]. Указанные причины побудили нас использовать инструментарий методов контент-анализа и многомерного шкалирования данных.
12 Исследование опиралось на индуктивную стратегию и включало следующие фазы: редукция текста; реконструкция смысловых систем; формирование гипотез.
13 Результаты, полученные на всех этапах исследования (от выделения в тексте необходимых фрагментов, выработки кодов – до формирования результатов контент-анализа и многомерного шкалирования) проверялись независимыми экспертами.
14 В процессе контент-анализа все релевантные суждения (единицы анализа) были редуцированы до следующих ключевых фраз (в скобках указан код каждой категории): «хотят выпроводить на пенсию» (ХВП); «тяжело работать» (ТР); «есть материальная необходимость работать» (МНР); «мизерная зарплата по новому месту работы» (МЗНМ); «наличие здоровья» (ЗДО); «опасение остаться без коллектива» (ОбК); «трудно найти общий язык с коллективом» (ТОЯК); «свободное время» (СвВр); «сокращают» (СОКР); «трудно приспособиться к изменениям на работе» (ИЗМ); «нравится работать» (НР); «мысли о том, что надо уйти на пенсию» (НУ); «мы и они» (МиО); «не одинок» (НОД).
15 Оценка дистанции между указанными категориями позволила количественно представить соотношения между основными аспектами «мира труда» работающих пенсионеров в виде матрицы. Для этого вначале подсчитывалась совместная встречаемость каждой пары кодов (единица счета) в рамках одного сообщения на форуме (ХВП и ТР, МНР и ЗДО и т.д.), а затем относительная частота их совместной встречаемости во всем проанализированном массиве сообщений.
16 Итак, полученные в результате указанной обработки данные, согласно принципам когнитивных исследований, характеризуют структуру и тесноту взаимосвязей в сознании респондентов между явлениями, зафиксированными в процессе контент-анализа и редуцированными до кодов [Дэйвисон, 1988: 56, 59–60]. Вместе с тем очевидно, что разная теснота связи между рассматриваемыми смысловыми единицами может быть представлена как дистанция (по аналогии с подходом к оценке социальной дистанции в какой-либо общности как обратной по отношению к оценке тесноты связи между ее членами) [Дэйвисон, 1988: 13]. Поэтому чтобы определить дистанцию между исследуемыми категориями во всех возможных парах, рассчитанные значения относительных частот вычитались из единицы. Сформированная таким образом матрица дистанций была обработана методом многомерного шкалирования по программе ALSCAL, реализованной в пакете SPSS, с использованием евклидовой метрики.
17 Метод многомерного шкалирования, как известно, представляет собой: «математический инструментарий, предназначенный для обработки данных об … отношениях между анализируемыми объектами с целью представления этих объектов в виде точек некоторого координатного пространства» [Davison, 1988: 5]. Оси данного пространства являются теми латентными признаками, опираясь на которые «респондент мыслит сравниваемые им объекты» [Толстова, 2015: 13].
18 Четыре измерения «мира труда» работающих пенсионеров. Хорошие результаты, с формальных позиций, дало размещение собранных данных уже в трехмерном пространстве. Однако и модель, полученная при четырехмерном шкалировании, с математической точки зрения, адекватно отражает их структуру. Об этом свидетельствуют показатели «стресса» Крускала (0.08) и R2 (0.958). Первый фиксирует различие в расстояниях между исследуемыми категориями по результатам модельных расчетов, с одной стороны, и в исходном массиве данных, с другой2. Второй показывает долю дисперсии исходных данных, объясняемую полученной моделью (в нашем случае – более 95%).
2. Показатель «стресса» может принимать значения в диапазоне от 0 до 1. Чем больше величина «стресса», тем хуже полученное решение согласуется с исходными данными.
19 Вместе с тем результаты четырехмерного шкалирования (рис. 1, 2), как показал последующий анализ, поддаются лучшей содержательной интерпретации.
20 Проведенное многомерное шкалирование в системе четырех координат, позволило обнаружить следующие основные группы проблем, доминирующих в сознании работающих пенсионеров.
21 Первая группа включает категории, имеющие, по результатам многомерного шкалирования, наибольшие или наименьшие значения, по первой оси (рис. 1, обведены линями серого цвета3): мизерная зарплата по новому месту работы (+3.75); материальная необходимость (+1.243); трудно найти общий язык с коллективом (-0.381); свободное время (-1.28); происходят быстрые изменения на работе (-1,628); сокращают (-2.12); не одинок (-1.63).
3. Остальные не включены, несмотря на то что, судя по рис. 1, они располагаются рядом с обведенными линией серого цвета. Объясняется это тем, что на самом деле они имеют большую количественную оценку в абсолютном выражении не по данной шкале. Этот комментарий относится и к кодам, не отнесенным ко второй шкале на рис. 1, а также к кодам, не отнесенным к третьей или четвертой шкалам на рис. 2.
22

Рис. 1. «Мир труда» работающих пенсионеров (проекция на первую и вторую координатную ось)

23 Роль этих смысловых единиц в структуре «мира труда» работающих пенсионеров хорошо передают высказывания постоянных посетителей форума. «Я "ухожу" каждый год, – пишет респондент с ником «Людмила», – но директору до пенсии два года, и он бы хотел, чтобы я поработала до его пенсии. Все же главный бухгалтер много значит для директорского спокойствия… Еще меня несколько пугает, что пенсионеры вынуждены подрабатывать уборщицами, дворниками и кондукторами в транспорте. Каждый день это вижу и думаю – ну что мне, плохо в моем уютном кабинете сидится? Не от хорошей же жизни эти люди встают ни свет ни заря и работают на этих малоденежных и совсем не престижных местах». Еще один работающий пенсионер подтверждает ее опасения: «Зарплата – унизительная для человека!!! Представьте, что в аванс вам дают в кассе аж 1000 рублей! Недоуменно вертишь их в руках и думаешь: это насмешка или намёк, что ты ничтожество?»
24 «Есть еще момент, я считаю, важный в жизни работающего пенсионера и человека предпенсионного возраста..., – пишет посетитель с ником «Марина». – Порой не всегда бывает легко найти общий язык с коллективом». С ней соглашается «Лидсана»: «Общаться приходится с трудом. Я много лет отдала госслужбе, и в коллективе вели себя совсем по-другому: полное доверие, доброжелательность, умение вести себя с людьми. А здесь – мат в разговоре (женщины), постоянные сплетни, интриги, вплоть до разборок и ультиматумов. И я как белая ворона. Очень трудно всё это слышать, но хоть какие-то деньги заработаю на коммуналку. Стерпеть бы до весны. Удручает ещё другое: злость, невоспитанность и отсутствие стремления меняться. Удручает это и пугает».
25 Многие активные участники форума, среди причин, побуждающих их принять решение о выходе на пенсию, указывают на то, что им все труднее приспосабливаться к изменениям на работе: «”Старую собаку не научишь новым трюкам” – поняла я, когда на моей должности взвинтили требования, и каждая исполняемая мной новая инструкция стала исключать предыдущую со скоростью “пять штук в секунду”», – пишет одна из них. Другая соглашается: «Требования сейчас просто неимоверные, инструкции меняются без конца. Иногда просто не понимаешь, чего от тебя хотят».
26 Обращаясь к аргументам в пользу прекращения трудовой деятельности после выхода на пенсию, участница форума («Валя») замечает: «Каждый человек должен какую-то часть своей жизни прожить только для себя. Отойти от суеты». Другая соглашается: «После выхода на пенсию сразу уволилась.… Мечтала о свободе!».
27 Своей причиной, подтолкнувшей принять решение о выходе на пенсию, делится посетитель форума с ником «Елка»: «Я уволилась сама …. Предприятие планомерно вели к банкротству. ... Ушла, не жалею, но... А предприятие обанкротили».
28 Таким образом, положительная область первой шкалы объединяет смысловые единицы, описывающие ряд элементов внешней среды, удовлетворительное состояние которых, по мнению участников форума, вынуждает (или уже вынудило) принять решение о продолжении работы на пенсии (обозначена термином «мотивация на работу»). Отрицательная область в основном объединяет смысловые единицы, описывающие средовые факторы, вынуждающие принять альтернативное решение («мотивация выхода на пенсию»). Поэтому первой шкале присвоено наименование «Мотивация на работу или выхода на пенсию».
29

Рис. 2. «Мир труда» работающих пенсионеров (проекция на третью и четвертую координатную ось)

30 Вторая шкала обозначена термином «экзистенциональная тревога». Ее содержание формируют следующие смысловые комплексы (рис. 2, обведены линией черного цвета): хотят выпроводить на пенсию (-1.78); мысли о том, что надо уходить вовремя (- 0.997).
31 Роль этих смысловых единиц в системе представлений участников форума хорошо передают высказывания его постоянных посетителей. «У нас на производстве, – пишет участница форума с ником «Татьяна», – сокращение, и пенсионеров не держат, переживала страшно, но готовилась мысленно, задолго. Летом на участке не скучала, со страхом ждала зимы…» Другая замечает: «Если все работающие пенсионеры уйдут на пенсию, то школу придётся закрывать…, т.к. некому работать. Но я, наверное, поизносилась. В голове только одна мысль: пора на пенсию». С ней соглашается посетительница форума «Света»: «Тяжелая штука привычка. Внушаю себе разные позитивные вещи про новый этап жизни... помогает, а потом подумаешь – все вроде нормально и дальше топаешь. А ведь надо когда-нибудь решиться... надо».
32 «Я сейчас нахожусь в отпуске, – делится своими размышлениями «Львица». – Сижу с внуками. В пятницу позвонили с работы, попросили прийти… Пошла сегодня утром. Иду по коридору – впереди меня идет работающая пенсионерка, старше меня лет на 5. Смотрю, а она скособочилась, хромает, ноги тяжело передвигает. А была раньше стройная, высокая. Через час иду – вижу двоих, таких как я по возрасту. Идут, ноги припухлые, походка замедленная, взгляд никакой. Дальше – встречаю вообще намного старше – сутулые, обрюзгшие… Мне стало жутко. А как же я выгляжу со стороны? …в те минуты, когда мне плохо, я, наверное, также шаркаю ногой, на лице печать болезненности, еле плетусь. Надо уходить, – подумала я. – Чтобы меня запомнили стройной, жизнерадостной, изящной, всегда красиво одетой, а не старой и ветхой».
33 «Экзистенциональная тревога», в избытке присутствующая в этих размышлениях, – явный сигнал того, что их авторы переживают критическую ситуацию в своей жизни. Преодолеть ее возможно, только если «самостоятельно выразить и сформулировать проблему, обнаружить помогающие ему (человеку. – Прим. М.К.) структуры смыслообразования и превратить их в действие» [Орлова, 2015]. Именно о таком «рецепте» ее преодоления пишет форумчанин с ником «Лыжник»: «Даже не знаю, как тебе объяснить. Вот у меня всегда были по жизни обязанности, и я не представляю себе как вот без них … если у меня это забрать, то будет пустота». С ним соглашается посетитель с ником «Vladimir», работающий в аграрной компании: «Моя работа непредсказуема с точки зрения текущих результатов. Это требует от меня и генерации новых идей, и иногда новых неожиданных смыслов. Мой успех, если он вообще существует, спрятан где-то далеко в конце извилистого, непредсказуемо ветвистого пути, прыгающего по холмам. Когда я уйду с работы и уеду в город на Волге навсегда, передо мной будет одна ровная гладкая дорога: тихо состариться и умереть от болезней, тоски и никчемности. Ну... так... примерно...».
34 В совместном исследовании группы сотрудников из университетов Флориды (США) и Лёйфана в Люнебурге (Германия) не удалось подтвердить гипотезу о тесной связи финансового положения лиц, выходящих на пенсию, с их решением продолжить работать и после наступления пенсионного возраста [Fasbender et al., 2016]. Полученные нами результаты свидетельствуют в пользу важной роли, которую в ответе на вопрос «остаться или уйти» играет «экзистенциальная тревога» и другие смысловые комплексы, выявленные в процессе нашего исследования.
35 Как показало наше предыдущее исследование, в структуре «мира труда» сотрудников, которым еще нескоро предстоит выйти на пенсию, велика роль ценностной составляющей. В их восприятии ценностными характеристиками наделяются почти все элементы, которые относятся к группе антропных, а элементы, относящиеся к материальной среде, наделяются ценностными характеристиками более чем в 40% случаев [Каз, 2011: 43; Каз, 2003]. Это подтверждает мысль о том, что «условна сама граница между организмом и внешней средой… внешнее окружение, входящее в этот “расширенный субъект”, содержит в себе как естественные объекты, так и культурные артефакты» [Лекторский, 2008: 13]. Вместе с тем проведенный анализ «мира труда» работающих пенсионеров вскрывает особую роль, которую в его структуре занимает «экзистенциональная тревога». Буквально «обволакивая» другие элементы системы субъективных представлений этой группы сотрудников, относящиеся практически к каждой из размерностей выявленного нами четырехмерного пространства, она придает им особый смысловой оттенок.
36 У.Л. Орлова обращает внимание на важную роль фактора «проблематизация» в преодолении экзистенциальной тревоги неработающими пенсионерами, у которых: «ресурсы самостоятельности и помощи близких исчерпаны или недостаточны» (живущих в учреждениях интернатного типа). У них «проблематизация» выражается в «переосмыслении прожитого» и «осмыслении своей значимости для чего-либо или кого-либо» [Орлова, 2015: 103–105].
37 Для лиц пенсионного возраста, не входящих в этот круг такие ценности, как карьера, социальный статус, придающие осмысленность деятельности большинству сотрудников, также постепенно отходят на задний план, а их место занимает «проблематизация смысла». Однако принципиальное отличие заключается в том, что для многих трудоспособных пенсионеров «проблематизация» проявляется в трансформации смысла работы: она превращается, помимо прочего, в действие по преодолению «экзистенционального вакуума». Этим во многом объясняется, по нашему мнению, содержание третьей оси. Она обозначена как «мотивация к работе» (касается, в основном, личностного и социального смысла работы). Его формируют следующие элементы «понятийной сетки» участников форума (рис. 2, обведены линями черного цвета): нравится работать (+1.24); наличие здоровья (+1.22); опасение остаться без коллектива (-1.74).
38 Так, посетительница с ником «Лидия» на утверждение одного из участников форума о том, что уход на пенсию без продолжения работы позволяет больше времени уделять себе, замечает: «Я не согласна. А если я не хочу уходить? Если я не найду себя на пенсии, как ты? Если человек привык работать и не может без этого до конца своей жизни?» С ней соглашается «Татьяна»: «Есть возможность и желание, здоровье позволяет, сомнений недолжно быть - РАБОТАТЬ!4 Насидеться успеется, впереди вся жизнь».
4. Здесь и далее заглавными буквами выделено авторами высказываний.
39 Автор с ником «Лидсана» сообщает: «Почитала и решила написать свою причину выхода на работу: 1 – деньги дополнительные, 2 – дополнительное общение». С ней солидарна другая форумчанка, заявляющая, что на пенсии продолжаем работать потому, что «боимся стать ненужными».
40 По нашему мнению, не случайно, что составляющей данного фактора выступает категория «опасение остаться без коллектива». Она фиксирует место, которое в «мире труда» работающих пенсионеров занимает «социальный смысл работы», охватывающий признание и оценку, общение с другими, выполнение их ожиданий, – словом, описывающий чувство принадлежности к определенной группе [Fasbender et al., 2016: 13]. Человек, становясь старше, обычно испытывает больше одиночества, так как теряет свои социальные ресурсы и утрачивает социальную активность. Сотрудник, вполне вероятно, решит продолжить трудиться и после наступления пенсионного возраста, если он воспринимает работу как удовлетворяющую его потребность в социальном взаимодействии, отмечают по результатам проведенного исследования У. Фасбендер с соавторами [Fasbender et al., 2014].
41 Наконец, следует выделить еще одну группу проблем, занимающих важное место в «мире труда» работающих пенсионеров. В нее включены категории, имеющие, по результатам многомерного шкалирования, наибольшие или наименьшие значения по четвертой оси (рис. 2, обведены линией серого цвета): тяжело работать (+1.102); мы и они (+1.27).
42 Обозначение данной оси как «тяжесть работы» или, например, «состояние пенсионеров и нравственность» или «усталость от работы и групповое давление», к сожалению, недостаточно раскрывает все богатство смыслов, скрывающееся за краткими терминами «тяжело работать» и «мы и они», введенными в интересах контент-анализа. Поэтому, прежде всего, обратимся к соответствующим высказываниям участников форума.
43 «Устала работать, выдохлась физически и морально», – заявляет форумчанка с ником «Январская». «Но что делать, если… невозможно выжить на пенсию? – вступает в дискуссию «Зоя». – А если еще лечить родного человека? Вот и приходится почти через силу держать себя в форме, ходить на высоких каблуках с высоко поднятой головой и прямой спиной … и, конечно, профессионально выполнять свои обязанности, …но если бы вы знали, как хочется уже уйти на пенсию…».
44 Об аспектах противопоставления «мы» – «они», которые считают важными участники форума, свидетельствуют следующие их высказывания: «После кризиса 2008 года у нас прошло очень большое сокращение – уволили больше половины сотрудников, это коснулось и ИТР. Тем, кто остался, на 50 процентов "урезали" зарплату, отменили премии, питание, оплату проезда и сотовых – в общем, создали такие условия, что многие из оставшихся сами ушли… Пережили мы эти печальные времена, увеличились объемы, появилась необходимость занять некоторые вакансии. Начали искать новые кадры... По очень странному принципу – представительниц женского пола подбирали на вкус управляющего директора, молодых людей – тех, кто начальнику отдела по работе с персоналом приглянется... В результате административный корпус нашего завода – филиал модельного агентства, ни больше, ни меньше… Да бог бы с ними, работать бы хотели… А то из пяти человек у одного в глазах просматривается интерес к работе и понимание того, о чем с ним говорят… А как какое-нибудь серьезное задание – где тут наши корифеи, те, кому за 50...? Давайте-ка мы их нагрузим, да побольше, и пусть они молодежь поучат… Да ради бога – грузите, выдюжим... только вот учиться молодые не шибко спешат. Конечно, не все, но многие…» (ник «Марина»). «А молодые, ты права, учиться, а главное отвечать не очень-то хотят», – соглашается с ней другая участница форума («Светлана»).
45 Посетительница с ником «Марина» продолжает: «Но меня удивляет отношение БОЛЬШИНСТВА к работе... пофигизм и отсутствие инициативы… Может, я так реагирую на это, потому что для меня самой подобное отношение к делу просто НЕДОПУСТИМО. Есть на предприятии у нас и пенсионеры, и предпенсионного возраста сотрудники, и они так же отзываются о нашей заводской молодежи. Есть и такие молодые сотрудники, которые ждут – не дождутся, когда старшее поколение освободит им руководящие посты. И ведут себя иногда очень некрасиво. Вот так и живем». Ее поддерживает «Майя»: «У нас на работе тоже молодёжь пофигистская. Соберутся вместе и обсуждают свои новости, либо делают видимость работы. Но они не специалисты».
46 По нашему мнению, изложенное свидетельствует, что проблематика, составляющая содержание категорий, расположившихся по результатам многомерного шкалирования вдоль четвертой координаты, позволяет эту ось обозначить термином «витальность и нравственность». С витальностью, как отмечает Н.Н. Козлова, «ассоциируется способность к выживанию, к балансированию… Проблема витальности возникает тогда, когда речь идет о том, чтобы в пограничной ситуации "между жизнью и смертью" остаться на "стороне жизни"» [Козлова, 1998: 95–96]. Именно это (остаться на «стороне жизни»), но не любой ценой, а не нарушив принципы нравственного поведения, объединяет высказывания авторов, относящиеся к четвертому фактору.
47 Более того, категория «мы и они», как следует из сообщений постоянных участников форума, фиксирует не только нравственное противостояние, но и стремление пожилых сотрудников удовлетворить генеративную потребность. А. Темплер определяет ее как потребность делиться своими знаниями и опытом со следующим поколением и подчеркивает, что она усиливается по мере того, как люди становятся старше [Templer et al., 2010]. Таким образом, категория «мы и они» в таком понимании, так же как и категория «тяжело работать», несет мощный заряд витальности.
48 Заключение. Проведенное исследование свидетельствует: производственная среда в сознании работников предстает наполненной смысловыми структурами, выработанными в процессе трудового взаимодействия. Понятие «мир труда» фиксирует представление о ней, как о «конструкции, создаваемой человеком из наличного... материала» [Ортега-и-Гассет, 1997: 237], а также тот факт, что указанные смысловые структуры выступают не столько в форме понятий, сколько в форме концептов. Последние, в отличие от понятий, «не только мыслятся… Они – предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений» [Степанов, 2004: 43].
49 М.Ф. Стеге с соавторами [Steger et al., 2012] выделили три фактора в структуре работы, повышающих склонность сотрудника пенсионного возраста принять решение о продолжении работы: наличие позитивного смысла в работе, идентификация работы как основного пути к поиску смысла в жизни, восприятие работы как полезной для общего блага. Отдельные составляющие указанных факторов присутствуют и в реконструированной нами системе представлений указанной категории сотрудников. Однако она частично согласуется также с некоторыми аспектами позиции, которой придерживается М.Е. Мор-Барак [Mor-Barak, 1995], выделивший четыре фактора (социальный, личностный, финансовый и генеративный).
50 По мнению многих исследователей, в деятельности социальных учреждений, осуществляющих долгосрочную заботу о людях преклонного возраста (дома престарелых, пансионаты и т.д.) прослеживаются черты двойственности. С одной стороны, они способствуют поддержанию уровня благополучия пожилых людей на том этапе жизни, когда возможности помощи со стороны близких недостаточны, а ресурсы самостоятельности исчерпаны. С другой – ограничивают личную свободу пожилых людей, способствуют их социальной изоляции [Орлова, 2015: 103]. Наше исследование показывает, что понятие «двойственность», но в контексте ощущений («двойственные ощущения») применимо и к исследованной нами социальной категории «работающие пенсионеры». В поисках решения дилеммы: продолжать работать на пенсии или нет, либо размышляя об уже ранее принятом решении, они пытаются примирить труднопримиримое (потребность в общении и групповое давление; усталость от работы и материальную необходимость продолжать трудиться; стремление передать накопленный опыт и нежелание сотрудников воспользоваться им; готовность продолжить работу, приносящую удовлетворение в труде, и намерения руководства освободить должность для нового сотрудника и т.д.). Это означает, следуя концепции Леви-Стросса, что значительная их часть находится в поисках трикстера – той реальной, а иногда и мифологической сущности, которая позволит сделать их жизнь более определенной и более осмысленной. Для многих из них таким трикстером становится сама работа.
51 Мир работающих пенсионеров – это особая сфера жизнедеятельности, требующая специфического инструментария исследования и методов управления. Мы согласны с тем, что занятость после выхода на пенсию следует рассматривать не как прекращение карьеры, а как стадию позднего развития карьеры [Hirschi, Froidevaux, 2019]. Она может включать неполный рабочий день и самостоятельную занятость [Beehr, Bennett, 2015], особую организацию рабочего места и предоставление иных преимуществ. Она требует формирования «поздних карьерных планов» и разработки специфических стратегий набора персонала для групп предпенсионного и пенсионного возраста. В их основу должно быть положено, как показывает проведенный анализ, изучение личностных ценностей и карьерного опыта сотрудников, вступивших на путь транзита от занятости до выхода на пенсию с полным прекращением трудовой деятельности. Соответствующий инструментарий начинает в последнее время активно разрабатываться в рамках исследовательского направления «Дизайн жизни» [Froidevaux, 2018].
52 «Мы на каждом шагу пытаемся создавать определенные социальные ценности, – писал Ф. Знанецкий, – не принимая во внимание ценностей, которые уже существуют и от которых зависит результат наших усилий в такой же степени, как и от наших намерений и упорства» [Thomas, Znaniecki, 1918: 52]. Прошло более века, но эти слова известного социолога в полной мере относятся и к современной ситуации, сложившейся в трудовой сфере. Давайте же начнем двигаться по пути ее преодоления, обратив в своих социогуманитарных исследованиях особое внимание на лиц предпенсионного и пенсионного возраста. Они заслужили этого.

Библиография

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005.

2. Дэйвисон М. Многомерное шкалирование: методы наглядного представления данных. М.: Финансы и статистика, 1988.

3. Каз М.С. Динамика экономического знания и мотивация труда: когнитивно-ценностный подход. Томск: ТГУ, 2003.

4. Каз М.С. Знак и значение в моделях трудовой деятельности: от истории вещей к истории идей // Вопросы философии. 2011. № 4. С. 41–52.

5. Каз М.С. Мотивация труда: трансформация структуры теоретико-методологического знания и когнитивно-ценностный подход // Вопросы экономики. 2005. № 12. C. 82–95.

6. Каз М.С. Почему в экономических исследованиях необходим когнитивный подход? // Вопросы философии. 2009. №4. С. 29–40.

7. Козлова Н.Н. Витальность как социально-философская проблема // Общественные науки и современность. 1998. № 2. С. 95–106.

8. Лекторский В.А. Философия и исследование когнитивных процессов // Когнитивный подход: Философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины. М.: Канон +, 2008. С. 5–19.

9. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер. Литература и язык. 1993. Т. 52. №1. C. 3–9.

10. Орлова У.Л. Параметры качества жизни пожилых людей, живущих в учреждениях интернатного типа // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 103–110.

11. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М.: Весь мир, 1997.

12. Степанов Ю. Константы: словарь русской культуры. М.: Академ. проект, 2004.

13. Толстова Ю.Н. Математические методы-факторы связи естественных и социально-гуманитарных наук (социологии) // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 12–21.

14. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 41–63.

15. Beehr T.A., Bennett M. M. Working after retirement: Features of bridge employment and research directions // Work, Aging and Retirement. 2015. No. 1. P. 112–128.

16. Fasbender U., Deller J., Wang M., Wiernik B. M. Deciding whether to work after retirement: The role of psychological experience of aging // Journal of Vocational Behavior. 2014. No. 84. P. 215–224. DOI: 10.1016/j.jvb.2014.01.006

17. Fasbender U., Wang M., Voltmer J-B., Deller J. The Meaning of Work for Post-retirement Employment Decisions // Work, Aging and Retirement. 2016. Vol. 2. No. 1. P. 12–23. DOI: 10.1093/workar/wav015

18. Froidevaux A. A Life Design Perspective on the Work to Retirement Transition // New Perspectives on Career Counseling and Guidance in Europe: Building Careers in Changing and Diverse Societies / Eds. by Cohen-Scali V., Rossier J., Nota L. Switzerland: Springer International, 2018. P. 89–104.

19. Hirschi A. Froidevaux A. Career counseling // The Routledge Companion to Career Studies /Eds. by Gunz H., Lazarova M., Mayrhofer W. London: Routledge, 2019. P. 331–345. DOI: 10.4324/9781315674704

20. Hjaltadottir I., Gustafsdottir M. Quality of Life in Nursing Homes: Perception of Physically Frail Elderly Residents // Scandinavian Journal of Caring Sciences. 2007. No. 21. P. 48–55.

21. Krippendorff K. Content Analysis: An Introduction to Its Methodology. London: Sage Publications, 2013.

22. Miller G. A. Language and communication. N. Y.: McGraw-Hill, 1951.

23. Mor-Barak M. E. The meaning of work for older adults seeking employment: The generativity factor // International Journal of Aging and Human Development. 1995. No. 41. P. 325–344.

24. Steger M. F., Dik B. J., Duffy R. D. Measuring meaningful work: The work and meaning inventory // Journal of Career Assessment. 2012. No. 20. P. 322–337. DOI: 10.1177/1069072711436160

25. Templer A., Armstrong-Stassen M., Cattaneo, J. Antecedents of older workers’ motives for continuing to work // Career Development International. 2010. No. 15. P. 479–500. DOI: 10.1108/13620431011075349

26. Thomas S., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. Vol. 1. Boston: Badger, 1918.

27. Wang, M., Shultz, K. S. Employee retirement: A review and recommendations for future investigation // Journal of Management. 2010. No. 36. P. 172–206. DOI: 10.1177/0149206309347957

28. Znaniecki F. Nauki o kulturze. Warszawa: PWN, 1971.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести