At the Origins of the Second Birth (or Rebirth) of the Sociology of the Family
Table of contents
Share
QR
Metrics
At the Origins of the Second Birth (or Rebirth) of the Sociology of the Family
Annotation
PII
S013216250014121-6-1
Publication type
Personal
Status
Published
Authors
Anatoly I. Antonov 
Occupation: Head of Family Sociology and Demography Department
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
14-18
Abstract

      

Received
24.05.2021
Date of publication
28.06.2021
Number of purchasers
6
Views
41
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 Анатолий Георгиевич Харчев своей книгой «Брак и семья в СССР» (1964) открыл серию работ социологических «шестидесятников» о человеке повседневном и бытовом, о его работе и заботах после работы, о человеке в транспорте и в очередях, в магазинах и кинотеатрах, о человеке просто как таковом. Эта книга о человеке семейном определила мою научную судьбу – ведь я начинал как заводской социолог, даже учебное пособие напечатал по социологии предприятия. Меня поразил сам выбор семейной тематики в качестве центрального объекта социологического исследования – тематики, не модной тогда, да и теперь находящейся на периферии интересов научного сообщества.
2 Не секрет, что в те времена, в МВД и не только, семья рассматривалась как фабрика по производству «пережитков капитализма». Удобно было в «безкризиснейшей из систем», по словам поэта Вознесенского, все отклонения от морального кодекса и весь криминал валить на кузницу «частно-собственнических инстинктов». А Харчев вдруг это «семейно-кухонное отупение» перечеркнул и стал превозносить быт и мещанское материнство, наперекор левацким перегибам не только подзагулявших комиссаров, но и самых лучших поэтов советской эпохи:
3 По фронтам пулеметами такать – не в этом одном война! И семей и квартир атака угрожает не меньше нам (В. Маяковский).
4 Я не смог вспомнить, когда именно познакомился с ним лично, вероятно, в социологической ассоциации в 1970 г. при подготовке докладов на Конгресс в Варне, и, скорее всего, с легкой руки заведующей кафедрой социологии (первой в МГУ и в стране), моей наставницы Галины Михайловны Андреевой, которая по просьбе А. Харчева рецензировала тексты В.Б. Голофаста об изменении американской семьи. Однако я очень хорошо помню раннюю солнечную весну 1972 г. в московском Доме Ученых, где состоялся международный семинар по исследованию семьи. Организованный по инициативе А. Харчева и Р. Хилла, семинар позволил воочию увидеть видных семьеведов и исследователей семьи и даже приобрести книги на английском по социологии! Особенно важным для меня было по рекомендации Анатолия Георгиевича общение с Р. Хиллом, представившем доклад по социологии семейных решений и репродуктивных установок, т.е. как раз по теме моей кандидатской диссертации.
5 Интересно было сопоставить доклады Харчева и Хилла, выделяя в них общее содержание, которое кратко выглядело примерно так. Длительное сохранение норм многодетности после того, как исчезли условия их создавшие, обусловлено ролью семьи как регулятора роста/убыли населения, т.е. семья не действует автоматически как термостат – смена моделей воспроизводства на протяжении поколений идёт с неким лагом. Здесь сходились представления двух соорганизаторов семинара о ключевой роли семьи как института воспроизводства населения. И этот тезис четко представлен в харчевской дефиниции семьи, до сих пор часто используемой в публикациях.
6 Общим для видных ученых оказался также интерес к анализу макропроцессов через микрополя взаимодействий членов малых групп. Изучение семьи как малой группы и института является взаимно дополнительным, хотя оно сталкивается с неизбежным расхождением семейных (групповых и институциональных) целей. В связи с этим можно напомнить харчевское положение о потребности общества в трудовых ресурсах и моральной для семьи необходимости в детях. Рассогласование подобного рода, по Хиллу, связано с таким определением репродуктивных ситуаций в рамках отдельных семей, итоги которого не координируются спросом и предложением, так как рынок не действует в сфере демографического воспроизводства.
7 Конечно, на семинаре подчеркивалось несовпадение идеологических подходов, и с обеих сторон были выступления, в которых «давался отпор» оппонентам. Но удивительным для «буржуазных» ученых было другое – сходство ряда тенденций изменения семьи в СССР и в капиталистических странах. Точно с таким же удивлением пришлось столкнуться нам в 1987–1991 гг. на совместных заседаниях рабочих групп советских и американских социологов семьи по подготовке совместной монографии в рамках инициативного проекта Харчева-Хилла [Семья…, 1995]1.
1. Идея совместной книги обсуждалась в начале перестройки и стала осуществляться после смерти инициаторов проекта в 1987 г., с перебоями в связи с событиями 1991 года. Лишь в 1994 г. был издан американский вариант рукописи и в 1995 г. – российский.
8 Американские коллеги как-то искренне и наивно сделали для себя открытие, что у нас тоже существует семья с теми же структурными и функциональными параметрами. По-видимому, имидж «советской семьи» был насквозь пронизан предрассудками советологического толка, впрочем, как и стереотип «буржуазной семьи», насыщенный мифом «частно-собственничества». Однако семья как суверенный институт существует сама по себе в качестве активного участника социальных изменений и модернизации общества, о чем свидетельствуют результаты сравнительных исследований в разных странах.
9 Большое значение для понимания исторических тенденций изменения семьи, в том числе связанных с ее дезорганизацией, имеет разделение Харчевым всех функций на специфические (связанные с рождением, содержанием и воспитанием детей) и на неспецифические функции, относящиеся к производственной и потребительской жизнедеятельности семьи. Элиминирование и переход многих функций к другим институтам превратило семью в ячейку потребления, удовлетворения потребностей личности и семейной группы. Отсюда факт противостояния семьи-института и семьи-группы, фиксируемый во всех исследованиях семейной дезорганизации. Расхождение личных (групповых) и общественных интересов (потребностей) проявляется, согласно Харчеву, различным образом – при капитализме индивидуальность формируется через «меру неприятия и отрицания общепринятого», тогда как «при социализме важнейшим направлением становления индивида является освоение социальных норм» [Харчев, 1974: 8].
10 Принятие социальных норм, интернализация общественного интереса (например, относительно стабильности брака или выполнения репродуктивной функции) зависит не только от ценностных приоритетов общества, общественного мнения, социального воздействия в рамках социально-семейной политики, транслируемой средствами массовой информации, но также и от «внутренних сил сцепления», от «единства» взаимодействующих личностей. В семье как малой группе могут быть разногласия и ссоры, но она остается семьей при наличии взаимодействия членов семьи, определяющего социальный (социально-психологический) потенциал семьи.
11 А.Г. Харчев часто говорил об этом, и я тогда, должен признаться, не совсем понимал, зачем этот потенциал нужен, хотя мне пришлось по его настоянию подготовить и издать сборник статей сотрудников отдела по социальному потенциалу семьи. Недавно нашей кафедрой была опубликована в электронном виде монография по результатам парного опроса 1250 супругов относительно сходства и различия их репродуктивных ориентаций [Сходство и различие…, 2021]. Примерно у трети пар было выявлено различие установок детности и определена вероятность их совпадения на уровне двухдетности при соответствующем социальном поощрении. И тут я вспомнил про харчевский потенциал семьи, рассматриваемый как «степень согласия ожиданий супругов с реальностью брака». У нас получился потенциал детности, а если взять проблему семейного стресса, то возможность купирования его зависит от внутренних ресурсов семейной группы, т.е. от потенциала устранения стресса. Следует напомнить о потенциале брачности и степени его реализации, разработанном А.Б. Синельниковым. Можно далее говорить о потенциале семейного МЫ в контексте самотрансценденции по А. Маслоу, о потенциале ролевых интеракций в разных структурных типах семей и т.д.
12 И все-таки для меня до сих пор остаётся тайной, каким образом фронтовик в самом начале 50-х лет, на переломе эпох, обнаруживает стойкую направленность на изучение самой экзистенциальной из всех сторон социальной реальности. Может быть, этот интерес поддерживался фактом гибели миллионов семей во время войны и невозможностью в послевоенное время для 20 миллионов женщин найти себе пару? Или, возможно, наука о семье была наиболее уместной в мирное время?
13 С другой стороны, были поводы для отказа от исследования семейного образа жизни. Многим тогда казалось, что погружение в трясину бытового мелкотемья редуцировало социологию до уровня social work, жэковских активистов. Кто-то мог увидеть в изучении семьи попытку создать общую теорию семейности, «семьенаселения», подобно «всеобщей теории народонаселения» с ее поиском закона развития качества населения, или «теории демографического перехода» с ее претензиями найти закон саморегуляции движения населения в истории, баланса и гармонии демографических процессов.
14 На самом деле А.Г. Харчев обратил внимание на то, что в социологии, экономике, демографии, этнографии, юриспруденции, психологии и медицине проводятся разрозненные исследования семьи. Подобная практика связана с отдельными обобщениями теоретического, методологического и методического плана, свидетельствующими о фрагментарном формировании единой науки о семье, которую можно было бы назвать фамилистикой, т.е. системой знаний о браке, родителях и детях, о семейном ладе как результате взаимодействий членов семьи.
15 Фамилистика – это не отстранённое и бесстрастное исследование повседневного бытия семьи, нет, это просемейная направленность исследователей, признающих безусловную ценность семьи для существования общества и личности. Здесь истоки заботы о прочной и стабильной семье, о сохранении фамилистической культуры и цивилизации. А.Г. Харчев не говорил и не писал о кризисе семьи, но признавал социальную дезорганизацию семьи при капитализме и при социализме. В первом случае антагонизм буржуазной семьи (в марксизме брак – это союз имуществ) и общества неизбежен из-за частной собственности, ликвидация которой и разрушение связанных с ней ценностей опережает формирование внутренних сил сцепления семьи.
16 Укрепление межличностных связей внутри семьи (социального потенциала) отстает от нового социального бытия, от освоения моральных норм, культуры и нравственного сознания. Именно в этом кроется причина высокого процента разводов, снижения уровня рождаемости и других форм дезорганизации. Интересно сравнить это объяснение с парсоновским, тем более что некоторые социологи приписывают Харчеву применение методологии структурно-функционального анализа (вслед за американскими рецензентами харчевских трудов).
17 Перехват экономико-производственной функции семьи и перемещение ряда других в сферу занятости (кроме функций первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации личности), согласно Т. Парсонсу, является не упадком семьи, а скорее свидетельством повышения значимости семьи для общества. Рост разводов и падение рождаемости не говорит о дезорганизации семьи, так как зависит от демографических изменений – прежде всего от снижения высокой смертности детей.
18 Сегодня в нашей стране, ставшей капиталистической, как и в других странах капитала, повсеместно наблюдается затянувшийся кризис всех специфических функций семьи из-за устранения главной неспецифической функции – совместной деятельности родителей и детей в экономико-производственной сфере. Теперь пора осмотреться и понять (с учетом идей классиков советского фамилизма), как в окружающем нас мире братьев по капитализму с их замечательной толерантностью ко всему порочному разворачиваются жизненные события.
19 Свыше 40% мирового населения живут в малодетных и многоразводных семьях наряду с четвертью краткосрочных сожительств без детей, являющихся не прелюдией к законному браку, а его весёлыми поминками. Мир стремительно мчится к стокгольмской модели преобладания внесемейного населения, дополняемого расцветом плюрализма суррогатной семейности (т.е. многообразия видов и форм антисемьетизма – трансгендерной андрогинности, гомосексуальных и инцестуозных сожительств, солитарного секса и прогрессивных технологий мастурбации, и т.п.).
20 Антагонизм общества и семьи при капитализме дает свои плоды теперь уже и в российском социуме. Формируемая ныне личность в когортах подрастающих поколений, где преобладают «всегда младшие» единственные дети, перешагивает, по А.Г. Харчеву, «меру неприятия и отрицания общепринятого». И этот нигилизм, начавшись с отрицания традиционных ценностей семейного образа жизни и семьедетности и набрав в массе своей силу, рано или поздно перекинется и на финансово-олигархический строй капитализма. Ныне наша страна погружена в стихию этого социумарного устройства, которому коллеги и последователи Харчева дали суровую оценку в связи с упадком, кризисом и деградацией семьи. Но сегодня голосистые хоры гендерных феминисток на все лады воспевают прелести альтернативных семье и браку сожительств, требуя прекратить «семейное насилие» и принудительную социализацию детей к половой специализации и (о ужас!) к будущим ролям материнства и отцовства (а не родитель-1 и родитель-2). Но почему же так благодушно мы позволяем дурачить головы подрастающих поколений винегретом из сексуальных игр?
21 Анатолий Георгиевич запомнился мне и как хороший оппонент моей докторской диссертации. Где-то в тексте я обрушился на его суждение о повышении рождаемости в будущем по мере «роста сознательности» граждан. Но он не потребовал вычеркнуть это, не возмутился, а спокойно на защите опровергал мои доводы. В редукции неспецифических функций и переходе некоторых из них к дошкольным и школьным учреждениям, в избавлении детей от домашнего труда как средства воспитания Харчев усматривал также разрыв с нравственными традициями, с утратой семьёй своего влияния на детей и подростков.
22 Как начальник Анатолий Георгиевич мог так нахмурить свои суровые брови, что сразу становилось тошно, но всегда вслед за этим он с хитринкой улыбался, шутил и снимал напряжение. Весной 1975 г. Д.И. Валентей предложил мне перейти в Центр по изучению проблем населения на должность старшего научного сотрудника, но М.Н. Руткевич воспротивился этому и требовал, чтобы я отработал положенные три года в Институте социологии после целевой аспирантуры. А.Г. Харчев сделал мне контрпредложение о переходе на работу в редакцию СоцИса и был раздосадован моим отказом, но все-таки воспринял мои аргументы с пониманием, подписал мое заявление об уходе и каким-то образом смог уговорить директора отпустить меня с богом.
23 В 1985 г. я вернулся в отдел семьи. У меня ладилась работа по заведованию сектором, изданию коллективных монографий и сборников статей, сотрудничеству с Комитетом по делам семьи Верховного Совета СССР, руководимом В.С. Матвиенко, налаживались связи с коллегами из ГДР, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Вьетнама, Китая, Сирии, Финляндии, Англии и социологами из Миннесотского университета США. Но в 1987 г. неожиданная и явно преждевременная смерть А.Г. Харчева многое изменила и не только в моей жизни.... Нам с М.С. Мацковским удалось довести до конца харчевский проект по изданию совместной с американскими социологами монографии [Семья…, 1995], посетить в 1988 г. юбилейную сессию Национальной ассоциации по исследованию семьи, организовать ответный приезд в СССР в 1989 г. большой делегации из США. И я рад, что после моего перехода на социологический факультет МГУ долгие годы мною ощущалось незримое присутствие Анатолия Георгиевича, благодаря сотрудничеству с В.Г. Харчевой.
24 Нам не дано знать многое, предугадать будущее, но по книгам А.Г. Харчева отечественные и зарубежные студенты бакалаврских и магистерских программ смогут усвоить приемы и процедуры социологического объяснения тенденций изменения сложного системного объекта исследования – семьи и семейного образа жизни. И хочется пожелать им успеха в приобщении к фамилистике.

References

1. Семья на пороге третьего тысячелетия / Науч. ред.: А.И. Антонов, М.С. Мацковский, Дж.У. Хэддок, М.Дж. Хоган. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995. [Antonov A.I., Matskovsky M.S., Maddock J.W., Hogan M.J. (eds) (1995) Family on the Threshold of the Third Millennium. Moscow: Centr obshchechelovecheskih cennostej. (In Russ.)]

2. Сходство и различие ценностных ориентаций мужей и жён по результатам одновременного опроса супругов / Под ред. А.И. Антонова. М.: Перо, 2021. [Antonov A.I. (ed.) (2021) Similarity and Difference in the Value Orientations of Husbands and Wives Based on the Results of a Simultaneous Spouses Survey. Moscow: Pero. (In Russ.)]

3. Харчев А.Г. Некоторые методологические проблемы исследования брака и семьи // Семья как объект философского и социологического исследования. Л.: Наука, 1974. [Kharchev A.G. (1974) Some Methodological Problems of Marriage and Family Research. Family as an Object of Philosophical and Sociological Research. Leningrad: Nauka. (In Russ.)]

Comments

No posts found

Write a review
Translate