ООНСоциологические исследования Sotsialogicheski issledovania

  • ISSN (Print) 0132-1625
  • ISSN (Online) 3034-6010

Человек будущего: социальное поведение, идентичность, установки молодежи в новой реальности

Код статьи
S013216250014124-9-1
DOI
10.31857/S013216250014124-9
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 5
Страницы
155-156
Аннотация

     

Ключевые слова
Дата публикации
28.06.2021
Год выхода
2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
90

Экспертная дискуссия с таким названием состоялась 3 февраля 2021 г. на площадке Алтайского филиала РАНХиГС (Барнаул). Ее лейтмотивом стали слова Э. Гидденса: «Сами наши попытки поставить будущее под контроль, оборачиваются против нас», поэтому профессиональный диалог был ориентирован на то, чтобы понять и описать не только образ желаемого будущего, и те социальные представления о будущем, которые сформированы в общественном сознании молодежи, но и те движущие силы, которые обуславливают и детерминируют происходящие изменения.

В своем выступлении В.А. Мансуров (ИС ФНИСЦ РАН, Москва) подчеркнул, что образ идеального будущего – это общество всеобщего равенства: перед законом, экономического, культурного, равенства возможностей. Однако сегодня одна из серьезных проблем – усугубляющее неравенство во всех сферах жизни.

Ю.А. Зубок (ИСПИ ФНИСЦ РАН, Москва) отметила, что в молодежной среде наметились существенные изменения и прежде всего в ценностных установках и смыслах. Существенно возрастает роль саморегуляции. Повышается исследовательский интерес к социальной активности молодежи, которая отражает формы ее жизнедеятельности в социальном пространстве. Активная жизненная позиция реализуется посредством как традиционных, так и современных элементов саморегуляции. Докладчик подчеркнула, что формирование жизненных позиций молодёжи происходит достаточно противоречиво. В результате можно найти компоненты традиционного и современного, осознаваемого и неосознаваемого, сознательного и бессознательного, культурного и социального.

В.В. Комлева (РАНХиГС, Москва) акцентировала внимание на росте ценности образования, что существенно влияет на роль университетов в современном мире. Их функциональные задачи выходят далеко за пределы научно-образовательной и просветительской функций. В представлении европейских государств, а эти установки находят свое отражение в стратегических документах, основными задачами которых являются подготовка, переобучение и мотивация граждан к экономике будущего. Поэтому сегодня, когда пройдена точка невозврата к традиционным формам и моделям образования, существенно увеличивается роль и значение гибридных методик, подходов и технологий образования.

Социальный портрет нового поколения представила И.С. Шаповалова (НИУ «БелГУ», Белгород). Черты поколения Z включали характеристику по одиннадцати основным стратегиям: общественным, экономическим, карьерным, миграционным, коммуникационным, образовательным, семейным. самосохранительным, духовно-нравственным, досуговым, политическим. Особо подчеркивалось, что результатом деятельности всех социализирующих институтов выступает сложившаяся установка молодежи на то, что образование является ведущим триггером и вектором, определяющим их действия.

Интерес к политике у молодежи прокомментировал в своем выступлении С.Н. Макаров (СГУ, Смоленск), выделив, что политика молодеет, увеличивается количество молодых людей, готовых включаться в политические процессы, но не всегда обладающие должным уровнем грамотности. В сознании молодежи только формируются представления о политике как профессии, к которой необходимо подходить очень серьезно, нарабатывая экспертный, социальный и культурный капиталы.

Практики здорового образа жизни как новую модель поведения молодежи затронула в своем выступлении Т.Н. Каменева (КГМУ, Курск). Были обозначены установки молодежи на здоровье как проекции в будущее и целесообразность изучения самосохранительного поведения молодежи.

Подводя итоги дискуссии модератор Н.В. Проказина (Алтайский филиал РАНХиГС, г. Барнаул) отметила, что образ идеального будущего – это общество всеобщего равенства, с высоким уровнем жизни и благосостояния населения, для которого особую ценность представляет образованная личность, ориентированная на постоянное развитие и самообразование, живущая в условиях совмещения реальной и виртуальной реальности.

Образ будущего - сложный, междисциплинарный, многоаспектный объект, но у социологии есть и свой методологический и понятийный аппараты, специфический инструментарий, позволившие обозначить тенденции, которые неизбежно окажут влияние на формирование новой социальной реальности.

Библиография

QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека