Границы русского патриотизма (опыт нереактивного и классического исследования)
Границы русского патриотизма (опыт нереактивного и классического исследования)
Аннотация
Код статьи
S013216250014126-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Сикевич Зинаида Васильевна 
Должность: профессор кафедры культурной антропологии и этнической социологии факультета социологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Федорова Анна Александровна
Аффилиация: Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Страницы
134-146
Аннотация

Феномен патриотизма рассматривается на материалах проявления русской идентичности пользователей сети Интернет. Для получения взаимодополняющих результатов, позволяющих оценивать русский патриотизм как комплекс коллективных и индивидуальных представлений, используются два противоположных подхода к сбору количественных и качественных данных. С одной стороны, в ходе виртуального исследования рассмотрены 10 национальных и националистических русских сообществ общей численностью 1,07 млн человек, базирующиеся в сети ВКонтакте. Выявлены объединяющие элементы коллективных представлений, маркирующие групповую идентичность в русских сообществах за счет конвенционального сближения коннотаций терминов «национализм» и «патриотизм». С другой стороны, в ходе опроса (600 пользователей Интернета) выявлена внутренне противоречивая интерпретация категорий «патриотизм» и «национализм», а также сходное, как в русских интернет-сообществах, восприятие этих понятий как полностью или частично синонимичных. Обнаружена преимущественная интерпретация понятия «Россия» в контексте великодержавных атрибуций при минимальной ориентации на культурные и экономические ценности. Негативная интерпретация патриотизма и гражданственности обусловлена восприятием этих категорий как выражения «верности» власти, не Отечеству. Исследование выявило слабую половозрастную обусловленность коллективных представлений, что косвенно свидетельствует о включении «патриотизма» в содержательное ядро национального самосознания, присущего русским пользователям Сети. В ходе исследования апробирована авторская методика исследования феноменов патриотизма, национализма и гражданственности на основе контент-анализа вербальных конструктов.

Ключевые слова
патриотизм, национализм, этническая идентичность, гражданская идентичность, нереактивная стратегия, виртуальное пространство, эффект социальной желательности, «мы» - концепция, геополитическая дистанция
Источник финансирования
Статья выполнена по гранту РФФИ 19-011-00219.
Классификатор
Получено
29.06.2021
Дата публикации
29.06.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
52
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1

Постановка проблемы.

2 В условиях геополитических изменений конца ХХ – начала XXI вв. проблематика русского патриотизма активно обсуждается на государственном уровне. Очевидный политический запрос на теоретическое осмысление данного понятия нашел отражение в росте числа исследований, посвященных различным аспектам патриотизма, присущего русским и россиянам.
3 В последние годы изучены региональные особенности проявления патриотизма [Халий, 2017], стратегии воспитания патриотизма среди подрастающего поколения [Шматько и др., 2016], раскрыта связь патриотизма и гражданской идентичности [Лубский, 2017]. Фрагментарно изучено смысловое наполнение данного понятия [Воробьев и др., 2018], часто статьи этого направления носят умозрительный характер [Романовская и др., 2015], не имеют эмпирического обоснования. Напротив, панельные опросы, проводимые ВЦИОМ1, на наш взгляд, могут дать лишь примерное представление о ключевых точках напряженности, проявляющихся в общественном мнении о патриотизме. Часть исследований патриотизма сосредоточены сегодня вокруг популярной в англоязычных источниках проблемы разграничения конструктивного и конвенционального патриотизма [Sekerdej at el., 2016], отождествляемого в отечественных работах с термином «охранительный патриотизм» [Кузнецов, 2016].
1. Что значит быть патриотом? // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: >>>> (дата обращения: 14.01.2021).
4 Среди теоретического многообразия источников практически без внимания [Мартынов, 2009] остается вопрос сущностного разграничения понятий «патриотизм» и «национализм», имеющий, по нашим наблюдениям, ключевое значение в исследовании уровней идентичности граждан России. Между тем рассмотрение патриотизма как элемента «мы-концепции» [Мадинье, 1995] позволяет, помимо прочего, проанализировать особенности надындивидуального уровня русской этничности. Двойственное положение русского этноса в процессах строительства российской нации, вызванное очевидным превалированием русских во всех регионах многонациональной страны, позволяет рассматривать русский патриотизм как амбивалентное явление, лежащее в основе этнической самоидентификации, но, в то же время, жестко структурированное за счет эффекта социальной желательности и противопоставления национализму.
5 Поэтому изучение русского патриотизма в его типичных и крайних проявлениях видится важной задачей, стоящей перед отечественной этносоциологией. На наш взгляд, достоверное представление о значении патриотизма для русской идентичности может быть получено лишь благодаря сравнительному анализу мнений респондентов, в разной степени вовлеченных в дискурс актуализации патриотических настроений.
6

Методология.

7 На протяжении многих лет наиболее универсальным методом, применяемым в изучении феномена этничности, оставался опрос и его основные разновидности – анкетирование и интервьюирование [Сикевич, Федорова, 2018].
8 Однако, описывая процессы, характерные для российского общества XXI в., нельзя не принять во внимание тенденцию повсеместной виртуализации. По данным на 2020 г., среднестатистический россиянин пользуется различными сервисами в сети Интернет ежедневно около 7 ч2. Более того, киберпространство с общедоступными социальными сетями стало в последнее десятилетие территорией демонстрации идентичности пользователей [Saunders, 2011]. Несмотря на часто высказываемые опасения о кибербезопасности и защите личных данных, социальные сети, обладающие высоким кредитом доверия пользователей, становятся локусом самоорганизации представителей русского этноса.
2. Social media users pass the 4 billion mark as global adoption soars // We Are Social Inc. URL: >>>> (дата обращения: 15.01.2021).
9 Русские национальные и националистические сообщества сети ВКонтакте, объединенные по признаку самопричисления пользователей к данному этносу, выступают доступным для анализа архивом цифровых следов виртуальной русской этничности. Постоянное обращение к проблематике этничности, характерное для коммуникативных практик в этих сообществах, имплицитно актуализирует дискурс русского патриотизма, наделяя его связками представлений и смыслов в соответствии с ценностными ориентациями членов отдельных кластеров русских групп.
10 Для проведения систематического анализа дискурса патриотизма, сформированного в виртуальном пространстве русской этничности социальной сети ВКонтакте, был применен комплекс методов [Lee, 2000], получивший в англоязычной социологии наименование нереактивной (Non-reactive) стратегии исследования [Webb at el., 1966]. С помощью методов цифровой этнографии [Pink at el., 2016] и автоматизированного контент-анализа средствами SMM-сервисов были проанализированы архивы постов и комментариев пользователей десяти крупнейших русских сообществ ВКонтакте, включающие национал-патриотические группы с остро-политической повесткой дня (сообщества «Здоровая Русь – Россия, Украина, Беларусь», «Я русский» и др.); сообщества исторической направленности, в риторике которых довлеет тематика «Руси» и «Советского Союза» (например, «Православная Русь», «Святая Русь» и др.); объединения культурного характера, объединенные на основе сочетания представлений об этносе, религии и культурных достижениях русского народа (сообщества «Русская культура», «Русская душа || Святая Русь || История России» и др.).
11 Общее количество верифицированных индивидуальных пользователей сообществ данной выборки составило 1,07 млн человек. 19,1% пользователей участвовали в жизни русских сообществ в формате незаметного присутствия («read only»), 36,7% пользователей вошли в состав ядра целевой аудитории, генерирующего более 80% наблюдаемого контента сообществ. В качестве периода анализа был принят шестилетний срок с 1 января 2014 по 1 января 2020 гг., охватывающий временной промежуток наибольшей наблюдаемой активности пользователей (рис. 1).
12

Рис. 1. Динамика изменения численности верифицированных пользователей крупнейших русских этнических сообществ сети ВКонтакте с 2010 г. по настоящее время

13 Для сравнительного анализа изучаемого феномена использовался также метод анкетного опроса в пространстве Интернета. Выбор этой формы реализации классического исследования обусловлен затрудненностью очного контакта с респондентами в ситуации пандемии. Несмотря на известные недостатки интернет-опросов, связанные со спецификой выборки (преобладание активных пользователей, преимущественно с высшим образованием), удалось получить эмпирические факты, сопоставимые по важности с данными, выявленными в ходе применения нереактивной стратегии.
14 Общее число опрощенных составило 600 человек. В связи с целью исследования, направленной на изучение установок именно русских пользователей Сети, производился ремонт выборки, из которой были исключены респонденты, не указавшие свою национальную принадлежность либо указавшие не русскую национальность. Далее в ходе анализа рассматривались ответы 548 человек3.
3. Структура выборки такова: по половой принадлежности – 50,7% мужчин и 49,3% женщин; по возрастным группам – 16-30 лет 25,0%, 31-45 лет 25,0%, 46-60 лет 25,0% и старше 60 лет 25,0%; по уровню образования – имеющих среднее образование 9,2%, среднее специальное образование 20,7%, незаконченное высшее 8,7%, высшее – 61,5%.
15 Специфика опросного листа состояла в некотором предпочтении открытых вопросов и незаконченных предложений по сравнению с вопросами закрытого и полузакрытого типа (в примерной пропорции 3:2). Это дало возможность, во-первых, свободного изложения мнения в удобной для респондента форме, во-вторых, снизило эффект социальной желательности и, в-третьих, привело к лучшей сопоставимости с текстами членов национальных сообществ Сети. Ответы классифицировались посредством процедуры контент-анализа.
16

Результаты нереактивного исследования.

17 Систематическое осмысление коммуникативных практик, существующих в виртуальном пространстве русской этничности, позволяет сделать вывод о первостепенном значении разделяемых коллективных представлений в формировании групповых границ. Поскольку минимальной единицей выборки нашего онлайн-исследования служили русские сообщества, не индивидуальные пользователи, наиболее очевидным путем анализа стало выявление типичных коллективных представлений.
18 Формирование устойчивого виртуального сообщества, основанного на различных формах идентичности, неразрывно связано с необходимостью баланса между механизмами верификации предзаданной информации и высоким уровнем доверия среди членов группы. В этих условиях сходство представлений членов сообщества о себе – русских (авто-представления), и значимых других (гетеро-представления) выступает индикатором групповой идентичности.
19 Несмотря на принципиальные различия ценностных ориентаций, характерных для политико- и культурно-ориентированных русских сообществ сети ВКонтакте, именно представления о так называемом «русском патриотизме» оказались практически идентичны во всех изучаемых группах.
20 По данным контент-анализа, ежегодно от 8,3 до 12,1% постов в русских сообществах из анализируемой выборки были посвящены проблематике трактовки патриотизма, что свидетельствует о высоком уровне рефлексии, характерном для русских национальных и националистических групп. Максимальная концентрация цифровых следов, связанных с феноменом русского патриотизма, была отмечена в связи с обсуждением инициативы «Бессмертный полк» (в периоды ее проведения и контексте отвлеченного обсуждения).
21 Однако существует разница смыслового наполнения данного понятия и его классических трактовок. В связи с постоянной актуализацией дискурса этничности, характерной для изучаемых сообществ, наиболее распространенной смысловой связкой выступают словосочетания «русский патриот», «русская нация» и «русское отечество».
22 Углубленное изучение смыслового наполнения термина «русский патриот» демонстрирует, что его формулировка в абсолютном большинстве постов (87,3%) складывается из рекомбинации трех основных характеристик:
23 1. Любви/уважения к русскому народу.
24 2. Памяти/почтения к победам русского народа.
25 3. Интенции на помощь соотечественникам/братским народам.
26 Как следует из контекста высказываний, первоочередным акцентом в них выступает этническая принадлежность. В данной трактовке патриотизм становится любовью не к Отечеству в широком понимании слова (к России как государству), а к территории расселения русского этноса, к русским – как к государствообразующему народу России.
27 Парадоксальное совпадение коннотаций виртуального русского патриотизма с широким пониманием термина «национализм», на наш взгляд, оказывается не случайным.
28 Дискурс стигматизации национализма, фигурирующий, к примеру, в СМИ в связи с украинским конфликтом, создает существенные трудности для формирования границ русских виртуальных сообществ. Речь идет как об опасениях по поводу возможного уголовного преследования за проявления русского национализма в сети, так и о диссонансе самовосприятия, где любовь к собственной этнической группе может быть трактована и как крайне позитивное качество, и как часть негативного образа ксенофоба.
29 Именно поэтому, при всей подчеркнутой значимости патриотизма как одной из ключевых черт «мы»-концепции русских пользователей виртуального пространства, использование данного термина связано с рядом сопутствующих стратегий, сводящихся к обобщенным утверждениям, решающим задачу коллективного самооправдания:
30 1. «Русский патриотизм не основан на идее превосходства, у каждого народа есть свои сильные стороны, поэтому в некоторых аспектах мы объективно лучше других».
31 2. «Русский патриотизм не стремится к межнациональной розни. Мы не собирались в группы, чтобы кого-то ненавидеть, мы просто любим свой народ».
32 3. Русский патриотизм нельзя назвать националистическим или тем более нацистским, потому что мы придерживаемся умеренной позиции в своих оценках» [Федорова, 2019].
33 Как можно заметить на примере приведенных обобщенных высказываний, обращение к терминологии патриотизма выступает частью своеобразной шкалы допустимой идеологии, построенной на принципах противопоставления воззрений, одобряемых или не одобряемых в пределах изучаемой группы (рис. 2). Фактически речь идет о конвенциональном пересмотре стереотипной дихотомии «хороший патриотизм – плохой национализм» за счет разграничения умеренного и радикального национализма (механизм, используемый в более конформных русских сообществах) и добавления нового предельного значения шкалы, значимого в контексте русской истории, – фашизма/нацизма (механизм, характерный для сообществ националистического толка).
34

Рис. 2. Система оценки взглядов по отношению к русскому народу, распространенная в виртуальном пространстве этничности

35 Дальнейшая легитимация указанного разграничения обнаружена нами в процессе исследования коллективных представлений о значимых «других», а именно – на примере формирования образа «врагов русского народа». Как следует из данных контент-анализа, 67% упоминаний нацизма и/или крайних проявлений национализма сосредоточено в постах и комментариях, связанных с Украиной и используемых в отношении официальной украинской идеологии и «бандеровцев».
36

Результаты интернет-опроса: «патриот» vs «националист».

37 Во время проведения опроса при ответе на закрытый вопрос «Характерно ли для русских чувство патриотизма, национальная гордость?» были получены следующие (вполне ожидаемые) результаты: примерно 4/5 респондентов во всех возрастных группах посчитали, что патриотизм характерен для русского народа (табл. 1).
38

Таблица 1. Ответ на закрытый вопрос, характерны ли для русских патриотизм и национальная гордость % в возрастной группе

Возрастные группы, лет

Ответы 

Характерны

Не характерны

16–30

83

17

31–45

77

23

46–60

76

24

Старше 60

79

21

39 Дальнейшее сравнение образов «патриота» и «националиста» осуществлялось посредством анализа ответов на два незаконченных предложения: «Патриот – это тот, кто…» и «Националист – это тот, кто…».
40 По образу патриота было получено 493 ответа, которые классифицированы по трем контент-аналитическим рубрикам – «чувства» (66,8%), «поступки» (28,6%) и негативные коннотации (4,6%).
41 Чувства. Патриот, прежде всего, любит Родину, гордится ею, хранит ей верность, в трудных ситуациях сначала думает о России, а потом о себе, руководствуясь установкой «права она или не права, но это моя Родина». Обращают внимание развернутые ответы (ради такой реакции авторы предпочли открытую форму вопроса). Приведем наиболее показательные:
42 1. Патриот любит свой народ не для поста в сети, а простой человеческой любовью, потому что чувствует свои корни и связь с предками (мужчина, 35 лет).
43 2. Патриот независимо от внутренних проблем и внешнего давления всегда выбирает сторону своей страны, действуя на ее благо (мужчина, 43 года).
44 3. Патриот не кричит о своей любви и любит родину независимо от правительства и правителей (женщина, 68 лет)
45 4. Патриот любит страну, даже если она его не любит (мужчина, 20 лет).
46 Поступки. Патриот никогда не покинет Родину, даже понимая, что где-то «богаче и спокойнее». Он больше делает, чем говорит о своем патриотизме, готов на жертвы и лишения, а если понадобится, готов отдать жизнь за Россию, никогда ее не предаст.
47 1. Высший патриотизм – самопожертвование (женщина, 63 года).
48 2. Не бравирует своим отношением к России напоказ, а занимается реальными делами во благо (мужчина, 42 года).
49 3. Грамотно говорит по-русски, знает историю своей страны, бережет традиции и воспитывает в своих детях такое отношение к Родине (женщина, 32 года).
50 4. Строит свою страну, а не обсуждает соседский огород (мужчина, 24 года).
51 Негативные коннотации немногочисленны и отражают мнение противников существующей власти. Эти респонденты полагают, что патриот доверяет пропаганде, не хочет думать самостоятельно, молится на президента, «орет всем, что Россия – супер, а сам мечтает свалить».
52 Важно отметить, что у респондентов обоих полов примерно равное количество негативных высказываний сосредоточено в возрастных группах до 30, от 31 до 45 и старше 60 лет (в среднем по 6–7 высказываний на группу), в то время как респонденты в возрасте 46–60 лет вообще не использовали негативные коннотации.
53 По интерпретации респондентами образа националиста было получено также 493 ответа, которые классифицированы по трем контент-аналитическим рубрикам – положительные характеристики (26,6%), отрицательные характеристики (65,9%) и оценки (7,5%).
54 Каждый четвертый из числа респондентов приписывает националисту положительные качества, по смыслу совпадающие с интерпретацией образа патриота: националист любит свою страну и народ, уважает его, делает все для их блага, защищает Родину, готов постоять за честь страны, поддерживает политику государства. При этом несколько чаще (по сравнению с интерпретацией «образа» патриота) вместо понятия «Родина» или Россия фигурирует понятие «нация/народ». В частности, националист «считает русский народ основой государства», верит в свою нацию, гордится своим происхождением, чтит (превозносит) свой народ и т.п.
55 Отрицательные коннотации по содержанию носят нормативный характер: националист ненавидит другие народы, не уважает их, ставит свой народ выше других (установка этноцентризма), ценит национальность, а не гражданство, «под любовью к Родине скрывает ненависть к другим», делит всех на своих и чужих и т.п. Около 3% респондентов отмечают, что националист «прикрывается патриотизмом» и считает, что «все традиции и ценности служат объектом преклонения», поскольку «для него национальная принадлежность важнее качеств личности», «для националиста нация выше свободы». Примечательно, что ряд респондентов мужского пола (примерно 4% опрошенных) считают национализм радикальной формой патриотизма. («использует любовь к родине в низменных целях», склонен к «нездоровому обожанию своей страны», «извращает понятие Родина» и т.п.).
56 Оценки националиста носят главным образом бранный характер: это – «фанатик», «фашист», «расист», «примитив», «провокатор» и другие коннотации, распространенные в абсолютном большинстве случаев среди респондентов старше 30 лет.
57 Сопоставим модальные характеристики образов националиста и патриота, названные более чем 5% участников опроса.
58

Таблица 2. Модальные характеристики (% к числу опрошенных)

Характеристики патриота

%

Характеристики 

националиста

%

Любит Родину

45,7

Ставит свой народ выше других

19,2

Защищает от врагов

7,4

Ненавидит другие народы

10,4

Гордится Родиной

6,0

Любит свой народ

6,4

Работает во благо России

5,3

Не любит чужаков

5,7

Готов отдать жизнь

5,1

Защищает свой народ от врагов

5,5

Уважает

5,0

Нетерпим

5,2

59 Наиболее заметная оппозиция выявлена по категориям «Родина (отчизна)» и «народ (нация)», причем примерно для ¾ респондентов это различные смысловые категории, в то время как для ¼ части участников опроса эти понятия сливаются воедино. Данный факт в целом соответствует тенденции, выявленной при анализе виртуального пространства: для условного патриота ключевое понятие – «родина/отечество», для националиста – «нация/народ». В отличие от патриота националист, судя по данным опроса, интерпретирует представителей иной этнической группы чаще не как «других», а как «чужаков» или «врагов», формируя в своем сознании негативную дихотомию.
60 Насколько патриотизм является модальной чертой русского менталитета? Участникам опроса для оценки был предложен список 15-ти качеств, гипотетически присущих большинству русских людей. Из их числа респондентам предлагалось выбрать 5 наиболее характерных для русского человека и их самих. В результате чувство патриотизма в описании русского народа заняло 4-е место (71,8%) после доброты (77,2%), милосердия (76,5%) и терпеливости (74,0%). В то же время респонденты при описании качеств, присущим им самим, отмечали патриотизм значительно реже – 41,4% опрошенных посчитали самих себя патриотами. Более того, респонденты из старших возрастных групп «примеряли» на себя данное качество на 10-13% чаще, чем молодежь до 30 лет.
61 Судя по данным наших предыдущих исследований [Сикевич, 2005], доброта и терпеливость стабильно занимают ведущие места в описании респондентами свойств «русского национального характера». В то же время значимость патриотизма в последнее время заметно возросла, оттеснив на более дальние позиции, в частности, такие качества как «простота/простодушие» и «гостеприимство». Можно предположить, что этот сдвиг в системе ценностных установок обусловлен как событиями последнего десятилетия, так и усилением «анти-западнических» настроений, которые формирует санкционное давление и расширяющееся противостояние Россия и Запада (как реальное, так и мифологизированное). Симптоматично, что в ответах на открытые вопросы красной нитью проходит тема «унижения» России со стороны «западных партнеров».
62

Результаты интернет-опроса: патриот и Россия.

63

Итак, Россия воспринимается не только как Родина, объект любви и гордости ее граждан, но и как держава, противостоящая «проискам» недоброжелателей. Об этом свидетельствует контент-анализ характеристик, полученных в ходе классификации ответов на открытый вопрос «Напишите первых три слова, которые приходят в голову, когда слышите слово “Россия”». Примерно в каждом втором суждении понятие «Родина» соседствует с понятием «держава» или с такими атрибутами державности как величие, сила, непобедимость, несокрушимость, мощь, могущество и т.п.

64 Аналогичная тенденция выявлена и при анализе ответов на вопрос, «какие именно события в истории России вызывают чувство гордости». Участники опроса перечислили все сколько-нибудь значимые победы «русского оружия». Абсолютно первое место заняли победа в Великой Отечественной войне (74,7%), победа в Отечественной войне 1812 года (15,6%) и «все наши победы над врагами» (8,1%). Типичные развернутые ответы выглядят примерно так: «мы – великая страна, которая победила Орду, Наполеона и фашистов», «мы смогли объединить земли и народы в огромное государство и отстоять его назло врагам. Обращает внимание характерное «мы» – групповая идентификация народа с государством, распространенная и среди пользователей Интернета.
65 «Державная» установка обнаруживается и в списке исторических личностей, которые вызывают у респондентов положительные чувства: Петр I («разбил шведов», «завоевал Прибалтику») – 44,1%; Екатерина II («завоевала Крым») – 9,0%, Суворов (9,0%); Жуков (6,3%); Кутузов (5,5%). Перечень исторических деятелей на три четверти состоит из имен великих князей, императоров, генсеков и генералов. Учитывая, что, по мнению участников опроса, русских объединяет, прежде всего, наряду с русским языком (4,5 балла) историческое прошлое (4,2 балла), очевидно, что национальная консолидация носит преимущественно державно-милитаристский характер.
66 В каждом третьем-четвертом ответе в качестве еще одного определения России фигурирует указание на ее масштаб.
67 Доминирование в образе «России» атрибуций, связанных с ее восприятием как Родины, державы и пространства/природы, является чрезвычайно устойчивым и прослеживается с 1996 г., когда аналогичный вопрос был впервые включен нами в опросный лист. Ассоциации с предметным миром, географическими объектами, историей, культурой и экономикой значительно менее частотны (табл. 3).
68

Таблица 3. Восприятие России (% ответов)

 

Рубрики контент-анализа

Доли ответов

Государственность и ее атрибуты

29,9

Родина и ее восприятие

18,1

Природа и географические объекты

12,8

Пространство и его масштаб

12,3

Негативные оценки

10,2

Народ и его менталитет

6,8

История и культура

4,4

Персоналии

3,3

Предметный мир

2,2

69 Правда, у каждого десятого участника опроса в связи с образом России возникают негативные оценки деятельности государства или негативные чувства по отношении к России. Показательно, что те же респонденты реагировали аналогичным образом на понятие «патриот». Типичный для них ассоциативный ряд выглядит следующим образом: «Все плохо, диктатура, развал» или «Безработица, воровство, хамство».
70 Вопреки возможным предположениям, данный набор негативных характеристик не имеет, по нашим наблюдениям, половозрастной обусловленности. Согласно данным контент-анализа, целостно-негативное восприятие страны и своего народа было отмечено примерно в равных долях у представителей всех возрастов. Более того, не было обнаружено свидетельств так называемой женской конформности, выявленной нами ранее в ходе исследования национальных групп сети ВКонтакте.
71 При анализе массива ответов в целом соотношение условно положительных или нейтральных атрибуций образа «России» по сравнению с отрицательными можно представить в виде пропорции 9:1. Это подтверждает список наиболее частотных характеристик (табл. 4).
72

Таблица 4. Модальные атрибуции России(% к числу опрошенных)

Модальные характеристики

%

Родина 

18,7

Огромная, бескрайняя

13,9

Великая 

12,8

Гордость 

10,1

Могучая, могущественная

9,6

Держава, державность 

9,4

Страна 

8,0

Москва 

5,7

Путин 

5,5

Бедность, нищета 

5,5

Любимая 

5,4

Сильная 

5,4

Леса, березы

5,0

Наша, мы

5,0

Народ, русский народ

5,0

73

Результаты интернет-опроса: патриот vs гражданин.

74 Логично предположить, что на уровне рефлексии любовь к своей стране как к Родине и некоему пространству соотносится с гражданской идентичностью, формируя ассоциативный ряд «патриот – гражданин». Это подтверждают данные ранжирования участниками опроса собственных идентичностей: граждане России (2,4), русские (2,6), православные христиане (3,4), славяне (3,9) жители своего города/села (4,3), европейцы (4,7).
75 Как видно, оппозицией по групповой самоидентификации являются гражданская (национальная) и европейская принадлежности. Эта оппозиция устойчива: в наших предыдущих исследованиях гражданская и европейская идентичности всегда были полюсами системы идентификаций. Обращает внимание, что этническая принадлежность в ранговом выражении практически совпадает с гражданской, косвенно указывая на частичное «наложение» категорий этничности и гражданства. Аналогичный факт обнаружен и при анализе русских групп в виртуальном пространстве.
76 В каких случаях человек чувствует себя гражданином России? Так было сформулировано незаконченное предложение в тексте опросного листа. В среднем каждый 6-й (16,5%) испытывает это чувство всегда. Примерно для половины опрошенных пользователей Интернета это чаще всего формальный повод (предъявление паспорта или других документов, участие в выборах, служба в армии, уплата налогов и т.п.). Для каждого третьего респондента (33,8%) гражданские чувства вызывают события личной жизни (участие в праздновании 9 мая и шествии «Бессмертного полка», просмотр радио- и телепередач и, в особенности, выезд за границу). Для каждого десятого (9,8%) поводом актуализации гражданской идентичности служат нападки на Россию, ее унижение, очернение и охаивание. Почти столько же респондентов (8,9%) чувствуют себя гражданами России, когда «любуются природой», «просторами полей», смотрят на карту. Очевидно, что природно-пространственное восприятие России сохраняется и при иной формулировке вопроса, фактически на равных конкурируя в сознании с «державными» и охранительными установками.
77 У 14,6% их гражданская принадлежность вызывает негативные эмоции, сопоставимые с теми, которые ранее выявились в связи с понятием «патриот» и ассоциативным рядом по поводу России. Их не устраивает коррупция, высокие налоги, всякого рода штрафы, что они «живут хуже европейцев», что «ездят по колдобинам», что «их мнение не принимается в расчет». Представители разных возрастных групп примерно в равной степени подвержены негативным эмоциям, связанным с гражданской идентичностью. Принципиальные различия наблюдаются в причинах недовольств: в то время как представители молодежи до 30 лет связывают свой негатив с геополитическими изменениями, а также с действиями верховной власти, люди 31–60 лет чаще отмечали сравнительную бедность России и непомерные налоги. Абсолютное большинство ответов респондентов в возрасте от 60 лет связано с «нищенской пенсией» и «необходимостью считать копейки». Тем не менее во всех указанных половозрастных группах «выходят на протесты» 1,3% недовольных участников данного опроса: доминирует «пассивное неприятие» над «активным действием».
78

Выводы.

79 Исследование показало, что эмпирические факты нереактивного исследования и классического опроса одинаково характеризуют следующие типичные коллективные представления.
80 Составляющие дихотомической пары «русский патриот – русский националист» не интерпретируются как полярные по смыслу категории. По мнению членов русских групп Интернета и участников опроса, они по содержанию частично пересекаются или совпадают. Эта тенденция сильнее проявляется в виртуальном пространстве, где слабее влияние эффекта социальной желательности и нормативности.
81 Активное преодоление стигматизации национализма в сообществах виртуального пространства русской этничности осуществляется за счет формирования новых дихотомических связей. В частности, «правильный» русский национализм, служащий групповому сплочению, противопоставляется участниками националистических интернет-групп идеологиям фашизма и нацизма.
82 Смысловая связка «русский патриот – русское отечество (Россия)» по направленности и содержанию, как в нереактивном, так и в классическом исследовании, сходна. Речь идет о любви к Родине, национальной гордости и готовности поддержать соотечественников (братские народы). При этом чувства по отношению к Родине проявляются сильнее, чем готовность к действиям и сами действия во благо России. Родина для подавляющего числа участников как групп Интернета, так и опроса, – это великая держава с соответствующими ее статусу атрибутами, а также пространство, освоенное народом. Характеристики, связанные с экономикой, культурой и религией, присутствуют в обоих случаях в минимальном количестве.
83 Национальную гордость вызывают события, почти исключительно связанные с победами России над врагами, что соответствует восприятию страны как великой державы. В определенной мере это объясняется содержанием школьных учебников по истории, а также идеологическим воздействием государственных СМИ. Однако обнаруженная тенденция по объему и устойчивости превышает институциональное влияние и является следствием самостоятельного выбора. Можно предположить, что этот выбор в известной мере обусловлен расширяющейся геополитической дистанцией по линии «Россия – Запад» и выполняет для национального самосознания охранительную функцию.
84 Негативная трактовка понятий «патриот», «гражданин» и «Россия» свойственна примерно десятой части участников опроса, которые воспринимают патриотизм как верность власти и оправдание любой ее деятельности. Для этого контингента «внутренних эмигрантов» гражданство – не более чем наличие российского паспорта, а Россия – страна проживания. Примечательно, ни один из членов этой подгруппы участников опроса не назвал Россию родиной, отчизной, идентифицируя ее исключительно с властью или отдельными ее представителями («путинская Россия», «вотчина едро» и т.п.). Напротив, в нереактивном исследовании тождество понятий «Россия» и «Родина» отмечено даже у представителей леворадикального крыла националистических групп.
85 Субъектные характеристики (пол, возраст), судя по корреляционным плеядам и коэффициенту сопряженности, влияют на содержание ответов минимально. На наш взгляд, это связано со спецификой выборки опроса и составу участников русских групп Интернета. Понятно, желание ответить на довольно объемную анкету возникает лишь у лиц с устойчивой и актуализированной в сознании этнической и национальной идентичностью. Аналогично можно объяснить желание включиться в состав национальной группы в Интернете. Как показывают наши исследования [Сикевич, 2012], национальное самосознание относится к феноменам, которые обладают целостной природой и слабо структурированы по факторной обусловленности.

Библиография

1. Воробьев В.П., Еремина Е.В., Неделько С.И. Символы российской государственности в сознании студенческой молодежи // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 117–127.

2. Кузнецов И.М. Вариативность дискурсов патриотизма в повседневном сознании россиян // Власть. 2016. Т. 24. № 7. С. 164–171.

3. Лубский А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 23. № 1. С. 42–59.

4. Мадинье Г. Сознание и любовь. Очерк понятия «мы». М.: ИНИОН, 1995.

5. Мартынов М.Ю. Заметки о понятиях «патриотизм» и «национализм»// Социологические исследования. 2009. № 11. С. 138–141.

6. Романовская В.Б., Сальников В.П. Поиск национальной идеи в многополярном мире // Правовое поле современной экономики. 2015. № 7. С. 44–50.

7. Сикевич З.В. Этнические парадоксы и культурные конфликты в российском обществе. СПб.: СПбГУ, 2012.

8. Сикевич З.В., Крокинская О.К., Поссель Ю.А. Социальное бессознательное. СПб.: Питер, 2005.

9. Сикевич З.В., Федорова А.А. К проблеме соотношения реальной и виртуальной этничности // Социодинамика. 2018. № 8. С. 43–49.

10. Федорова А.А. Сетевые репрезентации этнонациональных групп в виртуальном пространстве русской этничности: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. СПб.: Фалкон Принт, 2019.

11. Халий И.А. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 67–74.

12. Шматько О.Н., Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Актуальные вопросы патриотического воспитания в студенческой среде // Вестник АПК Ставрополья. 2016. № 3 (23). С. 149–151.

13. Lee R. Unobtrusive methods in social research. Buckingham: Open University Press. 2000.

14. Pink S., Horst H., Postill J. Digital ethnography: Principles and practices. Los Angeles: Sage Publications Limited, 2016.

15. Saunders R. Ethnopolitics in Cyberspace: The Internet, Minority Nationalism, and the Web of Identity. Lanham, MD: Lexington Books, 2011.

16. Sekerdej M., Roccas S. Love versus loving criticism: Disentangling conventional and constructive patriotism // British Journal of Social Psychology. 2016. № 55(3); 499–521.

17. Webb E., Campbell D., Schwartz R. Unobtrusive measures: Nonreactive research in the social sciences. Chicago, IL: Rand McNally, 1966.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести