Русский
English
en
Русский
ru
О журнале
Архив
Контакты
Везде
Везде
Автор
Заголовок
Текст
Ключевые слова
Искать
Главная
>
Номер 6
>
Не образованием едины: разнообразие, дискуссия, сообщество
Не образованием едины: разнообразие, дискуссия, сообщество
Оглавление
Аннотация
Оценить
Содержание публикации
Библиография
Комментарии
Поделиться
Метрика
Не образованием едины: разнообразие, дискуссия, сообщество
6
Не образованием едины: разнообразие, дискуссия, сообщество
Екатерина Попова
Аннотация
Код статьи
S013216250014509-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Попова Екатерина Сергеевна
Связаться с автором
ORCID:
0000-0002-9808-3152
Должность: вед. науч. сотр.
Аффилиация:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Номер 6
Страницы
158-159
Аннотация
Классификатор
Получено
29.06.2021
Дата публикации
29.06.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
39
Оценка читателей
0.0
(0 голосов)
Цитировать
Скачать pdf
Скачать JATS
ГОСТ
Попова Е. С. Не образованием едины: разнообразие, дискуссия, сообщество // Социологические исследования. – 2021. – Номер 6 C. 158-159 . URL: https://socisras.ru/s013216250014509-2-1/?version_id=94417. DOI: 10.31857/S013216250014509-2
MLA
Popova, Ekaterina "United not by Education: Diversity, Discussion, Community."
Sotsialogicheski issledovania.
6 (2021).:158-159. DOI: 10.31857/S013216250014509-2
APA
Popova E. (2021). United not by Education: Diversity, Discussion, Community.
Sotsialogicheski issledovania.
no. 6, pp.158-159 DOI: 10.31857/S013216250014509-2
Содержание публикации
1
Ежегодное заседание круглого стола «Российское образование сегодня» продолжает свою работу. Идея научных семинаров зародилась в Отделе социологии образования ИС ФНИСЦ РАН в 2008 г. и проводится при поддержке ИС ФНИСЦ РАН, ИК «Социология образования» РОС и журнала «Социологические исследования», под руководством проф. Д.Л. Константиновского. Мероприятие направлено на развитие профессионального сообщества, формирование экспертной и разносторонней дискуссии об актуальных проблемах современного российского образования, привлечение внимания широкой аудитории к социологическому анализу ситуации и поиск возможных практических рекомендаций.
Ежегодное заседание круглого стола «Российское образование сегодня» продолжает свою работу. Идея научных семинаров зародилась в Отделе социологии образования ИС ФНИСЦ РАН в 2008 г. и проводится при поддержке ИС ФНИСЦ РАН, ИК «Социология образования» РОС и журнала «Социологические исследования», под руководством проф. Д.Л. Константиновского. Мероприятие направлено на развитие профессионального сообщества, формирование экспертной и разносторонней дискуссии об актуальных проблемах современного российского образования, привлечение внимания широкой аудитории к социологическому анализу ситуации и поиск возможных практических рекомендаций.
Ежегодное заседание круглого стола «Российское образование сегодня» продолжает свою работу. Идея научных семинаров зародилась в Отделе социологии образования ИС ФНИСЦ РАН в 2008 г. и проводится при поддержке ИС ФНИСЦ РАН, ИК «Социология образования» РОС и журнала «Социологические исследования», под руководством проф. Д.Л. Константиновского. Мероприятие направлено на развитие профессионального сообщества, формирование экспертной и разносторонней дискуссии об актуальных проблемах современного российского образования, привлечение внимания широкой аудитории к социологическому анализу ситуации и поиск возможных практических рекомендаций.
2
Анализ тематического репертуара докладов участников в динамике лет показал, что в фокусе внимания исследователей находятся аспекты общего, среднего и высшего профессионального образования. Интерес к проблемам дошкольного образования не только с позиции социологии образования, но также психологии и социологии детства стабилен и ежегодно составляет десятую часть выступлений. С 2016 г. вслед за изменениями тенденций в образовательных и профессиональных траекториях молодёжи (охват программами среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена превысил охват программами высшего образования и продолжает расти) увеличивается и интерес участников круглого стола к мотивации выбора профессии, трудоустройству, социальному самочувствию выпускников среднего профессионального образования.
Анализ тематического репертуара докладов участников в динамике лет показал, что в фокусе внимания исследователей находятся аспекты общего, среднего и высшего профессионального образования. Интерес к проблемам дошкольного образования не только с позиции социологии образования, но также психологии и социологии детства стабилен и ежегодно составляет десятую часть выступлений. С 2016 г. вслед за изменениями тенденций в образовательных и профессиональных траекториях молодёжи (охват программами среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена превысил охват программами высшего образования и продолжает расти) увеличивается и интерес участников круглого стола к мотивации выбора профессии, трудоустройству, социальному самочувствию выпускников среднего профессионального образования.
Анализ тематического репертуара докладов участников в динамике лет показал, что в фокусе внимания исследователей находятся аспекты общего, среднего и высшего профессионального образования. Интерес к проблемам дошкольного образования не только с позиции социологии образования, но также психологии и социологии детства стабилен и ежегодно составляет десятую часть выступлений. С 2016 г. вслед за изменениями тенденций в образовательных и профессиональных траекториях молодёжи (охват программами среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена превысил охват программами высшего образования и продолжает расти) увеличивается и интерес участников круглого стола к мотивации выбора профессии, трудоустройству, социальному самочувствию выпускников среднего профессионального образования.
3
В ходе заседаний рассматриваются отдельные профессиональные группы – воспитатели, учителя, педагоги. Многомерность анализа пролегает на стыке социологии образования и социологии профессий. Роль значимого другого в трансформирующемся процессе социализации современной молодёжи и риски эмоционального выгорания, связанные с характером профессии, спецификой функционирования образовательной системы – главные сюжеты обсуждений участников в период с 2015 по 2019 гг.
В ходе заседаний рассматриваются отдельные профессиональные группы – воспитатели, учителя, педагоги. Многомерность анализа пролегает на стыке социологии образования и социологии профессий. Роль значимого другого в трансформирующемся процессе социализации современной молодёжи и риски эмоционального выгорания, связанные с характером профессии, спецификой функционирования образовательной системы – главные сюжеты обсуждений участников в период с 2015 по 2019 гг.
В ходе заседаний рассматриваются отдельные профессиональные группы – воспитатели, учителя, педагоги. Многомерность анализа пролегает на стыке социологии образования и социологии профессий. Роль значимого другого в трансформирующемся процессе социализации современной молодёжи и риски эмоционального выгорания, связанные с характером профессии, спецификой функционирования образовательной системы – главные сюжеты обсуждений участников в период с 2015 по 2019 гг.
4
Участники, в первую очередь, концентрируют своё внимание на образовании как на социальном институте и сфере социального поведения населения, но на деле дискуссия куда разнообразней – рассматриваются социальные связи самого образования с функционированием общества. В докладах участников круглого стола «Не образованием едины» затрагивались: образовательная среда учащегося, под которой понимается только инфраструктурная составляющая; финансирование, материально-техническое оснащение и территориальная доступность образовательных организаций. Анализировались связи социального поведения молодёжи в сфере образования с социальным и культурным капиталом родителей, семьи, старшего поколения, с определёнными ролевыми моделями и паттернами поведения, социальными практиками внеучебной деятельности и участия в дополнительном образовании.
Участники, в первую очередь, концентрируют своё внимание на образовании как на социальном институте и сфере социального поведения населения, но на деле дискуссия куда разнообразней – рассматриваются социальные связи самого образования с функционированием общества. В докладах участников круглого стола «Не образованием едины» затрагивались: образовательная среда учащегося, под которой понимается только инфраструктурная составляющая; финансирование, материально-техническое оснащение и территориальная доступность образовательных организаций. Анализировались связи социального поведения молодёжи в сфере образования с социальным и культурным капиталом родителей, семьи, старшего поколения, с определёнными ролевыми моделями и паттернами поведения, социальными практиками внеучебной деятельности и участия в дополнительном образовании.
Участники, в первую очередь, концентрируют своё внимание на образовании как на социальном институте и сфере социального поведения населения, но на деле дискуссия куда разнообразней – рассматриваются социальные связи самого образования с функционированием общества. В докладах участников круглого стола «Не образованием едины» затрагивались: образовательная среда учащегося, под которой понимается только инфраструктурная составляющая; финансирование, материально-техническое оснащение и территориальная доступность образовательных организаций. Анализировались связи социального поведения молодёжи в сфере образования с социальным и культурным капиталом родителей, семьи, старшего поколения, с определёнными ролевыми моделями и паттернами поведения, социальными практиками внеучебной деятельности и участия в дополнительном образовании.
5
Пока почти не представлены в тематическом репертуаре докладов постдипломное, непрерывное образование и образование на протяжении всей жизни. Возможной причиной может служить немногочисленность группы населения, участвующей в формальном непрерывном образовании – по статистическим данным, не более 8% от численности респондентов от 25 до 84 лет в период с 2006 по 2017 гг.
1
.
1. Индикаторы образования: 2020: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2020.
Пока почти не представлены в тематическом репертуаре докладов постдипломное, непрерывное образование и образование на протяжении всей жизни. Возможной причиной может служить немногочисленность группы населения, участвующей в формальном непрерывном образовании – по статистическим данным, не более 8% от численности респондентов от 25 до 84 лет в период с 2006 по 2017 гг.<sup>1</sup>.
Пока почти не представлены в тематическом репертуаре докладов постдипломное, непрерывное образование и образование на протяжении всей жизни. Возможной причиной может служить немногочисленность группы населения, участвующей в формальном непрерывном образовании – по статистическим данным, не более 8% от численности респондентов от 25 до 84 лет в период с 2006 по 2017 гг.<sup>1</sup>.
1. Индикаторы образования: 2020: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2020.
6
Также перспективным полем для будущих дискуссий представляются ещё не получившие широкого освещения в рамках работы круглого стола аспекты текущего положения молодёжи на рынке труда, прекаризация молодёжной занятости и ситуация безработицы.
Также перспективным полем для будущих дискуссий представляются ещё не получившие широкого освещения в рамках работы круглого стола аспекты текущего положения молодёжи на рынке труда, прекаризация молодёжной занятости и ситуация безработицы.
Также перспективным полем для будущих дискуссий представляются ещё не получившие широкого освещения в рамках работы круглого стола аспекты текущего положения молодёжи на рынке труда, прекаризация молодёжной занятости и ситуация безработицы.
7
Одно из неоспоримых преимуществ круглого стола «Российское образование сегодня» – синергетический эффект академического осмысления теоретических положений социологии образования с практикой исследований и собственно практикой образования, широкое обсуждение результатов, теории и методологии исследовательских проектов как внутри профессионального сообщества, так и вне его с преподавателями и руководителями образовательных организаций.
Одно из неоспоримых преимуществ круглого стола «Российское образование сегодня» – синергетический эффект академического осмысления теоретических положений социологии образования с практикой исследований и собственно практикой образования, широкое обсуждение результатов, теории и методологии исследовательских проектов как внутри профессионального сообщества, так и вне его с преподавателями и руководителями образовательных организаций.
Одно из неоспоримых преимуществ круглого стола «Российское образование сегодня» – синергетический эффект академического осмысления теоретических положений социологии образования с практикой исследований и собственно практикой образования, широкое обсуждение результатов, теории и методологии исследовательских проектов как внутри профессионального сообщества, так и вне его с преподавателями и руководителями образовательных организаций.
8
Широкая представленность исследователей и практиков на заседаниях КС обеспечена благодаря поддержанию сети профессиональных контактов ИК «Социология образования» РОС на межрегиональном уровне. КС представлен на сайте ИС ФНИСЦ РАН самостоятельной интернет-страницей
2
, где публикуются отчёты о заседаниях и обсуждаемые материалы.
2. Круглый стол «Российское образование сегодня». URL:
>>>>
(дата обращения: 15.03.2021).
Широкая представленность исследователей и практиков на заседаниях КС обеспечена благодаря поддержанию сети профессиональных контактов ИК «Социология образования» РОС на межрегиональном уровне. КС представлен на сайте ИС ФНИСЦ РАН самостоятельной интернет-страницей<sup>2</sup>, где публикуются отчёты о заседаниях и обсуждаемые материалы.
Широкая представленность исследователей и практиков на заседаниях КС обеспечена благодаря поддержанию сети профессиональных контактов ИК «Социология образования» РОС на межрегиональном уровне. КС представлен на сайте ИС ФНИСЦ РАН самостоятельной интернет-страницей<sup>2</sup>, где публикуются отчёты о заседаниях и обсуждаемые материалы.
2. Круглый стол «Российское образование сегодня». URL: <a target=_blank href="http://obrazovanie_21.tilda.ws">>>>></a> (дата обращения: 15.03.2021).
9
При всей непредсказуемости и нестабильности современного мира работа круглого стола демонстрирует устойчивость и стабильность как в составе постоянных участников, так и в тенденции привлекать новых исследователей и практиков образовательной реальности. Примечательно, что ежегодно растет доля молодых учёных, аспирантов и соискателей, вовлечённых в дискуссию. Темой заседания в 2021 г. стали новые вызовы и возможные пути их преодоления. Ввиду большого числа желающих вместо традиционного одного дня мероприятие прошло в формате двухдневного вебинара (3 и 4 марта), в работе которого приняли участие 25 докладчиков и 50 слушателей из Москвы, Йошкар-Олы, Нальчика, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова и Тюмени.
При всей непредсказуемости и нестабильности современного мира работа круглого стола демонстрирует устойчивость и стабильность как в составе постоянных участников, так и в тенденции привлекать новых исследователей и практиков образовательной реальности. Примечательно, что ежегодно растет доля молодых учёных, аспирантов и соискателей, вовлечённых в дискуссию. Темой заседания в 2021 г. стали новые вызовы и возможные пути их преодоления. Ввиду большого числа желающих вместо традиционного одного дня мероприятие прошло в формате двухдневного вебинара (3 и 4 марта), в работе которого приняли участие 25 докладчиков и 50 слушателей из Москвы, Йошкар-Олы, Нальчика, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова и Тюмени.
При всей непредсказуемости и нестабильности современного мира работа круглого стола демонстрирует устойчивость и стабильность как в составе постоянных участников, так и в тенденции привлекать новых исследователей и практиков образовательной реальности. Примечательно, что ежегодно растет доля молодых учёных, аспирантов и соискателей, вовлечённых в дискуссию. Темой заседания в 2021 г. стали новые вызовы и возможные пути их преодоления. Ввиду большого числа желающих вместо традиционного одного дня мероприятие прошло в формате двухдневного вебинара (3 и 4 марта), в работе которого приняли участие 25 докладчиков и 50 слушателей из Москвы, Йошкар-Олы, Нальчика, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова и Тюмени.
10
Сквозным сюжетом обсуждения стали переход на дистанционное, онлайн-обучение, вынужденная цифровизация всех уровней образовательной системы, те преимущества и сложности, что стали очевидны. Ведь пандемия лишь усилила те процессы, которые шли до этого.
Сквозным сюжетом обсуждения стали переход на дистанционное, онлайн-обучение, вынужденная цифровизация всех уровней образовательной системы, те преимущества и сложности, что стали очевидны. Ведь пандемия лишь усилила те процессы, которые шли до этого.
Сквозным сюжетом обсуждения стали переход на дистанционное, онлайн-обучение, вынужденная цифровизация всех уровней образовательной системы, те преимущества и сложности, что стали очевидны. Ведь пандемия лишь усилила те процессы, которые шли до этого.
11
На заседании проанализированы реакция мира на эпидемию вообще и на ситуацию в образовании, формализованные и не формализованные практики цифровизации, рассмотрена возможность изучения перехода на «дистанционное обучение» как индикатора степени соответствия российского образования стратегическим задачам научно-технологического развития РФ. Обсуждалась необходимость смены управленческой парадигмы в формировании личности не только с учётом отечественной специфики, но и в разрезе международных сопоставлений. В частности, была высказана обеспокоенность проявлениями девиации в подростковой субкультуре, весьма частая неготовность образовательной и социальной среды учащегося включаться в онлайн-формат, трансформация классических для социологии образования барьеров в доступе к образованию, изменение обобщённого доверия к социальным институтам и, как возможное следствие, возникающее разочарование молодёжи в образовании и профессии.
На заседании проанализированы реакция мира на эпидемию вообще и на ситуацию в образовании, формализованные и не формализованные практики цифровизации, рассмотрена возможность изучения перехода на «дистанционное обучение» как индикатора степени соответствия российского образования стратегическим задачам научно-технологического развития РФ. Обсуждалась необходимость смены управленческой парадигмы в формировании личности не только с учётом отечественной специфики, но и в разрезе международных сопоставлений. В частности, была высказана обеспокоенность проявлениями девиации в подростковой субкультуре, весьма частая неготовность образовательной и социальной среды учащегося включаться в онлайн-формат, трансформация классических для социологии образования барьеров в доступе к образованию, изменение обобщённого доверия к социальным институтам и, как возможное следствие, возникающее разочарование молодёжи в образовании и профессии.
На заседании проанализированы реакция мира на эпидемию вообще и на ситуацию в образовании, формализованные и не формализованные практики цифровизации, рассмотрена возможность изучения перехода на «дистанционное обучение» как индикатора степени соответствия российского образования стратегическим задачам научно-технологического развития РФ. Обсуждалась необходимость смены управленческой парадигмы в формировании личности не только с учётом отечественной специфики, но и в разрезе международных сопоставлений. В частности, была высказана обеспокоенность проявлениями девиации в подростковой субкультуре, весьма частая неготовность образовательной и социальной среды учащегося включаться в онлайн-формат, трансформация классических для социологии образования барьеров в доступе к образованию, изменение обобщённого доверия к социальным институтам и, как возможное следствие, возникающее разочарование молодёжи в образовании и профессии.
12
Исследователи озабочены как текущим положением, так и перспективами, их беспокоят: новые тенденции в дошкольном образовании, изменения, которые ждут образование детей; какого профессионала будущего готовит российское профессиональное образование, какого рода барьеры, риски, конфликты ожидают отечественное образование в условиях цифровой неопределённости.
Исследователи озабочены как текущим положением, так и перспективами, их беспокоят: новые тенденции в дошкольном образовании, изменения, которые ждут образование детей; какого профессионала будущего готовит российское профессиональное образование, какого рода барьеры, риски, конфликты ожидают отечественное образование в условиях цифровой неопределённости.
Исследователи озабочены как текущим положением, так и перспективами, их беспокоят: новые тенденции в дошкольном образовании, изменения, которые ждут образование детей; какого профессионала будущего готовит российское профессиональное образование, какого рода барьеры, риски, конфликты ожидают отечественное образование в условиях цифровой неопределённости.
13
При всей неоднозначности обнаруживаемых социальных проблем в образовании участники заседания сошлись на том, что при эффективном управлении, основанном на данных, кризисная ситуация может послужить источником создания новых точек роста, формирования поля дополнительных возможностей для формирования человеческого капитала и профессионального развития молодого поколения.
При всей неоднозначности обнаруживаемых социальных проблем в образовании участники заседания сошлись на том, что при эффективном управлении, основанном на данных, кризисная ситуация может послужить источником создания новых точек роста, формирования поля дополнительных возможностей для формирования человеческого капитала и профессионального развития молодого поколения.
При всей неоднозначности обнаруживаемых социальных проблем в образовании участники заседания сошлись на том, что при эффективном управлении, основанном на данных, кризисная ситуация может послужить источником создания новых точек роста, формирования поля дополнительных возможностей для формирования человеческого капитала и профессионального развития молодого поколения.
Комментарии
Сообщения не найдены
Написать отзыв
Перевести
Авторизация
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация
Войти через
Комментарии
Сообщения не найдены