Не образованием едины: разнообразие, дискуссия, сообщество
Не образованием едины: разнообразие, дискуссия, сообщество
Аннотация
Код статьи
S013216250014509-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Попова Екатерина Сергеевна 
Должность: вед. науч. сотр.
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
158-159
Аннотация

   

Классификатор
Получено
29.06.2021
Дата публикации
29.06.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
39
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Ежегодное заседание круглого стола «Российское образование сегодня» продолжает свою работу. Идея научных семинаров зародилась в Отделе социологии образования ИС ФНИСЦ РАН в 2008 г. и проводится при поддержке ИС ФНИСЦ РАН, ИК «Социология образования» РОС и журнала «Социологические исследования», под руководством проф. Д.Л. Константиновского. Мероприятие направлено на развитие профессионального сообщества, формирование экспертной и разносторонней дискуссии об актуальных проблемах современного российского образования, привлечение внимания широкой аудитории к социологическому анализу ситуации и поиск возможных практических рекомендаций.
2 Анализ тематического репертуара докладов участников в динамике лет показал, что в фокусе внимания исследователей находятся аспекты общего, среднего и высшего профессионального образования. Интерес к проблемам дошкольного образования не только с позиции социологии образования, но также психологии и социологии детства стабилен и ежегодно составляет десятую часть выступлений. С 2016 г. вслед за изменениями тенденций в образовательных и профессиональных траекториях молодёжи (охват программами среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена превысил охват программами высшего образования и продолжает расти) увеличивается и интерес участников круглого стола к мотивации выбора профессии, трудоустройству, социальному самочувствию выпускников среднего профессионального образования.
3 В ходе заседаний рассматриваются отдельные профессиональные группы – воспитатели, учителя, педагоги. Многомерность анализа пролегает на стыке социологии образования и социологии профессий. Роль значимого другого в трансформирующемся процессе социализации современной молодёжи и риски эмоционального выгорания, связанные с характером профессии, спецификой функционирования образовательной системы – главные сюжеты обсуждений участников в период с 2015 по 2019 гг.
4 Участники, в первую очередь, концентрируют своё внимание на образовании как на социальном институте и сфере социального поведения населения, но на деле дискуссия куда разнообразней – рассматриваются социальные связи самого образования с функционированием общества. В докладах участников круглого стола «Не образованием едины» затрагивались: образовательная среда учащегося, под которой понимается только инфраструктурная составляющая; финансирование, материально-техническое оснащение и территориальная доступность образовательных организаций. Анализировались связи социального поведения молодёжи в сфере образования с социальным и культурным капиталом родителей, семьи, старшего поколения, с определёнными ролевыми моделями и паттернами поведения, социальными практиками внеучебной деятельности и участия в дополнительном образовании.
5 Пока почти не представлены в тематическом репертуаре докладов постдипломное, непрерывное образование и образование на протяжении всей жизни. Возможной причиной может служить немногочисленность группы населения, участвующей в формальном непрерывном образовании – по статистическим данным, не более 8% от численности респондентов от 25 до 84 лет в период с 2006 по 2017 гг.1.
1. Индикаторы образования: 2020: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2020.
6 Также перспективным полем для будущих дискуссий представляются ещё не получившие широкого освещения в рамках работы круглого стола аспекты текущего положения молодёжи на рынке труда, прекаризация молодёжной занятости и ситуация безработицы.
7 Одно из неоспоримых преимуществ круглого стола «Российское образование сегодня» – синергетический эффект академического осмысления теоретических положений социологии образования с практикой исследований и собственно практикой образования, широкое обсуждение результатов, теории и методологии исследовательских проектов как внутри профессионального сообщества, так и вне его с преподавателями и руководителями образовательных организаций.
8 Широкая представленность исследователей и практиков на заседаниях КС обеспечена благодаря поддержанию сети профессиональных контактов ИК «Социология образования» РОС на межрегиональном уровне. КС представлен на сайте ИС ФНИСЦ РАН самостоятельной интернет-страницей2, где публикуются отчёты о заседаниях и обсуждаемые материалы.
2. Круглый стол «Российское образование сегодня». URL: >>>> (дата обращения: 15.03.2021).
9 При всей непредсказуемости и нестабильности современного мира работа круглого стола демонстрирует устойчивость и стабильность как в составе постоянных участников, так и в тенденции привлекать новых исследователей и практиков образовательной реальности. Примечательно, что ежегодно растет доля молодых учёных, аспирантов и соискателей, вовлечённых в дискуссию. Темой заседания в 2021 г. стали новые вызовы и возможные пути их преодоления. Ввиду большого числа желающих вместо традиционного одного дня мероприятие прошло в формате двухдневного вебинара (3 и 4 марта), в работе которого приняли участие 25 докладчиков и 50 слушателей из Москвы, Йошкар-Олы, Нальчика, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова и Тюмени.
10 Сквозным сюжетом обсуждения стали переход на дистанционное, онлайн-обучение, вынужденная цифровизация всех уровней образовательной системы, те преимущества и сложности, что стали очевидны. Ведь пандемия лишь усилила те процессы, которые шли до этого.
11 На заседании проанализированы реакция мира на эпидемию вообще и на ситуацию в образовании, формализованные и не формализованные практики цифровизации, рассмотрена возможность изучения перехода на «дистанционное обучение» как индикатора степени соответствия российского образования стратегическим задачам научно-технологического развития РФ. Обсуждалась необходимость смены управленческой парадигмы в формировании личности не только с учётом отечественной специфики, но и в разрезе международных сопоставлений. В частности, была высказана обеспокоенность проявлениями девиации в подростковой субкультуре, весьма частая неготовность образовательной и социальной среды учащегося включаться в онлайн-формат, трансформация классических для социологии образования барьеров в доступе к образованию, изменение обобщённого доверия к социальным институтам и, как возможное следствие, возникающее разочарование молодёжи в образовании и профессии.
12 Исследователи озабочены как текущим положением, так и перспективами, их беспокоят: новые тенденции в дошкольном образовании, изменения, которые ждут образование детей; какого профессионала будущего готовит российское профессиональное образование, какого рода барьеры, риски, конфликты ожидают отечественное образование в условиях цифровой неопределённости.
13 При всей неоднозначности обнаруживаемых социальных проблем в образовании участники заседания сошлись на том, что при эффективном управлении, основанном на данных, кризисная ситуация может послужить источником создания новых точек роста, формирования поля дополнительных возможностей для формирования человеческого капитала и профессионального развития молодого поколения.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести