RAS Social ScienceСоциологические исследования Sotsialogicheski issledovania

  • ISSN (Print) 0132-1625
  • ISSN (Online) 3034-6010

United not by Education: Diversity, Discussion, Community

PII
S013216250014509-2-1
DOI
10.31857/S013216250014509-2
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue 6
Pages
158-159
Abstract

   

Keywords
Date of publication
29.06.2021
Year of publication
2021
Number of purchasers
6
Views
86

Ежегодное заседание круглого стола «Российское образование сегодня» продолжает свою работу. Идея научных семинаров зародилась в Отделе социологии образования ИС ФНИСЦ РАН в 2008 г. и проводится при поддержке ИС ФНИСЦ РАН, ИК «Социология образования» РОС и журнала «Социологические исследования», под руководством проф. Д.Л. Константиновского. Мероприятие направлено на развитие профессионального сообщества, формирование экспертной и разносторонней дискуссии об актуальных проблемах современного российского образования, привлечение внимания широкой аудитории к социологическому анализу ситуации и поиск возможных практических рекомендаций.

Анализ тематического репертуара докладов участников в динамике лет показал, что в фокусе внимания исследователей находятся аспекты общего, среднего и высшего профессионального образования. Интерес к проблемам дошкольного образования не только с позиции социологии образования, но также психологии и социологии детства стабилен и ежегодно составляет десятую часть выступлений. С 2016 г. вслед за изменениями тенденций в образовательных и профессиональных траекториях молодёжи (охват программами среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена превысил охват программами высшего образования и продолжает расти) увеличивается и интерес участников круглого стола к мотивации выбора профессии, трудоустройству, социальному самочувствию выпускников среднего профессионального образования.

В ходе заседаний рассматриваются отдельные профессиональные группы – воспитатели, учителя, педагоги. Многомерность анализа пролегает на стыке социологии образования и социологии профессий. Роль значимого другого в трансформирующемся процессе социализации современной молодёжи и риски эмоционального выгорания, связанные с характером профессии, спецификой функционирования образовательной системы – главные сюжеты обсуждений участников в период с 2015 по 2019 гг.

Участники, в первую очередь, концентрируют своё внимание на образовании как на социальном институте и сфере социального поведения населения, но на деле дискуссия куда разнообразней – рассматриваются социальные связи самого образования с функционированием общества. В докладах участников круглого стола «Не образованием едины» затрагивались: образовательная среда учащегося, под которой понимается только инфраструктурная составляющая; финансирование, материально-техническое оснащение и территориальная доступность образовательных организаций. Анализировались связи социального поведения молодёжи в сфере образования с социальным и культурным капиталом родителей, семьи, старшего поколения, с определёнными ролевыми моделями и паттернами поведения, социальными практиками внеучебной деятельности и участия в дополнительном образовании.

Пока почти не представлены в тематическом репертуаре докладов постдипломное, непрерывное образование и образование на протяжении всей жизни. Возможной причиной может служить немногочисленность группы населения, участвующей в формальном непрерывном образовании – по статистическим данным, не более 8% от численности респондентов от 25 до 84 лет в период с 2006 по 2017 гг.1.

1. Индикаторы образования: 2020: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2020.

Также перспективным полем для будущих дискуссий представляются ещё не получившие широкого освещения в рамках работы круглого стола аспекты текущего положения молодёжи на рынке труда, прекаризация молодёжной занятости и ситуация безработицы.

Одно из неоспоримых преимуществ круглого стола «Российское образование сегодня» – синергетический эффект академического осмысления теоретических положений социологии образования с практикой исследований и собственно практикой образования, широкое обсуждение результатов, теории и методологии исследовательских проектов как внутри профессионального сообщества, так и вне его с преподавателями и руководителями образовательных организаций.

Широкая представленность исследователей и практиков на заседаниях КС обеспечена благодаря поддержанию сети профессиональных контактов ИК «Социология образования» РОС на межрегиональном уровне. КС представлен на сайте ИС ФНИСЦ РАН самостоятельной интернет-страницей2, где публикуются отчёты о заседаниях и обсуждаемые материалы.

2. Круглый стол «Российское образование сегодня». URL: >>>> (дата обращения: 15.03.2021).

При всей непредсказуемости и нестабильности современного мира работа круглого стола демонстрирует устойчивость и стабильность как в составе постоянных участников, так и в тенденции привлекать новых исследователей и практиков образовательной реальности. Примечательно, что ежегодно растет доля молодых учёных, аспирантов и соискателей, вовлечённых в дискуссию. Темой заседания в 2021 г. стали новые вызовы и возможные пути их преодоления. Ввиду большого числа желающих вместо традиционного одного дня мероприятие прошло в формате двухдневного вебинара (3 и 4 марта), в работе которого приняли участие 25 докладчиков и 50 слушателей из Москвы, Йошкар-Олы, Нальчика, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова и Тюмени.

Сквозным сюжетом обсуждения стали переход на дистанционное, онлайн-обучение, вынужденная цифровизация всех уровней образовательной системы, те преимущества и сложности, что стали очевидны. Ведь пандемия лишь усилила те процессы, которые шли до этого.

На заседании проанализированы реакция мира на эпидемию вообще и на ситуацию в образовании, формализованные и не формализованные практики цифровизации, рассмотрена возможность изучения перехода на «дистанционное обучение» как индикатора степени соответствия российского образования стратегическим задачам научно-технологического развития РФ. Обсуждалась необходимость смены управленческой парадигмы в формировании личности не только с учётом отечественной специфики, но и в разрезе международных сопоставлений. В частности, была высказана обеспокоенность проявлениями девиации в подростковой субкультуре, весьма частая неготовность образовательной и социальной среды учащегося включаться в онлайн-формат, трансформация классических для социологии образования барьеров в доступе к образованию, изменение обобщённого доверия к социальным институтам и, как возможное следствие, возникающее разочарование молодёжи в образовании и профессии.

Исследователи озабочены как текущим положением, так и перспективами, их беспокоят: новые тенденции в дошкольном образовании, изменения, которые ждут образование детей; какого профессионала будущего готовит российское профессиональное образование, какого рода барьеры, риски, конфликты ожидают отечественное образование в условиях цифровой неопределённости.

При всей неоднозначности обнаруживаемых социальных проблем в образовании участники заседания сошлись на том, что при эффективном управлении, основанном на данных, кризисная ситуация может послужить источником создания новых точек роста, формирования поля дополнительных возможностей для формирования человеческого капитала и профессионального развития молодого поколения.

References

QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library