Индустриальная трансформация телевидения
Индустриальная трансформация телевидения
Аннотация
Код статьи
S013216250015558-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Коломиец Виктор Петрович 
Должность: заведующий кафедрой социологии массовых коммуникаций факультета журналистики; руководитель департамента аналитических исследований
Аффилиация:
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
НСК/НРА
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
92-100
Аннотация

В статье через рассмотрение материалов проекта «Телевидение глазами телезрителей», реализуемого уже более двадцати лет, представлена постепенная трансформация российского телевидения, актуализирована проблемная ситуация утраты телевидением монополии на распространение видеоконтента и вытекающие из этого последствия. Автор отстаивает тезис об абсолютной необходимости дальнейшего существования телевидения (речь идет о функциональности, которую выполняет телевидение) в его более широкой трактовке. В работе представлены некоторые обобщения как возможная теоретическая основа в выработке стратегии развития отечественного телевидения.

Ключевые слова
видео, телевидение, телеканал, телевизионная индустрия, аудитория
Классификатор
Получено
20.06.2021
Дата публикации
29.06.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
46
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Телевидение – это техно-культурная структура, деятельность которой направлена на создание и распространение среди населения специально созданного аудиовизуального контента. Оно может рассматриваться также и как социокультурная конструкция, созданная для поддержания существующего общественного устройства, управления большими массами людей через информирование и развлечение, формирование индивидуальной «картины мира» и коллективных представлений. Властные, элитарные структуры контролируют распространяемые с помощью телевидения идеи, взгляды, представления. Сегодня телевидение находится в состоянии институциональной и интеллектуальной турбулентности. Идет постоянная борьба между традиционными телеканалами и новыми субъектами медиапространства (платформами, социальными сетями, стриминговыми сервисами и т.п.) за внимание аудитории и деньги рекламодателей.
2 Какие проблемы, связанные с функционированием телевидения волнуют представителей телевизионной индустрии? Здесь все зависит от социальной позиции и роли отвечающего на данный вопрос. Если это представители руководства телевизионных каналов, осуществляющих традиционное линейное вещание (директора медиахолдингов и медиаменеджеры), то их беспокоит отток аудитории, и как следствие – уход денег рекламодателей из данного сегмента индустрии. Если это сотрудники телеканалов, то их беспокоит вымывание определенных традиционных профессий, безработица. Если это представители цифровых форм распространения видеоконтента, то они также беспокоятся о деньгах рекламодателей, инвестируемых, с их точки зрения – по инерции, в традиционные телеканалы. Это конфликт старого и нового, традиционного и консервативного, при котором почетнее находиться на стороне новаторов. Если попытаться смотреть на эти процессы со стороны телезрителей, то сейчас лучшее время, когда телевизионный экран переполнен разнообразным контентом, а стриминговые сервисы за небольшие деньги предлагают обширные библиотеки кино, сериалов и различных развлекательных программ. Здесь также присутствует определенная неудовлетворенность развлекательным содержанием и определенными идеологическими устремлениями некоторых телевизионных каналов, что способствует в условиях развития новых форм доставки видеоконтента «перетеканию», «уходу» аудитории от традиционного телевидения. Главное заключается в том, что для большинства граждан телевидение – уже не единственный регулярный источник информации и развлечения.
3 Ситуация с миграцией аудитории с традиционных телеканалов вызывает определенное беспокойство у политической элиты, так как она теряет важнейший канал ненасильственного управления населением. Миграция аудитории к цифровым ресурсам и, прежде всего, цифровым платформам имеет далеко идущие последствия. Цифровые платформы, объединяя на основе единых правил коммуникаций и социальных взаимодействий большие массы людей, приобретают функции, которые ранее были свойственны только государственной власти. Расширение властных полномочий цифровых платформ не может не волновать общество.
4 Цель статьи в том, чтобы, опираясь на результаты многолетних эмпирических исследований, на включенное наблюдение и индустриальные данные, зафиксировать трансформационные изменения функционирования телевидения, которые имеют последствия как для него самого, так и для общества. Но сначала необходимо определиться с тем, что имеется в виду, когда речь заходит о телевидении. Американская исследовательница телевидения А. Лотц образно заметила: «…проблема состоит в том, что «телевидение» стало конструкцией, столь сильно набитой, что много вещей торчит в стороны. Лучшим решением было бы начать распаковывать сумку, вместо того чтобы пытаться наполнить ее еще больше» [Lotz, 2020: 802].
5 В статье используются эмпирические данные индустриального исследовательского проекта «Телевидение глазами телезрителей (ТВГТЗ)», который с 2000 года ведет возглавляемое автором подразделение компании НСК/НРА (ранее «Видео Интернешнл), которая специализируется на размещении рекламы на телевидении. Проект включает ежегодный общероссийский опрос (или несколько опросов, например, в 2020 г.: телефонный опрос (CATI); интернет-опрос (CAWI)) репрезентирующий, как правило, городское население России в возрасте 15+ (в отдельные года дополнительно включали сельское население или интернет-пользователей). С 2000 г. ведется мониторинг: медиасреды – оснащенность населения России ключевыми медийными устройствами (телевизионными приемниками, Смарт ТВ, персональными экранами и т.п.); услуг (приемом телеканалов, наличие домашнего доступа в Интернет и т.п.); практик потребление видеоконтента (линейное телепотребление, OTT TV, видео по запросу и онлайн-видео). Иногда дополнительно проводятся качественные исследования, направленные на выявление новых практик телесмотрения. В настоящий момент проект реализует высокопрофессиональная команда во главе с проф. И.А. Полуэхтовой. В ее состав входят П. Ковалев, Е. Овчинская, А. Воронцова, Е. Орлова, И. Шалагинова. В статье используется результаты полевых исследований разных годов, которые обозначены аббревиатурой с указанием года, например ТВГТЗ 2020.
6

Телевидение как индустриальная система.

7 Отечественные социологи, начиная с 1960-х гг., анализировали бурно развивавшееся телевидение [Коломиец, 2018]. Свердловский социолог В.И. Волков отмечал: «Ряд исследователей полагает, что лишь возникновение телевидения позволило говорить о формировании системы массовой коммуникации в обществе; сама теория и социология массовой коммуникации возникает как научная дисциплина именно на базе изучения телевидения» [Волков, 1975: 65]. Советская телевизионная эра, о которой писали исследователи в 1960-х – 1980-х гг., закончилась в 1990-е гг., когда отечественное телевидение было вынуждено шагнуть в пучину коммерции. Из идеологического института оно стремительно превратилось в набор бизнес-структур – телевизионных каналов, которые стали жить по законам бизнеса. В 2001 г. вышла первая на русском языке книга о телевидении как бизнесе [Коломиец (ред.), 2001]. В ней был обобщён опыт первого десятилетия становления и функционирования коммерческого телевидения в России. Основной акцент был смещён в сторону рекламы как главного инструмента финансирования телевидения. Была представлена «интеллектуальная мозаика, посвящённая различным аспектам функционирования складывающейся в России телевизионно-рекламной индустрии – особенностям её развития, технологии функционирования и аналитической работы в этом сегменте бизнеса» [Коломиец (ред.), 2001: 5].
8 Двадцатилетие существования с 1990 по 2010 г. отечественного аналогового телевидения можно назвать годами становления коммерческого российского телевещания, отечественной телевизионной индустрии. В этот период оно стало многоканальным, разнообразным как по содержанию, так и по формам доставки телевизионного контента. В 2010 г. городское домохозяйство в среднем могло принимать 27 телеканалов, тогда как в 2000 г. их было всего семь [Полуэхтова, 2012: 80]. Появилось платное телевидение, когда за потребление набора телеканалов платил уже телезритель, а не вещатель и рекламодатель – явление совершенно новое для России, основное население которой привыкло потреблять телевидение бесплатно. В 2006 г. услугами платного телевидения пользовались 16% городского населения, в 2010 г. 44%. Вырос парк современных телевизионных приёмников [Полуэхтова, 2012: 91].
9 Наряду с этим, коммерциализация, становление телевизионного бизнеса и превращение телевидения в мощный сегмент медиаиндустрии стали основным трендом этого двадцатилетия. Некоторым теоретическим обобщением становления и развития системы коммерческого телевизионного вещания в доцифровой период стала работа коллектива авторов Аналитического центра «Видео Интернешнл» [Коломиец, Полуэхтова (ред.) 2010]. К этому времени становится понятным, что эпоха традиционного телевизионного вещания заканчивается. Во введении книги было провидчески сказано: «Эпоха традиционного телевидения – не только как технологии вещания, но и как социального, экономического и культурного феномена – заканчивается. Хотелось не только «подытожить» 20-летнюю историю коммерческого телевидения, но и зафиксировать определенный исторический момент – состояние индустрии накануне глубоких и безвозвратных перемен, которые несёт с собой переход на «цифру» [Коломиец, Полуэхтова (ред.), 2010: 7].
10 Прошло ещё одно, бурное для телевидения десятилетие, в результате которого произошёл переход на цифровое эфирное вещание; практически все население получило возможность принимать в хорошем цифровом качестве более 20 каналов. За прошедшее десятилетие среднее количество телеканалов в городских домохозяйствах выросло до 84 (ТВГТЗ, 2020). Телевидение остается высоко охватным медиа, привлекающим на регулярной основе самые широкие слои населения. Две трети населения России (66%) смотрит телевизор каждый или почти каждый день. Больше и чаще других телевизор смотрят представители старшего поколения и жители малых населенных пунктов. Более половины населения России признает высокую значимость телевидения как спутника повседневной жизни, средства отдыха и развлечения, а также как важного источника новостей и разнообразного развлекательного контента (ТВГТЗ, 2020).
11 Но в этот же период телевидение утратило свои лидерские позиции на рекламном рынке и потеряло значительную часть молодой аудитории, которая телевизору предпочла экран смартфона, а длинным телевизионным шоу короткие видеосюжеты на YouTube или зарубежный телесериал на стриминговых сервисах. Регулярная аудитория телевидения в городах снижается от года к году, и этот тренд продолжился в 2020 г., несмотря на ограничения в перемещении, связанные с пандемией, которые повлекли за собой резкий всплеск телесмотрения в марте-апреле. Самое существенное снижение интереса к телевидению происходит в возрастной группе 15–34 года (со скоростью -8% в год) и в группе 35–54 года (-4% в год). В возрастной группе от 55 лет и старше доля тех, кто включает телевизор каждый или почти каждый день, снижается примерно на 1% в год (ТВГТЗ, 2020). Для иллюстрации этой тенденции еще несколько цифр из последней волны исследования. За последние 8 лет в городах России телевидение потеряло регулярное внимание значительной части молодых зрителей (15–34 года): среди них доля смотрящих телевизор каждый или почти каждый день сократилась на 41%. За это же время доля горожан, смотрящих ТВ в средней возрастной категории (35–54 года), снизилась на 21%, а в старшей возрастной категории (55 лет и старше) – на 9%. Отток зрителей за последние 8 лет происходил более-менее равномерно в группе 55+, а в более молодых возрастных группах за последние 4 года он ускорился (ТВГТЗ, 2020).
12 Это стало следствием с одной стороны эфирной политики телевизионных каналов, направленной на удержание существующей постоянно стареющей аудитории с определенной политической ориентацией; с другой – развития высокоскоростного интернета, позволяющего получать видеоизображение хорошего качества. На базе этой технологической возможности стали развиваться многообразные видеосервисы, которые составили конкуренцию традиционному телевидению. Стала складываться цифровая экосистема с иным позиционированием телевещания, которая предполагает изменение представлений о телевидении.
13

Телевидение: расширение границ.

14 Даже тогда, когда телевидение было аналоговым и распространялось только через эфир, было сложно дать определение данному СМИ. Об этом свидетельствует, например, расплывчатое определение телевидения в большой советской энциклопедии [Лапин, 1969–1978]. Возникновение каналов распространения видеопродукции на основе Интернета привело к попыткам сформировать сегмент видео и противопоставить его традиционному телевидению. В массовом сознании стало складываться мнение, что видео – это новое, современное развлечение, которое смотрит молодое поколение, а старое, закостенелое, линейное телевидение существует для «пионеров и пенсионеров». Основными критиками традиционного телевидения выступали представители складывающейся интернет-среды: образованные, амбициозные, как правило, аполитичные, с пренебрежением относящиеся ко всему традиционному молодые люди и интеллигенция, которая всегда рассматривала телевидение как оболванивающий народ «зомбоящик». Противопоставление телевидения и видео продолжается и в настоящее время, хотя градус противостояния существенно упал.
15 В настоящий момент средством демаркации телевидения от всех других форм визуальной продукции является государственный контроль, осуществляемый как с помощью законодательства, так и с использованием государственных субсидий, которые предполагают следование определенным правилам и установкам. Телевизионная среда является носителем определенных табу, которые не распространяются на другие визуальные продукты.
16 Наряду с этим отечественное телевидение – это сложившаяся организационно-управленческая структура с канальной дифференциацией, тяготеющая к холдинговым построениям. Телевизионные каналы остаются узнаваемыми маркерами значительной части телевизионного контента, поэтому организационно телевидение можно представить как совокупность телевизионных каналов – главных субъектов, несущих ответственность перед обществом за функционирование телевидения. Фиксация «телеканала» как субъекта традиционного телевидения есть дань времени, когда основным ресурсом телевидения выступала частота вещания. Получить лицензию на частоту вещания (канал) означало получить трубу, с помощью которой можно «качать» деньги из рекламодателей. Телевизионный канал как основной субъект системы телевидения может рассматриваться в различных аспектах.
17 Первый аспект. Телеканал сегодня – это команда создания разнообразного телевизионного контента, то есть творческая мастерская, которая производит продукцию. Неслучайно, телевизионная индустрия в дискуссии о судьбе традиционного телевидения в связи с приходом высокоскоростного Интернета все больше склоняется в своем позиционировании в сторону производства высококачественного видеоконтента, который традиционные телеканалы умеют делать хорошо и располагают необходимыми для этого ресурсами. Конечно, существует такой субъект, как независимые продюсерские центры, однако в нашей стране они, как правило, слабы, создаются на один проект, не обладают правами на производимый ими контент, а как следствие у них нет библиотеки контента, которая приносила бы постоянный доход продюсерскому центру, в то время, когда они не снимают новый телевизионный продукт. Как правило, все права на произведенный центром контент принадлежат телеканалам. Если продюсерский центр не захочет передавать права телеканалу, то не получит заказ, а следовательно, денег на производство продукта. Инициативно производить телепродукцию, а затем продавать ее телеканалам – очень высокие риски – ее может никто не купить.
18 Второй аспект связан с тем, что телеканал — это менеджмент телевизионного контента. Аккумулировав огромные массивы телевизионного контента, телеканалы столкнулись с проблемой его грамотного управления. Контент превратился в актив, который должен грамотно и эффективно размещаться (монетизироваться) в эфире телеканала и цифровых сервисах (с учетом возможной каннибализации аудитории1), продаваться (на уровне прав), выступать в качестве залога при получении кредита. Эта ситуация приводит нас к весьма неожиданному исследовательскому аспекту: телеканал – это пространство торговли. Торговый хаб2, площадка, на которой покупаются и продаются права на произведенные продукты, разрабатываются различные модели монетизации произведенного или купленного контента. Центральными вопросами дискуссии являются вопросы цены и качества продукции, а также – борьба с пиратством, которое наносит большой ущерб владельцам прав на тот или иной телевизионный контент.
1. Речь идет об онлайн-поглощении части аудитории офлайн.

2. Хабы (от англ. hub) – разделы сайта, в которых помещены публикации на определенную тематику. Позволяют структурировать информацию на сайте и оформлять ленту пользователя, который может подписываться на только те хабы, которые для него интересны. – Прим. ред.
19 Третий аспект: телеканал – это сложный технологический комплекс, который включен в среду распространения телесигнала, позволяющий принимать транслируемые телеканалы и получать контент независимо от количества людей, желающих его посмотреть. То есть система работает без сбоев в период неожиданных пиковых нагрузок, когда события заставляют обратиться к телевизионным экранам миллионы людей. Интернет-среда как система распространения видеопродукции, включая телевизионную, пока не позволяет решать эту проблему. Это было хорошо видно, когда сервис по распространению видео «ОКО», получив эксклюзив на трансляцию английского футбола (Premier League), стал испытывать трудности при трансляции матчей топовых команд между собой, поскольку пропускная способность не позволяла в адекватном качестве просматривать контент такому большому количеству людей. Сервису пришлось срочно решать проблему, с которой он со временем справился.
20 Главный вектор развития традиционного телевидения – выход телеканалов в цифровую среду, используя Интернет как инструмент доставки программного наполнения каналов, так и размещая отдельные продукты в социальных сетях, на сайтах и иных интернет-носителях, что требует от исследователей более широкого представления о телевидении. «В российской медиаиндустрии для обозначения новых границ телевидения и телерекламного бизнеса стал использоваться термин Big TV, или «Большое Телевидение». Концептуально «Большое Телевидение» — это контент телеканалов независимо от среды/платформы его дистрибуции, времени и способа (линейно или нелинейно) его потребления и экрана, используемого для его просмотра [Полуэхтова, 2018: 29].
21 Поскольку легитимация медиатехнологии или медиапродукта происходит через признание со стороны аудитории, аудиторные показатели выступают основным аргументом в расширенной трактовке телевидения. Эмпирические данные показывают все более широкое развитие различных форм просмотра телевизионного продукта за пределами традиционного телевидения, в частности просмотр OTT TV, VOD. В среднем, каждый четвертый (25%) житель России смотрит OTT TV хотя бы один раз в неделю. Меньше других интерес к OTT TV проявляют жители села и люди старше 60 лет. В остальных типах населенных пунктов и возрастных группах доля телезрителей, смотрящих OTT TV, отличается несущественно (ТВГТЗ, 2020).
22 В процессе исследования мы попытались определить общее количество людей, которые смотрят традиционное линейное телевидение, маркированное телевизионными каналами. Получилось, что во всех средах и на всех экранах контент телеканалов регулярно привлекает 75% населения России (69% смотрят ТВ на ТВ и Смарт ТВ + 6% смотрят только OTT TV на компьютерных и мобильных устройствах), что позволяет утверждать: при всех отмеченных выше тревожных тенденциях телевидение остается лидирующим средством массовой информации (ТВГТЗ, 2020).
23 Наряду с движением телеканалов в цифровую среду в результате исследования мы зафиксировали еще одну тенденцию, которая связана с расширением функционального использования телевизора, который до сих пор выступает основным техническим маркером телевидения для потребителя. Как показал опрос интернет-пользователей (CAWI), в 2020 г. респонденты использовали экран телевизора (помимо просмотра телеканалов) для самых разных целей, при этом они задействовали разнообразные технологии подключения этого экрана:
24 - для просмотра видео: через приложения; подключали телевизор к компьютерным устройствам через кабель или же беспроводным путем; подключали флешки, жесткие диски («смотрела фильмы с флешки», «смотрим видео с ПК», «беспроводная проекция с телефона», «смотрели снятое нами видео на камеру», «просмотр фильмов с жесткого диска», «включала трансляцию из эл. почты»);
25 - для игр онлайн, скачанных или установленных («играл в world of tanks», «играл на приставке», «играл в установленную игру»);
26 - для прочих развлечений (например, слушают музыку, поют караоке, смотрят фотографии, рисуют и прочее): («смотрели … фото через флешку», «рисовали», «караоке», «слушал музыку с флешки», «слушали радио»);
27 - в качестве экрана, на котором работают, делают онлайн-покупки, ищут информацию: («Мой ПК подключен к телевизору с хорошим интернетом. На этой системе я делаю все! смотрю, играю, подрабатываю», «…заказывала книги на сайте лабиринт, озон, wb…», «дублировал экран ноутбука») (ТВГТЗ, 2020).
28 Телевизор – самый большой домашний экран становится универсальным экраном, выполняющим множество функций, который позволяет потребителю использовать широчайший набор сценариев поведения от пассивного наблюдения за происходящим на экране и до активности поиска и творения.
29 Но не только телеканалы проявляют активность в цифровом пространстве. Развитие digital-среды существенно расширило возможности дистрибуции контента, и как следствие – конкуренцию коммуникационных каналов (площадок). Долгое время практически единственными игроками индустрии профессионального контента были телеканалы. А в digital было несколько онлайн-кинотеатров, работающих по AVOD или TVOD-моделям (просмотр контента с рекламой или разовые покупки контента). В настоящее время происходят кардинальные изменения. Сейчас на рынок одна за другой выходят новые платформы, которые работают по подписке. Помимо традиционных медиахолдингов появляются новые игроки: Apple, Сбербанк, МТС. По данным ТВГТЗ в 2020 г. более половины (55%) пользователей в течение суток хотя бы раз смотрит интернет-видео. Среди людей в возрасте от 15 до 34 лет так делает 62%, среди представителей старшего поколения (55-64 года) — 47%. Иными словами, все возрастные группы интернет-пользователей широко освоили потребление интернет-видео (ТВГТЗ 2020).
30 Российский стриминговый сервис также весьма развит. В частности, по данным ТВГТЗ (2019) 15% городского населения страны регулярно смотрят стрим телеканалы в интернете, видя в этом удобную форму потребления телевизионного контента. На российском рынке есть несколько игроков, которые предлагают услуги стримингового просмотра: ivi, Okko, Amediateka, Кинопоиск HD, Мегафон ТВ, Premier/List, MEGOGO, Ростелеком, Start.ru, Netflix.
31 Наблюдая за процессами, происходящими в интернет-среде, можно с определенной долей допущения предположить, что все институализированные сервисы Интернета, которые специализируются на распространении профессионального видеоконтента, находятся на пути интеграции в телевидение в его широком понимании. Описать пространство современного телевидения призвана концепция его развития до 2025 г., которая в настоящее время разрабатывается рабочей группой при Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания.
32

Теоретические обобщения.

33 Отмеченные выше тенденции и процессы позволяют сделать ряд обобщений.
34 Первое связано с тем, что ключевой сегодня видится задача более целостного представления современного телевидения. Оно развивается как в форме традиционного производства телевизионного контента и его линейного распространения, так и в форме иных средств производства, хранения и доставки видеоконтента потребителям. Требует своего решения проблема равного правового регулирования всех возможных форм функционирования телевидения.
35 За телевидением остается функция привратника и основного субъекта производства и распространения смысловых конструкций, культурных ценностей. Самый широкий аудиторный охват, презентация важнейших общенациональных или региональных событий, сочетание высокопрофессиональной информации и развлечения, программируемость эфирных событий и функционирование в определенных географических (национальных) границах являются его важнейшими преимуществами как общественного института. Наши исследования показывают, что телевидение остается основным источником новостей для 62% населения России, то есть за телевидением остается формирование новостной повестки дня, определения перечня проблем, требующих общественного внимания, их официальной трактовки (ТВГТЗ, 2020).
36 Второе. Основная проблема телевидения сегодня не в цифровизации, а коммерциализации – в превращении телевидения во всех аспектах его проявления в технологию легитимного изъятия денег у товаропроизводителей через монетизациоинную эксплуатацию телезрителей. Зарабатывание денег для производства высококачественного контента из средства превратилось в цель. И это не случайность или какая-то злая воля – финансирование является важнейшим условием деятельности любого субъекта телевидения. В этих обстоятельствах телевидение вынуждено развивать сервисы, которые непосредственно направлены на удовлетворение потребностей рекламодателей, например развитие «адресного» телевидения под более глубокий рекламный таргетинг с возможностью фиксации перформативного эффекта.
37 Деятельность телевидения направлена на создание устойчивой модели рекламного телевидения, адекватной современной бизнес-среде и запросам потребителей, когда реклама не раздражает аудиторию у экрана, а дополняет ее зрительский опыт. Модель рекламного телевидения, при всех ее издержках, дает хотя бы призрачные надежды на независимую от властей деятельность телевизионных журналистов. В демократических обществах (идеальная модель) телевидение не является ни институтом, ни рынком, но опосредованным общественным пространством, в котором конфигурируются символические представления мира, общества и идентичностей.
38 Необходимо добавить, что телевидение почти всегда ограничено национальным пространством3, существует в границах государства и отражает его культуру, интересы, ценности. Априорно оно выступает национальным инструментом, в определенной мере сдерживая усилия цифровых платформ, направленных на расширение своего рынка, а как следствие, и власти за пределами государственных границ. В этих устремлениях цифровых платформ нет интенций, направленных на объединение человечества на принципах добра и справедливости, а есть стремление заработать больше денег.
3. Пакеты российских ТВ каналов за пределами Российской Федерации оказываются недоступными. Аналогично с телевидением иных стран, за исключением новостных каналов.
39 Третье. Новая контекстуальность телевизионного просмотра преобразует технологическое лицо аудитории. Если ранее аудитория — это люди, находящиеся в комнате с включенным телевизором (исходное положение стандарта измерения телевизионной аудитории), то есть зритель, сидящей перед телевизором дома, то сегодня в своем максимуме аудитория это трудноуловимые те, кто везде и нигде. Кроме того, это люди, включенные в более широкий социальный контекст, поэтому для их исследования уже невозможно использовать деконтенкстуальные наблюдение за поведением, простое счетное измерения телесмотрения (точнее, медиапотребление) через фиксацию времени. Необходимо вписаться в социальный контекст, поскольку внимание, вокруг которого и идет борьба, контекстуально опосредовано и не декодируется с помощью только временных параметров. Аудитория из объекта трансформируется в процесс пользования медиа, как одной из форм общественных отношений.
40 Четвертое. Телевидение должно вписаться в онлайн экономику, в которой «правят» с помощью больших данных и информации, собранной через сложные интерактивные коммуникационные технологии. В настоящее время у телевидения таких данных нет, а телевизионные каналы не настолько богаты, чтобы тратить на это деньги. Вероятно, индустриальная интеграция и кооперация с исследовательскими компаниями позволит решить эту проблему.
41 Цифровые платформы уже пошли по этому пути, объединившись с рекламодателями, реализуют свой проект измерения аудитории, которая потребляет видео на всех платформах. Крупные транснациональные рекламодатели, представленные индустриальным сообществом World Federation of Advertisers (WFA) вступили в альянс с ведущими технологическими платформами – Google и Facebook и в 2021 г. запустили пилотный вариант кросс-медийного измерения Origin в США и Великобритании. В основу проекта положена система искусственного интеллекта, которая обучается на фиксируемых практиках видеопотребления и калибруется по панели телевизионных измерений [Ачкасова, 2020: 97–101]. Предложенная система не предполагает выработку и следование определенным телевизионной индустрией стандартам, что свойственно нынешней системе измерения, а выглядит как «черный ящик», ключ от которого в руках цифровых платформ. В этой системе нет места индустриальному комитету, а также отсутствуют условия для консолидированных обсуждений и решений. В настоящее время трудно представить, как будут развиваться события; пока нет ответа на главный вопрос, станет ли система измерения, предложенная технологическими платформами, индустриальной валютой. Одно можно утверждать вполне уверенно. Проект Origin потребует активных действий от телевизионной индустрии, в том числе и отечественной.
42 Завершим статью о противоречивых тенденциях развития современного телевидения еще одним фактом, зафиксированным нами в последней волне нашего проекта «Телевидение глазами телезрителей»: большинство населения России (65%) признает, что не хотели бы потерять телевидение и то, что оно приносит в их жизнь. Телевидение для людей – это больше, чем новости или развлекательный контент, и значимость данного медиа признают не только представители старших возрастных групп, но и молодежь, а также активные интернет-пользователи. Конечно, в молодых возрастных группах, среди жителей мегаполисов и среди активных интернет-пользователей этот показатель несколько ниже (например, возраст15-24 – 43%; Москва – 41%), однако, это очень высокие показатели в период стремительной фрагментации всего и вся (ТВГТЗ, 2020). И это придает некоторую уверенность в будущем телевидения.

Библиография

1. Ачкасова K.А. Как меняются медиапотребление и медиаизмерения на пороге десятилетия // Российский рекламный ежегодник 2019. М.: РИПОЛ Классик, 2020. С. 97–101.

2. Волков В.И. Влияние телевидения на структуру и интенсивность культурной деятельности различных слоев населения // Телевизионная аудитория: структура, ориентации, культурная активность. Сб. статей. Свердловск. 1975. С. 65–101.

3. Коломиец В.П. (ред.) Телерекламный бизнес (информционно-аналитическое обеспечение). М: МИР, 2001.

4. Коломиец В.П. Массовая коммуникация в дискурсе отечественных социологов (1960–1980-е гг.) // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 92–102.

5. Коломиец В.П., Полуэхтова И.А. (ред.) Российское телевидение: индустрия и бизнес. М.: АЦ "Видео Интернешнл", 2010.

6. Лапин C.Г. Телевидение // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

7. Полуэхтова И.А. (ред.) Телевидение глазами телезрителей / Аналитический центр «Видео Интернешнл». М.: ООО «НИПКЦ Восход–А», 2012.

8. Полуэхтова И.А. Социокультурные эффекты медиатизации телевидения // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 4. С. 71–82.

9. Lotz A.D. The future of televisions, a response. Media, Culture & Society 2020, Vol. 42 (5). P. 802.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести