Молодежь и труд в изменяющемся мире
Молодежь и труд в изменяющемся мире
Аннотация
Код статьи
S013216250015741-8-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Демиденко Светлана Юрьевна 
Должность: научный сотрудник; ответственный секретарь журнала; старший преподаватель
Аффилиация:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
журнал «Социологические исследования»
Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
156-158
Аннотация

      

Классификатор
Получено
17.07.2021
Дата публикации
21.09.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
50
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 В рамках Форума труда в Санкт-Петербурге 23 апреля 2021 г. состоялась секция «Молодежь и труд в изменяющейся социальной реальности» (рук. Ю.А. Зубок, ИСПИ ФНИСЦ РАН), где обсуждались вопросы занятости молодежи, вариативность ее трудовых практик, положение на рынке труда, трудовая мотивация и смысловые основания для нетрудового поведения. Изменения в сфере труда, приводят к противоречивым интерпретациям поведения молодежи и его мотивационной составляющей. В силу своей мобильности и адаптивности молодые люди принимают современные вызовы, пытаясь приспособится к новым условиям. Разобраться с тем, как происходит процесс адаптации, с какими трудностями сталкивается молодое поколение, какова роль государства в процессе регулирования занятости молодежи, как происходит саморегуляция жизненного выбора в сфере труда, попытались исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Екатеринбурга, Ульяновска и др.
2 О.А. Александрова (ИСЭПН ФНИСЦ РАН, ФУ при Правительстве РФ) в своем докладе подняла проблему дефицита молодых кадров рабочих специальностей. Кадровый голод связан не только с условиями труда рабочих и нежеланием молодежи работать на этих местах, но и с сокращением программ подготовки специалистов, а также с качеством самого контингента учащихся. По данным исследования, 1/5 учится неудовлетворительно, а 43,7% на тройки. В связи с этим, обсуждалась и проблема институционального характера – невозможность отчисления слабых учеников из-за подушевого финансирования.
3 Продолжила тематику обсуждения рабочей молодежи Г.П. Бессокирная (ИС ФНИСЦ РАН), представив результаты анализа социальной адаптации рабочей молодежи на фоне старшего поколения по данным мониторингового исследования жителей Пскова, проведенного в 2019–2020 гг. (до начала пандемии). На социальную адаптацию рабочих, по ее мнению, преимущественно влияет социально-экономическая ситуация в стране, а важным фактором, определяющим ее успешность, являются условия жизнедеятельности по месту жительства (в поселении определенного типа).
4 Социологи из УлГУ представили результаты двух волн исследований рабочих Ульяновской области в коронавирусный период (осень 2020 г. и весна 2021 г.), проведение третьей волны предполагается осенью 2021 г. Е.Л. Лукьянова, описав общую ситуацию на рынке труда Ульяновской области в 2020 г., представила основные стратегии занятости рабочих и их особенности в анализируемый период, учитывая не только ориентацию на региональный рынок, но и трудовую миграцию (вахтовый метод и переезд в другой регион). Доклад Ю.В. Андреевой был посвящен неформальной занятости молодых рабочих. Она затронула вопросы утилитарного отношения к подобной занятости и отсутствие проблематизации ее рабочими. Однако в короновирусный период у рабочих все же присутствует страх остаться без заказов, также отмечались некоторые дискриминационные практики по отношению к неформально занятым. Н.Ю. Кремнева сосредоточилась на рабочих с высшим образованием, занятых в трех сегментах рынка труда: крупные «традиционные» предприятия (бывшие государственные), микропредприятия частного сектора и неформальный сектор экономики. На основе анализа кейсов она выделила три мотивационных типа работника: люмпинизированный, профессиональный и инструментально-хозяйский. Докладчик пришла к выводу, что выбор рабочей профессии выпускником вуза не является потерей в социальном статусе, поскольку высшее образование не является для них ни ресурсом карьерного роста, ни средством социальной мобильности, а сохранение рабочих позиций – осознанный выбор в условиях регионального рынка труда. Выбор сегмента рынка труда определяется прежде всего трудовыми ценностями и мотивами труда выпускников вузов.
5 Интересный доклад представила Г.А. Чередниченко (ИС ФНИСЦ РАН). На основе онлайн-исследования на всероссийской платформе городского населения были опрошены две группы заочников: студентов и тех, кто обучался по заочной программе с 2000 по 2018 гг. Образовательные траектории студентов отличаются: большая часть заочников приходит после получения среднего профессионального образования (58,9%), 13,6% – после первого высшего образования, а 90% студентов очного отделения — выпускники средних школ, причем преимущественно текущего года выпуска. Профиль обучения заочников также имеет некоторые различия — среди них больше обучаются наукам об обществе и меньше по технической направленности. Проанализировав степень соответствия занятости полученной заочно специальности, докладчик отметила значительный рост среди выпускников руководителей (14,6 против 1,9% при приеме в вуз) и специалистов высшей квалификации (50,7 против 18,8% при приеме в вуз), очевидна связь полученного образования с занятостью. Таким образом, степень успешности применения на рынке труда высшего образования, полученного заочно, не одинакова. У работающих не по специальности распространена больше модель перехода без перерыва после окончания средней образовательной организации в высшую. Среди работающих по специальности – модель непрерывного образования работающих людей. Поэтому заочное обучение в вузе, по мнению докладчика, в плане профессиональной отдачи оказывается более эффективным.
6 А.Л. Темницкий (МГИМО-У) на основе анализа данных РМЭЗ-ВШЭ выявил отличительные признаки молодых работников в ценностных диспозициях и связанных с ними практиках и мотивах поведения в сравнении со старшими возрастными группами и ровесниками в других европейских странах (по данным Европейского социального исследования). Так, связь ценностей достижения с показателями трудовой мотивации и благополучия в жизни характерна только для молодых российских работников. Она имеет преимущественно инструментальный характер и ее повышение происходит при росте значимости заработка при выборе работы. А большая важность достижения обратно коррелирует с оценками справедливости заработка. В целом, докладчик пришел к выводу, что различия в ценностях самоутверждения между молодыми работниками России и их старшими коллегами в динамике 2006–2018 гг. сохраняются, но стали менее значимыми (по ценности «достижения» сократились в 3 раза, «гедонизма» – в 2 раза, «власти-богатства» – стали незначимыми). Сохранение различий и большая значимость для молодежи ценностей самоутверждения рассматривается как конструктивное явление для современной России. Опережение молодых работников по важности ценностей «достижения» и «власти-богатства» и отставание по ценностям «гедонизма» и «самостоятельности» от своих коллег на Западе, по мнению А.Л. Темницкого, можно рассматривать как сохранение их мотивационного потенциала. В обсуждении доклада было подчеркнуто, что молодые работники в меньшей степени привязаны к организации, т.е. действует фактор неорганизованной занятости.
7 Тема трудовой мотивации постоянно звучала в выступлениях участников конференции. Так, данные исследования по трудовой мотивации представила И.С. Шушпанова (ИСПИ ФНИСЦ РАН). Однако на секции обсуждались и мотивы нетрудового поведения молодежи. Дискуссию вызвали доклады о NEET-молодежи. М.Б. Буланова (РГГУ), обрисовав общий портрет группы и ее особенности, каналы попадания в NEET, сконцентрировала внимание на его «ядре» – добровольно сделавших выбор в пользу данного варианта жизни, с выраженным нежеланием работать и учиться. Подчеркнув разнообразие состава – от детей представителей т.н. «социального дна» до детей «социальных рантье», докладчик отметила малоизученность такого социального явления – своеобразного вида социального иждивенчества, последствия которого связаны с исключением части общества из практик трудовой занятости. Продолжив тему, С.Ю. Демиденко (ИС ФНИСЦ РАН, ГАУГН) на данных наблюдений и глубинных интервью с молодежью, имеющей в своей биографии статус NEET, выделила наиболее характерные типы, различающиеся мотивацией, сценариями поведения, ценностными ориентациями. Она подчеркнула, что эти типы нетрудового поведения могут свидетельствовать не только об инфантилизации молодежи и потере в развитии человеческого капитала, но также об адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям. Важно изучать ситуации входа и выхода из группы и продолжительность пребывания в ней. Временность NEET-статуса – характерная черта молодежи, однако важно учитывать социальные факторы, выталкивающие молодых из сферы занятости и закрепляющие ее в этом состоянии, в том числе разочарование в уровне предлагаемого и недоступность качественного образования, невозможность найти работу по специальности, неудовлетворенность уровнем заработной платы, нестабильность рынка труда и др., также влияют и психологические особенности личности: образовательная неуспешность, стремление к социальной изоляции, разочарованность в ценностях капиализма, неумение выстраивать отношения с людьми, нарцисцизм, нежелание и неумение планировать собственную жизнь и т.п.
8 Яркий доклад сделала Я.В. Дидковская (УрФУ) об инновационной активности молодежи в контексте образа социального будущего. По результатам исследования обсуждались креативность и инновативность современной молодежи. Тему креативной экономики продолжили Я.Н. Крупец и Ю.В. Епанова (обе – НИУ ВШЭ-СПб.). Их доклад был посвящен крафтовым предпринимателям Санкт-Петербурга. На данных интервью (N = 58) обсуждалась проблема стартового капитала и развитие подобного бизнеса. Докладчики пришли к выводу, что с минимальным набором капиталов (экономического, социального, культурного) возможно выйти на рынок крафтового предпринимательства, однако их дефицит больше ощущается при дальнейшем развитии бизнеса. В условиях ограниченных капиталов анализировались «тактики слабых», позволяющие развивать и сохранить бизнес, однако докладчики отметили, что существуют ограничения и риск остаться «бизнес-пролетариатом».
9 Также на секции прозвучали доклады Н.В. Проказиной (Алтайский филиал РАНХиГС) об отношении к труду молодежи, Т.А. Гужавиной (ВолНЦ РАН) о социальном капитале молодежи как ресурсе на рынке труда. Е.В Недосека (СИ РАН ФНИСЦ РАН) и Е.Н. Шарова (МАГУ) представили доклад о профессионально-образовательных стратегиях молодежи Арктической зоны России. Проблемы трудовой миграции из России обсуждались в выступлении А.С. Лукьянеца (МГИМО), отметившего рост миграционных настроений молодежи, и, если даже 5–7% реализуют свои намерения, это может привести к серьезным последствиям.
10 Подводя итоги, отметим, что прозвучавшие доклады отражали положение разных групп молодежи на рынке труда, что, однако позволило отразить общие тенденции, свойственные современной молодежи. Особое внимание уделялось вопросам адаптации к меняющимся условиям и ценностям молодежи. Отдельно обсудили вопрос об отражении в законе о молодежной политике создания условий для разных групп молодежи, с сохранением ее субъектности. Переосмысление труда в жизни молодого человека дополняется острым кризисом занятости, вызванным пандемией, что приводит к трансформации в механизмах саморегуляции трудовых стратегий.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести