Межнациональные браки между казахами и русскими Северного Казахстана
Межнациональные браки между казахами и русскими Северного Казахстана
Аннотация
Код статьи
S013216250016051-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Казиев Саттар Шарниязович 
Аффилиация: Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева
Адрес: ,
Старченко Роман Александрович
Должность: заместитель директора
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Москва, Россия
Могунова Марина Викторовна
Должность: старший преподаватель кафедры История Казахстана и социально-гуманитарные дисциплины
Аффилиация: Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева
Адрес: Петропавловск, Республика Казахстан
Выпуск
Страницы
128-137
Аннотация

Межнациональные браки являются отражением интеграции общества и релевантным показателем особенностей конструирования идентичности в многонациональной среде. В статье рассматриваются браки между казахами и русскими г. Петропавловска между 1996–2020 гг. Анализ данных представлен на материалах ЗАГС и социологических исследований. Показано влияние урбанизации и социальной модернизации на увеличение числа браков между казахами и русскими, прослежены изменения в отношении к межнациональным семьям. Авторы приходят к выводу, что увеличение числа межнациональных браков, при наличии двух доминирующих этнокультурных идентичностей – казахской и русской – не ведет к ассимиляции или складыванию новых общностей.

Ключевые слова
Северный Казахстан, межнациональные браки, идентичность, урбанизация, этнокультурные установки
Классификатор
Получено
30.11.2022
Дата публикации
14.12.2022
Всего подписок
3
Всего просмотров
22
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Введение. Изучение семейно-брачных отношений в национально-смешанных средах городского населения представляет интерес для исследователей. Городское население является ядром современного общества, оно наиболее восприимчиво к инновациям и культурным интерференциям; формирует не только стандарты массового потребления, но и социально-психологические установки в межнациональных отношениях. Межнациональные браки являются надежным показателем уровня солидаризма и доверия/недоверия в обществе, сохранения и изменчивости традиций, выбора идентичности. В этой связи основным объектом изучения стало городское население Петропавловска, города с исторически сложившейся русско-казахской этнической средой, преобладающей также в окружающих сельских районах.
2 Авторы статьи поставили следующие задачи: 1) проанализировать количественную динамику межэтнических браков казахов и русских, составляющих основную часть населения Северного Казахстана; 2) показать происходящие в обществе сдвиги в отношении межнациональных браков.
3 Источником исследования выступили материалы актовых книг государственной регистрации актов гражданского состояния1. Выявленные в данных ЗАГС тенденции проверялись материалами этносоциологических исследований. В 2020 г. авторы статьи приняли участие в проведении исследования «Языковая ситуация и социально-культурные изменения в Северном Казахстане» Института этнологии и антропологии РАН2. Для сравнительного анализа и выявления долговременных тенденций использовались материалы опроса Института этнологии и антропологии РАН 1994 г., проведенного в четырех крупных (Алматы, Шымкент, Петропавловск и Атырау) и четырех малых (Капчагай, Туркестан, Мамлютка и Балыкши) городах Казахстана в рамках программы «Язык, национальность и бывший Советский Союз». В ходе опроса было изучено мнение 1118 русских и 1060 казахов.
1. Актовые книги составлены на основе актовых записей о заключении брака ЗАГСа Департамента юстиции Северо-Казахстанской области Министерства юстиции Республики Казахстан. М.В. Могуновой выбраны и проанализированы актовые записи о заключении брака между казахами и русскими из актовых книг за 1996, 2006, 2016 гг.

2. В анкете представлены вопросы, связанные с владением языками, отношением к языковой ситуации, удовлетворённостью условиями жизни, по межнациональным бракам. Опрос проводился в Северо-Казахстанской области на базе Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева. Из-за действовавших ковидных ограничений, опрос проводился дистанционно. Опрошено 450 человек. Выборка стихийная. Возрастной состав: 18–29 лет – 58,7%, 30–59 лет – 39,8%, 60 лет и старше – 1,6%; большинство – женщины (68,2%). Взрослые (возрастные) респонденты в основном представлены родителями студентов, этим обстоятельством и объясняется низкий процент респондентов 60+. Национальный состав респондентов: казахи – 66%, русские – 22%, другие национальности – 8,4%; значительное число респондентов (56,9%) не состоят в браке. В опросе участвовали респонденты с высшим (16,2%), неоконченным высшим (20,9%), средним специальным (18,9%) и средним (35,8%) образованием. Большинство участников опроса – учащаяся молодежь (58%), третья часть респондентов (33,8%) охарактеризовали себя как «работающие». Ошибка выборки составляет 5%.
4 Исследовательские подходы изучения межнациональных браков. Изучение межнациональных браков имеет свою специфику в зависимости от страны и господствующих политических трендов. В западной антропологии преобладали концепты неизбежной ассимиляции как логического следствия распространения межэтнических и межрасовых браков в среде этнических меньшинств и иммигрантов3. Смешанные браки рассматривались как «финальный шаг к ассимиляции» [Gordon, 1964]. Современные исследователи обращают внимание скорее на степень жесткости межрасовых и межэтнических «перегородок» и изменение отношения общества к смешанным парам. Ученые отмечают, что, несмотря на резкий рост числа смешанных межэтнических браков в Соединенных Штатах с 1960-х гг., многие американцы рассматривают такие браки как «неуместные» [Gaines at al., 2015: 650]. Широкий спектр изучаемых проблем и интерес к исследованиям смешанных браков в европейском и американском обществах позволяют говорить о дальнейшем нарастании количества таких браков по мере вступления в половозрелый возраст детей из смешанных семей и культурной схожести молодежи в целом. Не менее важным является отношение общества к межнациональным бракам, что определяет успех интеграции этнических групп.
3. Большинство американских исследователей не проводят различия между межрасовыми и межэтническими браками. Примером такого подхода является книга Paul R. Spickard «Mixed Blood: Intermarriage and Ethnic Identity in Twentieth - Century America» [Spickard, 1989].
5 В советской науке методологические основы изучения межнациональных браков были заложены в 1970–1980-е гг. в работах Ю.В. Арутюняна (2003), Л.М. Дробижевой (1978), В.И. Козлова (1981), А.А. Сусоколова (1987), изучалась динамика межнациональных браков, языковые процессы в национально-смешанных семьях, подобные семьи в разрезе поколений. Можно согласиться с Н.Б. Ем в том, что традиция изучения межнациональных браков как показателя стабильности межнациональных отношений и толерантности, была доминирующей в советской науке [Ем, 2020: 8]. В этом сказывалось влияние официальной идеологии и практики национальной политики, в результате ученые вынужденно преувеличивали интегративную роль межнациональных браков в становлении советского народа и игнорировали проблемы ассимиляции. Межнациональные браки в Советском Казахстане так же были в фокусе внимания [Борзых, 1970: 87–96; Евстигнеев, 1973; Наумова,1987: 91–100]. В работах современных ученых распространено представление о межнациональных браках как об «оценке состояния межэтнических отношений» [Лурье, 2018: 123], продолжающее советские традиции. Их рассматривают как «один из базовых индикаторов этнической адаптации и социальной интеграции общества…» [Жигунова, 2017: 63] или видят в них «комплементарность» народов на поведенческом уровне» [Лурье, 2018: 123].
6 В целом российские обществоведы изучают межнациональные браки различных групп населения и регионов России, национально-смешанные браки в исторической ретроспективе и др. В отдельных статьях предлагается анализ ситуации с межнациональными браками в конкретных странах постсоветского пространства, к примеру, в Казахстане [Козлов, 2017: 71–88].
7 Для настоящего исследования интерес представляют работы российских ученых, в которых фигурируют браки между русскими и казахами. В ряде публикаций данные народы рассматриваются как коренное старожильческое российское население [Сороко, 2014: 96–123; Жигунова, Коптяева, 2016: 100–104], в других исследованиях – как представители местных жителей и мигрантов, в частности, казахи [Хачатрян, Чадова, 2016: 127–148].
8 В современной казахстанской социологии и этнографии браки с супругами разных национальностей по-прежнему в фокусе внимания (см.: [Калыш, 2013; Уалиева, 2017: 405–413; Ем, 2020] и др.). В трактовке межнациональных браков представлены разные концепты, некоторые из них перекликаются с подходами советской науки, в частности, раскрывающие связь между ростом межнациональных браков и укреплением единства в стране [Гаркава и др., 2014: 24]. Браки супругов разной национальности рассматриваются как межнациональные, где предметом исследования выступает национальный состав межнациональных браков, отношение к ним, идентификация подростков в подобных семьях. В анализ проблемы привнесены новые аспекты: изучаются межнациональные браки нетитульных этносов республики, брачные предпочтения казахского населения и др. Представляется актуальным выявление тенденций развития и специфики брачности между казахами и русскими северного региона Казахстана.
9 Формирование национальной структуры населения и межнациональные браки в досоветский и советский периоды. Распространение межнациональных браков зависит от установок к ним в обществе, которые являются результатом опыта межнациональных отношений. Негативный опыт и недоверие могут усиливать практику отторжения межнациональных браков, в то время как межнациональная толерантность и доверие способствуют улучшению понимания и признания ценности иных культурных традиций, что влечет разрушение прежних барьеров и подрыв этнической гомогамии.
10 Межнациональные отношения казахов и русских северного региона имеют давнюю историю. В начале XX в. из 42340 жителей города было 25323 великороссов (русских – Прим. авт.), 9575 татар и 1358 казахов4. Таким образом, еще в дореволюционный период структура населения Петропавловска и окружающих сельских и кочевых волостей приобрела свою национальную мозаичность, которая впоследствии лишь усилилась.
4. Обзор Акмолинской области за 1913 г. Омск, 1914. [Электронный ресурс] Проект «Исторические материалы» URL: >>>> obzor_akmolinskoy_oblasti_za_1913_god.pdf. С. 93 (дата обращения: 14.01.2021).
11 За годы советской власти Петропавловск превратился в один из крупных индустриальных казахстанских городов и в областной центр. По численности населения он стабильно входил в десятку крупнейших городов республики, объединяя представителей разных национальностей. В это же время среди горожан Петропавловска наблюдается низкий процент казахов и высокий – русских. Так, удельный вес казахов составил 4,8% в 1959 г. и 5,0% в 1970 г., русских – 80,2% и 80,4%, соответственно [Шатных, Лебедева, 1993: 22]. Городской образ жизни долгое время был малопривлекательным для казахов.
12 Успехи советской национальной политики в выравнивании социального развития и сближения культур советских народов непосредственно влияли на формирование позитивного отношения к межнациональным бракам. По мнению А.Б. Калыша, имелись региональные различия в распространении браков казахов с представителями других национальностей: «Доля национально-смешанных браков в различных регионах нашей республики не одинакова. Она выше в тех регионах и областях, которые были непосредственно затронуты указанными выше социально-экономическими и миграционными процессами. Поэтому в Северном, Центральном и частично в Западном Казахстане такие браки создавались больше, чем в таких с преобладанием казахского населения южных областях, как Кызылординская, Атырауская, Южно-Казахстанская и Мангистауская. В последних четырех областях их удельный вес колебался в пределах 3,5–4,9–8,3–9,2%» [Калыш, 2013: 334]. Однако предубеждения против межнациональных браков были слабыми в городской среде и имели место в сельской местности южных областей.
13 Меняется отношение к межнациональным бракам со стороны казахов на закате советского общества. Объясняется это не только выравниванием уровня социального развития и ускоренной урбанизацией казахского населения, свою роль сыграли большее понимание национальных традиций казахов со стороны русских и национальных меньшинств и накопленный опыт межнациональных отношений, что устраняло опасения по поводу «конфликта культур» в рамках семьи и страхи по поводу ассимиляции. В Северном Казахстане русские в силу численности и давних связей с казахами преобладали в качестве брачных партнеров последних. А.Б. Калыш пишет: «Казахи при вступлении в национально-смешанные браки отдают предпочтение русским, потом – татарам, а татары, в свою очередь, – казахам и русским» [Калыш, 2013: 344].
14 Релевантную картину отношения к межнациональным бракам казахов и русских дают материалы этносоциологического опроса 1994 г. На вопрос «Как бы вы отнеслись к браку с человеком другой национальности вашего сына?» в целом по Казахстану считали нежелательным такой брак 36,7% (389 человек) казахов-горожан, 22,5% русских (251 человек); считали предпочтительным выбор невестки своей национальности, но не собирались возражать против выбора сына 29,7% (310 человек) казахских респондентов и 32% (358 человек) русских; в той или иной степени поддерживали позицию, что национальность в браке значения не имеет, 29,5% (305 человек) казахов и 39,3% (436 человек) русских. Почти 2/3 казахов в той или иной форме не возражали категорически против брака своего сына с невесткой другой национальности. Это связано не только с унифицирующим влиянием городской культуры, но и с уменьшением страхов перед ассимиляцией детей, рожденных в межнациональных браках. По оценке О.Б. Наумовой, 75% детей, родившихся в таких браках, идентифицировали себя как казахи [Naumova,1988: 155]. Выбор идентичности казахстанской молодежи свидетельствует о том, что национальная гибридизация не получила распространения и дети от межнациональных браков предпочитали идентифицировать себя как казахи или русские.
15 Межнациональные браки являются результатом межнациональных отношений народов. Борьба с расизмом и этническим национализмом в СССР способствовала реальному сближению советских народов во многих сферах общественной жизни, включая семейные отношения. Советский период характеризуется скрытым поощрением межнациональных браков. Однако неравномерность урбанизации и социальной модернизации, опасения этнической ассимиляции, сила традиций и стереотипов значительно тормозили распространение межнациональных браков в казахской среде до распада Советского Союза.
16 Тенденции развития браков между казахами и русскими Петропавловска в 1996–2020 гг. Основные тренды развития межнациональных браков в постсоветском Казахстане определяются динамикой этнополитических и этносоциальных процессов. Их влияние на такие факторы межнациональной брачности, как формирование этнической идентичности и миграционные установки, связано с изменениями этнодемографической структуры населения и этнокультурными сдвигами. Наибольшие потери населения имели место в 1990-е гг. Распад Советского Союза и глубокий социально-экономический кризис вызвали отъезд более 2,7 млн человек. По данным Министерства экономики Республики Казахстан, за 1992–2011 гг. из республики выбыло 3,3 млн, около 2,0 млн человек – безвозвратно5.
5. Аналитический доклад на тему «Демографический прогноз Республики Казахстан: основные тренды, вызовы, практические рекомендации». Астана, 2014. С. 23.
17 Численность и удельный вес казахского населения постоянно увеличивались в этот период за счет сохранения высокой рождаемости в сельских районах и приезда казахских переселенцев из Монголии, Китая, России и стран Средней Азии. Между переписями 1989 и 2009 г. численность казахов в Казахстане выросла с 6534 тыс. до 10093 тыс. человек6. Кризис аграрного сектора в результате реформ привел к ускоренной урбанизации казахского населения, что в сочетании с массовым оттоком русских и немцев изменило национальную структуру казахстанских городов и этнокультурную ситуацию в целом.
6. Там же. С.21.
18 Североказахстанский областной центр г. Петропавловск не был исключением. Если в 1989 г. численность казахов в Петропавловске составляла 18 тыс. человек (8,6%), в 2006 г. она возросла до 35 тыс. человек (18,4%), в 2016 г. увеличилась до 59 тыс. (27,3%). По данным областной статистики, в 2020 г. численность городских казахов достигла 65 тыс. (29,8%)7. Пополнение числа горожан происходило за счет миграции преимущественно казахов в молодом и зрелом возрасте, в то время как происходил массовый отток русской молодежи. Приток казахской молодежи ведет к увеличению количества браков между казахами и русскими. Пролить свет на причины данной особенности помогут материалы актовых записей о заключении брака, дающие возможность исследовать отдельные показатели межнациональных браков (возраст, образование, профессия).
7. >>>> . Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. URL: >>>> (дата обращения: 05.04.2021).
19 С 1996 по 2016 гг. в Петропавловске росло количество межнациональных браков (см. табл. 1).
20

Таблица 1. Браки, зарегистрированные в Петропавловске, в 19962016 гг. (абс. число, % к общему числу зарегистрированных браков)

Браки 1996 2006 2016
Мононациональные 879 (76%) 1269 (73%) 1371 (71%)
Межнациональные 278 (24%) 358 (20,6%) 437 (22%)
Национальность не указана - 111 (6,4%) 140 (7%)
Итого 1157 1738 1908

Примечание. Таблица составлена по материалам: Департамент 1996; Департамент 2006; Департамент 20168.

8. Департамент юстиции Северо-Казахстанской области Министерства юстиции Республики Казахстан. Архив ЗАГС. Актовая книга государственной регистрации актов гражданского состояния, составленная на основании актовой записи о заключении брака (супружества). Петропавловск. 1996 г.; 2006 г.; 2016 г. Материалы собраны М. В. Могуновой в 2019 г.
21 Заметным становится увеличение браков между казахами и русскими. Доля подобных браков в 1996 г. составила 5,3%, в 2006 – 14,5%, в 2016 – 17,8% от всех межнациональных браков. Очевиден рост в 3,5 раза. Подобные браки представлены казахско-русскими и русско-казахскими парами (первой указана национальность мужчины, второй – женщины) (табл. 2).
22

Таблица 2. Браки между казахами и русскими, зарегистрированные в Петропавловске, в 1996–2016 гг. (человек, % к числу всех межнациональных браков)

Межнациональные браки 1996 2006 2016
Казахско-русские 11 (3,9%) 33 (9,2%) 49 (11,2%)
Русско-казахские 4 (1,4%) 19 (5,3%) 29 (6,6%)
Итого 15 (5,3%) 52 (14,5%) 78 (17,8%)

Примечание. Таблица составлена по материалам: Департамент 1996; Департамент 2006; Департамент 20169.

9. Там же.
23 Согласно материалам ЗАГС, средний возраст вступления в брак в русско-казахских и казахско-русских браках растет (табл. 3), приближаясь к 30-летнему рубежу. Важно подчеркнуть, что речь идет о браках между казахами и русскими всех очередностей10. В целом, средний возраст вступления в брак казахских мужчин оказался выше аналогичного показателя русских мужчин. Русские женщины старше по возрасту казахских невест. Предполагаем, что решение вступить в брак с представителем другой национальности требует от супругов жизненного опыта, социального капитала, что находит отражение в увеличении брачного возраста.
10. При работе с актовыми записями встречались данные о повторных браках среди казахов и русских. Однако в актовую запись сведения о расторжении брака вносятся только по факту, поэтому полной информацией об очередности зарегистрированных в 1996–2016 гг. межнациональных браках казахов и русских, авторы исследования не располагают.
24

Таблица 3. Средний возраст вступления в брак (1996–2016)

Брак 1996 2006 2016
Русско-казахский Мужчина русский 23,75 26,05 28,62
  Женщина казашка 22,5 24,89 26,86
Казахско-русский Мужчина казах 27,36 29,81 29,22
  Женщина русская 26,18 25,39 27,24

Примечание. Таблица составлена по материалам: Департамент 1996; Департамент 2006; Департамент 2016 (см. сноску 9).

25 Данные показывают, что казахи и русские, состоящие в межнациональном браке, образованны. В материалах ЗАГСа не встречалось упоминаний о наличии у кого-либо из казахов и русских начального образования, равно как и сведений об отсутствии образования у кого-либо из партнеров вообще. В казахско-русских браках на протяжении всего периода изучения доминировали пары с одинаковым образованием.
26 В целом, можно предположить, что вступление в законный брак предполагает в большинстве своем общность разделяемых интересов, близость социальных ценностей, которые находятся в тесной связи с образованием.
27 Отношение общества к межнациональным бракам. Увеличение браков между петропавловскими русскими и казахами связано не только с урбанизацией последних. Главными факторами становятся изменение среди молодежи и части старшего поколения отношения к таким, ранее неодобряемым со стороны казахских родителей, брачным союзам, и развивающееся этнокультурное сближение и взаимопонимание, как результат длительных и толерантных отношений. Отвечая на вопрос «Как бы вы отнеслись к браку вашего сына с девушкой любой другой национальности?» (2020) 19,4% казахских студентов были отрицательно настроены в отношении межнациональных браков, еще 18,2% при отрицательном отношении не стали бы возражать. Безразлично, так как национальность в браке не имеет значения, отнеслись бы 20% респондентов, еще 10,6% затруднились ответить на вопрос. Остальные 31,8% в той или иной мере были настроены положительно к межнациональным бракам. Старшее поколение казахов в большинстве (48,8%) отрицательно отнеслось к возможности такого брака, только 10,6% опрошенных поддержали идею, что национальность в браке не имеет значения и 5,7% затруднились с ответом, с оговорками не возражали 34,9%.
28 Для сравнения в 1994 г. в самом Петропавловске 35,4% казахов посчитали нежелательными межнациональные браки для своих детей, 33,4% предпочли бы невесту своей национальности, но возражать относительно выбора не стали бы. Лишь 10,4% респондентов-казахов полагали, что национальность в браке значения не имеет. Очевидно, что положительный сдвиг в отношении межнациональных браков затронул в основном молодежь.
29 Негативное отношение к межнациональным бракам по данным опроса 1994 г. усиливалось в случае вероятного брака дочери с представителем другой национальности. Значительно меньшая доля казахов (22,3%) и русских (36,1%) скорее согласись бы на межнациональные браки своих дочерей. В традиционном восприятии казахов жена относится к роду супруга. Поэтому женщина, вышедшая замуж за человека другой национальности, отождествляется с национальностью мужа. Русские опасались подчиненного статуса своих дочерей в браке с представителями других народов.
30 Спустя 26 лет большинство казахов было по-прежнему против брака своих дочерей с представителями других национальностей – среди старшего возраста 59,4% и среди молодежи 45,9%. Только для 10,6% респондентов в старшей группе и 17,6% среди студенческой молодежи национальность в браке не имеет значения. Среди русских респондентов старшей группы отрицательное отношение к межнациональным бракам сына или дочери было значительно ниже, 18,5 и 23,9 % соответственно. Более половины респондентов (54,6%) полагали, что национальность в браке не имеет значения. Среди русских студентов отрицательное отношение к межнациональным бракам сына и дочери было минимальным, 3,3% и 4,9% соответственно, более 2/3 русских студентов (68,9%) ответили, что национальность в браке не имеет значения.
31 Опрос 2020 г. указывает на позитивное отношение молодежи к межнациональным бракам. Стабильность межнациональных отношений и накопленный социальный капитал доверия способствует распространению такого отношения. Опрос показал, что 63,6% петропавловцев положительно ответили на вопрос «Доверяете ли вы незнакомым людям другой национальности?», отрицательно ответили 18,4% респондентов, большинство (84,5%) имели друзей другой национальности. На наш взгляд, материалы опроса подтверждают связь между стиранием национальных «перегородок» в семейно-брачных отношениях и уровнем межнационального доверия в обществе.
32 Заключение. Исследование показывает, что межнациональные браки являются надежными индикаторами интеграции общества с сопутствующим размыванием национальных границ и уменьшением этнокультурных дистанций. В то же время распространение межнациональных браков не означает «финальную стадию» ассимиляции. Тенденции развития браков между петропавловскими казахами и русскими, имеющими разное этнокультурное наследие, позволяют говорить и о важности сформированных в обществе традиций толерантности и взаимопонимания между народами, которые снижают опасения по поводу угрозы ассимиляции. Стремительная урбанизация казахского населения и выравнивание социально-профессионального состава с русскими создала объективные предпосылки для увеличения числа межнациональных браков. Не менее важны социальные сдвиги в отношении к межнациональным бракам и отсутствие межнационального отчуждения среди местных жителей, что связано с длительностью совместного проживания и сотрудничества. Знания друг о друге порождают определенный уровень взаимного доверия и снимают опасения казахов по поводу утраты национальных традиций и опасения русских женщин относительно гендерного неравенства. Анализ опросов указывает на позитивное или нейтральное отношение к самому факту межнационального брака и его последствиям. Количественные данные по Петропавловску подтверждают тенденцию увеличения браков между казахами и русскими. Качественные изменения заключаются в вовлечении казашек в браки с русскими, что ранее было редкостью.
33 Межнациональные браки между казахами и русскими существенно влияют на поддержание этнокультурных традиций, смещая их в сторону «европейской» семьи с такими чертами как гендерное равенство, индивидуальный выбор. Однако межнациональные браки с участием казахов и русских не ведут к складыванию гибридных и панэтнических групп, отсутствует конструирование новых национальных границ. Выбор идентичности осуществляется преимущественно по отцу. Увеличение доли городских казахов ведет к интенсификации межнациональной брачности и формированию двухсоставного местного сообщества.

Библиография

1. Борзых Н.П. Распространенность межнациональных браков в республиках Средней Азии и Казахстане в 1930-х годах // Этнографическое обозрение. 1970. № 4. С. 87–96.

2. Гаркава Е.В., Алиакпарова А.Б., Валов Ф.В., Шуренов Д.Б. Межнациональные браки в Павлодарской области: тенденции, сложности. Павлодар: Кереку, 2014.

3. Евстигнеев Ю.А. Динамика межэтнических браков в среде населения Северного Казахстана (1940–1969 гг.). Автореф. дисс. … канд. ист. наук. М., 1973.

4. Ем Н.Б. Международные браки в Южной Корее: проблемы и перспективы мультикультурализма. Алматы: Қазақ университеті, 2020.

5. Жигунова М.А. Матримониальные установки и межэтнические браки: Евразийский контекст // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. 2017. № 1(1). С. 62–65.

6. Жигунова М.А., Коптяева Е.А. Национально-смешанные браки как вариация этнокультурной идентичности//Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 5(43). С.100–104.

7. Калыш А.Б. Семья и брак в современном Казахстане. Алматы: Арыс, 2013.

8. Козлов В.А. Казахстан и Эстония: оценка предпочтений при вступлении в межнациональные браки // Население и экономика. 2017. Т. 1. № 1. С. 71–88.

9. Лурье С.В. Межэтнические браки в современном российском национальном сценарии // Петербургская социология сегодня. 2018. №. 10. С. 122–148.

10. Сороко Е.Л. Этнически смешанные супружеские пары в Российской Федерации//Демографическое обозрение. 2014. Т. 1. №. 4. С. 96–123.

11. Уалиева С.К. Тенденции межэтнических браков в Казахстане//Мир Большого Алтая. 2017. № 3 (3). С. 405–413.

12. Хачатрян Л.А., Чадова А.А. Межнациональная семья в современном российском обществе//Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 1(25). С. 127–135.

13. Шатных А.В., Лебедева Т.В. Население Северо-Казахстанской области за 100 лет. Петропавловск, 1993.

14. Cohen R. CreolizationandCultural Globalization: The Soft Sounds of Fugitive Power // Globalizations. 2007. Vol. 4. Iss. 3. P. 369–384.

15. Gaines S. O., Clark, E M. and Afful S.E. Interethnic marriage in the United States: An introduction // Journal of Social Issues, 2015. № 71(4). Р. 647–658.

16. Gordon M. Assimilation in American Life. New York: Oxford University Press., 1964.

17. Naumova O.B. Contemporary Ethnic Process in Kazakhstan. Treatises and Document – Razprave in gradivo, Ljubljana, december 1988, st.,21. URL: https://rig-td.si/wp-content/uploads/2018/11/O.-B.-Naumova-Contemporary-ethnic-process-in-Kazakhstan.pdf (дата обращения: 24.03.2021).

18. Spickard Р. Mixed Blood: Intermarriage and Ethnic Identity in Twentieth - Century America. The University of Wisconsin press, 1989.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести