Дистанционное обучение школьников: готовность к вызовам
Дистанционное обучение школьников: готовность к вызовам
Аннотация
Код статьи
S013216250017203-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Тищенко Алексей Сергеевич 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Адрес: Росийская Федерация, Москва, Проспект Вернадского 82-84
Семионова Елена Александровна
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Адрес: Росийская Федерация, Москва, Проспект Вернадского 82-84
Токарева Галина Световна
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Адрес: Росийская Федерация, Москва, Проспект Вернадского 82-84
Выпуск
Страницы
145-149
Аннотация

Устойчивость системы общего образования зависит от многих факторов, и одним из наиболее значимых является профессионализм педагогического коллектива, готовность учительского корпуса отвечать на новые вызовы и эффективно осуществлять профессиональную деятельность в самых сложных условиях. Пандемия коронавируса привела к необходимости внесения в кратчайшие сроки существенных изменений в функционирование системы образования, в том числе к переводу образовательного процесса в дистанционный режим. Несмотря на своевременно принятые на федеральном и региональном уровнях меры по обеспечению непрерывности образовательного процесса и сохранению единого образовательного пространства, а абсолютным приоритетом оставалось сохранение здоровья всех участников образовательных отношений, система общего образования столкнулась с серьезными трудностями. Ситуация осложнялась не только наличием определенных проблем в обеспеченности образовательных организаций и домохозяйств необходимыми техническими средствами, но также и тем, что значительная часть педагогических работников не имела практики преподавания в удаленном режиме и к началу пандемии не была готова к организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий. В статье представлены результаты социологического исследования по вопросу готовности учителей к осуществлению профессиональной педагогической деятельности в условиях вынужденных ограничений, вызванных пандемией, на основе сопоставления данных мониторинга, проведенного накануне пандемии, с данными 2021 г.

Ключевые слова
мониторинг, социологическое исследование, общее образование, профессиональная деятельность учителей, дистанционное обучение, пандемия
Источник финансирования
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС
Классификатор
Получено
21.10.2021
Дата публикации
21.06.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
49
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС проводит ежегодный мониторинг общего образования, в рамках которого осуществляется социологический опрос (рук. Д.М. Логинов) родителей школьников, учителей и руководителей общеобразовательных организаций в регионах, дифференцированных по социально-экономическому положению, анализируются открытые статистические данные о состоянии и развитии системы общего образования. Методология разработана в 2013 г. и апробирована в ходе восьми волн мониторинга общего образования [Авраамова и др., 2019]. В мониторинге 2019 г. приняли участие 2220 родителей учащихся и 2247 учителей школ Псковской, Самарской и Ярославской областей; 2020 г. (проведен накануне объявления ВОЗ пандемии) – 2236 родителей и 2126 учителей школ Новгородской, Нижегородской и Тульской областей; 2021 г. – 2132 родителей и 2056 учителей школ регионов, участвовавших в исследовании 2019 г.1
1.  Отбор регионов проводился с учетом данных Рейтинга социально-экономического положения регионов. РИА Рейтинг Россия сегодня. URL: >>>> (дата обращения: 10.02.2022).
2 Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий до пандемии не получило широкого распространения в России. По состоянию на начало 2019/20 уч.г. в таком формате обучалось от 4 до 6% учащихся, и в 12 регионах России – более 10% учащихся. Как правило, речь шла о домашнем обучении детей по состоянию здоровья или школьников с особыми образовательными потребностями, а также об образовательном процессе для отдельных классов или школ в периоды карантина по тем или иным заболеваниям [Семионова, Токарева, 2020].
3 Ситуация на начало 2020/21 уч.г. существенно изменилась: доля обучающихся с применением дистанционных технологий возросла и составила от 14 до 19%, в 23 субъектах РФ в таком формате училось более 10% школьников, в том числе в 7 регионах – более половины (Москва, Ненецкий автономный округ, Тюменская, Ленинградская, Калининградская, Мурманская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра). В столице дистанционно обучались 97,3% учащихся в рамках среднего общего образования и более 99% – начального и основного общего2. Вместе с тем доля школьников в городских поселениях, охваченных дистанционными образовательными технологиями, превышает процент учащихся сельских школ в 2,7 раз на уровнях начального общего и основного общего образования и в 2,9 раз – в рамках среднего общего образования.
2.   >>>> // Министерство просвещения Российской Федерации. URL: >>>> (дата обращения: 10.02.2022).
4 По данным 2019 г. учителя оптимистично оценивают возможности информационных технологий: 95,6% использовали сеть Интернет при подготовке к урокам, работали с электронными журналами и дневниками, 85,5% применяли цифровые и электронные устройства в ходе уроков, 68,8% использовали интернет-порталы для подготовки и проведения занятий, а также для организации самостоятельной работы учащихся. Учителя считают, что экспансия информационных технологий в образовательном процессе (31,1%), как и предоставление школьникам возможности выбора предметов для углубленного изучения (55,6%), обновление учебных программ (42,7%) и методик преподавания (31,7%), положительно скажутся на успеваемости учащихся. Большинство учителей предположили, что применение информационных технологий способствует повышению качества образования. Вместе с тем лишь половина опрошенных педагогов (51,6%) уверена, что дистанционные формы проведения уроков отвечают задаче повышения качества образования.
5 По данным мониторинга 2019 г. дистанционные формы проведения уроков применял каждый пятый учитель (19,3%). Из опроса 2021 г.3 следует, что накануне пандемии опыт преподавания в дистанционном режиме был примерно у трети учителей – регулярно использовали дистанционные образовательные технологии 14,9% педагогов, а 17,7% учителей применяли их периодически. Вместе с тем для двух третей из них (67,3%) введение дистанционного режима стало новой формой организации образовательного процесса, с которой ранее они не сталкивались. Больше опыта работы с учащимися в дистанционном режиме было у учителей из региональных столиц (37%) и из малых и средних городов (33,4%) по сравнению с педагогами сельских школ (26,3%). Чаще прибегали к такой практике учителя основной и старшей школы (37,0%), хотя такой опыт имелся и у учителей 1–4-х классов (25,6%). В разрезе возрастных групп меньше опыта работы с применением данных технологий имелось у педагогов в возрасте до 30 лет (71,1% не использовали такую практику).
3. Вопрос о преподавании с применением дистанционных образовательных технологий до пандемии включен в социологический опрос 2021 г. для выявления мнения учителей о том, как они сами оценили готовность к работе в дистанционном режиме с высоты полученного ими опыта в условиях вынужденных ограничений.
6 В начале пандемии 43,7% учителей, по мнению самих педагогов, были готовы к организации образовательного процесса в дистанционном режиме без потерь для качества образования. Наибольшее беспокойство данная ситуация вызвала у сельских учителей – 33,8% из них отметили готовность, 58,2% высказали неуверенность, а 7,9% были убеждены, что учителя совершенно не готовы к работе в новых условиях. Молодые учителя в возрасте до 30 лет в большей степени были уверены в своей подготовке (53,2%) и 12,4% из них сообщили, что столкнулись с существенными сложностями в работе в дистанционном режиме. Вместе с тем, как следует из опроса, они реже привлекались к преподаванию в дистанционном режиме по сравнению с коллегами более старшего возраста.
7 Насколько сложной для учителей оказалась работа в дистанционном режиме? В целом, только 15,7% педагогов переход к преподаванию в новых условиях не был проблематичным, 54,1% испытали небольшие сложности, 30,2% учителей столкнулись с существенными трудностями. Наибольшее число среди последних педагогов представители сельских школ (43,2%), а также учителя в возрасте 50 лет и старше (более 38%) и педагоги начальной школы (33,8%).
8 По мнению учителей, за 2021 г. готовность школ к организации эффективного образовательного процесса в дистанционном режиме повысилась. Только 13,7% педагогов не отметили положительных изменений, большинство из них сельские учителя (24,5%). О существенном улучшении ситуации чаще сообщали педагоги школ региональных столиц (31,8%), а также учителя в возрасте до 30 лет (36,6%) и от 30 до 40 лет (34%). Консолидированным оказалось мнение преподавателей о том, что готовность школ к работе в дистанционном режиме улучшилась, но лишь в некоторой степени (около 60%).
9 Несмотря на эту в целом оптимистичную оценку, большинство учителей говорили об ухудшении качества образования школьников. Существенное снижение отметила треть педагогов (34,2%), и наибольшее число – сельские учителя (40,9%), а также опытные преподаватели в возрасте от 60 лет (40,7%). О незначительном снижении сообщили около половины учителей (51,1%), а об отсутствии изменений – 14,6% педагогов.
10 При том, что динамика качества образования школьников, по мнению учителей, демонстрирует неутешительный тренд, школа готова обеспечить подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ с высокими результатами без дополнительной подготовки (30,2% педагогов). 31,3% учителей отметили, что это могут обеспечить только лучшие образовательные учреждения, а 38,5% педагогов высказали мнение, что даже лучшие школы не готовы решить эту задачу, и наибольшая доля в их числе – учителя в возрасте 60 лет и более (46,7%).
11 В 2020 г. лишь 7,7% опрошенных учителей полагали, что одной из причин усложнения работы в школе является необходимость постоянного использования информационных технологий. По итогам исследования 2021 г., их доля возросла в несколько раз и составила 43%, наибольшие трудности испытали учителя старшего возраста (52,2%). Также учителя отметили, что в условиях дистанционного обучения увеличилось время на подготовку к урокам (65,7%) и проверку работ учащихся (74,4%). При этом сокращение методического сопровождения более остро воспринято педагогами в возрасте до 30 лет.
12 Учителя выделили основные проблемы реализации дистанционного обучения по степени их значимости. Более половины отметили рост объема работы и увеличение трудового времени (56,2%); сбои в работе Интернета, онлайн-платформ и другие технические проблемы (55,3%); увеличение времени подготовки к урокам и проверки домашнего задания (50,6%). Далее по степени важности, и это отметили около трети учителей, последовали сложности с организацией контроля над усвоением материала и дисциплиной учащихся во время урока (37,4%), отсутствие у учащихся технических средств и доступа к Интернету (34,2%) и, как следствие, снижение успеваемости (29,8%).
13 Значительно меньшая доля учителей обозначила проблемы, связанные с коммуникацией школы и семьи в вопросах образовательного процесса в дистанционном режиме. Так, недовольство родителей увеличением нагрузки на детей и избыточным объемом домашнего задания как проблему обозначили 11% учителей, непонимание со стороны семей по организации учебы в дистанционном режиме – 10,1%, жалобы родителей на утомляемость детей и ухудшение их здоровья – 7,1%, жалобы родителей на снижение качества знаний и ухудшение успеваемости детей – 5,1%.
14 Негативные оценки («скорее не удовлетворены» и «абсолютно не удовлетворены») давались родителями реже, чем положительные. Вместе с тем неудовлетворенность у трети семей вызвали техническая работа образовательных платформ, на которых проходило обучение (35,3%), и качество цифрового контента (34,1%). Также беспокойство родителей связано с готовностью к организации дистанционного обучения школы (20,8%) и учителей (18%), качеством преподавания (21,3%), организацией внеклассных мероприятий и воспитательной работы (28,3%). В числе наиболее серьезных проблем более 40% родителей назвали увеличение домашней работы и заданий для самостоятельного изучения, повышение нагрузки на ребенка; снижение контроля учителя над усвоением материала и дисциплиной во время дистанционного урока; утомляемость ребенка, снижение внимания в ходе занятий в дистанционном режиме; низкое качество и сбои интернет-соединения, перебои в работе онлайн-платформ. Отсутствие необходимых технических средств дистанционного обучения отметили 9,1% родителей, отсутствие возможности подключения к сети Интернет – 3,7%. Также 22,0% родителей высказали мнение о невозможности подготовки ребенка к экзаменам на высокие баллы без дополнительных занятий. При этом о необходимости услуг репетиторов сообщили 6,4% семей. Отсутствие особых проблем в период обучения ребенка в дистанционном режиме отметили 23,4% родителей.
15 Таким образом, исследование показало, что до пандемии опыт преподавания предметов в дистанционном режиме имелся лишь у пятой части учителей. В условиях перевода учащихся на дистанционное обучение отсутствие подобной практики сделало необходимым в сжатые сроки организовать методическое сопровождение педагогов, обеспечить равный доступ учащихся к информационным ресурсам. В условиях пандемии безусловным приоритетом оставалась как защита здоровья всех участников образовательных отношений, так и обеспечение непрерывности образовательного процесса.
16 Среди родителей обозначилась тенденция, направленная на критику дистанционного режима, и желание вернуться к традиционному формату обучения в стенах школы. Вынужденные работать в удаленном режиме, многие из них казались включенными в образовательный процесс своих детей, им пришлось больше помогать детям в учебе. Негативное отношение части родителей к дистанционному режиму может быть вызвано беспокойством за возможное недополучение необходимого объема знаний, ухудшение состояния здоровья ребенка, отсутствие или недостаток технических средств обучения, периодический сбой в их работе, психологическая усталость, обусловленная вынужденной включенностью семей во все детали образовательного процесса. Также немаловажную роль сыграла ситуация неопределенности, которая имела место в таких важных для семей и педагогических работников вопросах, как проведение диагностических мероприятий, окончание учебного года, формат промежуточной и государственной итоговой аттестации, качество подготовки учащихся выпускных классов к поступлению в колледжи и вузы и даже готовность к построению будущей карьеры.

Библиография

1. Авраамова Е.М., Клячко Т.Л., Логинов Д.М., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Мониторинг общего образования: социологические аспекты. М.: ДЕЛО, 2019.

2. Семионова Е.А., Токарева Г.С. Готовность российских школ, учителей и учащихся к дистанционному обучению // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2020. Т. 108. № 6. С. 20–22.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести