Achievements And Challenges In Higher Education System Oа Israeli: Assessments Of Experts
Table of contents
Share
QR
Metrics
Achievements And Challenges In Higher Education System Oа Israeli: Assessments Of Experts
Annotation
PII
S013216250018244-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Victoria Korochkina 
Occupation: Senior Lecturer
Affiliation: Saint-Petersburg State University
Address: Russian Federation,
Edition
Pages
123-132
Abstract

In 2008 a civil, apolitical movement was formed to save the Israeli educational system. After a decade expert and analytical centers keep signaling serious challengesand contradictions directly related to schisms in the society. Worldwide COVID-19 crisis has only made the situation worse. During the pandemic, the number of first-year students in universities and colleges increased sharply, while the country's job market already had had a high percentage of “over-educated” labor. University and college graduates have problems on a job search; there is a drift from Israel of educated and qualified personnel abroad, mainly to the US. Specialists note the low quality of education, a disproportion in the ratio of the number of students and teaching staff, the problem of unequal access to higher education for students from different social stratums and ethnic groups.

In Israel, case analysis in the educational system is carried out by expert and analytical centers, which interact on these issues with corresponding governmental authorities issuing their own annual reports. Sometimes they highlight different points in their assessments. But the fact is that a number of essential problems have not yet been resolved. The Israeli leadership understands that higher education needs to be reformed and adapted to the needs of a country that is located in extremely sensitive region and seeks to be ranked high in a competitive environment in the international arena.

Keywords
higher education in Israel, "startup nation", the Arab sector, Ultra-Orthodox students, "over-educated", "brain drain".
Received
14.01.2022
Date of publication
21.06.2022
Number of purchasers
11
Views
47
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf Download JATS
1 Образование играет одну из важнейших ролей в Израиле – государстве, которое позиционирует себя как «сверхдержаву высоких технологий». По числу граждан с дипломами и учеными степенями среди взрослого (от 25 до 64 лет) трудоспособного населения страна занимает третье месте в мире, а также относится к лидерам по количеству школьных лет на человека. Тем не менее эксперты утверждают, что половина израильских учащихся получает образование на уровне стран третьего мира. Следовательно, они не будут в состоянии обеспечить соответствующее экономическое развитие. Как отмечает аналитик Д. Бен-Давид, «государство, нуждающееся в первоклассной армии для выживания в самом жестоком регионе на планете», не может этого себе позволить. Помимо этого в Израиле самый низкий уровень производительности труда среди большинства стран ОЭСР1. Система высшего образования рассматривается в качестве инструмента для его повышения и обеспечения конкурентоспособности в современной глобальной экономике.
1. Ben-David D. The Education System That’s Endangering Israel’s Future. URL: >>>> (accessed: 25.12.2021)
2 Переход студентов на электронное дистанционное обучение усилил расколы в израильском обществе (между разными этническими группами; по достатку и иммиграционному статусу; между проживающими в центре страны и на географической периферии и т.д. [Blass, 2020: 2] ) и возложил на государство еще большую нагрузку, связанную с необходимостью обеспечить образовательный процесс в новой обстановке и в непростых социально-экономических условиях. В частности, доступ к дистанционному обучению, т.е. количество компьютеров на членов семьи, наличие тихого места для занятий и т.д. гораздо более ограничены в бедных семьях, а у некоторых таких возможностей вообще нет. Если доля студентов, не имеющих доступа ни к компьютеру, ни к Интернету, составляет 2% среди евреев, не являющихся харедим (ультраортодоксами), то среди израильских арабов таких 23%, среди харедим – 41% [ibid.: 10-11].
3 В Израиле социальную политику государства, в том числе в сфере образования, отслеживают специалисты частных экспертно-аналитических центров, исследовательских отделов профильных министерств и государственных финансовых учреждений, а также международные экономические организации. «Совет по высшему образованию (СВО)2 и Комитет по планированию и бюджету (КПБ, принимает решения о распределении финансирования между университетами и колледжами) ежегодно публикуют отчеты о проделанной работе, тенденциях и своих планах. Аналитические материалы по ситуации в сфере образования Научно-информационного центра кнессета используются в процессе принятия решений в парламенте. Рассмотрением проблемных точек занимается Исследовательский отдел Центрального Банка, который в январе 2020 г. опубликовал доклад, свидетельствующий о проблеме избыточного образования в стране. Наиболее полную информацию по всем аспектам жизни общества предоставляет Центральное бюро статистики Израиля3. В международной сравнительной перспективе достижения и проблемы израильской системы образования в целом отражаются в ежегодных отчетах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, членом которой Израиль стал в 2010 г.)4.
2. С 2020 г. возглавляется министром по делам высшего образования; его бюджет формирует правительство. СВО определяет политику системы высшего образования. Это единственная организация, уполномоченная аккредитовывать вузы на осуществление образовательной деятельности, присуждение ученых степеней и т.п.

3. Высшее образование в Израиле – некоторые данные за 2020/2021 учебный год. URL: >>>> (дата обращения: 14.12.2021). (Иврит)

4. Семь лет в OECD: как выглядит Израиль в сравнении с другими развитыми странами. URL: >>>> (дата обращения: 25.12.2021)
4 В статье рассматриваются наиболее острые проблемы и противоречия, с которыми сталкивается израильская система высшего образования. Автор показывает, как их оценивают эксперты в Израиле и ОЭСР. Предполагается, что острота и значимость этих трудностей наглядно представлена в докладах независимых (от государства) «фабрик мысли», тогда как в отчетах правительственных структур делается акцент на достижениях и масштабных проектах.
5 Высшее образование в Израиле. Израильская система высшего образования – послесреднего и академического – включает в себя несколько типов учебных заведений: университеты; академические колледжи; технологические и педагогические академические колледжи; филиалы иностранных вузов; академические кампусы для ортодоксальных евреев; учебные курсы на английском языке; специальное образование с получением диплома по специальности.
6 Вузы с правом присваивать академическую (ученую) степень контролируются СВО5. Учебные заведения, которые выдают специальные дипломы, находятся под контролем соответствующих министерств в зависимости от того, для какой сферы деятельности они готовят дипломированных специалистов.
5. В Израиле действует принятая на Западе система ученых степеней, в соответствии с которой первая степень присваивается после 3-4 лет обучения в бакалавриате (B.A.), вторая – после 2-3 лет в магистратуре (M.A.) и третья (доктор, D.) – присуждается по окончании докторантуры и успешной защиты научной работы. Более подробно см.: Система образования в Израиле / Научно-исследовательский Центр Кнессета, 2015. URL: >>>> (дата обращения: 19.12.2021)
7 Ученая степень, полученная в любом израильском академическом учреждении, признается во всем мире. В то же время ученые степени, которые присваивают филиалы всемирно известных вузов, действующих в стране, приравниваются к полученным за границей, т.е. для их признания в Израиле требуется подтверждение. В государстве работает ряд университетов, один из которых – Университет Райхмана – первый частный университет в Израиле, до августа 2021 г. назывался Междисциплинарный центр в Герцлии (IDC Herzliya).
8 Социологическое образование в Израиле cуществует с момента создания государства. Первая кафедра социологии и антропологии появилась в 1930-х гг. в Еврейском университете в Иерусалиме6. Сегодня в четырех ведущих вузах страны предлагается четыре магистерские программы. Две – в Еврейском университете в Иерусалиме. Программа «Исследование, управление и разрешение конфликтов» рассчитана на 1 год и стоит 9 035 евро, включает в себя теоретические и методологические курсы и семинары, а также занятия, на которых студенты приобретают навыки управления и разрешения конфликтов, слушают лекции ведущих ученых и специалистов в этой области. Программа «Юриспруденция со специализацией в области прав человека и переходного права» длится 1 год и стоит 14 455 евро. В Университете Райхмана желающие приобрести опыт в вопросах организационного развития, лидерства и управления могут поступить на двухлетнюю программу «Организационное поведение и развитие» стоимостью 12 761 евро за год. Тель-Авивский университет предлагает междисциплинарную программу на 2 года стоимостью 9 486 евро в год. Выпускники получают степень магистра в области изучения миграции7.
6. The Department of Sociology and Anthropology. URL: >>>> (accessed 04.03.22).

7. Master's degrees in Sociology in Israel. >>>> (accessed 04.03.22).
9 Высокую стоимость высшего образования в Израиле его граждане считают существенным недостатком. В 2017 г. 41% израильтян (на 9% больше, чем годом ранее) признавались, что не смогут оплатить учебу своих детей. При этом 55% из них признали, что ученая степень является необходимым залогом успешной карьеры8.
8. גבוהה השכלה לילדיהם לממן יוכלו לא מהישראלים 41%. URL: >>>>
10 Бюджетная политика. Согласно отчету (2021) СВО и КПБ9, в 2011/2012 уч.г. государство выделило на систему высшего образования 7,3 млрд шекелей, в 2021/2022 уч.г. – 12,5 млрд шекелей. Годовой бюджет исследовательского фонда увеличился с 536 млн до 1297 млн шекелей. Значительно увеличилось количество конкурсов и, соответственно, вырос общий фонд грантов на научные исследования – со 157 млн долл. США в 2011/2012 гг. до 331 млн долл. в 2021/2022 гг..
9. Совет по высшему образованию (с 2020 г. возглавляется министром по делам высшего образования; его бюджет формирует правительство) определяет политику системы высшего образования. Это единственная организация с полномочиями аккредитовывать вузы на осуществление образовательной деятельности, присуждение научных степеней и т.п. К тому же Комитет по планированию и бюджету принимает решения о распределении финансирования между университетами и колледжами.
11 Согласно отчету СВО и КПБ, опубликованному в преддверие 2021/2022 уч. г., в сумму около 0,5 млрд шекелей за год, направленных на помощь студентам, в 2020/2021 учебном году вошли дополнительные 100 млн шекелей в условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19. В этот же период на цифровое обучение, разработку технологических инструментов и обучение педагогических команд в сфере технологий были выделено 70 млн шекелей. На запуск квантового проекта предусмотрено 1,2 млрд шекелей в сотрудничестве с Управлением по развитию вооружений и технологической инфраструктуры, Управлением по инновациям, Министерством науки и Министерством финансов Израиля10.
10. Collection of Data for Start of Year 2021/2022 / Council for Higher Education. Planning @ Budgeting Committee, 2021. URL: >>>> (accessed 25.12.21)
12 Рост показателей. По данным СВО и КПБ, в 2020/2021 гг. количество студентов высших учебных заведений Израиля резко увеличилось почти на 24 тыс. человек. В 59 израильских вузах обучались 336 330 студентов, в основном по программам бакалавриата. В 2021/2022 гг.. и того больше – 350 тыс. человек. Основная причина такого роста – массовая безработица в Израиле, вызванная пандемией коронавируса. Многие молодые люди решили воспользоваться ситуацией, чтобы получить образование.
13 В 2020/2021 гг. насчитывалось 38 010 студентов инженерных специальностей. Это самая масштабная образовательная программа в Израиле (примерно 18% от общего числа студентов бакалавриата). Кроме того, еще 20 060 человек посещали занятия по математике, статистике и информатике в рамках программы бакалавриата. Всего – около 58 070 студентов технических специальностей11.
11. Там же.
14 Рейтинг ОЭСР. Издержки Израиля на образование очень высоки по отношению к ВВП, но расходы на одного учащегося – ниже среднего показателя по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
15 Согласно рейтингу ОЭСР, Израиль входит в число мировых лидеров по количеству выпускников вузов и обладателей ученых степеней в возрасте от 25 до 64 лет. Особенностью страны является военная служба, которая длится почти три года для мужчин и два года для женщин. В 2017 г. студентами числились 66% израильских подростков в возрасте 15–19 лет, а в среднем по странам ОЭСР этот показатель равнялся 84%. Среди 20–24-летних израильтян доля студентов составляет 21% против 42% в среднем по ОЭСР. Такие показатели частично объясняются тем, что молодые люди откладывают поступление в вуз из-за военной службы, тогда как процент студентов в возрасте 25–29 лет в Израиле выше среднего по ОЭСР, что объясняется окончанием военной службы12.
12. Education at a Glance 2019. Israel / OECD. URL: >>>> (accessed 19.12.21)
16 Сокращение финансирования и профессорско-преподавательского состава. Междисциплинарные группы Центра исследований социальной политики им. Тауба (Центр Тауба) предоставляют ведущим политикам Израиля и широкой общественности данные о социально-экономическом положении в стране. На сайте Центра выложена серия ежегодных с 1985 г. отчетов13. Согласно сведениям, полученным в ходе многолетнего исследования профессора Д. Бен-Давида и вошедшим в «Отчет о состоянии нации за 2013 г.», ситуация в государственном высшем образовании Израиля ухудшалась на протяжении десятилетий. В 2013 г. на факультетах ведущих университетов страны насчитывалось меньше должностей, чем четыре десятилетия назад. С 1973 по 2010 г. население Израиля увеличилось на 133%, число студентов в университетах выросло на 157%, а во всей системе высшего образования – на 428%. Старших преподавателей в исследовательских университетах страны стало больше всего на 9%, а общее их количество в системе высшего образования увеличилось только на 40%.
13. The Singer Series: State of the Nation Report / Taub Center for Social Policy Studies in Israel, 2019. URL: >>>> (accessed 17.12.21)
17 С 1977 по 2010 г. число студентов на одного преподавателя более чем удвоилось – с 12,6 студентов на профессора до 26,1. Количество соискателей первой степени увеличилось с менее чем одного студента на одного преподавателя до более двух на профессора, а число магистрантов на преподавателя возросло – с двух до восьми.
18 Университеты, заполняя кадровые пробелы, растущими темпами привлекают преподавателей извне, чтобы дополнить штат. В 1986 г. внештатные преподаватели составляли 13% от всего научно-преподавательского состава; к 2010 г. это соотношение возросло до 46%. Таким образом, почти половина университетских преподавателей работала вне штата факультетов.
19 По словам Д. Бен-Давида, это не очень затратное решение проблемы снижения интереса (фондов и благотворителей, как правило, американских с еврейскими корнями) к финансированию исследовательских университетов имело два важных негативных последствия: снижение качества обучения, отъезд за границу14].
14. В исследовательском университете, в отличие от университета, научные исследования являются одним из основных направлений работы. К примеру, в израильском Университете Райхмана факультеты и институты называются в честь спонсоров, пожертвовавших значительные средства на многочисленные проекты вуза: Школа управления, дипломатии и стратегии им. Лаудера, Международная школа им. Рафаэля Реканати, школа юриспруденции им. Радзинера и др. [Корочкина, 2021: 211
20 Утечка мозгов. Исследования Центра Тауба показывают данные об «утечке мозгов» из Израиля, в основном в США. Этим вопросом на протяжении многих лет занимается проф. Д. Бен-Давид. По его данным за 2008 г., на каждые 100 оставшихся в стране израильских ученых 29 уехали в Америку, тогда как в 2004 г. их было 25 на 100 человек. Для сравнения, по данным на 2013 г., среди японских и французских ученых соответственно 1,1 и 3,4 на каждую сотню их коллег, оставшихся дома, проживают в США15.
15. Там же.
21 Наиболее образованные и высококвалифицированные израильтяне все чаще уезжают за границу. По данным портала Open Doors Института международного образования Государственного департамента США на 2019 г., из Израиля в США ученых уехало больше, чем из любой другой страны в расчете на численность населения. Еще в 2017 г. в Штатах работали 1 725 израильских ученых, что на 5,6% больше, чем годом ранее16.
16. Dattel L. Israel Is No.1 Exporter of Academic Talent to the U.S., Data Shows. URL: >>>> (accessed 18.12.21)
22 По данным Д. Бен-Давида, Израиль в основном покидают высокообразованные и квалифицированные граждане, поддерживающие левые политические силы. Таким образом, страна теряет тех, кто составляет основу ее экономического развития и глобальной конкурентоспособности. Это может привести к катастрофическим последствиям, т.к. при сохранении нынешних тенденций через несколько десятилетий большинство населения Израиля составят ультраортодоксальные евреи, которые не обучаются по основной программе – математике, наукам и английскому языку – и не обладают достаточными навыками для конкурирования на рынке труда. Они не могут обеспечить себя без налогов, уплачиваемых образованными левыми из верхнего дециля.
23 Снижение популярности гуманитарного направления. Организационный комитет по гуманитарным наукам под руководством профессора Хавивы Падиа, члена СВО, в марте 2021 г. представил рекомендации КПБ. Ставилась цель содействовать развитию гуманитарных наук путем повышения престижа и поддержки различных программ, доступа к соответствующим курсам через онлайн-платформы и расширения исследований в рамках междисциплинарного взаимодействия, включая естественные науки, технологии и право. Принято решение развивать «Программу века по содействию гуманитарным наукам в соответствии с многолетним планом на 2016–2022 гг.». КПБ в мае 2021 г. предложил финансируемым им вузам создать кластеры и центры гуманитарных наук. В результате было определено более двадцати кластеров и четыре центра17.
17. Collection of Data for Start of Year 2021/2022 / Council for Higher Education. Planning @ Budgeting Committee, 2021. URL: >>>> (accessed 25.12.21)
24 Стремление к гендерному равенству. В 2021–2022 гг. отмечается «отток из академических кругов мужчин», которые предпочитают трудоустроиться. Сохраняется тенденция женской экспансии: представительницы прекрасного пола составляют 60% студентов; 58% обладателей диплома бакалавра; 64% – магистров; и только среди соискателей третьей степени наблюдается гендерное равенство (50,5%). В арабском секторе 72% обладателей ученых степеней – женщины; среди ультраортодоксов их еще больше – 80%.
25 Все больше женщин получает образование в сфере высоких технологий. В 2010–2021 гг. количество студенток бакалавриата (по информатике, математике и статистике) увеличилось в 2,6 раза (с 2 622 до 6 784 чел.). Среди желающих получить инженерные специальности – на 40% (с 8 581 до 12 008 чел.), хотя здесь они по-прежнему в меньшинстве: 30% среди получателей первой степени и 27% – второй.
26 Иная картина в академических педагогических колледжах, где 83% выпускников составляют женщины; 85% выпускников – по вспомогательным медицинским специальностям; 76% – в сфере гуманитарных наук.
27 При этом в профессорско-преподавательском составе доля женщин составляет 36%, в основном это старшие преподаватели18.
18. Шахар И. Спрос падает, и высшее образование теряет позиции). URL: >>>> (дата обращения: 26.12.2021). (Иврит)
28 С целью большей представленности женщин на руководящих должностях и в администрации высших учебных заведений, финансируемых КПБ, в рамках Программы гендерного равенства был запущен индекс «Экватор». Стартовавшая в 2020–2021 гг. программа помимо прочего предусматривает стипендии для успешных докторантов женского пола в размере 30–40 тыс. долл. в год (в течение двух лет). Размер стипендии определяется в соответствии с семейным положением кандидата19.
19. Collection of Data for Start of Year 2021/2022 / Council for Higher Education. Planning @ Budgeting Committee, 2021. URL: >>>> (accessed 25.12.21)
29 Доступность израильского высшего образования для разных категорий населения. В 2020–2021 гг. почти 58 тыс. студентов (примерно 30% всех обучающихся в бакалавриате) – это выходцы из еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан, которые относятся к более низким социально-экономическим кластерам 1–4 (где 1 – самый низкий, а 10 – самый высокий). Таких студентов особенно много в академических колледжах, финансируемых КПБ: 35% от всех слушателей бакалавриата, что соответствует доле этой категории граждан в структуре израильского населения (36%).
30 В вузах страны обучаются около 58 тыс. студентов из израильского арабского сектора20, что свидетельствует о росте на 122% с начала прошлого десятилетия. Таким образом, арабоязычными являются 17% израильских студентов, тогда как в структуре населения страны этот сектор составляет 21%.
20. Арабский сектор – понятие, используемое для удобства и подразумевающее ряд этнических групп, отличающихся друг от друга в языковом, культурно-религиозном и др. плане. Кроме палестинцев к нему относятся африканцы, армяне, черкесы, боснийцы, которые живут обособленно. В культурном отношении они делятся на городских, сельских жителей и бедуинов, в религиозном – на мусульман, алавитов, друзов и христиан.
31 В Израиле действует Программа экономического и социального развития бедуинского населения в Негеве на 2017–2021 гг. Принято решение увеличить количество студентов-бедуинов на 75% от их числа в 2015/2016 уч.г. Если в 2019/2020 гг. первокурсниками стали 1 270 бедуинов, то в 2021/2022 гг. их должно было быть не менее 1 500. Всего по стране на бакалавриате обучались 4 тыс. бедуинов.
32 Благодаря специальной Программе повышения квалификации на 45% увеличилось число израильских эфиопов, обучающихся на бакалавриате, – с 2 608 в 2014/2015 уч.г. до 3 782 чел. в 2020/2021 г. Процент эфиопских евреев среди всех студентов – 1,5%, что почти соответствует их доле в общей численности населения – 1,7%.
33 В студенческой среде Израиля все больше харедим (представителей еврейских ультраортодоксальных общин) – около 15 350 человек. Их количество выросло примерно на 2 тыс. чел., или на 15%, по сравнению с 2019–2020 гг., и составило 4,6% от всех студентов. Этого недостаточно с учетом того, что доля ультраортодоксального сектора в структуре населения страны достигла 13%. Проблема заключается в том, что среди них большое количество молодых людей, которые бросают учебу. В 2020–2021 гг. запущена комплексная программа, нацеленная на то, чтобы предотвратить отток ультраортодоксов из вузов.
34 Не всем студентам из арабского сектора и ультраортодоксальных общин в дальнейшем удается получить ученую степень. С 1994 по 2014 г. в стране проведено девять реформ сферы образования, каждая из которых была направлена на адаптацию отдельных компонентов образовательной системы к потребностям XXI века. Но значимых подвижек нет, на что указывают низкие результаты тестов PISA (Международная программа по оценке учебных достижений) и PIAAC (Программа международного исследования компетенций взрослого населения), особенно на социально-экономической периферии Израиля, в арабском секторе и в ультраортодоксальных общинах страны.
35 Рекомендации израильских экспертов сводятся к разработке нового видения израильского образования, необходимости реформы на основе комплексного подхода ко всей системе образования страны. В связи с этим помимо прочего предлагается стимулировать выбор в пользу профессии учителя; повысить стандарты приема в педагогические учебные заведения и ужесточить академический контроль за обучением; создать Национальный совет по образованию для обеспечения последовательности в проведении реформ; разработать модель для систематического и постоянного обновления образовательной программы, чтобы она более соответствовала быстрым изменениям в компетенциях и рабочих местах в XXI в. [Eisenberg, Selivansky, 2019].
36 Интернационализация высшего образования. В Израиле растет количество иностранных студентов, аспирантов и обладателей ученых степеней. СВО и КПБ определили интернационализацию сферы высшего образования в качестве основной цели многолетней программы 2016–2022 гг. Содействие международной деятельности направлено на повышение качества и конкурентоспособности израильской науки, особенно молодых ученых.
37 В 2019–2020 гг. в стране обучались 11 500 иностранных студентов. В отчете СВО отмечается, что, несмотря на кризис COVID-19, растет число кандидатов на поступление в академические учреждения и на программы стипендий для талантливых иностранных студентов, а также поступающих в Израиле иностранцев для получения ученой степени21.
21. Там же.
38 Повышение доступности израильского образования для иностранных абитуриентов связано с тем, что если раньше все предметы преподавались на иврите, то в последние годы появились программы на английском языке. Международные образовательные агентства, в частности Unipage, в качестве преимущества получения образования в Израиле отмечают помощь в адаптации, развитую научную и преподавательскую среду, наличие медицинских университетов, гранты и стипендии, гибкий образовательный процесс. Есть и недостатки: военная обстановка; стоимость обучения (высшее образование для иностранных студентов обычно на 25% дороже, чем для местных, без знания иврита придется заплатить в два раза больше; отсутствие бесплатного высшего образования; высокие требования для поступления; невозможность совмещать по студенческой визе учебу и официальную работу22.
22. Universities in Israel. URL: >>>> (accessed 04.03.22)
39 Падение спроса на получение ученых степеней. Тем временем среди израильтян отмечается падение спроса на получение академических степеней. В 2020 г. зафиксировано снижение количества выпускников университетов и колледжей на 3%, что не вызвано пандемийными ограничениями. В 2020 г. число получателей первой ученой степени сократилось на 1,5% (50 400 чел.) по сравнению с 51 200 чел. в 2019 г. При этом количество докторантов увеличилось на 10% – с 1640 до 1810 чел.23
23. Шахар И. Спрос падает, и высшее образование теряет позиции). URL: >>>> (дата обращения: 26.12.2021). (Иврит)
40 Еще один факт, заслуживающий внимания: только 19% магистрантов получили дипломы в рамках своих научно-исследовательских направлений. Эксперты называют это «удешевлением магистратуры», которая во многом стала центром прибыли, а для студентов – способом улучшить резюме и условия будущей профессиональной деятельности. Предполагается, что такая ситуация может быть связана с увеличением количества арабских и ультраортодоксальных студентов, которые меньше стремятся к продолжению обучения, чаще бросают учебу или завершают ее позднее.
41 Феномен избыточного образования в Израиле. В сравнительной перспективе уровень образования в Израиле, как и во всем мире, за последние десятилетия повысился. При этом в стране распространено такое явление как «избыточное образование» (перепроизводство специалистов с высшим образованием; когда уровень образования человека превышает квалификацию, необходимую ему для выполнения имеющейся работы; или когда обладатель диплома вынужден устраиваться на работу не по своей специальности и квалификации).
42 По данным ОЭСР, 32% израильтян обладают избыточным образованием. Это один из самых высоких показателей среди развитых стран24.
24. Education at a Glance 2019. Israel / OECD. URL: >>>> (accessed 19.12.21)
43 Центральное статистическое бюро в 2015–2019 гг. провело исследование, согласно которому около 17,5% израильских занятых с ученой степенью были классифицированы как «сверхобразованные» [Bleikh, 2020]. В январе 2020 г. специалисты исследовательского отдела Банка Израиля определили, что несоответствие между профессией по диплому и реальным местом работы достигает 40%. По их прогнозу явление избыточного образования в последующие годы усугубится как по причине пандемии, так и из-за резкого увеличения числа студентов в 2020–2021 гг.
44 В октябре 2020 г., когда рекордное число первокурсников приступили к занятиям, в стране насчитывалось более 270 тыс. безработных израильтян с высшим образованием, т.е. почти 40% из 700 тыс. всей массы безработных25.
25. Фельдман Н. Избыточное образование: разочаровывающее настоящее и неопределенное будущее обладателей высшего образования в Израиле). URL: >>>> (дата обращения: 14.12.2021). (Иврит)
45 В Израиле избыточным образованием, как правило, обладают те, кто обучался гуманитарным и социальным наукам, тогда как среди тех, кто изучал право, медицину, математику, статистику и информатику, «сверхобразованные» встречаются реже26.
26. Там же.
46 Отмечаются следующие факторы, влияющие на феномен избыточного образования в Израиле: уровень владения ивритом, смена работы в старшем возрасте, готовность тратить определенное время для поездки на работу, пол, специальность, сектор занятости, район проживания, семейное положение и наличие инвалидности.
47 Люди со знанием иврита и более высокой ученой степенью имеют больше шансов (на 15%) найти достойную работу, которая соответствует их навыкам, в то время как те, которым приходится преодолевать языковой барьер, в конечном итоге могут устроиться на работу по профессии, не требующей ученой степени, попав в разряд «сверхобразованных»27.
27. Там же.
48 Для сравнения, в России в 2011 г. и 2014 г. около 58% работников имели избыточную квалификацию, в 2016 г. – 54%, в 2018 г. – 52% [Варшавская, 2021: 39]. Таким образом «около половины российских работников считают, что обладают навыками и квалификацией для выполнения более сложной работы по сравнению с текущей. Причем «масштабы избыточной квалификации в России соответствуют показателям постсоциалистических стран (Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Хорватия)» [Варшавская, 2021: 44].
49 Заключение. Самым серьезным провалом Министерства образования Израиля, независимо от пандемии коронавируса, израильские эксперты называют неподготовленность к работе в кризисной ситуации на протяжении длительного времени. Следовательно, стране необходимо создавать инфраструктуру для функционирования системы образования в дистанционном режиме.
50 «Революция в цифровом обучении» позволила продолжить академическое образование во время кризиса COVID-19. Кроме того, развиваются исследования в сфере предпринимательства и инновационная активность, а также усиливается взаимодействие между научными кругами и сферой производства.
51 Рост показателей, как правило, отмечается в тех областях, которые в докладах экспертов за предыдущие годы фигурировали как проблемные и требующие безотлагательного решения. Это свидетельствует о том, что в израильском руководстве в основном есть понимание остроты проблем и нацеленность на их решение в рамках видения стратегического развития еврейского государства. Однако результаты исследований показывают, что ряд проведенных реформ помимо некоторых достижений, по большей части не решил поставленных задач.
52 В стране большой процент людей с избыточным образованием, что означает низкую отдачу от частных и государственных инвестиций в возможность граждан получить высшее образование, которое впоследствии не используется на рынке труда оптимальным образом. В качестве возможного решения проблемы эксперты предлагают развивать профессиональное обучение, которое отвечало бы требованиям рынка, хотя их сложно предсказать после пандемии и в условиях автоматизации рабочих процессов.

References

1. Varshavskaya E.Ya. Izbytochnaya kvalifikatsiya rossijskikh rabotnikov: masshtaby, determinanty, posledstviya // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2021. № 11. S. 37–48. [Varshavskaya E.Y. (2021) Over-qualification of Russian workers: scale, determinants, consequences. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies]. No. 11: 37–48. (In Russ.)]

2. Korochkina V.A. Ehkspertnoe soobschestvo v Izraile: organizatsiya, masshtaby i rezul'taty deyatel'nosti. M.: In-t Blizhnego Vostoka, 2021. [Korochkina V.A. (2021) Expert community in Israel: organization, scope and performance. Moscow: In-t Blizhnego Vostoka. (In Russ.)]

3. Bleikh H. (2020) Overeducation among Academic Degree Holders in Israel; Achievements and Gaps: The Status of the Israeli Education System. Taub Center for Social Policy Studies in Israel.

4. Blass N. (2019) The Education System: An Overview. In: A.Weiss (ed.). State of the Nation Report. Society, Economy and Policy in Israel. Jerusalem: Taub Center for Social Policy Studies in Israel: 247–285.

5. Blass N. (2020) Opportunities and Risks to the Education System in the Time of the Coronavirus: An Overview. Jerusalem: Taub Center for Social Policy Studies in Israel.

6. 21ה למאה החינוך מערכת התאמת (2019) אדן זליבנסקי עומר ,אלי איזנברג (Ajzenberg Eh., Selivanskij I.O. (2019) Adaptiruya sistemu obrazovaniya Izrailya k vyzovam 21 veka). [Eisenberg E., Selivansky E.O. (2019) Adapting Israel’s Education System for the Challenges of the 21st Century]. The Israel Democracy Institute. (In Hebrew)

Comments

No posts found

Write a review
Translate