К классификации профессий: социотехнологическое измерение (опыт методологического анализа)
К классификации профессий: социотехнологическое измерение (опыт методологического анализа)
Аннотация
Код статьи
S013216250019104-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Тощенко Жан Терентьевич 
Должность: Научный руководитель и зав. кафедрой теории и истории социологии социологического факультета; главный научный сотрудник
Аффилиация:
Российский государственный гуманитарный университет
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
66-76
Аннотация

В статье предлагается реализовать особый теоретический и методологический анализ, который еще мало применяется в эмпирических исследованиях, посвященных различным формам и видам профессиональной деятельности. Этот анализ не совпадает с официально существующей классификацией, включающей в себя и характеризующей 450 профессий (или 9 укрупненных профессиональных групп). В основе предлагаемого подхода - классификация профессий на основе социально-технологического их измерения, которая предполагает использование таких индикаторов как предмет труда, содержание и характер труда, условия, средства и способы его реализации, учет влияния внешней среды и оценка достигнутых показателей. Исходя из этого подхода, в статье дается характеристика четырех групп профессий: человек-техника, человек-природа. человек-человек, человек-творчество. Такой подход позволяет более глубоко описать и осознать смысл профессии, выявить его сущность и качество, обогатить представления о потенциале каждой профессии. И что особенно важно — такой подход позволит более четко и предметно решить по каждой из этих групп профессий, опираясь на общие и особенные их характеристики - как реально участвовать в решении такой важнейшей социально-экономической задачи происходящей технологической революции - рост производительности труда, рационализация занятости, повышение эффективности производства.

Ключевые слова
труд, социально-профессиональная структура, профессии «человек-техника», «человек-природа», «человек-человек», «человек-творчество»
Источник финансирования
Статья выполнена в рамках государственного задания «Социальные факторы производительности труда: состояние, проблемы, пути решения» (FSZG-2022-0001)
Классификатор
Получено
27.06.2022
Дата публикации
28.06.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
74
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Постановка проблемы. Когда речь идет об определении понятия «профессии»,то чаще всего под ней понимается род занятий человека или вид его трудовой деятельности, которая характеризуется определенными навыками, приобретенными посредством получения специального образования или в процессе работы. Уместно заметить, что наряду с этим понятием нередко употребляется понятие «специальность», которая трактуется как узкая направленность в определенной профессии. Однако в научной литературе и на практике в большинстве случаев используют понятие «профессия», а анализ специальностей осуществляется в специализированных изданиях. Поэтому в дальнейшем мы будем оперировать понятием «профессия» в указанном выше смысле.
2 Наиболее распространенными в современной научной литературе являются следующие направления исследований профессий. Во-первых, в социологии и смежных науках получил распространение общетеоретический анализ: возникновение и становление различных концепций профессии, обоснование их роли и места в общественно-экономической структуре, отражение в общенаучном и социологическом знании (см.: [Беккер, 1994; Дюркгейм, 1996; Ильин 1996; Попова, 2020; Романов, Ярская-Смирнова, 2014; Leiht, Fennell, 2001; Parsons, 1968] и др.). К этой литературе примыкают исследования социальной структуры общества, на базе которых осуществляется анализ конкретных форм и видов занятости, что способствовало появлению социологии профессий, которая занимает видное место в мировой и отечественной литературе.
3 Во-вторых, одним из распространенных направлений исследований стал анализ конкретных профессий. В его рамках рассматриваются социальное положение занятых, проблемы их трудовой и общественной деятельности, причастность к культурной жизни, функционирование в процессе повседневности и др. [Абрамов, 2016; Батыгин, 1994; Вебер, 1990; Крыштановская, 1989; Константиновский и др., 2019; Чеманкова, 2019; Greenwood, 1972; Murphy, 1990].
4 В-третьих, многие исследования осмысливают функционирование профессий в различных сферах общества – в экономике, политике, социальной и культурной жизни (в науке, образовании, здравоохранении и др.) или в более специфических, как, например, участие в бизнесе, в жизни политических партий и др. [Лукша, 2003; Сорокин, 1994; Мансуров, Юрченко, 2009; Хьюз, 1965; Фельдман, 2021].
5 В-четвертых, делаются попытки выявить этнонациональные и региональные (территориальные) особенности функционирования профессий в зависимости от особенностей культурных и повседневных традиций и обычаев. В ряде исследований анализируется социально-демографическая структура профессий. Значительное место уделяется проблемам молодежи, обращается внимание на анализ их ориентации в обеспечении своего будущего. При этом нередко измеряется престиж профессий, понимание возможности их приобретения как гарантии обеспеченной жизни и стабильности [Андреева, Лукьянова, 2020; Чередниченко, 2019].
6 В связи с кардинальными сдвигами в развитии экономики и социальной жизни общества появились работы, осмысливающие возникновение новых профессий, их специфику и особенности функционирования (см., напр.: [Колесникова, Куденко, 2020; Козина, Сережкина, 2019].
7 Однако в этих исследованиях в большинстве случаев анализируются феномены, т.е. очевидные сущности – выбор профессии, удовлетворенность ею, социальный престиж, оплата труда, социальные гарантии и др. Мало упоминаются, например, профессии автоматизированного, механизированного или ручного труда, профессии с тяжелыми и вредными условиями труда, такие понятия, как характер и содержание труда, его сложность; мало или совсем не рассматриваются глубинные сущности – факторы и условия возможностей профессии в решении стратегически важных и ключевых проблем общественного производства: росте производительности труда, повышении эффективности производства, разных уровнях ее результативности.
8 На наш взгляд, исследования профессий может дополнить и обогатить важный, но практически малоиспользуемый метод, который можно назвать социотехнологическим. Он связан, с одной стороны, с насущной потребностью увязать социальные аспекты трудовой жизни с генеральными изменениями в экономике и на производстве, связанными с четвертой промышленной революцией и шестым технологическим укладом, учетом принципиально новых тенденций и изменений в достижении стратегически важных целей, генерирующих основные требования к росту производительности труда, к развитию общества в широком смысле слова1. С другой стороны, этот метод опирается на рассмотрение проблем более полного соответствия профессии основным производственным требованиям, что предполагает измерение таких показателей, как предмет труда, содержание и характер труда, условия, средства и способы его реализации, учет влияния внешней среды и оценка достигнутых показателей. Особое место в этом подходе занимает учет особенных социально-психологических и социально-физиологических характеристик субъекта профессиональной деятельности. Подчеркнем, что такие индикаторы широко применяются в социологии и психологии труда, и их использование существенно обогатит социологию профессий.
1. См. цели Национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» (утвержден 24.09.2018).
9 Может показаться странным, что такой подход не получил должной разработки. Можно выделить только концепцию Е.А. Климова, который, поставив во главу углу такое ключевое понятие, как предмет труда, выделил пять типов профессий: человек – человек, человек – техника, человек – природа, человек – художественный образ, человек – знак [Климов, 1993]. К сожалению, этот подход используется в лучшем случае в применении к отдельным профессиям или выявлению психофизиологических характеристик, чем занимались в основном психологи (Ю.М. Забродин, Б.Ф. Ломов и др.). Отметим, что методика Е.А. Климова достаточно полно обоснована и усовершенствована, например, в Опроснике профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой (подробнее см.: [Зеер и др., 2004].
10 Можно также упомянуть классификацию Дж.Л. Холланда, который основывался на анализе психофизиологических особенностей личности и их соответствия определенным профессиям. Согласно его предложениям, профессии подразделяются на шесть профессионально-ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский и художественный. На наш взгляд, такой подход не бесспорен, так как в основе классификации нет единого логического основания — это скорее проблемный подход с акцентом только на личностные характеристики [Holland, 1997]. Представляет интерес попытка определить качество профессиональной подготовки (см. [Autor et al., 2003].
11 Опираясь на опыт осмысления профессий и на данные статистических, социологических и социально-психологических исследований в сфере труда и социальной структуры общества, рассмотрим социотехнологический подход, который позволяет сгруппировать все профессии по следующим блокам: человек – техника, человек – природа, человек – человек, человек – творчество.
12 Такой подход берет за основу основополагающие качественные типологические характеристики этих групп профессий, и, несмотря на их разнообразие, выделяет для каждой единые принципы функционирования и перспективного развития и уточняет их сущность на основе использования такого теоретического и методологического подхода, как ноумен, выражающего не внешние, а сущностные характеристики профессии (подробнее см.: [Тощенко, 2019]).
13 Человек – техника. В самом общем виде, профессии «человек – техника» — это использование технологий, связанных с созданием, обслуживанием и эксплуатацией машин, механизмов, оборудования. Тип профессии «человек – техника» ориентирован на создание, применение и обслуживание разных технических устройств и конструкций для ускорения и облегчения трудовой деятельности (подробнее см.: [Мир профессий, 1987]).
14 Напомним, что первые шаги по разработке и применению принципов работы этого типа осуществил Ф. Тейлор, который по праву считается основателем научной организации труда. Он рассматривал взаимодействие работников с различного вида техническими устройствами и технологическими приспособлениями в процессе осуществления трудовой деятельности. В отечественной науке энтузиастами построения, использования и внедрения научной организации труда стали А.К. Гастев и П.М. Керженцев (1920-е гг.), много сделавших для классификации существовавших в то время профессий. С именем С.Г. Струмилина связана разработка классификации труда по его характеру, которая затем стала официальной установкой для статистического учета: труд автоматизированный, механизированный, труд с использованием механизмов, ручной. Т.е. труд соотносился с реальностями технического прогресса и со степенью и ресурсами условий, в которых он трудился (см.: [Тощенко, 2005]).
15 Тип «человек – техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (монтажник, наладчик, инженер), эксплуатацией технических средств (водитель, станочник, швея), ремонтом техники. Несомненно, что каждая из них имеет как общие, так и особенные черты профессиональной деятельности этого типа. Их выявление необходимо, если мы хотим добиться не декларируемого, а реального определения резервов повышения эффективности производства и труда, что в свою очередь предполагает их изучение, а потом использование по всем названным выше параметрам.
16 Наряду с понятием «человек – техника» широко используется родственный – «человек – машина», который относится к способу реализации возможностей в процессе взаимодействия человека с техническим устройством. Он отражает деятельность, которая организуется в соответствии с совокупностью заранее согласованных правил по отношению к а) предмету, характеру и содержанию труда, б) способам воздействия на процесс труда, в) влиянию внешней среды, г) творческому потенциалу работника.
17 Важнейшей проблемой профессий «человек – машина» является оптимальное распределение функций для внутренней согласованности между человеческим и машинным компонентами и внешней согласованности между ними и средой. В профессиях «человек – машина» эти компоненты призваны взаимно дополнять друг друга, используя преимущества и тех, и других. Сочетание определенных характеристик человека и определенных возможностей машины в соответствии с поставленной целью дает многообразные эффекты их применения в различных сферах общественного труда. Наиболее полно это находит отражение в профессиях, связанных с автоматизированными производственными процессами. В этом случае построение «человек – машина» включает следующий алгоритм: определение «входов» и «выходов» в эти процессы; нахождение функций, действий, при помощи которых «входы» можно преобразовать в «выходы»; определение, какие функции следует возложить на людей, а какие на машины; выявление меры совместимости между человеком, машиной и средой; определение форм и средств коммуникации между человеком и машиной и методов обучения людей для эксплуатации системы «человек – машина».
18 Вместе с тем даже в автоматических системах нужен не только ведущий специалист (оператор); нужны и специалисты, которые проводят их наладку, техническое обслуживание и совершенствование. Затраты времени и материальных средств на создание этих систем, расходы на их содержание, обучение персонала и эксплуатацию в значительной степени зависят от того, насколько удачно определены возможности человека как оператора. Важны склонности и способности людей, относящихся к типу профессий «человек – техника», уровень их подготовки, профессиональных знаний, навыков и умений в этой сфере. Соответственно, для социологов особое значение приобретает исследование человеческих факторов как переменных, влияющих на возможности и ограничения эффективности работы, особенности конструирования технических средств и распределения отношений между человеком и техническим устройством. Такой подход позволяет оценить качество профессий и выявить уровень их эффективности и соответствия каждой из них (будь то техническое средство или оператор) требованиям.
19 Если говорить только о качествах, предъявляемых к профессиям типа «человек – машина», то они требуют от работника определенного уровня развитого образного мышления, пространственного представления, воображения, технической подготовки, быстрой реакции, а также таких социально-психологических характеристик, как внимательность, рациональность, наблюдательность и т.д. Конечно, применительно к разным профессиям эти требования серьезно различаются и варьируются. Ограничения изучения профессий «человек – техника» в социологических исследованиях связаны с трудностями учета многообразия социопсихофизиологических особенностей занятых в них (реакция на изменяющуюся ситуацию, способность принимать оперативные решения) (см.: [Забродин, 2010].
20 Сегодня решение социально-технологических задач значительно усложняется в связи с распространением и использованием принципиально новых технологий: гибких производственных систем, робототехники, цифровизации, внедрением требований искусственного интеллекта. В то же время внедрение искусственного интеллекта не гарантирует быстрого и успешного решения проблем, прежде всего из-за несовершенства существующих социально-технологических решений.
21 И наконец, для профессий «человек – техника» огромное значение имеют социальные факторы: социальное положение, социальный статус и престиж, адекватное вознаграждение, наличие социальных гарантий и признание общественной значимости профессии. Справедливости ради, надо сказать, что социологи сделали многое в изучении этих вопросов. Их актуальность подтверждает недооцененность труда в этой сфере: по данным Росстата, среди 20 наиболее высокооплачиваемых интеллектуальных профессий в стране значиться только одна (!) инженерная профессия – инженер по авиационному оборудованию с оплатой труда в диапазоне 37–42 тыс. рублей.
22 Подчеркнем, что для профессий «человек – машина» особое значение приобретает выявление творческих способностей по осуществлению рационализации техники и технологий, а также совершенствование управления, умения критически оценивать результаты и вести поиск средств и методов по выходу из сложного положения.
23 Человек – природа. Этот тип охватывает широкий круг профессий в сфере сельского, лесного, рыбного хозяйства, экологии, а также связанных с разведкой, освоением и эксплуатацией природных ископаемых. Их можно представить в виде трех групп: 1) природопользование; 2) природоохранная деятельность; 3) преобразование природы. Все они так или иначе объединены основным профессиональным интересом — иметь в качестве предмета труда естественную среду (растительный и животный мир, природные богатства).
24 Профессиональная деятельность в сфере природопользования включает в себя широкий круг работников физического и умственного труда – десятки профессий, обеспечивающих производство и снабжение людей всем многообразием продуктов питания и материалов в сферах полеводства, животноводства, пчеловодства, хлопководства и др. Хотя современный сельскохозяйственный труд и перерабатывающая промышленность характеризуются применением различных видов техники, главная задача связана с рациональной направленностью деятельности в природной среде, пониманием ее особенностей. Что касается личностных качеств, способностей и возможностей человека, то для успешного выполнения специфических профессиональных функций полеводу, животноводу, хлопководу, чаеводу, пчеловоду и др. надо обладать выносливостью, наблюдательностью, устойчивостью и внимательностью.
25 Вмешательство человека в жизнь природы может привести к ухудшению природной среды. Разработка месторождений природных ископаемых ведет к нарушению ландшафта, использование гидроресурсов – к сокращению рыбных богатств, недостаточно разумное землепользование ухудшает плодородие почвы, вырубка леса изменяет климатические условия. Экологические изменения неблагоприятны для здоровья людей. Именно поэтому все более востребованы профессии, связанные с охраной природы. Основным предметом труда этой группы профессий (лесники, работники агрохимической защиты и охраны водных ресурсов, ветеринарные работники и др.) является знание природной ситуации, а также сохранение рекреационной ценности окружающей среды, предотвращение возможного ухудшения сферы обитания людей.
26 Особенностью природной среды является ее большая изменчивость и неповторимость, и это определяет специфические требования к интеллектуальной природоохранной профессиональной деятельности, связанные с необходимостью проявления самостоятельности и вариативности.
27 Говоря о группе профессий, связанных с преобразованием природы, отметим, что изменение природы, приумножение ее богатств за счет правильного и рационального использования — важнейшая задача для занятых в ней, связанная с ответственностью за будущее страны. В этой группе мы выделяем профессии селекционеров (в основном сосредоточенных в научно-исследовательских подразделениях, в том числе и региональных), работников лесоводческих хозяйств, специалистов по выращиванию новых пород животных и видов растений, а также занятых мелиоративными работами. Эти профессии требуют эмоциональной устойчивости, наблюдательности, способности к поисковой деятельности.
28 Особо отметим, что взаимоотношения человека и природы имеют давнюю историю. Длительное время попытки изменить природу и властвовать над ней ощутимо не влияли на жизнь людей и не оценивались в связи с их целесообразностью, опасностью для окружающего мира. Но экологические катастрофы, которые стали сопровождать нас повсеместно, показали, что серьезное вмешательство в дела природы не может пройти бесследно и опасные изменения могут произойти по вине близорукой и недальновидной политики и безответственной деятельности людей. Глубина этих проблем должна становиться предметом исследований социологов.Отсутствие внимания к таким факторам может привести к далеко идущим последствиям, как, например, к угрозе продовольственной безопасности страны.
29 Подчеркнем, что для профессий «человек – природа» характерна большая изменчивость внешних условий. Востребованы такие социопсихофизиологические характеристики работников, как выносливость, приспособление организма к изменчивости внешних условий.
30

Профессии «человек – человек». Эта деятельность связана с социализацией личности, удовлетворением духовно-культурных потребностей, обучением, воспитанием, общением, а также правовой защитой. Особое место занимает деятельность в сфере управления, где взаимодействие между ее участниками осуществляется по специфическим правилам и нормам.

31 В настоящее время круг специальностей в этой группе становится чрезвычайно обширным и многообразным; происходит стремительная перестройка профессиональной деятельности людей в целях профессионального соответствия требованиям научно-технологического развития.
32 При анализе содержания профессиональной деятельности в этой сфере занятости можно выделить несколько компонентов по важности следующих качеств работников: 1. Личностный компонент деятельности, т.е. характеристики эмоциональной, волевой и мотивационной сфер; 2. Сенсорно-перцептивный компонент деятельности, т.е. характеристики восприятия и внимания; 3. Организаторские способности; 4. Интеллектуальный компонент деятельности, т.е. характеристики процесса обработки информации, принятия решения и т.п. Психологи выделяют также характеристики психомоторных качеств и речи [Шадриков, 1996].
33 Эти критически важные группы деловых качеств не противоречат разделению профессий по критериям взаимодействия субъект–объект труда [Мир профессий, 1987; Ползунова, 2006]. Если обобщить требования к профессиям «человек – человек», то среди профессиональных и личностных качеств принципиальное значение приобретают внимание к другому человеку, стремление понять его проблемы, умение оказывать помощь и предлагать пути решения, максимально проявлять дружелюбие и искренность. Большое значение для их успешной деятельности имеет инициативность способность рождать идеи и воплощать в реальность, умение работать в команде – стремление эффективно выполнять задания вместе, помогая и поддерживая коллег по работе. Все это предполагает такое качество, как стремление к успеху (общественному, групповому, личному), к внедрению новых высоких стандартов труда и способность решать сложные задачи взаимодействия людей в процессе выполнения ими производственных и иных функций.
34 Отметим, что в типе профессий, касающихся управления, происходит интенсивный процесс «вымывания» ряда профессий (бухгалтеров, контролеров и др.), а в результате компьютеризации трудового процесса создается возможность создания бесконтактной среды, снижения бюрократизации управления. В то же время это источник проблемы трудоустройства значительного числа работников. И этот сложный и болезненный процесс – особый объект социологического изучения.
35 Профессии «человек – творчество». Во многих профессиях есть элемент творчества. Даже при выполнении функций простого ручного труда человек способен проявить творческий подход к организации своей работы, способам и последовательности ее реализации. По мере усложнения способов и средств воздействия на предмет труда (металл, искусственно созданные материалы, земля и пр.) повышаются требования к субъекту деятельности с точки зрения его профессиональных навыков и компетенций. Но далеко не все способны на то, что можно назвать творчеством – чаще всего большинство людей ограничиваются в работе добросовестным соблюдением предписанного алгоритма служебных профессиональных обязанностей.
36 Вместе с тем в обществе всегда существовала группа профессий, в основе которых предполагается постоянный поиск решений для рождения нового, уникального, отличного от результатов предшествующего опыта. К ним можно отнести деятельность писателей, художников, артистов, представителей других сфер искусства и архитектуры, а также научное творчество.
37 В ряде современных исследований в качестве творческих рассматриваются сферы деятельности, связанные с реализацией постоянно обновляющихся и изменяющихся требований, такие как IT, рекламное дело, web-дизайн и др., которые, на мой взгляд, могут быть отнесены частично к профессиям «человек – человек», а частично – «человек – машина», но при этом не исключают и даже предполагают проявление креативности.
38 Для профессий этой группы важен талант, без которого в этой области невозможно развиваться, осуществлять свою деятельность. Задача творческих специалистов – создание нового, особого, оригинального, и не только на основе уже существующих культурных ценностей. Человек, который трудится в этой сфере, полагается больше на чутье, интуицию и внутренние ощущения, чем на рациональное мышление. Стать представителем творческой профессии непросто, для этого нужно задатки (хотя считается, что талант можно выявить, если упорно трудиться). Выбирают данные профессии те люди, которые могут создавать принципиально новые вещи. Таким профессиям сложно обучать, несмотря на обилие специальных школ и курсов.
39 Люди творческих профессий обладают специфическим восприятием происходящего и, главное, умеют самовыражаться, опираясь на свои способности. Сегодня творческие профессии насчитывают множество видов, их объединяет одно качество – это полезная деятельность с применением собственного творческого потенциала и особого видения и мышления работника. Она требует большего уровня накала, напряжения, именно поэтому люди с богатым внутренним миром делают выбор в пользу творчества как способа профессиональной деятельности на всю жизнь.
40 Среди тех, кого называют людьми творческих профессий, редко встретишь человека, уставшего от профессиональной рутины. Возможность творить, создавая нечто новое, удивительно прекрасное, необычное, сама по себе награда. Однако вопросы сочетания, материального вознаграждения и морального удовлетворения от свершенного дела далеко не всегда согласованы (особенно если результат творчества нравится другим)
41 Некоторые исследователи, вслед за А.Е. Климовым, называют этот тип профессий «человек – знак», что, на наш взгляд, неточно, так как не все группы творческих профессий могут быть охвачены критериями этого подхода. Главная особенность профессий, обозначаемых как «человек – знак», – умственный труд, с помощью которого происходит создание и использование различных знаковых систем. К предметам труда этих профессий относятся всевозможные знаковые обозначения, символы, термины. Например, речь во всех ее проявлениях (звуковые и невербальные сигналы), знаки, формулы, схемы, числовые обозначения, карты, рисунки, ноты, таблицы, чертежи, дорожные знаки. Задача – освоение, воспроизведение, перевод знаков-символов в доступную человеческому пониманию форму. И, напротив, – зашифровка данных для передачи их с помощью носителей, в том числе электронных (см.: [Мир профессий…, 1988]).
42 Однако ценность и результативность этих профессий нередко не является очевидной и признанной (в отличие, например, от труда в сфере материального производства, во взаимоотношениях техникой, природой или в процессе обучения). Возникает немало коллизий, противоречий. И потому и государство и общество должны всегда идти на определенный риск, поддерживая стремление занятых творческой деятельностью людей проявить себя в ней. Это касается и профессий в сфере науки, финансирование которой в большинстве случаев нацелено на получение конкретного результата, хотя фундаментальные исследования, например, не всегда гарантируют быстрый успех. Но не всегда учитывается тот факт, что отрицательный результат – тоже результат, который способствует исследовательскому поиску. Что же касается литературы и искусства, то взвешенная оценка творчества еще более сложна и требует порой длительного времени. Но даже посредственные результаты не должны быть укором для их авторов – это также результат поиска истины, успех которого не может быть с абсолютной точностью гарантирован. В такой ситуации порождаются многочисленные конфликты, которые столь характерны для этих профессий, особенно в сфере искусства и литературы (см., напр.: [Сущий, 2016].
43

Отметим, что выбор творческой профессии влияет на состояние человека на протяжении всей его жизни. Если человек занимается комфортной для себя деятельностью, она будет максимально эффективна и принесет удовлетворение, но при благоприятном отношении со стороны внешней среды (государства и общества), готовых пойти на риск – обеспечить достойные условия профессиональной деятельности.

44 Заключение. Предлагаемая классификация профессий по социотехнологическому принципу в большей мере соответствует современному этапу развития общества, так как на первый план выходят потребности, связанные с научно-технологическим (техническим) решением насущных социально-экономических проблем. С точки зрения постижения сущности процессов изменения мира профессий, исчезновения отдельных из них, появления новых недостаточно использования сложившихся методов исследования (о путях получения профессии, о профессиональном и социальном положении и т.д.). Важно сосредоточиться на следующем — измерять социальные параметры труда, качество характера и содержания труда, условия, средства и способы его реализации, рассматривать влияние внешней среды и оценку достигнутых показателей. Причем решать эти проблемы по типам профессий (не исключая исследование отдельных из них) для выявления общих закономерностей функционирования, что даст убедительные данные о резервах каждой из них, а, следовательно, для более эффективных управленческих решений. Так, одним из действенных средств рационализации труда становится цифровизация. Однако эта проблема в большинстве случаев решается в рамках отдельных организаций различных форм собственности. Это приводит к ограниченным результатам.
45 Отметим, что между типами данной классификации существуют определенные взаимодействия. Они не отделены непреодолимыми границами. Более того, имеют вполне обоснованные взаимосвязи, которые могут взаимно обогащать и способствовать развитию. Разработка и применение социотехнологического метода при исследовании профессий позволит значительно повысить прикладной характер социологических исследований.

Библиография

1. Абрамов Р.Н. Профессиональная культура российских технических специалистов: универсальные элементы //Социологические исследования. 2016. № 9. С. 96–104.

2. Андреева Ю.В., Лукьянова Е.Л. Контексты формирования профессиональных компетенций у рабочей молодежи: завод, вахта, «гараж» // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 105–116.

3. Батыгин Г. С. Профессионалы в расколдованном мире // Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Выпуск 3. Тюмень–Москва, 1994. С. 9–19.

4. Беккер Г. Природа профессии // Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Выпуск 3/94. Тюмень–Москва, 1994. С. 82–90.

5. Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: КАНОН, 1996.

7. Забродин Ю.М. Психодиагностика / Ю. М. Забродин, В. Э. Пахальян ; под общ. ред. Ю. М. Забродина. М.: Эксмо, 2010.

8. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособ. для высшей школы. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.

9. Ильин В. И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ. 1917–1996 гг.: Опыт конструктивистско-структуралистского анализа. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, ИС РАН, 1996

10. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993.

11. Козина И.М., Сережкина Е.В. Производственные факторы стресса в работе российских и французских IT-специалистов // Социологические исследования. 2019. № 5. C. 26–35.

12. Колесникова Е.М., Куденко И.А. Интерес к STEM-профессиям в школе: проблемы профориентации // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 124–133.

13. Константиновский Д.Л., Пинская М.А, Звягинцев Р.С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. 2019. № 5. C. 14–25.

14. Крыштановская О. В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы. М.: Наука, 1989.

15. Лукша О.В. Социология профессиональных групп: определение понятий // Профессиональные группы интеллигенции / Отв. ред. В.А. Мансуров. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2003. С. 61–79.

16. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 38–45.

17. Мир профессий: Человек – техника / Сост. В.Е. Гаврилов. М.: Молодая гвардия, 1987.

18. Мир профессий. Человек – знаковая система. М.: Молодая гвардия, 1988.

19. Ползунова Н.Н. Исследование систем управления (диагностика). М.: Академический проект. 2006.

20. Попова И.П. Социология профессии как проект // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 57–69.

21. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Мир профессий: пересмотр аналитических перспектив // Социологические исследования. 2014. № 8. С. 25–35.

22. Сорокин П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп // Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. Москва: Наука, 1994. С. 333–356.

23. Сущий С.Я. Художественное творчество: тенденции постсоветского периода // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 77–85.

24. Тощенко Ж.Т. От феномена к ноумену: опыт методологического и методического анализа // Социологические исследования. 2019. № 4. с. 3–14.

25. Тощенко Ж.Т. Социология труда: опыт нового прочтения. М.: Мысль, 2005.

26. Фельдман М.А. Директора предприятий тяжелой промышленности 1930-х гг.: динамика социально-профессиональной группы // Социологические исследования. 2021. № 7. С. 113–124.

27. Хьюз Э. Исследование понятий // Социология сегодня: проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 1965. с. 499–501.

28. Чеманкова Е.Д. Женщины-полицейские: как происходит выбор профессии //Социол. Исслед. 2019. № 4. С.126–132.

29. Чередниченко Г.А. Трудоустройство и положение на рынке труда выпускников среднего профессионального образования // Социологические исследования. 2019. № 7. С. 67–77.

30. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996.

31. Autor D.H., Frank Levy F., Murnane R.J. (2003) The Skill Content of Recent Technological Change: An Empirical Exploration // The Quarterly Journal of Economics. Vol. 118(4). P. 1279–1333.

32. Holland J. L. Making vocational choices: A theory of vocational personalities and work environments (3rd ed.). Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, Inc. 1997.

33. Greenwood E. Attributes of a Profession. // Sociological Perspectives on Occupation. F. E. Peacock Publishers, Inc. Itasca Illinois, 1972

34. Leiht K. T., Fennell M. L. Professional work. A sociological approach. Malden: Blackwell Publishers, 2001.

35. Merton R. The sociology of science. Ed. Norman W. Storer. Chicago: Univ. Chicago press, 1973.

36. Murphy R. Proletarization or bureaucratization: the fall of the professional?/ The Formation of professions. Knowledge, State and Stagy. ed. by Torstendahl & Burrage M., Sage Publitions, 1990.

37. Parsons T. Professions // International Encyclopedia of Social Sciences. The Macmillan Company & The Free Press, 1968. P. 536–547.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести